Определение дня празднования пасхи древних иудеев. Как празднуется еврейская пасха. Ветхозаветные традиции иудейской Пасхи

Таким образом, Песах отмечается 7 дней в Израиле и 8 дней в других странах, где живут евреи. В первый и последний день Песаха запрещено работать, поэтому эти дни – выходные.

Впрочем, вся пасхальная неделя является в Израиле «полурабочей» – либо с сокращенным рабочим днём, либо и вовсе объявляются «каникулы».

Когда существовал ещё Иерусалимский храм, праздник Песах был временем паломничества к нему. Ныне же часто израильтяне используют пасхальную неделю для поездок вместе с семьёй.

Песах знаменует собой Исход израильтян из земли Египетской, в светском же восприятии это праздник возрождающейся весны и обновления. Однако, есть ещё варианты этимологии названия праздника.

«Песах» переводится как «уста говорящие» – этот праздник предписывает говорить, рассказывать об истории освобождения евреев от египетского ига.

Отсюда традиция остерегаться разговоров, отвлекающих от сути праздника, особенно это касается первого дня Пасхи, вечернего семейного застолья. Слово «песах» имеет ещё одно значение – «пропускать».

Мы помним про 10 казней египетских, самая страшная из которых – это умерщвление первенцев. Эта кара постигла все египетские дома, но Бог пропустил («песах» – на иврите) дома евреев.

К такому великому празднику израильтяне готовятся заранее. Ровно за неделю до начала праздника Песах, в Великую субботу, раввин выходит на площадь и обращается ко всем горожанам с религиозными предписаниями. А их в пасхальную неделю предостаточно.

Самая основная заповедь еврейской Пасхи: не есть хамец. Хамец – это пища, приготовленная на основе сбраживания. Если мы замесили тесто и не испекли его в течение 18 минут – мы сделали хамец. Это строжайшее, очень жёсткое и бескомпромиссное требование.

Существует легенда, что перед исходом из египетской земли, в спешке и суете евреи не успели заквасить тесто, поэтому напекли простых пресных лепёшек.

С тех пор самое главное ритуальное блюдо на Песах – это маца: те самые пресные лепёшки. Также во все блюда, где одним из ингредиентов является мука, вместо неё в пасхальные дни используется перемолотая в пыль маца.

Существует традиция в канун праздника Песах проводить поиск хамца. Для этого во всём доме проводят тщательную уборку, а потом, помолясь, хозяин дома в молчании, при свечах ищет хамец в каждом уголке. Найденный хамец надлежит уничтожить (например, сжечь). Конечно, есть в этом ритуале некоторая символичность, например, иногда хамец специально подкладывают для того, чтобы его потом найти.

А весь ненайденный хамец можно аннулировать, произнеся положенные слова. Ещё один любопытный факт: если в доме много этой запретной еды, и хозяин не хочет её уничтожать, можно временно «продать» хамец любому не израильтянину.

Стол на Пасху должен быть непременно нарядным и даже роскошным. Обязательны живые цветы – сама природа должна присутствовать за столом.

Светлая скатерть и салфетки в тон ей – тоже обязательный атрибут праздника, желательно, чтобы они были сделаны из льна. Скатерть должна закрывать стол полностью, но в то же время не свешиваться до пола. На еврейскую Пасху нужна особая посуда – фарфоровая или серебряная.

Во многих семьях такая посуда хранится целый год и достаётся только на Песах. Блюдо с мацой, конечно же, занимает почётное место на пасхальном столе.

Не менее значимое место занимает особая пасхальная тарелка. В ней 6 ячеек. В первой лежит косточка – символ пасхальной жертвы, во второй – крутое яйцо (обычное праздничное жертвоприношение). В следующей ячейке находится марор – это горькая зелень.

Затем харосет – смесь орехов, сухофруктов, специй и вина, карпас– овощ, который едят, макая в посоленную воду, которая символизирует слёзы, политые евреями в Египте. И снова горькая зелень. Конечно, это не единственные ритуальные блюда, но, пожалуй, самые значимые.

За праздничным столом обязательны молитвы и чтение текстов из Торы. Ещё один важный ритуал: каждый должен выпить 4 стакана виноградного вина или сока – в этом тоже есть свой символ.

Первый и последний Песаха не следует работать. Первый вечер накануне праздника – это семейная трапеза (седер), а последний день Пасхи, когда вспоминают события на море, где расступившиеся волны позволили израильтянам пройти, а войско египтян потопили, сомкнувшись, следует провести у воды.

И в заключение путешествия в праздничный Израиль (напомним, что Песах в 2020 году начнётся 8 апреля) рецепт мясного цимеса.
Это ещё одно важное блюдо на еврейском пасхальном столе.

Итак, берём 1,5 кг. мяса с шеи или лопатки, чуть больше килограмма моркови, 2 больших картофелины, 1.5 чашки сахара, 1 чашку мёда, щепотку соли. Мясо режем кубиками, измельчаем морковь и картофель.
Кладём всё это в кастрюлю, наполненную на три четверти водой. Добавляем сахар, мёд, соль и варим полтора-два часа.

Бэ теавон! Что в переводе с иврита значит: приятного аппетита!

Еврейская Пасха в 2020 году будет с 8 по 16 апреля. В 2021 году – с 27 марта по 3 апреля.

Иудейскую Пасху (ее называют Песах) в Израиле отмечают в течение целой недели. О том, почему так сложилось, и какой смысл вкладывают в праздник Пасхи евреи, подробно рассказывается в статье.

Внимательный читатель уже обратил внимание на то, что фактически еврейская Пасха отмечается в течение 8 дней, а не недели. Действительно, так оно и есть – но только за пределами собственно Израиля.

А вот на территории страны праздник отмечают ровно неделю. То есть именно иудейская Пасха в 2020 году в Израиле , стране еврейского народа будет с вечера пятницы 8 апреля до вечера пятницы 15 апреля — 7 дней подряд.

В любом случае у евреев Песах – это главный праздник (как, впрочем, и в христианстве). И отмечаются эти важные даты примерно в одно и то же весеннее время, хотя конкретные дни и отличаются.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ

Выходными считаются только первый и последний день пасхальной недели. А все остальные считаются «праздничными буднями»; и в этом оксюмороне нет ни намека на иронию.

Для каждого верующего иудея Песах – это действительно центральное событие года. Поэтому даже в будни в еврейском обществе, где бы оно ни находилось, можно почувствовать искреннее праздничное настроение.

Строго говоря, христиане отмечают праздник гораздо дольше евреев. Конечно, пик торжества приходится на само пасхальное воскресенье – Светлое Христово Воскресение. А вот празднование продолжается в течение:

  • 40 дней — по православной традиции;
  • 50 дней — согласно католическим представлениям.

Удивительно и то, что, как и христианский праздник, еврейское торжество на первый взгляд постоянно меняет дату. А на самом деле это утверждение верно лишь отчасти.

Дело в том, что иудейскую Пасху начинают отмечать строго в 14 день месяца нисан, который в привычном представлении соответствует марту-апрелю. Кстати говоря, и название «нисан» переводится поэтически: «первые плоды».

Но тогда возникает очевидный вопрос: если праздник всегда отмечают в один и тот же день, почему же фактически дата все время меняется? То есть как рассчитать, какого числа будет иудейская Пасха в 2019 и других годах? Все становится на свои места, если обратить внимание на то, как евреи ориентируются в датах, т.е. каковы особенности их календаря.

Если обычный григорианский календарь является солнечным, т.е. ориентируется только по обороту Земли вокруг Солнца, то иудейский также учитывает и лунные циклы. Поэтому календарь евреев относится к редкой категории лунно-солнечных.

И как раз с этой точки зрения Песах и правда наступает в один и тот же день: 14 нисана (только в новолуние). А фактически выпадает на разные даты – преимущественно в марте и апреле.

С НОВЫМ 5779 ГОДОМ!

Особенность календаря израильтян еще и в том, что отсчет в нем ведется со дня сотворения мира. Поэтому в 2019 году в Израиле будет 5779 год. Кстати говоря, в России в далекую допетровскую эпоху также вели отсчет со начала бытия.

Однако годы учитывались иначе. Если бы сегодня продолжал действовать прежний порядок, сегодня был бы приход не 2019, а 7528 года.

4 названия праздника Песах

Да, главный иудейский праздник действительно имеет 4 названия. Начать нужно с того, что строго говоря, это не Пасха, а Песах. То есть христианское название было заимствованием от еврейского. Иудейское торжество называют так:

  1. Песах – слово, которое переводится как «миновал», «обошел стороной». Имеется в виду, что Господь прошел мимо всех еврейских домов, помеченных кровью ягненка, и уничтожил только дома неприятелей – египтян, державших евреев в рабстве.
  2. Хаг а-Мацот переводится как «праздник опресноков». Во время выхода из Египта евреи питались опресноками, т.е. пресными лепешками (мацой), состоящими только из муки и воды.
  3. Хаг а-Херут – «праздник свободы». Комментарии излишни.
  4. Хаг а-Авив означает «праздник весны». Кстати говоря, месяц «нисан» называют также «авив».

ЭТО ИНТЕРЕСНО

Не напоминает ли это слово кое-какое название? Действительно, столица Израиля город Тель-Авив – это наименование переводится как «холм весны» в значении «место возрождения, обновления». В мире найдется совсем немного столиц с таким поэтичным названием.

Пасха и Песах: один праздник – два смысла

Итак, Пасху и Песах отмечают примерно в одно и то же время. А вот смыслы, которые придаются разными народами одному торжеству, сильно отличаются:

  1. Пасха – это праздник христиан всех конфессий, который отмечается в ознаменование воскресения Христа. И в этом заключается важнейшая основа веры и великая духовная радость.
  2. Песах – это праздник именно еврейского народа (почитается она еще и самаритянами, а также караимами).


Однако, если вдуматься и помыслить вне контекста конкретной истории, случившейся в Египте более 3300 лет тому назад, никаких явных противоречий между этими смыслами мы не найдем.

Конечно, еврейский народ трактует Песах как освобождение от рабства. А что же христиане? Смерть и последовавшее воскресение Христа – это торжество жизни над смертью, получение свободы от греха.

И если вдобавок ко всему прочему вспомнить древние поверья, Пасха в понимании разных народов – это праздник весны, когда вся природа освобождается от власти зимы и долгих, темных ночей. Удивительным образом переплетаются многовековые, даже тысячелетние традиции разных культур, которые долгое время даже не подозревали о существовании друг друга.

И у этого своеобразного цивилизационного синтеза есть свое весомое, вполне твердое обоснование. Чтобы его почувствовать, достаточно знать только один факт: христианская Пасха почему-то празднуется практически одновременно с иудейским Песахом. Все дело в том, что Христос воскрес именно в тот день, когда евреи уже в который раз собирались отметить свой главный праздник.

Случайно это совпадение или нет, но так уж сложилось, что Пасха стала тем связующим звеном, которое наверняка объединяет религиозные представления большинства народов нашей планеты. И несмотря на разный исторический контекст, своеобразные традиции и символы, общая идея, несомненно, существуют:

  • Песах – символ свободы.
  • Пасха – символ возрождения.

Каждый народ и каждый конкретный человек вкладывает собственный смысл в понятие освобождения. Кто-то свободен в своих творческих талантах, кто-то счастлив в браке, а иной просто наслаждается своим делом и искренне благодарит судьбу.

В такой прекрасный день все люди могут почувствовать себя частью чего-то светлого, разделить неповторимую благодатную атмосферу праздника. И искренне поздравить друг друга со Светлой Пасхой, или с Песахом, как говорят иудеи.


Среди главных смыслов праздника можно выделить и такую идею, как жертвоприношение. Как израильтяне закалывали агнца (ягненка), так и Христос сам стал священной жертвой, благодаря которой каждый человек имеет право на прощение и помилование.

Вот и получается, что если вдуматься, можно понять, что пасхальные торжества отличаются своими символами и историей, однако их фундаментальная основа едина.

Что делают на еврейский Песах: традиции

Но вернемся к легендарному еврейскому Песаху. Интересно отметить, что все традиции этого праздника уходят корнями в глубокую древность, поэтому израильтяне тщательно соблюдают и дух, и букву пасхального закона. Буквально это следует понимать так: каждый иудей должен занять строго определенное место за столом, вкусить конкретные блюда и выполнить все необходимые предписания.

Однако подобные обычаи евреи рассматривают не как некий ритуал, а как живую многовековую историю, соприкоснуться с которой они могут именно в дни Песаха. Надо ли говорить, что все верующие израильтяне, вне зависимости от возраста, особенностей характера и профессии, с глубоким, по-настоящему искренним почтением относятся к каждому обряду этого торжества.

Праздничный стол Песаха: седер

Песах начинается вечером 14 нисана. В это время евреи собираются всей семьей и устраивают торжественную трапезу, которая называется «седер» (в переводе означает «порядок»). Действительно, во время ужина каждый занимает свое место.

На стол выставляется специальный комплект посуды, который предназначен именно для Песаха. Предварительно все тарелки, чашки и другие емкости погружают в кипяток, чтобы исключить малейшую нечистоту.

Если столь жесткие требования предъявляются даже к посуде, то как строго евреи подходят к своему меню в этот день? Начать рассказ следует с мацы (переводится как «выжатое», «лишенное влаги») – полностью пресного хлеба, который изготавливается из пшеницы, овса, а также полбы, ячменя или ржи (на выбор).

Принципиальное требование к маце – полное отсутствие дрожжей (поэтому этот хлеб также называют опресноками). На то есть свои причины.


Считается, что когда евреи бежали из египетского рабства, они так торопились, что не успели даже заквасить тесто. Поэтому во время Песаха категорически не разрешается употреблять в пищу любую еду (и даже напитки), содержащие квасную основу (хамец).

Эта история весьма интересно отразилась в зеркале современности. Сегодня евреи хотят не просто отметить праздник, но и полностью прочувствовать его историю и глубокий священный смысл. Поэтому в память о тех событиях и приготавливают пресную мацу.

А еще есть такие блюда-символы, которые обязательно присутствуют на седере:

  • горькая зелень (местные горькие травы, латук) олицетворяют горечь пребывания израильтян в плену египетских угнетателей;
  • соленая вода, символизирующая горькие слезы, пролитые за время долгого рабства – в нее обмакивают мацу;
  • зроа – это маленький кусочек жареного мясо с косточкой внутри – оно напоминает того самого пасхального агнца (ягненка), который и был принесен в жертву;
  • кошерное вино, которого выпивают по 4 бокала: в ознаменование освещения дня, после чтения Священного писания, после молитвы и, наконец, во время произнесения благодарности Богу.

Есть на столе и другие блюда – орехи, финики, яблоки. Каждый продукт имеет собственное значение. Ведь верующие прекрасно понимают, что самое главное во время Песаха – это вспомнить о великой истории, а не просто вкусно покушать.

ЭТО ИНТЕРЕСНО

На пасхальном столе евреев непременно присутствует и сваренное вкрутую яйцо, которое называется бейца. Хотя оно и не крашеное, но все же стоит признать, что яйцо остается универсальным символом пасхальных празднеств у всех народов.

Дни после седера

Не стоит думать, что весь Песах евреи то и делают, что выполняют священные ритуалы и вкушают блюда, символизирующие разные моменты истории освобождения из египетского рабства. На следующий день после седера, т.е. фактически в первый день праздника, израильтяне предпочитают отдохнуть с самыми дорогими, близкими людьми.

Примечательно, что на праздник нельзя забывать ни о ком. Если человек по каким-то причинам одинок, его непременно пригласят за стол, в том числе и в день седера. А что касается остальных дней, люди ходят в гости, отдыхают на пикниках, навещают своих родных и друзей.

Интересно, что во время пасхальной недели часть населения вообще не трудится, а другая часть работает по сокращенному графику (полдня).


То есть многие израильтяне имеют возможность устроить себе полноценные пасхальные каникулы. Что они и делают. Собирают всех родных (в основном семейный круг) и отправляются путешествовать по стране или за границу. Строгого регламента действий для этих дней не предусмотрено – каждый может насладиться праздником так, как посчитает нужным.

Что нельзя делать на Песах

Что касается запретов, то евреи весьма уважительно относятся к своим нормам. Поэтому все, что перечислено ниже, следует понимать буквально. К запрещенным действиям относятся:

  1. Стирка, выжимание белья.
  2. Стрижка, бритье.
  3. Написание любых текстов.
  4. Работа в поле, в саду.
  5. Включение и выключение любых электроприборов, телефона, автомобиля.
  6. Разведение огня.

Считается, что Песах – праздник, который посвящен всему еврейскому народу. Поэтому недопустимо рассуждать о личных проблемах, вести серьезные переговоры и даже загадывать личные желания во время торжественного ужина или в другие дни священного праздника. Соответствующие разъяснения дают и раввины, например.

Мы уже давно привыкли к тому, что весь христианский мир по окончании длительного семинедельного поста отмечает великий и торжественный праздник воскресения Христова. Но Пасху празднуют не только христиане. Есть ещё целая нация, для которой этот праздник является неотъемлемой частью не только её вероисповедания, но и её культуры и истории. Речь идёт об израильтянах. Причём еврейская Пасха не менее торжественна и красочна, чем Пасха христианская. Давайте и мы окунёмся в этот волшебный незнакомый нам мир и посмотрим, как проходит пасха в Израиле, познакомимся с обычаями и национальными блюдами этого главного еврейского праздника.

История еврейского праздника Пасхи

История еврейской Пасхи уходит своими корнями в глубину ветхозаветного времени, и начинается она с тех пор, когда евреев, как нации, ещё и не было. Жил на земле Праведный человек Авраам со своей женой Сарой. По Божьему обетованию у него родился сын Исаак, а у Исаака родился сын Иаков. У Иакова родилось 12 сыновей, одним из которых был Иосиф. Братья из зависти продали его в рабство в Египет, где Иосиф очень преуспел в глазах правящего в те времена фараона. И, когда, спустя некоторое время, во всех окружающих странах кроме Египта начался голод, Иаков со своими сыновьями переселился туда. Иосиф, конечно же, не держал обиды на братьев, он ведь их очень любил и скучал по своей семье. Пока он был жив, израильтяне были в чести у местного фараона. Но время шло, одно поколение сменялось другим, про заслуги Иосифа давно уже забыли. Евреев стали сильно притеснять и угнетать. Дело доходило даже до убийств. Одним словом, израильский народ из гостей превратился в рабов.

Но Господь не оставил свой народ и послал им Моисея и его брата Аарона, чтобы вывести их из египетского плена. Фараон долго не желал отпускать своих рабов и, несмотря на посылаемые, на него кары Божьи, не слушал еврейских посланников. Тогда Бог повелел израильтянам заколоть молодых непорочных ягнят и, приготовив их, съесть ночью до утра, а кровью этих ягнят помазать двери своих жилищ. Ночью, пока египтяне спали, а евреи исполняли Божье повеление, по Египту прошли ангелы и умертвили всех египетских первенцев от скота до человека. В испуге фараон повелел спешно выгнать евреев из Египта. Но спустя некоторое время он опомнился и пожалел о содеянном. Войска и сам фараон бросились в погоню. Но Бог провёл свой народ через воды Червного (Красного) моря, а врагов их потопил в его водах. С тех пор израильтяне каждый год празднуют Пасху, как день своего освобождения из египетского рабства.

Обычаи празднования еврейской Пасхи

В наши дни еврейскую Пасху празднуют не только в Израиле, но и в других странах, где проживают еврейские семьи. И, независимо от географического местонахождения для всех евреев существует один единый порядок празднования Песоха. Именно так правильно называется день еврейского освобождения.

Датой еврейской Пасхи считается месяц нисан, а точнее, 14-й его день. За неделю до самого дня Песоха в домах проводят генеральную уборку и удаляют из жилища хамец – всё квасное, хлеб, вино и так далее. Даже существует обычай Бдикат хамец. С наступлением темноты 14 нисана глава семьи, читая специальное благословение, обходит жилище в поисках квасного. Найденное же сжигается наутро следующего дня.

Центральное место в праздновании Песоха занимает седер. Сюда входит немало важных моментов. А именно чтение пагоды, в которой излагается история праздника. Вкушение горьких трав, как воспоминание о горечи, оставшейся после исхода из Египта. Испитее четырёх чаш кошерного вина или виноградного сока. А также необходимое съедание хотя бы одного кусочка мацы, традиционной лепёшки к еврейской Пасхе. Ведь именно маца – хлеб из не скисшего теста – и был у израильтян, когда они в спешке покидали Египет. Опара просто не успела закиснуть. Именно поэтому пресная лепёшка маца стала символом еврейской Пасхи, как – символом Пасхи христианской.

Длится еврейская Пасха 7 дней, в течение которых израильтяне отдыхают, ходят к водам петь хвалебные песни Богу, ездят в гости и развлекаются. Вот такой это интересный и очень оригинальный праздник, вобравший в себя культуру и историю целого народа.

И восемь дней в странах диаспоры .

Первый и седьмой дни (первые два дня и заключительные два дня - в диаспоре) - праздничные в полном смысле (иом тов ), нерабочие, как суббота (но приготов­ление пищи разрешено); в остальные дни - хол х а-мо‘эд (`праздничные будни`) - работа разрешается (с некоторыми ограничениями).

Название «Песах» традиция связывает с тем, что Бог миновал (пасах ) дома израильтян, не тронув их во время казней египетских (Исх. 12:23–27). Словом «песах» в древности назывался годовалый агнец или козленок, приносившийся в жертву в канун этого праздника (14 нисана к вечеру); его зажаривали целиком и съедали на семейной праздничной трапезе ночью (Исх. 12:1–28, 43–49; ср. Втор. 16:1–8, где упомянут и теленок). Тот, кто, не обладая ритуальной чистотой или находясь слишком далеко от Храма , не мог выполнить этот обряд 14 нисана, мог совершить его месяцем позже (Чис. 9:1–14); это второй (Песах шени ), или малый Песах, согласно позднейшей терминологии. Песах называется также хаг х а-маццот (`праздник опресноков`, см. Мацца ; Исх. 23:15; Лев. 23:6; Втор. 16:16), так как в этот праздник заповедано есть хлеб только из неквашеного теста в память о том, что израильтяне, в спешке покидавшие Египет, были вынуждены изготовить хлеб из не успевшего взойти теста (Исх. 12:39).

Законы, связанные с Песахом, сформулированы в талмудическом трактате Псахим. До наступления пасхальной недели в доме и на всех других принадлежащих еврею территориях собирают все квасное (хамец) и сжигают в последнее утро перед Песахом (или продают нееврею). Согласно раввинистическим авторитетам, есть маццу обязательно только в первый день праздника (ночь 14 нисана), в то время как в остальные дни пасхальной недели, по мнению большинства, требуется лишь не употреблять в пищу квасного. Посуду, использовавшуюся под хамец, можно употреблять в Песах только после специальной обработки погружением в кипящую воду (х аг‘ала); посуда, которую ставят на огонь, прокаливается докрасна; если посуду нельзя обработать никаким из этих способов, ее не используют в Песах. Иногда в семье хранится особая посуда для Песаха.

В первый день Песаха в синагоге читается молитва о росе (тал ) и полностью - Х аллел (в странах рассеяния Х аллел читается полностью в первые два дня, а в остальные дни Песаха - до середины); в субботу, выпадающую на один из дней праздничной недели, в синагогах ашкеназов читают Песнь Песней ; в последний день Песаха читается Х азкарат нешамот . Этот день принято связывать с переходом через Красное море . В синагогальной литургии Песах называется праздником свободы (хаг х а-херут ).

В еврейских общинах принято перед Песахом собирать ме‘от хиттим (буквально `деньги на пшеницу) или кимха де-фисха (по-арамейски, буквально `пасхальная мука`); первоначально собирались деньги на муку для маццы, а позднее - на пасхальный стол в пользу бедных членов общины. В талмудическое время всякий, проживший год в данном поселении, был обязан жертвовать, а если сам был неимущим, мог получать ме‘от хиттим . В средневековой Европе было принято, чтобы раввин общины и семь ее видных членов составляли список жертвователей и получателей благотворительных денег.

По мнению некоторых исследователей, праздник Песах в его окончательной форме возник в результате слияния двух изначально независимых праздников - собственно пасхальной церемонии и праздника опресноков. Высказывались предположения, что пасхальная церемония развилась из обрядов, совершавшихся пастухами-кочевниками перед переходом с зимних пастбищ в пустыне на летние пастбища в обжитых районах, а обычай мазать дверные косяки кровью жертвы - из магического ритуала защиты стад. Первоначально Песах отмечался в семейном кругу (ср. Исх. 12:21) - сначала в шатрах, а с поселением израильтян в Ханаане - в постоянных домах. После произведенной царем Иошиях у централизации культа в Иерусалимском храме празднование Песаха там стало массовым (II Ц. 23:21–23; ср. Втор. 16:2,7). Обычай закалывать жертвенное животное, готовить и съедать его мясо при Храме (II Хр. 30; 35:13–14; Юб. 49:16–20), видимо, сохранялся и после возвращения из пленения вавилонского . Позднее, когда число участников увеличилось, при Храме производили только заклание, а трапезу совершали в частных домах Иерусалима (Псах. 5:10, 7–12 и др.). Пасхальное жертвоприношение при Храме положило конец обряду мазать дверной косяк кровью жертвы: теперь ею кропили алтарь (II Хр. 30:15–16; 35:11).

Еврейская Пасха (Песах) – самый древний и самый большой семейный праздник у иудеев, который ежегодно отмечается весной и длится целых семь дней. Какова история данного праздника и откуда происходит его название? Как отмечают Песах в еврейских семьях: особенности, традиции и запреты праздника. Порядок проведения торжественного ужина Садер: последовательность действий. Когда будет еврейская Пасха в 2018 году: какого числа начнётся и какого закончится?

История и смысл праздника

Несмотря на схожесть названия данного праздника у православных и евреев, его значение и традиции у каждой религии свои. Еврейская Пасха Песах, что в переводе с иврита значит «пройти мимо», посвящена освобождению евреев из многолетнего египетского рабства.

Свыше трёх тысяч лет назад Господь решил наказать Египет и его правителя за то, что он не хотел давать Израилю свободу. Бог повелел всем евреям в ночь на 14-е число месяца ниссана принести ему в жертву годовалого ягнёнка. Мясо животного должно быть приготовлено на огне и съедено с горькими травами, а кровью ягнёнка следовало пометить дверные косяки в доме. Ангел смерти прошёл мимо всех помеченных домов, оставив в живых еврейские семьи. Все первенцы в домах, которые не были измазаны кровью пасхального ягнёнка, были уничтожены карой Господней. В ту же ночь все евреи под предводительством Моисея покинули египетскую землю.

Когда отмечается Песах в 2018 году?

Время наступления Песах определяется по лунному календарю, поэтому каждый год дата празднования разная. В 2018 еврейская Пасха отмечается с вечера пятницы 30 марта по вечер субботы 7-го апреля. При этом первым днём Песах считается 31 марта.

Что касается выходных, то в Израиле нерабочими являются только первый и последний дни празднования. В это время для евреев любая работа запрещена. Период между началом и окончанием Песах также считается праздничным, но с существенным послаблением к запретам относительно работы.

Еврейские традиции пасхального Седера

Для празднования Песах по всем канонам, существует множество раввинских заповедей, указаний и наставлений, которые собирались и хранились веками. Одним из символов пасхи у евреев является торжественный ужин, именуемый Седер (иуд. «порядок»), который предполагает определённый план действий. Последовательность правил и традиции этой трапезы следующие:

  1. Кадэш (освящение) – благословение с наполненным бокалом вина.
  2. Урхац (омовение) — ритуал умывания рук.
  3. Карпас – процедура окунания кусочка овоща карпас в солёную воду.
  4. ЯХАЦ – преломление мацы на две половины, большую из которых откладывают в сторону.
  5. Магид (повествование) – чтение Агады, истории об исходе евреев из Египта.
  6. Рахца – умывание рук и благословение перед поеданием мацы.
  7. Моци-Маца – поедание мацы.
  8. Марор – вкушение горькой зелени после произнесения благословения на исполнение заповеди.
  9. Корех – поедание мацы с зеленью.
  10. Шулхан-орех – переход к поеданию всего, что есть на столе.
  11. Цафун – съедание десерта (второй половины мацы).
  12. Барех – молитва после приёма пищи.
  13. Алель – чтение благодарственной молитвы пророку Элиягу.
  14. Нирца – распитие вина с просьбами и пожеланиями.

Помимо подготовки к праздничному ужину, хозяевам необходимо заблаговременно позаботиться о чистоте дома. Поэтому в канун еврейской пасхи в квартирах и домах проводится генеральная уборка, которая предполагает очищение от пыли и грязи даже самых труднодоступных мест.

Праздничный стол на Песах

На еврейскую Пасху хозяйки готовят множество угощений, которых бы хватило на весь период празднования. По традиции в эти дни на стол ставится самая лучшая посуда (кошерная), которая используется только в этот праздник.

Блюда на Песах:

Название Описание
Маца Хлеб из пшеничной муки, который выпекается без дрожжей
Зроа Жареная баранина на косточке или куриная шея
Карпас Весенние овощи
Марор Горькая зелень (смесь листового салата с хреном)
Бейца Неочищенное сваренное в крутую яйцо
Харосет Сладкая закуска из овощей, фруктов, вина и специй

Для каждого присутствующего за столом должно быть предусмотрено столько красного вина, чтобы хватило на четыре бокала. Ведь именно вино у иудеев символизирует счастье, радость и благодать. Для детей, а также людей, страдающих какими-либо заболеваниями, вино сменяется на сок из винограда.

К запретным продуктам на столе относятся те, которые прошли процесс брожения. Это могут быть:

  • пиво, ликёр и квас,
  • хлебобулочные изделия (макароны),
  • майонез,
  • консервированные продукты.

Такое ограничение записано в священном писании:

«Семь дней не должно быть закваски в домах ваших, ибо кто будет есть квасное, душа того будет истреблена из народа Израиля…» (Шмот, 12:15,19).

Что касается такого явления как приметы, то для евреев это понятие определяется законами Бога и материализацией природы, а не психологией человека. Суеверие для них чуждо.

Далеко не все современные еврейские семьи по разным причинам в точной последовательности соблюдают традиции празднования Песах. Но как бы не сложились жизненные обстоятельства, этот праздник они отмечают всегда. При любых условиях и при любой погоде…

  • Сергей Савенков

    какой то “куцый” обзор… как будто спешили куда то