Завоевание Персии (Ирана) арабами. Арабское войско Арабские воины эпохи великих завоеваний

При первых преемниках пророка Мухаммада оформилось мусульманское государство - Арабский халифат со столицей в Медине. Оно утвердилось на всём Аравийском полуострове, а потом стало бороться за распространение своего влияния в других землях.

К середине VII в. арабы завоевали Сирию, Ирак, Палестину, Иран, Закавказье, в Северной Африке они подчинили Египет, Ливию (найдите эти территории на карте).

В начале VIII в. арабы, создавшие к тому времени мощный флот, преодолели Гибралтарский пролив и вторглись на европейскую территорию. Они разбили Вестготское королевство в Испании, а затем направились на север, в земли франков. Дальнейшее их продвижение было приостановлено после битвы при Пуатье (732 г.), где арабское войско потерпело поражение от франков, возглавляемых Карлом Мартеллом. Но практически весь Пиренейский полуостров попал под власть арабов. Здесь образовался халифат с центром в Кордове, а после его распада (в XI в.) в течение ещё нескольких столетий существовал Гранадский эмират.

/\ Какими изображены арабские воины? На основании чего вы это определили?

Натиск арабов ошеломил подвергшиеся нападению народы. Впоследствии историки задавались вопросом: как удалось небольшой группе племён в короткий срок завоевать столь. ^ значительные территории? Можно

привести несколько объяснении. Во-

первых, арабы-бедуины, составлявшие основную часть войска, отличались большой воинственностью и храбростью, а также дисциплинированностью (поскольку отношения в племени приучали их к беспрекословному подчинению старшим). Их конные отряды были быстрыми, подвижными в бою. Во-вторых, походы проводились с целью распространения религии, которую каждый мусульманин считал единственно истинной. Вера придавала силы арабским воинам. При этом

Аравийское

Направления завоевательных походов арабов Территории, завоёванные арабами к 750 г

Границы Арабского халифата в период его расцвета (750 г.)

захваченные земли и ценности считались собственностью не отдельных воинов, а мусульманской общины в целом. Например, около одной пятой части военной добычи следовало передавать нуждающимся единоверцам.

Со временем арабское войско, первоначально состоявшее из ополчения, стало наёмным. В нём появились отряды гвардии - профессиональных воинов (мамлюков), выученных в соответствии с требованиями жесточайшей дисциплины из мальчиков- иноверцев, купленных на рынке рабов или принудительно вывезенных из родных земель.

Так за сто с небольшим лет в жизни арабов произошли огромные изменения. Из группы разрозненных племён они превратились в народ, объединённый единой исламской религией, единой политической и духовной властью. Они завоевали обширные территории в Азии, Северной Африке и создали одно из крупнейших государств своего времени - Арабский халифат.

Вопросы и задания 1.

Расскажите об условиях жизни и занятиях арабских племён. 2.

Когда и каким образом возник ислам? Какую роль в этом сыграл пророк Мухаммад? 3.

Расскажите, используя карту, об арабских завоеваниях. 4.

Объясните, что изменилось в жизни арабов с появлением ислама. 5.

В чём заключалась особенность власти пророка Мухаммада, а затем халифов в мусульманском обществе? 6.

В каких книгах, сборниках изложены важнейшие положения ислама? Объясните, какое значение они имеют для повседневной жизни мусульманина (в том числе в наши дни). 7.

Объясните, почему арабам удалось подчинить себе такие значительные территории.

6 475

«Когда они показались перед Джалутом (Голиафом) и его войском, то сказали: «Господь наш! Пролей на нас терпение, укрепи наши стопы и помоги нам одержать победу над неверующими людьми»
(Коран. Сура вторая. Корова (Аль-Бакара). Смысловой перевод на русский язык Э. Кулиева)

Еще римские императоры взяли за правило набирать из арабов, жителей Аравийского полуострова, вспомогательные отряды легкой конницы. Вслед за ними эту практику продолжили византийцы. Однако, отражая нападения кочевников на севере, они вряд ли могли себе даже представить, что в первой половине VII века многочисленные вооруженные отряды арабов, двигаясь на верблюдах, лошадях и пешком, вырвутся за пределы Аравии и превратятся для них в серьезную угрозу на юге.

В конце VII – начале VIII века волна арабских завоевателей захватила Сирию и Палестину, Иран и Месопотамию, Египет и районы Средней Азии. В своих походах арабы дошли до Испании на западе, до рек Инда и Сыр-Дарьи на востоке, на севере – до Кавказского хребта, а на юге они достигли берегов Индийского океана и бесплодных песков пустыни Сахара. На завоеванной ими территории возникло государство, объединенное не только силой меча, но также и верой – новой религией, которую они называли ислам!
Мухаммед (на коне) получает согласие клана Бэни Надир удалиться из Медины. Миниатюра из книги Джами аль-Таварих, написанная Рашид аль-Дином в Табризе, Персия, 1307 г. н.э.

Но с чем же все-таки был связан столь небывалый взлет военного дела у арабов, которые за короткий срок сумели создать державу большую, нежели империя Александра Македонского? Ответов здесь несколько, и все они, так или иначе, проистекают из местных условий. Аравия – по большей части, пустыня или полупустыня, хотя и здесь имеются обширные пастбища, пригодные для лошадей и верблюдов. Несмотря на то, что воды не хватает, здесь есть места, где иногда стоит только разгрести песок руками, чтобы добраться до подпочвенных вод. На юго-западе Аравии ежегодно бывает по два сезона дождей, поэтому там издревле было развито оседлое земледелие.

Среди песков, где на поверхность пробивалась вода, имелись оазисы финиковых пальм. Их плоды наряду с верблюжьим молоком служили пищей для кочевых арабов. Верблюд также был для араба главным источником существования. Даже за убийство платили верблюдами. За мужчину, убитого в драке, требовалось отдать целых сто верблюдов, чтобы избежать кровной мести со стороны его родственников! А вот лошадь, вопреки распространенному суждению, существенной роли не играла. Для лошади требовался хороший корм, а главное – много чистой, свежей воды. Правда, в условиях бескормицы и безводия арабы приучили своих лошадей питаться чем попало – когда не было воды, им давали молоко верблюдиц, кормили их финиками, сладкими пирогами и даже… жареным мясом. Но вот верблюжий корм арабские лошади есть так и не научились, поэтому держать их могли только весьма состоятельные люди, тогда как верблюды были доступны для каждого.

Все население Аравийского полуострова состояло из отдельных племен. Во главе них, как и у северных номадов, стояли свои вожди, называвшиеся у арабов шейхами. Они точно также имели большие стада, а в их шатрах, застланных персидскими коврами, можно было увидеть красивую сбрую и драгоценное оружие, прекрасную утварь и изысканные угощения. Вражда племен ослабляла арабов, причем особенно плохо приходилось купцам, суть жизни которых состояла в караванной торговле между Ираном, Византией и Индией. Рядовые кочевники-бедуины грабили караваны и оседлых крестьян, из-за чего богатая арабская верхушка несла очень большие убытки. Обстоятельства требовали идеологии, которая бы сгладила социальные противоречия, положила конец царившей анархии и направила ярко выраженную воинственность аравийцев на внешние цели. Ее-то и дал Мухаммед. Вначале, осмеянный за одержимость и переживший удары судьбы, он сумел объединить своих земляков под зеленым знаменем ислама. Сейчас не место обсуждать этого уважаемого человека, открыто признававшего свои слабости, отказывавшегося от славы чудотворца и хорошо понимавшего нужды своих последователей, или же рассказывать о его учении.

Армия Мухаммеда сражается с мекканской армией в 625 г в битве при Ухуде, в которой Мухаммад был ранен. Эта миниатюра из турецкой книги около 1600 года.
Для нас самым важным является то, что в отличие от других, более ранних религий, включая христианство, ислам оказался куда более конкретным и удобным, прежде всего, потому, что в первую очередь устанавливал порядок жизни на земле, и уже только потом сулил кому рай, а кому и загробные муки на том свете.

Умеренным вкусам арабов соответствовал также отказ от свинины, вина, азартных игр и разорявшего бедняков ростовщичества. Богоугодными делами признавалась торговля и, что было очень важно для воинственных аравийцев, «священная война» (джихад) против неверных, т. е. не мусульман.

Распространение ислама и объединение арабов произошло очень быстро, и уже снаряжались войска для похода на чужие страны, когда в 632 году пророк Мухаммед скончался. Но не растерявшиеся арабы тут же выбрали его «заместителя» – халифа, и вторжение началось.

Уже при втором халифе Омаре (634–644) священная война привела арабских кочевников в Малую Азию и в долину Инда. Затем они захватили плодородный Ирак, западный Иран, установили свое господство в Сирии и Палестине. Затем пришел черед Египта – главной хлебной житницы Византии, а в начале VIII века Магриба – ее африканских владений к западу от Египта. После чего арабы покорили и большую часть королевства вестготов в Испании.

В ноябре 636 года византийская армия императора Ираклия попыталась разгромить мусульман в битве на реке Ярмук (приток Иордана) в Сирии. Считается, что у византийцев было 110 тысяч воинов, а у арабов всего 50, однако они несколько раз подряд решительно их атаковали, и, наконец, сломили их сопротивление и обратили их в бегство (См. подробнее: Nicolle D. Yarmyk 630 AD. The Muslim conguest of Syria. L.: Osprey, 1994)
Арабы потеряли убитыми 4030 человек, а вот потери византийцев оказались столь велики, что их армия практически перестала существовать. Затем арабы осадили Иерусалим, который сдался им после двухлетней осады. Наряду с Меккой этот город стал важной святыней для всех мусульман.

Одна за другой сменяли друг друга династии халифов, а завоевания все продолжались и продолжались. В результате к середине VIII в. образовался поистине грандиозный Арабский халифат* – государство с территорией, во много раз большей, нежели вся Римская империя, располагавшее значительными территориями в Европе, Азии и Африке. Несколько раз арабы пытались взять Константинополь и держали его в осаде. Но византийцам удалось отразить их на суше, тогда как на море арабский флот они уничтожили «греческим огнем» – горючей смесью, в состав которой входила нефть, из-за чего она горела даже на воде, превращая корабли их противников в плавучие костры.
Понятно, что период победоносных войн арабов не мог длиться вечно, и уже в VIII веке их продвижение на Запад и Восток было остановлено. В 732 году в битве при Пуатье во Франции войско арабов и берберов было разгромлено франками. В 751 году около Таласа (ныне город Джамбул в Казахстане) победу над ними одержали китайцы.

Халифы за особый налог гарантировали местному населению не только личную свободу, но и свободу вероисповедания! Христиане и иудеи к тому же считались (как приверженцы единобожия и «люди Книги», т. е. Библии и Корана) довольно близкими к мусульманам, в то время как язычники подвергались беспощадным преследованиям. Политика эта оказалась очень разумной, хотя арабским завоеваниям главным образом способствовала не столько дипломатия, сколько сила оружия.

Арабских воинов вовсе не следует представлять себе только как всадников, закутанных с головы до ног во все белое, и с кривыми саблями в руках. Начнем с того, что никаких кривых сабель у них тогда и в помине не было! Все мусульманские воины, изображенные на арабской миниатюре 1314 – 1315 гг. рядом с пророком Мухаммедом во время его похода на евреев Хейбара, вооружены длинными и прямыми обоюдоострыми мечами. Они уже, чем современные им мечи европейцев, у них другое перекрестие, но это и в самом деле мечи, а вовсе не сабли.

Практически у всех первых халифов также были мечи, сохранившиеся вплоть до настоящего времени. Впрочем, если судить по коллекции этих клинков в стамбульском музее-дворце Топкапы, то сабля у пророка Мухаммеда все же была. Называлась она «Зульфи-кар», а ее клинок был с елманъю – расположенным на конце у клинка уширением, тяжесть которого придавала удару значительно большую силу. Впрочем, считается, что она не собственно арабского происхождения. Прямой клинок был и у одного из мечей халифа Османа, хотя он и имеет одно лезвие, словно у сабли.

Интересно, что знамя пророка Мухаммеда в самом начале также было отнюдь не зеленого, а черного цвета! Соответствующего цвета знамена имели и все другие халифы, а также различные арабские племена. Первые именовались «лайва», вторые – «райя». Один и тот же предводитель мог иметь по два знамени: одно – собственное, другое – племенное.

Какого-либо защитного вооружения, кроме небольших круглых щитов, на вышеназванной миниатюре у арабов мы также не увидим, хотя это ровным счетом ни о чем не говорит. Дело в том, что ношение защитных доспехов под одеждой было распространено на Востоке даже более широко, чем в Европе, и арабы не были исключением. Хорошо известно, что арабские мастера славились не только своим холодным оружием, которое они производили из индийского булата, но и кольчужными панцирями**, лучшие из которых изготовлялись в Йемене. Поскольку ислам запрещал изображения людей и животных, оружие декорировалось растительным орнаментом, а впоследствии в XI веке – надписями. Когда Дамаск сделался главным городом мусульманского мира, он стал и центром по производству оружия.

Недаром клинки из покрытой узорами особо качественной стали получили в просторечии название «дамасских», хотя их производили нередко в самых различных местах. Высокие качества дамасской стали объяснялись на Востоке не только технологией ее изготовления, но также особым способом закалки металла. Мастер, вынув щипцами раскаленный клинок из горна, передавал его всаднику, который сидел верхом на лошади у дверей мастерской. Взяв клинок, зажатый в щипцы, всадник, не теряя ни секунды, пускал коня во весь опор и мчался как ветер, давая воздуху обтекать его и охлаждать, в результате чего происходила закалка. Оружие богато украшалось золотой и серебряной насечкой, драгоценными камнями и жемчугом, причем в VII веке даже в излишнем количестве. Арабы в особенности любили бирюзу, которую они получали с Синайского полуострова, а также из Персии. Стоимость такого оружия была исключительно велика. Согласно арабским источникам, отлично сработанный меч мог стоить до тысячи золотых динариев. Если учесть вес золотого динария (4,25 г), то получается, что стоимость меча была эквивалентна 4,250 кг золота! По сути дела, это было целое состояние.

Византийский император Лев, сообщая о войске арабов, упоминал одну лишь конницу, состоявшую из всадников с длинными копьями, всадников с метательными копьями, всадников с луками и тяжеловооруженных всадников. У самих арабов конники подразделялись на алъ-мухаджиров – тяжеловооруженных и алъ-сансаров – легковооруженных воинов.

Однако в арабском войске была и пехота. Во всяком случае, сначала лошадей арабам не хватало настолько, что в 623 году во время битвы при Бадре на каждой лошади сидело по два человека, и лишь позднее число всадников увеличилось. Что же касается тяжелых доспехов, то вряд ли кто-нибудь у арабов носил их на себе постоянно, но зато в сражении использовался весь запас защитного вооружения. Каждый конник имел длинное копье, булаву, один, а то даже и два меча, одним из которых мог быть кончар – тот же меч, но с узким трех- или четырехгранным клинком, наиболее удобным для поражения противника через кольчатые доспехи.

Познакомившись с военным делом у персов и византийцев, арабы, как и они, начали использовать конские доспехи, а также защитные панцири из металлических пластинок, связывавшихся между собой и надевавшихся поверх кольчуги. Интересно, что арабы вначале не знали стремян, но очень быстро научились их использовать, и сами начали выделывать первоклассные стремена и седла. Конница арабов могла спешиваться и вести бой в пешем строю, используя свои длинные копья в качестве пик, как у западноевропейской пехоты. В эпоху династии Омейядов тактика арабов напоминала византийскую. Причем их пехота также делилась на тяжелую и легкую, состоявшую из наиболее бедных арабов-лучников.

Главной ударной силой армии халифата конница стала во времена династии Аббасидов. Она представляла собой тяжеловооруженных конных лучников в кольчугах и ламеллярных панцирях. Щиты у них были часто тибетского происхождения из отлично выделанной кожи. Теперь большую часть этой армии составляли иранцы, а не арабы, а также выходцы из Средней Азии, где в самом начале IX века образовалось независимое государство Саманидов, отколовшееся от халифата правителей Бухары. Интересно, что, хотя к середине X века Арабский халифат уже распался на ряд отдельных государств, упадка военного дела у арабов не произошло.

Возникли принципиально новые войска, состоявшие из гулямов – юных рабов, специально купленных для использования на военной службе. Их тщательно обучали военному делу и вооружали на средства из казны. Сначала гулямы играли роль преторианской гвардии (личных телохранителей императоров Рима) при особе халифа. Постепенно численность гулямов возросла, и их части начали широко использоваться в армии халифата. Поэты, которые описывали их вооружение, отмечали, что оно блестело, словно «состоявшее из множества зеркал». Историки-современники отмечали, что оно выглядело «подобно византийскому», т. е. люди и лошади были одеты в панцири и попоны из металлических пластин (Nicolle D. Armies of the Caliphates 862 – 1098. L.: Osprey, 1998. P. 15).

Теперь арабские войска представляли собой армию из людей, которые имели единую веру, схожие обычаи и язык, но продолжали сохранять свои национальные формы вооружения, лучшие из них постепенно перенимались арабами. У персов они заимствовали ножны мечей, в которых кроме самого меча помещались дротики, кинжал или нож, а из Средней Азии – саблю…

Восьмой крестовый поход 1270 г. Крестоносцы Людовика IX высаживаются в Тунисе. Одна из немногих средневековых миниатюр, на которой восточные воины изображены с саблями в руках. Миниатюра из «Хроника Сен-Дени». Около 1332 – 1350 гг. (Британская библиотека)

В сражении употреблялись сложные тактические построения, когда впереди ставилась пехота, состоявшая из копейщиков, за ними лучники и метатели дротиков, потом конница и (когда это было возможно) боевые слоны. Конница гулямов являлась главной ударной силой такого построения и располагалась на флангах. В бою первым делом использовалось копье, затем меч и, наконец, булава.
Конные отряды подразделялись по весу доспехов. Всадники имели однообразное вооружение, так как воины на конях с защитными панцирями из металлических пластин вряд ли могли быть использованы для преследования отступающего противника, а войлочные попоны у легковооруженных всадников не являлись достаточной защитой от стрел и мечей во время атаки против пехоты.

Индийский щит (дхал) из стали и бронзы. Империя Великих Моголов. (Королевский музей Онтарио, Канада)

В странах Магриба (на территории Северной Африки) влияние Ирана и Византии было менее заметным. Здесь сохранялись местные виды вооружения, и берберы – номады Северной Африки, хотя они и приняли ислам, продолжали использовать легкие дротики, а не тяжелые копья.

Образ жизни берберов, известный нам по описаниям путешественников того времени, был тесно связан с условиями их существования. Любой кочевник из далекого Монголистана нашел бы здесь почти то же самое, что и у себя на родине, во всяком случае, порядки и там, и тут были очень похожи.

«Царь… дает людям аудиенцию в шатре для разбора поступающих жалоб; вокруг шатра во время аудиенции стоят десять коней под золочеными покрывалами, а сзади царя находятся десять юношей с кожаными щитами и мечами, украшенными золотом. Справа от него стоят сыновья знати его страны в красивой одежде, в волосы у них вплетены золотые нити. Правитель города сидит перед царем на земле, а вокруг него также на земле сидят визиры. У входа в шатер – породистые собаки с золотыми и серебряными ошейниками, к которым прикреплено множество золотых и серебряных блях; они не сводят пристального взгляда с царя, охраняя его от любых посягательств. О царской аудиенции сообщают барабанным боем. Барабан, называемый «даба», – это длинный полый кусок дерева. Приближаясь к царю, его единоверцы падают на колени и посыпают головы прахом. Таково их приветствие царю», – сообщал один из путешественников, посетивших берберские племена Северной Африки.

Чернокожие воины Африки приняли активное участие в арабских завоеваниях, из-за чего европейцы их зачастую путали с арабами. Негров-рабов даже специально покупали ради того, чтобы сделать из них воинов. Особенно много таких воинов было в Египте, где в начале X века они составляли едва ли не половину всего войска. Из них набирали и личную охрану египетской династии Фатимидов, воины которой имели по богато украшенной паре дротиков и щиты с выпуклыми бляшками из серебра.

В целом в Египте в этот период времени пехота преобладала над конницей. В бою ее отряды строились по национальному признаку и применяли свои собственные виды вооружения. Например, воины северо-западного Судана использовали лук и дротики, но не имели щитов. А у других воинов были большие овальные щиты из Восточной Африки, о которых говорили, что они были сделаны из кожи слона. Кроме метательного оружия использовался сабардарах (восточная алебарда) длиной в пять локтей, причем три локтя занимал широкий стальной клинок, нередко слегка искривленный. На противоположной границе арабских владений сражались жители Тибета с большими щитами из кожи белого цвета и в стеганой защитной одежде (См. подробнее: Nicolle D. The Armies of Islam 7th – 11th centuries. L.: Osprey. 1982.).

Кстати, стеганую одежду, не смотря на жару, носили и городские ополченцы – арабы, и также многие африканские воины, что уж совсем удивительно. Так, в XI веке ислам приняли жители африканского государства Канем-Борну, расположенного в районе озера Чад. Уже в XIII веке это была самая настоящая «конная империя», насчитывавшая до 30 000 конных воинов, одетых… в толстые стеганые панцири из хлопчатобумажных тканей и войлока. Стегаными попонами эти «рыцари Африки» защищали не только себя, но и своих коней вплоть до конца XIX века – настолько удобными они, по-видимому, для них оказались. Воины соседней с борну народности бегхарми также носили стеганые доспехи, которые они усиливали рядами нашитых на них колец. А вот борну использовали нашитые на них небольшие квадратики из ткани, внутри которых находились металлические пластинки, благодаря чему снаружи их доспехи напоминали лоскутное одеяло с двухцветным геометрическим орнаментом. Конское снаряжение коня включало медный налобник, подбитый кожей, а также изысканные нагрудные щитки, воротники и подхвостники.

Что же касается мавров (так европейцы называли завоевавших Испанию арабов), то их вооружение стало во многом походить на вооружение воинов-франков, с которыми они постоянно сталкивались в дни мира и войны. У мавров также имелось два вида конницы: легкая – берберо-андалусийская, даже в X веке не пользовавшаяся стременами и забрасывавшая неприятеля дротиками, и тяжелая, с головы до ног одетая в европейского вида кольчужный хауберк, который в XI веке стал главным доспехом всадников и в христианской Европе. Кроме этого, воины-мавры также использовали луки. К тому же в Испании его носили несколько иначе – поверх одежды, тогда как в Европе на него надевали сюрко (налатную накидку с короткими рукавами), а на Ближнем Востоке и в Северной Африке – кафтаны. Щиты были обычно круглыми, и выделывались из кожи, металла или же древесины, которые опять-таки обтягивались кожей.

Особую ценность на арабском Востоке представляли собой щиты из дамасской стали, откованные холодным способом из железа и обладавшие высокой твердостью. В процессе работы на их поверхности образовывались трещины, которые в виде насечки заполнялись золотой проволокой и образовывали узоры неправильной формы. Ценились также щиты из кожи носорога, которые выделывались в Индии и среди африканских народов, причем они очень ярко и красочно декорировались росписью, золотом и серебром.

Такого рода щиты имели в диаметре не более 60 см и обладали чрезвычайной сопротивляемостью удару мечом. Совсем маленькие щиты из кожи носорога, диаметр которых не превышал более 40 см, использовали и как кулачные щиты, т. е. в бою ими можно было наносить удары. Наконец, существовали щиты из тонких прутьев фигового дерева, которые переплетали серебряной тесьмой или цветными шелковыми нитями. Получались изящные арабески, из-за чего они выглядели очень нарядно и отличались высокой прочностью. Все круглые щиты из кожи обычно были выпуклыми. При этом крепления ремней, за которые их удерживали, на внешней поверхности прикрывали бляхами, а внутрь щита помещали простеганную подушку или ткань, смягчавшую наносившиеся по нему удары.

Другая разновидность арабского щита – адарга, в XIII и XIV веках была так широко распространена, что в самой Испании использовалась христианскими войсками, а затем попала во Францию, Италию и даже в Англию, где такие щиты употреблялись вплоть до XV века. Старая мавританская адарга была в форме сердца или двух сросшихся овалов и выделывалась из нескольких слоев очень жесткой, прочной кожи. Носили ее на ремне через правое плечо, а слева держали за кулачную рукоять.

Поскольку поверхность у адарги была плоской, ее было очень легко декорировать, поэтому арабы украшали эти щиты не только снаружи, но также изнутри.
Наряду с нормандскими рыцарями, византийцами и славянами в начале XI века арабы применяли щиты, имевшие форму «обратной капли». По-видимому, такая форма оказалась для арабов удобной, правда, самый острый нижний угол они обычно срезали. Отметим налаженный обмен образцами оружия, в ходе которого наиболее удачные его формы переходили к разным народам не только в виде военных трофеев, но посредством обычной купли-продажи.

Арабы довольно редко терпели поражения на полях сражений. Например, во время войны против Ирана особенно страшными им казались не тяжеловооруженные иранские всадники, а боевые слоны, которые своим хоботом выхватывали воинов из седла и бросали под ноги на землю. Арабы никогда их раньше не видели и полагали вначале, что это не животные, а хитроумно сделанные военные машины, против которых бесполезно сражаться. Но вскоре они научились бороться со слонами и перестали опасаться их так, как в начале. Долгое время арабы не умели брать штурмом укрепленные города и не имели понятия об осадно-штурмовой технике. Недаром ведь Иерусалим сдался им только после двухлетней осады, Цезарея продержалась семь и целых пять лет арабы безуспешно осаждали Константинополь! Зато впоследствии они многому научились у самих византийцев и стали применять такую же технику, как и они, т. е. и в этом случае им пришлось позаимствовать опыт более древней цивилизации.

Начальная буква «Р», изображающая султана Дамаска Нур-ад-Дина. Интересно, что султан изображен с голыми ногами, но в кольчуге и шлеме. Его преследуют два рыцаря: Годфри Мартел и Хьюг де Луизиньян-Старший в полных кольчужных доспехах и шлемах аналогичных изображениям в «Библии Мациевского». Миниатюра из «Истории Аутремера». (Британская библиотека)

Мухаммед в битве при Бадре. Миниатюра XV века.

Таким образом, мы видим, что армии арабского Востока отличались от европейских в первую очередь вовсе не тем, что у одних вооружение было тяжелым, а у других легким. Костюмы, похожие на стеганые кафтаны, можно увидеть на «полотне из Байе». Но они были и у конных воинов знойной Африки. Чешуйчатые (ламеллярные) панцири и конские попоны имели и византийские, и иранские, и арабские кавалеристы, причем именно в ту эпоху, когда европейцы обо всем этом даже не помышляли. Главное отличие было в том, что на Востоке пехота и конница взаимодополняли друг друга, тогда как на Западе шел непрерывный процесс вытеснения конницей пехоты. Уже в XI веке сопровождавшие рыцарей пехотинцы по сути дела представляли собой просто челядь. Никто не пытался как следует обучить их и вооружить, тогда как на Востоке однообразному вооружению войск и их обучению уделялось достаточно большое внимание. Тяжелую конницу дополняли отрядами легкой, использовавшейся для разведки и завязки боя. И там, и здесь в тяжеловооруженной коннице служили воины-профессионалы. Но западный рыцарь, хотя он и был в это время вооружен легче аналогичных воинов Востока, имел куда больше независимости, поскольку при отсутствии хорошей пехоты и легкой конницы именно он являлся главной силой на поле сражения.

Пророк Мухаммед увещевает свою семью перед битвой при Бадре. Иллюстрация из «Всеобщей истории» Джами аль-Тавариха, 1305 – 1314 гг. (Коллекции Халили, Тебриз, Иран)

Арабским всадникам точно так же, как и европейским, требовалось уметь метко разить врага копьем, а для этого нужно было точно так же постоянно тренироваться. Помимо европейской техники атаки с копьем наперевес восточные всадники учились держать копье и двумя руками одновременно, удерживая поводья в правой руке. Такой удар разрывал даже двухслойный кольчужный панцирь, причем наконечник копья выходил из спины!

Для выработки точности и силы удара служила игра бирджас, во время которой всадники на полном скаку наносили удары копьями по колонне, составленной из множества деревянных блоков. Ударами копий требовалось выбивать отдельные блоки, причем так, чтобы сама колонна при этом не рассыпалась.

Арабы осаждают Мессину. Миниатюра из «Истории византийских императоров в Константинополе с 811 по 1057 год, написанная куропалатом Иоанном Скилицей». (Национальная библиотека Испании, Мадрид)

Но только вооружением их сходство отнюдь не исчерпывалось. Арабские рыцари так же, как, например, и их европейские собратья, имели обширные земельные владения, которые были не только наследственными, но и пожалованными им за военную службу. Назывались они по-арабски икта и в X–XI вв. превратились целиком и полностью в военные лены, аналогичные земельным владениям рыцарей Западной Европы и воинов-профессионалов многих других государств на территории Евразии.

Получается, что рыцарское сословие сформировалось на Западе и на Востоке практически одновременно, но вот помериться силами им долгое время никак не удавалось. Исключение составляла Испания, где пограничная война христиан с мусульманами не затихала ни на один миг.

23 октября 1086 года в нескольких милях от Бадахоса, у местечка Залака войско испанских мавров встретилось в битве с королевскими рыцарями кастильского короля Альфонсо VI. К этому времени на землях арабов уже царила феодальная раздробленность, но перед угрозой со стороны христиан эмиры юга Испании сумели забыть свою многолетнюю вражду и вызвали на помощь своих африканских единоверцев – альморавидов. Эти воинственные кочевые племена арабы Андалусии считали за варваров. Их правитель Юсуф ибн Тешуфин казался эмирам фанатиком, но делать было нечего, и они выступили против кастильцев под его командованием.

Доспехи суданского воина 1500 г. (Музей доспехов и оружия Хиггинса, Ворчестер, Массачусетс, США)

Сражение началось атакой христианской рыцарской конницы, против которой Юсуф выставил пехотные отряды андалусских мавров. И когда рыцари сумели их опрокинуть и погнали к лагерю, Юсуф спокойно выслушал известие об этом и только сказал: «Не спешите им на помощь, пусть их ряды поредеют еще больше – они, подобно христианским собакам, тоже наши враги».

Между тем, альморавидская конница ждала своего часа. Она была сильна и своей численностью, и, прежде всего, дисциплиной, чем нарушала все традиции рыцарской войны с ее групповыми схватками и поединками на поле боя. Настал момент, когда увлеченные преследованием рыцари рассеялись по всему полю, и вот тогда с тыла и с флангов на них из засады напали берберские всадники. Кастильцы, сидевшие на уже уставших и взмыленных лошадях, были окружены и разбиты. Король Альфонсо во главе отряда из 500 всадников сумел вырваться из окружения и с большим трудом спасся от погони.

Эта победа и последовавшее за ней объединение всех эмиратов под властью Юсуфа произвели такое сильное впечатление, что ликованию арабов не было конца, а христианские проповедники за Пиренеями тут же выступили с призывом крестового похода против неверных. На целых десять лет раньше широко известного первого крестового похода на Иерусалим крестоносная рать была собрана, вторглась в мусульманские земли Испании и… вновь потерпела там поражение.

*Халифат - мусульманская феодальная теократия, во главе которой стоял халиф, светско-религиозный правитель, считавшийся законным преемником Мухаммеда. Арабский халифат с центром в Медине просуществовал только до 661 года. Затем власть перешла к Омейядам (661-750), которые перенесли столицу халифата в Дамаск, а с 750 года - к Аббасидам, переместившим ее в Багдад.

**Древнейшее упоминание о кольчуге встречается даже в Коране, где говорится о том, что Бог руками Дауда размягчил железо и при этом сказал: «Сделай совершенный панцирь из него и соедини его основательно кольцами». Арабы так и называли кольчугу – латы Дауда.

Закаленные в боях, одушевленные религиозным энтузиазмом, который давал им силу пренебрегать смертью, мусульманские войска перешли при первом халифе, Абу Бакре , за границы Аравии и при втором халифе, Омаре , одновременно вели победоносные войны против могущественных государей Востока, византийского императора и персидского царя. Персия (Иран) и Византия , еще недавно воевавшие между собою за владычество над западной Азией, подверглись теперь с юга нападению нового врага, на которого сначала смотрели с презрением и который, пользуясь их внутренними смутами, быстро низверг престол персидского царя и отнял много владений у византийского императора. Говорят, что в десятилетнее правление Омара (634-644 гг.) сарацины разрушили в землях неверных 36.000 городов, селений и крепостей, 4.000 христианских церквей и персидских храмов и построили 1.400 мечетей.

Вторжение арабов в Ирак. «Битва цепей», «Битва глаз» и «Битва у моста»

Еще при Абу Бекре Усама, сын Зайда, возобновил поход в Сирию, прерванный смертью пророка Мухаммеда . Халиф послал его покорить восставшие арабские племена сирийской границы. Подавая воинам пример смирения и дисциплины, Абу Бекр пошел пешком провожать войско и прошел часть пути, не дозволяя военачальнику сойти с верблюда, чтобы посадить его или идти рядом с ним. Подавив мятежи против ислама в самой Аравии , Абу Бекр дал более широкий размер походам для завоеваний. Полководец Халид , «меч Божий и бич неверных», вступил в Ирак (632 г.). Персидское (иранское) государство было тогда очень ослаблено междоусобиями и дурным управлением. Приближаясь к границе, Халид написал персидскому полководцу Гормузу: «Обратись в ислам и спасешься; доставь себе и своему народу наше покровительство и давай нам дань; иначе вини только самого себя, потому что я иду с воинами, любящими смерть не меньше, чем вы любите жизнь». Ответом Гормуза был вызов на поединок. Войска встретились при Хафире; это сражение называется у арабов «Цепной битвой», потому что персидские воины были соединены друг с другом цепями. И тут, и в следующих трех сражениях неприятельские войска были побеждены искусством Халида и храбростью мусульман. На берегу Евфрата было убито такое множество пленных, что река стала красной от их крови.

Черный орел, бывший знаменем Халида, стал ужасом неверных и внушал мусульманам уверенность в победе. Халид подошел к городу Хире, где уже несколько столетий царствовала, поселившись со своим племенем к западу от Вавилона на окраине пустыни под верховной властью персидского государства, арабская христианская династия Лахмидов. Начальники города вступили в переговоры с Халидом и купили гражданам мир, согласившись платить дань, их примеру последовали другие арабы вавилонской равнины. По мере того, как уходили от них иранские войска, они покорялись халифу, который велел своему полководцу поступать с новыми подданными милостиво. После победы в «битве глаз», названной так потому, что многие персы были ранены в глаза арабскими стрелами, сдался Халиду стоявший подле места битвы на берегу Евфрата укрепленный город Анбар. Этим было завершено покорение всей западной части равнины Евфрата. Халид отправился на богомолье в Мекку, а потом был послан халифом к войску, которое завоёвывало Сирию .

Вторжение Халида ибн ал-Валида в Ирак (634 г.)

Но когда Aбy Бекр отозвал Халида с Евфрата, военные действия арабов там пошли плохо, потому что другие их военачальники были менее храбры и осторожны, чем Халид, а персами стала править энергичная царица Ардемидохт, дочь Хосрова II. К несчастью для персов её царствование было непродолжительно; ее убил полководец Рустум в отмщение за смерть своего отца Гормуза. Через 40 дней после победы, одержанной арабскими войсками на Ярмуке , мусульмане на востоке, перешедшие за Евфрат, потерпели полное поражение в битве, которую называют они «сражением у моста» (октябрь 634 г.). Долго после того они могли держаться только в вавилонской пустыне. Иранцы не одолели вполне мусульман лишь потому, что в ктесифонском дворце их государей шли бурные перевороты, мешавшие ведению войны. Заговоры вельмож, интриги женщин быстро возводили на престол и низвергали одного царя за другим. Наконец персы возложили окровавленную диадему на юношу Йездегерда и надеялись, что теперь смуты прекратятся. Но халиф Омар в это время прислал подкрепления арабскому войску и назначил главнокомандующим талантливого полководца, Саада Ибн Абу Ваккаса. Это дало войне новый оборот и по странному совпадению фактов «эра Йездегерда», установленная персидскими астрономами, стала обозначать эпоху падения династии Сасанидов и иранской национальной религии Зороастра.

Битва при Кадисии (636 г.)

Саад отправил к Йездегерду посольство с требованием, чтоб он принял ислам или платил дань. Молодой персидский царь выгнал послов и приказал своему полководцу Рустуму идти за Евфрат, чтобы прогнать мусульман назад в Аравию. Рустум вступил с ними в битву при Кадисии, на песчаной равнине у окраины пустыни. Она шла четыре дня (636 г.), но, несмотря на численное превосходство иранцев, арабы одержали в ней полную победу. Государственное знамя Сасанидов, леопардова кожа, вышитая жемчугом и украшенная дорогими камнями, стало добычей победителей. После победы при Кадисии весь Ирак покорился халифу.

Битва при Кадисии. Миниатюра к рукописи «Шахнаме» Фирдоуси

Чтоб упрочить за собой это завоевание, арабы построили на западном берегу Шатт-эль-Араба, приблизительно в равном расстоянии между слиянием Евфрата и Тигра и устьем реки, крепость Басру. Местоположение города было выгодно для торговли с Индией; почва его окрестностей, «белая земля», была плодородна. Из небольшой крепости Басра скоро сделалась огромным торговым городом, и флот, построенный на её верфях, стал господствовать на персидском заливе.

Взятие Ктесифона (Мадаина) арабами (637 г.)

Перерезанный реками и каналами, имевший много крепостей, Ирак мог бы представить большие затруднения войскам арабских завоевателей, чью главную силу составляла конница; крепкие стены сасанидской столицы Мадаина (Ктесифона ), устоявшие против таранов римлян, могли бы долго обороняться от арабов. Но энергия персов была подавлена верованием, что пришел час гибели их царства и религии. Когда магометане перешли Евфрат, они находили почти все города оставшимися без защитников: персидские гарнизоны уходили при их приближении. Почти не встречая сопротивления, арабы перешли на восточный берег Тигра и двинулись на Мадаин. Шах Йездегерд, взяв с собою священный огонь и часть царской казны, бежал в горы Мидии и заперся в Хольване, оставив свою столицу на произвол арабов. Вошедши в огромный, покинутый почти всеми жителями, город с великолепными дворцами и садами, Саад произнес слова Корана : «Как много садов покинули они, и ручьев и нив, как много прекрасных мест, которыми они наслаждались! Все это Бог отдал другому народу, и ни небо, ни земля не плачут о них». Он велел снести все богатства города в Белый дворец, в котором поселился и, отделив по закону пятую долю для отправки в мединскую казну халифа, разделить остальную добычу между воинами. Она была так громадна, что каждый из 60.000 воинов получил на свою долю 12.000 дирхемов (драхм) серебра. Драгоценности, находившиеся в залах Белого дворца, изумляли мусульман: они смотрели на золотые, серебряные вещи, украшенные дорогими камнями и на произведения индийской промышленности, не умея понять, к чему все это служило, не умея и оценить этих вещей.

Самым удивительным из произведений искусства, найденных арабами во дворце, был ковер длиною в 300, шириною в 50 локтей. Рисунок на нем изображал сад; цветы, фрукты и деревья были вышиты золотом и выложены дорогими камнями; кругом всего шел венок зелени и цветов. Саад послал этот чрезвычайно дорогой ковер халифу. Омар не умел понять, какую прелесть имеет дивное произведение искусства и трудолюбия, разрезал ковер и роздал куски сподвижникам пророка. Один тот кусок, который был дан Али , стоил 10.000 дирхемов. В залах Белого дворца, развалины которого сохранились до сих пор, арабы нашли множество оружия, украшенного дорогими камнями, царскую корону с огромными брильянтами, золотого верблюда, огромные массы мускуса, амбры, сандала и камфары. Персы примешивали камфару к воску для свеч, которыми освещался дворец. Арабы приняли камфару за соль, отведывали ее и дивились, что у этой соли горький вкус.

Основание Куфы

Со вступлением мусульман в Мадаин (637 г.) начался упадок этой великолепной столицы Сасанидов. На правом берегу Евфрата, на юг от развалин Вавилона, арабы построили город Куфу. Правитель Месопотамии стал жить в этом городе. Омар опасался, что если центром управления сделать Мадаин, то арабы в этом роскошном городе забудут простоту нравов, усвоят себе изнеженность и пороки персидских его жителей, потому велел построить новый город для резиденции наместника. Местоположение было выбрано здоровое и соответствовавшее военным надобностям. Жилища были построены из кирпича, тростника и асфальта. Первыми поселенцами были старые воины; другие арабы, селившиеся в Куфе, научились от них быть гордыми, всегда готовыми к мятежу. Куфа скоро стала опасна халифу своей надменностью, так что уже Омар был вынужден назначить правителем этого города Мугиру, самого беспощадного из своих полководцев, чтоб он обуздывал непокорных.

Арабские воины эпохи великих завоеваний

Завоевание Ирана арабами

Овладев Мадаином, арабы пошли на север в мидийские горы. Шах Йездегерд бежал из Хольвана дальше, в более безопасные области, оставляя народ на произвол судьбы. Народ был мужественнее царя. Пока Йездегерд прятался в недоступных горах северо-восточного Ирана, войска его храбро сражались при Джалуле и Нехавенде на юг от Хамадана (Экбатаны). Они были побеждены, но мужеством своим восстановили честь персидского имени. Взяв Хольван и Хамадан, арабы пошли по следам бежавшего царя на северо-восток, проникли до гор южного берега Каспийского моря, где лежат роскошные долины между высот, на которых свирепствуют вьюги, и овладели плодородными полями той местности, где ныне стоит Тегеран и развалины древнего Рея свидетельствуют о прежнем богатстве и образованности.

Омар считал преждевременным для арабов идти дальше в неизвестные горные области; он полагал, что прежде надо овладеть югом Ирана, где некогда стояли великолепные города Сузы и Персеполь, а также северной Месопотамией и Арменией. По приказанию халифа, Абдаллах Ибн Ашар перешел обратно через Тигр южнее Мосула, покорил Месопотамию и у Эдессы соединился с победоносным сирийским войском. В то же время Саад пошел из Куфы и Басры в Хуштан (Сузиану), овладел после упорной битвы городом Шустером и послал взятого в плен храброго сатрапа Гормузана (Гормозана) в Медину, чтоб Омар сам решил его судьбу. Персидский вельможа въехал в Медину одетый великолепно в порфире и в тиаре, богато украшенной дорогими камнями; он изумился, нашедши повелителя мусульман в простой шерстяной одежде спящим на пороге мечети. Омар велел сорвать с Гормузана знаки его высокого сана и сказал, что он должен быть казнен за упорное сопротивление, стоившее жизни множеству мусульман. Персидский вельможа не струсил и напомнил халифу, что исполнял обязанность верного подданного. Омар перестал грозить; Гормузан принял веру в Аллаха, разрушившего персидское царство и религию Зороастра, и стал одним из любимцев Омара. Сузиана и Фарсистан, где в долине Мердашта стоят развалины Персеполя, были после довольно слабого сопротивления покорены арабами; обе эти области и все земли до Кермана и до пустыни были отданы под управление мусульманским начальникам. Халиф велел произвести перепись народа, оценку имущества и установить размер подати с продуктов земледелия и стад.

Гибель последнего сасанидского шаха Йездегерда

Мусульмане пошли большими войсками и мелкими отрядами дальше по Ирану, а несчастный Йездегерд, бежавший к восточной границе, просил помощи у тюрков и китайцев. Арабы овладели Исфаханом, Гератом, Балхом. Всё от прекрасной Шустерской долины до Келата, Кандагара и хребта, отделяющего Персию от Индии, было покорено воинами ислама. Омар уже умер, когда была решена судьба Ирана и последнего иранского царя. Йездегерд, собрав остатки персидских войск и получив помощь от тюрков , пришел в Хорасан. После долгой борьбы он был убит изменником (около 651 г.). Где и когда это было, мы не знаем с точностью; до нас дошло только известие, что при переправе через какую-то реку его убил мельник, чтоб завладеть его перстнями и браслетами.

Так умер внук Хосрова Великого ; его сын Фируз, продолжавший называть себя царем персидским, жил при дворе императора китайского; с внуком Йездегерда прекратился род Сасанидов по мужской линии. Но царевны персидской династии, взятые в плен, были сделаны женами или наложницами победителей, и потомство арабских халифов и имамов было облагорожено примесью крови персидских царей.

Зороастризм и ислам после арабского завоевания Ирана

С гибелью Сасанидов была обречена и религия Зороастра . Персы не перешли в ислам так быстро, как сирийские христиане, потому что разница между дуализмом персидской религии и единобожием мусульманства была очень велика, а зороастрийские маги пользовались сильным влиянием на народ. Не было в Персии и той помощи распространению ислама, какую давало ему в Сирии соседство Аравии. Напротив близость языческой Индии служила поддержкой религии Зороастра: притом иранские горные племена были очень упорны в своих привычках. Потому неудивительно, что старинная персидская вера долго боролась против ислама, и её приверженцы временами устраивали сильные восстания. Но религия Зороастра, первоначально проникнутая возвышенными идеями и отличавшаяся чистотою своего нравственного учения, давно исказилась иноземными влияниями, утратила нравственную чистоту среди роскоши и разврата персов, стала пустою формальностью, потому не могла выдержать борьбы против новой веры, не только обещавшей своим последователям небесное блаженство, но и дававшей им земные выгоды. Порабощенный перс делался братом своих победителей, приняв их веру; потому иранцы массами переходили в ислам. Поначалу они избавлялись этим от платежа дани и платили только наравне с самими арабами налог, предназначенный для пособия бедным . Но, принимая ислам, они вносили в него свои прежние религиозные понятия, а в арабские школы они внесли свои литературные воспоминания. Вскоре после смерти Йездегерда, арабы перешли за Окс (Амударью) и Яксарт (Сырдарью), оживили остатки древней культуры в Бактрии, в Согдиане и распространили учение Мухаммеда в областях по верховью Инда. Города Мерв, Бухара, Балх, Самарканд, обведенные обширным кругом стен, внутри которого находились сады и нивы, сделались оплотами этих областей от вторжений тюрков и кочевых племен, стали важными торговыми центрами, в которых шел обмен восточных товаров на западные.

Иранский зендский язык был забыт, вышел из употребления и пехлевийский язык. Книги Зороастра заменились Кораном, жертвенники служения огню были разрушены; только у некоторых племен, живших среди пустыни или в горах, сохранялась прежняя религия. В горах Эльбруса и в других малодоступных горных местностях несколько столетий держались огнепоклонники (гебры), верные религии предков; мусульмане временами преследовали их, временами оставляли без внимания; число их уменьшалось; одни эмигрировали, остальные приняли ислам. Небольшая община парсов после долгих бедствий и странствований нашла себе приют на Гуджаратском полуострове в Индии, и потомки этим, огнепоклонников до сих пор сохраняют веру и обычаи предков. Покоренные арабами персы скоро приобрели на них нравственное влияние, стали преподавателями в новых мухаммеданских городах, сделались арабскими писателями; их влияние стало особенно велико, когда халифат перешел под власть династии Аббасидов , которая покровительствовала персам. С пехлевийского языка были переведены на арабский басни Бидпая и «Царская книга».

Скоро приняли ислам жители Бухары и Туркестана. В правление Муавии храбрый Мухаллаб и отважный сын Зияда, Абад, покорили страну от Кабула до Мекрана; другие полководцы ходили в Мултан и Пенджаб. Ислам распространялся и в этих землях. Он стал господствующей религией западной части Азии. Только Армения осталась верной христианству; но армяне составляли особую церковь, отделившуюся от вселенской, и платили дань мухаммеданам. Впоследствии мусульмане дошли до Кавказа, воевали там с хазарами и приобрели исламу последователей в Тбилиси и Дербенте.

Ислам не религия, подобно христианству, а военно-политическая организация народа…
(Ганс Дельбрюк, т. III; с. 149)

Роль армии в халифате во многом определяла доктрина ислама. Основной стратегической задачей халифов считалось завоевание территории, населенной неверными (немусульманами), путем «священной войны». Принимать в ней участие обязаны были все совершеннолетние и свободные мусульмане, лишь в крайнем случае разрешалось нанимать для участия в священной войне неверных.

Бой тяжеловооруженных всадников. Стенная роспись из дворца в Пенджикенте, Согдиана, VII–VIII века

На первом этапе завоеваний арабская армия представляла собой племенное ополчение. Однако необходимость укрепления и централизации армии вызвала ряд военных реформ конца VII – середины VIII века. Арабская армия стала состоять из двух основных частей – постоянного войска и добровольцев, и каждая находилась под командованием своего полководца. В постоянном войске особое место занимали привилегированные воины-мусульмане.
Основным родом войск была конница. Но поскольку арабы были воинственным племенем, в котором каждый взрослый араб был воином, а приобрести и содержать коня мог далеко не каждый, в составе войска арабского халифата имелась и многочисленная пехота. Для ускорения марша пехоты арабы использовали верблюдов, что значительно повышало мобильность армии. Для ведения боя воины на верблюдах вооружались длинными копьями.
Полное вооружение арабского всадника было весьма богатым и разнообразным; два крепких и толстых лука с тридцатью стрелами, длинное бамбуковое копье с железным наконечником, метательный диск с острыми краями, колющий и рубящий меч, способный рассечь лошадь противника, боевая палица или обоюдоострый топор, 30 камней в двух переметных сумах. Также арабы широко применяли осадные орудия – баллисты, катапульты и тараны. Их изобретением стали горшки с горящей нефтью, которые с помощью катапульт забрасывались за стены осажденных крепостей, вызывая пожары. Защитное вооружение араба состояло из панциря, шлема, надевавшегося на шапку, поручей, поножей и набедренников.
Сила арабского войска была в мобильности – способности быстро передвигаться и появляться в самых неожиданных для противника местах, а также в хорошо организованном взаимодействии пехоты и конницы. Останавливаясь на ночь или делая длительный привал, арабское войско, как правило, сооружало укрепленный лагерь, защищая его со всех сторон валом и рвом. Дельбрюк приводит следующую цитату из арабского сочинения:
cite«Как только разбит лагерь, эмир прежде всего повелевает в тот же день без отлагательства и задержки прорыть ров; этот ров служит для прикрытия армии, препятствует дезертирству, предотвращает попытки нападения и предохраняет против других опасностей, которые могут возникнуть благодаря хитрости противника и всяким неожиданным событиям».

Бой пехотинцев. Стенная роспись из дворца в Пенджикенте, Согдиана, VII–VIII века

Арабы широко применяли засады, набеги и внезапные нападения – преимущественно на рассвете, когда сон особенно крепок. Многие победы обеспечивались активным использованием шпионов, причем не только для разведки, но и для ведения подрывной работы среди противника. Командование не гнушалось для этого ничем; применялись подкупы, устрашения, задабривания, откровенное вероломство. Подобная практика, скорее всего, и помогла им одержать верх в описываемой битве.

  • Сергей Савенков

    какой то “куцый” обзор… как будто спешили куда то