Змея – описание, виды, где обитает, чем питается, фото. Как рожают змеи свое потомство? Доисторический мир пресмыкающихся

Змеи, как и другие рептилии, обитают на Земле в течение десятков миллионов лет, но прослеживание их эволюционного происхождения стало огромной проблемой для палеонтологов. В следующих 11 пунктах статьи, вы найдете фотографии и описание различных древних змей, начиная от динилизия до самой большой доисторической змеи в мире - титанобоа.

1. Динилизия

Естественная среда : редколесье Южной Америки;

Исторический период : позднемеловой период (90-85 млн лет назад);

Размер и вес : около 1,80-3 м в длину и 5-10 кг;

Рацион : небольшие животные;

Отличительные характеристики : умеренный размер; тупой череп.

Создатели фильма "BBC: Прогулки с динозаврами" были довольно хорошо осведомлены о доисторических рептилиях, поэтому непростительно, что в последнем эпизоде "Смерть династии" (1999 года), изображена огромная ошибка с участием змеи динилизия.

Эта доисторическая змея была показана, как угроза для молодняка тиранозавр ов, несмотря на то, что: во-первых динилизия жила на 10 миллионов лет раньше Тиранозавра Рекс, а во-вторых, эта змея была родом из Южной Америки, в то время как Т-Рекс жил в Северной Америке.

2. Эподофис (Eupodophis descouensi)

Естественная среда

Исторический период

Размер и вес : около 1 м в длину;

Рацион : мелкие животные;

Отличительные характеристики : маленький размер; крошечные задние ноги.

Эподофис является классической переходной формой между ящерицами и безногими змеями. Эти рептилии мелового периода обладали крошечными (около 2 см) задними лапами, с характерной бедренной и большеберцовой костями. Как ни странно, эподофис и два других рода (хаасиофис и пахирахис ) ископаемых змей, оснащенных рудиментарными ногами, были обнаружены на Ближнем Востоке, явном рассаднике змей 100 миллионов лет назад.

3. Гигантофис

Естественная среда : редколесье Северной Африки и Южной Азии;

Исторический период : в конце эоцена (40-35 млн лет назад);

Размер и вес : до 10 м в длину и до 500 кг;

Рацион : небольшие животные;

Отличительные характеристики : большой размер; емкие челюсти.

Примерно 10 метров в длину и массой около полутонны, доисторическая змея гигантофис, до недавнего времени считался самой большой змеей из когда-либо живших в мире, пока в Южной Америке не были обнаружены останки древней змеи титанобоа, намного большего размера (15 м в длину и массой около тонны).

4. Хаасиофис

Естественная среда : редколесье Ближнего Востока;

Исторический период : позднемеловой период (100-90 млн лет назад);

Размер и вес : около 1 м в длину;

Рацион : мелкие морские животные;

Отличительные характеристики : умеренный размер; крошечные задние конечности.

Некоторые палеонтологи считают, что хаасиофис состоял в родстве с более древними змеями из рода пахирахис, но большая часть доказательств (в основном имеющих отношение к форме черепа и структуры зубов) помещает этих змей в отдельный род.

Естественная среда : редколесье Южной Америки, Западной Европы, Африки и Мадагаскара;

Исторический период : позднемеловой-плейстоцен (90-2 млн лет назад)

Размер и вес : 3-9 м в длину и массой 2-20 кг;

Рацион : мелкие животные;

Отличительные характеристики : от умеренного до большого размера; строение позвонков.

Как вы можете догадаться из необычно широкого географического и временного диапазона змей рода madtsoia (различные виды madtsoia охватывают временной промежуток в 90 миллионов лет), палеонтологи далеки от точной сортировки эволюционных связей этих доисторических змей.

6. Наяш (Najash rionegrina)

Естественная среда : редколесье Южной Америки;

Исторический период : позднемеловой период (90 млн лет назад);

Размер и вес : около 1 м в длину;

Рацион : мелкие животные;

Отличительные характеристики : умеренный размер; небольшие задние конечности.

В отличие от других родов базальных змей: эподофис, пахирахис и хаасиофис, которые проводили большую часть своей жизни в воде, змеи рода наяш, вели исключительно наземный образ жизни.

7. Пахирахис

Естественная среда : реки и озера Ближнего Востока;

Исторический период : раннемеловой период (130-120 млн лет назад);

Размер и вес : до 1 м в длину и массой около 1 кг;

Рацион : рыба;

Отличительные характеристики : длинное змеиный тело; маленькие задние ноги.

Пахирахис является идеальной промежуточной формой между ящерицами и змеями: эти древние рептилии обладали исключительно змеиным телом, в комплекте с чешуей, головой, как у питона и парой рудиментарных задних конечностей, расположенных в нескольких сантиметрах от конца хвоста.

8. Санаех (Sanajeh indicus)

Естественная среда : редколесье Индии;

Исторический период : позднемеловой период (70-65 млн лет назад);

Размер и вес : до 3,5 м в длину и массой 10-20 кг;

Рацион : мелкие динозавры;

Отличительные характеристики : умеренный размер; ограниченное сочленение челюстей.

Санаех (Sanajeh indicus) значительно уступал по размерам самой большой в мире доисторической змее, но это единственный вид, который с большой уверенностью охотился на динозавров (в основном на детенышей и мелкие виды динозавров до 50 см в длину).

9. Тетраподофис

Естественная среда : редколесье Южной Америки;

Исторический период : раннемеловой период (120 млн лет назад);

Размер и вес : 30 см в длину и массой несколько сотен грамм;

Рацион : насекомые;

Отличительные характеристики : маленький размер; четыре рудиментарные конечности.

Тетраподофис имеет сомнительное происхождение - он якобы был обнаружен в Бразилии, но никто не может точно сказать, где и кем, а также как ископаемые останки попали в Германию. Некоторые палеонтологи сомневаются, что тетраподофис является настоящей доисторической змеей.

10. Титанобоа

Естественная среда : редколесье Южной Америки;

Исторический период : палеогеновый период (60 млн лет назад);

Размер и вес : до 15 м в длину и массой около 1 т;

Рацион : животные;

Отличительные характеристики : гигантский размер; маскировочный окрас.

Титанобоа - самая большая доисторическая змея в мире, которая когда-либо жила на нашей планете. Она достигала до 15 м в длину и весила около 1 т. Единственная причина, почему она не охотилась на динозавров заключается в том, что титанобоа появилась через несколько миллионов лет после их гибели. В статье " ," вы сможете ознакомится с массой интересной информации о этих гигантских змеях.

11. Вонамби

Естественная среда : равнины Австралии;

Исторический период : эпоха плейстоцена (2 млн - 40 тысяч лет назад);

Размер и вес : 5-6 м в длину и массой около 50 кг;

Рацион : животные;

Отличительные характеристики : большой размер; примитивная голова и челюсти.

Хотя австралийские вонамби не были напрямую связаны с современными питонами и удавами, эти змеи имели схожий стиль охоты: сжимая свои мышечные кольца вокруг ничего не подозревающих животных и медленно душа их до смерти.

Древние рептилии являются объектом исследований современных палеонтологов. Гигантофис - один из самых ярких представителей змей, причем название ей было дано не случайно. Оказывается, она обладала по-настоящему гигантскими размерами.

Гигантофис - это змея, которая существовала на планете около 40 миллионов лет назад. Подобно многим представителям древнего мира, она вымерла. Причиной гибели рептилий, как предполагают современные ученые, стало глобальное изменение климата.

Гигантофисы жили на территории Северной Сахары. В настоящее время там находятся такие государства, как Египет и Ливия. Оказывается, эти змеи имели очень крупные размеры и некоторые ученые даже называют их гигантскими. Считается, что гигантофисы были примерно на 10 % длиннее самых крупных современных змей.

В высоту древние рептилии доходили до 50 сантиметров, а в длину - до 10,7 метров. При этом они весили около 700 килограмм. По размерам гигантофисы могут сравниться только с южноамериканской змеей титанобоа.

Передвигались древние рептилии по земле путем сокращения мышц и изгибания длинного тела. Гигантофисы обитали на побережьях озер и болот. У этих представителей животного мира была относительно небольшая голова и внушительных размеров туловище, покрытое блестящими чешуйками. Как и многие современные змеи, гигантофисы использовали технику удушения для добывания пищи. Питались они крупными млекопитающими. На иллюстрациях одного современного художника можно увидеть, как древняя рептилия охотится на свою жертву, а затем настигает ее и обвивает всем своим длинным телом, готовясь поглотить добычу. Также рептилии питались небольшими животными и птицами.

Впервые гигантофис был описан британским ученым Чарльзом Эндрюсом в 1901 году. Но пол века спустя французским палеонтологам удалось узнать об этих змеях еще больше на основании проведенных ими раскопок и извлеченных из недр земли останков.

Скелет у гигантофисов был развит достаточно хорошо. Об этом свидетельствуют найденные палеонтологами фрагменты позвонков. Современным ученым не удалось собрать модель гигантской рептилии полностью, но отдельные части представлены в некоторых зарубежных музеях.

Специалисты смогли воссоздать компьютерную модель останков и даже сделать несколько искусственных макетов на фоне скелетов человека и некоторых млекопитающих, чтобы можно было наглядно представить, какими крупными размерами отличалась рептилия, каковы были особенности строения ее гигантского тела.

Гигантофисы вызывают интерес у многих современных людей. Речь идет даже не о тех, кто много знает о представителях древнего животного мира. О гигантских рептилиях было снято множество научных и даже популярных фантастических фильмов. Именно после выхода их на экраны о гигантофисах стали известно широкому кругу зрителей. Более точную информацию о жизни древних змей можно найти на страницах научных трудов великих ученых. В данном случае у всех интересующихся появляется возможность узнать много нового, причем эта ценная информация отличается правдивостью. К сожалению, режиссеры некоторых известных фильмов предлагают зрителю свое видение того, как жили древние животные. Зачастую это не совпадает с действительностью и у людей складывается не совсем верное представление о том, что было очень давно на планете Земля.

Совсем недавно останки гигантофисов были найдены на территории Пакистана. Однако, некоторые ученые сомневаются в их принадлежности к древним рептилиям. Они считают, что окончательные выводы можно будет сделать лишь после ряда сложных экспертиз.

Гигантофис - древняя змея, обладавшая по-настоящему гигантскими размерами. Отдельные особи имели длину до 10, 7 метров. До недавнего времени эти представители животного мира считались самыми крупными рептилиями, но затем уступили первое место южноамериканской титанобоа.

Spawns four totems that each provide a stacking buff, much like the old brawl against Мингус Коппс , which was introduced in Mists of Pandaria. Kite and rotate Древний Змей to the different totems to avoid the buffs getting too powerful and clear stacks from the other titems. Aim at avoiding the healing and defensive totem as much as possible; or pick a combination that suits your playstyle. The red totem is damage, the green is healing, the white is defense, and the blue is haste.

Комментарий от Fatwall

If you cycle between just two of the totems, the buffs they apply to the boss won"t drop off.

If you want the buffs to reset, you"ll likely need to at least juggle three different buffs on the boss.

Комментарий от BlueInferno

This boss also uses the Токсичное столкновение ability, so keep on the move or else he will one-shot you

As soon as he spawns, position him by the totem immediately to your left (haste buff). Burst him down and bring him to the top left totem (defensive) when he reaches anywhere between 10-13 haste buff stacks. Keep him at the defensive totem until he is clear of the haste buff (~35 s) and them back to the haste totem. Rinse and repeat.

It may be a dps check for some, depending of gear level, so be sure to take

Нам рассказывали сказки, что ящеры или драконы мифические создания. Однако летописи говорят, что это были реальные животные, которые водились в ещё средневековой Руси.

Например, в 1092 году летописец записал: «Стали темны облака, и протянулся из-за них змей великий, голова в огне, а головы три, и пошел от него дым, и начался шум, словно гром».

Многим, конечно, известно о том, что наши предки во времена язычества поклонялись Перуну, Святовиту, Даждьбогу и другим идолам. А вот о поклонении живым "богам" знают немногие.

Змей Горыныч

Многоголовость Горыныча - непременная его черта. Чаще всего он предстаёт трёхглавым. Другие черты упоминаются реже или не упоминаются вовсе. В большинстве случаев у Змея отмечается способность к полёту, но о крыльях его, как правило, ничего не говорится. Так, во всем афанасьевском сборнике русских народных сказок лишь один раз сообщается об «огненных крыльях» (сказка «Фролка-сидень»). Тело Горыныча в сказках не описывается, однако на лубочных картинках, изображающих Змея, излюбленными деталями являются длинный хвост стрелой и когтистые лапы. Еще одной важной особенностью является его огневая природа, однако как именно извергается огонь, сказки не описывают. Огонь Горыныч носит в себе и извергает его в случае нападения. Кроме огненной стихии он связан и со стихией водной, и две эти стихии не исключают друг друга. В некоторых сказках он живёт в воде, спит на камне в море. В то же время Змей Горыныч живёт в горах (возможно также, что отчество произошло от славянского имени Горыня). Впрочем, такое местопребывание не мешает ему быть морским чудовищем. В некоторых былинах и сказках он живет в горах, но когда герой к нему приближается, он выходит из воды.

Появление 3мея Горыныча сопровождается грозным шумом, как «дождь дождит» и «гром гремит».

Стоит только ему приблизиться, как тут же наступает тьма, поднимается ветер, а мать-земля страдальчески стонет; Как и классический дракон, Змей Горыныч - страж. Он стережет границы колдовского "тридесятого царства за тридевятыми горами”. В названное тридесятое царство можно попасть через Калинов Мост, перекинутый над широкой, иногда огненной рекой. Но как раз этот-то мост и стережёт Змей Горыныч, никого не пропустит - ни птицу, ни зверя, ни пешего, ни конного, всех сжигает или пожирает.

В других версиях Змей - опять-таки аналогично классическому дракону - стережет не границу, а саму сердцевину этой волшебной страны, "держит вахту” при том, что в "тридесятом царстве” самое ценное - сокровища, золотые яблоки, живая вода, а-то и красавица-царевна, местная или же похищенная. Герой - Иван Царевич либо Иван-дурак - должен победить Горыныча в бою, отрубить ему все три головы, а тело сжечь. И быстренько ретироваться, потому что у Змея обычно имеются очень даже мстительные родственнички.

В былинах XI века говорится, что Змей Горыныч похищает красивых девушек (среди которых часто бывают царевны), чтобы запугать народ, или просто чтобы полакомиться ими. В русской былине "О Добрыне Никитиче и Змее Горыныче" Змей Горыныч похитил Забаву Путятишну - племянницу киевского князя, а Добрыня Никитич её освободил. Любопытно, что перед поединком богатырь уничтожает детёнышей Горыныча, которые больше походят на гадюк, чем на грозного отца и, почему-то оказываются в чистом поле без всякой защиты. У южных славян Змей считался виновником засухи, и его изгоняли, чтобы вызвать дождь.

Чудо-Юдо

Некоторые исследователи считают что это ещё одно имя Змея Горыныча. Действительно, внешне они очень похожи. Вообще, слово „чудо" в старину означало великана.

Возможно он исходит ещё из праславянской мифологии (согласно ряду авторов является своего рода кочующим сюжетом из более ранних, дославянских верований). Изначально не имело явно выраженной отрицательной роли в повествованиях. Пол персонажа также менялся по прошествии времени: от женского к мужскому, и к среднему роду, соответственно. Единого мнения о происхождении персонажа, в работах этнографов и культурологов, на сегодняшний день не сложилось. Природа персонажа в дошедших до нашего времени повествованиях, зачастую, напоминает морские чудища античной мифологии.

Число голов обычно кратно трем, чаще всего их бывает 3, 6, 9 и 12, но бывает и 5 и 7. (ИМХО это перебор, всё таки головы, облепившие тело, как опёнки пень сильно ухудшают аэродинамику, да и шеи могут легко запутаться. Но оставим это на совести былинников.)

Он обладает огненным пальцем, который позволяет регенерировать срубленные головы. Живёт Чудо-Юдо в каменных палатах, где у него есть жёны-колдуньи и мать-змеиха.

Чудо-Юдо владеет двумя волшебными источниками: если испить из одного, то станешь могучим богатырем, из другого - волосы золотые.

Огненный Змей

В разных областях Древней Руси называли его по-разному: Любак, Волокита, Любостай, Летун, Летавец, Носак.

В 1092 году летописец записал: «Стали темны облака, и протянулся из-за них змей великий, голова в огне, а головы три, и пошел от него дым, и начался шум, словно гром».

Свое прозвище змей получил от многометрового огненного хвоста, который при полете извивается (вот откуда взялось прозвище «змей»), а огнедыханием сия «рептилия» не обладала, так как в буквальном смысле была летающим шаром огня, весьма похожим на шаровую молнию.

Огненный змей - воплощение змеиной хитрости и силы, которое летает над селами и проникает в избы одиноких девушек и женщин. Если он полюбит девицу, то зазноба неисцелима вовек.

Этот крылатый южнославянский дракон живет на скалах, порой в пещерах, а иногда - прямо на облаке. Летая, он изрыгает огонь. Тело огняника покрыто блестящей, отливающей всеми красками чешуей. Огонь отражается в ней, и полет дракона выглядит как блеск молнии. На землю опускается он с шумом и громом, рассыпаясь искрами.

Несомненно, что с образом огняника народное сознание отождествляло грозу.

Предание приписывает дракону богатырскую силу, знание целебных и приворотных трав, обладание несметными богатствами и умение обольщать особ женского пола. Так и хочется предостеречь: «Девушки! Бойтесь любви огняника: она приносит горе, болезнь и смерть».

Как во граде во Лукорье прилетал огняник, увидит девушку и обольстит.

Но и сам огняник подвержен чарам - надо только узнать секрет отворотного зелья да и напоить им дракона. Так можно избавиться от его вредоносной любви.

Змей Полоз

Чудовище, соединяющее в себе черты пресмыкающегося, птицы, животного, человека.

Рассказы о Полозе, змеином царе, след которого указывает на местонахождение сокровищ, были популярны среди кладоискателей, горнодобытчиков.

«Когда ползет Полоз такой сильный, что от него трава горит.»

Персонаж восточнославянской мифологии.

Змиулан является богом источников, колодцев, змей и туч. Связь с водными стихиями указывает на его Навью природу (Навь в восточнославянской мифологии дух смерти, а также мертвец).

В поверьях южных славян Змиулан - это демон змеевидный, обитающий в дупле древнего дуба.

Является царём змей, имеет крылья.

Змей Саратовской губернии

Темноволосый, со ведро толщиной, две сажени (4,26 м) протяженностью, с человеческой головой. Говорит человеческим языком, но двусмысленно. На лубочных иллюстрациях у змея когтистые лапки и нескончаемый шлейф.

Кокатрис или Змей-петух

Кокатрис выглядит похожим на петуха с хвостом змеи.

Он не имеет всей разрушительной мощи Василиска, но имеет с ним одну общую черту - если человек посмотрит в глаза Кокатриса, то превратится в камень. Наследует гораздо больше признаков петуха, чем змеи (как ящероподобный Василиск).

Змей Велес (Цмок)

Бог земледелия и скотоводства. Один из древнейших восточнославянских богов, бог-облачитель, который покрывает небо дождевыми тучами, выгоняет на небесные пастбища облачные стада. В качестве "скотьяго" бога Волос заведовал небесными стадами, был их владыкою и пастырем, но потом ему было приписано покровительство и охранение обыкновенных, земных стад. Наряду с характером пастушеским, Волосу придано значение бога, помогающему трудам земледельца.

С древнейших времен скот считался основным богатством племени, семьи. Поэтому бог Велес был еще и богом богатства.

Согласно преданиям Бог-Змей сочетает в своем облике мохнатость и чешую, летает с помощью перепончатых крыльев, умеет выдыхать огонь, хотя самого огня (особенно молнии) очень боится. Змей - Велес большой любитель молока, отсюда его второе имя - Цмог, Цмок или Смог (Привет Толкину), что по старославянски значит Сосун.

Аспид - это чудовищный крылатый змей, который имеет птичий нос и два хобота, крылья у него пестры и горят-переливаются, словно самоцветные камни. По некоторым сказаниям, впрочем, монстр непроглядно черен. Отсюда выражение «аспидно-черный цвет».

В какие края повадится летать Аспид, те места опустошит. Живет он в каменных горах, а по другим сказаниям - на мрачном, суровом, лесистом севере, и на землю никогда не садится: только на камень. Его невозможно убить стрелой, можно только сжечь...

Можно заговорить и извести змея - разрушителя "трубным гласом", от которого горы сотрясаются. Тогда оглушенного аспида колдун или знахарь хватал раскаленными клещами и удерживал, "пока змей не погибал".

Тугарин Змей

Все его имена обычно включают мотив "змеиности" - Змей Тугарин, Змей Тугаретин, Тугарин Змеевич, Змеище Тугарище.

В русских былинах и сказках мифологизированный образ злого, вредоносного существа змеиной природы.

Главный текст, в котором выступает Тугарин - былина о бое Алеши Поповича с Тугарином в разных ее вариантах. При выезде Тугарина на поединок его конь ржет по-звериному, Тугарин свистит по-змеиному. Вокруг Тугарина оплетаются змеи огненные. Он грозит Алёше Поповичу задушить его дымом, засыпать искрами, опалить огнём-пламенем, застрелить головнями.

Тугарин связан и со стихией воды, и бой с Алёшей Поповичем обычно происходит у реки Сафат. Но вместе с тем Тугарин и летающий змей. Он носится по поднебесью на своих бумажных крыльях, которые отказывают ему, когда оказываются вымокшими под дождём (что-то былинники не в ладах с логикой).

Сем - был известен всему славянскому миру. Несмотря на распространение христианства, его изображения встречаются на надгробиях даже в XV в. Изображается в виде двуногой змеи или двуногой ящерицы.

Он покровитель дома и его обитателей. В каждом доме был свой Сем, котоpомy в даp сжигали в печи кyp, чтобы никто из дома не убегал, чтобы все деpжались тpезво и почтительно.

Сем охpанял дом и людей, в его доме живyщих.

Змей Ящер (Юша, Рыгл, Волховец)

В одних регионах Руси Ящер был божеством рек и рыболовства. В других это был подземный Змей, вызывающий в земле землетрясения и извержения вулканов. Этот змей был похожь на гигантского крокодила.

Практически все славянские племена, которые поклонялись Ящеру, считали его поглотителем солнца, ежевечерне опускающегося за пределы мира и подземной рекой плывущего на восток. Река эта течет внутри двуглавого Ящера, проглатывающего солнце своей, западной пастью и изрыгающего из восточной.

Ящеру были посвящены гусли, слушать игру на которых он очень любил и за хорошую игру щедро награждал. В предании о Садко Ящер за хорошую игру на гуслях даровал маэстро РЫБ ЗОЛОТО ПЕРО, то есть Золотых Рыбок. Святилище Ящера располагалось на болотах, берегах озер и рек. Береговые святилища Ящера имели идеально круглую форму. В качестве жертв Ящеру кидали в болото черных кур, а также молодых девушек, что отразилось во многих поверьях.

Также ему приносили человеческие жертвы во время весеннего ледохода, когда верующие в экстазе бросались в реку и топились, оказывая тем самым почет этому божеству.

Обычай приносить в жертву подводному богу человека существовал на севере в преобразованном виде вплоть до начала XX в. Старики делали чучело и в дырявой лодке отправляли его в озеро, где оно и тонуло. Другой жертвой, приносимой Ящеру, был конь, которого сначала выкармливали всей деревней, а потом топили.

Чёрный Змей

Чернобог, Кощей Бессмертный - воплощение всех темных сил, родился от мировой Уточки в начале творения. Низвержен в подземное пекельное царство. Бог холода, уничтожения, смерти, зла; Бог безумия и воплощения всего плохого и черного.

Чернобог изображается то в виде гигантского тысячеголового "Змея лютого, Змея Чeрного, многоглавого"; "У того-то Змея тысяча голов, у того-то Змея тысяча хвостов", то в виде человека или демона с человеческими чертами, окрашенного в черный цвет с посеребренными усами.

Описания слишком туманны и крайне мифологизированы.

Ему приносят жертвы перед началом важнейших дел, например, перед выступлением в военный поход. Жертвы приносят часто кровавые и человеческие, убивают пленников, рабов и коней.

Тем не менее для Чернобога характарна противоречивая двойственность.

С одной стороны - это ужасное божество, начало всех злоключений и пагубных случаев. Сему страшному духу приносились в жертву сверх коней, не только пленные, но и нарочно ему предоставленные для сего люди. А как все народные бедствия приписывались ему; то в таковых случаях молились и жертвовали ему для отвращения зла.

С другой стороны - это сильный бог, бог телесной крепости, мужества, бог войны, храбрости и военных доблестей, бог победоносной славы.

В мифологии южных славян так назывался чудовищный хвостатый змей с лошадиными глазами и крыльями под коленями. Обычно у него три головы и девять языков, - шестикрылый, двенадцатихвостый, с лошадиными глазами.

Размерами же халы так велики, что головы их находятся в облаках, а хвосты тянутся по земле. Повелитель черных туч, ураганов, града, смерчей, туманов, от которых страдают нивы и сады. Халы воинственны, они насмерть дерутся друг с другом за волшебный посох - и тогда сверкает молния, гремит гром, выпадает снег и град. Объединившись,голодные халы нападают даже на Солнце и Луну, заслоняют их крыльями (так происходят затмения), стараются пожрать светила, тогда они приобретают кроваво-красный цвет. Перед большими людскими праздниками халы водят хороводы, подымая вихри. Беда тому, кого ненароком захватит такой вихрь - несчастный может сойти с ума.

Случается халам превращаться в незримых людей, животных, но и таких оборотней может увидеть человек - если он шестипалый. Защищают людей от халы те существа, которые рождаются от брака Огненного Змея с женщиной. Эти малютки - полулюди, полузмееныши с крошечными крылышками. Как только родится такое существо, его мать должна в одну ночь соткать полотно на рубашку, скроить и сшить ее, иначе ребенок не вырастет змеем-защитником, некому будет защищать село от халы. При наступлении бури человечек с крылышками сразу засыпает и его душа - Зду-хач - отлетает, чтобы сражаться с халой. Его нельзя будить и даже трогать, ибо душа, возвращаясь, должна найти тело в прежнем положении, чтобы войти в нее. Иначе волшебное существо умрет и хала одолеет людей.

Йилбеган

В некоторых мифах тюркских народов Сибири он является крылатым драконом, а в некоторых многоголовым чудовищем-людоедом, который едет верхом на быке с девяносто девятью рогами.

Эпилог, или он, она и Змей

Образ древнерусского дракона весьма примечателен. С одной стороны, дракон на Руси воспринимался как персонифицированное зло: он крадет женщин (и, кстати, молодых мужчин - особенно знатного рода), разоряет волости и в целом ведет себя асоциально. Он также ассоциируется со стихией огня: "Горыныч" этимологически восходит к слову "гореть", а уж во вторую очередь - к слову "гора", внутри которой он проживает. Дракон многоголов, шумен и опасен. Таким образом, налицо вроде бы западный тип прожорливой крылатой рептилии.

С другой стороны, дракон в некоторых русских былинах предстает как существо широко мыслящее, умное (и впрямь, имея три головы, простаком быть неприлично), знающее закон и не чуждое тонкостям юридического крючкотворства. В одной из былин Змей предлагает Добрыне вместо кровопролития составить пакт о ненападении и, на основании этого документа, разойтись с миром. Но едва Добрыня, уверенный в том, что успешно и навсегда решил все вопросы, теряет бдительность, Змей начисто забывает о соглашении и тут же его нарушает. И, совсем уже в русле восточной традиции, дракон из русских сказок, который выступает в них под множеством творческих псевдонимов - Огненный Змей, Змей Тугарин, Змиулан, - не мыслит себе жизни без стихии воды: рек, озер, топей, низин и, конечно, дождей и гроз. Когда он появляется над Русью-матушкой, гром гремит и "дождь дождит". А ведь по сей день, когда по весне приходится ждать осадков особенно долго, иной китайский крестьянин уверен, что причина всему - плохое настроение драконов, которым попросту лень выползти из своих подземных нор, подняться в небо и устроить хороший ливень. Одним словом, русский Змей Горыныч - это западный дракон "с раскосыми и жадными глазами". Двумя лапами он в Европе, двумя - в Китае, то есть он - подлинный евразиец.

Впрочем, русская эпическая традиция не была бы собой, если бы не перевесила все же некоторые вывески. В особенно интересном свете предстает и проблема дракона как воплощения сексуальности.

Языческий русский дракон - это в первую голову опасный соперник мужчины в борьбе за сердце женщины. В былинах и сказках о нём, проблема героического драконоборения почти всегда сводится к сюжетной кульминации истории с адюльтером. Конечно, этот "любовный" мотив был силен и на Западе, но западная принцесса, если можно так выразиться, не столь падка на драконовы обольщения (или слишком труслива?). Западный дракон обычно завладевает принцессой силой, похищает и уносит ее, вопящую от ужаса, на своей спине (не в лапах!) и прячет в пещере. Но вот после этого, он почему-то теряет к ней всякий интерес и предпочитает терпеливо ждать, когда же наконец очередной «рыцарь без страха и упрёка» не соберётся освободить пленницу.

Мне всегда было интересно, зачем тогда было похищать глупую принцессу? И почему дракону бы не съесть или спалить её, завидев приближение освободителя и тем самым отравить ему триумф? К тому же мне кажется, что 90% «ланселотов» убедившись, что спасать больше не кого, предпочли бы с драконом не связываться, ведь уже нет той, за спасение которой король отвалит полцарства и сто сундуков золота впридачу. Похоже ленивый дракон похищает царевен для того, чтобы еда сама шла ему в лапы, заедается всё больше и больше, незаметно для себя набирая вес и теряет бдительность, покуда не растолстеет до того, что станет достаточно неповоротливым, чтобы враг смог его смог одолеть.

В то же время русскому дракону зачастую достаточно его личного обаяния, чтобы принцесса с радостью сбежала с ним сама. Да и имена многих древнерусских дараконов говорят сами за себя: Любак, Волокита, Любостай.

Sex appeal русского дракона побольше, чем у Роберта Паттинсона и вампира Алукарда вместе взятых. Быть может, поэтому уносить красавицу на свою территорию он стремится редко, предпочитая радостям пещерной страсти холостую жизнь наедине со своими драгметаллами и дензнаками, которых у него, как и у западного собрата, всегда "несчётно".

Зачастую русскому дракону достаточно лишь соблазнить красавицу - утвердив посредством этого свою мужественность и силу. Похищение же зачастую не входит в его планы. Русский дракон - это в первую очередь коварный ловелас, бессердечный сердцеед, дамский угодник в змеином обличье. Известна сказка, где Змей Горыныч, служащий поваром у Ивана, купеческого сына, соблазняет его жену, Елену Прекрасную. Прелюбодеи тщательно лелеют планы устранения обманутого супруга, однако случайность путает карты, и в конце сказки, как у Шекспира, гибнут все - и Иван, и дракон, и Елена. В другой сказке похотливому дракону удается добиться любви прекрасной царевны. Единственным препятствием для счастья нашей влюбленной пары является брат девушки, Иван-царевич, который, к сожалению, твердо стоит на позициях самой дремучей викторианской морали. Дракон учит царевну, как сжить брата со свету, однако Иван-царевич все же берет над хитростью верх и с мечом в руках объясняет прелюбодеям, что социальный запрет на межвидовой секс, пока ещё остаётся в силе, и наказание за него - пока что никто не отменял.

Итак, русский дракон - это персонификация стихии мощных сексуальных желаний, многие из которых, со всей очевидностью, проходят по ведомству "садо-мазо".

Ты - безжалостный, сильный, жестокий, а я - маленькая, беспомощная, ранимая принцесса!

Ты - мужественный, соблазнительный и умелый, а я - красивая, страстная и неудовлетворённая скучным, противным и повёрнутым на морали мужем. Как вариант - затюканная братьями-ханжами.

Ты - невероятно крут, пафосен, потрясающе брутален, и до жутиков фатален! А я... Ну ты уже и так всё понял. ^_^

Дракон - порождение природы, которой изрядно надоела ханжеская культура с ее вечным "нельзя", это мужественность в своем первичном, не признающем табу обличье. А потому, чтобы завоевать свою Забаву Путятишну, русский герой должен сразиться с драконом, присвоив таким образом все его качества - в частности, неукротимость, роковое обаяние, изобретательность и, наконец, сокровища. Чтобы потом, самодовольно позируя былинникам речистым и безбожно завирая о своих подвигах, как бы невзначай бросить своей Забаве: "Теперь-то ты видишь, что я не менее крут, чем он?"

Взгляд на дракона как на соперника-соблазнителя, характерный для славянской языческой традиции, христианской русской культурой унаследован не был. По мере христианизации Руси набирал популярность совсем другой образ дракона, уже известный нам и из греческой мифологии, Откровения Иоанна Богослова и западной средневековой традиции - образ дракона-сатанаила, "твари богомерзкой".

Самым востребованным сюжетом драконоборения становится подвиг святого Георгия (также Егория Храброго). В четырнадцатом веке изображение Поединка Номер Один попадает на эмблему, а позднее - в центр герба города Москвы и становится частью государственного герба Российской империи, символизируя историческую драму народа-богоносца, наперекор всем напастям противостоящего Мировому Злу.

Тем не менее драконы ещё долго оставались популярны в качестве символа мужества и духовной силы, о чём свидетельствуют эти ювелирные украшения.

Позднее христианское отношение к драконам, всё таки, одержало верх, но драконы не зря обладают волшебной силой. Потерпевшие, казалось бы сокрушительное поражение, забытые и низведённые до уровня детских страшилок они смогли вернуться из небытия и снова расправить над миром свои крылья, делясь своей силой и мудростью со всеми - кто умеет слышать и слушать.

Откуда взялись змеи

Змеи демонстрируют чудеса адаптации и эволюционного успеха, причём с тех времён, когда с лица Земли исчезли динозавры. Но откуда они взялись? Как четвероногая рептилия превратилась в змею? Где переходные формы, подтверждающие такую эволюцию?

На самом деле потеря ног - простейшая часть трансформации. Это произошло со многими группами четвероногих животных, и все они развивались независимо. К безногим рептилиям относятся не только змеи, но и группа существующих ныне амфисбен, а также некоторые ящерицы, в том числе отдельные сцинки, австралийские чешуеноги, веретеницы и желтопузики. Среди амфибий выделяются безногие (Apoda ), у которых развились червеобразные тела, а также сирены, сохранившие укороченные передние конечности и утратившие задние. Кроме того, минимум две вымершие группы амфибий, аистоподы и лисорофиды, тоже стали безногими. Практически все эти животные зарывались в землю, поэтому без конечностей им было, очевидно, проще пробираться через грунт или мягкий ил. Есть простая причина, по которой легко утратить конечности. Развитием зачатков конечностей и самих лапок управляет определённый набор Hox-генов и Tbx-генов: стоит им перестать отдавать команду отращивать конечности - и те исчезают.

Тем не менее представляется маловероятным обнаружить ископаемую змею, которая находилась бы на этапе потери конечностей. Как правило, змеи плохо фоссилизируются, поскольку их тело состоит из сотен тонких позвонков и рёбер, а они ломаются и расчленяются. Известны единичные экземпляры по частично сохранившимся или полным скелетам. Большинство ископаемых змей обнаружены по нескольким позвонкам, и внешний облик животного выстраивается по скудным данным о форме позвоночника.

Несмотря на эти препятствия, палеонтологическая летопись содержит много замечательных окаменелостей, позволяющих отследить переход от четвероногих ящериц к безногим змеям. На первом этапе находим множество фрагментарных окаменелостей из юрского периода. Далее следует Adriosaurus microbrachis - ископаемое животное, найденное в 2007 году в среднемеловых породах (возраст - около 95 млн лет) на территории Словении (рис. 13.3, А ). Это название переводится как «адриатическая ящерица с маленькими передними лапками». Адриозавр был очень тонкотелой длинной морской ящерицей с полностью функциональными передними лапками, но неработающими рудиментарными задними конечностями.

Рис. 13.3. Промежуточное ископаемое звено адриозавр: у этого животного были крошечные передние лапки, но полноценные задние конечности: (А ) скелет; (Б ) реконструкция внешнего облика (иллюстрации предоставлены M. W. Caldwell)


Далее встречаем разнообразных змей, у которых уже нет передних конечностей, но по-прежнему сохраняются крошечные нефункциональные задние. Например, Najash rionegrina была земляной сухопутной змеёй; она описана в 2006 году по окаменелостям в возрасте около 90 млн лет, найденным в формации Канделерос на территории Аргентины (Нахаш - древнее библейское наименование змея, жившего в Эдемском саду). У Najash сохранялся тазовый пояс - позвонки, сочленяющиеся с крестцом, а также рудиментарные задние конечности, в которых имелись бедренные и берцовые кости.

Ещё более специализированными и змееподобными являются экстраординарные ископаемые пресмыкающиеся, найденные в позднемеловых морских породах на территории Израиля и Ливана. Из этих ископаемых лучше других сохранился Haasiophis terrasanctus (рис. 13.4). Имя этому животному - Змея Хааса из Святой Земли - дали в честь австрийского палеонтолога Георга Хааса, обнаружившего его местонахождение и успевшего описать окаменелость до своей смерти в 1981 году. Хаасиофиса нашли в известняках близ местечка Эйн-Ябруд на территории Иудейских гор, что в районе города Рамалла на Западном берегу реки Иордан. Возраст окаменелости - 94 млн лет. Она представляет собой почти полный скелет (88 см в длину), в котором не хватает лишь кончика хвоста. Череп и большинство позвонков выглядят примерно так, как у большинства других примитивных змей. Однако здесь присутствовали и задние конечности - очень маленькие, но с бедренной костью, обеими берцовыми и частью ступни. В отличие от задних конечностей Najash , тазовые кости Haasophis очень маленькие и уже не связаны с позвоночником; они полностью рудиментарны и бесполезны. Haasophis и многие другие змеи мелового периода, видимо, имели вертикальный плавник и хвост, напоминавший весло, как современные морские змеи.

Рис. 13.4. Двуногая змея хаасиофис: (А ) полностью сочленённый скелет с сохранившимися рудиментарными задними конечностями (крупные тёмные блоки - пробковые вставки, благодаря которым на образец ничего нельзя положить); (Б ) фрагмент рудиментарных задних конечностей (иллюстрации предоставлены M. Polcyn, Южный методистский университет)


Чуть более крупная змея из Эйн-Ябруда называется пахирахис; её Хаас описал в 1979 году. Хотя данные окаменелости более фрагментарны, чем у хаасиофиса, на метровом теле также имеются крошечные рудиментарные задние конечности. Рёбра и позвонки пахирахиса очень толстые и плотные, что, вероятно, помогало ему плавать на большой глубине в меловых морях.

Третья змея из морских ближневосточных известняков - Eupodophis descouensi , найденная на территории Ливана (недалеко от Эйн-Ябруда) в породах возрастом около 92 млн лет (рис. 13.5). Родовое название этого животного означает «настоящая змея с ногами», а видовое дано в честь французского палеонтолога Дидье Декуэна. Это существо имело 85 см в длину, примерно столько же, сколько хаасиофис, но его конечности были редуцированы ещё сильнее, чем у двуногих змей мелового периода: хаасиофиса и пахирахиса.

Рис. 13.5. Двуногая змея эуподофис: (А ) полный скелет с сохранившимися рудиментарными задними конечностями; (Б ) фрагмент позвоночника, на котором также заметны рудиментарные задние конечности (иллюстрации предоставлены M. W. Caldwell)


Таким образом, не только рудиментарные задние конечности нескольких вымерших позднемеловых морских змей, но и рудиментарные тазовые и бедренные кости (иногда с крошечными отходящими от них «веточками») примитивных ныне живущих змей, в частности удавов и их родичей, - немые, но убедительные свидетельства происхождения змей от четвероногих существ.

Но каков общий предок всех змей? Первые идеи об этом высказал один из пионеров палеонтологии и герпетологии Эдвард Дринкер Коуп, заметивший, что анатомически змеи во многом схожи с варанами, например с австралийскими и комодскими (тем более с мозазаврами - морскими ящерами мелового периода). Анатомические факты тоже, видимо, подкрепляют родство змей с варанами, а последние данные молекулярной биологии - нет; они неоднозначны. Одни молекулярные последовательности позволяют считать змей ближайшими родичами варанов, другие не позволяют считать их родственниками какого-либо из ныне существующих семейств ящериц.

Точка зрения, согласно которой змеи потеряли конечности, переселяясь в море, вероятно, подкрепляется многими окаменелостями морских змей из меловых пород восточного Средиземноморья (Словения, Израиль, Ливан). Согласно этой версии, утрата ушных раковин и появление цельных прозрачных змеиных век может быть обусловлены адаптацией к плаванию, а не к норному образу жизни.

Другая зоологическая школа развивает идею о том, что змеи могли произойти от земляных, а не от плавающих ящериц - таких, как калимантанский земляной безухий варан. Сторонники этой идеи считают, что прозрачные веки должны были предохранять змеиные глаза от грубого крупного песка при зарывании в землю, а ушная раковина могла исчезнуть, потому что без неё грязь меньше попадает в ушную полость. «Сухопутные» адаптационные черты Najash согласуются с данной точкой зрения, хотя он жил несколько позднее, чем морские змеи хаасиофис, пахирахис и эуподофис. Самой примитивной из всех известных змей является кониофис, имевший ящеричью голову и змеиное тело. Правда, его окаменелость слишком плохо сохранилась, чтобы по ней можно было судить о конечностях животного. Тем не менее он был сухопутным, а не морским. Водяная ящерица адриозавр - ещё более примитивный родич змей. Она имела четыре лапы и плавала в океане.

Соответственно, тайна ближайших родичей змей ещё не раскрыта. Именно так развивается наука: противоречия наподобие вышеупомянутых очень важны для научного процесса, только так мы можем тщательно изучать все факты и не отбрасывать имеющиеся версии. Независимо от того, как в итоге разрешится спор, есть факт: многие окаменелости обладают чертами, иллюстрирующими переход от четвероногости к двуногости и далее к безногости. Это подтверждает, что змеи произошли от четвероногих предков.

  • Сергей Савенков

    какой то “куцый” обзор… как будто спешили куда то