Туристические организации стран снг и ближнего зарубежья. Совет по туризму стран снг. Ближнее Зарубежье: особенности понятия

Исторический факультет

Кафедра музееведения

Факторы и условия развития международного туризма в странах СНГ

Подготовил:

студент 4 курса, 11 групы

Лебедев И.С.

Минск, 2010


1. ФАКТОРЫ И УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ МЕЖДУНАРОДНОГО ТУРИЗМА СТРАНАХ СНГ


1. ФАКТОРЫ И УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ МЕЖДУНАРОДНОГО ТУРИЗМА В СТРАНАХ СНГ

1.1 Изменение социально-экономических и политических условий как фактор развития международного туризма

В первые годы после образования СНГ в условиях общего экономического кризиса спрос на туристские услуги существенно снизился. Существующая сеть туристских учреждений в значительной степени нуждалась в реконструкции, повышении качества обслуживания. В общем объеме предоставляемых услуг населению государств СНГ наметилась тенденция к снижению расходов на туристско-экскурсионные и санаторно-оздоровительные услуги в среднем на 0,3-0,5 %. Сократились межгосударственные поездки граждан СНГ с целью отдыха, стали преобладать шоп-туры. После распада СССР только на территории России более 10 000 объектов социального туризма фактически приостановили свою деятельность. Туризм стал недоступен для основной массы населения стран Содружества. Наибольшее количество поездок граждан СНГ вне стран Содружества было зарегистрировано в 1995 г. – 21,3 млн. человек. С тех пор их количество снизилось почти в 2 раза. Причина этого – ухудшающееся экономическое положение большинства стран. В настоящее время страны СНГ занимают весьма скромное место на мировом рынке туристских услуг, на их долю приходится менее 2 % мирового туристского потока.

Еще в 1990 г. СССР принимал и обслуживал в год около 50 млн. туристов и более 300 млн. экскурсантов. В казнугосударства от этой отрасли ежегодно поступала сумма, эквивалентная 16 млрд. долларов США.

В 1985 г. в СССР на одного туриста, отправляющегося за рубеж, приходилось 15 внутренних туристов. Сегодня картина иная, например, в России на 10 выезжающих приходится 1 внутренний турист. Для Республики Беларусь это соотношение – 1:20. Для сбалансированного же туристского рынка в соответствии с рекомендациями Всемирной туристской организации (ВТО) необходимо следующее оптимальное соотношение: 1 въездной – 1 выездной – 4 внутренних туриста.

Схожие трудности испытывают практически все страны Содружества. В аналитическом докладе Исполнительного Секретариата СНГ «О социально-экономическом положении государств – участников СНГ в 1998 г. и мерах по смягчению финансового кризиса» отмечалось, что туристская индустрия государств Содружества в новых экономических условиях развивается в основном без финансовой поддержки со стороны государств и носит явно выраженный коммерческий характер.

Поступления от международного туризма в СНГ в конце 1990-х гг. составляли лишь около 8 млрд. долларов США, что составляет примерно 4 % от поступлений в мире.

В конце 1990-х гг. прибытие иностранных туристов в государства СНГ составило около 18 млн. человек (в 1993 г. – 5,9 млн.). Больше всего граждан СНГ выезжало в такие страны, как Болгария, Венгрия, Германия, Польша, Румыния, Турция, Финляндия, Чехия и страны бывшей Югославии, Китай и США.

Однако в странах Содружества существует большой разброс данного показателя по странам. Лидером туризма СНГ в последнее время стала Украина. Туризм дает Украине 8,2 % ВНП и 25 % поступлений в бюджет, 20 % экспортной выручки, обеспечивает 1,5 млн. рабочих мест. Однако и в этом государстве более чем достаточно проблем в секторе туризма. Главный центр украинского туризма – Крым – в условиях рынка сохранил пока многие свои традиционные недостатки: невысокую организацию транспорта и питания, перебои с водоснабжением, низкий уровень санитарно-гигиенического состояния курортной зоны.


1.2 Современные тенденции развития МТ в странах СНГ и Балтии

Одним из перспективных направлений развития международного туризма для стран Содружества является более широкое задействование объектов всемирного наследия (культурного, природного и культурно-природного), т к. 3,4 % объектов, расположенных в странах СНГ, включены в число объектов всемирного достояния.

В то же время анализ развития туризма в большинстве стран СНГ свидетельствует, что на рынке предлагается туристский продукт старого (советского) образца без учета национального колорита, а это, естественно, приводит к заметному снижению потока въезжающих туристов, неразвитости инфраструктуры. Состояние материальной базы туризма в странах Содружества оставляет желать лучшего, она существенно отстает от международных стандартов и требований и, следовательно, от качества обслуживания. Развитие туризма в государствах Содружества в условиях реформирования экономики выявило ряд общих негативных тенденций: вывоз валютных средств из государств СНГ, свертывание национальных туристских программ, слабое развитие внутреннего туризма, отсутствие координирующей работы по целенаправленной поддержке и продвижению национального продукта со стороны государства на туристских рынках, крайне низкое инвестирование этой сферы экономики и др.

Следует отметить, что такая ситуация в области туризма не устраивает государства Содружества. Усилия по развитию туристских связей направлены на поиск новых подходов к межгосударственной интеграции в туристской сфере. Основой этого процесса явилось определение задач по формированию единого туристского пространства с учетом исторически сложившейся профессионально-квалификационной структуры, маршрутной политики и общей методологии. Для решения этих проблем, устранения необоснованной конкуренции и координации деятельности в рамках Содружества Решением Совета глав, правительств СНГ 9 сентября 1994 г. был образован Совет по туризму государств – участников Содружества. За прошедшее время проведено 14 заседаний Совета, на которых рассмотрен широкий круг вопросов, касающихся взаимодействия и решения возникающих проблем.

Советом разработаны и рекомендованы органам управления туризмом государств – участников Соглашения основные принципы сотрудничества, обеспечения единства методологии и сближения систем статистической отчетности в сфере туризма, утверждены рекомендации по проблемам подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров для нужд туризма, сближения законодательно-правовой базы. Осуществляются мероприятия по разработке и внедрению межгосударственных стандартов и систем сертификации в области туризма государств – участников Соглашения Совет по туризму концентрирует усилия на решении ряда следующих проблем, от которых зависит развитие туризма государств Содружества:

· восстановление управляемости туристским сектором экономики государств СНГ, разработка и внедрение адаптированной к международным стандартам нормативно-правовой базы, обеспечивающей безопасность и качество обслуживания в туризме;

· формирование здоровой конкурентной среды на рынке туристских услуг, преодоление его раздробленности, привлечение иностранного капитала, формирование государственного сектора туризма, опирающегося на инфраструктуру находящуюся в государственной собственности;

· реформирование туризма в целях обеспечения его выхода на международные рынки, создание конкурентоспособного туристского продукта, привлечение иностранных туристов, ускоренное развитие сферы услуг и упрощение связанных с пограничными и таможенными процедурами;

· активизация сотрудничества со Всемирной туристской организацией.

С 1992 г. членство в ВТО стала осуществлять Российская Федерация как правопреемник бывшего СССР. В 1993 г на десятой Генеральной ассамблее ВТО (о. Бали, Индонезия) в Действительные члены организации были единогласно приняты Казахстан, Кыргызстан, Молдова, Туркменистан и Узбекистан, в 1997 г. – Армения и Украина. Интерес к вступлению в ВТО также проявляют Беларусь и Таджикистан В качестве присоединившихся членов в ВТО (в составе Делового совета) также входит ряд крупных туристских компаний и учебных заведений России (в частности, Российская ассоциация туристических агентств (РАТА), ВАО «Интурист», «Интурист-Холдинг Компания», ЦСТЭ-Интур, Сочинский государственный университет туризма и курортного дела и т. д.), туроператорские компании из Казахстана (Национальная компания «Шелковый путь – Казахстан», «Жибек Жолы», «Яссауи» и «Экосистема») и организации Украины (Киевский институт туризма, экономики и права, гостиничный комплекс «Днипро»). Узбекистан и Украина избраны в состав Исполнительного совета ВТО, что отражает их возросшее политическое влияние в мировом туристском сообществе. Свою кандидатуру на вступление в Исполнительный совет на период 2001-2005 гг. выдвинула Российская Федерация.

В Постоянной комиссии по социальным и гуманитарным вопросам Межпарламентской Ассамблеи СНГ принят модельный Закон «О социальном туризме» и направлен в парламенты государств-участников для использования в национальных законодательствах.

Активно функционирует Объединенный университет туризма государств-участников СНГ, созданный в мае 1998 г. как международный союз общественных объединений (зарегистрирован Министерством юстиции России 24.04.1998 г.), в который вошли учебные заведения и предприятия сферы туризма. Цель его создания – через координацию подготовки специалистов высшей квалификации из стран СНГ способствовать возрождению единого туристского пространства государств Содружества. Объединенный университет туризма СНГ создан на базе Российской международной академии туризма – головного по этому профилю высшего учебного заведения в России.

В настоящее время в состав объединенного университета туризма СНГ вошли Белорусское республиканское объединение «Беларусьтурист», Белорусский фонд развития и поддержки науки и высшей школы, ряд высших учебных заведений России, Беларуси, Армении, Казахстана, Украины, Учебно-консультационный центр «Зила-Булта» г. Риги (Латвия).

Однако проводимая в рамках СНГ работа по развитию туризма требует не только усиления координирующей роли Совета по туризму, но, в первую очередь, практической помощи туристскому сектору со стороны правительств стран – участников Содружества. Прошедший период развития СНГ свидетельствует, что одного лишь провозглашения приоритетности туристской отрасли без конкретной помощи со стороны государства явно недостаточно. Если же страны СНГ в ближайшие 3-4 года не сумеют разрешить вышеобозначенные проблемы, то стагнационный период в туризме затянется на много лет.

1.3 Международное сотрудничество в сфере туризма. Вклад ВТО в развитие международного туризма

В настоящее время международный туризм оказывает значительное влияние не только на национальные экономики принимающих и генерирующих стран, но и на развитие мирового хозяйства в целом, а также на межгосударственные отношения. Вследствие этого возникает необходимость управления международным туристским обменом, как в рамках отдельных государств, так и на международном уровне. Для международного управления туристской деятельностью и ее регулирования на межгосударственном уровне создаются международные туристские организации различного профиля. В настоящее время их существует более 200. Это ассоциации, группы ассоциаций, союзы, федерации, комитеты, бюро, комиссии, советы и т.д.

Международные туристские организации подразделяют на следующие основные группы: мировые общего характера; мировые отраслевого характера; региональные общего характера; региональные отраслевого характера; специализированные; особые.

Главная мировая туристская организация общего характера – Всемирная туристская организация (ВТО). В 2003 г. в нее входили 141 страна, 7 территорий – постоянных и ассоциированных членов, а также свыше 350 присоединившихся членов, среди которых: национальные правительственные организации, туристские ассоциации, частные компании (в том числе авиакомпании, туроператоры, гостиничные и ресторанные ассоциации), учебные заведения туристского профиля. Штаб-квартира ВТО находится в Мадриде (Испания).

Высшим органом управления ВТО является Генеральная ассамблея, созываемая раз в два года. В состав руководящих органов входит Исполнительный совет, Генеральный секретариат, Комитет присоединившихся членов. Генеральная ассамблея учреждает шесть региональных комиссий: для Африки; Северной и Южной Америки, Восточной Азии и Тихоокеанского региона; Европы; Ближнего Востока и Южной Азии. Перед комиссиями поставлена задача реализации рекомендаций Ассамблеи в рамках соответствующих регионов. Комиссии проводят свои заседания не реже одного раза в год и состоят из всех действительных и ассоциированных членов из соответствующего региона.

Двадцать второго декабря 2003 г. Генеральная Ассамблея Организации Объединенных Наций приняла на своей 50-й сессии резолюцию, ознаменовавшую преобразование Всемирной туристской организации в полноправное специализированное учреждение ООН. Этот статус дает ВТО право участвовать в качестве полноправного члена в работе Административного комитета по координации (АКК), который разрабатывает стратегии в масштабах всей системы в ответ на общие межправительственные директивы в области экономического сотрудничества и развития. ВТО также будет приглашаться участвовать в работе Генеральной Ассамблеи, Экономического и Социального Совета (ЭКОСОС) и Совета Безопасности ООН. Имея право вносить предложения, ВТО получает возможность подчеркнуть роль туризма в социально-экономическом развитии и в достижении целей, сформулированных в Декларации тысячелетия.

Всемирная туристская организация стремится, развивая туризм, стимулировать экономическое развитие, создавать рабочие места, поощрять меры по защите окружающей среды и памятников культурного наследия, а также способствовать установлению мира, повышению благосостояния и уважению гражданских прав.

Первоочередные задачи ВТО в настоящее время следующие:

Сотрудничество во имя развития, т.е. расширение и углубление сотрудничества в области туризма в целях развития стран и регионов мира;

Развитие гуманитарных ресурсов, т.е. совершенствование качества образования и профессиональной подготовки туристских кадров;

Планирование, разработка и реализация мер по защите и рациональному использованию окружающей среды,

Повышение качества туристского обслуживания и безопасности туристских услуг;

Изучение туристского рынка, сбор, анализ и систематизация статистических данных; прогнозирование развития туризма в мире;

Обеспечение связей между странами и регионами, участвующими в туристском развитии; разработка и распространение туристской документации.

ВТО решает поставленные задачи, сотрудничая с другими международными организациями (в частности, с ЮНЕСКО, Всемирной организацией здравоохранения, Международной организацией гражданской авиации, правительственными учреждениями стран – членов ВТО, национальными туристскими организациями); устанавливая новые контакты с правительственными, туристскими и другими заинтересованными организациями разных стран; участвуя в международных, региональных и национальных конференциях, семинарах и проектах.

Уникальная позиция ВТО позволяет ей выполнять специальные проекты по продвижению туризма. Примеры таких проектов – «Шелковый путь» и «Путь невольников», реализуемые совместно с ЮНЕСКО.

Проект «Шелковый путь». Этот проект, начало которому было положено в 1994 г., направлен на возрождение в рамках туризма древнего торгового караванного маршрута, пересекавшего Азию от Восточного Китая до Средиземного моря. 22 страны объединили свои усилия для осуществления этого проекта: Япония, Республика Корея, Корейская Народно-Демократическая Республика, Китай, Казахстан, Кыргызстан, Монголия, Российская Федерация, Сирия, Пакистан, Узбекистан, Таджикистан, Туркменистан, Иран, Италия, Израиль, Армения, Азербайджан, Турция, Грузия, Греция и Египет. Совместно они организовывали ознакомительные поездки, издали специальную брошюру, сняли видеофильм, провели ряд мероприятий на крупнейших туристских ярмарках.

Проект «Путь невольников». Проект начат в 1995г. в рамках объявленного ООН Международного года толерантности. Его цель – стимулирование развития культурного туризма в западноафриканских странах, а непосредственные задачи – реставрация памятников, обогащение исторических музеев и организация на направляющих рынках совместных рекламных кампаний, которые позволяют посетителям ознакомиться с историей этих стран и пробуждают интерес к их посещению. В будущем предполагается расширение проекта и включение в него других стран Южной и Восточной Африки, а также Карибского региона.

ВТО стремится всячески способствовать сотрудничеству в области туризма, в рамках Совета по туризму СНГ, т. к. убеждена, что страны со схожими проблемами и задачами в области развития туризма могут лучше решать их совместными усилиями. По этой причине ВТО принимала участие в заседаниях Совета по туризму стран – участниц СНГ, которые проходили в 1996-1999 гг. в Ташкенте, Москве, Ашхабаде, Тбилиси и Киеве. На прошедших заседаниях представители ВТО поддержали деятельность Совета и заявили о необходимости усиления его координирующей роли. Учитывая активную и динамичную роль Совета в координации туристской политики стран СНГ, в Киевском (2000 г.) и Бишкекском (2001 г.) заседаниях Совета принял участие Генеральный секретарь ВТО Франческо Франжиалли.

ВТО оказала методическую помощь при разработке туристского законодательства ряда стран СНГ. Секретариат и эксперты ВТО регулярно консультируют национальные туристские администрации этих государств по широкому диапазону вопросов развития туризма.

Из ведущих мировых организаций общего характера следует отметить также Всемирный совет по путешествиям и туризму (ВТТС) и Международную ассоциацию мирового туризма (МТ). В области туристского бизнеса и предпринимательства действуют такие организации, как Всемирная федерация туристских агентств (ВАТА), Всемирная федерация ассоциаций туристских агентств (УФТАА) и др.

К мировым туристским организациям отраслевого характера относятся: Международная ассоциация воздушного транспорта (ИАТА), Международная ассоциация морских пассажирских перевозчиков (ИПСА), Международная гостиничная ассоциация (МГА), Международный союз национальных ассоциаций гостиниц, ресторанов и кафе (Хо-ре-Ка), Международная ассоциация конгрессных центров (АИПК).

Наиболее известные региональные туристские организации общего характера – Туристская ассоциация стран Азии и Тихого океана (ПАТА), Ассоциация туристской индустрии Америки (ТИАА), Карибская ассоциация по туризму (КТА), Арабский туристский союз (ЮАТ), Панафриканская туристская организация (ПАТО), Ассоциация по развитию и координации европейских туристских обменов (АДСЕТЕ), а из региональных туристских организаций отраслевого характера – Азиатско-Австралазийская гостиничная и ресторанная ассоциация (ААХРА), Ассоциация азиатских авиакомпаний (ОАА), Межамериканская гостиничная ассоциация (ИАХА), Арабский гостиничный союз (ЮАХ), Ассоциация африканских авиакомпаний (АФРАА), Ассоциация европейских авиакомпаний (АЕА), Европейская федерация мотелей (ЕМФ), Конфедерация национальных ассоциаций гостиниц, ресторанов, кафе и подобных учреждений в Европейском союзе и Европейской экономической зоне (ХОТРЕК).

В группу специализированных международных туристских организаций входят организации по различным видам туризма: социальному, молодежному, деловому, конгрессному и пр. К их числу относятся, в частности, Международное бюро по социальному туризму (БИТС), Международная федерация социального туризма (ФИТС), Международное бюро по молодежному туризму и обменам (БИТЕЖ), Федерация международных молодежных туристских организаций (ФИЮТО), Международная ассоциация по туризму с деловыми целями (ИБТА), Международная ассоциация конгрессных и гостевых бюро (ИАКВБ), Ассоциация по организации специализированных конференций (ПКМА).

К группе особых организаций туристской сферы разного профиля, выполняющих специфические функции, относятся: отвечающие за сотрудничество в области туристской информации; регулирующие профессиональное туристское образование; управляющие научными исследованиями в туристской сфере; содействующие развитию международного туризма. Данная группа включает, в частности, Международную федерацию журналистов и писателей, освещающих вопросы туризма (ФИЖЕТ), Международную ассоциацию по документации и информации в области культуры и туризма (АДИКТ), Всемирную ассоциацию по профессиональному обучению в области туризма (АМФОРТ), Ассоциацию по исследованиям в области туризма и путешествий (ТТРА), Международный клуб гидов (ИГК) и Международный союз охраны природы и ресурсов (ИЮКН).


СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

1. География международного туризма. Страны СНГ и Балтии. – Мн.: Аверсэв, 2004. – 252 с.

2. Горбылева З.М. Экономика туризма. – Мн.: БГЭУ, 2004. – 478 с.

3. Развитие туризма в условиях современных интеграционных процессов // Тезисы докладов и сообщений Международной научно-практической конференции. – М., 1997.

4. Савина Н.В., Горбылева З.М. Экскурсоведение. Ч.1. – Мн., 2000

5. Пирожник И.И. Основы географии туризма и экскурсионного обслуживания. – Мн., 1985.

В последнее время среди курортных мест, которые посещаются иностранными туристами, все чаще фигурируют страны СНГ. Сам туризм ныне стал одной из развивающихся динамично отраслей экономики многих стран. Некоторые государства используют туризм в качестве основного дохода. Развивая туристическую область, они привлекают все большее количество посетителей. Следует заметить, что большое число путешественников приезжает в страны СНГ из самих же участниц содружества. Причина тому - безвизовый въезд, который существенно облегчает поездку и близкое расстояние.

Курорты СНГ
Курорты СНГ развиваются быстрыми темпами. В первую очередь это объясняется тем, что они предоставляют такие же комфортные условия, как и европейские туристические страны, но за гораздо более низкую цену. Среди стран СНГ, которые специализируются на туристической отрасли можно отметить курорты России, Беларуси, Казахстана, Абхазии, Киргизии и др. В зависимости от климата имеется специализация курортов. Например, любители отдыха на море предпочтительнее выберут южные страны. Но и те, кто выбирают горный туризм, могут направиться, например, в Абхазию. Рассмотрим наиболее популярные курортные места вышеперечисленных стран.

Самая крупная страна СНГ – Россия , обладает большим количеством туристических мест. Иностранцев привлекает не только красивая природа, но и исторические места. На территории южной части России имеются морские курорты с мировым именем, такие как Сочи, Анапа, Геленджик, Адлер, Туапсе. Самым привлекательным же из них для иностранцев является Сочи . Как известно, он славится своей богатой природой, уникальными растениями. Но это не единственное преимущество. Также в Сочи многие туристы едут в медицинских целях, поскольку там находится ряд минеральных источников. В окрестностях можно найти и так называемые «грязевые» источники, которые обладают лечебными свойствами. Туристов из ближних и дальних стран привлекают и бальнеологические курорты, которые имеются в Алагире, Аршане, Ессентуках, Кисловодске, Пятигорске. С целью улучшения состояния здоровья каждый год эти курорты посещают тысячи людей. Горнолыжный спорт активно развивается в Донбассе. На известную Красную Поляну мечтают попасть все любители зимних видов спорта.

Курорты, которые уже получили широкую известность за рубежом – Украинские . Многие иностранцы выбирают Украину, поскольку она географически расположена между двумя морями Азовским и Черным , имеет умеренный и субтропический климат (южный берег Крыма), очень благоприятный для отдыха.


– самая популярная туристическая область страны. Туристов – иностранцев привлекает прежде всего то, что в этих курортах совмещаются уровень европейского сервиса и приемлемая цена путевки. Но конечно, Украина известна не только своими бархатными пляжами, но и красивыми горными пейзажами. Также, красоту добавляют реки Дунай и Днепр, которые сопровождаются живописной природой.

В республиках Южного Кавказа также имеются красивые курортные места, которые посещаются иностранцами. Все они динамично развиваются. Сочетание приемлемой цены и хорошего обслуживания – вот что характерно для них. Южная страна – Азербайджан также славится своей живописной природой, многочисленными историческими памятниками и целебными источниками.

Беларусь будет интересна для любителей нетронутой природы. В ней сохранились вековые леса, в которых можно найти исчезающие виды фауны. Большой популярностью пользуются и белорусские минеральные источники. Должного внимания заслуживает и туристическая инфраструктура. Почти все места отдыха оснащены современными комфортабельными базами и находятся вблизи минеральных источников. Страна богата и историческими памятниками, красивыми архитектурными строениями. В стране много старинных действующих монастырей, которые представляют собой уникальные исторические памятники. Дополнительным пунктом в плане маршрута при отдыхе является предоставление возможности осуществления прогулки на быстроходном катере по Бугу, Днепру, Двине, Неману. Другой момент, заслуживающий внимания – это фитотерапия, которая активно применяется в местных санаториях.

Заслуживают внимания и курорты Казахстана . Наиболее известные из них Город Каркаралинск и, конечно же, столица Астана. В Узбекистане – туристов со всего мира привлекает знаменитое Аральское море. Имеются и горнолыжные базы Чимган и Бельдерсай. Среди природных здравниц Таджикистана известные туристические места курорт Ходжа-Обигарм, Обигарм, горноклиматический курорт Шаамбары.

Следует сказать, что в статье перечислен лишь ряд туристических областей. Страны СНГ активно развиваются и число курортных баз, заслуживающих внимания, постоянно увеличивается.

Правительства государств-участников настоящего Соглашения, именуемые в дальнейшем Сторонами, руководствуясь Манильской декларацией о мировом туризме (1980 года) и Гаагской декларацией о туризме (1989 года), другими международными договорами и актами, выражая стремление к созданию благоприятных условий для развития международных туристских связей как фактора сохранения и углубления дружественных отношений, исходя из неотъемлемых прав граждан на удовлетворение духовных потребностей, приобщение к культурно-историческим ценностям, руководствуясь стремлением к развитию и укреплению
экономических отношений, основанных на принципах взаимной выгоды, подтверждая желание государств расширять и совершенствовать отношения в области международного туризма, основанные на принципах равноправия, желая развивать эти отношения путем широкого сотрудничества между правительственными органами по туризму, национальными,
региональными и другими туристскими организациями, считая, что сотрудничество в области туризма призвано способствовать укреплению взаимопонимания между народами, гражданского согласия, утверждению общечеловеческих ценностей, согласились о нижеследующем:

Статья 1

Стороны будут всемерно содействовать развитию равноправного и взаимовыгодного сотрудничества в области туризма по линии правительственных организаций, национальных и региональных туристских ассоциаций, обществ, фирм и предприятий, активно поддерживать их инициативы, направленные на эффективное освоение туристских ресурсов.

Статья 2

Стороны будут способствовать формированию общего туристского пространства, сближению нормативно-правовых документов по туризму, внедрению единой международной системы классификации средств размещения и туристских услуг, единой информационной сети.
Стороны будут создавать условия для активного использования в целях туризма природного и культурного наследия народов своих государств.

Статья 3

Стороны примут согласованные меры по восстановлению традиционных и открытию новых туристских маршрутов, расширению разнообразия видов группового и индивидуального туризма, в том числе самодеятельного, детского и других видов социального туризма.

Статья 4

Стороны, в соответствии с законодательством своих государств, будут стремиться к упрощению пограничных, таможенных и иных формальностей, связанных с туристским обменом между ними,
обеспечению социальной защищенности и личной безопасности туристов в стране пребывания.

Статья 5

Стороны будут осуществлять регулярные контакты государственных органов по управлению туризмом для разработки и реализации общей стратегии развития туризма и его приоритетных направлений в интересах туристских организаций и предприятий своих государств.

Статья 6

Стороны будут разрабатывать и реализовывать обеспечивающие комплексное развитие индустрии туризма межгосударственные программы и отдельные проекты по освоению представляющих взаимный интерес туристских регионов.

Стороны будут оказывать содействие друг другу в: подготовке профессиональных кадров для сферы туризма; обмене опытом работы между сотрудниками государственных органов
по туризму, туристских и транспортных предприятий и организаций, гостиниц, ресторанов, других производителей туристских услуг, независимо от форм собственности проведении совместных научных исследований, семинаров и симпозиумов по различным проблемам туризма, систематическом обмене научными и учебными материалами.

Статья 8

Стороны будут обеспечивать обмен статистической и другой информацией в области туризма, в том числе: о законодательных и иных нормативных актах, регулирующих туристский обмен и деятельность в индустрии туризма в своих государствах, связанных с защитой и сохранением природного и культурного наследия;

о состоянии туристского рынка;
справочно-информационными, методическими и рекламными
материалами.

Стороны будут оказывать взаимную помощь в вопросах международного сотрудничества и членства во Всемирной туристской организации и других международных организациях по туризму.

Взаиморасчеты между туристскими организациями будут производиться на основе двусторонних и многосторонних соглашений.

Стороны будут регулярно информировать друг друга по вопросам, связанным с выполнением настоящего Соглашения и вносить в него дополнения и изменения по согласованию с каждой из подписавших Сторон. В случае возникновения вопросов при толковании и выполнении
настоящего Соглашения решения будут приниматься на основе переговоров между соответствующими органами каждой из Сторон. Стороны могут, при необходимости, создавать комиссии и рабочие группы из равного числа представителей Сторон для практической
координации вопросов сотрудничества.

Настоящее Соглашение вступает в силу со дня его подписания.

Настоящее Соглашение открыто для присоединения к нему других государств, разделяющих его цели и принципы. Для присоединяющегося государства Соглашение вступает в силу со
дня сдачи документа о присоединении Правительству Республики Беларусь, являющемуся депозитарием настоящего Соглашения. Каждая из Сторон может денонсировать настоящее Соглашение. Денонсация вступает в силу через 6 месяцев после подачи письменного
уведомления депозитария о денонсации. Совершено в Ашгабате 23 декабря 1993 года в одном подлинном экземпляре на русском языке. Подлинный экземпляр хранится в Архиве
Правительства Республики Беларусь, которое направит государствам,
подписавшим настоящее Соглашение, его заверенную копию.

Международные конвенции по туризму, регулирующие вопросы гостиничного сервиса, перевозки пассажиров воздушным, автомобильным и морским транспортом.

Исторически сложилось так, что упрощением организации тур­поездок и упорядочением туристских формальностей занимают­ся на двусторонней основе соседние, сопредельные государства. На начальном этапе развития международных туристских обме­нов, когда объемы не превышали десятки тысяч туристов, этого было вполне достаточно. Затем туристские потоки стали резко возрастать. В 1838 г. была открыта первая регулярная пароход­ная линия между Нью-Йорком и Лондоном. В 1878 г. Всемирную выставку в Париже посетили 75 тыс. жителей Англии и более 10 тыс. американцев. К концу XIX века туризм из привилегии "высшего общества" стал превращаться в широко распространен­ное явление, в котором участвовали сотни тысяч жителей разных стран.

По мере роста объемов туризма и расширения его географии, а также развития средств транспорта и включения в маршруты нескольких стран одновременно, к делу упрощения туристских поездок подключились международные организации. Исходя из резко возрастающих потоков туристов, был созван целый ряд международных конференций и совещаний по туризму:

1921 г. В Барселоне Лига Наций приняла Конвенцию и Ста­тус о свободе транзита по железным дорогам.
- 1925 г. В Гааге был созван Международный конгресс ассо­циаций транспортного обслуживания.
- 1925 г. В Гааге состоялся первый конгресс Международно­го Союза официальных организаций по пропаганде туризма.
- 1929 г. В Лондоне принята Международная конвенция об охране человеческой жизни на море (дополнения и уточнения в нее вносились на протяжении многих лет).
- 1929 г. В Варшаве принята Конвенция об унификации неко­торых правил, касающихся воздушных международных перево­зок. О важности Варшавской конвенции говорит тот факт, что ссылки на ее название до сих пор приводятся на бланке каждого авиационного билета.
- 1934 г. В Гааге проведено совещание и принято решение по возрождению Международного союза организаций по пропаган­де туризма.
- 1944 г. Состоялась Чикагская конференция Международной организации гражданской авиации (ИКАО), на которой были внесены предложения по унификации вида и содержания загра­ничных паспортов, чтобы облегчить процедуру регистрации пас­сажирам международных авиарейсов.
- 1946 г. В Лондоне проведена конференция национальных туристских организаций, на которой были рассмотрены вопросы возрождения туризма после второй мировой войны. Одновремен­но вопросы развития туризма были включены в повестку дня ра­боты подразделений ООН. Необходимо отметить, что с 1946 по 1975 г., т.е. до начала дея­тельности ВТО всю работу по развитию туризма в системе ООН выполнял Экономический и Социальный Совет ООН;
- 1954 г. В Нью-Йорке проведена конференция ООН, приняв­шая Конвенцию о таможенных льготах для туристов (наша стра­на присоединилась к Конвенции в 1959 г.);
- 1963 г. Была организована конференция ООН в Риме по международному туризму и путешествиям, в ходе работы кото­рой были конкретно обсуждены проблемы "упрощения установ­ленных правительством формальностей в отношении международ­ного туризма".
- 1967 г. Генеральная Ассамблея ООН провозгласила 1967 г. годом международного туризма.
- 1967 г. В Брюсселе принята Конвенция об унификации не­которых правил по перевозке морем пассажиров и багажа.
- 1968 г. В Берне проведен Международный семинар ООН по вопросам развития туризма.
- 1969 г. В Софии состоялась Международная конференция ООН, на которой была принята резолюция об образовании меж­правительственной организации по туризму, ставшая впослед­ствии ВТО.
- 1973 г. В Киото состоялась Конференция по упрощению и согласованию таможенных процедур.
- 27 сентября 1980 г. в Маниле открылась Всемирная конфе­ренция по туризму (с тех пор этот день отмечается как Всемир­ный день туризма).
- 1982 г. Состоялось Всемирное совещание по туризму в Ака­пулько.
- 1989 г. Состоялась Межпарламентская конференция по ту­ризму в Гааге.
- 1999 г. Принят Глобальный этический кодекс туризма.

Несколько подробнее следует остановиться на международ­ных туристских конференциях последних лет, на которых рассмат­ривались вопросы упрощения туристских формальностей.

ГААГСКАЯ ДЕКЛАРАЦИЯ ПО ТУРИЗМУ

Межпарламентская конференция по туризму, проходившая в Гааге 10-14 апреля 1989 г., приняла Гаагскую декларацию, в кото­рой определено место туризма в социально-экономической жиз­ни всех стран и народов. В ней, в частности, сказано, что "упро­щение туристских формальностей и облегчение поездок и путе­шествий - это скоординированная политика и действия государств по развитию и поощрению как индивидуальных, так и коллек­тивных туристских поездок. Упрощение туробмена и связанных с ним регламентирующих формальностей - это подготовка соот­ветствующих договоров и соглашений, решение проблем защиты туристов, туристского страхования, улучшения взаимодействия между туристами, средствами размещения и административными государственными службами стран".

Межпарламентская конференция по туризму обратила особое внимание на наличие взаимосвязи между туризмом и окружаю­щей средой и одновременно призвала определить уровень про­пускной способности мест, посещаемых туристами, и обеспечить его соблюдение даже в том случае, если это будет означать огра­ничение доступа к подобным местам в определенные периоды времени или сезон.

Также был сделан вывод о том, что одновременно с быстрым ростом объемов путешествий и туризма в последние годы уточ­няется и расширяется понятие "упрощение туристских формаль­ностей".

В Гаагской декларации, в частности, записано: "Принято раз­личать две основные группы препятствий на пути развития ту­ризма: те, которые затрагивают туристов, и те, которые затраги­вают туристский бизнес. Процесс ликвидации препятствий на пути развития туризма называется упрощением туристских формаль­ностей, которое переросло свои узкие первоначальные рамки по­граничных формальностей и таможенных процедур. Речь должна идти прежде всего о позитивном стимулировании и поощрении туризма, в частности, путем принятия мер, позволяющих каждо­му человеку участвовать во внутреннем и международном туриз­ме, особенно благодаря более совершенному распределению ра­бочего и свободного времени, установлении системы распределе­ния в течение года периодов отпусков, а также уделяя особое внимание туризму молодежи, пожилых людей и инвалидов. В пос­ледние годы на упрощение туристских формальностей серьезное воздействие оказывают распространение наркотиков и рост пре­ступности и терроризма. Хотя государства вынуждены занимать­ся обостряющейся проблемой иммиграционных потоков, необхо­димо признать, что ограничивающее иммиграционное законода­тельство или дискриминационные меры противоречат упрощению международного туризма".

ЭСТЕРСУНДСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ ПО БЕЗОПАСНОСТИ ТУРИЗМА И УМЕНЬШЕНИЮ РИСКОВ ПРИ ПУТЕШЕСТВИЯХ

9-11 июня 1995 г. в шведском городе Эстерсунде под эгидой ВТО проведена 1-я Международная конференция по безопасности туризма и уменьшению рисков при путешествиях. В конференции приняли участие представители национальных туристских адми­нистраций России, США, Великобритании, Франции, ФРГ, Кана­ды, Израиля, Испании, Австрии и еще 20 государств, а также тури­стских ассоциаций, исследовательских и учебных заведений сферы туризма и крупных турфирм. Помимо того, официально участво­вали представители Интерпола, Европейского туристского иссле­довательского центра, туристской и авиационной полиции Арген-

тины, службы безопасности туризма Канады, министерств внутрен­них дел ряда стран. На конференции четко прослеживалась мысль том, что в данной сфере основа успеха заключается именно в по­стоянном взаимодействии туристского сектора, гостиниц и турфирм с соответствующими службами и структурами государства.

Основной целью конференции было рассмотрение вопросов бе­зопасности туризма и уменьшения рисков при путешествиях, выра­ботка взаимоприемлемых и согласованных вариантов решения про­блем данной сферы. Также были обсуждены вопросы своевременно­го и постоянного обмена информацией между странами, национальными туристскими администрациями и другими учреж­дениями сферы туризма, взаимопомощи и координации, ответствен­ности правительств и государств в устранении проблем на пути раз­вития международного туризма, показана роль средств массовой информации в развитии туризма и повышении его безопасности.

В ходе конференции было отмечено, что безопасность туризма и уменьшение рисков при путешествиях касается широкого спект­ра вопросов, включая: проблемы несчастных случаев, болезней, эпидемий, в том числе распространение ВИЧ-инфекции; терроризм, военные осложнения и перевороты; пиратство; криминогенные си­туации и преступность; распространение наркотиков; радиоактив­ное и иное заражение местности; проституцию; вандализм и любые формы насилия; комплексное рассмотрение всевозможных рисков, относящихся к прибывшим туристам, местным жителям, турфир­мам и индустрии туризма в целом. Одновременно подчеркнуто, что главная роль в обеспечении безопасности туризма и уменьшении рисков при путешествиях отводится прежде всего государственным органам и национальным туристским администрациям, которые в свою очередь должны обеспечить соответствующий уровень взаи­модействия и координацию работы со всеми участниками, подпи­савшими Эстерсундскую декларацию по безопасности туризма и уменьшению рисков при путешествиях.

КАДИССКИЙ МЕЖПАРЛАМЕНТСКИЙ ФОРУМ ПО ТУРИЗМУ

Под эгидой ВТО в марте 1995 г. в Кадисе (Испания) состоялся международный форум, в котором участвовало 300 парламента­риев из 52 стран мира. Цель проведения форума - привлечь вни­мание парламентов, правительств и местных органов власти к

основным проблемам туризма. Говоря об ожидаемом туристском буме и увеличении вдвое туристского потока на предстоящие двад­цать лет, форум подчеркнул, что функционирование туристских центров и регионов будет зависеть от конкретных усилий, кото­рые будут предприняты государствами, парламентами, местны­ми властями и частным сектором для развития потенциала при­емка туристов. Форум отметил важную роль государственных структур, принимающих решения и создающих частным турфир­мам благоприятные условия и обстановку, способствующие их развитию. Государственные власти призваны также обеспечивать свободу и безопасность туристских поездок и пребываний, уста­навливая такие пограничные, таможенные, медицинские, полицей­ские и иные регламентирующие формальности, которые не меша­ют развитию международного туризма.

Форум констатировал: "Государство должно отвечать за сле­дующие сферы, имеющие большое значение для туризма, упоря­дочения туристских формальностей и повышения безопасности путешествий:

Развитие туристской инфраструктуры, особенно транспор­та и коммуникаций;
- создание условий для обучения руководящих кадров и ра­ботников туристских предприятий;
- обеспечение соблюдения экологических норм на туристских объектах;
- защиту прав местных и иностранных туристов-потребителей;
- обеспечение льготного налогового и административного режима для туристских фирм;
- внедрение экономических и статистических механизмов, которые позволят вести корректное наблюдение и объективный контроль за состоянием и развитием сферы туризма;
- продвижение туризма на международных рынках, выделе­ние из бюджета необходимых средств на рекламно-информаци­онную работу в целях создания образа своей страны, как благо­приятной для туризма".

Многие из этих задач, как было сказано, весьма эффективно выполняются национальными туристскими администрациями большинства стран в соответствии с принятым туристским зако­нодательством. Однако роль и ресурсы, которые отводятся этим государственным ведомствам, недостаточны. В этой связи Кадис-ский форум призвал парламенты и правительства государств при-

дать национальным туристским администрациям полномочия и права, соизмеримые с их обязанностями и с экономическим значе­нием туристского сектора, повысить внимание к многогранному характеру туризма во всех его аспектах экономическом, социаль­ном и культурном.

Многосекторный характер туризма и его уязвимость перед лицом внешних факторов (безопасность туристов, ущерб окружа­ющей среде, резкие колебания валютных курсов) требуют прове­дения согласованной, обязательно межведомственной, государ­ственной политики. Это вызывает необходимость разработки ме­ханизмов координации деятельности министерств и ведомств, связанных с Национальной туристской администрацией".

Форум отдельно указал на тот факт, что повышенное внима­ние к развитию туризма, помимо правительств, должны уделять и национальные парламенты. С удовлетворением отмечена рас­тущая тенденция к созданию специализированных групп и комис­сий по туризму в ряде национальных парламентов и в Европейс­ком парламенте. Было высказано пожелание, чтобы парламенты, региональные и местные органы власти в большей степени брали бы на себя задачу обсуждения общей стратегии развития туризма и контроль за ее исполнением, а также разрабатывали законопро­екты, благоприятствующие такому развитию.

МАДРИДСКИЙ СЕМИНАР ВТО ПО ВОПРОСАМ ПОДГОТОВКИ КАДРОВ ДЛЯ СФЕРЫ ТУРИЗМА

В январе 2000 г. в Мадриде во время международной туристс­кой выставки ВТО провела семинар по проблемам подготовки кадров в сфере туризма. Открывая семинар, Генеральный секре­тарь ВТО указал, что "туризм в XXI веке потребует большей эф­фективности работы и заведомо большего профессионализма, а этого можно достичь только существенным повышением качества образования в туризме. Необходимо качественное улучшение под­готовки и образования каждого туристского работника, начиная с посыльного в гостинице и продавца авиабилетов и кончая выс­шими должностными лицами в Национальной туристской адми­нистрации страны".

Семинар развил итоги проведенной ВТО в 1996 г. в Мадриде международной конференции на тему "Кадровый капитал в туристской индустрии XXI века" и подтвердил сделанные ранее выводы и рекомендации:

Всем заинтересованным организациям следует уделять при­оритетное внимание развитию кадровых ресурсов;
- необходимо признать, что образование и подготовка кад­ров являются фундаментом развития туристских профессий;
- нужно вести работу по обоснованию новых парадигм обра­зования и подготовки кадров в сфере туризма, наиболее гибко отвечающих постоянно меняющимся требованиям его рыночной среды;
- разрабатывать единые стандарты, правила сертификации и аккредитации для укрепления существующих учебных программ и создания новых систем образования и подготовки кадров;
- интегрировать новые технологии и информационные сис­темы в сферу образования и подготовки туристских кадров, а так­же формирование общей готовности населения к туризму и путе­шествиям;
- осознать важность повышения качества подготовки и про­фессионализма как существенных характеристик образования и обслуживания в туризме.

ВТО после проведения анализа и изучения обстановки в раз­личных регионах мира сделала вывод, что в сфере подготовки кадров для индустрии туризма имеются, помимо массы недора­боток, значительные резервы для ее совершенствования. Даже в странах с развитой экономикой, где туризм является давно осво­енной сферой приложения капитала и предпринимательства, су­ществуют определенные трудности в плане подготовки квалифи­цированного персонала. Прежде всего это связано с недостаточ­ной проработкой международных правовых основ организации международного сотрудничества, отсутствием единых взглядов в области определения основополагающих терминов и понятий, проблемами, возникающими при сборе статистических данных, и разными подходами к системам подготовки кадров. Также было отмечено: "Несмотря на то, что вузы стараются дать сегодня все больше профессиональной направленности в подготовке специа­листов, это обучение носит все еще академический, а не приклад­ной характер, оно скорее приспособлено к общественным орга­низациям и освоению территории, чем к реальному предприни­мательству в сфере туризма".


Похожая информация.


В 1991 году - важнейшее геополитическое событие второй половины ХХ века. В один момент на карте Евразии появилось 15 молодых независимых государств. Именно тогда и возникло такое понятие, как «страны ближайшего зарубежья».

Развал СССР как крупнейшее переформатирование политической карты мира

В августе 1991 года Советский Союз, некогда мощная и огромная держава, окончательно прекратил свое существование. Развал СССР сломал все сложившиеся ранее хозяйственно-экономические связи между бывшими республиками. С целью хоть как-то сохранить эти связи было создание СНГ (Содружества Независимых Государств). Выдвигалась даже идея оставить рубль в качестве единой валюты в регионе. Однако о ведении общей экономической политики страны СНГ договориться так и не сумели.

Молодые постсоветские страны стали постепенно создавать свои собственные армии. Кстати, инициатором этого процесса была Украина. Контроль над ядерным оружием остался за Россией. Украина и Казахстан, под давлением США и РФ, все же были вынуждены отказаться от своего ядерного потенциала.

Советская власть не уделяла особого внимания историческим и этническим границам. Поэтому союзные республики часто разграничивались бездумно. Так, Крым в 1954 году был передан Украинской ССР, узкая полоса Приднестровья - Молдавской. Все это после распада единой державы не могло не привести к конфликтам и появлению многочисленных очагов геополитической и военной напряженности.

Ближнее или ближайшее зарубежье: сущность термина

Впервые термин «ближнее зарубежье» употребляли еще во второй половине 80-х советские диссиденты (по отношению к Польше, Чехословакии, Румынии и прочим «дружественным» к СССР странам Европы). Немного позже, уже после развала Советского Союза, его применял в своих речах Андрей Козырев, министр иностранных дел России.

В современной трактовке страны ближайшего зарубежья - это часть Евразии, охватывающая территории бывших советских республик. Данный термин, разумеется, применим лишь по отношению к России. Он носит скорее политический, но никак не географический характер.

В 2000-х понятие «страны ближайшего зарубежья» превратилось в устойчивое определение и стало довольно популярным в пределах России. Оно широко употребляется на бытовом уровне и в средствах массовой информации страны. Однако за рубежом этот термин часто классифицируется как «проявление имперских амбиций» России, и потому - пишется в кавычках.

Ближнее зарубежье России: список стран

Ближнее зарубежье России делится на четыре микрорегиона: Прибалтика (цифра 1 на карте), Закавказье (цифра 2), Восточная Европа (цифра 3) и Средняя Азия (цифра 4). В целом к странам ближайшего зарубежья причисляют 14 государств Европы и Азии. Это:

  • Эстония.
  • Литва.
  • Латвия.
  • Белоруссия.
  • Украина.
  • Молдова.
  • Армения.
  • Грузия.
  • Азербайджан.
  • Казахстан.
  • Узбекистан.
  • Туркменистан.
  • Таджикистан.
  • Киргизия.

Интересный факт: среди вышеперечисленных государств далеко не все имеют общие границы с Россией. В то же время некоторые другие страны, непосредственно граничащие с РФ, к так называемому ближнему зарубежью не относятся (Китай, Финляндия, Польша и другие).

Какие отношения со странами ближнего зарубежья у России?

Взаимоотношения с государствами ближнего зарубежья - один из самых трудных и злободневных вопросов российской внешней политики. По большому счету, это огромный букет нерешенных проблем и конфликтов.

В 1994 году Борис Ельцин по неосторожности своей заявил, что «все постсоветское пространство является сферой жизненных интересов России», и что Россия будет защищать эти свои интересы. Этот тезис, разумеется, не мог не повлечь за собой негативных реакций бывших советских республик.

Первыми от России дистанцировались Прибалтийские страны. Здесь сформировались такие понятия, как «граждане» и «неграждане». Не менее напряженная ситуация сложилась в далекой от российских границ Молдове, где немолдаване стали подвергаться довольно серьезному давлению. К слову, небезызвестная сегодня фраза «чемодан - вокзал - Россия» родилась именно в Кишиневе.

Отношения между Россией и Украиной были непростыми уже в начале 90-х годов. Камнем преткновения между этими двумя странами был и остается Крымский полуостров. После присоединения последнего к России в 2014 году все противоречия между двумя соседними государствами и народами еще более обострились.

В общем и целом отношения между Россией и странами ближнего зарубежья на современном этапе можно охарактеризовать как:

  • добрососедские и дружеские (с Белоруссией, Казахстаном, Арменией);
  • неопределенные и неоднозначные (с Узбекистаном, Киргизией, Таджикистаном, Туркменистаном);
  • натянутые и непростые (с Азербайджаном, Молдовой, Эстонией, Латвией, Литвой);
  • очень сложные, открыто враждебные (с Украиной, Грузией).

Страны Балтии: краткая социально-экономическая характеристика

Прибалтика - историческая область в Северной Европе, расположенная на восточном побережье Балтийского моря. Она охватывает три государства (Латвию, Литву, Эстонию), а также Калининградскую область РФ.

Государства Балтии (или прибалтийские страны) возникли на карте Европы в начале 90-х годов в результате распада СССР. Их географическое положение отличается исключительной выгодностью. Этим моментом, во многом, компенсируется скудность минерально-сырьевой базы этих стран. Социально-экономическую характеристику стран Балтии лучше всего подать в виде следующей таблицы.

Страны Балтии: сравнительная характеристика

Критерий/Страна

Площадь (в кв. км.)

Население (в млн чел.)

ВВП на душу населения (в долл.)

Индекс человеческого развития (место в мире)

Уровень убийств (на 100 тысяч жителей)

Минимальная зарплата (в евро)

Государства Балтии имеют много общих черт в экономике, сельском хозяйстве, политических стремлениях, природных условиях и ресурсах, культуре и ментальности.

Страны ближнего зарубежья России образовались после распада Советского Союза в 1992 г. Всего их 14. К ним относятся те, которые были бывшими советскими социалистическими республиками. В последствии они стали Каждая из них отличается духовным, культурным, политическим направлениями. В экономическом плане они независимы от России, однако являются торговыми партнерами, наравне с европейскими странами. Стоит заметить, что до развала СССР такого термина, как "ближнее зарубежье", не существовало.

Ближнее Зарубежье: особенности понятия

Примечателен тот факт, что некоторые страны ближайшего зарубежья никаких границ с Российской Федерацией. К ним относятся 6 постсоветских Туркменистан, Таджикистан и прочие). Более того, в мире существуют страны, территориально граничащие с Россией, но не входящие в состав «ближнего зарубежья», например, Польша, Китай, Норвегия, Финляндия и др. Исходя из выше написанного, становится понятно, что дело не в географическом положении государств. Здесь главным фактором выступает политическая ситуация, ведь около 70 лет были одним целым страны ближнего зарубежья.

Список стран

Прибалтийские страны:

  • Литва - по площади самое большое государство Прибалтики (65,3 тыс. км 2). Столица - город Вильнюс. По типу правления - парламентская - около 3 млн человек.
  • Латвия располагается в северной части Европы. Имеет общие границы с государства - около 64,6 тыс. км 2 . Количество населения - чуть меньше 2 млн человек. Столица - город Рига.
  • Эстония - самое маленькое государство среди прибалтийских стран (площадь - более 45 тыс. км 2). Столица - город Таллин. Имеет границы с Россией, Латвией и Финляндией. Численность населения - около 1,3 млн человек.

Продолжение списка будет состоять из следующих государств, описание которых можно прочитать ниже в статье.

  • Азербайджан.
  • Украина.
  • Беларусь.
  • Казахстан.
  • Грузия.
  • Молдова располагается в ого-восточной части Европы. Имеет общие границы с Румынией и государства - почти 34 тыс. км 2 . На этой территории проживает около 3,5 млн человек.
  • Армения - страна Закавказья. Столица - г. Ереван. Площадь - около 30 тыс. км 2 . Длительное время находилась в военном конфликте с Азербайджаном. Численность населения - около 3 млн человек.

Страны ближайшего зарубежья (список бывших республик Средней и Центральной Азии):

  • Узбекистан граничит с пятью государствами: с Киргизией, Туркменией, Афганистаном, Таджикистаном и Казахстаном. Занимает территорию, площадь которой чуть меньше 450 тыс. км 2 . Количество жителей - почти 32 млн человек.
  • Туркменистан - страна, которая имеет выход в Каспийское море. Столица - город государства - около 490 тыс. км 2 , население более 5 млн человек.
  • Таджикистан находится в Центральной Азии. Занимает территорию в 142 тыс. км 2 . Постоянно проживает здесь более 8,5 млн человек. Столица - Душанбе.
  • Кыргызстан - страна, расположенная в Средней Азии. Имеет границы с КНР, Узбекистаном и Таджикистаном, Казахстаном. Столица - город Бишкек. Численность населения - около 6 млн человек, площадь - чуть меньше 200 тыс. км 2 .

Азербайджан

Среди стран ближнего зарубежья можно отметить Государство располагается в Восточном Закавказье и омывается водами Каспийского моря. Его территория составляет 86,6 тыс. км 2 , а население - более 9 млн человек. По этим двум параметрам Азербайджан является самым крупным Закавказским государством. Столица - город Баку.

В последние годы эта республика значительно повысила экономический уровень. Особенно это заметно, если сравнивать другие страны ближайшего зарубежья. Здесь больше всего развиты нефтяная и газовая сферы промышленности. С Российской Федерацией Азербайджан имеет не только сухопутную, но и морскую границу. В 1996 г. в соответствии с договором между этими странами был проведен маршрут Баку-Новороссийск для транспортировки нефти. А в 2006 г. в азербайджанской столице было открыто Торговое представительство России.

Беларусь

Список «Страны ближайшего зарубежья России» пополняет Республика Беларусь. Это государство располагается в Восточной Европе. Столицей является г. Минск. Территория составляет более 200 тыс. км 2 , а население - около 9,5 млн жителей. С Российской Федерацией граничит с восточной стороны. Больше всего, по экономическим показателям, Беларусь хорошо известна в машиностроении и сельском хозяйстве. А самым важным внешнеторговым партнером является Россия. Кроме того, эти две страны имеют прочные военные, политические и экономические отношения. Посольство Беларуси есть не только в Москве, но и в остальных российских городах.

Грузия

Российская Федерация имеет дипломатические отношения и с такой страной ближнего зарубежья, как Грузия. Это государство расположено на Западном Закавказье и омывается водами Черного моря. С восточной и северной частей она граничит с Россией. Территория составляет около 70 тыс. км 2 , а население - более 3,7 млн человек. Столицей является город Тбилиси. Здесь наиболее развиты пищевая, легкая и металлургическая промышленности. После развала Союза в 1992 г. Россия с Грузией подписали Сочинский договор.

Казахстан

Республика Казахстан также находится в списке «Страны ближайшего зарубежья». Состоит в тесных отношениях с Российской Федерацией. Население его составляет более 17,7 млн жителей, а территория - 2,7 млн км 2 . Столица - г. Астана. На втором месте после России по экономическим показателям среди всех постсоветских стран. С Федерацией имеет сухопутную и морскую границу по Каспийскому морю. Аналогично выше перечисленным странам, в 1992 г. был подписан договор о дипломатических отношениях между странами.

Украина

Из всех стран ближнего зарубежья ближе всего к России располагается Украина. Эти два государства имеют общие границы. Столица Украины - Киев. Территория составляет более 600 тыс. км 2 , а население - 42,5 тыс. жителей. Эта страна является индустриально-аграрной. Широко развиты тяжелая промышленность, металлообработка и машиностроение. С 2014 г. в восточной части государства проходят военные действия, которые привели не только к снижению количества населения, но и уровня экономики.

Вот и все страны ближнего зарубежья. Список стран в полном объеме с кратким описанием указан выше.

  • Сергей Савенков

    какой то “куцый” обзор… как будто спешили куда то