Презентация к уроку по алгебре (7 класс) на тему: Сложение и вычитание алгебраических дробей. Сложение и вычитание алгебраических дробей: правила, примеры

сформировать способность к выполнению действий (сложения и вычитания) с алгебраическими дробями с разными знаменателями, опираясь на правило сложения и вычитания обыкновенных дробей с разными знаменателями;

  • повторить и закрепить сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями.
  • Оборудование: Демонстрационный материал.

    Задания для актуализации знаний:

    1) +; 2) -;

    3) + ; 4) +; 5) -.

    1) Алгоритм сложения и вычитания обыкновенных дробей с разными знаменателями.

    Чтобы сложить или вычесть обыкновенные дроби с разными знаменателями, надо:

    1. Привести данные дроби к наименьшему общему знаменателю.
    2. Сложить или вычесть полученные дроби.

    2) Алгоритм приведения алгебраических дробей к общему знаменателю.

    1. Найдём дополнительные множители для каждой из дробей: это будут произведения тех множителей, которые имеются в общем (новом) знаменателе, но которых нет в старом знаменателе.

    3) Эталоны к самостоятельной работе с самопроверкой:

    3) Карточка для этапа рефлексии.

    1. Данная тема мне понятна.
    2. Я знаю, как найти дополнительные множители к каждой из дробей.
    3. Я умею находить новые числители для каждой из дробей.
    4. В самостоятельной работе у меня всё получалось.
    5. Я смог понять причину ошибки, которую допустил в самостоятельной работе.
    6. Я доволен своей работой на уроке.

    ХОД УРОКА

    1. Самоопределение к деятельности.

    Цели этапа:

    1. Включение учащихся в учебную деятельность: продолжение путешествия по стране “Алгебраические выражения”.
    2. Определение содержательных рамок урока: продолжение работать с алгебраическими дробями.

    Организация учебного процесса на этапе 1:

    Доброе утро, ребята! Мы продолжаем наше увлекательное путешествие по стране “Алгебраические выражения”.

    С какими “обитателями” страны мы встречались на предыдущих уроках? (С алгебраическими выражениями.)

    Что мы можем выполнять со знакомыми нам алгебраическими выражениями? (Сложение и вычитание.)

    Какая характерная особенность алгебраических дробей, которые мы уже умеем складывать и вычитать? (Мы складываем и вычитаем дроби, имеющие одинаковые знаменатели.)

    Верно. Но мы все вместе хорошо понимаем, что навыков выполнения действий с алгебраическими дробями, имеющими одинаковые знаменатели, недостаточно. Как вы считаете, что ещё необходимо нам научиться делать? (Выполнять действия с дробями, имеющими разные знаменатели.)

    Молодцы! Тогда продолжим наше путешествие? (Да!)

    2. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности.

    Цели этапа:

    1. Актуализировать знания о выполнении действий с дробями с одинаковыми знаменателями, приёмы устных вычислений.
    2. Зафиксировать затруднение.

    Организация учебного процесса на этапе 2:

    На доске записано несколько примеров на выполнение действий с дробями:

    5) -=-==.

    Учащимся предлагается в громкой речи озвучить свои варианты решения.

    В первом примере ребята без труда выдают правильный ответ, вспоминая алгоритм выполнения действий с алгебраическими дробями, имеющими одинаковые знаменатели.

    Когда уже прозвучал комментарий к примеру № 2, учитель акцентирует внимание на примере № 2:

    Ребята, посмотрите, что у нас интересного в примере № 2? (Мы не только выполняли действия с алгебраическими дробями, имеющими одинаковые знаменатели, но и выполняли сокращение получившейся алгебраической дроби: вынесли знак “минус” за скобки, в числителе и знаменателе получили одинаковые множители, на которые впоследствии мы и сократили результат.)

    Очень хорошо, что вы не забыли, что основное свойство дроби применимо не только к обыкновенным, но и алгебраическим дробям!

    Кто же прокомментирует для всех решение следующих трёх примеров?

    Скорее всего, найдётся ученик, который без труда решит пример № 3.

    Чем же ты воспользовался при решении примера № 3? (Мне помог алгоритм сложения и вычитания обыкновенных дробей с разными знаменателями.)

    Как именно ты действовал? (Я привёл алгебраические дроби к наименьшему общему знаменателю 15, а затем сложил их.)

    Замечательно! А как у нас обстоят дела с двумя последними примерами?

    Когда дело доходит до следующих двух примеров, ребята (каждый для себя) фиксируют возникшее затруднение.

    Слова учеников приблизительно такие:

    Я затрудняюсь выполнить примеры 4–5, так как передо мной алгебраические дроби, не с “одинаковыми” знаменателями, и в состав этих разных знаменателей входят переменные (№ 4), а в № 5 вообще в знаменателях стоят буквенные выражения!..”

    Ответ на задания 4–5 не получены.

    3. Выявление места и причин затруднений и постановка цели деятельности.

    Цели этапа:

    1. Зафиксировать отличительное свойство задания, вызвавшего затруднение в учебной деятельности.
    2. Сформулировать цель и тему урока.

    Организация учебного процесса на этапе 3:

    Ребята? Где же возникло затруднение? (В примерах 4–5.)

    Почему же при их решении вы не готовы обсудить решение и дать ответ? (Потому что алгебраические дроби, предложенные в этих заданиях, имеют разные знаменатели, а нам знаком алгоритм выполнения действий с алгебраическими дробями, имеющими одинаковые знаменатели.

    Что же нам ещё надо уметь делать? (Надо научиться складывать и вычитать дроби с разными знаменателями.)

    Я согласна с вами. Как можно сформулировать тему нашего сегодняшнего урока? (Сложение и вычитание алгебраических дробей с разными знаменателями.)

    Тема урока записывается в тетрадях.

    4. Построение проекта выхода из затруднения.

    Цель этапа:

    1. Построение детьми нового способа действий.
    2. Фиксация алгоритма приведения алгебраических дробей к общему знаменателю.

    Организация учебного процесса на этапе 4:

    Какую же цель мы сегодня поставим перед собой на уроке? (Научиться складывать и вычитать алгебраические дроби с разными знаменателями.)

    Как же быть? (Для этого мы должны построить алгоритм дальнейшей работы с алгебраическими дробями.)

    Что нам необходимо придумать для достижения цели урока? (Алгоритм приведения алгебраических дробей к общему знаменателю, чтобы потом работать по привычному нам правилу сложения и вычитания дробей с одинаковыми знаменателями.)

    Работа может быть организованы в группах, каждой группе даётся лист бумаги и маркер. Учащиеся могут предложить свои варианты алгоритма в виде перечисления шагов. На работу отводится 5 минут. Группы вывешивают свои варианты алгоритма или правила, и дальше проводится анализ каждого варианта.

    Скорее всего, кто-то из учащихся обязательно проведёт аналогию своего алгоритма с алгоритмом сложения и вычитания обыкновенных дробей с разными знаменателями: сначала приводят дроби к общему знаменателю с помощью соответствующих дополнительных множителей, а затем складывают и вычитают полученные дроби с одинаковыми знаменателями.

    Впоследствии этого выводится единый вариант. Он может быть таким:

    1. Раскладываем все знаменатели на множители.
    2. Из первого знаменателя выписываем произведение всех его множителей, из остальных знаменателей приписать к этому произведению недостающие множители. Полученное произведение и будет общим (новым) знаменателем.
    3. Найдём дополнительные множители для каждой из дробей: это будут произведения тех множителей, которые имеются в новом знаменателе, но которых нет в старом знаменателе.
    4. Найдём для каждой дроби новый числитель: это будет произведение старого числителя и дополнительного множителя.
    5. Запишем каждую дробь с новым числителем и общим (новым) знаменателем.

    Ну что же, применим наше правило для выполнения нерешённых предложенных заданий. Каждое задание (4, 5) проговаривают поочерёдно некоторые учащиеся класса, учитель фиксирует решение на доске.

    Мы с вами просто гении! Нами построен алгоритм сложения и вычитания алгебраических дробей с разными знаменателями. Совместными усилиями нами ликвидировано затруднение, так как перед нами теперь настоящий “путеводитель” (алгоритм) по неизведанной для нас стране “Алгебраические дроби”!

    5. Первичное закрепление во внешней речи.

    Цель этапа:

    1. Тренировать способность к приведению алгебраических дробей к общему знаменателю.
    2. Организовать проговаривание изученного содержания правила-алгоритма во внешней речи.

    Организация учебного процесса на этапе 5:

    Ребята, но все мы хорошо знаем, что просто смотреть и знать “карту местности” - это ещё не путешествие. Что мы должны сделать, чтобы глубже и больше проникнуть в мир алгебраических дробей? (Мы должны решать примеры, и вообще тренироваться в решении примеров, для того, чтобы закрепить наш новый алгоритм.)

    Совершенно верно. Поэтому я предлагаю начать наше исследование.

    Ученик устно проговаривает план своего решения, учитель корректирует, если допущены некоторые неточности.

    Приблизительно это звучит так:

    Мы должны подобрать число, которое разделится одновременно на 2 и на 5. Это число 10. Затем подбираем переменные в нужной нам степени. Итак, нашим новым знаменателем будет 10xy. Подбираем дополнительные множители. К первой дроби: 5y, ко второй: 2x. Умножаем подобранные дополнительные множители на каждый старый числитель. Получаем алгебраические дроби с одинаковыми знаменателями, выполняем вычитание по уже привычному для нас правилу.

    Я довольна. А теперь наша большая команда разделиться на пары, и мы продолжим наш интересный путь.

    №133 (а, г). Учащиеся работают в парах, проговаривая решение друг другу:

    а) +=+==;

    г) +=+==.

    6. Самостоятельная работа с самопроверкой.

    Цели этапа:

    1. Провести самостоятельную работу.
    2. Провести самопроверку по готовому эталону для самопроверки.
    3. Учащиеся зафиксируют затруднения, определяют причины ошибок и исправляют ошибки.

    Организация учебного процесса на этапе 6:

    Я внимательно наблюдала за вашей работой и пришла к выводу, что каждый из вас уже готов самостоятельно обдумывать способы и находить решения примеров по нашей сегодняшней теме. Поэтому я предлагаю вам небольшую самостоятельную работу, после завершения которой вам будет предложен эталон с правильным решением и ответом.

    №134 (а, б): выполняют работу по вариантам.

    После выполнения работы проводится проверка по эталону. Проверяя решения, учащиеся отмечают “+” правильное решение, “?” не верное решение. Желательно, чтобы ученики, допустившие ошибки, объяснили причину, по которой они неправильно выполнили задание.

    Проводится анализ и исправление ошибок.

    Итак, какие сложности встретились на вашем пути? (Я допустил ошибку при раскрытии скобок, перед которыми стоит знак “минус”.)

    Какая причина этому? (Просто из-за невнимательности, но в будущем буду осторожнее!)

    Что ещё показалось нелёгким? (Мне было непросто подобрать дополнительные множители к дробям?)

    Тебе обязательно надо изучить подробнее 3 пункт алгоритма, чтобы не возникала такая проблема в дальнейшем!

    Были ещё затруднения? (А я просто не привёл подобные слагаемые).

    И это поправимо. Когда вы проделаете всё, что возможно по новому алгоритму, необходимо вспомнить и давно изученный материал. В частности, приведение подобных слагаемых, или сокращение дробей и т.п.

    7. Включение новых знаний в систему знаний.

    Цель этапа: повторить и закрепить изученный на уроке алгоритм сложения и вычитания алгебраических дробей с разными знаменателями.

    8. Рефлексия урока.

    Цель этапа: зафиксировать новое содержание, оценить собственную деятельность.

    Организация учебного процесса на этапе 8:

    Какую цель мы поставили в начале урока? (Научиться складывать и вычитать дроби с разными знаменателями.)

    Что мы придумали для достижения цели? (Алгоритм сложения и вычитания алгебраических дробей с разными знаменателями.)

    Что мы ещё использовали при этом? (Мы раскладывали на множители знаменатели, подбирали НОК для коэффициентов, и дополнительные множители для числителей.)

    А теперь возьмите какую-нибудь цветную ручку или фломастер и отметьте знаком “+” те высказывания, с истинностью которых вы согласны:

    У каждого ученика карточка с фразами. Дети отмечают и показывают учителю.

    Молодцы!

    Домашнее задание: параграф 4 (учебник); № 126, 127 (задачник).

    Дополнительные материалы
    Уважаемые пользователи, не забывайте оставлять свои комментарии, отзывы, пожелания. Все материалы проверены антивирусной программой.

    Развивающие и обучающие пособия в интернет-магазине "Интеграл"
    Пособие к учебнику Муравина Г.К.    Пособие к учебнику Макарычева Ю.Н.

    Что такое алгебраическая дробь?

    Алгебраическая дробь - это выражение вида: $\frac{P}{Q}$ .

    Где:
    P - числитель алгебраической дроби.
    Q - знаменатель алгебраической дроби.

    Приведем примеры алгебраических дробей:

    $\frac{a}{b}$, $\frac{12}{q-p}$, $\frac{7y-4}{y}$.

    Основные свойства алгебраических дробей

    Свойство 1.
    И числитель и знаменатель дроби можно умножить на одно и то же число (или на одночлен, или на многочлен). В итоге, мы получим ту же самую дробь, но представленную в другом виде.

    По другому это преобразование называется тождественным . Его используют, чтобы привести алгебраическое (и не только) выражение к более простому виду, и работа с этим выражением будет удобнее.

    $\frac{a}{4b^2}=\frac{a*3b}{4b^2*3b}=\frac{3ab}{12b^3}$.


    И числитель и знаменатель мы умножили на одночлен $3b$. В итоге у нас получилась дробь, тождественная исходной.

    $\frac{a^2}{6b^3}=\frac{a^2*2}{6b^3*2}=\frac{2a^2}{12b^3}$.


    При необходимости алгебраическую дробь можно умножить на простое число. В этом примере и числитель и знаменатель мы умножили на число 2. И опять мы получили дробь, тождественную исходной.

    Свойство 2.
    И числитель, и знаменатель дроби можно разделить на одно и то же число (или одночлен, или многочлен). В итоге мы получим ту же самую дробь, но представленную в другом виде.

    Как и в случае с умножением, к такому тождественному преобразованию прибегают, чтобы представить дробь в более простом виде и облегчить работу с ней.

    Сложение и вычитание алгебраических дробей с одинаковыми знаменателями

    Если у алгебраических дробей одинаковые знаменатели, их складывают, как обыкновенные дроби (складывают только числители, а знаменатель остается общим).

    Общее правило:

    $\frac{a}{d}+\frac{b}{d}-\frac{c}{d}=\frac{a+b-c}{d}$.


    Пример.

    Упростите выражение:

    $\frac{2a^2+5}{a^2-ab}+\frac{2ab+b}{a^2-ab}-\frac{b+5}{a^2-ab}$.


    Решение.

    Используем правило сложения дробей о котором рассказано выше, то есть сложим числители, а знаменатель запишем общий.

    $\frac{2a^2+5}{a^2-ab}+\frac{2ab+b}{a^2-ab}-\frac{b+5}{a^2-ab}=\frac{(2a^2+5)+(2ab+b)-(b+5)}{a^2-ab}$.


    Поработаем с числителем.

    $(2a^2+5)+(2ab+b)-(b+5)=$
    $2a^2+5+2ab+b-b-5=2a^2+2ab$.


    В результате получаем дробь:

    $\frac{2a^2+2ab}{a^2-ab}$.


    Ребята, перед тем как закончить решение проверьте: нельзя ли ещё упростить полученный результат. Ведь в этом заключается весь смысл преобразования - упростить выражение.
    Если посмотреть внимательно, то можно понять, что полученную дробь можно еще упростить.

    $\frac{2a^2+2ab}{a^2-ab}=\frac{2a(a+b)}{a(a-b)}=\frac{2(a+b)}{a-b}=\frac{2a+2b}{a-b}$.

    Сложение и вычитание алгебраических дробей с разными знаменателями

    При сложении алгебраических дробей с разными знаменателями надо действовать так же, как при работе с обыкновенными дробями. Сперва нужно привести дробь к общему знаменателю, а за тем сложить или вычесть числители дробей, в соответствии с общим правилом, которое мы рассмотрели.

    Пример.
    Вычислите:

    $\frac{a}{4b^2}+\frac{a^2}{6b^3}$.


    Решение.
    Приведем эти дроби к общему знаменателю. В данного примера общим знаменателем является одночлен $12b^3$.
    Тогда.

    $\frac{a}{4b^2}+\frac{a^2}{6b^3}=\frac{3ab}{12b^3}+\frac{2a^2}{12b^3}=
    \frac{3ab+2a^2}{12b^3}$.


    Самое сложное - это нахождение общего знаменателя для дробей. В некоторых случаях - это не простая задача.
    При нахождении общего знаменателя можно придерживаться правил:
    1. Если оба знаменателя являются одночленами без скобок, то лучше в начале подобрать общий знаменатель для числа, а затем - для переменной. В нашем примере число - 12, а переменная - $b^3$.
    2. Если знаменатель представляет из себя более сложное выражение, например, $х + 1$, $x +y$ и тому подобное, то лучше подобрать знаменатель в виде произведения знаменателей, например, $(х + у)(х - у)$. Такой знаменатель делится и на $х + у$, и на $х - у$.

    Запомните!
    Для двух алгебраических дробей общих знаменателей можно подобрать сколько угодно. Но для упрощения расчетов, нужно выбрать самый простой из возможных.

    В этой статье мы детально разберем сложение и вычитание алгебраических дробей . Начнем со сложения и вычитания алгебраических дробей с одинаковыми знаменателями. После этого запишем соответствующее правило для дробей с разными знаменателями. В заключение покажем, как сложить алгебраическую дробь с многочленом и как выполнить их вычитание. Всю информацию по традиции снабдим характерными примерами с разъяснением каждого шага процесса решения.

    Навигация по странице.

    Когда знаменатели одинаковые

    Принципы переносятся и на алгебраические дроби. Нам известно, что при сложении и вычитании обыкновенных дробей с одинаковыми знаменателями складываются или вычитаются их числители, а знаменатель остается прежним. Например, и .

    Аналогично формулируется и правило сложения и вычитания алгебраических дробей с одинаковыми знаменателями : чтобы сложить или вычесть алгебраические дроби с одинаковыми знаменателями, нужно соответственно сложить или вычесть числители дробей, а знаменатель оставить без изменения.

    Из этого правила следует, что в результате сложения или вычитания алгебраических дробей получается новая алгебраическая дробь (в частном случае многочлен, одночлен или число).

    Приведем пример применения озвученного правила.

    Пример.

    Найдите сумму алгебраических дробей и .

    Решение.

    Нам нужно сложить алгебраические дроби с одинаковыми знаменателями. Правило нам указывает, что надо выполнить сложение числителей этих дробей, а знаменатель оставить прежним. Итак, складываем многочлены , находящиеся в числителях: x 2 +2·x·y−5+3−x·y= x 2 +(2·x·y−x·y)−5+3=x 2 +x·y−2 . Следовательно, сумма исходных дробей равна .

    На практике обычно решение записывается кратко в виде цепочки равенств, отражающих все выполняемые действия. В нашем случае краткая запись решения такова:

    Ответ:

    .

    Заметим, что если в результате сложения или вычитания алгебраических дробей получается сократимая дробь, то ее желательно сократить.

    Пример.

    Выполните вычитание из алгебраической дроби дроби .

    Решение.

    Так как знаменатели алгебраических дробей равны, то нужно из числителя первой дроби вычесть числитель второй, а знаменатель оставить прежним: .

    Несложно заметить, что можно выполнить сокращение алгебраической дроби . Для этого преобразуем ее знаменатель, применив формулу разности квадратов . Имеем .

    Ответ:

    .

    Абсолютно аналогично складываются или вычитаются три и большее количество алгебраических дробей с одинаковыми знаменателями. Например, .

    Сложение и вычитание алгебраических дробей с разными знаменателями

    Напомним, как мы выполняем сложение и вычитание обыкновенных дробей с разными знаменателями: сначала приводим их к общему знаменателю, после чего складываем эти дроби с одинаковыми знаменателями. Например, или .

    Существует аналогичное правило сложения и вычитания алгебраических дробей с разными знаменателями :

    • сначала все дроби приводятся к общему знаменателю;
    • после чего выполняется сложение и вычитание полученных дробей с одинаковыми знаменателями.

    Для успешного применения озвученного правила, нужно хорошо разобраться с приведением алгебраических дробей к общему знаменателю. Этим и займемся.

    Приведение алгебраических дробей к общему знаменателю.

    Приведение алгебраических дробей к общему знаменателю представляет собой тождественное преобразование исходных дробей, после которого знаменатели всех дробей становятся одинаковыми. Удобно использовать следующий алгоритм приведения алгебраических дробей к общему знаменателю :

    • сначала находится общий знаменатель алгебраических дробей;
    • дальше определяются дополнительные множители для каждой из дробей, для чего общий знаменатель делится на знаменатели исходных дробей;
    • наконец, числители и знаменатели исходных алгебраических дробей умножаются на соответствующие дополнительные множители.

    Пример.

    Приведите алгебраические дроби и к общему знаменателю.

    Решение.

    Сначала определим общий знаменатель алгебраических дробей . Для этого раскладываем знаменатели всех дробей на множители: 2·a 3 −4·a 2 =2·a 2 ·(a−2) , 3·a 2 −6·a=3·a·(a−2) и 4·a 5 −16·a 3 =4·a 3 ·(a−2)·(a+2) . Отсюда находим общий знаменатель 12·a 3 ·(a−2)·(a+2) .

    Теперь приступаем к нахождению дополнительных множителей. Для этого разделим общий знаменатель на знаменатель первой дроби (удобно взять его разложение), имеем 12·a 3 ·(a−2)·(a+2):(2·a 2 ·(a−2))=6·a·(a+2) . Таким образом, дополнительный множитель для первой дроби равен 6·a·(a+2) . Аналогично находим дополнительные множители для второй и третьей дробей: 12·a 3 ·(a−2)·(a+2):(3·a·(a−2))=4·a 2 ·(a+2) и 12·a 3 ·(a−2)·(a+2):(4·a 3 ·(a−2)·(a+2))=3 .

    Осталось умножить числители и знаменатели исходных дробей на соответствующие дополнительные множители:

    На этом приведение исходных алгебраических дробей к общему знаменателю завершено. При необходимости полученные дроби можно преобразовать к виду алгебраических дробей, выполнив умножение многочленов и одночленов в числителях и знаменателях.

    Итак, с приведением алгебраических дробей к общему знаменателю разобрались. Теперь мы подготовлены к выполнению сложения и вычитания алгебраических дробей с разными знаменателями. Да, чуть не забыли предупредить: общий знаменатель до самого последнего момента удобно оставлять представленным в виде произведения – возможно придется сокращать дробь, которая получится после сложения или вычитания.

    Пример.

    Выполните сложение алгебраических дробей и .

    Решение.

    Очевидно, исходные дроби имеют разные знаменатели, поэтому, чтобы выполнить их сложение, сначала нужно привести их к общему знаменателю. Для этого раскладываем знаменатели на множители: x 2 +x=x·(x+1) , а x 2 +3·x+2=(x+1)·(x+2) , так как корнями квадратного трехчлена x 2 +3·x+2 являются числа −1 и −2 . Отсюда находим общий знаменатель, он имеет вид x·(x+1)·(x+2) . Тогда дополнительным множителем первой дроби будет x+2 , а второй дроби – x .

    Итак, и .

    Осталось сложить дроби, приведенные к общему знаменателю:

    Полученную дробь можно сократить. Действительно, если в числителе вынести двойку за скобки, то станет виден общий множитель x+1 , на который дробь и сокращается: .

    Наконец, полученную дробь представляем в виде алгебраической, для чего произведение в знаменателе заменяем многочленом: .

    Оформим краткое решение, учитывающее все наши рассуждения:

    Ответ:

    .

    И еще один момент: алгебраические дроби перед их сложением или вычитанием целесообразно предварительно преобразовать, чтобы упростить, (если, конечно, есть такая возможность).

    Пример.

    Выполните вычитание алгебраических дробей и .

    Решение.

    Выполним некоторые преобразования алгебраических дробей , возможно, они позволят упростить процесс решения. Для начала вынесем за скобки числовые коэффициенты у переменных в знаменателе: и . Уже интересно – стал виден общий множитель знаменателей дробей.

    Тема урока: Сложение и вычитание алгебраических дробей.

    Цели урока:

    Обучающие:

    1. повторить правила сложения и вычитания числовых дробей с одинаковыми знаменателями
    2. ввести правила сложения и вычитания алгебраических дробей с одинаковыми знаменателями;
    3. формировать умение выполнять действия сложения и вычитания с алгебраическими дробями.

    Развивающие:

    1. развить мышление, внимание, память, умение анализировать, сопоставлять, сравнивать;
    2. расширение кругозора учащихся;
    1. пополнение словарного запаса;

    Воспитательные:

    1. воспитывать познавательный интерес к предмету.
    2. Воспитывать культуру умственного труда

    Оборудование:

    1. карточки – тестовые задания;
    2. компьютер;
    3. проектор;
    4. экран;
    5. презентация урока

    Девиз:

    Математику нельзя изучать, наблюдая, как это делает сосед!

    Слайд 2.

    План урока.

    1. Сообщение цели и темы урока (2 мин);
    2. Актуализация опорных знаний и умений учащихся (4 мин);
    3. Устная работа (5 мин);
    4. Изучение нового материала (8 мин);
    5. Физкультминутка (2 мин);
    6. Закрепление нового материала (10 мин);
    7. Тест с выбором ответа (10 мин);
    8. Итог урока, выводы (2 мин);
    9. Домашнее задание. (2 мин).

    Слайд 3.

    Ход урока.

    I. Организационный момент:

    1) сообщение темы урока;

    2) сообщение целей и задач урока.

    II. Актуализация знаний:

    Какая дробь называется алгебраической? Привести примеры.

    Что значит сократить алгебраическую дробь?

    Как привести алгебраические дроби к общему знаменателю?

    Слайд 4.

    III. Устная работа:

    1. Прочитайте дроби:
    2. Найти выражение, которое является лишним а) (а+в) 2 ; б) ; в) ; г) .
    3. Восстановить частично стёртые записи: на приведение к общему знаменателю

    Слайд 5.

    1. Найди ошибку

    Слайд 6.

    1. К каждой дроби найти равную ей дробь, используя соответствие число – буква:

    1) ; 2) 3) .

    А) б) ; в) .

    Слайд 7,8

    IV. Изучение нового материала.
    1) Повторить правила сложения и вычитания числовых дробей с одинаковыми знаменателями. Затем устно решить следующие примеры:

    2) Вспомнить правила сложения и вычитания многочленов и письменно на доске выполнить следующие упражнения:


    3) Учащиеся должны предложить правила выполнения следующих примеров, записанных на доске:

    Решение примеров обсуждается. Если учащиеся самостоятельно справиться не могут, то учитель объясняет.

    Слайд 9.

    Правила сложения и вычитания алгебраических дробей с одинаковыми знаменателями записываются в тетрадь.
    , .

    Слайд 10.

    V. Физкультминутка для глаз

    Упражнение 1. Сделайте 15 колебательных движений глазами по горизонтали справа – налево, затем слева – направо.

    Упражнение 2. Сделайте 15 колебательных движений глазами по вертикали вверх - вниз и вниз - вверх.

    Упражнение 3. Тоже 15, но круговых вращательных движений глазами слева – направо.

    Упражнение 4. То же самое, но справа – налево.

    Упражнение 5. Сделайте по 15 круговых вращательных движений глазами вначале в правую, затем в левую стороны, как бы вычерчивая глазами уложенную набок восьмёрку.

    VI. Закрепление нового материала.
    1) Фронтальная работа.

    1) Решить задания

    № 462 (1,3)

    2) Сложить дроби:

    3) Вычесть дроби:

    4) Выполнить действия.

    Слайд 11.

    2) Индивидуальная работа.
    Четыре ученика выполняют на доске самостоятельную работу, предложенную на карточках.


    Карточка 1.


    Карточка 2.


    Карточка 3.


    Карточка 4.

    Остальные в тетрадях: Выполнить сложение и вычитание дробей:
    а) б)
    в)

    VII. Выполнение работы в группах и анализ результатов.

    Каждой группе выдаются тестовые задания, выполнив которое получают слово – фамилию известного математика.

    Задание

    Вариант ответа

    Буква

    х + 10

    Задание

    Вариант ответа

    Буква

    Задание

    Вариант ответа

    Буква

    Задание

    Вариант ответа

    Буква

    Таблица ответов:

    № задания

    Буква

    Проверьте качество выполнения задания.

    Получилось ли у вас из полученных букв имя известного математика?

    Если вы правильно ответили на все вопросы, то получили оценку “ОТЛИЧНО”!!!

    Если Вы допустили ошибку в одном шаге – неплохо, но ученый, наверно, обиделся бы. Вы получили оценку “ХОРОШО”!

    Если Вы ошиблись в двух шагах, то вы плохо слушали учителя на уроке и Вам придется прочитать тему в учебнике алгебры. Вы получили оценку “УДОВЛЕТВОРИТЕЛЬНО”.

    Если Вы ошиблись более, чем в двух шагах, то вы совсем не слушали учителя на уроке и Вам придется очень внимательно прочитать учебник алгебры. Вы получили оценку “НЕУДОВЛЕТВОРИТЕЛЬНО”.

    Слайд 13-17.

    При наличии времени решаются задания:
    1. Докажите, что выражение
    при всех значениях а2 принимает положительные значения.
    2. Представьте в виде суммы или разности целого выражения и дроби дробь:
    а)
    ; б) в)

    3. Зная, что, найдите значение дроби:
    а) ; б) в)


    VIII. Подведение итогов.

    I Х. Домашнее задание: Прочитать материал учебника п.26, выучить правила данного параграфа. Решить задачи № 462(2,4); составить 5 примеров на сложение и вычитание алгебраических дробей; найти информацию о математиках, имена которых мы сегодня услышали.

    Обыкновенных дробей.

    Сложение алгебраических дробей

    Запомните!

    Складывать можно только дроби с одинаковыми знаменателями!

    Нельзя складывать дроби без преобразований

    Можно складывать дроби

    При сложении алгебраических дробей с одинаковыми знаменателями :

    1. числитель первой дроби складывается с числителем второй дроби;
    2. знаменатель остаётся прежним.

    Рассмотрим пример сложения алгебраических дробей.

    Так как знаменатель у обеих дробей «2а », значит, дроби можно сложить.

    Сложим числитель первой дроби с числителем второй дроби, а знаменатель оставим прежним. При сложении дробей в полученном числителе приведем подобные .

    Вычитание алгебраических дробей

    При вычитании алгебраических дробей с одинаковыми знаменателями :

    1. из числителя первой дроби вычитается числитель второй дроби.
    2. знаменатель остаётся прежним.

    Важно!

    Обязательно заключите в скобки весь числитель вычитаемой дроби.

    Иначе вы сделаете ошибку в знаках при раскрытии скобок вычитаемой дроби.

    Рассмотрим пример вычитания алгебраических дробей.

    Так как у обеих алгебраических дробей знаменатель «2с », значит, эти дроби можно вычитать.

    Вычтем из числителя первой дроби «(a + d) » числитель второй дроби «(a − b) ». Не забудем заключить числитель вычитаемой дроби в скобки. При раскрытии скобок используем правило раскрытия скобок .

    Приведение алгебраических дробей к общему знаменателю

    Рассмотрим другой пример. Требуется сложить алгебраические дроби.

    В таком виде сложить дроби нельзя, так как у них разные знаменатели.

    Прежде чем складывать алгебраические дроби их необходимо привести к общему знаменателю .

    Правила приведения алгебраических дробей к общему знаменателю очень похожи на правила приведения к общему знаменателю обыкновенных дробей. .

    В итоге мы должны получить многочлен, который без остатка разделится на каждый прежний знаменатель дробей.

    Чтобы привести алгебраические дроби к общему знаменателю необходимо сделать следующее.

    1. Работаем с числовыми коэффициентами. Определяем НОК (наименьшее общее кратное) для всех числовых коэффициентов.
    2. Работаем с многочленами. Определяем все различные многочлены в наибольших степенях.
    3. Произведение числового коэффициента и всех различных многочленов в наибольших степенях и будет общим знаменателем.
    4. Определяем, на что нужно умножить каждую алгебраическую дробь, чтобы получить общий знаменатель.

    Вернемся к нашему примеру.

    Рассмотрим знаменатели «15a » и «3 » обеих дробей и найдем для них общий знаменатель.

    1. Работаем с числовыми коэффициентами. Находим НОК (наименьшее общее кратное — это число, которое без остатка делится на каждый числовый коэффициент). Для «15 » и «3 » — это «15 ».
    2. Работаем с многочленами. Необходимо перечислить все многочлены в наибольших степенях. В знаменателях «15a » и «5 » есть только
      один одночлен — «а ».
    3. Перемножим НОК из п.1 «15 » и одночлен «а » из п.2. У нас получится «15a ». Это и будет общим знаменателем.
    4. Для каждой дроби зададим себе вопрос: «На что нужно умножить знаменатель этой дроби, чтобы получить «15a »?».

    Рассмотрим первую дробь. В этой дроби и так знаменатель «15a », значит, ее не требуется ни на что умножать.

    Рассмотрим вторую дробь. Зададим вопрос: «На что нужно умножить «3 », чтобы получить «15a »?» Ответ — на «5a ».

    При приведении к общему знаменателю дроби умножаем на «5a » и числитель, и знаменатель .

    Сокращенную запись приведения алгебраической дроби к общему знаменателю можно записать через «домики» .

    Для этого держим в уме общий знаменатель. Над каждой дробью сверху «в домике» пишем, на что умножаем каждую из дробей.


    Теперь, когда у дробей одинаковые знаменатели, дроби можно сложить.

    Рассмотрим пример вычитания дробей с разными знаменателями.

    Рассмотрим знаменатели «(x − y) » и «(x + y) » обеих дробей и найдем для них общий знаменатель.

    У нас есть два различных многочлена в знаменателях «(x − y) » и «(x + y) ». Их произведение будет общим знаменателем, т.е. «(x − y)(x + y) » — общий знаменатель.


    Сложение и вычитание алгебраических дробей с помощью формул сокращенного умножения

    В некоторых примерах, чтобы привести алгебраические дроби к общему знаменателю, нужно использовать формулы сокращенного умножения .

    Рассмотрим пример сложения алгебраических дробей, где нам потребуется использовать формулу разности квадратов.

    В первой алгебраической дроби знаменатель «(p 2 − 36) ». Очевидно, что к нему можно применить формулу разности квадратов .

    После разложения многочлена «(p 2 − 36) » на произведение многочленов
    «(p + 6)(p − 6) » видно, что в дробях повторяется многочлен «(p + 6) ». Значит, общим знаменателем дробей будет произведение многочленов «(p + 6)(p − 6) ».

    • Сергей Савенков

      какой то “куцый” обзор… как будто спешили куда то