Почему финские школьники делают меньше домашних заданий, но достигают больших успехов? Путин велел отменить домашнее задание в школах? В какой стране не задают домашнее задание

ПОЛОЖЕНИЕ

О ФОРМАХ И ОБЪЁМАХ ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ

  1. Общие положения

1. Домашнее задание – составная часть урока, направленная на повышение качества и эффективности полученных знаний. Лишь при единстве урочной и самостоятельной домашней работы обучающихся могут быть достигнуты образовательные и воспитательные цели.

Учителю предоставляется возможность при максимальной нагрузке на уроке осуществлять учебный процесс по ряду предметов без домашних заданий.

Грамотный подход к объёму, дозировке домашних заданий может в какой-то степени сохранить здоровье учащихся.

При организации домашних заданий следует выполнять следующие требования:

Задание должно быть понятно каждому обучающемуся, т.е. все обучающиеся должны точно знать, что делать и как делать (ясность задания);

Задание должно носить характер вопроса, посильного для самостоятельного решения. Задания не достигают цели, если к ним не дан соответствующий инструктаж или, наоборот, они чрезвычайно просты и репродуктивны (должны иметь проблемный характер);

Задание должно предопределять его проверку. При помощи контроля учитель воспитывает у обучающихся старательность, исполнительность и аккуратность в работе (установка на контроль);

Задание на дом может быть фронтальным, дифференцированным и индивидуальным, но всегда с учетом особенностей класса (установка на индивидуализацию заданий);

Задание по предмету должно быть строго регламентировано и согласовано с заданиями по другим предметам (учет объема заданий);

Задание не должно быть однообразным и однотипным. В заданиях должны встречаться нестандартные вопросы, вопросы для предварительного обдумывания, наблюдений (разнообразие заданий);

Задание должно ориентировать учащихся на самостоятельный поиск решений, на использование полученных ранее знаний и навыков в новых условиях (развитие самостоятельности);

В задания должны вводиться вопросы для повторения основных разделов программы (установка на повторение пройденного);

Каждое задание должно иметь трудность, но быть посильным для обучающихся. Эту трудность они могут преодолеть при максимальном использовании всех своих способностей и умений (установка на преодоление трудностей учения);

Задания должны включать в себя вопросы, требующие от обучающегося умений сравнивать, анализировать, обобщать, классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи, формулировать выводы, применять усвоенные знания в новых ситуациях и т. п. (установка на развитие мышления);

Задание, направленное на усвоение материала урока, лучше давать в конце урока. Задание, нацеленное на закрепление какого-либо навыка, лучше давать сразу после упражнений, вырабатывающих этот навык. Задание, контролирующее знания обучающихся, полезнее давать в начале урока.

Домашняя учебная работа тесно связана с работой на уроке, органически вытекает из предыдущего урока, является его продолжением и готовит последующий урок.

Недопустимо, когда плохо подготовленный урок заканчивается домашним заданием, включающим проработку незаконченного на уроке нового материала и упражнений к нему. Непосильный объем задания порождает хроническое недопонимание.

Следует помнить, что домашнее задание разъясняется и задаётся до звонка с урока и должно быть предельно понятно обучающимся. На уроке учитель должен быть уверен, что обучающиеся знают, что, зачем и как делать дома. Задание должно быть посильным для большинства, не очень простым для сильных обучающихся.

Перегрузку вызывают и такие задания, о порядке и приёмах выполнения которых обучающиеся не имеют ясных представлений, а также задания, не скоординированные учителем по другим предметам.

Постановка четкой цели каждого домашнего задания, отбор их видов и реальная оценка всех возможностей обучающихся предупредит опасность перегрузки.

Родители и дети должны чётко знать основные гигиенические требования, касающиеся выполнения домашних заданий: организация рабочего места, ритм и продолжительность занятия, сосредоточенность при их выполнении.

2. Об объёме и времени выполнения домашнего задания

СанПин 29.12.2010 №189 (для общеобразовательных учреждений) и Письмо Минобразования России от 25.09.2000 года № 2021/11-13 «Об организации обучения в первом классе четырехлетней начальной школы» устанавливают обучение детей в 1 классе с соблюдением следующего требования – обучение осуществляется без домашних заданий и балльного оценивания знаний обучающихся. В связи с этим в первом полугодии 1 класса категорически нельзя задавать домашние задания (письменные и устные), а во втором полугодии допускается в пределах 1 часа (не более).

Домашние задания не задаются обучающимся начальных классов – на выходные дни, всем обучающимся – на каникулярное время.

В Письме Минобразования РФ от 22.02.1999 № 220/11-12 «О недопустимости перегрузок обучающихся начальной школы» указано, что домашние задания даются обучающимся начальной школы с учётом возможности их выполнения в следующих пределах: в 1 классе (со 2 полугодия) – до 1 ч., во 2 – 3 до 1,5ч., в 4 – до 2 ч..

Для обучающихся 5-9, 10-11 классов домашние задания даются в следующих пределах: в 5 – до 2ч., в 6-8 – до 2,5ч., в 9-11 – до 3,5 ч.

При этом учитываются индивидуальные психофизиологические особенности детей.

Необходимо предупредить излишнее увлечение домашними заданиями, которое может привести к перегрузке обучающихся: исключить задания, рассчитанные лишь на механическую работу, слишком громоздкие задания, отнимающие много времени, но не дающие нужного положительного эффекта. Причиной перегрузки может быть и неверный расчёт учителя на умения обучающихся, которых у них на самом деле нет.

Перегрузку обучающихся могут вызывать:

Чрезмерно большое домашнее задание;

Чрезмерно трудное домашнее задание;

Несформированность у обучающихся умений, необходимых для выполнения определённого вида задания;

Неумение обучающихся правильно оформить выполненное задание.

Основная причина перегрузки – объём домашних заданий, не согласованный с заданиями по другим предметам.

Время, затраченное на выполнение задания по одному учебному предмету, не должно превышать во 2 классе – 20 минут, в 3 и 4 классах – 30 минут.

Объём домашней работы не должен превышать 30% объёма работы, выполненной в классе. Задания, помеченные особым значком повышенной сложности (*), на дом не задаются.

3. Основные требования, предъявляемые к домашнему заданию

По своему содержанию домашние задания могут быть связаны с материалом одного или нескольких уроков. Они могут включать в себя (как дополнительные задания или как часть основного задания) повторение ранее изученного. В любом случае необходимо придерживаться меры: при наличии достаточного объёма основного задания нецелесообразно перегружать учащихся дополнительными заданиями. Их необходимо давать в том случае, когда это действительно важно: в целях повторения изученного материала, которое необходимо для более ясной работы при изучении нового, или в связи с подготовкой к проверочным работам.

В качестве домашних заданий могут быть упражнения типа усложненного списывания со вставкой (букв, частей слова, целого слова), расстановкой и объяснением пропущенных знаков препинания, а также разные виды грамматического разбора.

Разумное чередование разных типов упражнений тренирует все виды памяти: зрительную (например, при выполнении упражнений на списывание), слуховую (при составлении устного рассказа), логическую (при оформлении схемы к изученному материалу), образную и эмоциональную (при устном описании предмета, явления).

Необходимость домашнего задания должна быть обоснована. Если учитель может организовать работу так, что учащиеся осваивают весь необходимый учебный материал на уроке, он может отказаться от домашних заданий на какой-то период.

Для домашней работы предлагаются такие виды заданий, которые уже выполнялись учащимися на уроке самостоятельно. Домашнее задание должно быть посильным для большинства учащихся класса.

Младшим школьникам можно предлагать дифференцированные домашние задания, предполагающие выбор задания по своим силам и интересам.

Сохраняя основное содержание домашнего задания, можно частично индивидуализировать его цель, объем, способ выполнения.

Непременным условием успешного усвоения учащимися программного материала является подготовка школьников к выполнению домашней работы, руководство ею со стороны учителя.

Время сообщения домашнего задания не обязательно относить к окончанию урока. Задание, нацеленное на закрепление какого-либо навыка, лучше давать сразу после упражнений, вырабатывающих этот навык.

Сообщение домашнего задания должно сопровождаться необходимым для школьника инструктажем.

Работу по формированию умений выполнять задания, включенные в домашнюю работу, необходимо проводить на уроке.

В помощь учащимся учитель может предлагать памятки по выполнению определенных видов домашней работы (как правильно решать задачу; как учить наизусть стихотворение; как подготовить план пересказа; как выполнять работу над ошибками и др.).

Учитель обязан ознакомить родителей с нормативами времени, которое отводится на выполнение домашних заданий, с примерным режимом дня, с правильной организацией рабочего места. Учитель разъясняет родителям, как правильно оказывать учащимся разумную помощь в выполнении домашних заданий.

При выполнении домашних заданий необходимо соблюдать основные гигиенические требования.

С целью повышения качества и эффективности урока, предупреждения перегрузки детей, необходимо регламентировать норму и объем домашних заданий:

  1. объем домашних заданий на устных предметах не должен превышать объема изученного материала на уроке;
  2. норма домашнего задания на письменных предметах не более 30% от объема выполняемой работы на уроке;
  3. в случае необходимости дается дифференцированное домашнее задание для закрепления материала, для выполнения его в интересах всего классного коллектива, для развития индивидуальных способностей обучающихся, а также для развития способностей особо одаренных детей, рекомендовать обучающимся в необходимых случаях по ряду предметов творческий характер домашних заданий;
  4. считать домашнее задание одним из важных направлений в развитии навыков ученического самообразования, развития познавательного интереса и творческих способностей учащихся.

4. Проверка домашнего задания

Проверить выполнение домашнего задания – значит установить факт его выполнения, правильность выполнения, качество (как по содержанию, так и по форме), выявить самостоятельность выполнения, определить приёмы, использованные обучающимися при самостоятельной работе дома, в конечном счете определить подготовленность обучающихся к усвоению нового материала. Проверка домашних заданий требует определенной системы: содержание материалов проверки, его объём и последовательность (что и когда проверять); виды и приёмы проверки (какими способами и как проверять):порядок вызова обучающихся (кого и когда проверять). Система проверки обязательно должна предусматривать методику проведения учета знаний и различные его формы, позволяющие охватить проверкой всех учащихся и получить достаточно данных для суждения о знаниях каждого обучающегося.

Домашние задания теряют смысл, если их регулярно не проверять. Проверка домашних заданий проводится учителем постоянно и, как правило, связывается с изучаемым материалом. В зависимости от содержания и задач урока, проверка домашнего задания может осуществляться как в начале (если тема урока является продолжением предыдущей), так и в середине или конце урока.

Методика проверки домашней работы обучающихся должна быть чрезвычайно гибкой, а формы её разнообразны, поскольку задача учителя заключается в том, чтобы взять под контроль не только систематичность выполнения каждым обучающимся домашнего задания, но и степень самостоятельности обучающегося при его выполнении, а также уровень усвоения учебного материала в процессе домашней работы.

Выбор формы контроля зависит от степени связи домашнего задания, его вида и цели с содержанием урока.

Возможные формы проверки:

Фронтальная проверка выполнения упражнения;

Выборочная проверка письменного задания;

Фронтальный опрос по заданию;

Выполнение аналогичного упражнения;

Взаимопроверка выполнения письменного задания;

Опрос по индивидуальным карточкам;

Опрос с вызовом к доске.

1 класс (со 2 полугодия) – до 1 часа,

2 класс – до 1,5 часа

3 класс – до 2 часов,

4-5 классы до 2 часов;

6-8 классы – до 2,5 часов,

9-11 классы – до 3,5 часов,

Таким образом, проверка домашнего задания может быть фронтальной и индивидуальной. Нельзя допускать универсализации способов проверки, используя изо дня в день одни и те же. Необходимо рационально использовать различные способы проверки домашнего задания. Важно не затягивать проверку домашнего задания, что приведет к непродуктивным потерям учебного времени.


Психолог, коуч и мама троих детей на домашнем обучении Ольга Юрковская пишет статьи и книги, ведет вебинары, тренинги и курсы для ответственных родителей. Публикуем отрывок из книги Ольги «Образование для жизни. Школьная программа с пользой и без насилия. Для раздумывающих и начинающих»

Почему я не отдаю своих детей в школу

Мне часто приходится сталкиваться с удивлением по поводу того, что я не отдаю своих детей в школу. У меня же вызывает недоумение, почему вроде бы неглупые, образованные городские жители, достигшие карьерных высот и обеспеченные материально, ломают своих детей, безвинно заключая их на одиннадцать лет в эту систему. Я понимаю, что школьное обучение в дореволюционные времена в условиях деревенской жизни было действительно
прогрессивным явлением. Тогда учитель занимал более высокое общественное положение, был более развит и материально обеспечен, чем родители крестьянских детей, педагог пользовался всеобщим уважением. Однако дворянские семьи не отдавали своих детей в земские школы, организуя обучение на дому. Давайте мы, современные городские жители, честно попробуем сегодня ответить на вопрос: нужна ли школа ребенку? Или она нужна его родителям?

Считаю, что ребенку школа не нужна практически никогда. Я не встречала еще школьников, которые в первой четверти, после каникул, мечтали бы продолжить учебный процесс.

Признаем, что работающим мамам и папам очень удобно и комфортно сдать свое чадо в «камеру хранения» на целый день под минимальный присмотр, утешая себя тем, что так делают все. Особенное недоумение вызывает позиция некоторых неработающих мам с обеспеченным мужем. Собственные дети настолько напрягают, что их отдают даже в продленку. Складывается впечатление, что рождение ребенка - всего лишь способ обеспечить себя материально. Кажется, при возможности сдать свое потомство в интернат, не теряя репутации, многие так и поступили бы.

Что касается детей… Считаю, что ребенку школа не нужна практически никогда. Я не встречала еще школьников, которые в первой четверти, после каникул, мечтали бы продолжить учебный процесс. Дети стремятся в школу, чтобы пообщаться или поиграть с друзьями-одноклассниками, но не ради сидения на уроках. Если обеспечить ребенку комфортное общение вне школы, он и вовсе ходить туда не захочет. Переложить ответственность за ребенка на школу - это порочный путь!

Итак, я не люблю современную бесплатную школу. Почему? Да хотя бы потому, что не встречала людей, довольных предлагаемым государством образованием даже среди фанатов школьного обучения. Когда мы были школьниками, программа и методика преподавания всех более или менее устраивали. Сегодня к ним - шквал претензий. Но при этом пойти против системы людям все равно очень сложно. «Как ты на это решилась?» - первый вопрос, который задают новые знакомые, узнав, что мои дети обучаются дома.

В обычной школе моим дочкам было бы просто скучно: их уровень подготовки существенно опережал школьные требования

Вероятно, помог мой опыт. Сейчас, задним числом, я понимаю, что мне очень повезло, хотя в тот момент сомнения были. C третьего класса я и несколько моих друзей занимались шахматами. У нас был хороший тренер. Он набирал себе группу из тех, кто уже показал результат. Чтобы мы смогли заниматься шахматами на более высоком уровне, родителям предложили перевести нас учиться в Республиканское училище олимпийского резерва. Большинство родителей отказались, считая, что никакой учебы в этом училище не может быть по определению. Мои же против не были, и с шестого класса я фактически училась по системе очно-заочного обучения. Сейчас в Республике Беларусь это называется обучением по индивидуальному плану. В России принято название «индивидуальный учебный план» (ИУП). Необязательных предметов у нас не было: физкультура, труд, музыка и рисование в расписании просто отсутствовали. Были только основные дисциплины, но без домашних заданий, потому что у каждого было по одной-две тренировки в день, и мы постоянно участвовали в сборах или соревнованиях. Все мои соученики - сотни и даже тысячи детей - школу практически не посещали. Некоторые приезжали сдать изученные предметы буквально на три дня в четверти. Сдавали все задания, контрольные и снова уезжали на соревнования или сборы. Больше половины учебного времени мы в школе отсутствовали, появляясь там ради сдачи задолженностей, а не посещения текущих уроков. По такой схеме я училась с шестого класса вплоть до окончания школы.

К решению вопроса, где и как будут учиться мои дети, я подошла очень рационально. Выбор у меня был из четырех основных вариантов:
1) ближайшая государственная школа;
2) престижная гимназия;
3) платная частная школа;
4) семейное обучение.

С учетом всего вышесказанного, первый вариант был практически сразу отброшен. В обычной школе моим дочкам было бы просто скучно: их уровень подготовки существенно опережал школьные требования. В первый класс они обе не ходили, сдали экзамены экстерном и всю начальную школу занимались с репетитором. Полтора часа занятий в неделю обеспечили им хорошие оценки на контрольных.

Детей с первой группой здоровья после окончания одиннадцатого класса остается менее 10%, хотя на момент поступления таких могло быть около 50%.

Затем был отвергнут третий вариант. Таких частных школ, которые не копировали бы привычную гимназию, я поблизости не нашла. За что я должна была бы платить, мне было непонятно. Поэтому на самом деле я выбирала между хорошей гимназией и обучением дома. Первый критерий - здоровье ребенка
Главный ущерб, который школа наносит практически каждому ребенку, - различные заболевания. Задумайтесь, когда чаще болеют дети-школьники: летом на свежем воздухе или во время учебного года?

Разные исследователи приходят к одному и тому же выводу: школа ухудшает здоровье детей. И эта проблема признается на уровне министерства здравоохранения. Чем старше школьники, тем меньше среди них здоровых. К окончанию школы количество здоровых детей падает в 3–4 раза. Детей с первой группой здоровья после окончания одиннадцатого класса остается менее 10%, хотя на момент поступления таких могло быть около 50%. Множество выпускников жалуется на различные хронические заболевания и функциональные отклонения: заболевания опорно-двигательного аппарата, нарушения зрения, гастроэнтерологические, аллергические, эндокринные и нервно-психические патологии.
Я разговаривала с учителями и медработниками: с каждым годом ситуация ухудшается. У детей моих знакомых почти поголовно диагностированы гастриты и сколиозы. Проблема видна невооруженным глазом.

Почему так происходит? Дети на уроках сидят неподвижно, и это приветствуется. Мало того, что они находятся несколько часов в день в физиологически вредной позе, они еще пребывают в постоянном напряжении, причиной которого могут быть страх перед ответом у доски, конфликты с одноклассниками, шум на переменах, неполноценное питание. Школа ежедневно заставляет их испытывать серьезный стресс, спровоцированный именно тоталитарным, подавляющим аспектом системы. Часто на уроках идет не совместная работа, а борьба учителя с учениками.

К концу четверти школьники накапливают общую усталость и становятся апатичными и вялыми.

Система школьных оценок тоже направлена на усугубление этих стрессов. Плюс к этому школьникам добавляется нагрузка в виде домашних заданий. К средней школе становится очевидной разница между детьми, которые тратят на школьные занятия и домашние задания ежедневно девять часов, и теми,
кто занимается дома по два часа. Сравните двух детей (вариант несколько гипотетический, но от этого не менее показательный):

Хоумскулер много гуляет на свежем воздухе, ему не надо рано вставать, он высыпается, качественно питается, занимается фитнесом. Учебная нагрузка у него соответствует максимальной концентрации внимания.
Школьник встает в 6:30 утра, питается в школьной столовой, весь день находится в напряжении и шуме среди сотен детей. В начальной школе с продленкой или кружками его нагрузка длится с 8:00 до 18:00, а из спорта у него - только физкультура.
Будет ли второй ребенок более здоровым? Нет, конечно.

К концу четверти школьники накапливают общую усталость и становятся апатичными и вялыми. В то время как хоумскулеры (в большинстве своем) сохраняют бодрость вне зависимости от каникул и выходных! Ребенок на домашнем обучении следует своим физиологическим ритмам и много отдыхает,
чередуя нагрузку и подвижные игры. Например, у «совы» есть возможность позже вставать, чего лишены учащиеся в первую смену школьники. Таким образом, домашнее обучение избавляет ребенка от вредного влияния стрессов, страха, статических поз и сильного нервного напряжения. Кроме того, домашние дети правильнее питаются. Могут ли родители школьников быть на 100% уверены, что карманные деньги их отпрыски потратят на обед, а не на чипсы и газировку? Хоумскулерам такие соблазны, в основном, не свойственны, а значит, шансов выработать привычку к здоровому питанию и образу жизни у них больше. Избавленные от контактов с другими детьми в период эпидемий гриппа и ОРВИ, они реже болеют вирусными инфекциями. Следовательно, их иммунитет крепче.

Мысль, что мне придется ежедневно вставать в 6:30, чтобы вовремя отвезти детей в гимназию, вызывала у меня ужас.

В нашу пользу говорит тот факт, что после перевода на домашнее обучение часто болеющих детей, уже через несколько недель становится заметно уменьшение проблем со здоровьем. Хоумскулинг работает на здоровье ребенка! Напрашивается вывод, что самый главный плюс обучения дома - здоровье детей, причем как физическое, так и психологическое. Выбирая между обучением в школе и дома, родителям надо задуматься, что именно они получат в обмен на ухудшение здоровья своих детей. Неужели нельзя эту выгоду получить более безопасными для собственного чада способами?
Меня результаты сравнения школьного и домашнего обучения по критерию здоровья убедили, что ребенку дома будет существенно лучше. Это - одно очко в пользу семейного образования.

Второй критерий - знание школьных предметов Здесь выигрывала гимназия. Как заставить детей всерьез заниматься дома, не нанимая репетиторов, я не представляла. Однако услуги репетиторов по всем предметам - это не то, что доступно каждому (по тем или иным причинам). И все-таки я нашла приемлемое решение, о чем расскажу позже. А пока поставим очко в пользу школьного образования.

Школьник тратит примерно девять часов в день на уроки и домашние задания.

Третий критерий - поступление в вуз . Аттестат у ребенка на семейном обучении будет точно такой же, как если бы он учился в школе. Репетиторов для подготовки к итоговому тестированию нанимают почти все родители - наймем и мы. Если планировать учебу в российском вузе, подойдет лицей или гимназия при этом учреждении. Они заранее тестируют детей по профильным дисциплинам, помогают выбрать направление и факультет для поступления. Таким образом, обучение более эффективное, а при поступлении в вуз у ребенка есть некоторые льготы. С другой стороны, если планировать поступление в иностранный университет, то у ребенка, находящегося на семейном обучении, будет больше времени для подготовки к непривычному нам тестированию (TOEFL и SAT, например). Так что еще одно очко в пользу семейного образования.

Четвертый критерий - моя загруженность и душевное равновесие . Мысль, что мне придется ежедневно вставать в 6:30, чтобы вовремя отвезти детей в гимназию, вызывала у меня ужас. Я индивидуальный предприниматель и все свои дела планирую так, чтобы работать во второй половине дня.
Ранние подъемы совсем не вписывались в мой распорядок дня с привычкой работать поздно вечером и даже по ночам, когда дети наконец-то угомонились. А если подумать о родительских собраниях с выслушиванием учительских претензий, о нервотрепке с невыполненными домашними заданиями,
«двойками» по поведению… Нет, это не для меня! Сохранность моего душевного состояния была возможна только в случае домашнего обучения. Поэтому и здесь у меня получилось дополнительное очко в пользу семейного образования.

Хоумскулер занимается дома максимум два часа: при индивидуальном обучении изучение школьных предметов происходит примерно в десять раз быстрее

Пятый критерий - эффективность обучения (относительно временных затрат). Школьник тратит примерно девять часов в день на уроки и домашние задания. Преподаватели обычных школ ориентируются на слабых учеников: бесконечно повторяют и спрашивают одно и то же, поэтому время на уроках расходуется неэффективно. По сравнению с занятиями с репетитором, потери времени на уроках составляют около 90%, а время, употребляемое на изучение нового материала, не превышает 10%. Кроме того, часть времени тратится на организационные вопросы в классе. К тому же учитель подстраивается под самых медлительных и несообразительных детей.
Исходя из своего опыта, могу сказать, что хоумскулер занимается дома максимум два часа: при индивидуальном обучении изучение школьных предметов происходит примерно в десять раз быстрее. Оставшееся свободное время ребенок проводит на свежем воздухе. Высыпается, может позволить себе заниматься спортом или читать интересные ему книги. Тратит много времени на кружки или увлечения.

Часто из-за негативного отношения учителей к пропускам возникают проблемы с поездками на соревнования или конкурсы.

В определении эффективности обучения для меня важным фактором является возможность дополнительных занятий. Для школьника занятия музыкой, танцами, рисованием или спортом входят в противоречие с загруженностью домашними заданиями. Родителям и детям довольно часто приходится выбирать между школьной нагрузкой и любимыми увлечениями. Даже если это профессиональные танцевальные клубы, музыкальная или художественная школы. И даже тогда, когда у ребенка бесспорно есть талант. Часто из-за негативного отношения учителей к пропускам возникают проблемы с поездками на соревнования или конкурсы. На семейной форме обучения такие проблемы абсолютно исключены. Поэтому - одно очко в пользу семейного образования.

Шестой критерий - общение с детьми& Для тех, кому больше нравится не общаться с ребенком и не заниматься с ним совместными делами, а наблюдать, как он внимает учителю, а потом сидит часами за домашними заданиями, этот пункт может стать минусом. Для меня это плюс: я не готова отказаться от своего авторитета и отдать собственных детей под влияние посторонних. Тем более что у меня есть вопросы к ценностям современных молодых учителей, а уровень их самореализации заставляет усомниться в полезности подаваемого ими личного примера. Мне нравится разговаривать с моими детьми, объяснять им разные интересные вещи. Именно поэтому я занимаюсь предпринимательской деятельностью и не выхожу работать по найму, хотя могла бы получать приличный стабильный доход. Я хочу проводить много времени с детьми. Так что - одно очко в пользу семейного образования!

Выяснилось, что программа начальной школы настолько примитивна, что с помощью репетитора ее реально можно пройти за год. Мои затраты на преподавателя не превысили сумму в триста долларов.

Седьмой критерий - денежные затраты. Хорошее образование для меня - большая ценность, и я всегда готова за него платить. Лучше я отдам немалую сумму за тренинг или курсы, чем потрачусь на ширпотреб. И мне проще заплатить репетитору, чем заниматься таким неприятным делом, как стояние у ребенка над душой с домашними заданиями. Поэтому я изначально была готова выделять каждому ребенку 400–500 долларов в месяц за частную школу. Реально оказалось, что репетиторы обходятся намного дешевле: одно занятие стоит 10–20 долларов.
Мои девочки (несмотря на разницу в возрасте) смогли заниматься вместе. В начальной школе им хватало полтора часа занятий один раз в неделю, чтобы научиться правильно оформлять свои работы или разобрать сложные вопросы. Остальной материал дети осваивали сами, по обычному учебнику, выполняя задания в рабочих тетрадях.

Выяснилось, что программа начальной школы настолько примитивна, что с помощью репетитора ее реально можно пройти за год. Мои затраты на преподавателя не превысили сумму в триста долларов. Фактически они оказались равны сумме, сэкономленной на бензине для поездок в школу. В средней школе репетиторы обойдутся дороже: надо углубленно заниматься английским и математикой. Позже добавятся сложные предметы - физика и химия. Но в любом случае, вряд ли я сумею превысить бюджет обучения в частной школе.

Круглый стол совместно готовили редакция «АиФ-Челябинск» и сетевого издания сайт. Это уже второй опыт такой совместной работы (дай Бог не последний!). В ходе первого круглого стола обсуждалась тема

Кто виноват в домашних заданиях в нынешнем виде и объеме?

На сей раз речь шла о домашних заданиях, нагрузка по которым, по мнению многих родителей и учеников, стала непомерной. И выяснился любопытный факт. Начальник отдела начального, основного и среднего общего образования Минобрнауки Челябинской области Михаил Елагин рассказал, что по федеральному закону домашние задания вовсе не обязательны. Они относятся к компетенции конкретной образовательной организации и самого педагога. Правда, здесь есть, конечно, доля лукавства со стороны министерства образования. Другой участник круглого стола, Марс Вахидов, учитель химии, руководитель ресурсного центра «Химия плюс» на базе лицея № 77 , напомнил, что школа перегружена экспертизами и проверками: «Вы посмотрите, сколько сегодня экспертиз и проверок! А ведь все эти ЕГЭ, НИКО (национальные исследования качества образования - Прим. ред .) и ВПР (всероссийские проверочные работы ) не дают нам спокойно работать! На прошлой неделе все второклассники и пятиклассники писали ВПР по русскому языку. Нас успокаивали, что ВПР - не экспертиза. Но де-факто по этой ВПР нас оценивают и родители, и руководители. И подвести мы не можем ни тех, ни других. Вопрос качества знаний с нас никто не снимал! Условия таковы, что мы вынуждены задавать уроки. Поэтому наш минимум далеко за пределами максимума». Так что вопрос к организаторам образования в России остается. И вопрос огромный.


Вечер в семье - время для радости, а не для домашних заданий

Не так давно в соцсетях появился «крик души» мамы одной из школьниц, который собрал более 2000 перепостов и более 500 комментариев. «Да, я плохая мать! - пишет женщина. - Я не хочу по вечерам делать с ребенком уроки. Вечером мы приезжаем домой уставшие. С желанием пообщаться, поужинать и даже - грех какой - посмотреть кино или почитать книгу. Но нет, нужно делать домашнее задание. Дочь их делать не хочет. А я не могу стоять над её головой и гавкать, как деревенская собака на проезжающие машины. Потому что я много работаю. Потому что я устаю. Потому что я не помню математику за восьмой класс. Потому что мне надо сварить гречку на утро и поджарить сырники. Потому что мне надо погладить по голове мужа. Потому что вечер - это время для радости, а не для скандала!».

«То, что крик души этой женщины нашёл такой отклик у других родителей, говорит о многом, - уверена еще одна участница круглого стола, председатель регионального отделения «Родительское всероссийское сопротивление» Екатерина Забачёва . - Ни у нас с вами, ни у наших родителей в их школьное время не было проблем с выполнением домашнего задания. Значит, что-то пошло не так, значит, система образования дала сбой».

Многие учителя ставят этот сбой в вину родителям, которые непременно желают контролировать выполнение уроков и тем самым лишают своего ребёнка самостоятельности в этом деле. «Многие взрослые велят детям дожидаться их с работы, чтобы сделать уроки вместе, - констатирует факт декан факультета подготовки учителей начальных классов ЮУрГГПУ (ЧГПУ), кандидат педагогических наук, доцент Наталья Лукиных . - Но во сколько сегодня современные родители приходят домой? Поздним вечером. Причём, сначала они сделают кучу звонков, просмотрят соцсети, решат массу дел и только потом перейдут к урокам. Само собой, вслух выражается отношение к урокам, ребёнок, который уже очень хочет спать, становится свидетелем полемики между родителями, что не добавляет положительных эмоций по отношению к школе. До этого времени школьник бы уже мог сделать уроки сам, возможно не так успешно, но это были бы его успехи, его достижения!».
«Когда-то все мы учились по одной системе, она называлась традиционной системой образования, - вспоминает Лукиных. - Учились достаточно успешно, получали приличные аттестаты с медалями, и гулять успевали. Но всё изменилось. Сегодня мы имеем очень много разных образовательных систем, за каждой стоит книгоиздатель, а это серьёзный бизнес. Самое интересное, что многие родители выбирают конкретные системы, стремясь отдать своё чадо именно в эту систему, они готовы обивать пороги школ не по прописке, стоять в очередях. Чем они при этом руководствуются, сказать сложно: ведь даже мы, специалисты, и то до конца не понимаем каких-то моментов в разных образовательных системах! Значит, они делают осознанный выбор и, видимо, понимают, на что обрекают ребёнка, отдав его в ту или иную школу, к тому или иному педагогу. Откуда же тогда жалобы?!.»
С таким утверждением можно поспорить. Многие родители, включая автора этих строк, все-таки вечером дома уделяют первостепенное внимание детям и домашним заданиям. Однако проблема не решается. Любовь к учебе посредством чрезмерно насыщенной школьной программы (включая домашние задания) детям не привить. И о получении серьезных знаний тоже говорить не приходится. Информация после сдачи очередного зачета или контрольной тут же улетучивается из памяти ученика. Школьники все чаще задают вопрос: «Как мне это в жизни пригодится?».
Стоит сказать, что и учителя начинают вызывать в школу родителей, когда ребенок начинает получать «двойки». То есть учителя тоже, выходит, не сторонники самостоятельности в работе учеников. Или это вопрос к тому или иному конкретному учителя? Может ли он научить ребенка так, чтобы тот работал самостоятельно?

Кстати, тут возникает и другой вопрос - а нужны ли в современной школе оценки, какой в этом смысл?

По этому поводу Евгений Бунимович, заслуженный учитель России , высказался так: «Родители, которые требуют от своего ребенка не обучения, не попытки понять, что ему интересно в этой жизни, а что не интересно, чем он дальше будет заниматься, а только отметок, совершают большую ошибку».


О практикоориентированном финском и фундаментальном российском образовании

Ирина Рузаева, директор Челябинского областного многопрофильного лицея-интерната для одаренных детей , говоря в ходе круглого стола об отличии российской системы образования от финской, отметила, что у финнов практикоориентированная система, тогда как российская школа дает фундаментальные знания. И свидетельство тому - победы российских школьников на мировых олимпиадах. С ней согласен Марс Вахидов. Он еще добавил в ходе круглого стола весомый аргумент про достижения России в космосе, которых и близко нет у финнов.
На это хочется возразить, что побеждают на мировых олимпиадах (как и летают в космос) единицы. Значение этих побед для общества в целом больше моральное (хотя, конечно, не будем забывать. что некоторые виды лекарств были созданы именно в условиях космоса). Тогда как практикоориеннтированная система, если она есть, касается ВСЕХ, кто занимается по такой системе. Кроме того, достижения «фундаментальности» российского образования можно поставить под сомнение. В том числе на основе данных российского парламента. Вот что заметил по этому поводу на страницах АиФ два года назад Олег Смолин, первый зампред комитета Госдумы по образованию:

«Разработчикам школьных программ следовало бы умерить пыл. Они забывают концепцию великого педагога и психолога Л. Выготского: если материал слишком лёгкий - ребёнок не развивается, слишком сложный - он не осваивает даже то, что мог бы. Получается, с одной стороны, дети перегружены, а с другой - не знают элементарного. Когда в ГД рассматривались итоги прошлого ЕГЭ, меня поразил пример, приведённый Рособрнадзором. Задача: поезд вышел из пункта А в 10 часов и в 12 часов следующего дня прибыл в пункт Б. Сколько часов поезд был в пути? Четверть выпускников (!) школ не смогли её решить. Когда я учился, в школьной программе не было элементов высшей математики типа теории вероятности и статистики и прочего. Но в нашем классе (подчеркну - незрячих детей) не было ни одного, кто не решил бы такую задачу. Чтобы повысить качество обучения, надо уменьшать сложность».


Что ребенок должен делать дома

Несколько лет назад министерство образования Челябинской области разработало специальную памятку для родителей, касающуюся времяпровождения ребёнка после школы. Она состоит из трёх пунктов:

После прихода ребёнка любого возраста из школы, он должен пообедать и 1,5-2 часа отдохнуть (не за компьютером!);

Приступая к урокам, нужно определить последовательность их выполнения (сначала следует выполнить самые сложные задания);

После выполнения уроков необходима прогулка на свежем воздухе не менее одного часа.


Об отношении российского государства к образованию

Здесь достаточно привести всего одну цитату. Всеволод Луховицкий,член совета межрегионального профсоюза работников образования «Учитель», высказался так: «Во всех странах, которые выходят на первые места, есть три компонента. Первый компонент — хорошее образование — ценность, а, значит, в образование надо вкладывать деньги. Наша власть сокращает финансирование образования. Необходимо передать власть над конкретными школами местному сообществу и учителям, и только у нас этим управляет департамент образования. И третий момент — спросите у любого ребенка или любого взрослого в Сингапуре, что такое учитель? Они тут же встанут, вытянутся по струнке и скажут: «О, это самый уважаемый человек». Извините, ничего этого у нас нет».


Как строится домашняя работа школьников в других странах

Алфи Кон, один из главных критиков образования, написал книгу «Мифы о домашнем задании». Он рассказал, что для младших учеников нет никакой связи между количеством домашнего задания и достижениями в учёбе. В старших классах связь настолько слаба, что почти исчезает, если применять в исследовании более точные методы измерений.
Тем не менее пока домашние задания сохраняются в большинстве систем образования в разных странах мира. Но отличие в том, сколько времени тратится на это. Американские подростки уделяют домашним заданиям в среднем 6 часов в неделю. В странах, входящих в ОЭСР (Великобритания, Германия, Испания, Италия, Канада, США и др.) - на домашние задания уходит еще меньше - 4,9 часа в неделю. Меньше всего времени отводят на учёбу дома школьники из Кореи и Финляндии - они занимаются около трёх часов в неделю. При этом Корея и Финляндия - в мировых лидерах по качеству образования. Родители школьников в Румынии отмечают, что нагрузка по домашним заданиям школьников снижается. Некоторые тратят на это всего час в неделю, хотя оптимально было бы 3-5 часов. В Америке где-то нет школьных заданий до середины пятого класса, где-то от них отказались вовсе. Президент Франции Франсуа Олланд высказался радикально: «Домашнюю работу следует отменить потому, что у детей из бедных семей нет на это времени. Дома родители не всегда уделяют ученикам должного внимания, в то время как в школе учащийся всегда может рассчитывать на помощь учителя».

Школьники в России выполняют задания на дом по 10 и более часов в неделю. При этом Россия занимает в мировых рейтингах образования место в четвертом десятке стран. О практикоориентированности нашей системы образования говорить не приходится в принципе. В одной из публикаци "Комсомольской правды" пару лет назад отмечалось, что школьники в России трудятся больше, чем взрослые! Это ненормально.

По Трудовому кодексу взрослый человек не может работать больше 40 часов в неделю. В то же время школьники тратят на домашнее задание 10 часов и более в неделю. А теперь прибавьте к этому еще и шесть уроков (а то и семь). Плюс факультативы, репетиторы, курсы, занятия музыкой и спортивные секции! Получается, что дети загружены до 52 часов в неделю и более!

Есть страны, где ситуация не менее тяжелая. С трудом выполняют домашние задания, например, школьники в Испании. Доходит до 6 часов в день! Причем, большая часть заданий состоит в переписывании учебника. Но это вряд ли может нас успокоить. Мы живем в России. И если кто не знает, то решение проблемы на самом деле предложила более 60 лет назад наш, отечественный специалист. Петербургский педагог-исследователь Елена Яновицкая разработала методику, позволяющую отказаться от домашних заданий.

«Тогда же, в 1953 году, главное, что вызвало в зале гул недоумения, - это отказ от обязательности домашних заданий. Но в этом отказе - первый краеугольный принцип нашей системы - школьную обязательную программу выучить на уроках (это 5 - 6 часов в день!), а остальное время - на лично выбранное дополнительное образование», - вспоминает она в своей книге «Большая дидактика».

Александр Гулин, учитель истории и обществознания школы № 1828 «Сабурово», на страницах КП ставил вопрос ребром:

«Теоретически можно всю программу проходить в школе, если увеличить количество часов по всем предметам. Но на практике этого нет. Мы бы не задавали столько, если бы от детей не требовали высоких результатов. Потому что действует СанПиН, который ограничивает нагрузку в школе 35 часами в неделю. Максимум, что можно успеть в этих рамках, - дать два профильных предмета, а все остальное на базовом уровне. Поэтому и нагружают домашкой по полной сверх законных 35 часов. Вот только вопрос - нам высокие результаты на ЕГЭ нужны или знания, которые не выветриваются на следующий день после сдачи экзамена? Или, если брать шире, здоровые дети?».

Кутмина Елена Юрьевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "Ильинская СОШ"
Населённый пункт: г. Красногорск, п.Ильинское-Усово
Наименование материала: Статья
Тема: "Нужно ли задавать домашнее задание и сколько? Как правильно организовать домашнюю работу?"
Дата публикации: 16.06.2018
Раздел: начальное образование

Нужно ли задавать домашнее задание и сколько? Как правильно

организовать домашнюю работу?

Извечный вопрос нужно ли задавать

ребятам домашнее задание? Как повысить

уровень знания? Как мотивировать

учеников? Как сделать так, чтобы дети

хотели учиться?

Все эти и многие другие вопросы мучают

учителей, родителей и министерство

образования.

Давайте представим, что мы перестали

задавать домашнее задание.

Во-первых - это очень обрадует родителей, ведь основная задача(как считают некоторые

родители) в современном мире – заработать денег, чтобы вырастить детей, чтобы наш

ребенок был одет не хуже чем его одноклассники, чтобы он мог вкусно покушать, чтобы

хотя бы раз в год отвезти ребенка на море и т.д. А другие наоборот, помимо школы

стараются развивать детей и посещают различные секции и кружки, которые тоже

занимают немало времени. Дети должны развиваться на различных уровнях и все не

должно сводиться только в школе.

Сейчас, работая по ФГОСам появилась уйма рабочих тетрадей, дополнительной

литературы, что непосредственно способствует обучению…НО в связи с этим и домашние

задания увеличились в несколько раз и дети не могут выполнять их самостоятельно!

Вместе с этим падает самооценка ребенка, он не чувствует себя успешным, ведь сегодня

мама (или папа) не успели распечатать доклад или оплатить интернет, а значит завтра «2».

А исправить по новым стандартам уже практически не реально! О «5» можно уже и не

мечтать, дай бог, что будет «4». Так и получается, что родители стали часто обращаться к

учителю, о том, что не успели помочь ребенку подготовить ту или иную информацию.

Я конечно «за» доклады, поиск дополнительной информации и т.д., но не так часто это

должно быть! Мы как родители, как учителя обязаны вести наших детей к успеху!

Конечно, дети сейчас все чаще стали отказываться от учебы и это не смотря на ЕГЭ, они

стали просто ненавидеть школу! А значит что-то срочно нужно менять!

И для того, чтобы совсем не задавать домашние задания – нужно будет полностью

пересмотреть школьные часы, предметы и дополнительные занятия. А так же увеличиться

время проводимое в школе, но при всем при этом это может освободить значительную

часть времени для ребенка и родителей. Может быть больше детей захотят идти в школу?

И если домашние задания созданы для того, чтобы закрепить полученные знания, то что

твориться сейчас с домашними заданиями – это ужас! Дети до глубокой ночи сидят с

уроками, заполняя кучу различных рабочих тетрадей, делая доклады и еще нужно

написать несколько упражнений по русскому языку и математике! И это только начальная

Возможно нужно пересмотреть систему оценивания, не 5-ти бальная шкала? Допустим,

что за год (за четверть) ребенку нужно набрать50 баллов – это «3», 70 баллов это будет

«4», а если больше 70 – это уже «5», а если меньше 50 баллов стоит обратить внимание на

этого ученика, вызывать школьного психолога, родителей и смотреть – почему у этого

ребенка нет мотивации. (При условии, что домашних заданий нет.)

И тогда, если баллы учеников будут складываться, а домашних заданий не будет, то

исчезнут «двоечники» и «отличники», дети смогут относиться к друг другу на равных.

Конечно творческие задания нужно делать дома, как групповые так и индивидуальные.

Такое задание можно давать раз в неделю или раз в 2 недели, только тогда наши дети

захотят исследовать! Только тогда им захочется самим добывать информацию!

Вот и стоит задуматься, что для того, чтобы наши дети перестали выполнять огромную

домашнюю работу, стоит полностью пересмотреть образование.

Я, как учитель стараюсь задавать своим детям только те задания, с которыми они смогут

справиться сами и без помощи взрослых. Да, если бывают творческие задания, то помощь

родителей будет необходима. При нашей системе образования мы просто сейчас не можем

работать по другому! Хотя мое мнение, что все возможно!

Сейчас, мы с вами работаем (учимся) по-другому, а значит нужно помочь маленькому

человечку справляться с домашней работой, настроить его на успех и зарядить мотиваций.

Многим учителям это удается сделать, а значит и мы сможем.

Для начала мы должны объяснить родителям, а потом уже детям для чего нужны

домашние задания и почему сейчас при нашем образовании мы не сможем вырастить

успешного образованного человека без домашних заданий.

Ведь в школе идет в основном фронтальная работа с учениками и невозможно отработать

навыки самостоятельной работы, так как часов для этого недостаточно, а значит

необходимо выполнять домашнюю работу. Другое дело, сколько этой работы должно

быть?! Учителя не должны перекладывать на родителей полное обучение и отработки

дополнительных тем. Все дети разные и каждый ребенок проводит за уроками разное

количество времени. Один ребенок сделает всю домашнюю работу за час, другой за два

часа, а некоторые дети за теми же самыми работами могут просидеть до глубокой ночи. Не

секрет, что родители не просто помогают детям в обучении, а пытаются даже писать за

возможно, что их ребенок может справиться с этой работой сам, что чаще всего так и есть,

но родители не знают, для чего и почему детям задают задания. Такие дети часто

вырастают несамостоятельными и им очень тяжело жить в современном мире.

И если мы все вместе начнем задавать домашнее задание, но в меньшем количестве и

объясним зачем ее необходимо выполнять на сегодняшний день – это путь к успеху!

Итак, первое – это 99% самостоятельное выполнение, второе – отработка изученного

материала, третье – это закрепление и расширение материала, который дети изучали на

Работа в классе, в группе сильно отличается от самостоятельной работы. На уроках

ребенок старается быстро выполнить свою работу, заработать хорошую оценку. А вот

времени на отработку нового материала не хватает. А для этого необходимо повторение.

Если у вас есть желание помочь своему ребенку выполнять домашнюю работу быстро и

качественно, тогда вам нужно выстроить четкий план выполнения домашних заданий.

Стараться следовать этим правилам в течении некоторого времени вместе с ребенком,

контролируя и объясняя ему каждый шаг. Для чего мы начинаем с этого и почему

заканчиваем именно этим. Ваш ребенок поймет и будет дальше выполнять именно так!

Сначала вы делаете домашнюю работу вместе, а затем постепенно переводите ребенка на

самостоятельное выполнение все домашней работы. И очень важно, чтобы переход был

плавный! И помните, что проверка домашнего задания – обязательна на всех этапах!

Помните, что нужно замечать успехи вашего ребенка, хвалить его за успех, пусть даже

самый незначительный. А когда ваш ребенок начнет готовить самостоятельно домашнее

задание, постарайтесь присутствовать где-то рядом – это оказывает моральную поддержку.

Помочь, если потребуется разобраться в непонятном материале и организовать процесс.

Наша задача помочь ребенку стать успешным в современном мире! Он должен

чувствовать свои собственные возможности и вашу поддержку!

В США проводятся обязательные встречи с учителями: родители приходят в школу, знакомятся с преподавателями, смотрят, что и как. На одной из таких встреч Бренди, которая преподаёт у второклассников, раздала родителям записки с убойной информацией: домашних заданий не будет до конца года. Дома нужно только доделывать то, что ученик не успел закончить в классе. Учительница предложила родителям использовать освободившееся время с пользой: проводить семейные ужины, читать всей семьёй книги, больше гулять на улице и раньше ложиться спать.

Мама одной из учениц сфотографировала записку.

Идея понравилась многим, если судить по огромному количеству лайков и шеров.

И правда, домашка не нужна. Вот почему.

1. Домашнее задание вредит здоровью

Об этом говорят все родители: постоянно растущая академическая нагрузка и стрессовое тестирование бьют по здоровью детей.

  • Из-за высокой нагрузки дети меньше спят. Они засиживаются над учебниками допоздна и переживают из-за оценок, в итоге появляются проблемы со сном The relation among sleep duration, homework burden, and sleep hygiene in chinese school-aged children . .
  • Здоровых школьников у нас . Близорукость, гастрит, хроническая усталость, нарушения осанки - что-то из этого у ребёнка, вероятно, есть.

Так, может, плюнуть на это домашнее задание и оценки и заняться чем-то более полезным?

2. Домашнее задание отбирает время

Сегодня дети заняты как никогда, считает Питер Грей, профессор Бостонского колледжа. Они проводят слишком много времени в школе, потом бегут к репетиторам, на обратной дороге заворачивают в секцию. Расписание жёстко регламентировано, каждый час учтён.

Дети учат языки, математику, программирование. Но им некогда научиться жизни.

Психолог Харрис Купер проводил исследования, которые доказали, что задания на дом не очень-то эффективны: слишком большой объём информации ребёнок не усвоит. Малышам нужно не больше 20 минут дополнительных занятий, старшим - полтора часа Homework in Elementary School . .

Для сравнения: по нашим санитарным правилам полтора часа - это объём для второго класса. Выпускники могут тратить на уроки по три с половиной часа. Почти половина рабочего дня, и это после школы. А жить-то когда?

3. Домашнее задание не влияет на успеваемость

Алфи Кон, один из главных критиков образования, написал в 2006 году книгу «Мифы о домашнем задании». В ней он рассказал, что для младших учеников нет никакой связи между количеством домашнего задания и достижениями в учёбе. В старших классах связь настолько слаба, что почти исчезает, если применять в исследовании более точные методы измерений Rethinking Homework . .

С этим согласны не все. Том Шеррингтон, учитель и защитник практики заданий на дом, пришёл к выводу, что в начальной школе пользы от домашнего задания действительно немного, зато когда ученикам больше 11 лет, уроки помогают добиваться блестящих результатов Homework Matters . .

Долгосрочную пользу от отмены домашнего задания толком не измерить. Исследовательский центр TMISS выяснял, сколько времени школьники тратят на домашнее задание в разных странах. Так вот, в четвёртом классе только 7% учеников не делают домашнее задание How Much of Their Out-of-School Time Do Students Spend on Homework During the School Week . . Небольшая цифра для анализа.

4. Домашнее задание ничему не учит

Школьное образование абсолютно оторвано от жизни. После многих лет изучения английского выпускники двух слов связать не могут, понятия не имеют, в каком полушарии отдыхают, свято верят в силу . Домашние задания продолжают тенденцию: забивают головы фактами, которые дети не могут применить.

Студенткой я подрабатывала репетитором, помогала школьникам подтянуть русский язык. Изначально дети не могли просклонять самое простое существительное «дверь». В глазах был только страх: сейчас поставят оценку. Половину каждого занятия пришлось посвящать теме «русский язык в быту», доказывать, что мы так разговариваем. На каждый падеж я придумывала предложение. Не такое, как в учебнике, а такое, как в жизни: «Тихо, кошке дверью хвост прищемишь!» Когда дети понимали, что все школьные знания - это и есть наш мир, оценки резко улучшались и моя помощь становилась не нужна.

Вспомните, как вы учились, и сравните процесс с уроками в . Если бы домашние задания помогали сокращать разрыв межу классом и жизнью, от них был бы толк. Но это не так.

5. Домашнее задание убивает желание учиться

«Сделать уроки» до сих пор означает либо прорешать школьные примеры, либо прочитать несколько параграфов. По сути, учителя спихивают на дом то, что не успели рассказать от звонка до звонка. Это настолько тоскливо, что домашнее задание превращается в тяжёлую повинность.

Хуже этой скуки только «творческие» задания, которые сводятся к рисункам и презентациям в PowerPoint. Свежая история с работы:

A post shared by Kess (@chilligo) on Oct 17, 2016 at 10:11am PDT

В задании про скворца нужно было ещё и объяснить причины его грусти. Сомневаюсь, что скворцы и правда до слёз переживают из-за предстоящего отпуска и станут скучать по берёзкам, но именно так и надо было отвечать.

То есть дома ребёнок должен скучать или заниматься глупостями вместо общения с друзьями, прогулок и занятий спортом. И кто после этого полюбит учиться?

6. Домашнее задание портит отношения с родителями

Многие родители делают уроки с детьми и за детей. Получается так себе.

  • Школьная программа поменялась, знания родителей устарели.
  • Многие родители сами не помнят простых примеров из школьной программы и пытаются выполнять задания с точки зрения взрослого. Дети так не умеют.
  • Родители не педагоги. Они не учились объяснять материал, правильно его подавать и проверять. Нередко такое обучение хуже, чем никакого.
  • Домашнее задание - это постоянные конфликты. Дети не хотят его делать, родители не умеют мотивировать, совместные занятия заводят в тупик, и всё это выливается в ссоры.

Что хорошего в домашнем задании

Проблема не в домашнем задании и не в его количестве. А в том, что в готовом виде, как оно есть сейчас, оно абсолютно бесполезно, только уничтожает время и здоровье. От домашней работы можно добиться результатов, если пересмотреть подход к ней.

Домашнее задание выполняется в комфортных условиях, поэтому дома можно найти ответ на сложный вопрос и понять материал. Если, конечно, на это есть время и силы.

Если для каждого ученика разрабатывать индивидуальное домашнее задание, то школьник сможет подтянуть темы, которые ему не даются, и развить сильные стороны Домашнее задание как важный компонент непрерывного образования . .

Бренди Янг считает так:

Ученики весь день работают. Дома есть более важные занятия, которым тоже нужно учиться. Развиваться нужно в разных сферах, какой смысл приходить домой и утыкаться в тетрадки?

А вы как думаете, нужно ли домашнее задание?

  • Сергей Савенков

    какой то “куцый” обзор… как будто спешили куда то