Вов морские битвы. Крупные морские сражения Первой мировой

Состоявшееся 27 июля (7 августа) 1714 года Гангутское сражение стало первой победой созданного Петром I регулярного русского флота.

Изобилующая шхерами Балтика требовала наличия наряду с парусными эскадрами мощных гребных сил. К кампании 1714 года русским удалось создать сильнейший галерный флот из 99 полугалер и скампавей, перед которым царь поставил задачу прорваться к Аландским островам, чтобы содействовать наступлению приморского фланга сухопутных сил.

Противодействуя этим планам, шведский флот преградил выход русским из Финского залива у полуострова Гангут. Гребные суда противника защищали прибрежный фарватер, а расположившийся мористее парусный флот прикрывал их с фланга.

Чтобы избежать атаки сильных шведских сил «в лоб», Пётр I решил построить в самой узкой части полуострова Гангут «переволоку» (деревянный настил), предназначенную для переброски галер сухим путём в тыл противнику. Этот манёвр вынудил шведов разделить свои силы, а наступивший штиль лишил манёвренности их парусные корабли.

Воспользовавшись ситуацией, русский авангард обошёл шведов, оставаясь недосягаемым для их огня, и атаковал отряд под командованием контр-адмирала Нильса Эреншёльда, взяв корабли противника на абордаж.

Победа у полуострова Гангут обеспечила русскому флоту свободу действий в Финском и Ботническом заливах, что позволило эффективно поддерживать действующие в Финляндии сухопутные войска. С тех пор шведы перестали чувствовать себя хозяевами Балтийского моря. Успех обеспечило умение создать превосходство в силах на главном направлении. Против шведского флагмана - прама «Элефант» - сосредоточили 11 галер.

Взятие на абордаж прама «Элефант»

В сентябре 1714 года победители торжественно прошли в Петербурге под Триумфальной аркой, на которой был изображён сидевший на спине у слона орёл. Аллегория пояснялась надписью: «Орёл мух не ловит». В настоящее время годовщина сражения у полуострова Гангут (9 августа) празднуется в России как День воинской славы.

Чесменский бой в ночь с 25 на 26 июня 1770 года

После начала в 1768 году очередной русско-турецкой войны, чтобы отвлечь внимание противника от Черноморского театра, Россия направила свои корабли в Средиземное море. Это был первый в российской истории групповой переход кораблей из одного моря в другое. 23 июня (4 июля) 1770 года две русские эскадры (девять линейных кораблей, три фрегата, бомбардирский корабль и 17–19 вспомогательных судов) под общим командованием Алексея Орлова обнаружили турецкий флот (16 линейных кораблей, шесть фрегатов, шесть шебек, 13 галер и 32 малых судна) на рейде Чесменской бухты.

На следующий день между противниками завязалась артиллерийская дуэль, в ходе которой линейный корабль «Святой Евстафий» попытался взять на абордаж турецкий корабль «Реал-Мустафа». Однако на него упала горящая мачта турецкого корабля. Огонь добрался до крюйт-камеры, и «Евстафий» взорвался, а через 10 минут взлетел на воздух и «Реал-Мустафа». После этого турецкие силы отступили в глубь Чесменской бухты под прикрытие береговых батарей.

Русское командование решило в ночь на 26 июня уничтожить турецкий флот с помощью брандеров, в которые спешно переоборудовали четыре судна. Линейным кораблям надлежало обстреливать скученные в бухте корабли противника, а фрегатам - подавить береговые батареи. Вскоре после попадания зажигательного снаряда загорелся один из турецких кораблей. Неприятельский огонь ослаб, что позволило предпринять атаку брандерами. Одному из них удалось поджечь турецкий 84-пушечный корабль, который вскоре взорвался. Горящие обломки разлетелись по бухте, вызвав пожары на других кораблях. К утру турецкая эскадра прекратила своё существование.

Победы удалось достичь за счёт умелой концентрации сил на главном направлении, смелому решению атаковать находящийся под защитой береговых батарей турецкий флот и использованию его скученного расположения в бухте.

Фёдор Ушаков

19 апреля 1783 года императрица Екатерина II подписала Манифест о присоединении Крыма к Российской империи. В 1878 году Турция предъявила ультиматум с требованием восстановления вассалитета Крымского ханства и Грузии и, получив отказ, вновь объявила России войну.

Русские войска осадили турецкую крепость Очаков, а из Севастополя вышла эскадра под командованием контр-адмирала Марко Войновича, чтобы воспрепятствовать оказанию турецким флотом помощи осаждённым. 3 (14) июля противники обнаружили друг друга в районе острова Фидониси. Турецкая эскадра более чем вдвое превосходила севастопольскую, и Марко Войнович не имел желания сражаться, в то время как уверенный в своей победе Гассан-паша , придерживаясь классической линейной тактики, стал подходить на дистанцию артиллерийского залпа. Однако командовавший русским авангардом бригадир Фёдор Ушаков приказал своим концевым фрегатам прибавить парусов и взять противника в два огня. Манёвр фрегатов поставил турок в исключительно трудное положение. Они также прибавили парусов, но это привело к тому, что их строй сильно растянулся, и корабли утратили возможность поддерживать друг друга огнём.

В самом начале боя Фёдор Ушаков отрезал два турецких судна, сосредоточив против них огонь линейного корабля «Святой Павел» и двух фрегатов. Сражение развернулось уже по всей линии. Не выдержав огня русских, шедшие впереди турецкие корабли один за другим начали выходить из боя. Вскоре под сосредоточенный огонь попал и флагманский корабль Гассан-паши. Это и решило исход сражения. Вслед за флагманом турецкие корабли стали покидать строй и, пользуясь преимуществом в скорости, отходить к румелийским берегам.

В сражении при Фидониси впервые раскрылся флотоводческий талант Фёдора Ушакова, отлично реализовавшего принципы сосредоточения огня и взаимной поддержки. Вскоре Григорий Потёмкин отстранил Марко Войновича, а севастопольскую эскадру передал получившему чин контр-адмирала Фёдору Ушакову.

Памятник Ушакову на мысе Калиакрия

К кампании 1791 года турки подготовились весьма основательно. Флот под командованием капудан-паши Гуссейна состоял из 18 линейных кораблей, 17 фрегатов и множества мелких судов. Помощником капудан-паши назначили отличавшегося храбростью и предприимчивостью алжирского пашу Саита-Али . Турки вполне обоснованно считали, что при таком численном перевесе и во главе со столь знаменитыми адмиралами они смогут разгромить русских. Саит-Али даже пообещал доставить в Стамбул закованного в цепи Ушак-пашу (Фёдора Ушакова) и возить его по городу в клетке.

31 июля (11 августа) 1791 года турецкий флот стоял на якоре у мыса Калиакрия. В честь праздника Рамазан часть команд была отпущена на берег. Неожиданно на горизонте показалась эскадра Фёдора Ушакова в составе шести линейных кораблей, 12 фрегатов, двух бомбардирских кораблей и 17 мелких судов. Прославленный флотоводец принял смелое решение атаковать противника со стороны берега. Появление русского флота застало турок врасплох. Спешно обрубив якорные канаты, они стали в беспорядке отходить мористее. Саит-Али с двумя кораблями предпринял попытку взять в два огня авангард Фёдора Ушакова, но тот, разгадав манёвр, на флагманском корабле «Рождество Христово» обогнал голову своей эскадры и атаковал корабль Саита-Али, завязав бой на самой близкой дистанции. Затем Ушаков умело зашёл с кормы и дал по турецкому кораблю продольный залп, сбив бизань-мачту.

В течение часа сопротивление противника было сломлено, и турки обратились в бегство. Большая часть разгромленного турецкого флота рассыпалась по Анатолийскому и Румелийскому побережьям, лишь алжирская эскадра достигла Константинополя, при этом флагманский корабль Саита-Али начал тонуть. Русский флот господствовал на Чёрном море. Жителей турецкой столицы охватил страх. Все ждали появления Ушак-паши у стен Константинополя. В этой ситуации султан был вынужден заключить с Россией мир.

Укрепления острова Корфу

В 1796–1797 годах французская армия под командованием молодого и талантливого военачальника Наполеона Бонапарта заняла Северную Италию и принадлежавшие Венецианской республике Ионические острова. Русский император Павел I присоединился к антифранцузской коалиции. В Петербурге возник план направить в Средиземное море эскадру под командованием Фёдора Ушакова. На этот раз прославленному флотоводцу пришлось действовать в союзе со своими бывшими противниками - турками. Высадка Наполеона в Египте заставила султана обратиться за помощью к России и открыть проливы для русских кораблей.

Одной из задач, поставленных перед объединённой русско-турецкой эскадрой, являлось освобождение Ионических островов. Вскоре французские гарнизоны выбили с Цериго, Занте, Кефалонии и Санта-Мавры, хотя противник продолжал удерживать наиболее сильно укреплённый остров - Корфу. Французское командование пребывало в уверенности, что русские моряки не только не смогут взять крепость штурмом, но и окажутся неспособными вести длительную осаду.

Сначала Фёдор Ушаков решил взять штурмом прикрывавший Корфу с морского направления скалистый остров Видо. 18 февраля (1 марта) 1799 года русские корабли начали массированный обстрел, под прикрытием которого высадили десант. Десанту с помощью искусных фланговых ударов удалось с ходу захватить береговые батареи, а к 14 часам десантные силы уже полностью контролировали Видо.

Теперь путь к Корфу был открыт. Установленные на захваченном острове Видо русские батареи открыли огонь по самому Корфу, а десант принялся штурмовать передовые укрепления острова. Это деморализовало французское командование, и на следующий день они прислали на корабль Фёдора Ушакова парламентёров для обсуждения условий капитуляции. В плен сдался 2931 человек, включая четырёх генералов. Трофеями русских стали линейный корабль «Леандр», фрегат «Брюне», бомбардирское судно, две галеры, четыре полугалеры и несколько других кораблей, 114 мортир, 21 гаубица, 500 пушек и 5500 ружей. Победу удалось одержать благодаря правильному выбору Фёдором Ушаковым направления главного удара, созданию на этом участке превосходства в силах над противником, а также смелым и решительным действиям десанта.

Узнав об очередной блистательной победе Фёдора Ушакова, великий Александр Суворов писал: «Зачем не был я при Корфу, хотя бы мичманом!».

На освобождённых Ионических островах под временным протекторатом России была создана греческая Республика Семи Островов, которая в течение нескольких лет служила опорной базой для русского флота на Средиземном море.

Андрей ЧАПЛЫГИН

21 октября 1805 года произошло Трафальгарское сражение, в ходе которого британский флот одержал верх над франко-испанскими морскими силами. Морские сражения - это одни из самых интересных эпизодов в войнах между разными странами мира. Многие из морских боев решали исход войны, а также доказывали статус победителя как великой морской державы. Сегодня мы решили сделать подборку из пяти морских сражений, закончившихся полным разгромом противника.

День Трафальгарского сражения в Британи отмечается как день празднования победы Королевского флота под командованием вице-адмирала Горацио Нельсона над объединенным флотом Франции и Испании. Трафальгарское сражение произошло 21 октября 1805 года. Флот 47-летнего Нельсона дал решительный отпор французско-испанскому флоту, не допустив вторжения Франции в Британию. Сам лорд Нельсон сложил в сражении свою голову.

Трафальгарское сражение

Одно из самых великих морских сражений в мировой истории. Трафальгарское сражение произошло между британскими и франко-испанскими морскими силами 21 октября 1805 года у мыса Трафальгар на Атлантическом побережье Испании около города Кадис. Эта морская битва исторически была решающей между объединенным флотом Франции и Испании и Великобритании. Самое поразительное, что Франция и Испания потеряли в Трафальгарском сражении двадцать два корабля, а Великобритания - ни одного. Однако англичане потеряли командующего английским флотом вице-адмирала Горацио Нельсона. На вражеской стороне сражались французский адмирал Пьер Вильнёв, командующий всем объединенным флотом, и испанский адмирал Федерико Гравина, который руководил испанскими силами. Трафальгарская битва была частью Войны третьей коалиции, она стала главным морским противостоянием XIX века и величайшим морским сражением в истории. Победа Великобритании подтвердила морское превосходство страны, установленное в XVIII веке.

Гравелинское сражение

Это грандиозное морское сражение произошло 27 июля 1588 года между британским и испанским флотами к северу от Гравелина. Закончилось Гравелинское ссражение полным разгромом испанской Великой Армады, которую многие считали непобедимой. Сама Великая Армада состояла из 130 кораблей, основную часть которых составляли галеоны. Всё сражение и исход боя определили действия вице-адмирала Дрейка, адмирала Хокинса. Когда сражение подходило к победному концу, британцы не остановились - они ещё целых два дня преследовали Армаду.

Цусимское сражение

Ещё одна колоссальная морская битва произошла 14-15 мая 1905 в Русско-японской войне, ей дали название - Цусимское морское сражение, так как битва произошла в Японском море, в районе острова Цусима. В этой битве российская 2-я эскадра флота Тихого океана под командованием вице-адмирала Зиновия Петровича Рожественского потерпела сокрушительное поражение от Императорского флота Японии под командованием адмирала Хэйхатиро Того. Цусимское сражение - это было последняя битва в войне, в которой полностью разгромили русскую эскадру - практически все корабли были потоплены, часть успела капитулироваться, но только четыре корабля дошли до русских портов. В самом начале битвы японские корабли имели куда большее преимущество, чем русские, во-первых, по мощности артиллерийского огня, также по скорострельности орудий, а ещё в броне и скорости. Цусимское сражение повлияло на исход Русско-японской войны и вынужденное подписание Россией мирного договора.

Синопское сражение

Синопское сражение - это великий морской бой в истории мировых морских сражений. Русский Черноморский флот, под командованием адмирала Нахимова, сражался против турецкой эскадры, полностью разгромил противника. Само сражение произошло 18 ноября 1853 года. Сражение было масштабным, но очень быстрым - турецкий флот был разгромлен в течение нескольких часов. Потери турок составили свыше трёх тысяч человек, а раненый Осман-паша и другие пленники были взяты в плен. Победой в Синопском сражении русский флот завоевал господство на Чёрном море, но эта победа стоила России дорого, так как разгром турецкого флота стал поводом для Великобритании и Франции для вступления в войну на стороне Османской империи.

Автор Харламов Виталий Борисович г. Волгоград. Коротенько так, но буковок не просто много, а очень много.
Когда 31 мая 1916 года капитан английского легкого крейсера (*) "Галатея" приказал открыть огонь по немецким эскадренным миноносцам (2*), то он не догадывался, что именно эти залпы станут первыми в самом крупнейшем морском сражение в истории человечества. В этот день, в Северном море, встретились два мощнейших флота своего времени британский Гранд Флит и немецкий Флот Открытого Моря. Встретились, чтобы поставить точку в споре: чей флот главенствует на море. A в результате разгорелось:

К весне 1916 года сухопутный фронт окончательно стабилизировался. Превратив сухопутные сражения в "гигантские мясорубки", которые не оправдывали возлагавшиеся на них надежды. А развязанная Германией подводная война не могла принести ей быструю победу. Война все больше превращалась в войну ресурсов. В войну на истощение. Которая не могла принести победу Германии, с ее ограниченными возможностями. И тогда германское командование решило использовать последний оставшийся у Германии "козырь". Ее второй в мире линейный флот. С помощью, которого, немецкий Генеральный штаб надеялся одержать долгожданную победу на море. И тем самым вывести из войны Англию. Самую сильную стран противостоявшей Германии коалиции.

Флот Открытого Моря в походе.

Для чего требовалось выманить из баз часть английского флота и ударом главных сил постараться уничтожить его. Для этого германские крейсера были направлены, в набег, к берегам Англии. В надежде, что после этого, часть сил Гранд Флита перебазируется из Скапа-Флоу на юг. Это им удалось. Под воздействием общественного мнения Гранд Флит был разделён на 4 эскадры. Базирующиеся на различные базы вдоль восточного побережья Англии. Но активизация действий главных сил немецкого флота насторожила англичан. После набега немецких линейных крейсеров на Лоустон они ожидали повторной вылазки. Намериваясь, используя сценарий подобный немецкому, заманить часть германского флота под жерла тяжелых орудий Гранд Флита. И тем самым окончательно утвердить свое господство на море. Таким образом, два огромных флота вышли в море. А их адмиралы даже не догадывались, с какими силами им предстоит встретиться. А в результате столкновение флотов оказалось чисто случайным. Не предусмотренным ни одним планом противоборствующих сторон.

Гранд Флит в море.

Прелюдия к сражению.

Немецкий флот покинул главную базу флота в 1 час ночи 31 мая. И взял курс на север, к проливу Скагеррак. В авангарде флота шли 5 линейных крейсеров (3*) вице-адмирала Хиппера потдерживаемые 5 легкими крейсерами и 33 эсминцами. С задачей навести часть сил Гранд Флита на весь Флот Открытого Моря. Легкие крейсера и эсминцы шли полукругом впереди линейных крейсеров на дистанции 7- 10 миль. За кораблями эскадры адмирала Хиппера, через 50 миль, шли главные силы немецкого флота.

Флот Открытого Моря с борта цеппелина.

Но ещё ранее в море были высланы 16 подводных лодок. Которые должны были занять позиции возле английских баз. И находиться на них с 24 мая, по 1 июня. Что и предопределило выход немцев, в море, 31 мая. Не смотря на погоду. Причём большая часть подводных лодок, 7 единиц, были развёрнуты против Ферт-оф-Форт, где базировался флот линейных крейсеров. Одна находилась на выходе из залива Кромари, где располагалась 2 эскадра линкоров. Две подлодки развернули против Скапа-Флоу, где находились главные силы английского флота. Остальные подводные лодки были развёрнуты вдоль восточного побережья Англии. Основной задачей этих подводных лодок была разведка. Однако они должны были выставить минные поля, на предполагаемых маршрутах движения английских кораблей. А в последующем и атаковать выходившие из баз корабли. Непосредственную разведку на поле боя должны были осуществлять дирижабли. Но вылетевшие в полдень 31 мая 5 немецких дирижаблей, из-за неудачно назначенных маршрутов, ничего не нашли. Их не было даже над местом сражения.

Торпедный отсек германской подводной лодки.

Гранд Флит вышел в море раньше германского флота. Как только агентурная разведка и радиоперехват сообщили о приготовлении к выходу в море крупных кораблей Флота Открытого Моря. Благополучно избежав завесу из немецких подводных лодок. Хотя, с некоторых кораблей, и поступали ошибочные сигналы об обнаружении немецких подводных лодок.

4-я эскадра дредноутов Гранд-Флита («"Айрон Дюк", "Ройал Оук", "Сьюперб", "Канада") в Северном море

Однако чтобы собрать в единый кулак, вышедшие из разных баз, корабли было нужно время. Так 2 эскадра линкоров (4*) смогла, присоединится к главным силам британского флота лишь в 11 часов. А эскадра адмирала Битти все еще находилась южнее кораблей адмирала Джеллико. Лишь около 14 часов адмирал Битти приказал повернуть на север. Намериваясь идти на соединение со своим флотом. Ловушка, поставленная адмиралом Джеллико, для немецкого флота, была готова захлопнутся. Как вдруг случилось непредвиденное.

2 эскадра линкоров германского Флота Открытого Моря.

Случайная встреча.

Незадолго до поворота кораблей адмирала Битти на север, с немецкого легкого крейсера "Эльбинг" заметили дым. И 2 из сопроваждавших крейсер эсминца были направлены осмотреть замеченное судно. Им оказался нейтральный датский пароход "Эн. Джи. Фьорд". Но судьбе было угодно чтобы одновременно с немцами датский пароход был обнаружен английским легким крейсером "Галатея". Находившемся в охранении эскадры адмирала Битти. А в результате, в 14 часов 28 минут, "Галатея" вместе с подошедшим, к ней, легким крейсером "Фаэтон" открыли огнь по немецким эсминцам. Которые поспешили ретироваться с места боя. Однако вскоре к эсминцам присоединился "Элибинг" и бой вспыхнул с новой силой. В 14 часов 45 минут с авиатранспорта "Энгадайн" подняли гидросамолёт. Который в 15 часов 08 минут обнаружил 5 линейных крейсеров противника. Пилот трижды пытался выйти на связь со своим командование и сообщить информацию. Которая так и не достигла адмирала Битти.

Английский линейный крейсер "Лайон".

В это время обе эскадры легли на новый курс. И на полной скорости, разрезая волны форштевнями, помчались на встречу друг другу. Таким образом, по случайности, английские линейные крейсера встретили противника в отрыве от своих главных сил. Им оставалось лишь действовать по ранее намеченному плану. И постараться вывести корабли противника на главные силы своего флота.

Развёртывание эскадры адмирала Битти перед сражением.

В 15 часов 30 минут обе эскадры вошли в визуальный контакт. И видя преимущество англичан в силах, адмирал Хиппер повернул свои корабли на соединение с главными силами Флота Открытого Моря. Однако линейные крейсера адмирала Битте пользуясь своим преимуществом в скорости хода стали постепенно нагонять немецкие корабли. Но англичане, имевшие более дальнобойную артиллерию, огонь не открывали. Из-за ошибки в определении дистанции до цели. Немцы же молчали, дожидаясь, когда англичане подойдут поближе, чтобы вести более действенный огонь из своих менее крупных орудий. К тому же 5 британская эскадра линкоров все еще находилась вне видимости с немецких кораблей. И не получив приказа адмирала Битти на изменение курса какое-то время продолжала идти на восток. Удаляясь от места боя.

Развитие сражения с 15-40, до 17-00.

Бесплатный сыр без мышеловки.

Лишь в 15 часов 50 минут, находясь на дистанции в 80 кабельтов (5*), линейные крейсера обоих эскадр открыли огонь. По приказу адмиралов корабли обоих сторон вели огонь по соответствующему ему в строю кораблю противника. Но у англичан произошла ошибка и немецкий линейный крейсер "Дерфлингер" в начале боя вообще никем не обстреливался. Расстояние между эскадрами продолжало сокращаться и к 15 часам 54 минутам достигло 65 кабельтовых. В бой вступила противоминная артиллерия. Корабли шли окруженные столбами воды от непрерывно падающих снарядов. К тому времени эскадры перестроились и помчались на юг.

"Дерфлингер".

Около 16 часов флагманский крейсер адмирала Битти "Лайон" получил попадание снаряда, едва не ставшим для него роковым. Снаряд попал в третью башню, пробил броню и разорвался под левым орудием. Вся прислуга орудий погибла. И только мужество смертельно раненого башенного командира майора Харвея спасло корабль от гибели. Однако крейсер был вынужден выйти из строя. Что позволило его противнику немецкому линейному крейсеру "Дерфленгер" перенести огонь на линейный крейсер "Куин Мери". По которому вёл огонь и “Зейдлиц”.

Линейный крейсер "Куин Мери".

В 16 часов 02 минуты шедший концевым в колонне англичан линейный крейсер "Индефатигейбл" попал по залп, с обстреливающего его линейного крейсера "Фон дер Танн". И скрылся в дыму и пламени. Вероятнее всего снаряд пробил палубу и попал в артиллерийский погреб кормовой башни. "Индефатигейбл" погружаясь кормой, выкатился из строя. Но следующий залп тоже накрыл погибающий корабль. Страшный взрыв потряс воздух. Крейсер лег на левый борт, перевернулся и исчез. Агония "Индефатигейбла" длилась всего около 2 минут. Из огромного экипажа удалось спастись только четверым.

Линейный крейсер "Инвинсибл".

Но бой прожался. Видя тяжелое положение своих линейных сил адмирал Битти в 16 часов 10 минут бросил в атаку на немцев 13 флотилию эсминцев. Навстречу им, пересекая курс линейных крейсеров, выдвинулось 11 немецких эскадренных миноносцев возглавляемых легким крейсером "Регенсбург". И вступили в бой, прикрывая свои корабли. Когда соединения эсминцев разошли, то недосчитались по 2 эсминца. Немцы "V-27" и "V-29", а англичане "Номат" и "Нестор". И если “немцы” погибли непосредственно в ходе боя. Причём “V-27”был потоплен торпедой с эсминца “Петард”, а “V- 29” погиб от артиллерийского огня. То “англичане” потеряли ход, но остались на плаву. И были добиты линкорами немцев. Успев перед гибелью, выпустить торпеды по линкорам Флота Открытого Моря. Правда безрезультатно, торпеды в цель не попали.

Английский эсминец "Абдиел" у борта легкого крейсера.

В это время линейный крейсер "Лайон" снова занял свое место в строю. Но "Дерфлингер" продолжал обстреливать "Куин Мери". Пока в 16 часов 26 минут не разыгралась вторая трагедия. 11 залп "Дефленгера" поразил "Куин Мери" (6*). Взрыв боезапаса так разнес корабль на части, что следующий в строю "Тайгер" был засыпан обломками. Но когда через несколько минут "Тайгер" прошел через место гибели "Куин Мери", то ни обнаружил никаких следов погибшего линейного крейсера. А столб дыма от взрыва "Куин Мери" взметнулся ввысь на пол километра. В течение 38 секунд погибло 1266 английских моряков (7*). Но, не смотря на столь тяжелые потери англичане, продолжали бой. И даже увеличили свои силы. К английским линейным крейсерам присоедининилась 5 эскадра линейных кораблей.

Между тем торпедные атаки с обеих сторон следовали одна за другой. В 16 часов 50 минут 6 немецких эсминцев безрезультатно атаковали, на развороте английские корабли. Из 7 выпущенных торпед в цель не попала ни одна. С другой стороны 4 английских эсминца атаковали линейный крейсер "Зейдлиц". Из торпед выпушенных эсминцами одна все же попала в носовую часть немецкого корабля.
В тоже время на горизонте показались главные силы германского флот. Адмирал Битти повернул на север. Немецкие корабли, отражая атаки английских эсминцев, пошли в след врагу строем фронта. Германский флот имел подавляющее превосходство во всем, кроме скорости хода. Воспользовавшись этим адмирал Битти вывел свои линейные крейсера из-под огня противника.

Линейный крейсер "Индефатигейбл"

А линкоры 5 эскадры стали выводить противника на эскадру адмирала Джиллико, ведя огонь по головным кораблям немецкого флота. В которые попало от 5 до 10 381 миллиметровых снарядов. Но и английские корабли получили значительные повреждения. Линкор "Уорепайт" получил 13 попаданий, и имея поврежденный рулевой привод, был вынужден покинуть поле боя. Линейный корабль "Малайя" получил 8 снарядов. При этом один из них пробил броню каземата противоминной артиллерии, вызвал пожар кордита, пламя от которого взметнулось до уровня мачт, вывел из строя всю артиллерию правого борта и 102 человека из экипажа. Линкор "Бархэм" получил 6 снарядов.

Линкор "Малайя".

Продолжались бои и между легкими силами флотов. В 17 часов 36 минут произошел 19 минутный бой между крейсерами обоих сторон. Причем, из-за уменьшившийся видимости, немецкие легкие крейсера попали под огонь английских броненосных крейсеров (8*). Входивших в состав авангарда главных сил Гранд Флита. В результате получили повреждения немецкие легкие крейсера "Висбаден" и "Пиллау". Причём получивший повреждения машин “Висбаден” потерял ход. А показавшиеся из-за дымки корабли английской 3 эскадры линейных крейсеров превратили "Висбаден" в пылающий костер. В это время последовала атака 23 немецких эсминцев на английские 4 эсминца и легкий крейсер "Кантербур". В результате этого боя был потоплен английский эсминец "Шарк", а остальные британские корабли получили значительные повреждения. Английские эсминцы в ответ удачно атаковали торпедами линейный крейсер "Лютцов". Этот немецкий крейсер отстреливался, от окруживших его кораблей противника, до 19 часов. Пока, торпеда английского эсминца "Дефенгер" не добила "Висбаден". И над ним не сомкнулись волны Северного моря. Экипаж "Висбадена" погиб вмести со своим кораблем. Спастись удалось лишь одному человеку.

Линейный крейсер "Лютцов".

В тоже время, увлекшись расстрелом немецких легких крейсеров британские броненосные крейсера слишком близко подошли к немецким линейным крейсерам. В результате, получив 2 залпа с "Лютцова" взорвался броненосный крейсер "Дефенс". И через 4 минуты морская пучина поглотила корабль вмести с 903 членами экипажа и командующим 1 эскадрой броненосных крейсеров адмиралом Арбутнот.

Английский броненосный крейсер "Дефенс"

Крейсеру "Уорриор" грозила та же учесть. Но его заслонил линейный корабль "Уорспайт". В результате полученного, в бою с немецкими линкорами, повреждения рулей он выкатился из строя. И случайно оказался между "Уорриором" и немецкими крейсерами. И принял удар на себя. Правда, в результате взаимных маневров и "Уорриор" и "Уоспайт" несколько раз столкнулись и, из-за полученных повреждений, были вынуждены покинуть поле боя.

Легкий крейсер "Висбаден"

Так и не захлопнувшаяся "мышеловка".

В 18 часов 14 минут из дымки величественно показались главные силы британского флота. "Флот Открытого Моря" все же оказался в ловушке. На головных немецких кораблях сосредоточили огонь по 4 английских корабля. Попадания следовали один за другим. Но и немецкие комендоры не оставались в долгу. Залп с линейного крейсера "Дерфленгер" оказался роковым для английского линейного крейсера "Инвинсибл". В 18 часов 31 минуту снаряды распороли борт в районе средних башен. "Инвинсибл" раскололся пополам. Унеся с собой в морскую пучину почти весь экипаж, и адмирала Худа, командующего 3 эскадрой линейных крейсеров. Спасти удалось всего 6 человек. Но это был крупный последний успех немецкого флота. Англичане приступили к методичному расстрелу своих противников.

Развитие сражения с 17-00 до 18-00.

Постепенно замолчал "Лютцов". Нос линейного крейсера был охвачен пламенем, надстройки разрушены, мачты сбиты. Адмирал Хиппер покинул потерявший боевое значение "Лютцов" и перешел на эсминец "G-39". Намериваясь пересесть на другой линейный крейсер. Но в течение дня это ему не удалось и линейными крейсерами командовал капитан "Дерфлингера". Но сам "Дерфлингер" представлял собой жалкое зрелище. 3 башни из 4 были уничтожены. Столбы огня от горевшего в башнях пороха поднимались выше мачт. В носовой части крейсера, у ватерлинии, английские снаряды разворотили пробоину размером 5 на 6 метров. Корабль принял 3359 тонн воды. Экипаж потерял 154 человека убитыми и 26 ранеными (9*). Не менее ужасный вид имел и "Зейдлиц".

Все, что осталось от линейною крейсера "Инвинсибл".

Видя столь плачевное состояние, своего флота, адмирал Шеер приказал повернуть "все вдруг" всем флотом и лечь на обратный курс. И послал 3-ю флотилию эскадренных миноносцев атаковать неприятеля. Надеясь таким образом выйти из-под огня. Атака эсминцев увенчалась успехом. В 18 часов 45 минут был торпедирован линкор "Мальборо". Но корабль сохранил 17 узловой ход и не покинул поле боя. Правда, сутки спустя осев почти на 12 метров, с креном на правый борт линкор едва дошел до базы. Торпеду выпустил эсминец "V-48". Добившийся успеха ценой своей гибели. Этот эсминец записали на свой счёт комендоры "Мальборо".

Британский броненосный крейсер "Уорриор".

К этому моменту сражения относятся два интересных момента. Первый момент заключается с том, что немцы уверяют о попадании в главный бронепояс "Дерфлингера" 381-миллиметрового снаряда. Якобы снаряд вскольз ударил о броню и срикошетировал. Но на противостоящих немцам в этот момент английских линкорах были только 305-миллиметровые и 343-миллиметровые орудия. А корабли с 381-миллиметровыми орудиями находились на флангах английской колонны. И огонь по линейным крейсерам немцев не вели. Второй момент, относиться к единственному, за всю историю корабля, полном бортовом залпе, единственного в мире, семибашенного линкора "Эджинкорт". От этого залпа корабль опасно накренился и возникла опасность опрокидывания корабля. Из-за чего такие залпы больше ни когда не производились. А на соседних кораблях увидев столбы пламени и дым окутавшие "Эджинкорт" решили что взорвался ещё один английский корабль. И английским офицерам с трудом удалось предотвратить зарождавшуюся на кораблях Гранд Флита панику.

И "Эрин" тоже. Но на заднем плане, а так "Эджикорт"

Огонь англичан ослаб, но продолжал тревожить немецкие корабли. Поэтому около 19 часов адмирал Шеер повернул свой флот на обратный курс, опять отдав приказ поднять сигнал "все вдруг". Адмирал Шеер намеривался атаковать концевые британские корабли и проскочить под кормой Гранд Флита. Но немецкие корабли опять оказались под сосредоточенным огнем английских линкоров. Сгустившаяся дымка все больше мешала ведению прицельного огня. К тому же английские корабли находились на темной стороне горизонта. И имели преимущество перед немецкими кораблями. Силуэты которых четко выделялись на фоне заходящего солнца.

Английский линейный корабль «"Айрон Дюк"

В этот критический момент боя, видя, что его пытаются от баз, адмирал Шеер послал в атаку все оставшиеся эсминцы. Атаку, которых возглавили сильно поврежденные линейные крейсера. Линейные крейсера сблизились с противником до 8000 метров, а эсминцы на 6000- 7000 метров. В 19 часов 15 минут была выпущена 31 торпеда. И хотя ни одна из торпед не попала в цель. А англичанами был потоплен эсминец "S-35". Эта атака достигла своей цели. Заставив английские корабли изменить курс. Что спасло Флот Открытого моря. Который с началом атаки эсминцев снова повернул "все вдруг" и стал быстро уходить с места боя. И в 19 часов 45 минут, вырвавшись из кольца британских кораблей, немецкий флот взял курс на юг.

Дирижабль L-31 над линейным кораблём "Остфрисланд"

Но бой еще не закончился. В 20 часов 23 минуты из дымки внезапно вынырнули английские линейные крейсера. И открыли огонь по сильно насолившим им немецким линейным крейсерам. Явно намериваясь расчитатся с ними. Но в этот трудный, для кораблей адмирала Хиппера, момент к нему пришла помощь. Оказавшиеся, после поворота впереди всей эскадры, явно взятые в сражение, для числа, устаревшие линкоры (10*) 2 эскадры, как раз выполняли перестроение. Чтобы занять более подобающее им место, в конце колонны.
В результате эти линкоры оказались восточнее других немецких линкоров. И изменив курс, смогли заслонить собой свои линейные крейсера, переняв удар на себя. Эта смелая атака, потдержаная эсминцами, заставила английские корабли повернуть и скрыться в сумерках. В свои права все больше и больше вступала ночь. Ночь, которая позволила англичанам несколько скрасить, безрадостный для них, результат боя.

Развитие сражения с 18-15 до 21-00

Пламя среди ночи.

Солнце скрылось за горизонтом. Небо становилось все темнее. Но в 20 часов 58 минут горизонт опять осветился огнем выстрелов. В лучах прожекторов можно было рассмотреть ведущие между собой огневую дуэль немецкие и английские легкие крейсера. В результате этого боя несколько крейсеров с обоих сторон были повреждены, а поврежденный в дневном сражении немецкий легкий крейсер "Фраэнлоб" был потоплен.

Германский линейный корабль "Принц-регент Луитпольд"

Немного позднее английская 4 флотилия эсминцев вышла в атаку на немецкие линейные корабли. При этом эсминец "Тюпперер" был потоплен, а эсминец "Спидфайр" поврежден. Атака оказалась неудачной, но выполняя противоторпедный маневр линкор "Позен" протаранил легкий крейсер "Эльбинг". Англичанам удалось лишь повредить эсминец "S-32". Который потерял ход, но был взят на буксир и приведен на базу.
В 22 часа 40 минут торпеда с британского эсминца "Контест" попала в тяжело поврежденный, в предыдущих боях, легкий крейсер "Росток". Во время этой атаки английской 4 флотилии эсминцев были повреждены английские эсминцы "Спарроухеви" и "Брук". В 23 часа 4 флотилия в третий раз, правда, безуспешно, атаковала немецкие корабли. При этом эсминец "Фортуна" был потоплен, а эсминец "Ропроид" поврежден. В 23 часа 40 минут последовала очередная торпедная атака англичан. 13 эсминцев, из разных флотилий, безрезультатно атаковали немецкие линейные корабли. А список потерь Гранд Флита пополнил эсминец "Турбулент".

"Дойчланд" из 2 эскадры

Приблизительно в это время Флот Открытого Моря пересёк курс Гранд Флита. Находясь на расстоянии около двух миль от последнего линкора Гранд Флита. И с линкоров 5 эскадры видели атаки эсминцев. А на одном из линкоров даже опознали противника. Но в ходе сражения командующий Гранд Флитом адмирал Джеллико так и не узнал, ни об боях лёгких сил флота с немецкими линкорами, ни о том что эти самые линкоры прошли мимо орудий вверенного ему линкора. Причём буквально на дистанции прямого выстрела. Бессмысленно продолжая поиски немецкого флота. С этого момента только удаляясь от Флота Открытого Моря.

Немецкий легкий крейсер "Ариадна" однотипная с крейсером "Фраэнлоб"

В 0 часов 07 минут с немецкими линейными кораблями, на расстояние 1000 метров сблизились и были обстреляны английские броненосный крейсер "Блек Принц" и эсминец "Адент". Через несколько минут охваченные огнем корабли потеряли ход. Огромный костер, бушевавший на палубе крейсера, освещал борта проходивших мимо немецких линкоров и крейсеров. Пока не раздался взрыв и "Блек Принц" не погрузился в море. Несколько раньше крейсера затонул "Адент".
Но англичане быстро расквитались за эту потерю. В 0 часов 45 минут в атаку вышла 12 флотилия эсминцев, возглавляемая скаутом (11*) "Итурлинг". Через 20 минут одна из выпущенных торпед попала в устаревший линкор "Померн". От взрыва сдетонировал боезапас и корабль почти мгновенно исчез в огромном облаке дыма. Вместе с кораблем погиб и его экипаж - 840 человек. Это была самая тяжелая потеря Военно-Морского Флота Германии в Ютланском сражении. Кроме линкора, в этом последнем столкновении флотов, погиб, со всем экипажем, немецкий эсминец "V-4".

Взрыв линкора "Померн"

Гибель эсминца "V-4" стала одной из загадок Ютландского сражения. Корабль находился в охранении немецкого флота с противоположной от места боестолкновения стороны. Не было в этом месте и подводных лодок или минных заграждений. Эсминец просто взорвался.
Немецкие эсминцы на протяжении всей ночи искали английские корабли. Но был обнаружен и безрезультатно атакован лишь крейсер "Чемпион". Немецкие торпеды прошли мимо.
По плану быстроходный минный заградитель "Абдиел" в ночь с 31 мая, на 1 июня подновил минные заграждения, на подходе к немецким базам. Выставленные им же несколько ранее. На одной из этих мин, в 5 часов 30 минут, подорвался линкор "Остфрисланд". Но корабль сохранил боеспособность и вернулся на базу.

Повреждения легкого крейсера "Пиллау" после Ютландского боя

Англичане по плану прикрыли подходы к базам противника и подводными лодками. 31 мая 3 английские подводные лодки Е-26, Е-55 и D-1 заняли позиции. Но они имели приказ атаковывать корабли противника лишь со 2 июня. По этому, когда немецкие корабли возвращались на базы, проходя над головами английских подводников, те спокойно лежали на морском дне. Выжидая время.

Линкор "Позен"

Немецкие подводники тоже не отличились. Атаке 2 подводных лодок, в 10 часов, подвёргся повреждённый "Мальборо". Шедший на базу. Но атаки оказались безрезультатными. Атаке одиночной немецкой подводной лодке подвёргся и "Варспайт". Но корабль, имевший ход в 22 узла не только увернулся от торпед. Но и даже сделал попытку таранить противника

Германская подводная лодка UС-5

Но корабли продолжали гибнуть. В 1 час 45 минут был оставлен экипажем и потоплен торпедой эсминца "G-38" линейный крейсер "Лютцов". В дневном бою он получил 24, только крупнокалиберных, снаряда и торпеду. Носовая часть крейсера была почти полностью разрушена, внутрь корпуса поступило около 8000 тонн воды. Насосы не справлялись с таким количеством воды и от все возрастающего дифферента на нос оголились винты. Продолжать путь было невозможно. И командование Флота Открытого Моря решило пожертвовать кораблем. Оставшиеся в живых 960 членов экипажа перешли на эсминцы.

В 2 часа 1 июня затонул легкий крейсер "Эльбинг". Причиной гибели крейсера стал эсминец “Спарроухэви”. Повреждённый в ходе ночного боя и лишившейся кормовой части. В 2 часа ночи моряки “Спарроухэви” увидели выплывающий из тумана немецкий лёгкий крейсер и приготовились к последнему бою. Но немецкий корабль не сделав ни одного выстрела стал внезапно оседать и скрылся под водой. Это и был “Эльбинг”. После столкновения крейсер потерял ход и был оставлен большей частью экипажа. Но капитан крейсера и несколько десятков добровольцев остались на корабле. Стремясь с помощью ветра и течений уйти в нейтральные воды. Но с рассветом они увидев английский эсминец поспешили затопить корабль. Вслед за “Эльбингом”, в 4 часа 45 минут на дно Северного моря последовал немецкий лёгкий крейсер “Росток”. Экипаж, которого вел борьбу за жизнь корабля до последней минуты. У англичан в 7 часов затонул броненосный крейсер “ Уорирор ”, получивший в дневном бою 15 тяжёлых и 6 средних снарядов. А в 8 часов 45 минут огнём своих кораблей был добит “Спарроухэви”, после того как с него был снят экипаж.
Лично командующий Гранд Флита так и не смог найти немецкий флот. И в 4 часа 30 минут английские корабли взяли курс на базу. Не зная что его флот был обнаружен одним из пяти, вылетевших на смену первой пятёрки, немецких цеппелинов. И немецкий командующий обладал всей полученной подчинёнными информацией.

Развитие ситуации с 21-00 и до окончания сражения.

Последний подвиг Ютланда.

Отгремели орудийные залпы, но сражение еще не закончилось, в море еще оставался линейный крейсер "Зейдлиц". В бою корабль получил 21 снаряд калибром 305- 381 миллиметр, не считая более мелких снарядов и торпеду в носовую часть. Разрушения на корабле были ужасны. 3 башни из 5 были уничтожены, вышли из строя носовые генераторы, электричество погасло, вентиляция не работала, была перебита главная паровая магистраль. От сильного удара лопнул корпус одной турбины, заклинило рулевую машину. Экипаж потерял 148 человек убитыми и ранеными. Все носовые отсеки залило водой. Форштевень почти полностью скрылся под водой. Для выравнивания дифферента пришлось затопить кормовые отсеки. Вес попавшей во внутрь корпуса воды достиг 5329 тонн. Уже в сумерках вышли из строя нефтяные фильтры, погасли последние котлы. Корабль полностью потерял боевое значение и беспомощно закачался на волнах. Вышли из строя все механические средства борьбы за живучесть корабля. Адмирал Шеер уже включил "Зейдлиц" в список жертв сражения. И оставив потерявший ход корабль, германский флот ушел на юг. Отстреливаясь от английских эсминцев. Которые, увлекшись преследованием, не заметили остановившегося "Зейдлица".

"Зейдлиц"

Но экипаж продолжил борьбу. В ход пошли ведра, вето, одеяла. Механики, в полной темноте смогли забраться под фундамент котлов, заменить фильтры и запустить часть котлов. Крейсер ожил и кормой вперед пополз к родным берегам. Но в довершение всех бед, во время боя на корабле были уничтожены все морские карты, вышел из строя гирокомпас. Поэтому в 1 час 40 минут "Зейдлиц" налетел на мель. Правда, не надолго. Экипаж сумел вывести корабль на чистую воду. С расветом на помощь к линейному крейсеру, подошли легкий крейсер "Пиллау" и эсминцы. Но в 8 часов неуправляемый "Зейдлиц" снова оказался на мели. А когда через несколько часов, неимоверными усилиями экипажа, крейсер сняли с мели, разыгрался шторм. Попытки "Пиллау" взять "Зейдлица" на буксир не увенчались успехом. И "Зейдлиц" в который раз оказался на краю гибели. Но своенравная Фортуна осталась благосклонна к экипажу корабля. И поздним вечером 2 июня корабль бросил якорь в устье реки Яде. Тем самым, поставив точку в Ютланском сражении.

Пиррова победа.

Историки до сих пор спорят. Выясняя победителя в Ютланском сражении. Благо оба командующих доложили о победе в свои адмиралтейства. И на первый взгляд адмирал Шеер был прав, в своем докладе. Гранд Флит потерял 6784 человека убитыми, ранеными и попавшими в плен. Из его состава погибли 3 линейных, 3 броненосных крейсера и 8 эсминцев (всего 111980 тонн водоизмещения). А Флот Открытого Моря потерял 3029 человек и лишился устаревшего линкора, линейного, 4 легких крейсеров и 5 эсминцев (62233 тонны водоизмещения). И это, не смотря на полуторократное превосходство англичан. Так что если смотреть с тактической стороны, то победа осталась за немцами. Одержали немцы и моральную победу. Они смогли посеять страх в сердцах английских моряков (12*). Смогли немцы продемонстрировать и превосходство своей техники над английской (13*). Но тогда почему после Ютланда германский флот вышел в Северное море лишь в конце 1918 года? Когда, по условиям перемирия, шел сдаваться в главную базу Гранд Флита.

"Вестфален"

Ответ прост. Флот Открытого Моря не выполнил поставленную перед ним задачу. Он не смог нанести английскому флоту поражение, завоевать господство на море и вывести Англию из войны. А Гранд Флит в свою очередь удержал свое превосходство на море. Даже не смотря на весьма тяжелые потери. И еще четверть века английский флот считался величайшем флотом мира. Но Ютланд был "пирровой победой", победой на гране поражения. И именно по этому в составе ВМС Англии нет корабля с названием "Ютланд". Да и понятно, почему и в составе ВМС Германии нет корабля с таким же названием. В честь поражения корабли не называют.

Список используемой литературы.
1. Г. Шеер "Гибель крейсера "Блюхер". С-Петербург, 1995 г. Серия "Корабли и сражения".
2. Г. Хааде "На "Дерфлингере" в Ютланском бою". С-Петербург, 1995 г. Серия "Корабли и сражения".
3. Шершов А. П. "История военного кораблестроения". С-Петербург, 1995 г. "Полигон".
4. Пузыревский К. П. "Боевые повреждения и гибель кораблей в Ютланском бою". Спб. 1995 г.
5. "Valecne lode", "Druni svetova" "Nase vojsko pnaha".
6. Моделист конструктор 12"94. Балакин С. "Сверхдредноуты". Ст. 28-30.
7. Моделист конструктор 1"95. Кофман В. "Новая ипостась линкора". ст. 27-28.
8. Моделист конструктор 2"95. Балакин С. "Невероятное возвращение "Зейдлица". Ст. 25-26.
Кроме того, использованы материалы из номеров 11"79, 12"79, 1"80, 4"94, 7"94, 6"95, 8"95 "Моделиста конструктора".

"Тюринген"

Организация флотов:

1. Английский флот:

1.1 Главные силы:
2 эскадра линкоров: "Кинг Джордж 5", "Аякс", "Центурион", "Эрин", "Орион", "Монарх", Конкерор", "Тюндерер".
4 эскадра линкоров: "Айрон Дюк", "Роял Оук", Суперб", "Канада", "Беллерофон", "Темерейр", "Вэнгард".
1 эскадра линкоров: "Мальборо", "Ривендж", "Геркулес", "Эджикорт", "Колоссус", "Сент Винсент", "Коллингвуд", "Нептун".
3 эскадра линейных крейсеров: "Инвинсибл", "Инфлексибл", "Идомитейбл".
1.2 Эскадра вице-адмирала Битти: флагманский корабль - "Лайон".
1 эскадра линейных крейсеров: "Принцес Роял", "Куин Мери", "Тайгер".
2 эскадра линейных крейсеров: "Нью Зиленд", "Индефатигейбл".
5 эскадра линкоров: "Бэрхем", "Вэлиант", "Уорспайт", "Малайя".
1.3 Легкие силы:
1, 2 эскадры броненосных крейсеров: "Дефенс", "Уорриор", "Дюк оф Эдинбург", "Блек Принц", "Минотавр","Хемпшир", "Кохрен", "Шэнон".
1, 2, 3, 4 эскадры легких крейсеров (всего 23).
1, 4, часть 9 и 10, 11, 12, 13 флотилии эсминцев (всего 3 легких крейсера и 75 эсминцев).

"Эджикорт"

Немецкий флот
2.1 Главные силы:
3 эскадра линкоров: "Кениг", "Гросер Курфюст", "Маркграф", "Кронпринц", "Кайзер", "Принцрегент Леопольд", "Кайзерин", "Фридерик дер. Гроссе".
1 эскадра линкоров: "Остфрисланд", "Тюринген", "Гельголанд", "Ольдинбург", "Позен", "Рейнланд", "Нассау", "Вестфален".
2 эскадра линкоров: "Дойчланд", "Померн", "Шлезиен", "Гановер", "Шлейзвинг-Гольштейн", "Гессен".
2.2 Разведывательный отряд адмирала Хиппера:
линейные крейсера: "Лютцов", "Дерфлингер", "Зейдлиц", "Мольтке", "Фон дер Танн".
2.3 Легкие силы:
2, 4 отряды легких крейсеров (всего 9).
1, 2, 3, 5, 6, 7, 9 флотилии эсминцев (всего 2 легких крейсера, 61 эскадренный миноносец).

"Фон дер Танн"

Примечания.

* Корабль водоизмещением 2500-5400 тонн, имеющий скорость до 29 узлов (до 54 км/ч.) и 6-10 орудий калибром 102- 152 мм. Предназначенный для разведки, набеговых и рейдерских операций, защиты линейных кораблей от эсминцев противника.
2* Корабль водоизмещением 600-1200 тонн, имеющий скорость до 32 узлов (до 60 км/ч.), 2-4 мелкокалиберных орудия и до 4 торпедных аппаратов. Предназначенный для торпедных атак на корабли противника.
3* Корабль водоизмещением 17000-28400 тонны, имеющие скорость в 25 - 28,5 узлов (46- 53 км/ч.) и 8-10 орудий калибром 280- 343 мм. предназначенных для борьбы с рейдерами, поддержки легких сил, сковывания в эскадренном сражении линейных кораблей противника.
4* Корабль водоизмещением 18000-28000 тонн, имеющий скорость в 19,5 - 23 узла (36- 42,5 км/ч.) и 8-14 орудий калибром 280- 381 мм. Составлявшие главные силы флотов и предназначенные для захвата и удержания господства на море.
5* Кабельтов- 185,2 метра (80 кабельтовых- 14816 метра, 65 кабельтовых - 12038 метров).
6* Предполагается что в "Куин Мери" попало 15 305-милиметpовых снаряда.
7* С "Куин Мери" спаслось 17 человек.
8* Корабль устаревшего типа водоизмещением до 14000 тонн, со скоростью до 23 узлов (до 42,5 км/ч.), имевший до 20 орудий калибром 152- 234 мм. Выполнявший до появления линейных крейсеров те же функции.
9* За бой в "Дерфлингер" попал 21 тяжелый снаряд.
11* Корабль устаревшего типа водоизмещением до 14000 тонн, со скоростью до 18 узлов (33 км/ч.), имевшие 4 орудия калибром 280 мм. И до появления "дредноутов" выполнявших те же функции.
12* Легкий крейсер малого водоизмещения.
13* Немцы смогли поселить страх в сердцах английских моряков. И поэтому адмирал Джеллико не рискнул преследовать Флот Открытого Моря. Что бы навязать немцам 1 июня дневной бой. Хотя и мог противопоставить 1 оставшийся у немцев боеспособной эскадре линкоров 3 своих. И это не считая легких сил.
14* Так сражение показало что 305-мм. немецкий снаряд пробивал бортовую броню английских линейных крейсеров уже с 11700 метров, а английский 343-мм. снаряд пробивал более толстую броню немецких линейных крейсеров всего с 7880 метров. К тому же живучесть английских кораблей, в отличие от немецких, и их важнейших устройств желало гораздо лучшего. Немцы, выпустив 3491 снаряд калибром 280- 305 мм., против 4538 английских калибром 305- 381 мм., добились 121 попадания в английские корабли, против 112 английских снарядов попавших в немецкие корабли.

Морские сражения второй мировой войны: Пирл Харбор.

В 1939 г. важнейшим нововведением морских сражений стала авиация, которая использовалась не только в разведывательных целях, как в 1916 г., но и в качестве бомбардировщиков и самолетов-торпедоносцев - другими словами, в качестве носителей оружия, использовавшегося для уничтожения про­тивника. В первой мировой войне радиус боевых действий определялся дальнобойностью орудий (18-20 км). Но во время морских сражений второй мировой войны все зависело от дальности полета самолетов, т.е. кораб­ли могли вести бои, не видя друг друга.

Классические примеры новых методов ведения морских боев - британская атака в Таранто 12 ноября 1940 года и японское нападение на Пирл Харбор, где в годы второй мировой войны бази­ровались главные силы Тихоокеанского флота США. Нападением 7 декабря 1941 г. на Пирл Харбор Япония развязала войну на Тихом океа­не. Причинив огромный ущерб флоту США, унич­тожив 8 линкоров, 6 крейсеров, 1 эсминец (3400 человек убито и ранено). Таким образом Япония в первый же день военных действий завоевала господство на море, разгромив главную ВМБ Тихоо­кеанского флота США в центральной части Тихого океана на острове Оаху (Гавайские острова).

Англичане нанесли удар в Таранто с помощью самолетов, которые взлетали с авианосца «Илластриес», находившегося в Адриатическом море в 170 милях от Таранто и 40 милях от Кефали- нии (остров в Ионическом море, самый крупный

из Ионических островов). Японские самолеты, атаковавшие Пирл-Харбор, стартовали с авианос­цев «Акаги», «Кага», «Хирю», «Сорю», «Сокаку», и «Дзуйкаку», находившихся в 230 милях от острова Оаху в Тихом океане.

Атаку кораблей с воздуха предпочтительнее производить с наземных баз, чем с авианосцев. Наиболее поразительным и убедительным приме­ ром этого может служить потопление британско­го линкора «Принс оф Уэлс» и линейного крейсе­ра «Рипалс» 10 декаб, 1941 г. близ Малайи в результате японской бомбардировки с аэродромов Индокитая. Другим примером может служить на­лет немецкой авиации Люфтваффе с сицилийских аэродромов, в результате которого направлявшиеся на Мальту конвои британских ВМС понесли тяже­лые потери. Особо памятна операция 12-15 ав­густа 1942 г., когда направлявшийся в Мальту конвой сопровождали авианосцы «Викториес», «Индомитебл» и «Игл». «Игл» был потоплен немецкой подводной лодкой «U-73» 11 августа, а вечером 12 августа самолет сицилийской базы разрушил взлет­но-посадочную палубу «Индомитебл».

Наиболее крупные воздушные и морские сражения второй мировой войны происходили в водах Тихого океана между аме­риканскими и японскими отрядами особого на­значения, состав которых все еще определялся большим количеством авианосцев.

Первым морским боем, где корабли не видели друг друга и не вели артобстрела, было сражение в Коралловом море 6-8 мая 1942 г., и во время которого были потоплены американский и японс­кий авианосцы «Лексингтон» и «Сохо». В этом сражении приняли участие японские авианосцы «Сохо», «Сокаку», и «Дзуйкаку» и американские «Иорктаун» и «Лексингтон». Расстояние между враждебными флотами составляло около 200 миль. Наверное самым значительным военно-морским сра­жением в Тихом океане было так называемое Ми- дуэйское сражение 4-5 июня 1942 г. (Мидуэй - атолл в Тихом океане, в северо-западной группе Гавайских островов. Захвачен США в 1867 г., с 1959 г. входит в штат Гавайские острова, занимает выгодное стратегическое положение в северной части Тихого океана). Были потоплены японские авианосцы «Сорю», «Кага», «Акаги» и «Хирю» и

американский «Йорктаун». Японцы также потеряли крейсер «Могами», 4 авианосца, 250 морских само­летов и огромное количество персонала техничес­ких и воздушных групп, что повлекло за собой проблемы с его дополнением. В ходе этого морского сражения второй мировой войны японские авианосцы посылали свои самолеты с расстояния 240 миль от целей на островах Мидуэй, а американские самолеты атаковали япон­ские корабли с расстояния свыше 200 миль.

Война 1939-1945 гг. явилась, главным обра­зом, войной воздушно-морских сил. Но в некото­рых ситуациях корабли действовали самостоятель­но, правда, их действия не имели такого значе­ния, как столкновение целых флотилий (как на­пример возле Ютландии в 1916 г.). Типичным примером может служить преследование герман­ских кораблей «Бисмарк» и «Принц Ойген» бри­танским флотом. Эти суда покинули Гдыню 18 мая 1941 г. Обогнув с севера Исландию, они направлялись в Атлантику. Англичане выслали из Скапа Флоу линейный крейсер «Худ» и лин­кор «Принс оф Уэлс», плюс целый Внутренний флот, включая линейный крейсер «Рипалс». При первом столкновении, произошедшем на одной широте с Исландией, «Бисмарк» потопил «Худ» (6.00 24 мая 1941 г.), ведя огонь с расстояния 18 километров. Вторая орудийная дуэль между «Бисмарком» и линкорами «Кинг Джордж V» и «Родни» состоялась 27 мая в 8.30 с дистанции 15 километров. «Бисмарк», уже имевший повреж­дения в результате атаки самолетов-торпедонос- цев с авианосца «Арк Ройял» вечером 26 мая, был превращен практически в плавучую развали­ну и спустя два часа потоплен торпедами крей­сера «Дорсетшир» (10.36 27 мая 1941 г.). Нес­мотря на то что самолеты использовались в во­енно-морских сражениях лишь для промежуточ­ных атак, опыт войны 1939-1945 гг. доказал бесполезность огромных линкоров и крайнюю не­обходимость в авианосцах. Помимо использова­ния авиации во второй мировой войне стало возможным определять местонахождение против­ника при самой плохой видимости днем и ночью. Использование радара британским флотом пов­лекло за собой гибель трех итальянских крейсе­ров: «Пола», «Зара» и «Фьюме» в ночь на 28 марта 1941 г. «Зара» и «Фьюме» были посланы в помощь «Пола», который пострадал от двух тор­пед во время воздушного налета. Итальянские крейсера оказались неподготовленными к бою, потому что не были оборудованы для ведения огня ночью. Без колебаний они вошли в зону орудийного огня британских линкоров, которые, определив с помощью радара их местонахожде­ние, спокойно поджидали, пока противник достиг­нет позиции, наиболее подходящей для артобстре­ла. Использование радара противниками немцев было одной из причин того, что немецкие под­водные лодки проиграли войну за торговые пути в Атлантике. Между прочим, до введения радара подводные лодки оставались практически невиди­мыми. В течение дня они находились в подвод­ном положении и всплывали только ночью, (что­бы перезарядить электробатареи,) когда челове­ческий глаз был не в состоянии их разглядеть. Напротив, радар мог устанавливать местонахож­дение подводных лодок, что позволяло атаковать их с воздуха, особенно по возвращении - на коротком расстоянии между Атлантикой и побе­режьями Франции и Германии.

  • Сергей Савенков

    какой то “куцый” обзор… как будто спешили куда то