Презентация к уроку по алгебре (7 класс) на тему: Сложение и вычитание алгебраических дробей. Сложение и вычитание алгебраических дробей: правила, примеры
сформировать способность к выполнению действий (сложения и вычитания) с алгебраическими дробями с разными знаменателями, опираясь на правило сложения и вычитания обыкновенных дробей с разными знаменателями;
Оборудование: Демонстрационный материал.
Задания для актуализации знаний:
1) +; 2) -;
3) + ; 4) +; 5) -.
1) Алгоритм сложения и вычитания обыкновенных дробей с разными знаменателями.
Чтобы сложить или вычесть обыкновенные дроби с разными знаменателями, надо:
- Привести данные дроби к наименьшему общему знаменателю.
- Сложить или вычесть полученные дроби.
2) Алгоритм приведения алгебраических дробей к общему знаменателю.
- Найдём дополнительные множители для каждой из дробей: это будут произведения тех множителей, которые имеются в общем (новом) знаменателе, но которых нет в старом знаменателе.
3) Эталоны к самостоятельной работе с самопроверкой:
3) Карточка для этапа рефлексии.
- Данная тема мне понятна.
- Я знаю, как найти дополнительные множители к каждой из дробей.
- Я умею находить новые числители для каждой из дробей.
- В самостоятельной работе у меня всё получалось.
- Я смог понять причину ошибки, которую допустил в самостоятельной работе.
- Я доволен своей работой на уроке.
ХОД УРОКА
1. Самоопределение к деятельности.
Цели этапа:
- Включение учащихся в учебную деятельность: продолжение путешествия по стране “Алгебраические выражения”.
- Определение содержательных рамок урока: продолжение работать с алгебраическими дробями.
Организация учебного процесса на этапе 1:
Доброе утро, ребята! Мы продолжаем наше увлекательное путешествие по стране “Алгебраические выражения”.
С какими “обитателями” страны мы встречались на предыдущих уроках? (С алгебраическими выражениями.)
Что мы можем выполнять со знакомыми нам алгебраическими выражениями? (Сложение и вычитание.)
Какая характерная особенность алгебраических дробей, которые мы уже умеем складывать и вычитать? (Мы складываем и вычитаем дроби, имеющие одинаковые знаменатели.)
Верно. Но мы все вместе хорошо понимаем, что навыков выполнения действий с алгебраическими дробями, имеющими одинаковые знаменатели, недостаточно. Как вы считаете, что ещё необходимо нам научиться делать? (Выполнять действия с дробями, имеющими разные знаменатели.)
Молодцы! Тогда продолжим наше путешествие? (Да!)
2. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности.
Цели этапа:
- Актуализировать знания о выполнении действий с дробями с одинаковыми знаменателями, приёмы устных вычислений.
- Зафиксировать затруднение.
Организация учебного процесса на этапе 2:
На доске записано несколько примеров на выполнение действий с дробями:
5) -=-==.
Учащимся предлагается в громкой речи озвучить свои варианты решения.
В первом примере ребята без труда выдают правильный ответ, вспоминая алгоритм выполнения действий с алгебраическими дробями, имеющими одинаковые знаменатели.
Когда уже прозвучал комментарий к примеру № 2, учитель акцентирует внимание на примере № 2:
Ребята, посмотрите, что у нас интересного в примере № 2? (Мы не только выполняли действия с алгебраическими дробями, имеющими одинаковые знаменатели, но и выполняли сокращение получившейся алгебраической дроби: вынесли знак “минус” за скобки, в числителе и знаменателе получили одинаковые множители, на которые впоследствии мы и сократили результат.)
Очень хорошо, что вы не забыли, что основное свойство дроби применимо не только к обыкновенным, но и алгебраическим дробям!
Кто же прокомментирует для всех решение следующих трёх примеров?
Скорее всего, найдётся ученик, который без труда решит пример № 3.
Чем же ты воспользовался при решении примера № 3? (Мне помог алгоритм сложения и вычитания обыкновенных дробей с разными знаменателями.)
Как именно ты действовал? (Я привёл алгебраические дроби к наименьшему общему знаменателю 15, а затем сложил их.)
Замечательно! А как у нас обстоят дела с двумя последними примерами?
Когда дело доходит до следующих двух примеров, ребята (каждый для себя) фиксируют возникшее затруднение.
Слова учеников приблизительно такие:
Я затрудняюсь выполнить примеры 4–5, так как передо мной алгебраические дроби, не с “одинаковыми” знаменателями, и в состав этих разных знаменателей входят переменные (№ 4), а в № 5 вообще в знаменателях стоят буквенные выражения!..”
Ответ на задания 4–5 не получены.
3. Выявление места и причин затруднений и постановка цели деятельности.
Цели этапа:
- Зафиксировать отличительное свойство задания, вызвавшего затруднение в учебной деятельности.
- Сформулировать цель и тему урока.
Организация учебного процесса на этапе 3:
Ребята? Где же возникло затруднение? (В примерах 4–5.)
Почему же при их решении вы не готовы обсудить решение и дать ответ? (Потому что алгебраические дроби, предложенные в этих заданиях, имеют разные знаменатели, а нам знаком алгоритм выполнения действий с алгебраическими дробями, имеющими одинаковые знаменатели.
Что же нам ещё надо уметь делать? (Надо научиться складывать и вычитать дроби с разными знаменателями.)
Я согласна с вами. Как можно сформулировать тему нашего сегодняшнего урока? (Сложение и вычитание алгебраических дробей с разными знаменателями.)
Тема урока записывается в тетрадях.
4. Построение проекта выхода из затруднения.
Цель этапа:
- Построение детьми нового способа действий.
- Фиксация алгоритма приведения алгебраических дробей к общему знаменателю.
Организация учебного процесса на этапе 4:
Какую же цель мы сегодня поставим перед собой на уроке? (Научиться складывать и вычитать алгебраические дроби с разными знаменателями.)
Как же быть? (Для этого мы должны построить алгоритм дальнейшей работы с алгебраическими дробями.)
Что нам необходимо придумать для достижения цели урока? (Алгоритм приведения алгебраических дробей к общему знаменателю, чтобы потом работать по привычному нам правилу сложения и вычитания дробей с одинаковыми знаменателями.)
Работа может быть организованы в группах, каждой группе даётся лист бумаги и маркер. Учащиеся могут предложить свои варианты алгоритма в виде перечисления шагов. На работу отводится 5 минут. Группы вывешивают свои варианты алгоритма или правила, и дальше проводится анализ каждого варианта.
Скорее всего, кто-то из учащихся обязательно проведёт аналогию своего алгоритма с алгоритмом сложения и вычитания обыкновенных дробей с разными знаменателями: сначала приводят дроби к общему знаменателю с помощью соответствующих дополнительных множителей, а затем складывают и вычитают полученные дроби с одинаковыми знаменателями.
Впоследствии этого выводится единый вариант. Он может быть таким:
- Раскладываем все знаменатели на множители.
- Из первого знаменателя выписываем произведение всех его множителей, из остальных знаменателей приписать к этому произведению недостающие множители. Полученное произведение и будет общим (новым) знаменателем.
- Найдём дополнительные множители для каждой из дробей: это будут произведения тех множителей, которые имеются в новом знаменателе, но которых нет в старом знаменателе.
- Найдём для каждой дроби новый числитель: это будет произведение старого числителя и дополнительного множителя.
- Запишем каждую дробь с новым числителем и общим (новым) знаменателем.
Ну что же, применим наше правило для выполнения нерешённых предложенных заданий. Каждое задание (4, 5) проговаривают поочерёдно некоторые учащиеся класса, учитель фиксирует решение на доске.
Мы с вами просто гении! Нами построен алгоритм сложения и вычитания алгебраических дробей с разными знаменателями. Совместными усилиями нами ликвидировано затруднение, так как перед нами теперь настоящий “путеводитель” (алгоритм) по неизведанной для нас стране “Алгебраические дроби”!
5. Первичное закрепление во внешней речи.
Цель этапа:
- Тренировать способность к приведению алгебраических дробей к общему знаменателю.
- Организовать проговаривание изученного содержания правила-алгоритма во внешней речи.
Организация учебного процесса на этапе 5:
Ребята, но все мы хорошо знаем, что просто смотреть и знать “карту местности” - это ещё не путешествие. Что мы должны сделать, чтобы глубже и больше проникнуть в мир алгебраических дробей? (Мы должны решать примеры, и вообще тренироваться в решении примеров, для того, чтобы закрепить наш новый алгоритм.)
Совершенно верно. Поэтому я предлагаю начать наше исследование.
Ученик устно проговаривает план своего решения, учитель корректирует, если допущены некоторые неточности.
Приблизительно это звучит так:
Мы должны подобрать число, которое разделится одновременно на 2 и на 5. Это число 10. Затем подбираем переменные в нужной нам степени. Итак, нашим новым знаменателем будет 10xy. Подбираем дополнительные множители. К первой дроби: 5y, ко второй: 2x. Умножаем подобранные дополнительные множители на каждый старый числитель. Получаем алгебраические дроби с одинаковыми знаменателями, выполняем вычитание по уже привычному для нас правилу.
Я довольна. А теперь наша большая команда разделиться на пары, и мы продолжим наш интересный путь.
№133 (а, г). Учащиеся работают в парах, проговаривая решение друг другу:
а) +=+==;
г) +=+==.
6. Самостоятельная работа с самопроверкой.
Цели этапа:
- Провести самостоятельную работу.
- Провести самопроверку по готовому эталону для самопроверки.
- Учащиеся зафиксируют затруднения, определяют причины ошибок и исправляют ошибки.
Организация учебного процесса на этапе 6:
Я внимательно наблюдала за вашей работой и пришла к выводу, что каждый из вас уже готов самостоятельно обдумывать способы и находить решения примеров по нашей сегодняшней теме. Поэтому я предлагаю вам небольшую самостоятельную работу, после завершения которой вам будет предложен эталон с правильным решением и ответом.
№134 (а, б): выполняют работу по вариантам.
После выполнения работы проводится проверка по эталону. Проверяя решения, учащиеся отмечают “+” правильное решение, “?” не верное решение. Желательно, чтобы ученики, допустившие ошибки, объяснили причину, по которой они неправильно выполнили задание.
Проводится анализ и исправление ошибок.
Итак, какие сложности встретились на вашем пути? (Я допустил ошибку при раскрытии скобок, перед которыми стоит знак “минус”.)
Какая причина этому? (Просто из-за невнимательности, но в будущем буду осторожнее!)
Что ещё показалось нелёгким? (Мне было непросто подобрать дополнительные множители к дробям?)
Тебе обязательно надо изучить подробнее 3 пункт алгоритма, чтобы не возникала такая проблема в дальнейшем!
Были ещё затруднения? (А я просто не привёл подобные слагаемые).
И это поправимо. Когда вы проделаете всё, что возможно по новому алгоритму, необходимо вспомнить и давно изученный материал. В частности, приведение подобных слагаемых, или сокращение дробей и т.п.
7. Включение новых знаний в систему знаний.
Цель этапа: повторить и закрепить изученный на уроке алгоритм сложения и вычитания алгебраических дробей с разными знаменателями.
8. Рефлексия урока.
Цель этапа: зафиксировать новое содержание, оценить собственную деятельность.
Организация учебного процесса на этапе 8:
Какую цель мы поставили в начале урока? (Научиться складывать и вычитать дроби с разными знаменателями.)
Что мы придумали для достижения цели? (Алгоритм сложения и вычитания алгебраических дробей с разными знаменателями.)
Что мы ещё использовали при этом? (Мы раскладывали на множители знаменатели, подбирали НОК для коэффициентов, и дополнительные множители для числителей.)
А теперь возьмите какую-нибудь цветную ручку или фломастер и отметьте знаком “+” те высказывания, с истинностью которых вы согласны:
У каждого ученика карточка с фразами. Дети отмечают и показывают учителю.
Молодцы!
Домашнее задание: параграф 4 (учебник); № 126, 127 (задачник).
Дополнительные материалыУважаемые пользователи, не забывайте оставлять свои комментарии, отзывы, пожелания. Все материалы проверены антивирусной программой.
Развивающие и обучающие пособия в интернет-магазине "Интеграл"
Пособие к учебнику Муравина Г.К.
Пособие к учебнику Макарычева Ю.Н.
Что такое алгебраическая дробь?
Алгебраическая дробь - это выражение вида: $\frac{P}{Q}$ .
Где:
P - числитель алгебраической дроби.
Q - знаменатель алгебраической дроби.
Приведем примеры алгебраических дробей:
$\frac{a}{b}$, $\frac{12}{q-p}$, $\frac{7y-4}{y}$.
Основные свойства алгебраических дробей
Свойство 1.И числитель и знаменатель дроби можно умножить на одно и то же число (или на одночлен, или на многочлен). В итоге, мы получим ту же самую дробь, но представленную в другом виде.
По другому это преобразование называется тождественным . Его используют, чтобы привести алгебраическое (и не только) выражение к более простому виду, и работа с этим выражением будет удобнее.
$\frac{a}{4b^2}=\frac{a*3b}{4b^2*3b}=\frac{3ab}{12b^3}$.
И числитель и знаменатель мы умножили на одночлен $3b$. В итоге у нас получилась дробь, тождественная исходной.
$\frac{a^2}{6b^3}=\frac{a^2*2}{6b^3*2}=\frac{2a^2}{12b^3}$.
При необходимости алгебраическую дробь можно умножить на простое число. В этом примере и числитель и знаменатель мы умножили на число 2. И опять мы получили дробь, тождественную исходной.
Свойство 2.
И числитель, и знаменатель дроби можно разделить на одно и то же число (или одночлен, или многочлен). В итоге мы получим ту же самую дробь, но представленную в другом виде.
Как и в случае с умножением, к такому тождественному преобразованию прибегают, чтобы представить дробь в более простом виде и облегчить работу с ней.
Сложение и вычитание алгебраических дробей с одинаковыми знаменателями
Если у алгебраических дробей одинаковые знаменатели, их складывают, как обыкновенные дроби (складывают только числители, а знаменатель остается общим).Общее правило:
$\frac{a}{d}+\frac{b}{d}-\frac{c}{d}=\frac{a+b-c}{d}$.
Пример.
Упростите выражение:
$\frac{2a^2+5}{a^2-ab}+\frac{2ab+b}{a^2-ab}-\frac{b+5}{a^2-ab}$.
Решение.
Используем правило сложения дробей о котором рассказано выше, то есть сложим числители, а знаменатель запишем общий.
$\frac{2a^2+5}{a^2-ab}+\frac{2ab+b}{a^2-ab}-\frac{b+5}{a^2-ab}=\frac{(2a^2+5)+(2ab+b)-(b+5)}{a^2-ab}$.
Поработаем с числителем.
$(2a^2+5)+(2ab+b)-(b+5)=$
$2a^2+5+2ab+b-b-5=2a^2+2ab$.
В результате получаем дробь:
$\frac{2a^2+2ab}{a^2-ab}$.
Ребята, перед тем как закончить решение проверьте: нельзя ли ещё упростить полученный результат. Ведь в этом заключается весь смысл преобразования - упростить выражение.
Если посмотреть внимательно, то можно понять, что полученную дробь можно еще упростить.
$\frac{2a^2+2ab}{a^2-ab}=\frac{2a(a+b)}{a(a-b)}=\frac{2(a+b)}{a-b}=\frac{2a+2b}{a-b}$.
Сложение и вычитание алгебраических дробей с разными знаменателями
При сложении алгебраических дробей с разными знаменателями надо действовать так же, как при работе с обыкновенными дробями. Сперва нужно привести дробь к общему знаменателю, а за тем сложить или вычесть числители дробей, в соответствии с общим правилом, которое мы рассмотрели.Пример.
Вычислите:
$\frac{a}{4b^2}+\frac{a^2}{6b^3}$.
Решение.
Приведем эти дроби к общему знаменателю. В данного примера общим знаменателем является одночлен $12b^3$.
Тогда.
$\frac{a}{4b^2}+\frac{a^2}{6b^3}=\frac{3ab}{12b^3}+\frac{2a^2}{12b^3}=
\frac{3ab+2a^2}{12b^3}$.
Самое сложное - это нахождение общего знаменателя для дробей. В некоторых случаях - это не простая задача.
При нахождении общего знаменателя можно придерживаться правил:
1. Если оба знаменателя являются одночленами без скобок, то лучше в начале подобрать общий знаменатель для числа, а затем - для переменной. В нашем примере число - 12, а переменная - $b^3$.
2. Если знаменатель представляет из себя более сложное выражение, например, $х + 1$, $x +y$ и тому подобное, то лучше подобрать знаменатель в виде произведения знаменателей, например, $(х + у)(х - у)$. Такой знаменатель делится и на $х + у$, и на $х - у$.
Запомните!
Для двух алгебраических дробей общих знаменателей можно подобрать сколько угодно. Но для упрощения расчетов, нужно выбрать самый простой из возможных.
В этой статье мы детально разберем сложение и вычитание алгебраических дробей . Начнем со сложения и вычитания алгебраических дробей с одинаковыми знаменателями. После этого запишем соответствующее правило для дробей с разными знаменателями. В заключение покажем, как сложить алгебраическую дробь с многочленом и как выполнить их вычитание. Всю информацию по традиции снабдим характерными примерами с разъяснением каждого шага процесса решения.
Навигация по странице.
Когда знаменатели одинаковые
Принципы переносятся и на алгебраические дроби. Нам известно, что при сложении и вычитании обыкновенных дробей с одинаковыми знаменателями складываются или вычитаются их числители, а знаменатель остается прежним. Например, и .
Аналогично формулируется и правило сложения и вычитания алгебраических дробей с одинаковыми знаменателями : чтобы сложить или вычесть алгебраические дроби с одинаковыми знаменателями, нужно соответственно сложить или вычесть числители дробей, а знаменатель оставить без изменения.
Из этого правила следует, что в результате сложения или вычитания алгебраических дробей получается новая алгебраическая дробь (в частном случае многочлен, одночлен или число).
Приведем пример применения озвученного правила.
Пример.
Найдите сумму алгебраических дробей и .
Решение.
Нам нужно сложить алгебраические дроби с одинаковыми знаменателями. Правило нам указывает, что надо выполнить сложение числителей этих дробей, а знаменатель оставить прежним. Итак, складываем многочлены , находящиеся в числителях: x 2 +2·x·y−5+3−x·y=
x 2 +(2·x·y−x·y)−5+3=x 2 +x·y−2
. Следовательно, сумма исходных дробей равна .
На практике обычно решение записывается кратко в виде цепочки равенств, отражающих все выполняемые действия. В нашем случае краткая запись решения такова:
Ответ:
.
Заметим, что если в результате сложения или вычитания алгебраических дробей получается сократимая дробь, то ее желательно сократить.
Пример.
Выполните вычитание из алгебраической дроби дроби .
Решение.
Так как знаменатели алгебраических дробей равны, то нужно из числителя первой дроби вычесть числитель второй, а знаменатель оставить прежним: .
Несложно заметить, что можно выполнить сокращение алгебраической дроби . Для этого преобразуем ее знаменатель, применив формулу разности квадратов . Имеем .
Ответ:
.
Абсолютно аналогично складываются или вычитаются три и большее количество алгебраических дробей с одинаковыми знаменателями. Например, .
Сложение и вычитание алгебраических дробей с разными знаменателями
Напомним, как мы выполняем сложение и вычитание обыкновенных дробей с разными знаменателями: сначала приводим их к общему знаменателю, после чего складываем эти дроби с одинаковыми знаменателями. Например, или
.
Существует аналогичное правило сложения и вычитания алгебраических дробей с разными знаменателями :
- сначала все дроби приводятся к общему знаменателю;
- после чего выполняется сложение и вычитание полученных дробей с одинаковыми знаменателями.
Для успешного применения озвученного правила, нужно хорошо разобраться с приведением алгебраических дробей к общему знаменателю. Этим и займемся.
Приведение алгебраических дробей к общему знаменателю.
Приведение алгебраических дробей к общему знаменателю представляет собой тождественное преобразование исходных дробей, после которого знаменатели всех дробей становятся одинаковыми. Удобно использовать следующий алгоритм приведения алгебраических дробей к общему знаменателю :
- сначала находится общий знаменатель алгебраических дробей;
- дальше определяются дополнительные множители для каждой из дробей, для чего общий знаменатель делится на знаменатели исходных дробей;
- наконец, числители и знаменатели исходных алгебраических дробей умножаются на соответствующие дополнительные множители.
Пример.
Приведите алгебраические дроби и
к общему знаменателю.
Решение.
Сначала определим общий знаменатель алгебраических дробей . Для этого раскладываем знаменатели всех дробей на множители: 2·a 3 −4·a 2 =2·a 2 ·(a−2) , 3·a 2 −6·a=3·a·(a−2) и 4·a 5 −16·a 3 =4·a 3 ·(a−2)·(a+2) . Отсюда находим общий знаменатель 12·a 3 ·(a−2)·(a+2) .
Теперь приступаем к нахождению дополнительных множителей. Для этого разделим общий знаменатель на знаменатель первой дроби (удобно взять его разложение), имеем 12·a 3 ·(a−2)·(a+2):(2·a 2 ·(a−2))=6·a·(a+2) . Таким образом, дополнительный множитель для первой дроби равен 6·a·(a+2) . Аналогично находим дополнительные множители для второй и третьей дробей: 12·a 3 ·(a−2)·(a+2):(3·a·(a−2))=4·a 2 ·(a+2) и 12·a 3 ·(a−2)·(a+2):(4·a 3 ·(a−2)·(a+2))=3 .
Осталось умножить числители и знаменатели исходных дробей на соответствующие дополнительные множители:
На этом приведение исходных алгебраических дробей к общему знаменателю завершено. При необходимости полученные дроби можно преобразовать к виду алгебраических дробей, выполнив умножение многочленов и одночленов в числителях и знаменателях.
Итак, с приведением алгебраических дробей к общему знаменателю разобрались. Теперь мы подготовлены к выполнению сложения и вычитания алгебраических дробей с разными знаменателями. Да, чуть не забыли предупредить: общий знаменатель до самого последнего момента удобно оставлять представленным в виде произведения – возможно придется сокращать дробь, которая получится после сложения или вычитания.
Пример.
Выполните сложение алгебраических дробей и .
Решение.
Очевидно, исходные дроби имеют разные знаменатели, поэтому, чтобы выполнить их сложение, сначала нужно привести их к общему знаменателю. Для этого раскладываем знаменатели на множители: x 2 +x=x·(x+1) , а x 2 +3·x+2=(x+1)·(x+2) , так как корнями квадратного трехчлена x 2 +3·x+2 являются числа −1 и −2 . Отсюда находим общий знаменатель, он имеет вид x·(x+1)·(x+2) . Тогда дополнительным множителем первой дроби будет x+2 , а второй дроби – x .
Итак, и .
Осталось сложить дроби, приведенные к общему знаменателю:
Полученную дробь можно сократить. Действительно, если в числителе вынести двойку за скобки, то станет виден общий множитель x+1 , на который дробь и сокращается: .
Наконец, полученную дробь представляем в виде алгебраической, для чего произведение в знаменателе заменяем многочленом: .
Оформим краткое решение, учитывающее все наши рассуждения:
Ответ:
.
И еще один момент: алгебраические дроби перед их сложением или вычитанием целесообразно предварительно преобразовать, чтобы упростить, (если, конечно, есть такая возможность).
Пример.
Выполните вычитание алгебраических дробей и .
Решение.
Выполним некоторые преобразования алгебраических дробей , возможно, они позволят упростить процесс решения. Для начала вынесем за скобки числовые коэффициенты у переменных в знаменателе: и
. Уже интересно – стал виден общий множитель знаменателей дробей.
Тема урока: Сложение и вычитание алгебраических дробей.
Цели урока:
Обучающие:
- повторить правила сложения и вычитания числовых дробей с одинаковыми знаменателями
- ввести правила сложения и вычитания алгебраических дробей с одинаковыми знаменателями;
- формировать умение выполнять действия сложения и вычитания с алгебраическими дробями.
Развивающие:
- развить мышление, внимание, память, умение анализировать, сопоставлять, сравнивать;
- расширение кругозора учащихся;
- пополнение словарного запаса;
Воспитательные:
- воспитывать познавательный интерес к предмету.
- Воспитывать культуру умственного труда
Оборудование:
- карточки – тестовые задания;
- компьютер;
- проектор;
- экран;
- презентация урока
Девиз:
Математику нельзя изучать, наблюдая, как это делает сосед!
Слайд 2.
План урока.
- Сообщение цели и темы урока (2 мин);
- Актуализация опорных знаний и умений учащихся (4 мин);
- Устная работа (5 мин);
- Изучение нового материала (8 мин);
- Физкультминутка (2 мин);
- Закрепление нового материала (10 мин);
- Тест с выбором ответа (10 мин);
- Итог урока, выводы (2 мин);
- Домашнее задание. (2 мин).
Слайд 3.
Ход урока.
I. Организационный момент:
1) сообщение темы урока;
2) сообщение целей и задач урока.
II. Актуализация знаний:
Какая дробь называется алгебраической? Привести примеры.
Что значит сократить алгебраическую дробь?
Как привести алгебраические дроби к общему знаменателю?
Слайд 4.
III. Устная работа:
- Прочитайте дроби:
- Найти выражение, которое является лишним а) (а+в) 2 ; б) ; в) ; г) .
- Восстановить частично стёртые записи: на приведение к общему знаменателю
Слайд 5.
- Найди ошибку
Слайд 6.
- К каждой дроби найти равную ей дробь, используя соответствие число – буква:
1) ; 2) 3) .
А) б) ; в) .
Слайд 7,8
IV. Изучение нового материала.
1) Повторить правила сложения и вычитания числовых дробей с одинаковыми знаменателями. Затем устно решить следующие примеры:
2) Вспомнить правила сложения и вычитания многочленов и письменно на доске выполнить следующие упражнения:
3) Учащиеся должны предложить правила выполнения следующих примеров, записанных на доске:
Решение примеров обсуждается. Если учащиеся самостоятельно справиться не могут, то учитель объясняет.
Слайд 9.
Правила сложения и вычитания алгебраических дробей с одинаковыми знаменателями записываются в тетрадь.
, .
Слайд 10.
V. Физкультминутка для глаз
Упражнение 1. Сделайте 15 колебательных движений глазами по горизонтали справа – налево, затем слева – направо.
Упражнение 2. Сделайте 15 колебательных движений глазами по вертикали вверх - вниз и вниз - вверх.
Упражнение 3. Тоже 15, но круговых вращательных движений глазами слева – направо.
Упражнение 4. То же самое, но справа – налево.
Упражнение 5. Сделайте по 15 круговых вращательных движений глазами вначале в правую, затем в левую стороны, как бы вычерчивая глазами уложенную набок восьмёрку.
VI. Закрепление нового материала.
1) Фронтальная работа.
1) Решить задания
№ 462 (1,3)
2) Сложить дроби:
3) Вычесть дроби:
4) Выполнить действия.
Слайд 11.
2) Индивидуальная работа.
Четыре ученика выполняют на доске самостоятельную работу, предложенную на карточках.
Карточка 1.
Карточка 2.
Карточка 3.
Карточка 4.
Остальные в тетрадях: Выполнить сложение и вычитание дробей:
а)
б)
в)
VII. Выполнение работы в группах и анализ результатов.
Каждой группе выдаются тестовые задания, выполнив которое получают слово – фамилию известного математика.
Задание | Вариант ответа | Буква |
|
х + 10 | |||
Задание | Вариант ответа | Буква |
|
Задание | Вариант ответа | Буква |
|
Задание | Вариант ответа | Буква |
|
Таблица ответов:
№ задания | ||||||
Буква |
Проверьте качество выполнения задания.
Получилось ли у вас из полученных букв имя известного математика?
Если вы правильно ответили на все вопросы, то получили оценку “ОТЛИЧНО”!!!
Если Вы допустили ошибку в одном шаге – неплохо, но ученый, наверно, обиделся бы. Вы получили оценку “ХОРОШО”!
Если Вы ошиблись в двух шагах, то вы плохо слушали учителя на уроке и Вам придется прочитать тему в учебнике алгебры. Вы получили оценку “УДОВЛЕТВОРИТЕЛЬНО”.
Если Вы ошиблись более, чем в двух шагах, то вы совсем не слушали учителя на уроке и Вам придется очень внимательно прочитать учебник алгебры. Вы получили оценку “НЕУДОВЛЕТВОРИТЕЛЬНО”.
Слайд 13-17.
При наличии времени решаются задания:
1. Докажите, что выражение
при всех значениях а2 принимает положительные значения.
2. Представьте в виде суммы или разности целого выражения и дроби дробь:
а)
; б)
в)
3. Зная, что, найдите значение дроби:
а)
; б)
в)
VIII.
Подведение итогов.
I Х. Домашнее задание: Прочитать материал учебника п.26, выучить правила данного параграфа. Решить задачи № 462(2,4); составить 5 примеров на сложение и вычитание алгебраических дробей; найти информацию о математиках, имена которых мы сегодня услышали.
Обыкновенных дробей.
Сложение алгебраических дробей
Запомните!
Складывать можно только дроби с одинаковыми знаменателями!
Нельзя складывать дроби без преобразований
![](https://i2.wp.com/math-prosto.ru/images/algebraic_fractions/deny_sum_algebraic_fractions.png)
Можно складывать дроби
![](https://i0.wp.com/math-prosto.ru/images/algebraic_fractions/allow_sum_algebraic_fractions.png)
При сложении алгебраических дробей с одинаковыми знаменателями :
- числитель первой дроби складывается с числителем второй дроби;
- знаменатель остаётся прежним.
Рассмотрим пример сложения алгебраических дробей.
![](https://i1.wp.com/math-prosto.ru/images/algebraic_fractions/simple_sum_algebraic_fractions_example.png)
Так как знаменатель у обеих дробей «2а », значит, дроби можно сложить.
Сложим числитель первой дроби с числителем второй дроби, а знаменатель оставим прежним. При сложении дробей в полученном числителе приведем подобные .
![](https://i1.wp.com/math-prosto.ru/images/algebraic_fractions/simple_sum_algebraic_fractions_solved.png)
Вычитание алгебраических дробей
При вычитании алгебраических дробей с одинаковыми знаменателями :
- из числителя первой дроби вычитается числитель второй дроби.
- знаменатель остаётся прежним.
Важно!
Обязательно заключите в скобки весь числитель вычитаемой дроби.
Иначе вы сделаете ошибку в знаках при раскрытии скобок вычитаемой дроби.
Рассмотрим пример вычитания алгебраических дробей.
![](https://i2.wp.com/math-prosto.ru/images/algebraic_fractions/simple_subtraction_algebraic_fractions_example.png)
Так как у обеих алгебраических дробей знаменатель «2с », значит, эти дроби можно вычитать.
Вычтем из числителя первой дроби «(a + d) » числитель второй дроби «(a − b) ». Не забудем заключить числитель вычитаемой дроби в скобки. При раскрытии скобок используем правило раскрытия скобок .
![](https://i2.wp.com/math-prosto.ru/images/algebraic_fractions/simple_subtraction_algebraic_fractions_solved.png)
Приведение алгебраических дробей к общему знаменателю
Рассмотрим другой пример. Требуется сложить алгебраические дроби.
![](https://i0.wp.com/math-prosto.ru/images/algebraic_fractions/sum_algebraic_fractions_different_denominators.png)
В таком виде сложить дроби нельзя, так как у них разные знаменатели.
Прежде чем складывать алгебраические дроби их необходимо привести к общему знаменателю .
Правила приведения алгебраических дробей к общему знаменателю очень похожи на правила приведения к общему знаменателю обыкновенных дробей. .
В итоге мы должны получить многочлен, который без остатка разделится на каждый прежний знаменатель дробей.
Чтобы привести алгебраические дроби к общему знаменателю необходимо сделать следующее.
- Работаем с числовыми коэффициентами. Определяем НОК (наименьшее общее кратное) для всех числовых коэффициентов.
- Работаем с многочленами. Определяем все различные многочлены в наибольших степенях.
- Произведение числового коэффициента и всех различных многочленов в наибольших степенях и будет общим знаменателем.
- Определяем, на что нужно умножить каждую алгебраическую дробь, чтобы получить общий знаменатель.
Вернемся к нашему примеру.
![](https://i0.wp.com/math-prosto.ru/images/algebraic_fractions/sum_algebraic_fractions_different_denominators.png)
Рассмотрим знаменатели «15a » и «3 » обеих дробей и найдем для них общий знаменатель.
- Работаем с числовыми коэффициентами. Находим НОК (наименьшее общее кратное — это число, которое без остатка делится на каждый числовый коэффициент). Для «15 » и «3 » — это «15 ».
- Работаем с многочленами. Необходимо перечислить все многочлены в наибольших степенях.
В знаменателях «15a
» и «5
» есть только
один одночлен — «а ». - Перемножим НОК из п.1 «15 » и одночлен «а » из п.2. У нас получится «15a ». Это и будет общим знаменателем.
- Для каждой дроби зададим себе вопрос: «На что нужно умножить знаменатель этой дроби, чтобы получить «15a »?».
Рассмотрим первую дробь. В этой дроби и так знаменатель «15a », значит, ее не требуется ни на что умножать.
Рассмотрим вторую дробь. Зададим вопрос: «На что нужно умножить «3 », чтобы получить «15a »?» Ответ — на «5a ».
При приведении к общему знаменателю дроби умножаем на «5a » и числитель, и знаменатель .
![](https://i2.wp.com/math-prosto.ru/images/algebraic_fractions/algebraic_fraction_to_common_denominator.png)
Сокращенную запись приведения алгебраической дроби к общему знаменателю можно записать через «домики» .
Для этого держим в уме общий знаменатель. Над каждой дробью сверху «в домике» пишем, на что умножаем каждую из дробей.
![](https://i2.wp.com/math-prosto.ru/images/algebraic_fractions/sum_algebraic_fractions_different_denominators_decomposition.png)
Теперь, когда у дробей одинаковые знаменатели, дроби можно сложить.
Рассмотрим пример вычитания дробей с разными знаменателями.
![](https://i0.wp.com/math-prosto.ru/images/algebraic_fractions/subtraction_algebraic_fractions_different_denominators.png)
Рассмотрим знаменатели «(x − y) » и «(x + y) » обеих дробей и найдем для них общий знаменатель.
У нас есть два различных многочлена в знаменателях «(x − y)
» и «(x + y)
».
Их произведение будет общим знаменателем, т.е. «(x − y)(x + y)
» — общий знаменатель.
![](https://i0.wp.com/math-prosto.ru/images/algebraic_fractions/subtraction_algebraic_fractions_different_denominators_solved.png)
Сложение и вычитание алгебраических дробей с помощью формул сокращенного умножения
В некоторых примерах, чтобы привести алгебраические дроби к общему знаменателю, нужно использовать формулы сокращенного умножения .
Рассмотрим пример сложения алгебраических дробей, где нам потребуется использовать формулу разности квадратов.
![](https://i1.wp.com/math-prosto.ru/images/algebraic_fractions/subtraction_algebraic_fractions_different_denominators_fsu_example.png)
В первой алгебраической дроби знаменатель «(p 2 − 36) ». Очевидно, что к нему можно применить формулу разности квадратов .
![](https://i0.wp.com/math-prosto.ru/images/algebraic_fractions/subtraction_algebraic_fractions_different_denominators_fsu_composition.png)
После разложения многочлена «(p 2 − 36)
» на произведение
многочленов
«(p + 6)(p − 6)
»
видно, что в дробях повторяется многочлен «(p + 6)
».
Значит, общим знаменателем дробей будет произведение многочленов «(p + 6)(p − 6)
».