Усадьба васильчиковой на гоголевском бульваре. По глубинке босиком: Усадьба князей Васильчиковых. Деталь шкафа в приемной

Сегодня наша прогулка по особняку, полное название которого звучит как «Городская усадьба Е.И.Васильчиковой — С.А.Оболенского — Н.Ф. фон Мекк», но едва ли не больше он известен как Центральный дом шахматиста. В своем фоторассказе я затрону обе эти ипостаси: и исторические интерьеры, и коллекцию, посвященную шахматам.

Особняк Е.И.Васильчиковой — С.А.Оболенского — Н.Ф. фон Мекк на Гоголевском бульваре, 14

Особняк Е.И.Васильчиковой

Екатерина Ивановна Васильчикова, представительница старомосковского дворянского рода, покупает эти владения в 1822 году и строит два особняка – в классическом и в русском стиле. У неё в конце 1830-х годов усадьбу покупает семья Зубовых-Оболенских. Именно при них особняк приобретает свой современный вид: в 1860-х годах они производят капитальную перестройку здания, соединяя два дома в один, увеличивая жилую площадь вдвое и значительно богаче украшая залы

Была устроена парадная лестница, которая встречает нас при входе

В 1865 году усадьбу покупает купец А. В. Алексеев – дядя будущего великого режиссера и реформатора театра К. С. Станиславского. В 1884 году после смерти владельца вдова делит владение на две части и один дом продает старшему сыну Надежды Филаретовны фон Мекк. Последняя вошла в историю как меценат, помогающий композиторам Н. Рубинштейну, К. Дебюсси и П. Чайковскому. Духовная и финансовая помощь Надежды фон Мекк была исключительно важна для Чайковского, позволяла продолжать работу и переживать критику, постоянно преследовавшую композитора и его творения.

Потолок входного фойе особняка Васильчиковой Е.И.

В конце XIX века фон Мекки продают особняк, потом хозяева опять меняются, пока в 1899 году дом не приобретает Любовь Ивановна Зимина, наследница богатого купеческого рода текстильщиков. При Л.И.Зиминой в особняке бывали певец Ф. И. Шаляпин, композиторы А. К. Глазунов, С. И. Танеев, С. В. Рахманинов. Сдавая первый этаж из 12 комнат графине, сама хозяйка будет проживать на втором этаже в 23 комнатах вплоть до национализации в 1918 году. После революции в этом доме ей выделят небольшую квартиру.

Элемент лестничного ограждения парадного вестибюля особняка Васильчиковой Е.И.

В советское время в особняке последовательно будут сменяться владельцы: Верховный суд РСФСР, жилой дом для политических эмигрантов, строительная организация. С 1956 года здание отдано шахматистам и сейчас здесь располагается Центральный дом шахматистов России. Накануне Олимпиады-80 особняк варварски отремонтировали: частично сбили и замазали лепнину, уничтожили паркет.

Стены лестничного холла парадного вестибюля особняка Васильчиковой Е.И.

В 2015-2016 годах в особняке проведена масштабная реставрация, в ходе которой восстановлены исторические интерьеры целого ряда залов и планировочные решения дверных проёмов, но самым главным своим достижением реставраторы называют воссоздание первоначальной цветовой гаммы интерьеров. Усадьба Е.И.Васильчиковой стала лауреатом конкурса «Московская реставрация-2016». Давайте же всмотримся в эту красоту. Мы уже вошли в парадный вестибюль и начинаем подниматься по парадной лестнице, а над нами вот такой плафон потолка

Прямо перед нами, на повороте лестницы изящные фигуры кариатид поддерживают потолок лестничного холла и галереи

Вот вид на кариатиды с галереи

Поднявшись по лестнице на второй этаж, мы попадаем в аванзал, небольшое проходное помещение. Здесь сразу обращает на себя внимание потолок

На стене выполнено живописное изображение павлина и, как бы в перекличку с ним, нынешние хозяева ставят на столик в вазу радужные павлиньи перья

Несмотря на утилитарный, проходной характер помещения декор очень тщательный: смотрите, как проработаны карнизы, тут мы видим и четкие геометрические линии, и прихотливый растительный узор как плоского, так и объёмного рельефа

В зале зеркало, не родное этим стенам, но соответствующее стилю

Из аванзала двери налево ведут в Большой парадный зал, который предназначался для балов. Кстати, зеленовато-серая гамма цветов, которую вы видите, характерна для богатых домов того времени

Гений места тут, конечно же, потолок

В центральном плафоне светильника нет и можно разглядывать объёмную лепнину, оттенённую цветовыми решениями

Две парные люстры висят по сторонам центрального плафона. Они, как и все светильники в особняке, не подлинные, но выполнены по мотивам светильников того времени

Оформление углов на потолке Большого зала

Над окнами и на противоположной стене в верхней части стен располагаются круглые медальоны, внутри которых играющие ангелочки с цветочными гирляндами и букетами

Рисунок паркетных полов восстановлен по фотофиксациям перед ремонтом 1980-х годов, а их цветовая гамма воссоздана по оригинальным фрагментам, сохранившимся под более поздними слоями краски. В остальных залах паркет обычно трудно рассмотреть под заботливо расстеленными коврами, но в Большом зале я смогла его сфотографировать (рисунок паркета различается по залам)

Из Большого зала можно пройти в так называемую мавританскую комнату — одно из первых помещений в Москве, решённых в таком экзотическом виде

Это помещение возникло при объединении двух зданий в одно и остроумно обыгрывает перепад уровней в зданиях. Непосредственно из дверей Большого зала вы попадаете на верхнюю площадку внутренней лестницы мавританской комнаты, по лесенке можно спуститься на нижнюю площадку комнаты

Несмотря на маленькие размеры, комната вмещает массу деталей, которые хочется разглядывать и разглядывать. Это резные арки, которыми оформлена лестница и пространство рядом с ней

Это и полукруглая ниша напротив входа, с загадочными письменами

Это и шестиугольный потолочный плафон над нижней площадкой комнаты

Это и объемный расписной декор стен и потолочных карнизов

Но мы, собрав волю в кулак, возвращаемся в Большой зал, чтобы из него пройти в Малый зал. Раньше здесь была столовая, сейчас проводятся шахматные турниры и временные выставки. В витринах выставлены различные образцы шахматных фигур и часов, фотографии, кубки. Здесь опять-таки в первую очередь нашего внимания заслуживает потолок

Потолки в Малом зале очень низкие, поэтому трудно фотографировать всю плоскость свода. Рисунок потолка состоит из повторяющихся вот таких прямоугольных плафонов

Розетки по краям потолочных плафонов

Для дальнейшего осмотра интерьеров нам надо вернуться в аванзал, чтобы из него, уже через правые двери, пройти в Чигоринский или Красный зал. Первое имя было присвоено залу в советское время в честь Михаила Чигорина — одного из основоположников русской шахматной школы, сильнейшего шахматиста России на рубеже XIX-XX веков, первого российского шахматиста, участвовавшего в матче за звание чемпиона мира. Я нашла информацию, что в советское время стены зала были выкрашены в зелёный цвет, хотя на фото до реставрации я видела бежевый. Как бы то ни было, последняя реставрация вернула стенам оригинальный цвет и понятно, почему зал называют Красным

Здесь опять-таки потрясающие, просто завораживающие потолки

Очень объёмная, прямо горельефная лепнина

Здесь мы видим фигуры каких-то наяд, чьи руки превращаются в цветочные гирлянды (!), и маски не то фавнов, не то лесных духов

Выделены оформлением углы зала: туда спускается лепной декор, позолота и колорирование

В Красном кабинете есть ещё один акцент – камин. Резной камин белого мрамора выделен по бокам вот такими сложными пилястрами (зеркало современное, вряд ли оно соответствует первоначальному образу)

Боковые стены Красного кабинета оформлены вот таким образом

Из Красного кабинета двери ведут в бывшую приёмную. Потолок здесь ещё несравненнее

Стены цвета морской волны не имеют иных украшений, кроме тонких вертикальных золотых филёнок, а вот потолок просто шедеврален по изяществу исполнения, по тонкости подобранных оттенков

Букеты цветов в лепестках или закругляющихся листьях напоминают морские раковины

В приёмной сохранился угловой камин тёмно-красного мрамора

В интернете мне попались воспоминания одного из завсегдатаев шахматного клуба 1960-1970-х годов. Он пишет о том, что самой престижной в клубе считалась Гроссмейстерская комната, куда допускались только избранные и где проходили переговоры о матчах за мировую корону, принимали высоких чиновников ФИДЕ, доигрывались партии на первенство мира и проводились блицы советскими гроссмейстерами и чемпионами мира. В описании Гроссмейстерской комнаты был упомянут старинный камин из темно-красного мрамора – так как других таких каминов в особняке я не видела, то, возможно, эта приёмная и носила название Гроссмейстерской.

Рисунок паркета в приёмной

На втором этаже экскурсантам показывают ещё так называемый Портретный зал – на стенах здесь представлены портреты гроссмейстеров и чемпионов мира по шахматам и шашкам. Но портретов я вам не покажу, потому что всем моим вниманием в зале завладел опять-таки потолок

В центральном плафоне среди виноградных лоз порхают пухлые кудрявые ангелочки, собирающие урожай

Мотивы виноградных гроздьев и листьев повторяется при оформлении карнизов

По краям потолка лепные изображения вот таких фантастических птиц, возникающих из травяного узора словно бы из ниоткуда

Звери в малых потолочных плафонах тоже какие-то невероятные, я по крайней мере не смогла определить это животное со странными конечностями и крупными ушами среди листьев и соцветий

Мы посмотрели все исторические интерьеры, восстановленные в ходе научной реставрации. Через мавританскую комнату проходим в музей шахмат.

Музей шахмат

Музей шахмат занимает правую часть особняка. Интерьеры музея представляют собой не воссоздание прежнего, исторического убранства, а некую фантазию, вариацию на темы интерьеров XIX века. Вот общий вид потолка в основном зале музея

Как видно, потолки в этой части здания невысокие, целиком фотографировать свод трудно, поэтому вот отдельные элементы потолочного декора

Музей шахмат занимает три зала. В самом большом в витринах выставлены экспонаты. В другом зале в одной части воссоздан уголок библиотеки (мебель современная)

В другой части второго зала представлена такая вот мебель (современная)

Совсем маленький третий зал, фактически проходной, интересен лишь милой розеточкой на полу в технике флорентийской мозаики…

… и макетом, воссоздающим исторический облик главного дома усадьбы Васильчиковой Е.И.

Гораздо больший интерес представляет основная экспозиция, посвященная шахматам. Вот копия самых старых шахматных фигур шатранджа, выполненных из камня, Иран, XII век

Также очень древние, XII век, шахматы викингов с острова Льюиса из Шотландии (копия)

А это самые старые в экспозиции шахматы российского изготовления. Сделаны они во второй половине XVIII века в Холмогорах. По ним видно, что шахматы в Россию пришли прямо с Востока, а не через Европу: здесь не королева, а явно выраженный ферзь, т.е. визирь, советник, и ладья в форме корабля, а не башни-туры. Материал — моржовый клык

А это классика – комплект шахматных фигур «Стаунтон». Этот дизайн разработал и запатентовал в 1849 году англичанин Натаниэл Кук. Он хотел создать фигуры, которые не отвлекают от размышлений при игре, которые по весу и форме удобно и приятно держать в руке и которые при этом выдержат резкие движения цейтнота и блица. Назван же дизайн в честь сильнейшего шахматиста мира того времени Говарда Стаунтона, который поддержал появление такого комплекта и способствовал его продвижению. Интересно, что в подлинных «стаунтонах» голову коня вырезали вручную и по ней можно определить год изготовления всего комплекта. Так как на фото комплект производства Англии, 1850 год, слоновая кость, то можно утверждать, что и этих коней вырезали вручную

Вот японские шахматы сёги

Вот китайские шахматы сянци. Обратите внимание, что доска расчерчена не только на квадраты, но и на треугольники

Шахматы из слоновой кости, выполненные в середине XIX века в Англии и называемые «Ячменное зерно» — по форме навершия большинства фигур

Интересно проследить, как менялись дорожные шахматы с развитием техники и технологий. Вот железные фигурки с железным же ящиком относятся к последней четверти XIX века, тяжесть ящика призвана ещё и обеспечить устойчивость при тряской дороге. А справа дорожные шахматы спустя столетие -легкая пластмасса

Вообще, в витринах выставлены десятки, если не сотни, шахматных наборов из различнейших материалов – из фарфора, керамики, стекла, бронзы, хрусталя, серебра, платмасс и даже бересты (!). Но я не могу не показать вот эти, убеждающие нас в неизмеримых высотах человеческого духа и воли. На переднем плане, кубиками, — шахматы блокадного Ленинграда (1943 год), сделанные из картона и бумаги, а вверху справа фотография чемпионата блокадного Ленинграда (январь 1944г). Вверху слева, плоские, — картонные шахматы из Воркуты, середина ХХ века

Вот ещё шахматы из Воркуты, 1937 год. Сделаны из спичек и картона

А это подарок Мао Цзэдуна профессору В.Х.Василенко – врачу, который в начале 50-х годов вылечил китайского вождя. Уникальная ручная работа по слоновой кости, выполнены в начале ХХ века в единственном экземпляре

А вот самый старый оригинальный экспонат музея – мозаичная шахматная доска, XVII век

Ниже шахматные доски из уральских самоцветов и мрамора, середина XIX века

В экспозиции музея также представлены награды победителей различных шахматных состязаний, книги, картины, гравюры и множество вещей, связанных с игрой. В свободном доступе выставлен столик легендарного шахматного матча Карпов‒Каспаров 1984 года.

Усадьба Васильевское-Скурыгино Васильчиковых

Усадьба Васильчиковых Васильевское - Скурыгино входит в круг моих интересов и многолетних изысканий, я давно планировала ее посетить, ведь там бывали все члены семейства Орловых-Давыдовых! Там поселилась после замужества одна из внучек графа Владимира Петровича Орлова-Давыдова - Евгения, Женинька; там бывала ее матушка Ольга Ивановна Орлова-Давыдова. Там позже жила уже дочь этой Жениньки, тоже Женинька, но Волконская, она и замуж в Васильевском-Скурыгино вышла за князя Александра Михайловича Волконского. Перед революцией имение принадлежало одной из сестер первой Жениньки - бывшей фрейлине последней русской императрицы - Екатерине Петровне Васильчиковой, более известной историкам как «Катуся Васильчикова, которая вышла из фрейлин в знак протеста против Распутина».

На фото: Петр Алексеевич Васильчиков, хозяин Васильевского-Скурыгино,

и его дочь Екатерина Васильчикова (Катуся)

Я уже переписывалась с директором музея Чеховской спецшколы, которая сейчас занимает усадьбу. Автор поста назвал эту спецшколу школой для малолетних преступниц. Круто, хотя, возможно, по сути и верно. Но название во все времена старались смягчить. Мне пришлось после института поработать в такой же школе, и она называлась спецшколой для трудновоспитуемых подростков. Сейчас ее название смягчили до «Учебно-воспитательного учреждения для детей и подростков с девиантным поведением».

На территорию этого заведения, думаю, не так легко проникнуть, тем ценнее фото, которые сделал автор поста!

Что же осталось от бывшего имения Васильчиковых, кроме памяти, сейчас? Дом сгорел, на его месте построили новый, но похожий. Сохранились скульптуры львов, тысячу раз перекрашенные, пруд, который там был и раньше, остатки парка и… старые фото! Их ничтожно мало, но они есть. Сохранились письма обитателей усадьбы с упоминанием этих мест.

Из письма Евгении Васильчиковой своему отцу от февраля 1868 года.

О муже: «Он не умеет скрывать свои внутренние чувства; притом губит свое здоровье усиленным трудом и крепко поддерживает свою репутацию совестливого человека».

«Муж находится в Подольске и возвратится не ранее воскресенья, он в первый раз исполняет роль мирового судьи. Накануне у него была комиссия по Народному образованию, кроме того, он деятельный член общины сельского хозяйства, член управы; кто что бы ему не предложил, он за все берется, во всем хочет участвовать, никому не умеет отказать, и всегда ему некогда, и всегда он не поспевает».

Несмотря на занятость главы семейства, Васильчиковы воспитывали шестерых детей - пять девочек и мальчика. Евгения Владимировны открыла школу для крестьянских ребятишек и вела в ней уроки. Через два года после написания этого письма, в 1872 году, супруга Петра Алексеевича скончается от тифа, оставив детей на деда с бабушкой Орловых-Давыдовых. Они их воспитывали до своей кончины, потом детей опекала родная тетя Мария Владимировна, ставшая игуменьей монастыря в Добрынихе. В этот монастырь мы ездили, и я о нем писала.

Из письма Марии Владимировны Орловой-Давыдовой от июня 1868 года.

«Теперь я гощу у Жениньки в Васильевском; дети ее, как всегда, ласковы и прелестны, погода чудесная, и мы почти целый день на воздухе. Вчера мы проводили Петра Алексеевича на железную дорогу, он уже несколько раз приезжал сюда из Москвы, где должен быть по делам земства и скоро уедет по своим имениям в другие губернии».

Из письма Евгении Васильчиковой своему отцу от июня 1869 года.

«Маменька была свидетельницей большого испуга. Олеся (восьмилетняя дочь Васильчиковых) ездила на своем муле кругом двора без проводника, вдруг лошак вздумал порезвиться и поскакал с нею на конный двор и понес далее; мы все со всеми людьми побежали в погоню, и я, к великой моей радости и маленькой гордости, увидела свою маленькую амазонку, плотно сидящую на своем муле, хотя и очень встревоженную».

Олеся Васильчикова (Александра Петровна Ливен). Портрет кисти В. Серова

Фото свадьбы Евгении Петровны Васильчиковой. Она стала княгиней Волконской в 1900 году. Свадьба была в Васильевском-Скурыгино.

Старинное фото Скурыгинского пруда. Из личного архива потомка М.М.Стаховича. Виден усадебный дом.

Рассказывала Нина Симоненко.

Фото современного Васильевского-Скурыгино отсюда:

http://deadokey.livejournal.com/172819.html

Дом на Новинском бульваре связан с жизнью и творчеством выдающегося русского певца, знаменитого баса Фёдора Ивановича Шаляпина. Это первый собственный московский дом Шаляпина, он наполнен особой «домашней» шаляпинской атмосферой. Музей богат подлинными вещами семьи Шаляпиных. В их числе – предметы мебели, рояль Bechstein, напольные часы, венчальные свечи Фёдора и Иолы, театральные костюмы, программы спектаклей, афиши... В доме много картин, подаренных Шаляпину художниками: В. Серовым, К. Коровиным, В. Поленовым, М. Нестеровым, М. Врубелем. Большую коллекцию собственных работ передал в дар Музею сын певца Борис Шаляпин. В настоящее время Мемориальная усадьба открыта для посетителей. Их ждут выставки, тематические и обзорные экскурсии, концерты известных и молодых исполнителей, встречи абонементных циклов, детские праздники. Галерея Мемориальной усадьбы Ф. И. Шаляпина составляет с Домом-музеем единый комплекс. В её помещении проводятся выставки, посвящённые как истории, так и актуальным вопросам отечественного вокального искусства; они знакомят посетителей с материалами профильных музеев и частных коллекций. В пространстве Галереи проходят вечера и концертные абонементы различной тематики – «Музыкальные столицы мира», «Артистические семьи», «Встречи на Новинском», «Фортепианные вечера в Доме Шаляпина», «Хоровые ассамблеи», «Дебют в доме Шаляпина» и др. В доме великого русского исполнителя проводят мастер-классы известные отечественные и зарубежные певцы. Фёдор Иванович Шаляпин купил дом на Новинском бульваре в 1910 году, в возрасте 37 лет. Он прожил здесь двенадцать лет, это время расцвета его таланта, время зрелого мастерства, глубоко осознанного творчества, всемирной славы. После покупки здания заботы о его ремонте взяла на себя жена Шаляпина – итальянская балерина Иола Торнаги. Бывший дом купчихи К. Баженовой, построенный в конце XVIII века, перестраивался на новый европейский лад: в нём появились газ, водопровод, ванные комнаты, телефон. Благоустраивался не только дом, но и обширный сад, где установили беседку с видом на Москву-реку и уютные скамейки, посадили липовую аллею, кусты жасмина, сирени, разбили клумбы. Для Шаляпиных это был настоящий семейный дом, где комфортно жилось и взрослым, и детям – а их у Фёдора Ивановича было пятеро. В гостеприимной усадьбе часто бывали многие прославленные деятели отечественной культуры: С. Рахманинов и Л. Собинов, М. Горький и И. Бунин, К. Коровин и К. Станиславский. В 1918 году дом был национализирован и на 60 лет стал коммунальной квартирой. В 1978 году здание передали ГЦММК им. М. И. Глинки для создания Музея Ф. И. Шаляпина. Понадобилось восемь лет сложных ремонтно-реставрационных работ для того, чтобы восстановить дом таким, каким его знал Шаляпин. Внутренние интерьеры дома воссоздавали по фотографиям и рассказам детей певца. Белый зал, Зелёная гостиная, столовая, кабинет, бильярдная... Жизнь в этих комнатах шла по заведённому порядку, её не нарушал напряжённый гастрольный график артиста. В Белом зале Шаляпин репетировал со многими своими гостями, в столовой праздновал бенефисы, в кабинете Фёдор Иванович любил читать. Шаляпин обожал бильярд, стол для игры фирмы «В. К. Шульц» ему подарила жена. Теперь, как и во времена Шаляпина, к Новинскому бульвару обращён светло-палевый фасад дома, на его зелёной крыше красуются фигурные дымники, а на столбах резных чугунных ворот – декоративные вазы.

В марте 1822 года пустующее после пожара 1812 года владение полковницы А.Ф.Турчаниновой на углу Пречистенского (ныне Гоголевского) бульвара и Колымажного переулка купила Екатерина Ивановна Васильчикова, представительница старомосковского дворянского рода. Она построила по линии бульвара два особняка – один в классическом стиле, второй в русском. Ее сын Николай, юнкер Кавалергардского полка, примкнул к декабристам и часто принимал товарищей по тайному обществу у себя в доме. Во время самого восстания он был в отпуске в Москве и участия в нем не принимал. Но через несколько дней после восстания на Сенатской площади в этом доме были арестованы Н.А.Васильчиков и его друг П.Н.Свистунов.

В конце 1830-х годов Е.И.Васильчикова продала свой дом графине Екатерине Александровне Зубовой. Ее муж, Валерьян Николаевич, был правнуком великого полководца А.В.Суворова. Вместе с ними тут жил брат Екатерины Александровны Сергей Александрович Оболенский-Нелединский-Мелецкий. В начале 1860-х годов особняк был записан именно на него. Зубовы осуществили капитальную перестройку владения. Они соединили два дома в единое целое. Между домами выстроили помещение с большим залом, хорами и чередой гостиных. Жилая площадь здания выросла вдвое, значительно богаче стало убранство залов. Стены украсили гобелены, появились хрустальные люстры, мраморные камины, парадная лестница, комнаты с экзотическим названием: мавританская и персидская - одно из ранних проявлений историзма в оформлении московских особняков. Обильная лепнина украсила фасад и внутренние интерьеры.

В 1865 году владение покупает купец Александр Владимирович Алексеев - глава семейной фирмы «Владимир Алексеев и сыновья», которая владела золотоканительной фабрикой в Алексеевской слободе и шерстомойными фабриками на юге России. После продажи семейного особняка на Большой Алексеевской, Александр со своей супругой Елизаветой Михайловной Бостанджогло, сыном Николаем Александровичем (будущим знаменитым московским городским головой) и тремя дочерьми, а также братом Семеном Владимировичем, переехали жить сюда, на Гоголевский бульвар. В доме часто собирались друзья и родственники, бывал племянник - будущий великий режиссер (Алексеев). При Алексеевых в 1875 году архитектором была сделана двухэтажная пристройка со стороны двора.

После смерти супруга в 1884 году Елизавета Михайловна разделила имение на две части и дом под номером 14 продала Владимиру Карловичу фон Мекку, сыну Надежды Филаретовны, близкому другу Петра Ильича Чайковского. К сожалению, после переезда в особняк Владимир Карлович серьезно заболел, и в 1891 году Надежда Филаретовна переехала сюда помогать невестке и ухаживать за тяжелобольным сыном. В 1892 году, на руках матери и жены, Владимир Карлович скончался.

В феврале 1895 года фон Мекки продают дом, где всё им напоминало о трагических годах, Софье Степановне Фальц-Фейн и ее супругу Александру Ивановичу, дяде создателя заповедника Аскания-Нова. Его внучатый племянник, барон Эдуард Александрович Фальц-Фейн, позже станет известен тем, что находясь в Лихтенштейне, посвятит свою жизнь возвращению на родину произведений искусства, украденных фашистами. За неполных три года Софья Степановна перестраивает деревянные сени со двора в каменные, проводит современную вентиляцию, водяное отопление и электрическое освещение. Но в 1898 году хозяйка неожиданно умирает, и неутешный вдовец продает особняк Любови Ивановне Зиминой.

Любовь Ивановна Зимина (из богатого купеческого рода владельцев Зуевской текстильной мануфактуры) вскоре после покупки особняка вышла замуж за Сергея Исидоровича Шибаева, потомственного почетного гражданина, представителя видной богородской купеческой семьи старообрядцев. Брак этот продлился 10 лет и был расторгнут в 1909 году.

В 1904 году ее младший брат Сергей Иванович создал частную оперу, в которую пригласил Назара Григорьевича Капитонова, мещанина города Люблина, обучавшегося оперному пению в Варшаве и Италии. У Любови Ивановны начался головокружительный роман с ним, в результате, в 1909 году она вышла замуж за своего кумира и приняла фамилию Капитонова. Супруги совмещали увлеченность музыкой с редким в то время хобби, а именно – со страстью к автомобилям. У них было четыре автомобиля – три легковых и один грузовой, которые стояли в обширном гараже. В основном доме квартира на первом этаже, из 12 комнат, сдавалась княгине Урусовой за 7 тысяч рублей в год. На втором этаже проживала сама Любовь Ивановна. Ее квартира состояла из 23 комнат – 13 комнат на втором этаже и 10 комнат в антресоли. В их гостиной постоянно звучала музыка, шли репетиции опер, занятия с учениками – была та жизнь к которой так стремилась Любовь Ивановна. В своем избраннике она не ошиблась – впоследствии он стал знаменитейшим педагогом вокала, доктором искусствоведения, профессором Московской консерватории, наставником несравненного тенора Сергея Яковлевича Лемешева.

Любовь Ивановна Зимина владела домом в 1899–1918 годах и после национализации жила там в небольшой квартире.

В советское время здание также сменило несколько владельцев. С 1923 года здесь находился Верховный суд РСФСР. В конце 1930-х годов – жилой дом для политических эмигрантов. После 1945 года – строительная организация. С 1956 года особняк с богатой биографией стал Центральным шахматным клубом СССР (сейчас Центральный дом шахматистов России).

В ходе реставрации 2015-2016 годов восстановлены исторические интерьеры парадного вестибюля, холла второго этажа, Большого парадного, Чигоринского и Портретного залов, кабинета руководителя. Воссоздано первоначальное колористиче­ское решение интерьеров. Раскрыты первоначальные ниши и дверные проемы, поздние - заложены. Восстановлены элементы декора.

Усадьба стала лауреатом конкурса "Московская реставрация-2016" в номинации "лучший проект реставрации/приспособления".

1 февраля после реставрационных работ открывается усадебный дом Усадьбы «Лопасня-Зачатьевское»

Дорогие друзья! Теперь у вас появилась возможность совершить виртуальную экскурсию по музею, используя свое мобильное устройство.

Приятного вам досуга!

Музей «Усадьба Лопасня-Зачатьевское» - памятник архитектуры и садово-паркового искусства XVIII – XIX веков федерального значения. Экспозиция музея посвящена истории семейных и дружеских связей владельцев усадьбы Васильчиковых с Пушкиными, Ланскими и Гончаровыми. Хотя музей еще очень молод, он уже располагает интересной экспозицией, посвященной хозяевам и гостям усадьбы, их быту, досугу, их вкладу в историю и культуру России.

Музей расположен в одном из прекрасных уголков Подмосковья, в черте города Чехова, на территории старинного усадебного парка, раскинувшегося вдоль правого берега р. Лопасни. Эта земля тесно связана с именами потомков А.С. Пушкина, которые были здесь частыми и желанными гостями на протяжении многих десятилетий. Сохранился усадебный дом середины XVIII века в силе барокко, с ампирным крыльцом 1827 года. К дому примыкает живописный ландшафтный парк со следами регулярной планировки, с 7 каскадными прудами. Окна усадьбы открываются прямо в парк, и листва вековых деревьев приносит в залы прохладу и свежесть. Интерьеры дома, благодаря тщательно выполненным реставрационным работам, восстановлены такими, какими они были во второй половине XIX века, когда здесь жили потомки А.С. Пушкина. Безсомнения, ансамбль усадьбы – одно из красивейших мест Московской области.

В исторический усадебный комплекс входит также церковь Зачатия праведной Анны конца XVII – первой половины XIX веков с расположенным на её территории некрополем потомков А.С. Пушкина. Здесь покоятся старший сын поэта Александр Александрович Пушкин, его супруга Софья Александровна (урожденная Ланская), их сыновья Сергей, Григорий, внучка Софья Павловна Воронцова-Вельяминова. В некрополе также находятся родовые могилы владельцев усадьбы Васильчиковых, которые были связаны родственными узами с Пушкиными, Ланскими и Гончаровыми.

В усадьбе часто бывала старшая дочь поэта М.А. Гартунг; в музее бережно восстановлена её комната, так же, как и кабинет её брата Александра Александровича Пушкина.

В 1917 году в усадьбе наследниками А.С. Пушкина был обнаружен ящик с бумагами поэта – деловая переписка и рукопись незавершенной «Истории Петра». В предреволюционные годы усадьбой владели племянницы Н.Н. Пушкиной-Ланской сестры Гончаровы. В этот период за главным домом усадьбы закрепилось название «Гончаровский дом», а позже усадьбу стали называть «Пушкинское гнездо». Одно из многих родовых гнезд, Лопасня-Зачатьевское, благодаря переплетавшимся под её кровом судьбам нескольких поколений родовитого дворянства, является общезначимым явлением для нашей культуры.

Музей «Усадьба Лопасня-Зачатьевское» входит в Сообщество Пушкинских музеев России и ближнего зарубежья. Он является филиалом Государственного литературно-мемориального музея-заповедника А.П. Чехова "Мелихово" (14 километров по шоссе в направлении Нерастанного).

При музее работает Детский музейный центр историко-краеведческого направления; на антресольном и мансардном этажах формируется образовательный центр с библиотекой и выставочными залами. В музее организуются тематические выставки, балы и творческие вечера, ежегодно отмечаются знаменательные даты: 10 февраля – день памяти А.С. Пушкина, 6 июня – Пушкинский праздник, 8 сентября – Натальин день, последняя суббота сентября – день памяти партизана князя Н.Д. Кудашева, 19 октября – день Царскосельского лицея. Работники музея – увлеченные профессионалы, стремящиеся создать на базе музея не просто настоящий культурный центр, но и воссоздать как бы второй дом для ныне здравствующих потомков А.С. Пушкина, большинство из которых связано корнями с этим «Пушкинским гнездом».

Проезд электропоездами Курского направления до ст. «Чехов», далее городским автобусом до остановки «Сквер имени Чехова»; от ст. метро «Лесопарковая» автобусом № 365 до ост. «Сквер имени Чехова»; автотранспортом от МКАД по федеральной трассе «Крым» до отметки «65-й километр», поворот на Чехов.

  • Сергей Савенков

    какой то “куцый” обзор… как будто спешили куда то