Подводные лодки типа «Тэнг. Военно-морские силы китайской народной республики

25 октября 1944 года на восходе солнца американская подводная лодка «Тэнг», охотившаяся за японскими конвоями, оказалась в Формозском проливе. Это был ее пятый военный патруль за восемь месяцев операций, и у командира корабля капитана Ричарда Х. О"Кейна были веские причины быть довольным собой. За две ночи до этого в надводной атаке японского конвоя они уничтожили три танкера и два транспортных судна.
Затем, накануне вечером, 24 октября, они перехватили радиосигналы другого конвоя и незаметно всю ночь преследовали его, а на восходе снова атаковали уже на поверхности. Торпеды попали в цель и нанесли повреждения одному из кораблей эскорта; другой залп поразил торговое судно «Мацумото-мару» водоизмещением 7024 т, оно взорвалось и начало погружаться в воду.

Однако после этой операции на «Тэнге» осталась лишь одна торпеда. Лейтенант Билл Либолд - старший помощник О"Кейна - в шутку предложил сохранить ее в качестве сувенира, однако О"Кейн уже решил использовать ее в бою против эскортного корабля, который в предыдущей атаке был поврежден, но не уничтожен. Он повел подводную лодку по новому курсу, обосновался позади торпедного прицела на капитанском мостике, пододвинул стрелку орудийного угломера в сторону носового торпедного отсека и дал команду стрелять. «Теперь, - подумал он, - «Тэнг» сможет незаметно ускользнуть из этих опасных вод и вернуться на свою базу в Перл-Харбор».

Вместе с О"Кейном на мостике находились восемь человек. Внезапно один из них подал знак боевой тревоги. Несколько пар глаз различили фосфоресцирующий след торпеды, пущенной в направлении субмарины. Он был пока еще на приличном расстоянии от носовой части слева по борту. О"Кейн объявил тревогу и немедленно отдал приказ о маневре уклонения. Подводная лодка увеличила скорость, и рулевой дал полный правый ход.

Не теряя самообладания, О"Кейн пытался понять, откуда же он был атакован. В пределах радиуса действия не было ни одного японского военного корабля, кроме того, который он недавно атаковал и который, совершенно очевидно, был выведен из строя, а постоянно зондирующий гидролокатор не обнаруживал присутствия какой-либо вражеской подводной лодки. «Тэнг» была оснащена самой современной аппаратурой обнаружения; нельзя было даже представить, что ее можно захватить врасплох.

И тем не менее это была торпеда. О"Кейн был уверен, что она пройдет мимо: ведь он заблаговременно предпринял соответствующий маневр уклонения.


И вдруг капитан застыл, как после сильного удара - приближающаяся торпеда шла не по прямой. Она, казалось, двигалась вокруг «Тэнга» по большой окружности, но диаметр этой окружности стремительно сужался. Подводная лодка попала в ловушку.

О разворачивающейся драме члены экипажа, расположенные в разных отсеках, даже не подозревали. Узнали они об этом только когда судно потряс ужасный взрыв где-то возле кормы. Первое впечатление было такое, что «Тэнг» наскочил на мину. У людей в трех кормовых отсеках не оставалось никаких шансов на спасение. Единственное облегчение их участи состояло в том, что, прежде чем хлынувшая вода затопила отсек, почти все они потеряли сознание от удара.

Невероятно, но О"Кейн всего за несколько мгновений до попадания торпеды успел отдать приказ задраить рубочный люк. Затем силой взрыва его и еще восьмерых швырнуло в море. Кто-то оказался ранен, но помочь им было некому, к тому же ни у одного не оказалось спасательного жилета. В результате через несколько секунд на поверхности остались только четверо: О"Кейн, Либолд, инженер-механик лейтенант Ларри Савадкин и радист Флойд Каверли - перед самым взрывом он поднялся на палубу, чтобы доложить о выходе из строя части аппаратуры.

Очень скоро под тяжестью воды, залившей лодку, корма «Тэнга» с ужасающей скоростью стала погружаться в воду. Второй удар, подобный взрыву, произошел, когда корма врезалась в дно на глубине 180 футов. Значительная часть носового отсека все еще торчала над водой.

Именно мгновенная реакция О"Кейна, отдавшего приказ задраить рубочный люк, несомненно спасла жизни людям, но их положение внутри подводной лодки было отчаянным. Мало того что некоторые из них были серьезно ранены, безвыходность их положения усугубил пожар, возникший в носовом аккумуляторном отсеке. Он был быстро потушен, но внутренняя часть лодки продолжала наполняться дымом от тлеющих кабелей.

В лодке оставались люди. Одним из них был матрос-механик по имени Клейтон Оливер, который, придя в себя, увидел, что находится возле устройства управления второй балластной цистерной. Он знал, что уцелевшие могли использовать свои индивидуальные спасательные средства - аппараты Момсена, - но чтобы добраться до них, лодка должна была находиться в более или менее горизонтальном положении.
Он привел в действие устройство управления, и, как только вода устремилась в балластную цистерну, подводная лодка начала погружаться. Затем Оливер позаботился об уничтожении корабельных документов в сейфе контрольной комнаты и с несколькими из оставшихся в живых направился в носовой торпедный отсек.
Тем временем японские эскортные корабли начали беспорядочно бомбить глубинными бомбами акваторию вблизи конвоя, атакованного «Тэнгом». Ни одна из глубинных бомб не взорвалась достаточно близко для того, чтобы добить поврежденную подводную лодку, но атака продолжалась четыре часа, превратившись из-за почти не прекращающихся ударов в сплошной кошмар для уже контуженых и раненых людей. Кое-кто потерял сознание. Остальные должны были отказаться от попыток выбраться, поскольку даже на большом расстоянии ударные волны под водой могли оказаться смертельными.

(План-схема повреждений)


Наконец атака закончилась, и тридцать уцелевших членов экипажа под руководством торпедного командира лейтенанта Джима Флэнагана приготовились покинуть подводную лодку. Флэнаган приказал четверым морякам войти в спасательную камеру. Через тридцать минут камера была осушена и открыта. Внутри нее все еще находились почти в бессознательном состоянии трое едва не утонувших людей. Только одному удалось выйти наружу, но, как позже узнал Флэнаган, и он не добрался до поверхности.

Снова попытка. В камеру на этот раз втиснулись пять человек. Процесс затопления и последующего осушения занял сорок пять минут, и, когда он завершился, Флэнаган увидел, что выбрались только трое. Двое остались внутри.

К тому времени Флэнаган обессилел настолько, что руководство спасательной операцией принял на себя другой офицер - энсин Пирс.

Он приказал войти в камеру еще четырем человекам. Хотя каждый из них прошел через спасательный люк, только один поднялся живым на поверхность.

Тогда Пирс убедил измотанного Флэнагана покинуть лодку с четвертой группой. Когда Флэнаган с трудом подтягивался вверх по тросу, идущему из спасательной камеры к бую на поверхность, он почувствовал прямо под собой несколько толчков. Перед отходом Флэнаган заметил, что в аккумуляторном отсеке снова вспыхнуло пламя - оно было таким сильным, что начала пузыриться краска на переборке, отделяющей носовое торпедное отделение от того места, где бушевал пожар.
Вдобавок от сильного нагрева начала тлеть резиновая прокладка, образующая уплотнение вокруг герметичной двери. Теперь у тех, кто все еще был замурован в корпусе «Тэнга», не осталось надежды на спасение. Из восьмидесяти восьми офицеров, старшин и рядовых, входивших в состав экипажа «Тэнга», уцелели только пятнадцать человек, подобранных японскими судами.

29 августа 1945 года лагерь для военнопленных в Омори, где содержались уцелевшие моряки с «Тэнга», был освобожден американскими войсками. К сожалению, они нашли здесь только девятерых из пятнадцати оставшихся в живых. Среди них были капитан О"Кейн и лейтенант Флэнаган. О"Кейн был позже награжден Почетной медалью Конгресса.


Именно О"Кейн и раскрыл подлинную историю гибели «Тэнга». Лодка сама потопила себя своей последней торпедой. Из торпедного аппарата торпеда вышла в полном порядке, но потом что-то испортилось в ее рулевом механизме, и, развернувшись, торпеда нацелилась на собственный корабль.

А Билл Либолд оказался прав. Им следовало оставить свою последнюю торпеду в качестве сувенира…

Подводная лодка США «Тэнг» была головной в классе больших океанских субмарин, которые в решающий период войны на Тихом океане, когда американские транспортные оперативные соединения, построившись в боевой порядок, отправлялись в длинные рейсы через океан к внутренним японским островам, разрушили японский флот.

Формозский пролив был благоприятным полигоном для подобной охоты, и именно поэтому здесь на восходе солнца 25 октября 1944 года оказалась лодка «Тэнг». Это был её пятый военный патруль за восемь месяцев операций, и у командира корабля капитана Ричарда Х. О"Кейна были веские причины быть довольным собой. За две ночи до этого в надводной атаке японского конвоя они уничтожили три танкера и два транспортных судна. Затем, накануне вечером, 24 октября, они перехватили радиосигналы другого конвоя и незаметно всю ночь преследовали его, а на восходе снова атаковали уже на поверхности. Торпеды попали в цель и нанесли повреждения одному из кораблей эскорта; другой залп поразил торговое судно «Мацумото Мару» водоизмещением 7024 т, оно взорвалось и начало погружаться в воду. Это довело число судов, потопленных «Тэнгом» за её восьмимесячную карьеру, до двадцати четырёх с валовым тоннажем 93 184 т. Ни одна подводная лодка военно-морских сил США не могла похвастаться таким достижением, как, впрочем, и никакой другой корабль среди американских военных судов.

В результате этой операции на «Тэнге» осталась лишь одна торпеда. Лейтенант Билл Либолд - старший помощник О"Кейна - в шутку предложил сохранить её в качестве сувенира, однако О"Кейн уже решил использовать её в бою против эскортного корабля, который в предыдущей атаке был повреждён, но не уничтожен. Он повёл подводную лодку по новому курсу, обосновался позади торпедного прицела на капитанском мостике, пододвинул стрелку орудийного угломера в сторону носового торпедного отсека и дал команду стрелять. «Теперь, - подумал он, - „Тэнг“ сможет незаметно ускользнуть из этих опасных вод и вернуться на свою базу в Пёрл-Харбор».

Вместе с О"Кейном на мостике находились восемь человек. Внезапно один из них подал знак боевой тревоги. Несколько пар глаз различили фосфоресцирующий след торпеды, пущенной в направлении субмарины. Он был пока ещё на приличном расстоянии от носовой части слева по борту. О"Кейн объявил тревогу и немедленно отдал приказ о манёвре уклонения. Подводная лодка увеличила скорость, и рулевой дал полный правый ход.

Несмотря на суматоху, О"Кейн пытался понять, откуда же он был атакован. В пределах радиуса действия не было ни одного японского военного корабля, кроме того, который он недавно атаковал и который, совершенно очевидно, был выведен из строя, а постоянно зондирующий гидролокатор не обнаруживал присутствия какой-либо вражеской подводной лодки. «Тэнг» была оснащена самой современной аппаратурой обнаружения; нельзя было даже представить, что её можно захватить врасплох.

И тем не менее это была торпеда. О"Кейн был уверен, что она пройдёт мимо: ведь он заблаговременно предпринял соответствующий манёвр уклонения.

Но внезапно капитан застыл, как после сильного удара, - приближающаяся торпеда шла не но прямой. Она, казалось, двигалась вокруг «Тэнга» по большой окружности, но диаметр этой окружности стремительно сужался. Подводная лодка попала в ловушку.

Члены экипажа, расположенные в разных отсеках, не подозревали о развёртывающейся драме. Узнали они об этом, только когда судно потряс ужасный взрыв где-то возле кормы. Первое впечатление было такое, что «Тэнг» наскочил на мину. У людей в трёх кормовых отсеках не оставалось никаких шансов на спасение. Единственное облегчение их участи состояло в том, что, прежде чем хлынувшая вода затопила отсек, почти все они потеряли сознание от удара.

За несколько мгновений до попадания торпеды О"Кейн успел отдать приказ задраить рубочный люк. Затем силой взрыва его и ещё восьмерых шнырнуло в море. Кто-то оказался ранен, но помочь им было некому, к тому же ни у одного не оказалось спасательного жилета. В результате через несколько секунд на поверхности остались только четверо: О"Кейн, Либолд, инженер-механик лейтенант Ларри Савадкин и радист Флойд Каверли - перед самым взрывом он поднялся на палубу, чтобы доложить о выходе из строя части аппаратуры.

Под тяжестью воды, залившей лодку, корма «Тэнга» с ужасающей скоростью стала погружаться в воду. Второй удар, подобный взрыву, произошёл, когда корма врезалась в дно на глубине 180 футов. Значительная часть носового отсека всё ещё торчала над водой.

Мгновенная реакция О"Кейна, отдавшего приказ задраить рубочный люк, несомненно, спасла жизни людям, но их положение внутри подводной лодки было отчаянным. Мало того что некоторые из них были серьёзно ранены, безвыходность их положения усугубил пожар, возникший в носовом аккумуляторном отсеке. Он был быстро потушен, но внутренняя часть лодки продолжала наполняться дымом от тлеющих кабелей.

Одним из оставшихся в лодке был матрос-механик по имени Клейтон Оливер, который, придя в себя, увидел, что находится возле устройства управления второй балластной цистерной. Он знал, что уцелевшие могли использовать свои индивидуальные спасательные средства - аппараты Момсена, - но чтобы добраться до них, лодка должна была находиться в более или менее горизонтальном положении. Он привёл в действие устройство управления, и, как только вода устремилась в балластную цистерну, подводная лодка начала погружаться. Затем Оливер позаботился об уничтожении корабельных документов в сейфе контрольной комнаты и с несколькими из оставшихся в живых направился в носовой торпедный отсек. Тем временем японские эскортные корабли начали беспорядочно бомбить глубинными бомбами акваторию вблизи конвоя, атакованного «Тэнгом». Ни одна из глубинных бомб не взорвалась достаточно близко для того, чтобы добить повреждённую подводную лодку, но атака продолжалась четыре часа, превратившись из-за почти не прекращающихся ударов в сплошной кошмар для уже контуженых и раненых людей. Кое-кто потерял сознание. Остальные должны были отказаться от попыток выбраться, поскольку даже на большом расстоянии ударные волны под водой могли оказаться смертельными.

Когда атака закончилась, тридцать уцелевших членов экипажа под руководством торпедного командира лейтенанта Джима Флэнагана приготовились покинуть подводную лодку. Флэнаган приказал четверым морякам войти в спасательную камеру, где находилась надувная резиновая лодка. Через тридцать минут камера была осушена и открыта. Внутри неё всё ещё находились почти в бессознательном состоянии трое едва не утонувших людей. Только одному удалось выйти наружу, но, как позже узнал Флэнаган, и он не добрался до поверхности.

Флэнаган отдал приказ на вторую попытку. В камеру на этот раз втиснулись пять человек. Процесс затопления и последующего осушения занял сорок пять минут, и, когда он завершился, Флэнаган увидел, что выбрались только трое. Двое остались внутри.

К тому времени Флэнаган обессилел настолько, что руководство спасательной операцией принял на себя другой офицер - энсин Пирс.

По его указанию в камеру вошли ещё четыре человека, но хотя каждый из них прошёл через спасательный люк, только один поднялся живым на поверхность.

Пирс убедил измотанного Флэнагана покинуть лодку с четвёртой группой. Когда Флэнаган с трудом подтягивался вверх по тросу, идущему из спасательной камеры к бую на поверхность, он почувствовал прямо под собой несколько толчков. Перед отходом Флэнаган заметил, что в аккумуляторном отсеке снова вспыхнуло пламя - оно было таким сильным, что начала пузыриться краска на переборке, отделяющей носовое торпедное отделение от того места, где бушевал пожар. Вдобавок от сильного нагрева начала тлеть резиновая прокладка, образующая уплотнение вокруг герметичной двери. Теперь у тех, кто всё ещё был замурован в корпусе «Тэнга», не осталось надежды на спасение.

Из восьмидесяти восьми офицеров, старшин и рядовых, входивших в состав экипажа «Тэнга», уцелели только пятнадцать человек, подобранных японскими судами.

Когда 29 августа 1945 года лагерь для военнопленных в Омори, где содержались уцелевшие моряки с «Тэнга», освободили американские войска, они нашли здесь только девятерых из пятнадцати оставшихся в живых. Среди них были капитан О"Кейн и лейтенант Флэнаган. О"Кейн был позже награждён Почётной медалью Конгресса.

Он и раскрыл подлинную историю гибели «Тэнга». Лодка сама потопила себя своей последней торпедой. Из орудийного ствола торпеда вышла в полном порядке, но потом что-то испортилось в её рулевом механизме, и, развернувшись, торпеда нацелилась на собственный корабль.

Билл Либолд оказался прав. Им следовало оставить свою последнюю торпеду в качестве сувенира…

В 1944 году американская подводная лодка «Тэнг» под командованием капитана Ричарда Х. О"Кейна, за восемь месяцев охоты за японскими военными конвоями во Формозском проливе, потопила двадцать четыре судна, водоизмещением 93184 т.

После последней удачной операции на «Тэнге» осталась одна торпеда. Старший помощник О"Кейна в шутку предложил сохранить ее в качестве сувенира, однако О"Кейн решил добить последней торпедой эскортный корабль, который в предыдущей атаке был лишь поврежден. Подводная лодка пошла по новому курсу, и когда вышла на свою последнюю цель, была отдана команда стрелять.

Прозвучала боевая тревога, на радаре обнаружилась торпеда, идущая на субмарину. Был отдан приказ увеличить скорость, и дать полный правый ход. Увы, приближающаяся торпеда шла не по прямой. Торпеда двигалась вокруг подлодки по окружности, и диаметр окружности стремительно сужался. Столкновение было неизбежным.

Было не понятно, кто и откуда атаковал «Тэнг». Гидролокатор не находил присутствия вражеской подводной лодки. В пределах радиуса действия «Тэнга» не было обнаружено вражеских кораблей, кроме того, который был недавно атакован и выведен из строя.

Взрыв произошел возле кормы. Люди, находившиеся в трех кормовых отсеках, не успели задраить люки, хлынувшая вода в считаные минуты затопила отсеки.

За мгновение до взрыва торпеды, капитан О"Кейн успевает отдать приказ задраить рубочный люк. Взрывом его и еще восьмерых выкинуло в море. Выжить удалось только четверым.

Залившая лодку вода погрузила корму «Тэнга» на дно на глубину 180 футов. Часть носового отсека все еще оставалась торчать над водой.

Приказ О"Кейна, задраить рубочный люк, спас людей. Но, начавшийся пожар в носовом аккумуляторном отсеке наполнил лодку дымом от тлеющих кабелей.

Выжившие матросы привели в действие балластную цистерну, позволившей лодке погрузится, все, кто остался в живых, направились в носовой торпедный отсек. Тем временем японские эскортные корабли начали беспорядочно бомбить глубинными бомбами акваторию вблизи конвоя, атакованного «Тэнгом». Бомбежка продолжалась четыре часа, но ни одна бомба не взорвалась достаточно близко, что бы покончить с лодкой. После прекращения атаки, тридцать уцелевших под руководством торпедного командира лейтенанта Джима Флэнагана приготовились покинуть подводную лодку. За следующие полтора часа, через спасательную камеру попыталось выбраться тринадцать человек, но только четверым удалось выплыть живыми на поверхность.

Перед отходом четвертой группы снова начался пожар в аккумуляторном отсеке, от нагрева начала тлеть резиновая прокладка, вследствие чего герметичную дверь заклинило. Все кто все еще находились на «Тэнге» уже не могли выбраться. Из восьмидесяти восьми человек экипажа «Тэнга», уцелели только пятнадцать.

Выжившие были подобраны японскими кораблями и отправлены в лагерь для военнопленных в Омори. 29 августа 1945 года лагерь был захвачен армией США. К тому моменту из выживших моряков «Тэнга» осталось только девятеро. Среди них были капитан О"Кейн и лейтенант Флэнаган.

О"Кейн рассказал правду о гибели подлодки, из торпедного аппарата торпеда вышла в полном порядке, но что-то случилось с механизмом рулевого управления торпеды, и, развернувшись, торпеда нацелилась на собственный корабль.

Всё-таки следовало оставить свою последнюю торпеду в качестве сувенира.

USS Gudgeon (SS-567)

Исторические данные

Общие данные

Энергетическая установка

Тип Тэнг представлял собой результат интеграции технологии трофейных немецких U-boat в дизайн подводных лодок ВМС США. По сути, они являлись произведением искусства в области неатомного субмариностроения времен окончания Второй мировой войны и послевоенных лет, но были при этом достаточно дорогостоящими, что и послужило толчком к реализации программы GUPPY. Именно их дизайн и послужил основой конструкции первых атомных подводных лодок в начале 1950х. Данный тип можно назвать переходным между современными подводными лодками и субмаринами военных лет. После вывода из состава флота США, четыре из шести субмарин были проданы Италии и Турции, где и окончили свою карьеру в конце 1980х и начале 2000х

Предыстория

HMS Venturer (P68) - первая субмарина, совершившая успешную торпедную атаку на другую полностью погруженную субмарину

Проанализировав действия подводных флотов во время Второй мировой войны и приняв во внимание действия собственного подводного флота на Тихоокеанском и Атлантическом театрах военных действий Bureau of Ships (англ.)русск. (Корабельное бюро) ВМС США пришло к выводам, что дальнейшие военные действия между подводными лодками будут иметь совершенно иной характер. Продолжающееся развитие технических возможностей подводного флота одновременно с ослаблением возможностей надводного флота эффективной противолодочной борьбы позволило HMS Venturer (P68) открыть новую эру в подводных битвах - время войны полностью погруженных подводных лодок.

U-3008 тип XXI на верфи в Портсмуте, США

Отя на момент окончания войны американский подводный флот и показал своё неоспоримое боевое превосходство над всеми остальными, включая немецкий тип XXI, фактически было ясно, что требуется совершить какой-то качественный прорыв и отойти от устаревшей технологии. Конструкция всех наличествовавших на тот момент субмарин являлась наследием военных лет и, фактически, представляла собой конструкцию, разработанную ещё во времена Первой мировой войны. ВМС США были крайне заинтересованы в новых возможностях, предоставлявшихся воздухонезависимыми двигательными установками закрытого цикла, позволявшими проводить операции в водах Северной Атлантики с подводной скоростью, превышающей на несколько узлов скорость надводную. В начале 1945 года на конференции офицеров-подводников в Вашингтоне были сформулированы первоначальные требования к необходимому типу двигателя для подводных судов: требовался движитель с мощностью 7500 л. с., способный перемещать субмарину водоизмещением 1200 т в подводном положении со скоростью 20 узлов в течение 12 часов. Исследования, проведённые Корабельным Бюро, показали что по финансовым соображениям предпочтение будет отдано двигателям закрытого цикла, работающими на сжиженном кислороде, а не на пероксиде водорода. Показав заинтересованность в двигателях подобного рода, Флот так же существенно повлиял на уже проходящие споры относительно использования ядерной энергии для субмарин. После войны над двигателями закрытого цикла работало несколько агентств. На этой стадии было разработано и проанализировано множество концепций новых подводных лодок как с двигателями закрытого цикла, так и с обычными двигателями, но работающими по принципу типа XXI - мощные дизеля, питающие электромоторы через схему с ёмкими батареями. После того, как новый американский двигатель закрытого типа был подготовлен к наземному тестированию, было принято решение разработать новую подводную лодку, имеющую размеры, сопоставимые с типом XXI, и основанную на новейшей двигательной системе. Заказ на первые две субмарины типа Тэнг были оформлены в августе 1947 года. Portsmouth NSY должны были разработать конструкцию, а затем создать прототип нового типа. В конце того же года чертежи были готовы и верфь приступила к постройке первого судна

Конструкция

USS Gudgeon (SS-567). Американский тип Тэнг перенял большинство своих характеристик от немецких субмарин типа XXI. Отчетливо видно скруглённый нос судна, рули контроля погружения и купол приёмника сонара AN/QHB-1 на палубе. Форма рубки достаточно гидродинамична и практически идентична подводным лодкам, прошедшим модернизацию по программе GUPPY

В основу конструкции этих лодок было положено детальное исследование трофейных немецких подводных лодок типа XXI. И именно на этих субмаринах впервые был применён принцип приоритета подводной скорости перед надводной. Лодки были короче, обладали более обтекаемыми обводами и более ёмкими батареями чем существовавшие на тот момент военные субмарины. Проект SCB-2 обладал закруглённым носом и небольшой тонкой рубкой без выступающих частей со скрытыми и выдвигающимися по мере необходимости инструментами и перископом. Во время работы над проектом всерьёз так же рассматривалась возможность полного отказа от рубки Одним из основных нововведений в конструкции Тэнг, позволившим значительно сократить длину лодки, являлось использование двигателя General Motors 16-338 - лёгкого, компактного и скоростного, построенного по схеме с послойно-горизонтальным расположением цилиндров, мощностью 850 л. с., вместо установки четырёх стандартных и громоздких дизелей мощностью 4600 л. с. Этот двигатель радикально отличался от классических моторов, использовавшихся на всех предыдущих субмаринах, строившихся с горизонтально расположенным коленвалом и двумя рядами по восемь цилиндров, и представлял собой X-образный дизель. В нем был применён вертикальный коленвал, с подвешенным на его нижнюю часть генератором, а цилиндры располагались вокруг него послойно «блоками» по 4. Четыре таких 4,1-метровых 8-тонных двигателя могли быть установлены в один единственный отсек, давая суммарную мощность 3400 л. с. В целях шумопонижения каждая установка мотор-генератор устанавливалась на собственном резиновом фундаменте. Лодки типа Тэнг не смогли избежать технических проблем. Одной из них являлась проблема с гидравлической системой загрузки и выгрузки торпед в аппараты. Изменения, внесённые в конструкцию субмарины утяжелили торпедный отсек на 24 тонны, что незамедлительно сказалось на продольной устойчивости судна. Для преодоления этого эффекта пришлось увеличить длину корпуса на 6 футов (1,8 м), получив в результате полную длину субмарины 268 футов (82 м), вылившуюся в увеличение общего водоизмещения с 1575 до 1616 т. Вскоре после входа в строй прототипа, обнаружилась ещё одна огромная проблема - на сей раз с двигателями. Необычный плоский дизайн этих моторов и их компактная конструкция, в противовес обычным двигателям, делали их очень привлекательными в применении в таких коротких судах как Тэнг. Однако их отказы благодаря большой скорости их вращения (1400-1500 об/мин) приводили к тому, что судно возвращалось в порт на буксире. Подвешенные под двигателями генераторы были подвержены постоянным затоплениям маслом, вытекающим из двигателей. Второй проблемой с двигателями являлась их громкость, зачастую переваливавшая за 140 децибел, и серьёзная вибрация, распространявшаяся от них. В результате этого в 1956 году было принято решение заменить их на десятицилиндровые дизеля Fairbanks-Morse 38D8-1/8, со встречным движением поршней. Для обеспечения необходимого пространства всем субмаринам в моторный отсек была добавлена врезка длиной 9 футов (2,7 м), но даже при этом поместилось лишь три двигателя. Соответственно, первые четыре Тэнга были модернизированы в 1957 и 1958 годах, а Gudgeon и Harder, находившиеся в постройке, были удлиннены и снабжены новыми двигателями ещё на стапелях.

Вооружение

Некоторые исследователи говорят о том, что субмарины могли нести до 26 торпед - 22 из них носовые и 4 кормовые оборонительные. Из 22 носовых торпед 6 хранились непосредственно в аппаратах, а оставшиеся 16 - на стеллажах. Из 4 кормовых 2 так же находились в аппаратах и 2 в запасе. В носовой части лодки были установлены торпедные аппараты Mark 43, а в кормовой меньшие Mark 44. USS Trout (SS-566) и USS Harder (SS-568) были позднее снабжены Mark 45 и Mark 46. Mk. 43 и Mk. 45 являлись аппаратами с гидравлическим запуском длиной 249,8 ″ (6345 мм), а Mk. 44 и Mk. 46 предназначались для торпед со свободным выходом и имели длину 139,8 ″ (3551 мм). Первоначально в виде оборонительной торпеды для кормовых ТА применялась Mark 27 Mod 4 (первый вариант Mark 27 был представлен в 1944 году как оружие для кораблей противолодочного эскорта). Именно её четвёртая модификация впервые для ВМС США стала способна атаковать погруженную субмарину противника. Позднее торпеды Mark 27 Mod 4 были заменены новыми Mark 37. Некоторые источники говорят, что список оборудования USS Trigger (SS-564), USS Trout (SS-566) и USS Harder (SS-568) из 4 подразделения субмарин (SUBRON 4 (англ.)русск.), базировавшиеся в Naval Submarine Base New London включал ПЗРК FIM-43 Redeye. Остальные источники, впрочем, этого не подтверждают.

История службы

Все субмарины типа Тэнг начали свою службу в ВМС США с октября 1951 года по ноябрь 1952 года.Операции USS Tang (SS-563) проходили в основном тихоокеанских водах, и заключались в патрульных операциях, а также совместных учениях с Морскими силами самообороны Японии, ВМС Тайваня, ВМС альянса СЕАТО и ВМС США. В 1978 году лодка сменила порт базирования и перешла в Гротон на восточном побережье, где и продолжила службу в роли учебной для иранского персонала и Атлантического флота. USS Trigger (SS-564) выполняла свои задачи, базируясь в Нью-Лондоне и Черлстоне. Совместно с атомной лодкой USS Nautilus (SSN-571) выполняла арктические походы. Принимала участие в морских манёврах НАТО «Операция Ответный удар (англ.)русск.» (англ. Operation «Strikeback») и их специализированной части «Операция Игра с рыбками» (англ. Operation «Fishplay»). В 1960х ходила по Средиземному морю в составе Шестого флота, в начале 1970х участвовала в испытаниях торпед Mark 48. Позднее была переведена в Тихоокеанский флот, где участвовала в совместных учениях с ВМС Австралии, ВМС Новой Зеландии и ВМС Канады. Выполняла специальные операции. С апреля 1973 года находилась в Сан-Диего, служа в роли учебной лодки для итальянского персонала. После передачи в Италию 10 июля 1973 года получила имя Livio Piomarta (S-515) с которым и прослужила вплоть до 28 февраля 1986 года. USS Wahoo (SS-565) в основном проходила службу в тихоокеанских водах, входя в состав Седьмого флота. В середине 1960х после инцидента в Тонкинском заливе была привлечена к операциям в непосредственной близости от Вьетнама, возвращаясь на базу несколько раз. Несколько раз принимала участие в противолодочных учениях как в виде лодки-охотника, так и в роли лодки-цели. С 1976 года начала службу в роли учебной лодки для офицеров и капитанов. Начиная с 15 ноября 1977 года на ней проходил обучение иранский экипаж для её систершипа USS Trout (SS-566). Субмарина должна была передана Ирану, однако 31 марта 1979 года эти планы были отменены благодаря случившейся Исламской революции. Как следствие, 27 июня 1980 года она была снята со службы и потоплена как судно-цель.

USS Trout (SS-566) принимала участие в противолодочных учениях и полярных операциях совместно со своим систершипом USS Harder (SS-568). Принимала участие в организованных Bureau of Ships (англ.)русск. (Корабельным бюро) тестах на сопротивление ударной волне от близкого взрыва. Несколько раз присоединялась к военным силам в средиземье и на Тихом океане. 19 декабря 1978 года была выведена из состава флота и окончила свою службу и была передана Ирану.

С базы в Пёрл-Харбор 8 июля 1957 года начала свой кругосветный поход USS Gudgeon (SS-567), став первой американской субмариной, обогнувшей планету. Лодка пробыла в море 8 месяцев, за которые было пройдено 25 000 морских миль (46 300 км), и вернулась 21 февраля 1958 года. После этого, вплоть до 1983 года она занималась своими прямыми обязанностями - противолодочные патрули, специальные операции и обучение экипажей.

Буквально сразу после принятия на службу USS Harder (SS-568) совершила свой первый 1 000-мильный подводный переход из Нью-Лондона в Нассау (Багамские Острова). В основном использовался как учебная лодка для противолодочной борьбы и принимал участие в учениях с ВМС Германии в Европе. Принимал участие в испытаниях ракеты RUR-5 ASROC и других систем. Wahoo и Trout предполагались для продажи в Иран, однако Исламская революция перечеркнула эти планы. Обе лодки были подготовлены для передачи в 1978 и 1980 годах. Tang и Gudgeon были переданы в долгосрочную аренду Турции, где обе субмарины и служили как Piri Reis и Hızır Reis соответственно, вплоть до 2004 года. Piri Reis была отреставрирована и ныне является кораблём-музеем. Trigger и Harder в 1973-1974 годах были проданы Италии где и прослужили под именами Livio Piomarta и Romeo Romei вплоть до 1986 и 1988 годов соответственно.

  • Сергей Савенков

    какой то “куцый” обзор… как будто спешили куда то