Викторина "дыхание весны". Развитие речи. лексическая тема "ранняя весна" Вопросы викторины о весне для взрослых

Игровое занятие в подготовительной группе детского сада. Игра – викторина «В гости к весне»

Ефимова Алла Ивановна, воспитатель ГБДОУ №43 г. Колпино Санкт - Петербург
Описание: Данная разработка представляет собой игру-викторину на весеннюю тематику для детей подготовительной группы. Данная работа будет полезна воспитателям старших групп, учителям-логопедам и учителям начальных классов школы.

Цель:
- обобщить и систематизировать знания и представления дошкольников о весне и весенних явлениях в живой и неживой природе.
Задачи:
- развивать мышление, внимание, память и восприятие;
- воспитывать любознательность, доброжелательное отношение к другим детям, желание и умение выполнять совместную работу, направленную на достижение коллективного результата
- обучать детей связной грамматически правильной речи;
- повышать интерес дошкольников к окружающему миру, расширять кругозор;
- воспитывать уважительное отношение к природе.
Предварительная работа. Чтение произведений, по которым составлены вопросы викторины, беседы, изучение цветов, прослушивание музыкальных произведений.
Организационные вопросы: можно детей поделить на команды, или провести викторину со всей группой (каждый за себя).


Ход викторины:
Воспитатель: Ребята вот и наступила долгожданное весна, которая нас радует разнообразием красок, манит нас полюбоваться своей красотой, послушать пение птиц, погреться на ярком весеннем солнышке.
Вы, наверное, заметили, что природа принарядилась, а совсем скоро ее будет не узнать. Зацветут цветы, всеми цветами радуги.
А вы любите цветы? Знаете, как надо за ними ухаживать?
А можно ли рвать цветы?
Ответы детей.
Воспитатель: Для начала, предлагаю вспомнить весенние месяцы. И вспомнить праздники, которые мы отмечаем в каждом месяце?
Ответы. Март: 1 марта - Всемирный день кошек, 3 марта – Всемирный день писателя, 8 марта – Международный женский день, 20 – 21 марта – день Весеннего Равноденствия, 21 марта – День Земли, 22 марта – Всемирный день воды, 27 марта – Международный день театра.


Ответы: Апрель: 1 апреля – День смеха и день птиц, 2 апреля – День детской книги, 7 апреля – День здоровья, 12 апреля – день космонавтики, 23 апреля – Всемирный день книг, 29 апреля – день танца, 30 апреля – день пожарной охраны.


Ответы: Май – 1 мая – праздник Весны и труда, 3 мая – день Солнца, 9 мая – день Победы, 15 мая – день семьи, 18 мая – день музеев, 27 мая – день библиотек, 28 мая – день пограничника.
Воспитатель: А сейчас я вам предлагаю поиграть в игру, а заодно проверим, готовы ли вы к встрече с весной. Для начала встанем в круг и немного разомнемся:
« Мы по кругу пойдем,
Названия цветов найдем.
Например: я говорю ромашка,
А кто рядом со мной стоит,
Говорит на последнюю букву,
А точнее на «А» - астра.
Ну, что, поиграем,
Названия цветов повспоминаем».
Воспитатель: Мы разминку провели,
А к викторине готовы вы?
Ответы.
Воспитатель: Викторину начинаем,
На стульчики сесть вас приглашаю.


- Как называются цветы, которые первыми появляются после снега?(подснежники)

Какие цветы мы обычно дарим мамам на 8 марта?(тюльпаны)
- Какие животные просыпаются весной?(медведь, еж)
- Как называется дерево, на котором весной распускаются пушистые комочки?(верба)
- В какое время года, мы празднуем праздник масленицы?(весной)
- Что обозначает праздник – Масленица?(проводы зимы)
- Как называется природное явление «таяние сосулек» ?(капель)
- Какая птица раньше всех возвращается из теплых стран?(грач)
- Как называется цветок из которого появилась девочка Дюймовочка?(тюльпан)
- Какие цветы мы обычно возлагаем к мемориалу Вечный огонь?(гвоздики)
- Дарят женщинам нежные веточки с жёлтыми пушистыми шариками, что это за веточки?(мимоза)
- Назовите весенние праздники?(8 марта, День космонавтики, День птиц, День земли, День Победы)
Воспитатель: А сейчас немного отдохнем и гимнастику для глазок проведем.
Закрываем мы глаза, вот какие чудеса. - закрывают оба глаза,
Наши глазки отдыхают, - сидят с закрытыми глазами,
Упражнения выполняют.
А теперь мы их откроем, - открывают глаза,
Через речку мост построим. - взглядом рисуют мост,
Нарисуем букву о, получается легко. - глазами рисуют букву «О»
Вверх поднимем, глянем вниз, - глазки смотрят вверх – вниз,
Вправо, влево повернем, - вправо – влево,
Заниматься вновь начнем.
Воспитатель: Викторину продолжаем,
И загадки отгадаем.


- Рыхлый снег на солнце тает,
Ветерок в ветвях играет,
Звонче птичьи голоса
Значит, к нам пришла…(весна)
- Весной зеленеет,
Из земли растет.
Осенью желтеет,
В стог сена идет.(трава)
- По весне деревья их распускают,
И на себя надевают,
А осенью снимают,
И на землю роняют.(листья)
- Весной бежит, журчит,
А зимой замерз и стоит.(ручей)
Воспитатель: Назовите мне произведения, которые вы знаете, в которых говорится о весне, о цветах, название произведения называете, и цветок, о котором в нем говорится?
Ответы: - Произведение «Аленький цветочек» и цветок также называется.
- «Двенадцать месяцев» - цветы подснежники;
- Стихотворение «Мамин день» - цветок подснежник;
- Стихотворение «Одуванчик» - цветок одуванчик.
Воспитатель: Ребята, мы с вами уже много всего знаем о весне. Предлагаю устроить конкурс чтецов на лучшее стихотворение о весне.


Ребенок: Травка зеленеет…
Травка зеленеет,
Солнышко блестит;
Ласточка с весною
В сени к нам летит.
С нею солнце краше
И весна милей…
Прощебечь с дороги
Нам привет скорей!
Дам тебе я зерен,
А ты песню спой,
Что из стран далеких
Принесла с собой…
Ребенок: Черемуха
Черёмуха душистая
С весною расцвела
И ветки золотистые,
Что кудри, завила.
И кисточки атласные
Под жемчугом росы
Горят, как серьги ясные
У девицы-красы.
А рядом, у проталинки,
В траве между камней,
Бежит, струится маленький
Серебряный ручей.
Ребенок: Весенние певцы
У весны весёлый старт –
На пороге уже Март,
Неба синяя река,
Кораблики в ней – облака,
Дружно так поют скворцы,
Они – весенние певцы,
И вокруг всё расцветает –
По земле весна шагает.
Воспитатель: А сейчас предлагаю музыкальную викторину. Я вам включаю музыку без слов, а вы вспоминаете слова? Отвечаем поднимая руку, не выкрикивая.


Ответы: «Желтые тюльпаны»; «Белые розы»; «Есть на свете цветок алый - алый, Яркий, пламенный, будто заря. Самый солнечный и небывалый, Он мечтою зовётся не зря»; «В траве сидел кузнечик, совсем, как огуречик…»; «Вот какой, вот какой маленький цветочек мой, Он фиалкою зовется, пахнет солнцем и весной»; «Это значит, это значит, это значит, Что в природе - новизна. Это значит, это значит, это значит, Что опять пришла весна»; «Белая ромашка».
Воспитатель: Вы все молодцы, столько всего знаете о весне и цветах.
На столах вам предложены игры и раскраски по теме, можете отдохнуть и заняться, кто - чем пожелает.
А я всех вас благодарю,
И спасибо вам говорю.
За хорошую работу,
Весна прислала вам угощенье.

Игра-викторина для учащихся 2-4 классов. ВЕСНА – КРАСНА

Автор. Осердникова Ирина Вячеславовна, учитель начальных классов МБОУ СОШ №7 г. Новошахтинск, Ростовская область .
Описание материала. Познавательно-развлекательное мероприятие игра-викторина «Весна - красна» разработано для учащихся начальной школы, 2-4 классы. Оно может быть использовано на классом часе или в группе продлённого дня, так же материалы этой разработки можно использовать на уроках по окружающему миру.
Цели : Создать условия для знакомства детей с изменениями происходящими весной в природе.
Задачи:
развитие познавательного интереса к природе;
формирование любви к окружающему миру и потребности в сохранении экологического равновесия в природе.
Демонстрационный материал. Иллюстрации изображающие весеннюю природу, рисунки с изображением цветов с названиями, насекомых. Для детей рисунок с бабочками и кроссворд.

Ход мероприятия

Учитель. Сегодня мы с вами отправимся в гости к весне. Весна – это время пробуждения природы от зимнего сна. Всё вокруг радуется тёплым солнечным лучикам: и растения, и животные, и мы - люди.
Давайте с вами вспомним изменения, которые происходят весной. (Дни становятся длиннее. Солнышко греет сильнее. Тает снег. Прилетают перелетные птицы. Появляются насекомые. И т.д.) Молодцы, ребятки вы хорошо знакомы с весной.
Раньше, чтобы весна побыстрее приходила, пели песни-заклички, «веснянки». Давайте и мы позовём весну. Повторяйте за мной:
Мы весняночку поем –
Весну красную зовём.
Ой поём! Ой, поём!
Весну красную зовем! / 3 и 4 строчки повторяются 2 раза.
А как вы считаете, почему мы говорим весна-красна? (Это красивая пора, красна – значит красива)
Позвали мы с вами весну и вот она уже и появилась у нас. (Перед детьми помещаются иллюстрации, изображающие весеннее время года, при этом учитель читает стихи).
Я – Весна-красна!
Бужу землю ото сна.
Наполняю соком почки,
На лугу ращу цветочки.
Прогоняю с речек лёд,
Светлым делаю восход.
Всюду, в поле и в лесу,
Людям радость я несу!
Весна приготовила для вас игры, загадки, чтобы проверить хорошо ли вы подготовились к встрече с ней.
Угадайте её первые загадки.(Читает учитель или подготовленные дети)
1. Дует теплый южный ветер,
Солнышко все ярче светит,
Снег худеет, мякнет тает,
Грач горластый прилетает.
Что за месяц? Кто узнает? /март

2. Яростно река ревёт
И разламывает лед.
В домик свой скворец вернулся,
А в лесу медведь проснулся.
В небе жаворонка трель,
Месяц к нам пришёл …/апрель

3. Зеленеет даль полей,
Запевает соловей.
В белый цвет оделся сад,
Пчёлы первые летят.
Гром грохочет. Угадай!
Что за месяц это? … /май
Молодцы, вы сразу узнали весенние месяцы. А у наших предков - древних славян, названия месяцев были тесно связаны с явлениями природы или хозяйственной деятельностью. Давайте вместе с вами прочитаем названия весенних месяцев и попробуем объяснить происхождение их названий.
МАРТ - зимобор (зима с весной борется); протальник; весновей.
АПРЕЛЬ - березозол; капельник; снегогон.
МАЙ - травень; цветень; пролетень.
(объясняем названия месяцев)
Весной принято наводить порядки, убирать мусор, и сейчас мы с вами потренируемся это делать. Задание называется «ловкие ладошки» - вам нужно набрать в одной рукой и удерживать в ней как можно больше бумажек, которые я рассыплю по полу. Ну-ка, кто из вас проворней! (проводится игра) Да, потрудились вы на славу, а лучшими сейчас были ……(назвать имена детей)
- Убрали мы с вами полянку и на ней сразу стали появляться весенние цветочки. Вспомните, какие цветы распускаются ранней весной. (Показываю детям рисунки разных цветов, читаем их названия и выбираем весенние. Изображения весенних цветов остаются на доске).
- Молодцы, ребятки! А у цветов есть к нам большая просьба. Сейчас, мы узнаем какая.
Для этого нужно правильно вписать названия цветов в клеточки кроссворда. Какие названия подойдут для нашего кроссворда, будьте внимательны. (заполняем клеточки, находим и читаем слово «береги»)

(Ответы: незабудка, подснежник, ветреница, перелеска, гиацинт, касатик).
Ребята, как вы думаете, почему цветы просят их беречь. (Ответы детей.)
- Нужно беречь весенние цветы, потому что их осталось мало, и они могут совсем исчезнуть.
Мы с вами сказали, что весной появляются разные насекомые. Хочу проверить, каких насекомых вы сможете угадать. (Загадки читает учитель или подготовленные дети. Дети отгадывают загадки, на доске помещаются изображения этих насекомых)
1. У кого вся спинка в точках? Кто пасётся на листочках? /божья коровка
2. Кто над нами вверх ногами ходит не страшиться. Упасть не боится? /муха
3. В зелёных мундирах в траве на лугах
Живут музыканты на длинных ногах. /кузнечики
4. Кто в каждый встреченный цветок свой опускает хоботок,
А после в улей мчится пулей и что-то прячет в уголок? /пчела
5. Разрешенья не спросил, подлетел – и укусил! /комар
6. На большой цветной ковёр села эскадрилья –
То раскроет, то закроет расписные крылья. /бабочки
- Молодцы. А следующее весеннее задание будет на внимание. Смотрите, к нам летят бабочки! (Раздать детям картинки с бабочками. Работа проводится в парах.) На картинках перед вами бабочки, попробуйте сосчитать, сколько их? (Ответы детей. Всего 11 бабочек)


А теперь раскрасьте бабочек на ваших листах. (Пока дети работают, можно включить спокойную музыку. Раскрашенные рисунки поместить на доску)
- Как стало красиво у нас в классе!
Мы играли, отгадывали загадки, а теперь покажем весне, знаем ли мы о ней пословицы и поговорки. Продолжите пословицу:
Март зиму кончает, ….. весну начинает
Апрель с водой, а май …. с травой
Апрель – теплый, май – холодный, значит, год - … хлебородный
Май холодный – не будешь …голодный
Вовремя вспашешь – веселее… спляшешь
- Молодцы, ребята. Сегодня мы с вами вспомнили многое, что знаем о весне. Порадовали мы весну, порадует и она нас теплом, зеленью и цветами.

Майок Алла Владимировна

Воспитатель, МАДОУ ЦРР - детский сад, г. Покачи, ХМАО - Югра

Майок А.В. Викторина "Дыхание весны" // Совушка. 2018. N2(12)..08.2019).

Заказ № 88412

Пояснительная записка.

Викторина «Дыхание весны» предназначена для воспитанников старшего дошкольного возраста. Образовательная область «Познавательное развитие». Викторина проводится в рамках лексических тем, как итоговое мероприятие.

Викторина проводится в музыкальном зале. Помещения украшено на весеннюю тематику, плакатами на тему «Весна идет - весне дорогу», изготовленными детьми совместно с родителями и педагогами. Организована выставка рисунков и поделок на тему «Весенние переливы».

Организационные вопросы: детей можно поделить на две команды, используя социо - игровой метод. Команды можно определить как заранее, так и во время проведения викторины. Также можно провести викторину со всей группой (каждый за себя).

Игрокам предлагается самостоятельно определить название своей команде, используя весенние названия.

Вначале викторины звучит песня о весне, на слайде появляется изображение «ВЕСНЫ», а также проводится разминка в форме вопросов для всех участников. Под эту песню можно детей поделить на две команды, используя социо - игровой метод.

Вопросы в конкурсах задаются поочередно каждой команде.

В конкурсах 2, 5, 6, 10 используются слайды презентации: появляются правильные ответы на предложенные вопросы.

На заключительном этапе проводится творческий конкурс. Дети создают картину «ВЕСНЫ».

В конце викторины ребенок читает стихотворение, а на слайде изображение по его содержанию.

Все участники викторины выполняют танец - импровизацию с подснежниками под музыку.

Ход викторины.

Цель: обобщение знаний и представлений детей о весне.

Задачи.

Образовательный аспект:

  • систематизировать и обобщить представления детей о весенних изменениях в природе;
  • продолжать учить определять характерные признаки весны и самостоятельно их находить;
  • расширять представление о лесных животных, их образе жизни;
  • продолжать учить узнавать и называть перелетных птиц;
  • продолжать учить пользоваться развернутыми предложениями, отвечать четко, ясно, внятно;
  • повышать интерес дошкольников к окружающему миру, расширять кругозор.

Развивающий аспект:

  • развивать умение выполнять совместную работу, направленную на достижение коллективного результата;
  • развивать внимание, умение слушать и слышать;
  • развивать мышление, память и восприятие.

Воспитательный аспект:

  • воспитывать интерес к природе;
  • воспитывать любознательность;
  • воспитывать бережное и заботливое отношение к природе;
  • воспитывать умение работать в коллективе, не выкрикивать, не перебивать своих товарищей.

Интеграция образовательных областей: познавательное, речевое, художественно - эстетическое, физическое, социально-коммуникативное развитие.

Предварительная работа: беседа «Пробуждение природы»; беседы о перелетных птицах, о первоцветах (подснежник, мать - и - мачеха…) с рассматриванием иллюстраций. Проводится беседа с опорой на презентацию «Что происходит весной?»; наблюдение на прогулке за погодными изменениями. Чтение произведений по теме «Весна». Рисование «Весеннее настроение». Экологическая игра с опорой на презентацию «Путешествие в весенний лес».

Оборудование и материалы.

ТСО: ноутбук, мультимедийное оборудование: экран для показа слайдов, проектор; магнитофон.

Листы с изображением половинки бабочки, листочка, цветочка, солнышка.

Картинки перелетных птиц и их домиков.

Презентация к викторине.

Аудио запись: песня о весне, музыкальное произведение А. Вивальди «Весна», музыка Чайковского «Вальс цветов».

Для творческой работы: клей - карандаш, салфетки, клеенки, цветные карандаши, 2 листа ½ ватмана (можно альбомный лист на каждого ребенка); плоскостные фигурки птиц, весенней природы.

пособие к игре «Составь целое» (части изображений первоцветов: подснежник, мать - и - мачеха, медуница, сон - трава)

Методические приёмы.

Сюрпризный момент - на фоне песни о весне появляется слайд с изображением «Весны».

Приём «мозговой штурм»; рефлексия.

Проблемно-игровые ситуации, моделирование.

Метод самоконтроля; дискуссионный метод; индивидуализация.

Участники мероприятия.

Дети старшей группы — 2 команды по 5 человек.

Воспитатель - ведущий.

Жюри - старший воспитатель, педагоги по дополнительному образованию.

Родители, дети - зрители.

Правила игры:

Каждой команде за правильный ответ даются фишки. В конце игры фишки подсчитываются. Побеждает та команда, у которой больше фишек.

Ход викторины:

I часть. Вступительная.

Звучит песня о весне. На слайде 3 появляется изображение «ВЕСНЫ».

Воспитатель.

Весна приходит незаметно, но все её видят, потому что любят, потому что ждут. Скоро природа нарядится, ее будет не узнать. Зацветут цветы, всеми цветами радуги. Весна нас радует разнообразием красок, манит нас полюбоваться своей красотой, послушать пение птиц, погреться на ярком весеннем солнышке. О Весне поют песни, слагают стихи.

Студёную зиму провожаем,

Красную Весну встречаем,

Покидает зима нас на саночках,

Приплывает весна в лодочке,

С теплом, с солнцем,

С ливнями, с цветами,

С хороводами, с журавлями.

Воспитатель.

Давайте поприветствуем всех!

Приветствие.

Здравствуй, солнце золотое,

Здравствуй, небо голубое,

Здравствуй, легкий ветерок,

Здравствуй, маленький дубок!

Мы живем в родном краю,

Дарим радость вам свою.

II часть. Основная.

Воспитатель.

Давайте разделимся на две команды.

Игроки делятся на команды и определяют ее название.

Разминка.

Воспитатель.

Весной ярко светит … (солнце)

На пригорках тает … (снег)

Бегут шумные весенние … (ручьи)

Просыпается медведь в …(берлоге)

Заяц сидит под … (деревом)

Снег тает и превращается в … (лужи)

На деревьях распускаются … (почки)

Все радуются … (весне, яркому солнцу, цветам, пению птиц…)

1 КОНКУРС «Произнеси скороговорку».

Воспитатель.

- По одному игроку от каждой команды поочередно произносят скороговорку. Побеждает та команда, участник которой чище и быстрее выполнит задание.

«На поляне, над ромашкой, жук летал в цветной рубашке».

2 КОНКУРС «Что мы знаем о весне?»

(Каждой команде поочередно задаётся по одному вопросу)

( На слайде 4 после ответов детей появляются изображения)

Вопросы первой команде:

1. Назовите весенние месяцы (март, апрель, май).

2. Что весной появляется на деревьях? (Почки, листья)

3. Какая птица прилетела первая? Почему? (Грачи; появились первые проталины, где они

могут добыть себе пищу - червячков)

4. Почему тает снег? (Солнце стало больше греть)

5. Что изменилось у медведя с приходом весны? (Он проснулся)

Вопросы второй команде:

1.Что происходит со снегом весной? (Он тает)

2.Какого цвета первые листочки на деревьях? (Светло-зелёного)

3.Какие цветы появляются первыми? Почему? (Подснежники; снег растаял, появились

проталинки и подснежники расцвели)

4. Почему побежали ручьи? (Потому что тает снег)

5. Что изменилось у зайца с приходом весны? (Поменял белую шубку на серую)

3 КОНКУРС «Кто больше назовет признаков весны»

Первые проталины

Почерневший снег

Вернувшиеся из теплых стран перелётные птицы

Увеличение светового дня

Повышение температуры окружающей среды

Журчание ручьёв

Оживление деятельности зимующих птиц

Характерные запахи свежей земли, прелой листвы, нагретой коры

Появление первой весенней птицы - трясогузки - ледоломки

Необычно голубой цвет неба.

4 КОНКУРС «Найди домики для птиц»

Воспитатель.

Из множества картинок, нужно выбрать перелетных птиц, поселить их в гнезда или домики и ответить на вопрос: «Что заставляет их менять место жительства, т.е. улетать в теплые края?»

(Ласточка, грач, ворона, синица)

- Задание для первой команды. (Скворец, утка, воробей, голубь)

(Поочередно выполняет каждая команда)

5 КОНКУРС «Отгадай загадки» (Отгадки появляются на слайде 5)

Самый первый день весны,

Самый - самый первый.

На опушке у сосны

Распустилась…..(верба)

Рад весне братишка Сашка,

И собака рада Жулька.

На припеке с крыши нашей

Утром свесилась….(сосулька)

Ой, беда, ой, беда!

Тает снег, кругом вода.

Не обуешь валенки,

На снегу…..(проталинки)

Снег в лесу. Сугробов много.

Но слышна синицы трель.

С крыши прямо на дорогу

Звонко капает….(капель)

6 КОНКУРС «Умный словесник»

(Вопросы задаются для обеих команд. Ответ принимается у того участника команды, кто первый поднял руку. На слайде 6 появляется правильный ответ).

Назовите первоцветы?

Кто из животных, просыпается весной после зимней спячки? (Ёж, медведь, барсук)

Теплое солнце растопило снег и лед, во что они превратились? (Вода, лужа, ручеёк)

Какую воду весной называют талой?

На каких деревьях раньше листвы появляются цветы? (Берёза, клен, верба)

Теплая погода зимой или весной, когда подтаивает снег? (Оттепель)

Место, где растаял снег, и открылась земля? (Проталина)

Небольшой водяной поток после таяния снега? (Ручеек)

7 КОНКУРС «Узнай по объявлению».

Воспитатель.

- Ребята, пока вы справлялись с предыдущим конкурсом, «ВЕСНА» прислала нам телеграмму, в которой говорит, что звери в лесу развесили свои объявления, а она, не может их понять. Поможем «ВЕСНЕ»?

Объявления первой команде:

1. Приходите ко мне в гости! Адреса не имею. Свой домик всегда ношу на себе. (Улитка, черепаха)

2. Друзья! Нужны иглы, обращаться ко мне. (Ёж, дикобраз, ёлка)

3. Надоело ползать! Хочу взлететь. Кто одолжит крылья? (Гусеница, змея, червяк)

Объявления второй команде:

1. Прошу разбудить меня весной. Приходите лучше с мёдом. (Медведь)

2. Помогу всем, у кого сломался будильник. (Петух)

3. Что-то очень скучно стало одному выть на луну. Кто составит мне компанию? (Волк)

8 КОНКУРС «Составь целое».

Воспитатель.

Ребята, «ВЕСНА» хотела вам показать, какие красивые в этом году первоцветы. Она нарисовала их, но «ЗИМА» не хотела, чтобы появлялись первые цветы, и разорвала их. Давайте поможем весне, объединим кусочки, составим целую картинку первоцветов. (Раздаются конверты с частями изображений первоцветов. По 2 конверта каждой команде)

9 КОНКУРС «Скажи наоборот о весне».

(По очереди предлагаются примеры каждой команде)

Весна:

- ранняя - … (поздняя)

- затяжная - … (дружная)

- теплая - … (холодная)

- веселая - …(грустная)

10 КОНКУРС «Четвертый лишний»

(На слайде 7-8 изображены перелетные и зимующие птицы для каждой команды. Участники викторины определяют перелетных птиц и называют лишних зимующих)

Задание для первой команды.

Ворона, ласточка, скворец, журавль.

Задание для второй команды.

Воробей, дикие гуси, трясогузка, грач.

11 КОНКУРС «Объясни пословицу»

(Участники викторина объясняют пословицу. Пословицы предлагаются по очереди каждой команде).

Первая команда.

- Апрель с водой, май с травой.

Увидел грача - весну встречай.

Вторая команда.

Весна да осень - на дню погод восемь.

Много воды - много травы.

II I часть. Заключительная.

12 КОНКУРС «Творческий».

Воспитатель.

Каким цветом можно нарисовать весну? (Зеленый, голубой, салатовый…)

Как можно назвать весну? (Буйная, цветущая, звонкая, ранняя, робкая, долгожданная, поздняя, душистая, игривая…)

Каждая команда должна будет создать картину на тему «Пришла весна», предлагаем вам картинки, отберите нужные по содержанию и создайте свой сюжет на предложенную тему. (Самостоятельная работа детей. Звучит музыкальное произведение А. Вивальди «Весна»)

Рефлексия.

- Ребенок читает стихотворение Г. А. Скребицкого ( На экране слайд 9 с изображением по содержанию стихотворения)

Опять весна, воды разлив,

И нет в помине зимней стужи.

Я вновь пускаю корабли

По ручейкам и вешним лужам.

- Танец - импровизация с подснежниками под мелодию Чайковского «Вальс цветов».

( Слайд 10 с первоцветами)

- В подарок от «ВЕСНЫ» детям предлагаются раскраски с изображением половинки бабочки, листочка, цветочка, солнышка.

Итог.

Жюри подсчитывает фишки и объявляет результаты. ( Слайд 11 с первоцветами)

Ведущая благодарит ребят за внимание и выполнение заданий по установленным правилам, активное участие в викторине. Вручение медалей «Знатоки природы». (Слайд 12)

Список используемой литературы.

  1. Бодраченко И.В. Дидактические игры по экологии // Ребенок в детском саду. 2011.
  2. Вахрушев А.А. Кочемасова Е.Е. Здравствуй мир! Окружающий мир для дошкольников: методические рекомендации для воспитателей и родителей. М.: Баласс, 2006.
  3. Вострухина Т.Н., Кондрыкинская Л.А. Знакомим с окружающим миром детей 5-7 лет. М.: ТЦ Сфера, 2015.
  4. Гончарова Е.В. Экология для малышей. Методические рекомендации для педагогических работников дошкольных образовательных учреждений. - Ханты-Мансийск: Полиграфист, 2005.
  5. Гризик Т.И. Познавательное развитие детей 2-8 лет: мир природы и мир человека: методическое пособие для воспитателей. М.: Просвещение, 2016.
  6. Горькова Л.Г. Сценарии занятий по экологическому воспитанию дошкольников (средняя, старшая, подготовительная группы) / Л.Г. Горькова, А.В. Кочергина, Л.А. Обухова. М.: ВАКО, 2005. 240 с. (Дошкольники: учим, развиваем, воспитываем).
  7. Нищева Н. В. Первые весенние цветы. СПб.: Детство-Пресс, 2003.

Весна-Красна приходит незаметно, но все её видят, потому что любят, потому что ждут. О Весне-Красне поют песни, слагают стихи, придумывают . «Весна-Красна» начинаем с календарной песне о весне.

Студёную зиму провожаем,
Красную Весну встречаем,
Покидает зима нас на саночках,
Приплывает весна в челночочке,
С теплом, с солнцем,
С ливнями, с цветами,
С хороводами, с журавлями,
С ржаными снопочками,
С золотыми колосочками.

1. Перечислите весенние месяцы. А как они назывались в старину?

  • Март – солнечник, протальник, ветронос, капельник.
  • Апрель – березень, снегогон, водолей.
  • Май - травник, цветень, розоцвет, майник.

2. Назовите десять признаков весны:

  1. Первые проталины
  2. Почерневший снег
  3. Вернувшиеся из теплых стран перелётные птицы
  4. Увеличение светового дня
  5. Повышение температуры окружающей среды
  6. Журчание ручьёв
  7. Оживление деятельности зимующих птиц
  8. Характерные запахи свежей земли, прелой листвы, нагретой коры
  9. Появление первой весенней птицы – трясогузски-ледоломки
  10. Необычно голубой цвет неба

3. К какому стилю относится это произведение?

Приди к нам, весна,
С радостью!
С великой
Милостью!
С рожью зернистою.
С пшеничкой золотистою,
С птицей голосистою.
Со льном высоким,
С корнем глубоким,
С овсом кучерявым,
С ячменем усатыим,
С цветами лазоревыми,
С травушкой-муравушкой!

Ответ: стихотворное произведение такого рода называется «закличка»

4. Признаки какого весеннего месяца перечислены ниже?

1) Раннее сокодвижение у берёзы, прилёт грачей, жаворонков, скворцов, появление мать-и мачехи, подснежников, звон капели.
Ответ : март

2) Активное сокодвижения у берёзы, цветение тюльпанов, вербы, ольхи, лютика, орешника, прилёт чибисов, журавлей, начальная деятельность пчёл
Ответ: апрель

3) Развернувшийся лист берёзы, первая весенняя гроза, цветение: вишни, ивы, земляники, крыжовника, рябины, сливы, яблони, завязь орехов
Ответ: май

5. У каких животных появляется потомство в апреле?
Ответ: у лося, косули, землеройки, кабана, крота, ежа, зайца, сурка

6. Какие первоцветы радуют глаз в мае?
Ответ: медуница, трёхцветная фиалка, ландыш, золотая калужница, жёлтый гусиный лук, сиреневая хохлатка.

7. Какие из майских перелётных птиц образуют пару на всю жизнь, а какие лишь на период выведения птенцов?
Ответ: пару на всю жизнь - лебеди, перелётные гуси, журавли.

Птицы, образующие пару лишь для выведения птенцов – глухари, тетерева, утки.

8. В честь кого назван месяц март?
Ответ: в честь римского бога Марса

9. Какие весенние праздники вы знаете?
Ответ: 8 Марта, Масленица, День Космонавтики, Пасха, Праздник Весны и Труда (1 Мая), День Победы

10. Назовите русские народные сказки о весне?
Ответ: «Как Весна Зиму поборола», «Весенний ручей»

11. Какие музыкальные произведения о весне знакомы вам?
Ответ: Концерт № 1 из цикла «Времена года» Антонио Вивальди

В конце викторины приводим красивое стихотворение о весне
Опять весна, воды разлив,
И нет в помине зимней стужи.
Я вновь пускаю корабли
По ручейкам и вешним лужам.
Георгий Алексеевич Скребицкий

Задачи:

Развивать познавательный интерес;

Закреплять знания детей о характерных признаках весны; пополнять и активизировать словарь детей;

Закреплять умения отгадывать загадки;

Развивать коммуникативные навыки детей;

Формировать умение работать командой, оказывать помощь и осуществлять взаимоконтроль;

Воспитывать любовь к природе.

Материал, оборудование: ноутбук, проектор, презентация,

картинки птиц, картинки цветов, для творческой части длинные макароны тарелки с водой воздушные шарики, медали эмблемы для каждой команды.

Предварительная работа: Разделить детей на команды, придумать вместе с детьми название команды и девиз, выбрать жюри, привлечь детей к изготовлению медалей.

Ход занятия:

1. Ребята, я вам загадаю загадку, и вы отгадаете тему викторины:

Вдруг чирикнул воробей

После зимней стужи,

Солнце ярче и теплей,

На дорожках лужи.

Вся застывшая природа

Пробудилась ото сна,

Отступает непогода,

Это к нам идет… (весна)

2. Представление команд.

Первая команда: «Подснежники».

Девиз: Стали птицы песни петь и расцвел подснежник .

Вторая команда: «Капель».

Девиз: Капель радостно звенит и детей веселит.

За каждый правильный ответ можно заработать 1 очко.

А помогать нам сегодня будет « Цветик- семицветик»

И так срываем первый лепесток

Что же за конкурс нас ждет?

1 Конкурс «Загадки».

Ребята, сейчас я буду загадывать загадки для каждой команды поочередно. Будьте внимательны. Если загадка отгадана правильно на экране появится отгадка.

Среди месяцев весны

Капризуля – это ты!

Ночью – холод, а утрами

Ты встречаешь нас ветрами.

Днем капель слетает с крыш…

Кто ты, что же ты молчишь?

(март)

Пушистые комочки

Проклюнулись из…почки

(верба)

Ледяная, длинная,

Острие вершинное

Вниз направленно, к земле.

Плачет? – Знать, конец зиме.

(сосулька)

Летом бежит,

Зимой остановится.

Весной пошумит, поворчит,

Да вновь в дорогу тронется.

(река)

По небу широкому важно

Златокудрое светило расхаживает.

Только выглянет из облаков,

Батюшки, веснушчатых-то носов!

(солнце)

Был пушистый, серебристый,

А весною он осел,

Стал тяжелым и зернистым

И на солнце почернел.

(снег)

Темная, мокрая,

С силами собирается,

С зимним сном прощается.

(земля)

С шумом продвигаются,

Кружатся, ломаются,

Хотят друг друга обогнать.

Столкнувшись, встанут на дыбы,

Как будто ссорятся они,

И по реке плывут опять.

Ну, кто они? Не отгадать?

(льдины)

2.Конкурс «Сложи картинку»

У меня есть разрезные картинки ваша задача сложить картинку и назвать время года

3.Конкурс «Музыкальная пауза»

Композиция «Стекляшки»

4.Конкурс «Собери слово»

Внимание на экран вам необходимо собрать слово по первым звукам слова на картинки

(Улитка, Танк, Капелька, Арбуз)-утка

(Апельсин, Индеец, Солнышко, Тапки)- аист

5.Конкурс «Помоги птицам»

Перед вами картинки птиц, но птицы все перепутались…

Ваша задача разобрать птиц на зимующих и перелетных.

Молодцы!

6.Конкурс «Поэты»

Необходимо подобрать рифму, так чтобы прозвучало название птицы.

Макушка-… кукушка

Капля-….цапля

Париж-…..чиж

Птица-…синица

Врач-…грач

Корона-…ворона

Гол-…щегол

Палка-..галка

7.конкурс «Четвертый лишний»

Внимание на экран посмотрите и назовите что здесь лишнее, если вы назовете правильно, картинка исчезнет.

1. Подснежник, береза, колокольчик, одуванчик.

2. Бабочка, муха, жук, ласточка.

3. Лебедь, грач, ворона, гусь.

4. Сосулька, проталины. Ручеек, золотая осень.

Теперь нам с вами нужно помочь ласточке построить гнездо.

Творческая часть:

Речь взрослого

Речь ребенка

Действия

Ласточка- касатка

Мошек ловит хватко.

Намочить макаронину в воде так, чтобы она стала гибкой, и аккуратно накрутить на воздушный шарик.

И под крышами домов

Строит ласточка свой кров.

Оставить ласточкино гнездо сохнуть. После полного высыхания проткнуть шарик иголкой (проделывает взрослый) посадить ласточку в гнездо.

Вот и подошла наша викторина к концу.

Подводим результаты.

Награждение команд медалями.

  • Сергей Савенков

    какой то “куцый” обзор… как будто спешили куда то