Военная ракета тополь. Тополь-М – держит ядерный паритет. Расчет зоны поражения

Межконтинентальная баллистическая ракета "Тополь" (РС-12М)
В конце 1993 года Россия заявила о разработке новой отечественной ракеты, призванной стать основой перспективной группировки ракетных войск стратегического назначения. Разработка ракеты РС-12М2, получившей название "Тополь-М", ведется российской кооперацией предприятий и конструкторских бюро. Головным разработчиком ракетного комплекса является Московский институт теплотехники.

Ракета "Тополь-М" создается как модернизация МБР РС-12М. Условия модернизации определены Договором СНВ-1, согласно которому новой считается ракета, отличающаяся от существующей (аналога) по одному из следующих признаков:

  • числу ступеней;

  • виду топлива любой из ступеней;

  • стартовой массе более чем на 10%;

  • длине либо собранной ракеты без головной части, либо по длине первой ступени ракеты более чем на 10%;

  • диаметру первой ступени более чем на 5%;

  • забрасываемому весу более чем на 21% в сочетании с изменением длины первой ступени на 5% или более.
  • Таким образом, массово-габаритные характеристики и некоторые особенности конструктивного исполнения МБР "Тополь-М" жестко ограничены.

    Этап государственных летных испытаний ракетного комплекса "Тополь-М" проходил на 1-ГИК МО. В декабре 1994 года состоялся первый пуск из шахтной пусковой установки. 28 апреля 2000 Госкомиссия утвердила акт о принятии на вооружение РВСН РФ межконтинентальной баллистической ракеты "Тополь-М".

    Дислокация частей - полк в Татищево (Саратовская область) (с 12 ноября 1998), в/ч на Алтае (ок. поселка Сибирский, Первомайский район, Атайский Край). Первые две ракеты "Тополь-М" /РС-12М2/ были поставлены на опытно-боевое дежурство в Татищево в декабре 1997 года после проведения четырех испытательных пусков, а 30 декабря 1998 года первый полк из 10 ракет этого типа заступил на боевое дежурство.

    Производителем ракет "Тополь-М" является ГП "Воткинский машиностроительный завод". Ядерный боезаряд создан под руководством Георгия Дмитриева в "Арзамасе-16".

    Ракета РС-12М2 "Тополь-М" унифицирована с перспективными ракетами "Булава", создаваемыми для вооружения атомных подлодок стратегического назначения проекта 955.

    На западе комплекс получил обозначение SS-X-27.

    Состав



    В процессе боевого дежурства ракета "Тополь-М" находится в транспортно-пусковом контейнере. Она эксплуатируется в составе стационарного (в шахтных пусковых установках) и мобильного комплексов. При этом в стационарном варианте используются шахтные пусковые установки (ШПУ) ракет, снимаемых с вооружения или уничтожаемых в соответствии с Договором СНВ-2. Стационарная группировка создается путем переоборудования ШПУ МБР среднего класса 15А35 (разработка ОКБ "Вымпел") и МБР тяжелого класса 15А18М (разработка ОКБ КБСМ).

    В соответствии с договором СНВ-2 допускается переоборудование 90 ШПУ ракет 15А18 под ракету "Тополь-М", при обеспечении гарантий невозможности установки в такую переоборудованную ПУ тяжелых МБР. Доработка этих ШПУ включает заливку 5м слоя бетона на дно шахты, а также установку специального ограничительного кольца в верхней части пусковой установки. Внутренние габариты шахты тяжелой ракеты избыточны для размещения ракеты "Тополь-М", даже с учетом заливки нижней части ПУ бетоном. Масса ракеты "Тополь-М", ее наружный диаметр и длина меньше массово-геометрических размеров ракеты 15А18М соответственно примерно в 5, 1.5 и 1.5 раза. Чтобы сохранить и применить при переоборудовании агрегаты и системы тяжелой ШПУ, потребовалось провести целый ряд комплексных исследований схемы нагружения ШПУ при ЯВ и старте, системы обслуживания, влияния на газодинамику старта большого внутреннего свободного объема шахты, ограничительного кольца и массивной и крупногабаритной крыши, вопросам загрузки ТПК с ракетой в ПУ и др. При этом ТПК с ракетой должны быть унифицированы для обоих видов ШПУ.

    Ресурсосберегающая технология при создании серийных ПУ предусматривает сохранение защитной крыши, барбета, барабана, шахтного ствола с днищем непосредственно на объекте и повторное использование большей части оборудования ПУ 718 - приводов защитной крыши, системы амортизации, лифтов и др. оборудования - после их демонтажа, отправки на заводы-изготовители, проведения РВР на заводах с испытаниями на стендах. Проблема реализации ресурсосберегающей технологии тесно связана с установлением новых гарантийных сроков для повторно используемого оборудования, в том числе и для шахтного ствола. Размещение ракет "Тополь-М" в доработанные таким образом существующие ШПУ позволяет существенно сократить затраты на разработку и развертывание комплекса.

    Транспортно-установочный агрегат комплекса (см.фото), созданный в КБ "Мотор", совмещает в себе функции установщика и транспортно-перегрузочной машины.

    Успешные летные испытания позволили Государственной комиссии рекомендовать принятие на вооружение в составе ракетного комплекса ШПУ, переоборудованную из ШПУ тяжелых ракет и уже летом 2000 г. такой комплекс указом Президента РФ был принят на вооружение.


    load_theme/files/20070812175759.jpg
    Скачать видео пуска "Тополь-М"
    При создании систем и агрегатов мобильной пусковой установки, комплекса “Тополь-М” использованы принципиально новые технические решения. Так, система неполного вывешивания дает возможность развертывать ПУ “Тополь-М” даже на мягких грунтах. Улучшены проходимость и маневренность установки, что повышает ее живучесть. "Тополь-М" способен производить пуски из любой точки позиционного района, а также обладает улучшенными средствами маскировки как против оптических, так и других средств разведки.

    Перевооружение частей РВСН проводится с использованием уже имеющейся инфраструктуры. Мобильный и стационарный варианты полностью совместимы с существующей системой боевого управления и связи.

    Характеристики РК “Тополь-М” позволяют значительно повысить готовность РВСН к выполнению поставленных боевых задач в любых условиях, обеспечивать маневренность, скрытность действий и живучесть частей, подразделений и отдельных пусковых установок, а также надежность управления и автономное функционирование в течение длительного времени (без пополнения запасов материальных средств). Почти в два раза увеличена точность прицеливания, в полтора раза увеличена точность определения геодезических данных, в два раза сокращено время подготовки к пуску.

    Вес пусковой установки - 120 тонн, длина - 22 метра, ширина - 3,4 метра. Шесть пар колес из восьми являются поворотными, что обеспечивает радиус поворота 16 метров. Давление на грунт установки в два раза меньше, чем обычного грузового автомобиля, а мощность двигателя в 800 лошадиных сил позволяет преодолевать снежные и водные преграды до метра глубиной

    В отличие от своего предшественника “Тополя” у РС-12М2 “Тополь-М” нет решетчатых стабилизаторов и рулей, а мощность смесевого твердотопливного заряда гораздо выше. Ракеты оснащены моноблочными боеголовками, но, в отличие от всех других стратегических ракет, могут быть в кратчайший срок переоснащены разделяющимися головными частями индивидуального наведения.

    Главные достоинства РК "Тополь-М" заключаются в особенностях полета и боевой устойчивости при проникновении сквозь системы возможной противоракетной обороны противника. Три маршевых твердотопливных двигателя позволяют ракете набирать скорость намного быстрее всех предыдущих типов ракет. Более высокая энергетика ракеты позволяет снизить эффективность ПРО на активном участке траектории. Кроме того ракета РС-12М2 несет целый комплекс средств прорыва ПРО больше, чем американская МX с 10 боеголовками.



    Для "Тополя-М" создана маневрирующая головная часть, что не позволяет осуществить ее перехват и уничтожение существующими и перспективными системами противоракетной обороны. Оснащение регулярных частей мобильными "Тополями-М" с новыми боеголовками начинается в 2006 году. В дальнейшем ежегодно в войска должны поступать до девяти пусковых установок. Параллельно новые боеголовки планируется установить на уже развернутые в количестве 40 единиц шахтные "Тополя-М" и перспективные морские ракеты "Булава", создаваемые для вооружения атомных подлодок.

    Впрочем, "Тополь-М", видимо, не является идеальным комплексом; опора на него, как представляется, в значительной мере вызвана отсутствием альтернатив. В ходе дискуссии вокруг договора СНВ-2 в многочисленных публикациях были раскрыты его недостатки. В соответствии с этой информацией, "Тополь" имеет сравнительно небольшую скорость и низкую защищенность, что ограничивает его возможность по выходу из-под удара при коротком времени предупреждения и делает его уязвимым для поражающих факторов ядерного взрыва, таких как ударная волна. Хотя "Тополь-М", судя по всему, удалось усовершенствовать, его весогабаритные характеристики близки к "Тополю", а это ставит объективные пределы на пути преодоления указанных выше недостатков.

    Тактико-технические характеристики.

  • Максимальная дальность стрельбы,км 11000

  • Количество ступеней 3

  • Стартовая масса, т 47,1

  • Забрасываемая масса, т 1,2

  • Длина ракеты без головной части, м 17,5 (17,9)

  • Длина ракеты, м 22,7

  • Максимальный диаметр, м 1,86

  • Тип головной части моноблочная, ядерная

  • Топливо твердое, смесевое

  • Тип системы управления автономная, инерциальная на базе БЦВК.

  • Эквивалент боезаряда, мт 0.55

  • Круговое вероятное отклонение,км 0.9
  • Испытания и эксплуатация


    9 февраля 2000г. в 15:59 мск боевым расчетом Ракетных войск стратегического назначения РФ (РВСН) с 1-го Государственного испытательного космодрома "Плесецк" осуществлен успешный испытательный пуск межконтинентальной баллистической ракеты "Тополь-М". Пуск МБР "Тополь-М" (РС-12М2) произведен по боевому полю Кура, расположенному на Камчатке. Ракета поразила учебную цель в заданном районе.

    20 апреля 2004г. в 21:30 мск совместными боевыми расчетами РВСН и Космических войск России с космодрома Плесецк осуществлен очередной испытательный пуск межконтинентальной баллистической ракеты (МБР) "Тополь-М" с самоходной пусковой установки по плану летных испытаний в интересах РВСН. Это был первый за последние 15 лет пуск в район акватории Гавайских островов дальностью более 11 тысяч километров.

    24 декабря 2004г. осуществлен успешный испытательный пуск ракеты "Тополь-М" с мобильной пусковой установки. Пуск был произведен в 12:39 мск из района полигона Плесецк. Головная часть ракеты достигла назначенной цели на полигоне Кура на Камчатке в 13:03 мск. Произведенный пуск стал четвертым и заключительным пуском ракеты мобильного варианта комплекса Тополь-М, проведенным в рамках испытаний комплекса.

    1 ноября 2005г. с полигона "Капустин Яр" в Астраханской области был проведен успешный испытательный пуск ракеты РС-12М1 "Тополь-М" с маневрирующей головной частью. Этот запуск стал шестым в рамках испытания системы, создаваемой для преодоления американской противоракетной обороны. Пуск был произведен по расположенному в Казахстане десятому испытательному полигону Балхаш (Приозерск).

    Ракета РТ-2ПМ2 выполнена в виде трехступенчатой ракеты с мощной смесевой твердотопливной энергетической установкой и стеклопластиковым корпусом. Она не имеет решетчатых стабилизаторов и рулей. Стартовая масса ракеты РТ-2ПМ2 - более 47 тонн. Длина ракеты - 22,7 м, длина без головной части - 17,5 м. Максимальный диаметр корпуса - 1,86 м. Масса головной части - 1,2 тонны. Максимальная дальность стрельбы - 11 000 км.

    Тополь это ракетоноситель, радиус порожения зависит от боевой части, если ядерная боеголовка, еще много факторов размера зоны поражения начиная от мщности, вида взрыва, рельефа местности, погодных условий, состояние воздушных масс и еще ряда факторов.

    Расчет зоны поражения

    При наземном ядерном взрыве на поверхности земли образуется воронка, размеры которой зависят от мощности взрыва и вида грунта.

    Например, для бомбы с тротиловым эквивалентом 1МТ диаметр воронки составит 380 м. Глубина воронки при этом будет приблизительно 40-60 м.

    Очаг ядерного поражения характеризуется:
    а) массовым поражением людей и животных;
    б) разрушением и повреждением наземных зданий и сооружений;
    в) частичным разрушением, повреждением или завалом защитных сооружений ГО;
    г) возникновением отдельных, сплошных и массовых пожаров;
    д) образованием сплошных и частичных завалов улиц, проездов, внутриквартальных участков;
    е) возникновением массовых аварий на сетях коммунального хозяйства;
    ж) образованием районов и полос радиоактивного заражения местности при наземном взрыве.

    Радиус поражения ударной волной, световым излучением и проникающей радиацией наземного взрыва несколько меньше, чем при воздушном. Характерной особенностью наземного взрыва является сильное радиоактивное заражение местности как в районе взрыва, так и по направлению движения радиоактивного облака.

    Для расчета ввести в регистр X тротиловый эквивалент в МТ и нажать С/П. После окончания расчета в RT - радиус зоны полных разрушений в км, в RZ и RY соответственно радиусы зон сильных и слабых разрушений в км, в RX - исходное значение тротилового эквивалента в МТ.

    Американцем нечем ответить на российский «Тополь-М»

    Российская ядерная ракета «Тополь-М» имеет радиус поражения 10 тыс. км, ее ударная мощь в 75 раз больше, чем у бомбы, сброшенной на Хиросиму.

    После того как Россия поставила на вооружение своей армии 10 новых межконтинентальных баллистических ракет с радиусом поражения 10 тыс. км, аналитики заговорили о возможном начале новой ядерной гонки между бывшими соперниками по «холодной войне» Вашингтоном и Москвой. Тем более РФ уже располагает 46 такими ракетами «Тополь», установленными по всей территории государства.

    В минувшие выходные Министерство обороны РФ объявило, что новые ракеты «Тополь-М», базирующиеся в Саратовской области, уже готовы к применению в случае необходимости. Специалисты называют эти ракеты «оружием 21 века» или «оружием будущего».

    Выдающиеся возможности «Тополей» не скрывает и командование вооруженных сил России, утверждая, что они способны осуществлять беспрецедентные маневры, обходя любую противоракетную систему, в том числе и электромагнитные удары, на которых основана нынешняя американская система ПРО.

    Как пишет британский аналитик Дункан Ламонт в ноябрьском выпуске престижного издания Jane"s Strategic Weapons Systems, «Тополь-М» и «Булава» являются баллистическими ракетами совершенно нового класса, способными маневрировать как на маршевом, так и на завершающем участке полета, что дает им возможность обходить любые наземные системы ПРО, даже те, которые расположены на Аляске и в Калифорнии».

    Что такое ракеты Тополь М?

    Это даже не ракета,а полный российский ракетный комплекс для стратегических целей. В состав комплекса входит сама ракета и собственно ракетоносителя.Ракета может нести одну термоядерную боеголовку.В 2011 году российское министерство обороны отказалось от этого устаревшего комплекса в пользу более совершенных систем.Но ракетный комплекс все еще находится на боевом дежурстве и в основном в Тамани.

    Судя по всему - это балистическая ракета судя по абривиатуре М она должна быть межконтениньальной, грозная штука запускается из специальных подземных шахт, радиус поражения около 11 километров, одна из главных ядерных ракет России мощность 550 килотон

    Немирный атом

    Ракетный комплекс Тополь-М разработан в двух вариантах: шахтового базирования и в виде самоходной пусковой установки. На вооружении комплекса стоят межконтинентальные баллистические ракеты пятого поколения РТ-2ПМ2 и РТ-2ПМ1, разработанные Московским институтом теплотехники и способные нести ядерный заряд.

    Ракеты имеют повышенную защиту от поражающих факторов ядерного взрыва, мощную систему преодоления систем ПРО противника, и могут эффективно применяться для поражения плановых и неплановых целей. В шахтном варианте базирования ракету приняли на вооружение в апреле 2000 года, а в мобильном - в декабре 2006 года.

    Ракеты РТ-2ПМ1 и РТ-2ПМ2 состоят из трех ступеней и работают на твердом топливе. Их длина достигает 21 метра, диаметр - 1,8 метра, а масса - 47,2 тонны. Масса головной части ракеты составляет 1,2 тонны, масса термоядерного боевого блока - 550 килограммов. Ракета способна поражать цели в радиусе до 11,5 тысячи километров.

    В настоящее время Ракетные войска стратегического назначения России переходят на новейшие ракетные комплексы Ярс с ракетами РС-24. В дальнейшем мобильные Ярсы заменят Тополь-М. На вооружении планируется оставить только Тополи шахтного базирования.

    Источники: otvet.mail.ru, mk.semico.ru, www.km.ru, www.bolshoyvopros.ru, lenta.ru

    Климатическое оружие России

    Газофазный ядерный ракетный двигатель

    Окаменевшая девушка

    Кристалл атлантов

    Город Сидон в Финикии

    Длительная и упорная борьба в конце II тысячелетия до н. э. ослабила Египет и Хеттское государство. Это создало благоприятную обстановку...

    Россия создала супер-оружие

    Военные стратеги делают ставку на высокотехнологичное оружие, и работы в этом направлении ведутся практически всеми мировыми державами. На днях стало известно, ...

    Джерсийский дьявол

    Единого мнения по поводу происхождения Джерсийского дьявола нет. Но как бы не появилось это существо на свет, знатоки вопроса...

    Самая маленькая машина

    Транспортных средств, претендующих на звание самая маленькая машина в мире, было создано немало. В основном это единичные экземпляры, созданные...

    Ракетный комплекс Тополь-М

    Ракета РТ-2ПМ2 выполнена в виде трехступенчатой ракеты с мощной смесевой твердотопливной энергетической установкой и стеклопластиковым корпусом. Она не имеет решетчатых...

    Лучшие отели Парижа

    Роскошный отель Mandarin Oriental находится в сказочном Париже, и олицетворяет с собой сочетание простоты и экзотики, в которой Восток и Запад...

    23 июля 2010 года исполняется 25 лет с того дня, как на боевое дежурство были поставлены грунтовые мобильные межконтинентальные ракеты "Тополь".

    РТ-2ПМ "Тополь" (индекс Главного ракетно-артиллерийского управления МО РФ (ГРАУ) — 15Ж58, код СНВ РС-12М, по классификации NATO - "Серп", SS-25 "Sickle") - стратегический мобильный комплекс с трехступенчатой твердотопливной межконтинентальной баллистической ракетой РТ-2ПМ, первый советский мобильный комплекс с межконтинентальной баллистической ракетой (МБР).

    Разработка проекта стратегического мобильного комплекса с трехступенчатой межконтинентальной баллистической ракетой, пригодной для размещения на самоходном автомобильном шасси (на базе твердотопливной МБР РТ-2П), была начата в Московском институте теплотехники под руководством Александра Надирадзе в 1975 году. Постановление правительства о разработке комплекса вышло 19 июля 1977 года. После смерти Надирадзе работа была продолжена под руководством Бориса Лагутина.

    Мобильный комплекс должен был стать ответом на повышение точности американских МБР. Требовалось создать , достигаемой не строительством надежных укрытий, а созданием у противника неопределенных представлений о месте нахождения ракеты.

    Условия модернизации были строго ограничены положениями Договора ОСВ-2, что определило скромное улучшение основных боевых характеристик ракеты. Первый опытный пуск ракеты, получившей обозначение РТ-2ПМ, состоялся на полигоне Плесецк 8 февраля 1983 года. Запуск производился из переоборудованной шахты стационарных ракет РТ-2П.

    К концу осени 1983 года была построена опытная серия новых ракет. 23 декабря 1983 года на полигоне Плесецк начались летно-конструкторские испытания. За все время их проведения неудачным был только один пуск. В целом же ракета показала высокую надежность. Там же проводились испытания и боевых агрегатов всего боевого ракетного комплекса (БРК). В декабре 1984 года основная серия испытаний была завершена и принято решение о начале серийного производства комплексов. Однако полностью испытания мобильного комплекса, получившего название "Тополь", закончились лишь в декабре 1988 года.

    Не ожидая полного завершения программы совместных испытаний, с целью накопления опыта эксплуатации нового комплекса в войсковых частях, 23 июля 1985 года под городом Йошкар-Олой был развернут первый полк мобильных "Тополей" на месте дислокации ракет РТ-2П.

    Ракета РТ-2ПМ выполнена по схеме с тремя маршевыми и боевой ступенями . Для обеспечения высокого энергомассового совершенства и увеличения дальности стрельбы во всех маршевых ступенях было применено новое топливо повышенной плотности с удельным импульсом, увеличенным на несколько единиц по сравнению с наполнителями ранее созданных двигателей, а корпуса верхних ступеней впервые были выполнены непрерывной намоткой из органопластика по схеме "кокон".

    Первая ступень ракеты состоит из маршевого ракетного двигателя на твердом топливе (РДТТ) и хвостового отсека. Масса полностью снаряженной ступени составляет 27,8 т. Её длина 8,1 м и диаметр 1,8 м. Маршевый РДТТ первой ступени имеет одно неподвижное центрально размещенное сопло. Хвостовой отсек цилиндрической формы, на наружной поверхности которого размещены аэродинамические рули и стабилизаторы.

    Управление полетом ракеты на участке работы первой ступени осуществляется за счет поворотных газоструйных и аэродинамических рулей.

    Вторая ступень состоит из соединительного отсека конической формы и маршевого РДТТ. Диаметр корпуса составляет 1,55 м.

    Третья ступень включает соединительный и переходный отсеки конической формы и маршевый РДТТ. Диаметр корпуса - 1,34 м.

    Головная часть ракеты состоит из одного боевого блока (ядерного) и отсека с двигательной установкой и системой управления.

    Система управления -Тополя" - инерциального типа, построена с использованием бортовой вычислительной машины, микросхем с большой степенью интеграции, нового комплекса командных приборов с поплавковыми чувствительными элементами. Вычислительный комплекс системы управления позволяет реализовать автономное боевое применение самоходной пусковой установки.

    Система управления обеспечивает управление полетом ракеты, проведение регламентных работ на ракете и пусковой установке, предстартовую подготовку и пуск ракеты, а также решение других задач.

    В процессе эксплуатации ракета РТ-2ПМ находится в транспортно-пусковом контейнере, размещенном на мобильной пусковой установке. Длина контейнера составляет 22,3 м и диаметр 2,0 м.

    Пусковая установка смонтирована на базе семиосного шасси автомобиля МАЗ и оснащена агрегатами и системами, обеспечивающими транспортировку, поддержание в установленной степени боевой готовности, подготовку и проведение пуска ракеты.

    Пуск ракеты возможен как при нахождении пусковой установки в стационарном укрытии с раздвигающейся крышей, так и с необорудованных позиций, если это позволяет рельеф местности. Для проведения пуска ракеты пусковая установка вывешивается на домкратах и горизонтируется. Пуск ракеты производится после подъема контейнера в вертикальное положение с помощью порохового аккумулятора давления, размещенного в транспортно-пусковом контейнере ("минометный старт").

    После отстрела защитного колпака контейнера ракета выбрасывается из него пороховыми стартовыми двигателями на несколько метров вверх, где включается маршевый двигатель первой ступени.

    Максимальная дальность стрельбы - 10500 км. Длина ракеты - 21,5 м. Стартовая масса 45,1 т. Масса головной части - 1 т. Мощность ядерного боезаряда - 0.55 Мт. Точность стрельбы (предельное отклонение) - 0.9 км. Площадь боевого патрулирования комплекса - 125 тыс. кв. км.

    Масса пусковой установки с ракетой составляет около 100 тонн. Несмотря на это, комплекс имеет хорошую подвижность и проходимость.

    Боеготовность (время подготовки к старту) с момента получения приказа до пуска ракеты была доведена до двух минут.

    В состав ракетного комплекса также входит подвижной командный пункт боевого управления на четырехосном шасси МАЗ-543М. Для управления огнем использовались передвижные командные пункты "Гранит" и "Барьер", вооруженные ракетой, у которой вместо боевой нагрузки был радиопередатчик. После запуска ракеты он дублировал стартовые команды для пусковых установок, расположенных на удаленных позициях.

    Серийное производство ракеты РТ-2ПМ было развернуто в 1985 году на заводе в Воткинске (Удмуртия), а ее мобильная пусковая установка изготавливалась на волгоградском заводе "Баррикады".

    1 декабря 1988 года новый ракетный комплекс был официально принят на вооружение Ракетных войск стратегического назначения (РВСН). В том же году началось полномасштабное развертывание ракетных полков с комплексом "Тополь" и одновременное снятие с боевого дежурства устаревших МБР. К середине 1991 года было развернуто 288 ракет этого типа.

    Ракетные дивизии "Тополей" были дислоцированы вблизи городов Барнаул, Верхняя Салда (Нижний Тагил), Выползово (Бологое), Йошкар-Ола, Тейково, Юрья, Новосибирск, Канск, Иркутск, а также у поселка Дровяная Читинской области. Девять полков (81 пусковая установка) были развернуты в ракетных дивизиях на территории Белоруссии - под городами Лида, Мозырь и Поставы. Часть "Тополей", оставшихся на территории Белоруссии после распада СССР, была выведена из неё к 27 ноября 1996 года.

    Ежегодно производится по одному контрольному пуску ракеты "Тополь" с полигона Плесецк. О высокой надежности комплекса говорит тот факт, что за время его испытаний и эксплуатации было произведено около пятидесяти контрольно-испытательных пусков ракет. Все они прошли безотказно.

    На базе МБР "Тополь" разработана конверсионная космическая ракета-носитель "Старт" . Пуски ракет "Старт" осуществляются с космодромов Плесецк и Свободный.

    Материал подготовлен на основе информации открытых источников

    Одним из самых удачных российских совеременных комплексов считается мобильный грунтовой ракетный комплекс «Тополь» (SS-25 «Sickle» по NATO-вской классификации) с ракетой РС-12М. "Тополь-М" является результатом дальнейшей модификации комплекса "Тополь" и оснащён более совершенной ракетой РС-2ПМ2

    Одним из самых удачных российских совеременных комплексов считается мобильный грунтовой ракетный комплекс «Тополь» (SS-25 «Sickle» по NATO-вской классификации) с ракетой РС-12М.

    Разработка межконтинентальной баллистической трёхступенчатой ракеты РТ-2ПМ на твёрдом смесевом топливе массой 45 т с моноблочной ядерной боеголовкой (масса 1 т) велась Московским институтом теплотехники под руководством главного конструктора Надирадзе (после его смерти разработку продолжил Лагутин) и является дальнейшей модернизацией ракеты РТ-2П.

    Первое лётное испытание ракеты было проведено на полигоне Плесецк 8 февраля 1983 г., а в 1985 г. ракета РТ-2ПМ поступила на вооружение РВСН. Ракета РТ-2ПМ производится в Воткинске, ее ПУ - семиосная машина типа МАЗ-7310 (поздние модификации на МАЗ-7917) - на заводе «Баррикады» в Волгограде. Весь срок эксплуатации ракета РТ-2ПМ проводит в герметизированном транспортно-пусковом контейнере длиной 22 м и диаметром 2 м. ПУ при весе около 100т. и весьма солидных размерах обладает хорошей подвижностью и проходимостью.

    В отличие от РСД-10 и "Темп-2С" ракету комплекса «Тополь» можно пускать из любой точки маршрута боевого патрулирования. При необходимости, пуск РС-12М можно произвести прямо из ангара во время стоянки для технического обслуживания, через раздвижную крышу. Для пуска с необорудованной позиции, ПУ вывешивается на домкратах и горизонтируется. Время подготовки к старту около 2 минут. Тип старта - миномётный: после установки "пенала"в вертикальное положение и отстрела его верхнего колпака пороховые аккумуляторы давления выталкивают из него ракету на высоту нескольких метров, после чего производится запуск маршевого двигателя первой ступени.

    Ракета РТ-2ПМ выполнена по схеме с тремя маршевыми ступенями. В ракете было применено новое, более совершенное смесевое топливо, разработанное в Люберецком ЛНПО "Союз". На всех трёх ступенях установлены РДТТ с одним неподвижным соплом. На корпусе первой ступени размещались раскладные поворотные решётчатые аэродинамические рули (4 шт), используемые для упраления полётом совместно с газоструйными рулями и 4 решётчатых аэродинамических стабилизатора. Корпуса верхних ступеней изготовливались методом непрерывной намотки из органопластика по схеме "кокон". Третья ступень оснащалась переходным отсеком для крепления боевой части. Управление дальностью стрельбы производилось отсечкой маршевого двигателя третьей ступени, с помощью узла отсечки тяги, с восемью реверсивными раструбами и "окнами", прорубаемыми детонирующими зарядами в органопластиковой силовой конструкции корпуса.

    Система наведения автономная, инерциальная с БЦВМ. Головная часть моноблочная, ядерная весом около 1 т. Ракета оснащалась комплексом средств преодоления ПРО вероятного противника. Комплексная система управления позволяла полностью автоматизировать управление ракетой в полёте, подготовку к старту и проведение контрольно-регламентных работ.

    После модернизации ракета могла использоваться в ШПУ.

    Для новых комплексов были разработаны подвижной и стационарный командные пункты. Подвижной командный пункт боевого управления МБР "Тополь" размещался на шасси четырехосного автомобиля МАЗ-543М.

    Для управления огнём применялись и передвижные командные пункты "Барьер" и "Гранит", оснащённые ракетой, с передатчиком вместо боевой нагрузки, который после запуска ракеты осуществлял дублирование команды на старт для ПУ находящихся в позиционных районах.

    В 1984 году началось строительство сооружений стационарного базирования и оборудование маршрутов боевого патрулирования мобильных ракетных комплексов "Тополь" в позиционных районах снимаемых с дежурства МБР РТ-2П и УР-100, размещавшихся в ШПУ ОС. Позже была произведено обустройство позиционных районов снимаемых с вооружения по договору РСМД комплексов средней дальности.

    На вооружение комплекс "Тополь" начал поступать в 1985 году. Первый ракетный полк заступил на боевое дежурство под Йошкар-Олой 23 июля 1985. Ракетные дивизии "Тополей" были дислоцированы вблизи городов Барнаул, Верхняя Салда (Нижний Тагил), Выползово (Бологое), Йошкар-Ола, Тейково, Юрья, Новосибирск, Канск, Иркутск, а также у поселка Дровяная Читинской области. Девять полков (81 пусковая установка) были развернуты в ракетных дивизиях на территории Белоруссии - под городами Лида, Мозырь и Поставы. После распада СССР часть "Тополей" остались на территории Белоруссии и были выведены из неё к 27 ноября 1996 года.

    Согласно договора по СНВ-2 360 единиц ракетного комплекса "Тополь" до 2007 года будут сокращены.

    В 1986 году на базе второй и третьей ступени ракеты РТ-2ПМ был разработан мобильный грунтовый комплекс среднего радиуса действия "Скорость".

    Тактико-технические характеристики комплекса РС-12 "Тополь"

    «Тополь-М»

    В настоящее время основой сухопутной составляющей стратегических ядерных сил России является комплекс «Тополь-М», выпускаемый Воткинским машиностроительным заводом. Этот комплекс – единственный серийно выпускаемый в настоящее время ракетный комплекс в России.

    "Тополь-М" является результатом дальнейшей модификации комплекса "Тополь" и оснащён более совершенной ракетой РС-2ПМ2.

    Вследствие ограничений, накладываемых на модернизацию основными положениями договора СНВ-2 тактико-технические характеристики ракеты не могли претерпеть значительных изменений и основные отличия от РС-2ПМ кроются в особенностях полёта и устойчивости при проникновении сквозь системы возможной противоракетной обороны противника. Причём головная часть изначально создавалась с учётом возможности быстрой модернизации на случай появления у вероятного противника действующих систем ПРО. Создатели не отрицают также технической возможности установки головного блока с разделяющимися боеголовками индивидуального наведения. По оценкам специалистов их может быть от трёх до семи.

    Благодаря трём усовершенствованным маршевым твердотопливным двигателям, ракета РС-12М2 стала набирать скорость намного быстрее, а несколько десятков вспомогательных двигателей, приборы и механизм управления делают к тому же её полёт еще и трудно предсказуемым для противника. У РС-12М2, в отличие от её предшественницы, отсутствуют решётчатые аэродинамические стабилизаторы, применена усовершенствованная система наведения (нечувствительная к мощным электромагнитным импульсам), используется более эффективный смесевой заряд.

    По планам руководства России и МО РФ, "Тополь-М" должен будет заменить 270 комплексов шахтного базирования с ракетами, оснащенными разделяющимися головными частями. Это, прежде всего баллистические жидкостные ракеты систем РС-20 (SS-18 по западной классификации), РС-18 (SS-19), РС-16 (SS-17) и твердотопливная РС-22 (SS-24), созданная еще в начале восьмидесятых годах. Со временем к этим ракетам добавятся 350 подвижных комплексов "Тополь", для замены которых разработан подвижной вариант "Тополя-М" на базе восьмиосного тягача. По последним планам правительства в 2004 году планируется приступить к испытаниям мобильного варианта комплекса "Тополь-М".

    В процессе боевого дежурства ракета "Тополь-М" будет находиться в транспортно-пусковом контейнере. Предполагается, что она будет эксплуатироваться в составе как стационарного (в шахтных пусковых установках), так и мобильного комплексов. При этом в стационарном варианте целесообразно использовать шахтные пусковые установки (ШПУ) ракет, снимаемых с вооружения или уничтожаемых в соответствии с Договором СНВ-2. Доработка этих ШПУ должна обеспечить невозможность установки "тяжелой" МБР и включает заливку слоя бетона на дно шахты, а также установку специального ограничительного кольца в верхней части. Размещение ракет "Тополь-М" в доработанные таким образом существующие ШПУ позволит существенно сократить затраты на разработку и размещение комплекса. Способ старта активно-реактивный ("минометный").

    Перевооружение частей РВСН проводится с использованием уже имеющейся инфраструктуры. Мобильный и стационарный варианты полностью совместимы с существующей системой боевого управления и связи.

    При создании систем и агрегатов мобильной пусковой установки, комплекса “Тополь-М” использованы принципиально новые технические решения. Так, система неполного вывешивания дает возможность развертывать ПУ “Тополь-М” даже на мягких грунтах. Улучшены проходимость и маневренность установки, что повышает ее живучесть. "Тополь-М" способен производить пуски из любой точки позиционного района (а не из ограниченного числа заранее определенных позиций), а также обладает улучшенными средствами маскировки как против оптических, так и других средств разведки.

    Теxничеcкие xаpактеpиcтики шасси: кoлеcная фopмула - 16x16, упpавляемые пеpвые тpи и пocледние тpи ocи, pадиуc пoвopoта - 18 м, дopoжный пpocвет - 475 мм, пpеoдoлеваемый бpoд - 1,1 м, шины - 1.600x600-685, маccа в cнаpяженнoм cocтoянии - 40.000 кг, гpузoпoдъемнocть - 80.000 кг, двигатель - V12 дизель ЯМЗ-847 мoщнocтью 800 л. c., cкopocть - 45 км/ч, запаc xoда - 500 км.

    Характеристики РК "Тополь-М" позволяют значительно повысить готовность РВСН к выполнению поставленных боевых задач в любых условиях, обеспечивать маневренность, скрытность действий и живучесть частей, подразделений и отдельных пусковых установок, а также надежность управления и автономное функционирование в течение длительного времени (без пополнения запасов материальных средств).

    Ракеты оснащены моноблочными боеголовками, но, в отличие от всех других стратегических ракет, могут быть в кратчайший срок переоснащены разделяющимися головными частями, способными нести до трех зарядов. В случае необходимости, если будут сняты ограничения по договору СНВ-2, на эту моноблочную ракету могут быть установлены несколько боевых блоков с разделяющимися головными частями (РГЧ) индивидуального наведения.

    Главные достоинства РК "Тополь-М" заключаются в особенностях полета и боевой устойчивости при проникновении сквозь системы возможной противоракетной обороны противника. Три маршевых твердотопливных двигателя позволяют ракете набирать скорость намного быстрее всех предыдущих типов ракет. Более высокая энергетика ракеты позволяет снизить эффективность ПРО на активном участке траектории. Несколько десятков вспомогательных двигателей, приборы и механизм управления делают этот стремительный полет еще и трудно предсказуемым для противника. Кроме того, ракета РС-12М2 несет целый комплекс средств прорыва ПРО больше, чем американская МX с 10 боеголовками. Наконец, по сведениям западных источников, для "Тополя-М" создана маневрирующая головная часть (российские источники такой информации не содержат); если это верно, то "Тополь-М" воплощает крупный прорыв в средствах преодоления противоракетной обороны.

    Впрочем, "Тополь-М", видимо, не является идеальным комплексом; опора на него, как представляется, в значительной мере вызвана отсутствием альтернатив. В ходе дискуссии вокруг договора СНВ-2 в многочисленных публикациях были раскрыты его недостатки. В соответствии с этой информацией, "Тополь" имеет сравнительно небольшую скорость и низкую защищенность, что ограничивает его возможность по выходу из-под удара при коротком времени предупреждения и делает его уязвимым для поражающих факторов ядерного взрыва, таких как ударная волна. Хотя "Тополь-М", судя по всему, удалось усовершенствовать, его весогабаритные характеристики близки к "Тополю", а это ставит объективные пределы на пути преодоления указанных выше недостатков.

    Тактико технические характеристики РС-12М2 "Тополь-М" (Россия)

    Год принятия на вооружение 1997
    Максимальная дальность стрельбы,км 10000
    Количество ступеней 3
    Стартовая масса,т 47,1
    Забрасываемый вес,т 1,2
    Длина ракеты без головной части,м 17,5
    Длина ракеты с головной частью,м 22,7
    Максимальный диаметр ракеты,м 1,86
    Количество боевых блоков, шт 1
    Тип головной части моноблочная, ядерная, отделяемая
    Мошность боевого заряда, Мт 0,55
    Точность стрельбы (КВО), м 350
    Вид топлива твёрдое смесевое
    Тип системы управления автономная, инерциальная на базе БЦВК
    Способ старта миномётный
    Способ базирования шахтный и мобильный

    Русская Цивилизация

    Подвижный грунтовой ракетный комплекс 15П158 «Тополь»
    с межконтинентальной баллистической ракетой 15Ж58.
    Индекс заказчика: комплекса 15П158
    Индекс заказчика: ракеты 15Ж58
    Обозначение по договору РСМД РС-12М
    Обозначение DIA SS-25
    Обозначение NATO Sickle
    Изготовитель ракеты: Воткинский машиностроительный завод
    Разработчик комплекса: МИТ, ОКБ А.Д.Надирадзе .
    Изготовитель пусковой установки: Завод «Баррикады», Волгоград, РСФСР.

    РС-12М предназначена для поражения стратегических объектов на межконтинентальных дальностях.

    РС-12М – межконтинентальная стратегическая ракета подвижного грунтового базирования, что значительно повышает ее живучесть в условиях ведения боевых действий.

    Одним из самых удачных российских современных комплексов считался мобильный грунтовой ракетный комплекс «Тополь» (SS-25 «Sickle» по NATO-вской классификации) с ракетой РС-12М. Он стал первым мобильным комплексом, оснащенным ракетой межконтинентальной дальности, принятым на вооружение после почти двух десятков лет безуспешных попыток, предпринимавшихся разными конструкторскими организациями.


    2.

    Разработка

    Разработка стратегического мобильного комплекса «Тополь »(РС-12М ) с трёхступенчатой межконтинентальной баллистической ракетой, пригодной для размещения на самоходном автомобильном шасси (на базе МБР 15Ж58 на твёрдом смесевом топливе массой 45 т с моноблочной ядерной боеголовкой массой 1 т) была начата 19 июля 1977 года в Московском институте теплотехники под руководством главного конструктора Александра Надирадзе в 1975 году. После смерти А.Надирадзе (был директором и гл.конструктором МИТ 1961-1987 гг., умер в 1987 году), работа была продолжена под руководством Бориса Лагутина (ген. конструктор МИТ 1987-1993 гг.). Подвижную пусковую установку на колесном шасси разработало ЦКБ «Титан» при Волгоградском заводе «Барикады».




    3 - 8. Самоходная пусковая установка (15У168)

    9. Самоходная пусковая установка (15У128.1)

    Ракета РТ-2ПМ

    Ракета 15Ж58 выполнена по схеме с тремя маршевыми ступенями. Для обеспечения высокого энергомассового совершенства и увеличения дальности стрельбы во всех маршевых ступенях было применено новое, разработанное в Люберецком ЛНПО «Союз», более совершенное смесевое топливо повышенной плотности с удельным импульсом, увеличенным на несколько единиц по сравнению с наполнителями ранее созданных двигателей.



    10.


    11.

    На всех трёх ступенях установлены РДТТ с одним неподвижным соплом. На наружной поверхности хвостового отсека первой ступени размещались раскладные поворотные решётчатые аэродинамические рули (4 шт.), используемые для управления полётом совместно с газоструйными рулями и 4 решётчатых аэродинамических стабилизатора. Вторая ступень конструктивно состоит из соединительного отсека и маршевого РДТТ . Третья ступень имеет почти такую же конструкцию, но в ее состав дополнительно входит переходной отсек, к которому крепится головная часть.



    12. Первая ступень


    13. Вторая ступень


    14. Третья ступень


    15. Хвостовой отсек


    16. Боевая ступень ракеты РС-12М

    Корпуса верхних ступеней впервые были выполнены методом непрерывной намотки из органопластика по схеме «кокон». Третья ступень оснащалась переходным отсеком для крепления боевой части. Управление дальностью стрельбы было сложнейшей технической задачей и производилось отсечкой маршевого двигателя третьей ступени, с помощью узла отсечки тяги, с восемью реверсивными раструбами и «окнами», прорубаемыми ДУЗ ами (ДУЗ – детонирующий удлиненный заряд) в органопластиковой силовой конструкции корпуса. Узел отсечки тяги размещался на переднем днище корпуса верхней ступени.

    Автономная, инерциальная система управления разработана в НПО автоматики и приборостроения под руководством Владимира Лапыгина . Система прицеливания разработана под руководством главного конструктора Киевского завода «Арсенал» Серафима Парнякова . Инерциальная система управления имеет свою БЦВМ, что позволило добиться высокой точности стрельбы. Система управление обеспечивает управление полетом ракеты, проведение регламентных работ на ракете и пусковой установке, предстартовую подготовку и пуск ракеты. Все операции предстартовой подготовки и проведения пуска, а также подготовительно-регламентные работы полностью автоматизированы.

    Головная часть моноблочная, ядерная весом около 1 т. В состав головной части входит двигательная установка и система управления, которая обеспечивает круговое вероятное отклонение (КВО ) 400 м (так говорят наши источники, на Западе точность оценивают в 150-200 м). «Тополь » оснащен комплексом средств преодоления ПРО вероятного противника. Ядерный боезаряд создан во Всесоюзном НИИ экспериментальной физики под руководством главного конструктора Самвела Кочарянца . По западным источникам, ракета по крайней мере однократно испытывалась с четырьмя боевыми блоками индивидуального наведения, но этот вариант дальнейшего развития не получил.

    Управление полетом ракеты осуществляется за счет поворотных газоструйных и решетчатых аэродинамических рулей. Созданы новые сопловые аппараты твердотопливных двигателей. Для обеспечения скрытности разработаны камуфляж, ложные комплексы, средства маскировки. Как и прежние мобильные комплексы Московского института теплотехники. Ракета 15Ж58 производится в Воткинске.

    Весь срок эксплуатации ракета 15Ж58 (РТ-2ПМ) проводит в герметизированном транспортно-пусковом контейнере длиной 22 м и диаметром 2 м.

    Первоначально был установлен гарантийный срок эксплуатации ракеты 10 лет. Позже гарантийный срок продлен до 15 лет.

    Пусковая установка и оборудование


    17..

    В процессе эксплуатации ракета находится в транспортно-пусковом контейнере, установленном на мобильной пусковой установке. Она смонтирована на базе семиосного шасси большегрузного автомобиля МАЗ. Старт ракеты производится из вертикального положения с помощью порохового аккумулятора давления (ПАД ), размещенного в транспортно-пусковом контейнере (ТПК ).

    Пусковая установка разработана в Волгоградском ЦКБ «Титан» под руководством Валериана Соболева и Виктора Шурыгина .

    В качестве шасси пусковой установки мобильного комплекса использовался семиосный МАЗ-7912 (15У128.1 ), позднее – МАЗ-7917 (15У168 ) колесной формулы 14х12 (завод «Баррикады» в Волгограде). Эта машина Минского автозавода оснащена дизелем мощностью 710 л.с. Ярославского моторного завода. Главный конструктор ракетовоза Владимир Цвялев . На машине располагался герметизированный транспортно-пусковой контейнер диаметром 2 м и длиной 22 м. Масса пусковой установки с ракетой составляла около 100 тонн. Несмотря на это, комплекс «Тополь » имел хорошую подвижность и проходимость.

    Твердотопливные заряды двигателей разработаны в Люберецком НПО «Союз» под руководством Бориса Жукова (позже объединение возглавил Зиновий Пак ). Композиционные материалы и контейнер разработаны и изготовлены в ЦНИИ специального машиностроения под руководством Виктора Протасова . Рулевые гидроприводы ракеты и гидроприводы самоходной пусковой установки разработаны в Московском ЦНИИ автоматики и гидравлики.

    В некоторых источниках сообщалось, что пуск мог быть произведен с любой точки маршрута патрулирования, но по более точным сведениям: «При получении приказа на пуск по АСБУ , расчет АПУ обязан занять ближайшую пригодную для пуска точку маршрута и произвести развертывание АПУ » .

    Обратите внимание – ближайшую пригодную, значит заранее определенную и имеющую определенные координаты плюс предварительно подготовленную в инженерном вопросе и нанесенную на карту маршрута. С этой целью периодически в соответствии с планами НШ и ЗБУ проводятся рекогносцировки полевых позиций и маршрутов патрулирования, в ходе которых определяется перечень работ, где что срубить, выровнять, подсыпать или усилить. Это практически и называется с любой точки. [Ред.]

    В поле (т.е. на полевых БСП и МБП полки «Тополей » несут боевое дежурство, как правило, в течение 1,5 месяцев зимой и столько же летом).

    Пуск РС-12М мог быть произведен и непосредственно из спецагрегата 15У135 «Крона » в котором «Тополя » несут боевое дежурство на стационарных БСП . Для этого крыша ангара сделана раздвижной.

    Изначально крыша была раздвижная, а на запирающем устройстве, которое не давало тросам с грузами – бетонными противовесами - на конце (подобно гирьке на цепочке на ходиках) упасть устанавливались пиропатронами. При команде на пуск (в циклограмме режима «Пуск») проходила команда на срабатывание пиропатронов, и тогда грузы тянули своим весом тросы и крыша раздвигалась.

    В суровых зимних условиях такая схема показала себя отрицательно (определить точно массу противовеса из-за снежных осадков невозможно, усредненное показание приводило либо к заклиниванию, либо к срыву с направляющих, кроме этого – без отстрела не возможно определить состояние пиропатрона). Поэтому пиропатроны были заменены на старые и более надежные (по сравнению с Пионером были усовершенствованы) электромеханические приводы. [Ред.]

    Боеготовность (время подготовки к старту) с момента получения приказа до пуска ракеты была доведена до двух минут.

    Для обеспечения возможности пуска ПУ вывешивается на домкратах и горизонтируется. Эти операции входят в режим развертывания. Затем контейнер с ракетой поднимается в вертикальное положение. Для этого в режиме «Пуск» срабатывает пороховой аккумулятор давления (ПАД ), расположенный на самой АПУ . Он нужен для того, чтобы работала система гидравлики для подъема стрелы с ТПК в вертикаль. Другими словами это обыкновенный газогенератор. На Пионере стрела поднималась (т.е. работал двигатель гидронасоса) от привода от ходового двигателя (ХД ) шасси, что приводило к необходимости иметь систему для поддержания ХД в «горячем состоянии», дублировать систему запуска ХД воздушными баллонами и пр. Но такая схема несколько снижала надежность.

    Тип старта – артиллерийский: после установки ТПК в вертикальное положение и отстрела его верхнего защитного колпака срабатывает вначале первый ПАД ТПК – для выдвижения подвижного днища ТПК , чтобы «упереться» в землю для большей устойчивости, и затем второй ПАД уже выталкивает ракету на высоту нескольких метров, после чего производится запуск маршевого двигателя первой ступени.

    Управление АПУ осуществляется ПКП «Зенит » (дивизионное звено) и «Гранит » (полковое звено).

    Для комплекса «Тополь» был разработан подвижный командный пункт полка (ПКП РП ). Агрегаты ПКП РП размещались на шасси МАЗ-543 . Состав ПКП РП :

    Агрегат 15В168 – машина боевого управления

    Агрегат 15В179 – машина связи 1

    Агрегат 15В75 – машина связи 2

    К каждому этому агрегату прилагался агрегат МОБД (машина обеспечения боевых действий) , тоже на шасси МАЗ-543 . Сначала это был агрегат 15В148 , затем (с 1989 г.) агрегат 15В231 .

    Один МОБД включал в себя функции 4-х агрегатов комплекса Пионер : МДЭС , столовую, общежитие, МДСО ). Т.е. имел дизель-агрегаты, бытовой отсек, БПУ .

    АПУ РК «Тополь » были оснащены модернизированной системой РБУ , что позволяло принимать команды на пуск по системе «Периметр » по 3-м диапазонам.


    18.

    19.

    20.

    21.

    22.

    23.

    24.

    25. СПУ занимает полевую
    учебно-боевую
    стартовую позицию (ПУБСП)

    26. Погрузка техники на платформы
    для отправки ав арсенал.

    27. Выход СПУ из сооружения
    15У135 (Крона).


    28. Ракетный дивизион на марше.

    29. СПУ на полевой позиции.

    32. Пример расположения сооружений
    на стартовой позиции

    31.

    30.

    32. 1. Стартовая позиция Новосибирск-2

    32. 2. Стартовая позиция Новосибирск-2

    32. 3. Стартовая позиция Новосибирск-2

    Испытания и развертывание


    33.

    34.

    35.

    36.

    37

    27 октября 1982 года в рамках первого этапа ЛКИ-1 состоялся первый и единственный пуск ракеты 15Ж58 с полигона Капустин Яр.

    В феврале 1983 года ПГРК «Тополь » вышел на летные испытания. Первое лётное испытание ракеты на 53-м НИИП МО (ныне 1-ый ГИК МО) Плесецк было проведено 8 февраля 1983 г. (тут следует уточнить – по другим источникам этот пуск состоялся 18 февраля ) Этот и два последующих пуска были произведены из переоборудованных шахт стационарных ракет РТ-2П . Один из пусков прошел неудачно. Серия испытаний продолжалась вплоть до 23 декабря 1987 г. Всего проведено более 70 пусков этой ракеты.

    В 1984 году началось строительство сооружений стационарного базирования и оборудование маршрутов боевого патрулирования мобильных ракетных комплексов «Тополь » в позиционных районах снимаемых с дежурства МБР РТ-2П и УР-100 , размещавшихся в ШПУ ОС . Позже была произведено обустройство позиционных районов снимаемых с вооружения по договору РСМД комплексов средней дальности.

    Отработка элементов комплекса шла поэтапно, причем по всей видимости наибольшие сложности были связаны с системой боевого управления.

    Первая серия испытаний успешно заершена к середине 1985 г. (в течение апреля 1985 г. состоялось 15 испытательных пусков).

    Было решено с целью накопления опыта эксплуатации нового комплекса РТ-2ПМ (15П158) в войсковых частях развернуть его в одной из частей. Это было исполнено, и 23 июля 1985 г. в районе г. Йошкар-Ола комплекс в составе 9 пусковых установок впервые был поставлен на боевое дежурство в 779-м ракетном полку ПГРК (командир – подполковник Дремов В.В.). А в ноябре 1985 года полк впервые вышел для боевого дежурства на полевые позиции.

    В то же время, отработка системы боевого управления, очевидно, продолжалась.

    С 1985 года серийное производство ракет было размещено на заводе в Воткинске (Удмуртия), а мобильная пусковая установка изготавливалась на волгоградском заводе «Баррикады».

    Параллельно, в 1985 году на базе второй и третьей ступени ракеты 15Ж58 был разработан мобильный грунтовый комплекс среднего радиуса действия «Скорость ». Первый и единственный пуск ракеты 15Ж66 комплекса «Скорость» состоялся 1 марта 1985 года. Максимальная дальность стрельбы этого комплекса была большей, чем у фронтового комплекса «Темп-С» и меньшей, чем у комплекса «Пионер». Такая дальность, при мощном боевом оснащении, позволяла втиснуться в стартовый вес ракеты, обеспечивавший приемлемые суммарный вес и габариты самоходной пусковой установки. Приемлемые для того, чтобы «кататься» по территории стран Восточной Европы. Тем самым, снимался вопрос о подлётном времени для Лондона, Рима, Бонна. По политическим соображениям принятие этого комплекса на вооружение не состоялось.

    Первый полк, укомплектованный подвижным полковым командным пунктом (ПКП «Барьер»), был поставлен на боевое дежурство только 28 апреля 1987 г. (в районе г. Нижний Тагил).

    Часть ПГРК «Тополь » была развернута во вновь создаваемых позиционных районах. После подписания в 1987 г. Договора о РСМД, для базирования комплексов «Тополь » стали переоборудоваться некоторые позиционные районы демонтируемых ПГРК средней дальности «Пионер ».

    Испытательные пуски ракет, как уже раннее говорилось, завершились 23 декабря 1987 г., однако полностью испытания мобильного комплекса, а не только ракеты, закончились лишь в декабре 1988 г., поэтому окончательное решение о принятии комплекса «Тополь» на вооружение датируется 1 декабря 1988 г., т.е. через три с лишним года после начала опытной эксплуатации.

    27 мая 1988 г. на боевое дежурство был поставлен первый ракетный полк с модернизированным подвижным полковым командным пунктом (ПКП «Гранит», в районе г. Иркутск).

    На момент подписания Договора СНВ-1 в 1991 г. СССР располагал 288 ракетными комплексами «Тополь ». После подписания СНВ-1 развертывание этих комплексов было продолжено.

    Ракетные дивизии «Тополей » были дислоцированы вблизи городов Барнаул, Верхняя Салда (Нижний Тагил), Выползово (Бологое), Йошкар-Ола, Тейково, Юрья, Новосибирск, Канск, Иркутск, а также у поселка Дровяная Читинской области. Девять полков (81 пусковая установка) были развернуты в ракетных дивизиях на территории Белоруссии – под городами Лида, Мозырь и Поставы.

    По состоянию на конец 1996 г. РВСН располагали 360 ПГРК «Тополь ».

    Ежегодно производится по одному контрольному пуску ракеты «Тополь » с полигона Плесецк. О высокой надежности комплекса говорит тот факт, что за время его испытаний и эксплуатации было произведено около пятидесяти контрольно-испытательных пусков ракет. Все они прошли безотказно.

    29 ноября 2005 г. был осуществлен учебно-боевой пуск МБР РС-12М «Тополь » мобильного базирования с космодрома Плесецк в направлении полигона Кура на Камчатке. Учебная боевая часть ракеты с заданной точностью поразила условную цель на полигоне полуострова Камчатка. Основная цель пуска – проверка надежности оборудования. Ракета простояла на боевом дежурстве 20 лет. Это первый случай в практике не только отечественного, но и мирового ракетостроения – успешно осуществлен пуск твердотопливной ракеты, находившейся столько лет в эксплуатации.

    Сокращение

    Согласно договора по СНВ-2 (подписан в январе 1993 года Джорджем Бушем и Борисом Ельциным) 360 единиц ракетного комплекса «Тополь » до 2007 года были сокращены. Этому не помешали затягивание ратификации и последовавший фактический отказ от договора.

    После распада СССР часть «Тополей » остались на территории Белоруссии. 13 августа 1993 года был начат вывод группировки РВСН «Тополь » из Белоруссии, 27 ноября 1996 года он был завершен.

    По состоянию на июль 2006 года на боевом дежурстве все еще находились 243 ракетных комплекса «Тополь » (Тейково, Йошкар-Ола, Юрья, Нижний Тагил, Новосибирск, Канск, Иркутск, Барнаул, Выползово.

    Интересным фактом является то, что комплекс «Тополь » – первый советский стратегический ракетный комплекс, название которого было рассекречено в советской прессе, в статье, опровергающей обвинения американской стороны в том, что Россия якобы проводит испытания нового ракетного комплекса в нарушение действующего договора о сокращении вооружений.

    В целях использования высвобождаемых ракет комплекса «Тополь » для запуска спутников, был разработан пусковой комплекс космической ракеты-носителя «Старт ». С 1993 по 2006 гг. состоялось всего 7 пусков. Существовало два варианта ракет-носителей:

    «Старт » – четыре ступени (стартовая и три маршевых) + разгонный блок РБ-4 (высотная ступень). При этом первая ступень (стартовая) комплекса аналогична первой ступени ракеты 15Ж58. Вторая и третья (маршевые) – это вторая ступень 15Ж58. Четвертая (маршевая) – это третья ступень 15Ж58.

    «Старт-1 » – три ступени + разгонный блок.

    Развитие космический комплекс не получил и программа была заморожена...

    Еще в конце 1980-х годов на конкурсной основе началась разработка универсальной МБР двойного базирования – шахтного и на мобильной установке. В МИТе, традиционно занимавшемся грунтовыми комплексами, стали разрабатывать мобильный комплекс, а в КБ «Южное» на Украине (Днепропетровск) – шахтный. Но в 1991 году все работы были полностью переведены в Московский институт теплотехники. Проектирование возглавил Борис Лагутин , а после его ухода на пенсию в 1997 году – академик Юрий Соломонов , назначенный генеральным конструктором МИТа.

    Но это уже другая история...

    Состав комплекса

    ПГРК 15П158.1 «Тополь» – АПУ 15У128.1 на шасси МАЗ-7912, в такой комплектации комплекс «Тополь» развертывался в составе РВСН на начальном этапе.

    ПГРК 15П158 «Тополь» – АПУ 15У168 на шасси МАЗ-7917, стандартная комплектация комплекса «Тополь».

    В состав средств комплекса также входят:

    – 15В148 / 15В231 машины обеспечения боевого дежурства (МОБД) комплекса «Тополь» на шасси МАЗ-543М для отдыха личного состава на боевом дежурстве;

    – 15В78 станция тропосферной радиосвязи из средств обеспечения комплекса «Тополь» на шасси МАЗ-543М;

    – машина боевого управления (МБУ);

    – 15У135 агрегат «Крона» – ангар с раздвижной крышей для несения ПГРК боевого дежурства на стационарной оборудованной позиции;

    – транспортное средство для обучения водителей на шасси МАЗ-7917.

    Тактико-технические характеристики комплекса «Тополь»

    Время подготовки к пуску, мин 2
    Мощность термоядерного заряда, Мт 0,55
    Точность стрельбы (КВО), м 900/200*
    Площадь района боевого патрулирования, км 2 125000
    Пусковая установка 7-осное шасси
    МАЗ-7310
    Гарантийный срок хранения ракеты в ТПК, лет 10
    (продлен до 15)
    Тип пусковой установки мобильная, групповая ПУ с минометным стартом
    Межконтинентальная баллистическая ракета 15Ж58 (РТ-2ПМ)
    Дальность стрельбы, км 10500
    Количество ступеней 3 + ступень разведения
    боевых блоков.
    Двигатель РДТТ
    Тип старта наземный из ТПК
    за счет ПАД
    Длина :
    – полная, м 21,5
    – без ГЧ, м 18,5
    – первой ступени, м 8,1
    – второй ступени, м 4,6
    – третьей ступени, м 3,9
    – головной части, м 2,1
    Диаметр :
    – корпуса первой ступени, м 1,8
    – корпуса второй ступени, м 1,55
    – корпуса третьей ступени, м 1,34
    – ТПК (транспортно-пускового контейнера), м 2,0
    Стартовая масса, т 45,1
    Масса снаряженной первой ступени ракеты, т 27,8
    Головная часть моноблочная отделяемая
    Масса головной части, кг 1000
    Система управления автономная, инерциальная с БЦВМ
    Автономная пусковая установка (АПУ)
    Число ракет на пусковой установке 1
    База – колесная МАЗ-7912, МАЗ-7917
    Колесная формула 14х12
    Масса :
    – пусковой установки без ТПК, т 52,94
    Габаритные размеры (без ТПК/с ТПК) :
    – длина, м 19,520/22,303
    – ширина, м 3,850/4,5
    – высота, м 3,0/4,5
    Двигатель дизель В-58-7 (12V)
    Мощность, л.с. 710
    Запас топлива, л 825
    Скорость, км/ч 40
    Запас хода, км 400
    Время перевода в боевое положение, минут 2
    Машина обеспечения боевого дежурства (МОБД)
    Масса, кг 43500
    Габаритные размеры :
    – длина, м 15,935
    – ширина, м 3,23
    – высота, м 4,415
    Мощность, л.с. 525
    Запас хода, км 850
    Скорость, км/ч 40
    Машина боевого сопровождения (БМС)
    Масса, кг 103800
    Габаритные размеры :
    – длина, м 23,03
    – ширина, м 3,385
    – высота, м 4,35
    Мощность, л.с. 710
    Запас хода, км 400
    Скорость, км/ч 40
    Стационарное сооружение
    для грунтовых мобильных пусковых установок
    Тип гараж с раздвижной крышей
    Назначение для хранения одной СПУ
    Построено, ед. 408
    Размеры :
    – длина, м 30,4
    – ширина, м 8,1
    – высота, м 7,2
    Состав соединений и частей
    Ракетная дивизия 3-5 ракетных полков
    (КП и 9 СПУ в каждом).
    Полковой командный пункт стационарный и подвижный
    «Барьер» или «Гранит»
    (на базе МАЗ-543М).
    Состав дивизиона:
    – группа подготовки и пуска, шт. 3
    – группа боевого управления и связи

    * – по данным российских/зарубежных источников

    Перечень пусков



    1.

    Большинство пусков проведено в район полигона «Кура».

    Дата Ракета Полигон Примечание
    29.09.1981 15Ж58 Плесецк Бросковые испытания
    30.10.1981 15Ж58 Плесецк Бросковые испытания
    25.08.1982 15Ж58 Плесецк Бросковые испытания
    27.10.1982 15Ж58 Капустин Яр ЛКИ-1 (этап 1) –
    Первый и единственный пуск
    15Ж58 с полигона «Капустин Яр»
    18.02.1983 15Ж58 Плесецк ЛКИ-1 (этап 2)
    05.05.1983 15Ж58 Плесецк ЛКИ-2
    31.05.1983 15Ж58 Плесецк ЛКИ-3
    10.08.1983 15Ж58 Плесецк ЛКИ-4
    25.10.1983 15Ж58 Плесецк ЛКИ-5
    20.02.1984 15Ж58 Плесецк ЛКИ-6
    27.03.1984 15Ж58 Плесецк ЛКИ-7
    23.04.1984 15Ж58 Плесецк ЛКИ-8
    23.05.1984 15Ж58 Плесецк ЛКИ-9
    26.07.1984 15Ж58 Плесецк ЛКИ-10
    10.09.1984 15Ж58 Плесецк ЛКИ-11
    02.10.1984 15Ж58 Плесецк ЛКИ-12
    20.11.1984 15Ж58 Плесецк Контрольный
    06.12.1984 15Ж58 Плесецк ЛКИ-13
    06.12.1984 15Ж58 Плесецк ЛКИ-14
    29.01.1985 15Ж58 Плесецк ЛКИ-15
    21.02.1985 15Ж58 Плесецк Контрольный
    22.04.1985 15Ж58 Плесецк Контрольный – 79-й рп (в/ч 19970)
    14.06.1985 15Ж58 Плесецк Контрольный – 107-го рп
    06.08.1985 15Ж58 Плесецк Контрольный
    28.08.1985 15Ж58 Плесецк Контрольный
    04.10.1985 15Ж58 Плесецк Контрольный – 308-й рп (в/ч 29438)
    25.10.1985 15Ж58 Плесецк Контрольный
    06.12.1985 15Ж58 Плесецк Контрольный
    18.04.1986 15Ж58 Плесецк Контрольный
    20.09.1986 15Ж58 Плесецк Контрольный
    29.11.1986 15Ж58 Плесецк Контрольный
    25.12.1986 15Ж58 Плесецк Контрольный
    11.02.1987 15Ж58 Плесецк Контрольный
    26.05.1987 15Ж58 Плесецк Контрольный
    30.06.1987 15Ж58 Плесецк Контрольный
    14.07.1987 15Ж58 Плесецк Учебно-боевой пуск
    31.07.1987 15Ж58 Плесецк Контрольный
    23.12.1987 15Ж58 Плесецк Контрольный
    23.12.1987 15Ж58 Плесецк ЛКИ-16
    Окончание ЛКИ
    29.04.1988 15Ж58 Плесецк Учебно-боевой пуск
    05.08.1988 15Ж58 Плесецк Учебно-боевой пуск
    14.09.1988 15Ж58 Плесецк Контрольный
    20.10.1988 15Ж58 Плесецк Учебно-боевой пуск
    01.12.1988 ПГРК 15П158 «Тополь»
    принят на вооружение
    09.12.1988 15Ж58 Плесецк Контрольный
    07.02.1989 15Ж58 Плесецк Учебно-боевой пуск
    21.03.1989 15Ж58 Плесецк Учебно-боевой пуск
    15.06.1989 15Ж58 Плесецк Контрольный
    20.09.1989 15Ж58 Плесецк Контрольный
    26.10.1989 15Ж58 Плесецк Контрольный
    29.03.1990 15Ж58 Плесецк Учебно-боевой пуск
    21.05.1990 15Ж58 Плесецк Учебно-боевой пуск
    24.05.1990 15Ж58 Плесецк Контрольный
    31.07.1990 15Ж58 Плесецк Учебно-боевой пуск
    16.08.1990 15Ж58 Плесецк Контрольный
    01.11.1990 15Ж58 Плесецк Учебно-боевой пуск
    25.12.1990 15Ж58 Плесецк Контрольный
    07.02.1991 15Ж58 Плесецк Учебно-боевой пуск
    05.04.1991 15Ж58 Плесецк Учебно-боевой пуск
    25.06.1991 15Ж58 Плесецк Контрольный – 189 рп (в/ч 11466)
    20.08.1991 15Ж58 Плесецк Контрольный – 479 рп 35 рд
    02.10.1991 15Ж58 Плесецк Контрольный – 346 рп 32 рд
    25.02.1993 15Ж58 Плесецк Контрольный
    23.07.1993 15Ж58 Плесецк Контрольный –
    Командно-штабные учения
    22.06.1994 15Ж58 Плесецк Учебно-боевой пуск
    23.09.1994 15Ж58 Плесецк Контрольный
    10.11.1994 15Ж58 Плесецк Учебно-боевой пуск
    14.04.1995 15Ж58 Плесецк Учебно-боевой пуск
    10.10.1995 15Ж58 Плесецк Учебно-боевой пуск
    10.11.1995 15Ж58 Плесецк Учебно-боевой пуск
    17.04.1996 15Ж58 Плесецк Учебно-боевой пуск
    03.10.1996 15Ж58 Плесецк Учебно-боевой пуск
    05.11.1996 15Ж58 Плесецк Учебно-боевой пуск
    03.10.1997 15Ж58 Плесецк Учебно-боевой пуск –
    Командно-штабные учения
    16.09.1998 15Ж58 Плесецк Учебно-боевой пуск
    01.10.1999 15Ж58 Плесецк Учебно-боевой пуск –
    Командно-штабные учения
    11.10.2000 15Ж58 Плесецк Учебно-боевой пуск
    16.02.2001 15Ж58 Плесецк Учебно-боевой пуск
    03.10.2001 15Ж58 Плесецк Учебно-боевой пуск
    01.11.2001 15Ж58 Плесецк Учебно-боевой пуск
    12.10.2002 15Ж58 Плесецк Учебно-боевой пуск
    27.03.2003 15Ж58 Плесецк Учебно-боевой пуск – 235-й рп (в/ч 12465)
    18.02.2004 15Ж58 Плесецк Учебно-боевой пуск – 307-й рп (в/ч 29532)
    Учения "Безопасность-2004"
    02.11.2004 15Ж58 Плесецк Учебно-боевой пуск
    01.11.2005 15Ж58Э Капустин Яр Испытание перспективного
    боевого оснащения.
    Цель – полигон Сары-Шаган.
    Первый пуск 15Ж58Э с
    полигона «Капустин Яр»
    29.11.2005 15Ж58 Плесецк Учебно-боевой пуск
    03.08.2006 15Ж58 Плесецк Учебно-боевой пуск
    18.10.2007 15Ж58 Плесецк Учебно-боевой пуск
    08.12.2007 15Ж58Э Капустин Яр Испытание перспективного
    боевого оснащения.
    28.08.2008 15Ж58Э Плесецк Испытание перспективного
    боевого оснащения.
    Первый пуск 15Ж58Э с Плесецка
    12.10.2008 15Ж58Э Плесецк Испытание перспективного
    боевого оснащения.
    Учения "Стабильность-2008"
    10.04.2009 15Ж58 Плесецк Учебно-боевой пуск
    10.12.2009 15Ж58Э Капустин Яр Испытание перспективного
    боевого оснащения.
    Цель – полигон Сары-Шаган.
    28.10.2010 15Ж58 Плесецк Учебно-боевой пуск –
    продление сроков эксплуатации
    комплекса до 23 лет
    05.12.2010 15Ж58Э Капустин Яр Испытание перспективного
    боевого оснащения.
    Цель – полигон Сары-Шаган.
    03.09.2011 15Ж58 Плесецк Учебно-боевой пуск
    03.11.2011 15Ж58 Плесецк Учебно-боевой пуск
    07.06.2012 15Ж58Э Капустин Яр Испытание перспективного
    боевого оснащения.
    Цель – полигон Сары-Шаган.
    19.10.2012 15Ж58 Плесецк Учебно-боевой пуск
    10.10.2013 15Ж58Э Капустин Яр Испытание перспективного
    боевого оснащения.
    Цель – полигон Сары-Шаган.
    30.10.2013 15Ж58 Плесецк Учебно-боевой пуск
    27.12.2013 15Ж58Э Капустин Яр Испытание перспективного
    боевого оснащения.
    Цель – полигон Сары-Шаган.
    04.03.2014 15Ж58Э Капустин Яр Испытание перспективного
    боевого оснащения.
    Цель – полигон Сары-Шаган.
    08.05.2014 15Ж58 Плесецк Учебно-боевой пуск –
    Командно-штабные учения
    20.05.2014 15Ж58Э Капустин Яр Испытание перспективного
    боевого оснащения.
    Цель – полигон Сары-Шаган.
    11.11.2014 15Ж58Э Капустин Яр Испытание перспективного
    боевого оснащения.
    22.08.2015 15Ж58Э Капустин Яр Испытание перспективного
    боевого оснащения.
    Цель – полигон Сары-Шаган.
    30.10.2015 15Ж58 Плесецк Учебно-боевой пуск
    17.11.2015 15Ж58Э Капустин Яр Испытание перспективного
    боевого оснащения
    24.12.2015 15Ж58Э Капустин Яр Испытание перспективного
    боевого оснащения

    * – красным цветом отмечены неудачные пуски.

    • Сергей Савенков

      какой то “куцый” обзор… как будто спешили куда то