Приняв крещение от первоверховного апостола петра, святой климент стал его учеником и постоянным спутником. Московская сретенская духовная семинария

14/27 февраля Православная церковь отмечает день памяти Святого Кирилла – одного из авторов славянской азбуки, а за две недели до этого 30 января/12 февраля празднуется событие, сыгравшее важнейшую роль в истории славянского мира – обретение в Херсонесе мощей Святого Климента Римского.

Чудо Святого Климента

Справедливости ради надо заметить, что не существует ни одного убедительного исторического свидетельства о пребывании в Херсонесе легендарного римского папы Климента.

Христианское предание утверждает, что Климент был учеником апостола Петра, третьим по счету его преемником на римской кафедре. За проповедь христианства он был сослан властями на окраину Римской империи, в Крым, где претерпел мученическую смерть в 103 г. РХ. Святого подвижника сбросили в море с якорем на шее.

Древняя церковь ничего не знала ни о мученичестве папы Климента, ни о его ссылке в Херсонес Таврический. Греческий и латинский житийные тексты, в которых приводится эта легенда, были составлены не ранее конца IV века – начала V века, то есть спустя 400 лет, после описываемых в них событий, и имеют мало связи с реальностью. (1)

Однако нельзя отрицать того, что на островке недалеко от Херсонеса действительно находилась гробница с мощами почитаемого Святого по имени Климент, позже обнаруженная Константином Философом (впоследствии принял монашество и причислен к лику Святых как Святой Кирилл). Свидетельства об этом слишком многочисленны, чтобы можно было отвергнуть их все как недостоверные.

Авторитетный российский эллинист Дмитрий Спиридонов предполагал, что в Херсонесе был свой местночтимый Святой Климент, образ которого в церковных преданиях позже слился с Климентом Римским, а также с другими известным святым - Климентом Анкирским, принявшим мученическую смерть недалеко от современной Анкары во время гонений на христиан в начале IV века. (2). Нелишне упомянуть и о византийской традиции, согласно которой Климент Римский умер там же, где и Климент Анкирский – в Анкаре. Позже ученики перевезли его мощи в Херсонес, где они были выброшены идолопоклонниками в море, и с тех пор совершили немало чудес. (3)

Так или иначе, к V веку уже прочно сформировалась легенда о том, что римский папа Климент похоронен где-то на острове недалеко от Херсонеса Таврического, где ежегодно совершается чудо. Как говорит «Мученичество Климента Римского», молитвами его учеников Корнелия и Фива море расступилось и открыло путь к мраморной гробнице, в которой лежали мощи святого Климента. Якорь, с которым мученик был брошен в море, лежал возле него. (4) С тех пор чудо совершалось каждый год. Море отступало на 20 стадий (3.75 километра) на семь дней, и паломники пешком ходили к гробнице.

Рисунок 1. Раннехристианский крест в форме якоря.

Масштабы чуда со временем росли. В VI столетии дьякон Феодосий писал: «Также город Херсон, что у моря Понта; там претерпел мучения святой Климент; гробница его в море, где было брошено его тело; этому святому Клименту был привязан на шею якорь, и теперь, в день его памяти, все, народ и священники, садятся в ладьи, и когда приплывают туда, море высушивает шесть миль, и на месте, где находится сама гробница, раскидываются шатры и сооружается алтарь, и в течение восьми дней служатся там литургии, и Господь совершает там много чудес: там изгоняются бесы, и если кто из одержимых получит возможность прикоснуться к якорю и прикоснется, то сейчас исцеляется».(5)

В XIX веке археологи обратили внимание на небольшой островок в бухте Казачьей, размером примерно 60 на 60 метров, соединенный с берегом узким часто затапливаемым перешейком. На нем нашли остатки крошечного храмика с криптой, в которую некогда был открыт доступ. Это крипту и было предложено считать местом упокоения Святого Климента. (6). Однако расстояние от островка до берега лишь несколько метров, а не десятки стадий, как это утверждают легенды.

В VIII веке крипта оказалась заброшенной. В это время уровень моря поднялся на 1-1.5 метров, в результате чего островок почти полностью затонул, а могилу святого подвижника занесло песком. Кроме того, в VIII-IX веках у власти в Византии находились императоры-иконоборцы, при которых почитание мощей хоть и не запрещалось, но и не приветствовалось. Местные духовные власти, выполняя директивы из Константинополя, скорее всего, не благословляли верующих на паломничество к островку. (7). Через несколько поколений о могиле святого подвижника все забыли. Скорее всего, о ней никогда бы и не вспомнили, если бы в 861 году в Херсонес не приехал молодой священнослужитель Константин, по прозвищу Философ.

Царский посол

Константин вместе с братом Мефодием направлялись с дипломатической миссией в Хазарский каганат. Зиму 860-61 гг. он решил провести в Херсоне, изучая еврейский язык, необходимый для ведения богословских диспутов с хазарскими иудеями.

Однако молодой ученый не удовлетворился филологическими занятиями в сонном зимнем Херсонесе, инициировав поиски мощей Святого Климента.

Рисунок 3. Зимний Херсонес. Фото Дмитрия Метелкина (1997).

В современной научной литературе нередко пробуют приуменьшить заслуги Константина. Идею с поиском мощей приписывают то константинопольскому двору (8), то местному духовенству. Самому же просветителю славян отказывают не только в праве участвовать в обретении мощей, но даже обвиняют его в том, что он тайно похитил их часть! Главный аргумент в пользу пересмотра роли Константина Философа в том, что он не принадлежал к числу сильных мира сего (9), не был обладателем пышных званий, санов и титулов.

Маловероятно, однако, что события, произошедшее в Херсонесе зимой 861 года, были организованы Константинопольским двором, стремившимся к дипломатическому соглашению с папским Римом. Хорошо известно, что ни в одной византийской хронике они не нашли своего отражения, и о них, судя по всему, были плохо осведомлены в имперской столице.

Для подтверждения версии об инициативе херсонесских клириков обычно цитируют текст «Прологов» так называемой «второй русской редакции» «Слова на перенесение мощей святого Климента из глубины моря в Корсунь». В нем действительно говориться, что Херсонесский епископ Георгий, обеспокоенный утерей важной Святыни, лично отправился к патриарху в Константинополь с просьбой содействовать в ее обретении. О роли Константина в этом тексте не упоминается. Однако автор редакции, живший спустя много лет после описываемых событий, был очень плохо осведомлен о них, путал имена, факты, даты, поэтому вряд ли стоит опираться на столь зыбкое основание для построения новых научных гипотез.

Тем более, что у нас имеются свидетельства современников. Кстати, из источников известно, что Константин, сам старался скрыть свое участие в перенесении мощей св. Климента, боясь «греха гордыни» (10), и даже не упомянул о нем в составленном им самим описании событий. Однако его роль была слишком важной, чтобы ее можно было проигнорировать.

Так, согласно свидетельству Смирнского митрополита Митрофана, который в это время находился в ссылке в Крыму, именно Константин побуждал Херсонесского епископа, священнослужителей и народ взяться за «разыскание столь драгоценных мощей святого и апостолика». (11)

Константин был универсально начитан. Еще в молодости, приняв священнический сан, он получил назначение в патриаршью библиотеку в Константинополе, где хранилось огромное количество древних текстов в том числе «отреченных» или апокрифических (12). Из свидетельств современников известно, что Константин, видимо, захватил с собой в Херсонес какие-то манускрипты, в которых содержалась информация о мучении, чудесах, сочинениях блаженного Климента и о постройке храма для его мощей недалеко от Херсонеса. Эти книги он и предъявил местному священноначалию.

Многие херсонеситы вдохновились идеей поиска древней святыни. Константин, руководствуясь воспоминаниями местных жителей, провел предварительное и целенаправленное исследование берегов будущей Севастопольской бухты, пока, наконец, не нашел то место, которое подходило под описание гробницы св. Климента.

О дальнейших событиях мы знаем из «Слова на перенесение мощей преславного Климента» (13), которое, возможно, написал сам Константин Философ. (14)

Обретение мощей

Ранним утром 30 ноября 861 года от Херсонесской пристани отошел корабль. На его борту находились императорский посол Константин Философ, епископ Херсона Георгий со своим причтом, певчие, несколько знатных горожан со слугами. Так началась экспедиция с целью поиска мощей Святого Климента Римского, которой суждено было изменить историю всего славянского мира.

Главный ее организатор Константин, будущий учитель словенский, с тревогой смотрел в темное беззвездное небо, вслушиваясь в молитвенные просьбы екетении.

- Ἐν εἰρήνῃ τοῦ Κυρίου δεηθῶμεν. Миром Господу помолимся! – возгласил иерей херсонесского храма св. Прокопия Соломон.
- Κύριε ἐλέησον. Господи помилуй! – ответил хор.
- О свышнем мире, и спасении душ наших, Господу помолимся – Господи помилуй… О мире всего мира, благостоянии святых Божиих Церквей и соединении всех, Господу помолимся. – Господи помилуй…. О Богохранимей стране нашей, властех и воинтсве ея, Господу помолимся….

Константин тихо молился Святому Клименту. Мысль об обретении мощей подвижника, которого он считал покровителем дела всей жизни, жгла его давно, будто искра, попадающая в кучу угля. Еще во время пребывания в монастыре на далеком Олимпе душа его желала голубиных крыльев, чтобы долететь до гроба Святого и отдохнуть на нем.

Рисунок 4. Обретение мощей священномученика Климента, менологий императора Василия II.

«Не отврати ны посрамлены, Клименте, верою припадающа к твоему гробу, Святый», - повторял молодой священник.

Корабль уже входил в бухту, ранее указанную одним из херсонесских верных старожилов, сохранившим память о месте, где находилась почитаемая ранее святыня. Но случилось то, что и должно было произойти в пасмурное зимнее утро. Небеса разверзлись мощными дождевыми потоками. Священник Соломон был смущен. В темноте, под проливным дождем он не видел находившийся у него в руках текст с песнопениями, и не мог вести хор.

Внезапно облака рассеялись, проглянула луна, вокруг которой возникло яркое сияние. Вознеся хвалу Святому Клименту, участники экспедиции сошли на берег с факелами и светильниками. Больного и немощного епископа Георгия служки несли на переносном кресле. Поклонившись до земли, начали слушать утреню, которую служил сам архиерей.

Затем, обойдя остров, увидели небольшой курган, где и решили начать раскопки под пение псалмов и молитв. Копать пришлось долго. Некоторые потеряли надежду и не видели смысла продолжать работу. Но тут один из служек наткнулся на реберную кость.
Это придало силы участникам благочестивой экспедиции. Теперь рабочие уже без понуждения копали землю.

Когда хор пел 33-й псалом, в котором есть такие слова «Много скорбей у праведных, но от всех их Господь избавит их. Господь хранит все кости их, ни одна из них не сокрушится», в раскопе показался череп Святого мученика.

Воцарилось всеобщее ликование. Некоторые плакали от радости. Ребра, голова, руки, бедра Святого и даже мельчайшие частицы костей - все было сложено в специально подготовленный ковчег. Епископ Георгий, несмотря на преклонный возраст, возложил ковчег себе на голову, и поднялся на борт судна под пение благодарственных молитв. Вместе с мощами Святого на корабль погрузили и якорь, который по преданию был орудием казни Климента Римского.

Рисунок 5. Смерть св. Климента Римского и обретение его мощей, с русской иконы XVIII века.

Благочестивые паломники вместе со своей драгоценной находкой отправились в обратный путь. Когда корабль приближался к Херсонесу, они увидели огромную толпу народа у западных городских ворот со светильниками и свечами. Во главе процессии находился городской стратиг Никифор со своими приближенными.

Он вышел на встречу мощам, облобызал раку и просил епископа поставить ее на время на специально сооруженный столп, дабы она была доступна для обозрения всем херсонеситам. Архиерей совершил благодарственный молебен, а Константин Философ прочитал торжественную речь на обретение мощей Святого Климента Римского.

Толпа все росла, встречать мощи вышли все христиане города, и процессия столкнулась с неожиданной проблемой. Из-за большого количества народа невозможно было продолжать движение. Шедший во главе молодой стратиг Никифор в силу неопытности не смог организовать городскую стражу так, чтобы она обеспечила проход в толпе.

В связи с этим мощи изначально были доставлены в загородный храм Святого Созонта. Затем, когда стало уже совсем темно, и народ начал расходиться по домам, их перенесли в храм Святого Леонтия у западной оборонительный стены, где и оставили на ночь.

Рисунок 6. План западных кварталов Херсонеса, храм Святого Леонтия (42).

На следующее утром, затемно начался крестный ход с мощами по всему городу, в котором приняло участие множество херсонеситов. После его, их доставили в кафедральный собор (Уваровскую базилику), где была отслужена Божественная литургия.

Херсонес. Рим. Киев

Дальнейшая судьба мощей Святого Климента позволяет нам несколько под иным углом зрения взглянуть на историю их обретения. Голова Святого осталась Херсонесе, в кафедральном Соборе города. Оставшиеся частицы забрал с собой Константин Философ, который вернулся в Константинополь.

Показательно, что солунские братья не афишировали в византийской столице, что являются обладателями мощей столь почитаемого Святого (15) и не спешили передать их в один из константинопольских храмов.

В 862 или 863 году Кирилл и Мефодий направились в Моравию, где находились несколько лет, занимаясь переводом на славянский язык богослужебных текстов. В распоряжении миссии находились мощи Климента Римского, обретенные братьями во время пребывания в Херсонесе.

Моравия, населенная славянами, находилась в церковной юрисдикции Римского папы. В католической церкви богослужение велось на латыни, и попытки его перевода на славянский язык, предпринятые Кириллом и Мефодием, вызвали со стороны германских клириков многочисленные протесты и апелляции к авторитету Рима. В результате святым братьям пришлось направиться в апостольскую столицу, куда они прибыли весной 868 года. С собой они привезли мощи Святого Климента, которые передали римскому папе Адриану II, объяснив что их миссия находится под покровительством папы-мученика. Климент как непосредственный ученик апостола Петра был очень почитаем в Риме, и неожиданное обретение его мощей в глазах римского первосвященника автоматически освящало просветительскую деятельность солунских братьев, включая изобретение ими славянской азбуки и перевод на церковнославянский язык книг Священного писания.

Рисунок 7. Встреча мощей св. Климента в Италии. Базилика св. Климента ок. 1080 года.

Инициатива, которая на первый взгляд могла показаться еретической (многие иерархи того времени считали, что богослужение может вестись только на двух языках – греческом и латыни) приобрела посредством мощей свт. Климента характер божественного откровения. (16).

Папа Адриан II освятил «славянские книги», рукоположил Кирилла и Мефодия в епископы, а их славянских учеников в пресвитеры. Это был поистине революционный шаг. Многие западные и южные славяне к тому моменту уже приняли христианство, но у них не было своей иерархии. И в Риме, и в Константинополе рассматривали славянские народы лишь как объект культурно-политической экспансии. Византия ставила им греческих священников, которые вели богослужение на греческом языке с целью быстрейшей эллинизации славян. Славяне Моравии и Иллирака, находившиеся под юрисдикцией Рима были вынуждены приглашать служивших на латыни франкских миссионеров, пытавшихся начать процесс онемечивания славянских земель.
Благодаря Константину (Кириллу) и Мефодию славяне получили общий язык, возможность богослужения на нем, свою национальную церковную иерархию и тем самым щит от греческой или франкской ассимиляции. И все это произошло только потому, что у солунских братьев вовремя оказались мощи святого Климента Римского.

Рисунок 8. Святые Кирилл и Мефодий с учениками. Фреска. Охрид. Македония.

Однако было ли их обретение случайностью? Те немногочисленны факты, которые известны нам о Константине Философе, характеризуют его как целеустремленного человека, замечательного филолога и полиглота, образованного философа, который всю свою недолгую жизнь (он умер в возрасте 42 лет, приняв схиму под именем Кирилла), посвятил служению одной идее. Некоторые исследователи предполагают, что работу по созданию славянской азбуки он начал с братом Мефодием еще во время пребывания на Олимпе в 857-860 годах. (17).

Если это действительно так, то тогда и все дальнейшие события складываются в одну цепочку. Отправка с дипломатической миссией Хазарию через Крым могла натолкнуть Константина на мысль о поиске мощей Климента Римского для получения небесного покровительства своей миссии. Отсюда становится понятным его желание найти могилу папы-мученика во что бы то ни стало. После возвращения в Константинополь братья вплотную приступили к созданию славянского алфавита. Неслучайно об их деятельности в 861-63 гг. почти ничего неизвестно. Затем отправились в Моравию, так как осуществить план на территории, входящей в состав Византийской империи, представлялось нереальным. Кульминацией же миссии стала поездка в Рим и официальное признание славянского богослужебного языка как Боговдохновенного, чему в немалой степени помогли мощи св. Климента.

Таким образом, обретение мощей святого мученика сыграло колоссальную роль в истории славянства, позволив славянам обрести общую письменность и тем самым сохранить свою культуру и самобытность, избавившись от опасности поглощения другими народами.

Когда князь Владимир захватил Херсонес, где принял крещение, в числе взятых в Киев христианских святынь были голова Святого Климента и тело его ученика Фива. Их положили в особую раку в храме Богородицы, в котором служило корсунское духовенство. По мнению историков в этом акте рельефно проступает намерение Святого равноапостольного князя учредить церковь Киевской Руси на мощах папы-мученика, тем самым подчеркнув авторитет своей власти, святость своей столицы и ее кафедрального храма. (18). И Владимиру действительно удалось добиться своей цели, так как в ближайшие десятилетия молодое Киевское получило всеобщее признание в Европе, а его правители получили легитимность во всем христианском мире.

Андрей Васильев, председатель «Общества Святого Феодора Гавраса»

(1) Виноградов А. Миновала уже пора языческого безумия. Церковь и церкви Херсона в IV веке по данным литературных источников и эпиграфики. – М: Русский Фонд Содействия образованию и науке, 2010. – с.160.

(2) Спиридонов Д. С. К вопросу о мучении Св. Климента, Папы римского в Крыму // ИТУАК. – 1909. – № 43. – C. 115–124.

(3) Франко I. Святий Климент у Корсуні //Зібрання творів в 50 томах. – т.34. – К.: «Наукова думка», 1981. – с.146.

(4) Невоструев К.И. Херсонские святители//ЗООИД. – 1875. – т 11. – с 168.

(5). Сорочан С.Б. Византийский Херсон. - Ч.2. – Харьков, 2005. - с. 1283-1289.

(6) Маркевич А.И. Островок в Казачьей бухте как предполагаемое место кончины св. Климента, папы римского. // ИТУАК. - 1909.- №43.

(7) Сорочан С.В. Указ соч. – с.1433, прим 923 и далее с.1439, прим.960.

(8) Уханова Е. В. Обретение мощей в визатийской церкви: По материалам Слова Константина Философа на обретение мощей св. Климента Римского//. - Византийский временник, №84 (2000). - с.132-148

(9). Сорочан С.В. Указ.соч. – с. 1418, прим. 858. О тайном вывозе мощей см. там же – с.1475-76, прим. 1153

(10) Письмо Анастасия библиотекоря епископу Гаудериху// Сорочан С.Б. Византийский Херсон. - Ч.2. – Харьков, 2005. - с.1437.

(11) Там же. – с.1439.

(12). Сорочан С.В. Указ.соч. – с. 1444, прим.905.

(13) Слова на перенесение мощей преславного Климента// Сорочан С.Б. Византийский Херсон. - Ч.2. – Харьков, 2005. - с.1457-1475.

(14) Ю.К.Бегунов. Св. Климент Римский в славянской традиции: Некоторые итоги и перспективы исследования// Clementiana Nordica: Почитание Св. Климента Римского на севере христианского мира. -Спб.: Византинороссика, 2006. -с.5.

(15) Хабургаев Г.А. Первые столетия славянской письменной культуры: Истоки древнерусской книжности. М., 1994.- с.14.

(16) Хабаргаев Г.А. Указ.соч. – с.55.

(17) Хабаргаев Г.А. Указ.соч. – с.71

(18) Ю.К.Бегунов. Указ. соч. -с.10-11.

Крымский полуостров, чья территория совпадает ныне с Симферопольской и Крымской епархией, является самым первым из регионов нашего Отечества, где прозвучала много веков назад проповедь христианства. Сначала здесь побывал святой апостол Андрей Первозванный, который отправился затем вверх по Днепру и предсказал появление на берегах этой реки великого христианского града - Киева. Преемником св. Андрея в миссионерском служении на Крымской земле стал святой Климент.

Став по благословению самого св. ап. Петра епископом Рима, он был сослан за исповедание веры Христовой в Крым, который был тогда окраиной Римской империи. Но и на чужбине св. Климент продолжал обращать ко Христу множество людей, за что по императорскому приказу был утоплен в море вблизи Херсонеса. Развалины этого древнего города и доселе возвышаются на окраине нынешнего Севастополя. В 9 веке святые равноапостольные Кирилл и Мефодий обрели мощи мученика, а после своего крещения в Херсонесе великий киевский князь Владимир перенес честную главу св. Климента в Киев. Минуло девятнадцать веков с того момента, когда св. Климент засвидетельствовал свою пламенную веру в Спасителя подвигом мученичества и стал небесным ходатаем за нас пред Господом.

Священномученик Климент Римский подвизался на благословенной земле Тавриды спустя 30 лет после апостола Андрея Первозванного и внес вклад в дело становления христианства в Крыму. Святой Климент родился в Риме в период его античного расцвета, в знатной и богатой семье. Имея незаурядные способности, он получил блестящее образование. Многие жизненные пути открывались юному Клименту. И многие соблазны древней столицы мира: почести, богатства, развлечения. Все это было нормой жизни знатных патрициев, и этого вожделели честолюбивые юноши. Но не этого искал святой Климент. Когда весть о Христе и Его Крестном Подвиге достигла Рима, Климент оставил дом, родных, друзей и отправился в те места, где проповедовали апостолы, чтобы встретиться с самовидцами Слова. Прибыв в Палестину, он принял крещение от первоверховного апостола Петра, стал его учеником и постоянным спутником. Вместе с ним он возвратился в Рим, куда апостол Петр волею Божиею был направлен для завершения своего земного поприща.

Незадолго до своей мученической кончины апостол Петр рукоположил Климента во епископа Рима. Добродетельная жизнь, милосердие и молитвенный подвиг святого Климента обратили многих его сограждан ко Христу. Однажды, в день Пасхи, им были крещены сразу 424 человека; среди них были люди всех сословий: рабы и свободные, плебеи и патриции и даже члены императорской фамилии. Донос об этом немедленно поступил к императору Траяну (98-117), лютому гонителю христиан. По его повелению св. Климент был отдан под суд. Суд предъявил ему стандартные в отношении христиан обвинения: во-первых, в святотатстве, во-вторых, в оскорблении его величества императора и, в-третьих, в чародействе. Доказать вину св. Климента суд не мог, но по приказу императора вынес ему суровый приговор: лишить всех прав, состояния и отправить на вечную каторгу в каменоломни Тавриды. Вместе с ним были сосланы многие его ученики, а многие другие последовали за ним добровольно, предпочтя каторгу разлуке с духовным отцом. Прибыв на место ссылки в Крым, св. Климент "... обрете тамо паче двух тысящ христиан".

Это огромная по тем временам (конец первого века по Рождестве Христовом) православная община состояла частью из тайных христиан, обращенных в веру еще апостолом Андреем, а частью - из ссыльных каторжников, которые содержались и работали в каменоломнях в очень тяжелых условиях, практически не имея воды. Видя их страдания, св. Климент помолился вместе с осужденными, и Господь в образе Агнца явил ему место источника, из которого излился целый поток. Это чудо привлекло к нему множество людей. Слушая ревностного проповедника, сотни язычников обращались ко Христу. По свидетельству Метафраста, каждый день принимали крещение по 500 и более человек. В каменоломнях был вырублен храм, в котором св. Климент священнодействовал. А всего в этот период в окрестностях Херсонеса Таврического было сооружено 75 небольших по современным понятиям, в основном домовых храмов, которые св. Климент освятил. Апостольская его деятельность в Крыму стала известна Траяну и вызвала страшный гнев императора. По его приказу поздней осенью 101 года священномученик был утоплен. С якорем не шее, он был брошен в воды бухты, которая сейчас называется Казачьей. Скорбь охватила всех христиан.

По молитвам всего народа и верных учеников святителя Корнилия и Фивы море отступило, и люди нашли на дне нерукотворную часовню ("Ангельскую церковь"), а в ней - тело своего пастыря. С тех пор ежегодно в день мученической кончины свщмч. Климента море отступало, и в течение семи дней христиане могли поклоняться его нетленным мощам. Только в 9 веке, в царствование Константинопольского императора Никифора (802-811), по Божьему попущению мощи св. Климента стали недоступны для поклонения на целых 50 лет. Но при императоре Михаиле и матери его благочестивой Феодоре (855-867) Херсонес посетили равноапостольные учителя словенские Кирилл и Мефодий. Они побудили епископа Херсонеского Георгия к соборной молитве об открытии мощей св. Климента. После соборного служения на берегу моря и усердной молитвы свв. Мефодия и Кирилла, прибывшего с ними из Цареграда духовенства и херсонеситов в полночь на поверхности моря чудесно появились мощи св. Климента. Их торжественно положили в церкви свв. Апостолов. Часть мощей была перенесена свв. Кириллом и Мефодием в Рим, на родину священномученника, а честная глава его впоследствии была перенесена св. равноапостольным князем Владимиром, крестителем Руси, в Киев и положена вместе с мощами св. Фивы, ученика свщмч. Климента в Десятинной церкви, где был устроен придел во имя св. Климента. Так повествует Священное Предание о славной жизни и мученической кончине св. Климента Римского, третьего епископа Рима и второго апостола Тавриды. Но картина будет не полной, если мы не скажем несколько слов о том, что представляла собой Таврида в дохристианские времена. Исторических свидетельств о ней сохранилось немало. О Тавриде писали и Геродот, и Плиний, и Страбон, и Птолемей почти одинаково: "Живут тавры грабежом и войной". Дикие и жестокие языческие нравы, кровавые жертвоприношения, постоянные разбойничьи нападения делали Тавриду в глазах цивилизованных греков и римлян местом, пригодным лишь для ссылки преступников. И первые христиане попадали сюда, в основном, как осужденные.

Но впоследствии православные миссионеры, такие как епископы херсонеские 4 века Василий, Капитон, Ефрем, Елпидий, Еферий, Евгений, Агафадор и другие приходят сюда уже добровольно. Приходят, чтобы потрудиться в поте лица на ниве Божией и даже, если Господь сподобит, принять мученическую кончину. Такова удивительная логика поступков верных учеников Христа, которым Он заповедал: "Входите тесными вратами, потому что широки врата и пространен путь, ведущие в погибель, и многие идут ими; потому что тесны врата и узок путь, ведущие в жизнь, и немногие находят их" (Мф.7,13,14). Жизненный подвиг свщмч. Климента Римского является для всех последующих поколений душеспасительным примером.

Священномученик Климент, папа Римский, родился в Риме в богатой и знатной семье. Силой обстоятельств с детства разлученный с родителями, Климент воспитывался у чужих людей. Живя в Риме, юноша получил прекрасное образование, был окружен роскошью, приближен к императорскому двору. Но его не радовали утехи, языческая премудрость не увлекала его. Он стал задумываться над смыслом жизни. Когда в столицу дошли вести о Христе и Его учении, святой Климент оставил дом и имение и отправился в те земли, где проповедовали апостолы. В Александрии Климент встретил святого апостола Варнаву , слова которого слушал с глубоким вниманием, всем сердцем воспринимая силу и истину Слова Божия. Прибыв в Палестину, святой Климент принял Крещение от святого апостола Петра и стал его ревностным учеником и постоянным спутником, разделяя с ним его труды и страдания. Святой апостол Петр незадолго до своих страданий рукоположил святого Климента во епископа города Рима. После кончины апостола, а за ним святого Лина , епископа Римского (67 - 79), и его преемника, святого епископа Анаклета (79 - 91), на Римской кафедре находился святой Климент (с 92 по 101 год).

Добродетельная жизнь, милосердие и молитвенный подвиг святого папы Климента обратили многих ко Христу. Так, однажды в день Пасхи им были крещены сразу 424 человека. Среди крещеных были люди всех сословий: рабы, правители, члены императорской семьи.

Язычники, видя успехи его апостольской проповеди, донесли на святителя Климента императору Траяну (98 - 117), обвинив святого в том, что он хулит языческих богов. Император изгнал святого Климента из столицы, отправив его в Крым, на работы в инкерманские каменоломни недалеко от города Херсонеса. Многие из учеников святителя последовали за ним, предпочтя добровольное изгнание разлуке с духовным отцом. Прибыв на место ссылки, святой Климент встретил много верующих христиан, осужденных работать в тяжелых условиях, совершенно без воды. Он помолился вместе с осужденными, и Господь в образе Агнца явил ему место источника, из которого излилась целая река. Это чудо привлекло к святителю Клименту множество людей. Слушая ревностного проповедника, сотни язычников обращались ко Христу. Каждый день крестилось по 500 человек и более. И там, в каменоломнях, был вырублен храм, в котором он священнодействовал.

Апостольская деятельность святого вызвала гнев императора Траяна, и он приказал утопить святого Климента. Мученика ввергли в море с якорем на шее. Это произошло в 101 году.

По молитвам верных учеников святителя, Корнилия и Фивы, и всего народа море отошло, и люди нашли на дне в нерукотворном храме ("Ангельской церкви") нетленное тело своего пастыря. После этого ежегодно в день мученической кончины святителя Климента море отступало и в течение семи дней христиане могли поклоняться святым его мощам. Только в IX веке, во время царствования Константинопольского императора Никифора (802 - 811), по Божиему попущению, мощи святого Климента стали недоступны для поклонения на 50 лет. При императоре Михаиле и матери его Феодоре (855 - 867) Херсонес посетили равноапостольные Кирилл и Мефодий . Узнав о сокрытых мощах святого Климента, они побудили епископа Херсонесского Георгия к соборной молитве ко Господу об открытии мощей священномученика. После соборного служения святых Кирилла и Мефодия и прибывшего с ними из Царьграда духовенства и усердной молитвы всех собравшихся на поверхности моря в полночь чудесно появились святые мощи епископа Климента. Их торжественно перенесли в город в церковь святых Апостолов. Часть мощей была принесена святыми Кириллом и Мефодием в Рим, а святая глава впоследствии принесена в Киев святым равноапостольным князем Владимиром (+ 1015) и положена в Десятинной церкви вместе с мощами святого Фивы, где был устроен придел во имя святого Климента. Память священномученика свято чтится в России. Издревле ему посвящались многие храмы.

Святитель Климент, которого относят к мужам апостольским, оставил нам духовное наследие - два послания к Коринфянам - первые после писаний святых Апостолов письменные памятники христианского учения. (Они изданы в русском переводе в "Писаниях мужей апостольских".)

(†~101)

Предварительные сведения

Климент Римский родился в I столетии по Рождестве Христовом. В древней Церкви он почитался как один из наиболее значимых и выдающихся христианских святых.

О его почитании в первые века существования Церкви говорит хотя бы тот факт, что в его память и честь в Риме была воздвигнута базилика. Несмотря на известность святого Климента среди современников, в последующую эпоху сведения о деталях его жизни и деятельности стёрлись временем, обросли ложными слухами и легендами.

На сегодняшний день одним из ярчайших бесспорных свидетельств о его личности и служении является дошедшее до нас (в списках) послание к Коринфской общине, написанное святым Климентом в связи произошедшим там возмущением местных христиан. Помимо авторитета автора послание обнаруживает его ревность, любовь и духовную мудрость.

Согласно ранним историческим источникам, Климент Римский есть одно и то же лицо, что и Климент, упоминаемый апостолом Павлом в послании к Филиппийцам . В этом Писании о Клименте говорится как об апостольском сотруднике. Приведенное утверждение вполне согласуется с данными предания, указывающими на то, что Климент Римский был мужем апостольским, страдал за веру в Филиппах.

Сообразно другой точке зрения, святого Климента должно отождествлять с известным консулом Титом Флафием Климентом, родственником императора Домициана (гонителя Церкви). Известно, что в правление Домициана консул был обвинен в безбожии (атеизме) и казнён.

Разумея под этой политической фигурой Климента Римского (который был верующим христианином, но не атеистом), обвинение в безбожии интерпретируют и оценивают как обвинение в отрицании существования языческих богов.

Между тем в названное суждение не встраивается тот факт, что Тит Флавий Климент подвергся наказанию в 96-м году, тогда как святой Климент Римский руководил христианской паствой до третьего года правления Траяна (101-й год).

Несмотря на замечания критиков, что стиль составленного Климентом послания к Коринфянам якобы не даёт оснований видеть в нём представителя высшей аристократии, на основании его жития утверждается, что он принадлежал к знатной, богатой фамилии. Там же указывается, что его родители, Фавст и Матфидия, держались языческого мировоззрения.

В молодости, на протяжении нескольких лет, Климент жил в Риме без родителей, и очень страдал от того, что не имеет о них ни малейших вестей. Ни материальное благополучие, ни заботливость слуг не могли погасить его сыновнюю скорбь.

Обращение ко Христу

Однажды Божественный Промысл свёл Климента с христианином, который поведал ему о Пришествии в мир Искупителя, будущем воскресении, Страшном Суде, вечном мучении грешников и вечном блаженстве святых. Тронутый услышанным до глубины сердца, Климент оставил Римское жилище и отправился в Палестину.

Здесь, в Кесарии Палестинской, он познакомился с первоверховным апостолом Петром. После того как Петр просветил его светом Евангельской Истины, Климент принял Святое Крещение и вошёл в круг его учеников. Вскоре, помощью Божьей, нашлись его родители. Они тоже приняли Крещение от апостола Петра.

Епископское служение

Незадолго до своей мученической кончины, Пётр возвёл Климента на епископскую кафедру Рима. Так он стал третьим Римским архиереем после Лина и Анаклета.

Добродетели Климента встречали уважение как среди верующих, так и среди язычников. Это способствовало распространению веры и успеху Благовестия. Число верующих в Риме росло.

Успешная деятельность Климента Римского вызывала у языческих фанатиков лютую ненависть, чувство вражды. В какой-то момент некий Торкутиан, движимый злобой, инициировал против него возмущение и втянул в это дело градоначальника.

Градоначальник вызвал епископа для объяснений, а во время беседы напомнил ему о благородном происхождении и укорил в провоцировании беспорядков. В ответ Климент Римский попросил тишины и выступил с проповедью о Христе. Выслушав речь, градоначальник признался, что не нашёл в нём вины, но поскольку тот явился виновником народных волнений, постольку он вынужден доложить о случившемся императору Траяну.

Император ответил, что Клименту надлежит принести жертву богам. В противном случае он должен быть наказан и как негодный раб отправлен в ссылку в Херсонес. Когда Климента поставили перед выбором между предательством и страданием, он, не раздумывая, предпочел первому второе.

Ссылка

Прибыв на место, Климент обнаружил среди ссыльных около двух тысяч Христиан. В основном все они были осуждены, как и он, за твёрдость убеждений. Как епископ он взял их под свое окормление.

Братиям приходилось трудиться в Инкерманских каменоломнях. Помимо физических перегрузок и унижений они испытывали трудности от жары, изнывали от недостачи питьевой воды. Тогда Римский епископ предложил обратиться к Богу в соборной молитве, чтобы Господь явил им источник. Во время молитвы пред святителем предстал Агнец. Святитель, приняв это видение за Божье знамение, ударил в то место, на которое было указано Агнцем, и из камня пробился поток свежей, прохладной воды. Это чудо привлекло внимание многих и способствовало массовому обращению язычников ко Христу.

После добычи камня в местных скалах образовывались большие пустоты, напоминавшие пещеры. В одной из таких полостей Климент вырубил помещение для храма. В этом помещении братия стали устраивать богослужения (со временем на том месте образовался Православный монастырь).

Примеру епископа следовали и другие христиане. По некоторым свидетельствам, во время пребывания Климента Римского в Херсонесе, там было организовано более 70 церквей.

Конечно, эти древние храмы имели ограниченную площадь и вмещали небольшое количество людей, но и в этом усматривалось торжество Правды Божьей над злом. Климент Римский поставлял пресвитеров, и они помогали ему в распространении веры.

Весть о развернутой в Херсонесе ссыльным епископом миссионерстве дошла до ушей императора Траяна. И он не оставил её без внимания. В соответствии с его тайным распоряжением, святого Климента вывезли в море и утопили, привязав к шее тяжёлый морской якорь. Так он увенчался славой мученика. Это событие произошло в 101 году.

Чудесное развитие дальнейших событий

Смерть Климента лишила верующих архиерея, но его светлый образ продолжал жить в чутких сердцах. Ученики Климента, Корнелий и Фив, совместно с другими братиями предались молитве и стали упрашивать Бога явить им тело учителя.

По их искренней вере Господь совершил чудо: морские волны отступили и в одной из пещер, освободившейся от воды, были обнаружены нетленные мощи святого. Впоследствии за этой пещерой закрепилось название «Ангельская церковь».

С тех пор в течении нескольких лет, ежегодно, в день гибели Климента, море освобождало Ангельскую церковь от вод и люди, молясь при мощах, воздавали Богу хвалу.

Среди сочинений, приписываемых Клименту Римскому, достоверным признано одно: . Другое произведение, хотя и считается плодом его творческой мысли, однако не единогласно.

Тропарь священномученику Клименту, папе Римскому, глас 4

Иже от Бога чудодействы / преславно удивляя вселенныя концы мира, / священный страдальче, / паче естества морю составы водам содеваеши разделение / в честней памяти твоей / всегда притекающим усердно в Богозданную ти церковь / чудесным твоим мощем, / и по всенародном хождении, / море во едино течение чудодетельне твориши, / Клименте предивный, // моли Христа Бога спастися душам нашим.


Когда мы говорим "Папа Римский", то мы сразу представляем Католический Ватикан, однако до раздела Христианской Церкви христианство было ЕДИНО и уже тогда епископ Рима именовался Папой, а потому Православной Церкви канонизировано несколько Римских Пап, которые служили в Риме до раздела Церкви на Восточную и Западною. Один из Пап, которых Православная Церковь почитает за святого и есть священномученик Климент, который считается четвёртым от апостола Петра, епископом Рима. Католическая Церковь именует его Папой Климентом Первым .

Климент происходит из знатной римской семьи. Вскоре после рождения Климента (30-е годы по Р. Х.), его мать и два брата отправились по морю из Рима в Афины, попали в кораблекрушение, выжили, но потеряли друг друга. Мать Климента, оплакивая потерю детей, осталась на одном из островов Восточного Средиземноморья; малолетние же братья оказались в Иудее и были там усыновлены. Через некоторое время отец Климента отправился разыскивать пропавших членов семьи, решив не возвращаться в Рим, пока не отыщет их. Климент же взрослел в Риме, изучая науки и скорбя о пропавших родичах. Ни языческая религия, ни философия не могли дать ему удовлетворительного ответа на вопрос о том, что происходит с людьми после смерти. Когда Клименту исполнилось 24 года, он услышал о пришествии Христа в мир и решил узнать подробнее о его учении, для чего отправился на восток. В Александрии он слушал проповеди апостола Варнавы, а в Иудее нашёл святого апостола Петра , принял от него крещение и присоединился к его ученикам (среди которых оказались и пропавшие братья Климента, им не узнанные). Затем, по усмотрению Божию, во время путешествия апостола Петра были встречены мать, а потом и отец Климента; при участии апостола семья воссоединилась, родители приняли крещение. Климент стал одним из ближайших сподвижников Петра и был рукоположён им в епископы, а около 91 года, после смерти епископа Анаклета, возглавил Римскую церковь. Мудро управляя церковью во времена волнений и усобиц в Риме, Климент прославился многочисленными обращениями ко Христу, благодеяниями и исцелениями.

Сам апостол Пётр рукоположил Климента во епископы и в последствии Климент был предстоятелем римской церкви с 92 по 101 годы .

В период очередной волны гонений на христианство, Климент был поставлен перед выбором: принести жертву языческим богам или быть отправленным в изгнание на каторжные работы. Прибыв в каменоломни возле крупного античного города Херсонес Таврический (нынешний Севастополь ), отождествляемые обычно с Инкерманскими каменоломнями. Климент нашёл там большое число ранее осужденных христиан. Работая среди них, Климент утешал их и наставлял. Близ места работы не было воды, вследствие чего каторжане терпели значительные неудобства; вследствие молитвы святого Господь открыл водный источник. Слух о чуде распространился по всему Таврическому полуострову и многие туземные обитатели приходили креститься. Климент всякий день крестил до 500 язычников , и число христиан так увеличилось, что для них потребовалось устроить до 75 новых церквей;.

Тем самым святой Климент Папа Римский стал одним из самых первых христианских проповедников на территории современной Руси за более чем 7 веков до крещения Руси князем Владимиром. Правда в то время Севастополь являлся частью Византии, а не России.

Сегодня Севастополь, это город Украины с населением 342 762 человек. Можно сказать, самый русский город Украины с 71,6 % русских, и где 90,6 % населения разговаривают на русском языке.

И сегодня в Севастополе есть места связанные с жизнью в этом городе Святого Папы Римского Климента. Для этого надо отправиться в один из пригородов города, город районного подчинения который называется Инкерман с населением 11 990человек и находится он в 8 км. от Севастополя. До 1991 года с 1976 года назывался Белокаменск, а ещё ранее Каламита. Именно там и жил в 101 году святой Климент. И сегодня этот святой изображается на гербе и флаге Инкермана.

Через Инкерман проходит железная дорога Симферополь—Севастополь (станция Инкерман-1).

В 1957 году Инкерман (как и Балаклава) был включён в состав города Севастополя, в 1976 вновь получил статус отдельного города под именем Белокаменск, в 1991 городу возвращено историческое название.

Для многих этот пригород Севастополя известен своими винами, там находится винодельный завод.

А в русской истории Инкерман известен по Инкерманскому сражению котороепроизошло 5 ноября 1854 во время Крымской войны. Русские войска численностью 19 000 человек под командованием генерала Соймонова атаковали позиции англичан (около 8 тысяч человек) на участке 2-й пехотной дивизии с целью срыва генерального штурма Севастополя.

В Инкермане и сейчас сохранились каменоломни на которых в ссылке высланный из Рима работал святой Папа Климентий. Инкерманский камень был известен еще древним римлянам, не говоря уж о последующих народах — красивый, прочный, хорошо поддающийся обработке и поглощающий жару. В этом карьере трудился Святой Климент в 98-101 годах. Гладкие, отвесные, явно обработанные стены карьера выглядят грандиозно, напоминая кадры из фильмов про Индиану Джонса. Кое-где сквозь гору проходят порталы высотой десять-пятнадцать метров, по которым может спокойно проехать грузовик.

Из инкерманского камня сложены многие здания в Севастополе, его использовали также в Александрии, Марселе.

Пещерный монастырь расположен прямо у железной дороги, и его храмы, стоящие у подножья отвесной скальной стены, прекрасно виды с поездов. Само название Инкерман переводится с турецкого как "Пещерный город". Монастырь основан при византийцах в память о Святом Клименте - римском епископе, умершем в 101 году на каторге в этих краях. После захвата Крыма турками (1475) монастырь пришел в упадок, и был возрожден лишь в 1850 году. В нынешнем монастыре собственно пещеры сохранились с византийских времен, а все постройки у подножья скалы (включая церкви) построены во второй половине XIX века. Однако пещерные постройки хорошо видны, прямо в гладком обрыве скалы устроены окна и балконы.
Замечательное место! Сверху над монастырем - плато с руинами старой крепости, оттуда открывается панорамный вид в одну сторону на бухту, в другую - на карьеры. Это действующий мужской монастырь Московского Патриархата.

В 1931 году в пещерных храмах прекратились богослужения, монастырь был окончательно закрыт, его имущество передано Севастопольскому музейному объединению. После закрытия монастыря в нём остались жить его настоятель Венедикт, отец Прокопий и два 85-летних старца.

Во время Великой Отечественной войны в пещерах монастыря размещался штаб 25-ой Чапаевской дивизии Приморской армии. В июне 1942 года солдаты этой дивизии на Инкерманских высотах сдерживали врага, рвавшегося к Севастополю.
В 1991 году древний монастырь стали возраждать в память о Папе Клименте .

Здесь в Севастопольской бухте святой Папа Климент принял мученическую смерть. В Херсонес для наведения порядка императором Траяном был направлен специальный посланник, который приказал привязать Климента к якорю и утопить в море, дабы последователи не нашли его тела. Однако по молитвам учеников Климента и остального народа, море отступило от берега на три стадия (около 500 м.), и люди нашли тело мученика, которое не было взято на берег, но было положено в специальном саркофаге на дне Севастопольской бухты.
Впоследствии, на протяжении семи веков море каждый год, 8 декабря отступало на несколько дней, давая возможность приходить желающим поклониться. При этом совершались многие чудеса по молитве святого, которого прославил Господь. В начале 800-х годов море перестало отступать, однако около 861 года мощи святого Климента были обретены святыми создателями славянской азбуки Кириллом и Мефодием при участии херсонесского епископа Георгия блаженного и священников из константинопольского собора святой Софии . Мощи были внесены в Херсонесский храм и по молитвам святого Климента много совершалось чудес.


В последствии именно Кирилл и Мефодий перевезли мощи Папы в город Рим, оставив в Севастополе только череп (голову) святого и стали его почитать святым покровителем. И в самом деле Климент очень помог в дальнейшем Кириллу и Мефодию. Так в то время все богослужения проходили только на трёх языках, на латыни, еврейском или греческом. Когда Кирилл и Мефодий создали славянскую грамоту, то на славянском языке нельзя было проводить богослужения без благословения первоиерархов. И вот парадокс! Именно Папа Римский, Адриан Второй из Рима разрешил славянам использовать славянский язык (на котором сейчас проводит богослужения в том числе и русская Церковь) как четвёртый официальный язык богослужения на ряду с греческим, еврейским и латынью. А случилось это после того, как Папа узнал, что азбуку изобрели те Кирилл и Мефодий, которые Риму подарили мощи святого Климента! Это была ответная благодарность понтифика из Рима.

Ещё один интересный факт. Большинство Римских Пап хоронили в соборе святого Петра на месте нынешнего Ватикана. А вот для Папы Климента в центре Рима был построен отдельный храм, Basilica di San Clemente в котором и положили его мощи.

Ни одна из церквей Рима по местоположению своему не заслуживает внимания в такой степени, как эта церковь , так как на том месте, на котором она была построена, имеются памятники различных эпох. Глубоко под церковью лежат огромные глыбы туфа какого-то древнего здания, принадлежащего времени если не царей, то республики. Над этими глыбами подымаются постройки императорской эпохи. Раскопками, кроме того, выяснено, что первоначальная, самая древняя, церковь Св. Климента была воздвигнута на древнем святилище Митры. После того как древняя базилика, которую знал Иероним, с течением времени погибла, над нею в Средние века была выстроена другая; ее устройство, хотя в ней неоднократно производились изменения, еще и в настоящее время дает самое наглядное представление о древних базиликах.

За храмом Митры открывается длинная череда зернохранилищ (I-II века), а в самой глубине, куда не проникает свет, течет подземная река, чье журчание оглушительно отдается от сводов.

В нижней базилике находится предполагаемая гробница Кирилла (того самого, который вместе с братом Мефодием ввел в обращение кириллицу). Вокруг множество мемориальных досок от благодарных славянских народностей: болгаров, греков, сербов, македонцев, украинцев и т.п. (самые невзрачные и незаметные - отчего-то от России , зато сразу две).



Святынями церкви являются мощи святого Климента и правая рука священномученика Игнатия Богоносца принявшего смерть в Римском Колизее, а также единственная сохранившаяся до настоящего времени частица мощей равноапостольного Кирилла - просветителя славян . 14 февраля 869 года Кирилл скончался в Риме и был, по желанию Адриана II и римского народа, погребён в Сан-Клементе . Нечто невероятное, одно из лучших мест в Риме .

Однако святой Папа Климент не оставил без своего покравительства и православную святую Русь. Святой великий князь Киевский Владимир , прежде чем в водах Днепра крестить Киевскую Русь, он прибыл в Херсонес и в современном Севастополе принял крещение, там где пострадал святой Климент . Возвращаясь в Киев Князь Владимир привёз с собой череп святого Климента и 6 тонную гробницу, в которой покоились мощи в Севостополе до тех пор как их перевезли в Рим. Вначале эти святыни находились в Киевской Десятинной Церкви, которая являлась первым храмом Киева и была разрушена при нашествии хана Батыя.
Ныне же Севастопольская гробница Климента находится в Софийском Соборе Киева .


Однако она больше известна, как саркофаг князя Ярослава Мудрого. Святой князь Ярослав Мудрый, был сыном святого князя Владимира и когда он умер, то его тело было положено в каменной 6 тонный саркофаг (гробницу) святого Папы Климента. Ныне этот саркофаг с предположительными останками князя Ярослава Мудрого и находится в Софийском соборе. Каждый кто бывает в соборе (ныне это музей), может подойти к этой очень древней гробнице, в которой в Севастополе покоился Папа Климент.


Остаётся вопрос, а где же череп святого Климента? Глова (череп) святого Папы Климента и сегодня находится в Киевской Лавре в пещерах. Мироточивая Глава святого Климента находится в стеклянном сосуде и источает миро (целебное масло), что можно видеть всем своими глазами, кто входит в пещеры, а масло разливается и раздаётся людям для помазания головы и больных мест, считаясь целительным.. .


Храмы святому Клименту Папе Римскому есть во многих городах России, включая Москву и Новгород , что является показателем глубокого почитания этого святого православным народом России на ровне с Римом и католическим Западом..


Икона святого Папы Климента из Киевской Лавры.

Флакончик с маслом мироточивой главы из Пещеры Киевской Лавры

Возсиял как солнечная заря, и блестаешь преподобне всему миру светлыми учениями твоими, Богогласне Клименте светоносный, мучеников похвала .

  • Сергей Савенков

    какой то “куцый” обзор… как будто спешили куда то