Тесты и анкеты для диагностики компьютерной зависимости. Тест-опросник для установления зависимости от компьютерных игр, интернета Диагностика компьютерной зависимости у подростков тест

Одна из самых серьезных проблем взаимоотношений - это эмоциональная зависимость. Чаще всего эмоциональная зависимость проявляется в супружеских и детско-родительских отношениях, когда жена не мыслит себя без мужа, а взрослый ребенок не может обходиться без опеки матери. Нередко случается, что женщина ненавидит своего мужа/партнера, но при этом утверждает, что не сможет без него жить.

Что такое эмоциональная зависимость?

Отрицание собственных эмоций и желаний, неумение принимать решения, безволие, склонность приносить себя в жертву, неспособность нести ответственность за себя и свою жизнь - все это свойственно субъекту, находящемуся в эмоциональной зависимости.

Для эмоционально зависимого субъекта очень важно состояние, реакции и оценки другого. Если же значимого человека долгое время нет рядом, возникает сильное беспокойство, смятение, часто характеризуемое фразой "просто места себе не нахожу!".

Зависимые и равноправные отношения - в чем разница?

Полноценные чувства обогащают человека, способствуют процветанию и развитию личности, они осознанны и не противоречат состоянию внутренней свободы и равновесия.

Равноправные отношения основываются на взаимности, доверии и уважении друг к другу.

Эмоционально зависимые отношения выстраиваются по принципу доминирования и подчинения (ведущий и ведомый). При этом ведущий считает, что он лучше знает "как жить" и "что делать", полностью контролирует ведомого, который целиком принимает навязанное ему мнение и стандарты поведения.

Страх быть покинутым, тревожность, неуверенность в себе, трудности в интимной близости - неизменные спутники эмоционально зависимых субъектов.

Есть повод задуматься, если:

  • вы испытываете зависимость от чужих суждений;
  • у вас не получается выстраивать полноценные отношения с противоположным полом;
  • вы не в состоянии самостоятельно принимать важные решение
  • испытываете сильное и часто необоснованное чувство ревности;
  • не можете сказать твердое «нет», отказаться от навязчивого предложения;
  • вы пережили горе, сильное потрясение и не можете вернуться к нормальному ритму жизни;
  • вы испытываете глубокое одиночество.

Плачевные последствия эмоциональной зависимости

Эмоционально зависимый человек постоянно находится в тревоге, напряжении, в связи с этим постепенно развиваются психосоматические недуги: проблемы с желудочно-кишечным трактом, кожные заболевания (экзема, псориаз). Появляются невротические расстройства, постепенно переходящие в тяжелые формы депрессии с суицидальными настроениями.

Тест

Дайте ответы на вопросы согласно критериям: 3 - мне очень свойственно, 2 - мне мало свойственно,
1 - мне совсем не свойственно.

  1. Я вырос(ла) в проблемной семье, где эмоции подавлялись.
  2. Я отрицаю, что вырос(ла) в проблемной семье.
  3. Я склонна обвинять себя во всем.
  4. Я пытаюсь вмешиваться в жизнь других, беру на себя ответственность за то, как другие думают, чувствуют, выглядят, действуют и ведут себя в жизни.
  5. Я склонна сердиться, когда другие критикуют и обвиняют меня.
  6. Я отвергаю комплименты и похвалы.
  7. Я впадаю в депрессию из-за недостатка комплиментов и похвал.
  8. Я чувствую себя отличающейся от других людей во всем мире.
  9. Я думаю, что я не очень хороша.
  10. Я в прошлом была жертвой физической, сексуальной агрессии, либо эмоционально жестокого обращения.
  11. Я чувствую себя жертвой.
  12. Я говорю себе, что не могу сделать что-то правильно.
  13. Я очень боюсь совершить ошибку.
  14. Я удивляюсь, почему мне так трудно принимать решения.
  15. Я непременно стремлюсь делать все исключительно хорошо, безупречно.
  16. Я удивляюсь, почему я никогда не довольна достигнутым.
  17. Я меня в языке великое множество «Я должна…»
  18. Я часто и глубоко переживаю чувство вины.
  19. Я стыжусь себя такой, какая я есть на самом деле.
  20. Думаю, что моя жизнь никуда не годится.
  21. Вместо того, чтобы жить своей жизнью, я пытаюсь помогать жить другим людям.
  22. Я получаю искусственную чувственную подпитку своей самооценки, помогая другим.
  23. Испытываю сильное чувство пониженной самоценности (замешательство, неудача, поражение и т.д.), если мне не удается решить проблемы других.
  24. Я желаю себе, чтобы со мной случилось что-то хорошее.
  25. Я верю, что ничего хорошего у меня не произойдет.
  26. Думаю, что я не заслужила счастья и вообще чего-нибудь хорошего.
  27. Желаю, чтобы другие люди симпатизировали мне и любили меня.
  28. Думаю, что другие люди не могут симпатизировать мне и любить меня.
  29. Я пытаюсь доказывать другим, что я - хорошая.
  30. Я ставлю себя в такое положение, чтобы быть нужной другим.

30-50 баллов: у вас адекватная самооценка, есть богатый ресурс для духовного роста, выраженной зависимостью вы не страдаете.

51-70: вы ранимая личность, склонны к заниженной самооценке. Вам необходимо работать над преодолением своей эмоциональной зависимости.

71-90: у вас выражены признаки эмоциональной зависимости, вам настоятельно рекомендовано избавляться от этого состояния. Вам грозит вероятность оказаться в проблемном браке.

Избавиться от эмоциональной зависимости

Для диагностики Интернет-зависимости используется опросник Кимберли Янг:

1. Вы используете Интернет, чтобы уйти от проблем или избавиться от плохого настроения.

2. Вы не можете контролировать использование Интернета.

3. Вы чувствуете необходимость находиться в Интернете все дольше и дольше для того, чтобы достичь удовлетворения.

4. Каждый раз вы проводите в Интернете больше времени, чем планировали.

5. После излишней траты денег на оплату соединения вы на следующий день начинаете все сначала.

6. Вы обманываете членов семьи и друзей, скрывая, сколько времени вы проводите в Интернете и степень вашей увлеченности им.

7. Вы чувствуете беспокойство или раздражение, когда вас отрывают от Интернета.

8. Вы думаете об Интернете, когда находитесь вне сети.

9. Находясь вне сети, вы испытываете подавленность или беспокойство.

10. Вы рискуете лишиться важных взаимоотношений, потерять место работы или учебы из-за Интернета.

Если вы честно ответили «да» более чем на 4 вопроса и ваше увлечение длится более года, вам необходима психологическая помощь.

ТЕСТ № 2

Более подробный тест Интернет-зависимости Кулакова С.А.:

1. Как часто вы обнаруживаете, что задержались в сети дольше, чем задумывали?

2. Как часто вы забрасываете свои домашние обязанности для того, чтобы провести больше времени в сети?

3. Как часто вы предпочитаете развлечения Интернета близости с вашим партнером?

4. Как часто вы строите новые отношения с друзьями по сети?

5. Как часто ваши знакомые жалуются по поводу количества времени, которое вы проводите в сети?

6. Как часто от времени, проведенного в сети, страдает ваше образование и работа?

7. Как часто вы проверяете свою электронную почту, прежде чем заняться чем-то другим?

8. Как часто страдает ваша эффективность или продуктивность в работе из-за использования вами Интернета?

9. Как часто вы сопротивляетесь и секретничаете, когда вас спрашивают о том, что вы делали в сети?

10. Как часто вы отодвигаете на второй план неприятные мысли о своей жизни, заменяя их успокаивающими мыслями об Интернете?

11. Как часто вы обнаруживаете у себя предвкушение следующего выхода в сеть?

12. Как часто вы боитесь, что жизнь без Интернета станет скучной, пустой и безынтересной?

13. Как часто вы огрызаетесь, кричите или действуете раздраженно, если что-то беспокоит вас, когда вы находитесь в сети?

14. Как часто вы теряете сон из-за поздних ночных сеансов в сети?

15. Как часто вы чувствуете, что поглощены Интернетом, когда не находитесь в сети, или воображаете, что вы там?

16. Как часто вы замечаете свои слова «еще пару минут…», когда находитесь в сети?

17. Как часто вы пытаетесь урезать свое время пребывания в сети и терпите неудачу?

18. Как часто вы пытаетесь скрыть количество времени, проведенного вами в сети?

19. Как часто вы выбираете провести больше времени в сети вместо того, чтобы встретиться с людьми?

20. Как часто вы чувствуете подавленность, плохое настроение, нервничаете, когда вы не в сети, что вскоре исчезает, стоит вам выйти в Интернет снова?

При сумме баллов 50–79 стоит учитывать серьезное влияние сети на вашу жизнь. Если сумма баллов 80 и выше, вам необходима помощь психолога.

ТЕСТ № 3

Тест на детскую Интернет-зависимость:

Ответы даются по 5-балльной шкале: 1 – очень редко, 2 – иногда, 3 – часто, 4 – очень часто, 5 – всегда.

1. Как часто ваш ребенок нарушает временные рамки, установленные вами для пользования сетью?

2. Как часто ваш ребенок запускает свои обязанности по дому для того, чтобы провести больше времени в сети?

3. Как часто ваш ребенок предпочитает проводить время в сети вместо того, чтобы провести его в кругу семьи?

4. Как часто ваш ребенок формирует новые отношения со своими друзьями по сети?

5. Как часто вы жалуетесь на количество времени, проводимое вашим ребенком в сети?

6. Как часто учеба вашего ребенка страдает из-за количества времени, проводимого им в сети?

7. Как часто ваш ребенок проверяет свою электронную почту, прежде чем делать что-либо еще?

8. Как часто ваш ребенок предпочитает общение в сети общению с окружающими?

9. Как часто ваш ребенок сопротивляется или секретничает при вопросе о том, что он делает в Интернете?

10. Как часто вы заставали своего ребенка пробравшимся в сеть против вашей воли?

11. Как часто ваш ребенок проводит время в своей комнате, играя за компьютером?

12. Как часто ваш ребенок получает странные звонки от его новых сетевых «друзей»?

13. Как часто ваш ребенок огрызается, кричит или действует раздраженно, если его побеспокоили во время пребывания в сети?

14. Как часто ваш ребенок выглядит более уставшим и утомленным, чем в то время, когда у вас еще не было Интернета?

15. Как часто ваш ребенок выглядит погруженным в мысли о возвращении в сеть, когда он находится вне сети?

16. Как часто ваш ребенок ругается и гневается, когда вы сердитесь по поводу времени, проведенного им в сети?

17. Как часто ваш ребенок предпочитает своим прежним любимым занятиям, хобби, интересам других нахождение в сети?

18. Как часто ваш ребенок злится или становится агрессивным, когда вы накладываете ограничения на время, которое он проводит в сети?

19. Как часто ваш ребенок предпочитает вместо прогулок с друзьями проводить время в сети?

20. Как часто ваш ребенок чувствует подавленность, упадок настроения, нервничает, когда находится вне сети, а по возвращении в сеть все это исчезает?

При сумме баллов 50–79 родителям необходимо учитывать влияние Интернета на жизнь своего ребенка и всей семьи. Если сумма баллов 80 и выше, необходима помощь психолога или психотерапевта.

Тесты

на выявление ранних признаков компьютерной зависимости у несовершеннолетних

Тесты позволяют определить уровень компьютерной зависимости учащихся образовательных учреждений разной возрастной категории.

Тесты-опросники состоят из двух блоков: первый блок заполняется учащимися, второй – родителями учащихся.

Инструкция: Внимательно прочтите десять вопросов. Каждый из них Вы должны оценить как верный или неверный. Если вопрос кажется Вам верным или преимущественно верным, поставьте «Да», если неверным – «Нет».

Блок I . Тесты для ребенка

Вариант 1.

1. Часто ли Вы замечаете, что проводите в он-лайн больше времени, чем намеревались? (да / нет)

2. Часто ли Вы пренебрегаете домашними делами, чтобы провести больше времени в сети? (да / нет)

3. Часто ли окружающие интересуются количеством времени, проводимым Вами в сети? (да / нет)

4. Замечете ли Вы, что Ваша успеваемость в школе стала хуже из-за того, что на учебу у Вас не остается времени, так как Вы слишком много времени проводите в сети? (да / нет)

5. Часто ли Вы представляете, как вновь окажетесь в Интернете? (да / нет)

6. Часто ли Вы ощущаете, что жизнь без Интернета скучна, пуста и безрадостна? (да / нет)

7. Часто ли Вы ругаетесь, кричите или иным образом выражаете свою досаду, когда кто-то пытается отвлечь Вас от пребывания в сети Интернет? (да / нет)

8. Часто ли Вы пренебрегаете сном, засиживаясь в Интернете допоздна? (да / нет)

9. Чувствуете ли Вы оживление, возбуждение, находясь за компьютером? (да / нет)

10. Появились ли у Вас нарушения сна и/или изменился ли режим сна, с тех пор как Вы стали использовать компьютер ежедневно? (да / нет)

Вариант 2.

1. Вам приходилось просить учителей, родителей заменить хотя бы часть знаний компьютерными играми? (да / нет)

2. Вы чувствуете, что Вам не всегда удается сразу же прекратить компьютерную игру? (да / нет)

3. Вы чувствуете себя раздраженным или усталым, если долго не играете на компьютере? (да / нет)

4. Обычно Вы занимаетесь компьютерными играми больше, чем планировали? (да / нет)

5. Вам приходилось срочно закрывать окно с компьютерной игрой или сайта, когда приходили родители, учителя, друзья? (да / нет)

6. Вам приходилось садиться за компьютерную игру, чтобы исправить себе настроение (например, чувство вины, раздражительности) или просто, чтобы успокоиться? (да / нет)

7. Возникают ли у Вас головные боли после игры за компьютером? (да / нет)

8. Пренебрегаете ли Вы приемом пищи из-за компьютерной игры? (да / нет)

9. Пренебрегаете ли Вы личной гигиеной из-за компьютерной игры? (да / нет)

10. В обычной жизни чувствуете ли Вы пустоту, раздражительность, подавленность, которые исчезают при игре за компьютером? (да / нет)

Подсчет результатов: производится специалистами, проводившими тестирование.

«Да» – 1 балл,

«Нет» – 0 баллов.

Полученные баллы суммируются.

0 – 3 балла – низкий уровень компьютерной зависимости.

4 – 6 балла – средний уровень компьютерной зависимости.

7 – 10 баллов – высокий уровень компьютерной зависимости.

Блок II. Тесты для родителей

Вариант 1. Ваш ребенок, …

1. Приходя домой, первым делом садится за компьютер? (да / нет)

2. Забросил домашние дела, учебу, стал непослушным? (да / нет)

3. Раздражителен, груб, если его отвлекают от компьютера? (да / нет)

4. Совершает прием пищи, не отрываясь от компьютера? (да / нет)

5. Не знает, чем себя занять, если компьютер недоступен или сломался? (да / нет)

6. Не способен контролировать время, проводимое за компьютером? (да / нет)

7. Тратит много денег на компьютерные игры? (да / нет)

8. Перестал общаться с друзьями, все больше времени проводит в он-лайн? (да / нет)

9. Посещает различные запретные сайты? (да / нет)

10. Постоянно говорит о компьютерных играх, об общении в Интернете? (да / нет)

Вариант 2. Ваш ребенок, …

1. Испытывает раздражение при необходимости закончить игру? (да / нет)

2. Из-за компьютерной игры жертвует времяпровождением с семьей, родными? (да / нет)

3. После компьютерной игры жалуется на головные боли, возникает сухость слизистой оболочки глаз? (да / нет)

4. Высказывает желание проводить в Интернете больше времени? (да / нет)

5. Во время компьютерной игры полностью отрешается от реальной действительности, целиком переносясь в мир игры? (да / нет)

6. Из-за компьютерной игры пренебрегает питанием, личной гигиеной? (да / нет)

7. В результате систематического времяпровождения за компьютером, потерял интерес к учебе, к спортивным секциям, кружкам? (да / нет)

8. Преимущественно находится в хорошем настроении, занимаясь компьютерными играми или общением он-лайн? (да / нет)

9. Проводя длительное время в Интернете, нарушает режим дня? (да / нет)

10. Предпочитает общение с виртуальными друзьями, чем с реальными? (да / нет)

Подсчет результатов: производится родителями.

«Да» – 1 балл,

«Нет» – 0 баллов.

Полученные баллы суммируются.

0 – 3 балла – низкий уровень компьютерной зависимости; родители могут справиться с возникшей проблемой самостоятельно (см. рекомендации );

4 – 6 балла – средний уровень компьютерной зависимости, для решения проблемы необходима консультация специалиста (психолога);

7 – 10 баллов – высокий уровень компьютерной зависимости, чрезмерное увлечение компьютером, которое может привести к психологической зависимости ребенка; родители не могут справиться с возникшей проблемой самостоятельно, поэтому необходимо обратиться за помощью к специалисту (психологу, психотерапевту).

по предупреждению компьютерной зависимости

1. Придерживайтесь демократического стиля воспитания в семье, который в наибольшей степени способствует воспитанию в ребенке самостоятельности, активности, инициативы и ответственности.

2. Не бойтесь показывать свои чувства ребенку, если Вы расстроены сложившейся «компьютерной» ситуацией. Тогда он увидит в Вас не противника, а близкого человека, который тоже нуждается в заботе.

3. Необходимо оговаривать время игры ребенка на компьютере и точно придерживаться этих рамок. Количество времени нужно выбирать, исходя из возрастных особенностей ребенка. Например, до 5 лет не рекомендуется ребенка допускать до компьютера, стоит поощрять его познание мира без посредничества электроники. С 6 лет ребенку можно начинать знакомиться с компьютером (15-20 мин. в день). Для подростка 10-12 лет желательно не более 2 часов в день и не подряд, а по 15-20 минут с перерывами.

5. Необходимо прививать ребенку интерес к активным играм и физическим упражнениям (чтобы он чувствовал радость от этого), а также приобщать ребенка к домашним делам.

6. Необходимо следить, чтобы игра на компьютере не подменяла реальное общение со сверстниками, друзьями и близкими. Приглашать чаще друзей ребенка в дом.

7. Не нужно ограждать ребенка от компьютера вообще, поскольку это неотъемлемая часть будущего, в котором ребенку предстоит жить.

  • Сергей Савенков

    какой то “куцый” обзор… как будто спешили куда то