Обязательное социальное страхования в российской федерации. Обязательное социальное страхование Обяз соц страхование

1. Понятие и принципы осуществления обязательного социального страхования

В нашей стране осуществляется обязательное социальное страхование , которое соответствует общепризнанным принципам и нормам международного права . Обязательное социальное страхование – часть государственной системы социальной защиты населения, спецификой которой является осуществляемое в соответствии с федеральным законом страхование работающих и неработающих граждан от возможного изменения материального и (или) социального положения , в том числе по не зависящим от них обстоятельствам.

Обязательное социальное страхование представляет собой систему создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер , направленных на компенсацию или минимизацию последствий изменения материального и (или) социального положения работающих граждан, а в случаях, предусмотренных законодательством РФ, иных категорий граждан вследствие признания их безработными, трудового увечья или профессионального заболевания, инвалидности, болезни, травмы, беременности и родов, потери кормильца, а также наступления старости, необходимости получения медицинской помощи, санаторно-курортного лечения и наступления иных установленных законодательством РФ социальных страховых рисков, подлежащих обязательному социальному страхованию.

Регулирует отношения в системе обязательного социального страхования Федеральный закон от 16 июля 1999 г. № 165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования», но действие данного Закона не распространяется на обязательное государственное страхование , которое регулируется специальным законодательством РФ. Закон определяет:

13) социальное пособие на погребение;

14) оплата путевок на санаторно-курортное лечение и оздоровление работников и членов их семей.

Закон «Об основах обязательного социального страхования» предусматривает, что конкретные виды обязательного социального страхования (для работающих и неработающих граждан) должны определять федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними иные нормативные правовые акты РФ, а также законы и нормативные правовые акты субъектов РФ. Такие законы и подзаконные акты должны устанавливать:

1) конкретные виды обязательного социального страхования;

2) круг лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию и имеющих право на страховое обеспечение;

3) условия назначения и размеры страхового обеспечения;

4) ответственность субъектов обязательного социального страхования;

5) другие условия такого страхования.

Примером конкретного вида обязательного социального страхования является обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний согласно ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний». Данный Закон устанавливает в РФ правовые, экономические и организационные основы обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний и определяет порядок возмещения вреда, причиненного жизни и здоровью работника при исполнении им обязанностей по трудовому договору (контракту) и в иных установленных Законом случаях. Закон предусматривает:

1) обеспечение социальной защиты застрахованных и экономической заинтересованности субъектов страхования в снижении профессионального риска;

2) возмещение вреда, причиненного жизни и здоровью застрахованного при исполнении им обязанностей по трудовому договору (контракту) и в иных установленных Федеральным законом случаях, путем предоставления застрахованному в полном объеме всех необходимых видов обеспечения по страхованию, в том числе оплату расходов на медицинскую, социальную и профессиональную реабилитацию;

Государство управляет системой обязательного социального страхования в соответствии с Конституцией РФ и законодательством РФ. Обязательное социальное страхование осуществляют страховщики, создаваемые Правительством РФ, в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.

Организационно-правовая форма страховщиков определяется федеральным законом о конкретном виде обязательного социального страхования. Страховщики осуществляют оперативное управление средствами обязательного социального страхования, которые являются федеральной государственной собственностью. Государство осуществляет контроль в системе обязательного социального страхования.

Государством создана финансовая система обязательного социального страхования, частью которой является созданный бюджетный фонд, формируемый из определенных источников.

В России государственное обязательное социальное страхование представлено тремя фондами:

пенсионным;

обязательного медицинского страхования;

социального страхования;

В формировании и использовании этих фондов есть свои особенности. Задуманные как страховые, они не всегда соответствуют принципам формирования и использования страховых фондов. В их деятельности очевидны черты бюджетного подхода: обязательность и нормативность отчислений, плановое расходование средств, отсутствие персонификации накоплений и др. По экономической сущности эти фонды не являются страховыми, по форме они относятся к внебюджетным фондам. Создание внебюджетных фондов необходимо государству для более эффективного использования своих финансовых ресурсов. Специфика внебюджетных социальных фондов - четкое закрепление за ними доходных источников и, как правило, строго целевое использование их средств.

Государственное обязательное социальное страхование -- часть государственной системы социальной защиты населения, осуществляемой в форме страхования работающих граждан от возможного изменения материального и социального положения, в том числе по не зависящим от них обстоятельствам.

Обязательное социальное страхование образует систему создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на компенсацию или минимизацию последствий изменения материального и социального положение работающих, граждан, а в случаях, предусмотренных законодательством, трудового увечья или профессионального заболевания, инвалидности, болезни, травмы, беременности и родов, потери кормильца, а также наступления старости, необходимости получения медицинской помощи, санитарно-курортного лечения и наступления других установленных законодательством социальных страховых рисков, подлежащих обязательному социальному страхованию.

К основным принципам обязательного соц. страхования относятся:

Устойчивость обязательного социального страхования, поддерживаемая на основе эквивалентности страхового обеспечения и страховых взносов;

Всеобщий обязательный характер социального страхования, доступность для застрахованных лиц реализации страховых гарантий;

Государственная гарантия соблюдения прав застрахованных лиц на защиту от социальных страховых, рисков и исполнение обязательств по обязательному социальному страхованию независимо от финансового положения страховщика;

Государственное регулирование системы обязательного социального страхования;

Паритетность участия представителей субъекта обязательного социального страхования в органах управления системы обязательного социального страхования;

Обязательность уплаты страхователями страховых взносов в бюджеты фондов конкретных видов обязательного социального страхования;

Ответственность за целевое использование средств обязательного социального страхования;

Обеспечение надзора и общественного контроля;

Автономность финансовой системы обязательного социального страхования.

Субъектами обязательного социального страхования являются страхователи - работодатели, страховщики, застрахованные лица.

Страхователи - организации любой организационно-правовой формы, а также граждане, которые должны в соответствии с федеральными законами конкретных видах обязательного социального страхования уплачивать страховые взносы, являющиеся обязательными платежами . Страхователями выступают также органы исполнительной власти и органы местного самоуправления , обязанные уплачивать страховые взносы.

Страховщики - некоммерческие организации, создаваемые для обеспечения прав застрахованных лиц по обязательному социальному страхованию при наступление страховых случаев.

Застрахованные лица -- граждане Российской Федерации, а также иностранные граждане и лица без гражданства, работающие по трудовым договорам и лица, самостоятельно обеспечивающие себя работой, или другие категории граждан, у которых возникают отношения по обязательному социальному страхованию.

Денежные ресурсы фонда находятся в государственной собственности , они не входят в состав бюджетов, а также других фондов и не подлежат изъятию на какие-либо цели, прямо не предусмотренные законом;

Расходование средств из фондов осуществляется по распоряжению Правительства или специально уполномоченного на то органа (Правление фонда).

Положение о Пенсионном фонде Российской Федерации указывает:

Пенсионный фонд Российской Федерации образован в целях государственного управления финансами пенсионного обеспечения в Российской Федерации.

ПФРФ является самостоятельным финансово-кредитным учреждением, осуществляющим свою деятельность в соответствии с законодательством Российской Федерации и настоящим Положением.

ПФР и его денежные средства находятся в государственной собственности Российской Федерации. Денежные средства ПФР не входят в состав бюджетов, других фондов и изъятию не подлежат.

ПФР обеспечивает:

Целевой сбор и аккумуляцию страховых взносов, а также финансирование расходов, предусмотренных целями ПФР;

Организацию работы по взысканию с работодателей и граждан, виновных в причинении вреда здоровью работников и других граждан, сумм государственных пенсий по инвалидности вследствие трудового увечья, профессионального заболевания или по случаю потери кормильца;

Капитализацию средств ПФР, а также привлечение в него добровольных взносов физических и юридических лиц;

Осуществляют финансирование обязательного медицинского обслуживания, проводимого страховыми медицинскими учреждениями;

Проводят финансово-кредитную деятельность по обеспечению системы обязательного медицинского страхования;

В настоящее время в Российской Федерации предоставляются трудовые и социальные пенсии.

Таким образом, первым уровнем системы государственных пенсий является базовая пенсия, которая в перспективе должна заменить социальную пенсию.

Вторым уровнем является трудовая (страховая) пенсия. Роль этого типа государственной пенсии определяет всю организацию социального, и в первую очередь пенсионного, страхования.

Третий уровень системы пенсионного обеспечения должны составлять негосударственные пенсии. Негосударственное пенсионное обеспечение в пенсионной системе рассматривается как дополнительное по отношению к государственному и может осуществляться как в форме дополнительных профессиональных пенсионных систем отдельных организаций , отраслей экономики либо территорий, так и в форме личного пенсионного страхования граждан, производящих накопление средств на свое дополнительное пенсионное обеспечение в страховых компаниях или пенсионных фондах. Обе эти формы должны развиваться.

В связи с трудным экономическим положением создание дополнительных профессиональных пенсионных систем для работников всех организаций на современном этапе не представляется возможным. Поэтому их формирование будет осуществляться постепенно, по мере готовности отдельных организаций и их групп, отраслей хозяйства или территорий создавать у себя такие системы, а также возможности государства предоставить соответствующие льготы. После принятия решения о создании дополнительной профессиональной пенсионной системы она становится обязательной и не может быть ликвидирована по решению ее учредителей.

Негосударственные пенсионные фонды - особая форма некоммерческой организации, созданная для проведения операций по негосударственному пенсионному обеспечению. Некоммерческие организации отличаются тем, что они не распределяют среди учредителей свой доход. Учредители НПФ заинтересованы исключительно в наращивании объемов привлеченных фондами пенсионных средств как долговременного инвестиционного ресурса.

Негосударственное медицинское страхование: по организационной структуре фонды ОМС являются юридическими лицами , то есть их средства отделены от средств государственного бюджета (управление средствами государственного бюджета осуществляют органы исполнительной власти, а управление средствами фондов - органы фондов).

Фонды обязательного медицинского страхования построены по принципу публично-правового учреждения, то есть руководство деятельностью фонда осуществляется правлением и его постоянно действующим исполнительным органом - исполнительной дирекцией.

Состав правления Федерального фонда ОМС утверждается органом законодательной власти Российской Федерации.

Состав правления территориального фонда ОМС утверждается органом представительной власти территории.

Председатель правления избирается членами правления Федерального (территориальных) фонда обязательного медицинского страхования.

Правление фонда обязательного медицинского страхования работает на общественных началах. Страхователи в составе правления фонда участвуют в определении направлений развития обязательного медицинского страхования на территории субъекта РФ и контролируют правильность использования средств ОМС.

Глава 4. Система социального страхования

обязательное социальное страхование

В РФ соц. внебюджетные фонды стали создаваться после принятия закона РСФСР «Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса в РСФСР» от 10.10.91. В настоящее время действуют: ПФРФ,ФОМС,ФСС. Каждый фонд имеет особенности при формировании и использовании средств, но есть общие черты для всех фондов:

гос. регулирование системы страхования; гос. гарантии соблюдения прав застрахованных лиц, т.е. выполнения страховщиком своих обязательств, независимо от его финансового положения; внебюджетные фонды являются общедоступными и охватывают всех граждан, независимо от пола, национальности и мест проживания; единый механизм формирования фондов из относительно надежной облагаемой базы фонда оплаты труда, что создает возможность самоиндексации доходов фонда; отчисления в фонды осуществляют работодатели от всех сумм оплаты труда, выплаченных работникам, тем самым работодатели страхуют своих работников; все фонды по экономической природе являются страховыми, т.е. все внесенные суммы являются возвратными. Решение об образовании государственных внебюджетных фондов принимает Федеральное Собрание РФ, а также представительные органы субъектов Федерации и местного самоуправления.

Такие внебюджетные фонды находятся в собственности государства, но являются автономными, они имеют строго целевое назначение . Государственные внебюджетные фонды создаются на базе соответствующих актов высших органов власти, в которых регламентируется их деятельность, указываются источники формирования, определяются порядок и направленность использования денежных фондов.

Внебюджетные фонды создаются двумя путями. Один путь - это выделение из бюджета определенных расходов, имеющих особо важное значение , другой - формирование внебюджетного фонда с собственными источниками доходов для определенных целей. В этом случае по предложению правительства законодательный орган принимает специальное решение об образовании данного внебюджетного фонда. внебюджетных фондов является национальный доход. Преобладающая часть фондов создается в процессе перераспределения национального дохода. Основные методы мобилизации национального дохода в процессе его перераспределения при формировании фондов - специальные налоги и сборы, средства из бюджета и займы.

Специальные налоги и сборы устанавливаются законодательной властью . Значительное количество фондов формируется за счет средств центрального и региональных (местных) бюджетов. Средства бюджетов поступают в форме безвозмездных субсидий или определенных отчислений от налоговых доходов . Доходами внебюджетных фондов могут выступать и заемные средства. Внебюджетные социальные фонды тесно увязаны с бюджетом и между собой. Разнообразие внебюджетных фондов обусловливает сложные многоступенчатые связи между этими фондами и другими звеньями финансовой системы. Различают односторонние, двусторонние и многосторонние финансовые связи.

При односторонних связях денежные средства идут в одном направлении: от финансовых звеньев к внебюджетному фонду. Такая связь появляется при формировании фондов или использования ими средств. При двусторонних связях денежный поток движется между внебюджетными фондами и другими звеньями финансовой системы в двух направлениях. Так фонды социального страхования образуются не только за счет страховых взносов, но и средств центрального бюджета. Одновременно при наличии активного сальдо они приобретают государственные ценные бумаги и становятся кредитором бюджета. При многосторонних связях один внебюджетный фонд одновременно приходит в соприкосновение с разными финансовыми звеньями и другими внебюджетными фондами, т.е. деньги движутся в разных направлениях между ними.

Пенсионный фонд Российской Федерации:

Первоочередной задачей Пенсионного фонда- является обеспечение финансовой стабильности пенсионной системы, создание условий для регулярной выплаты пенсий в установленные сроки и повышение их размеров с учетом изменения потребительских цен.

Фонд социального страхования РФ:

Фонд социального страхования РФ является вторым по объему аккумулируемых средств государственным внебюджетным фондом.

ФСС создан в целях обеспечения государственных гарантий в системе социального страхования и повышения контроля за правильным и эффективным расходованием средств социального страхования. Управление Фондом социального страхования РФ осуществляется Правительством РФ. Председатель Фонда социального страхования и его заместители назначаются Правительством РФ.

Фонд обязательного медицинского страхования:

ФОМС предназначен для аккумулирования финансовых средств и обеспечения стабильности государственной системы обязательного медицинского страхования.

Финансовые средства фонда формируются за счет отчислений страхователей на обязательное медицинское страхование.

Для реализации государственной политики в области обязательного медицинского страхования созданы Федеральный и территориальный фонды обязательного медицинского страхования как самостоятельные некоммерческие финансово-кредитные учреждения.

На территории России создаются страховые медицинские компании , учредителями которых выступает местная администрация . Эти страховые компании могут работать только при наличии соответствующих лицензий на обязательное медицинское страхование. Эти организации обязаны заключать договора с медицинскими учреждениями на оказание медицинской помощи застрахованным по обязательному медицинскому страхованию, создавать страховые резервы, защищать интересы застрахованных.

Обязательное медицинское страхование - составная часть государственного социального страхования и обеспечивает всем гражданам РФ равные возможности в получении медицинской и лекарственной помощи за счет средств обязательного медицинского страхования. Основным источником поступления средств в социальные фонды является Единый Социальный Налог.

Заключение

Потребность в социальном страховании возникает на определенном историческом этапе экономического и социального развития общества. Формы и задачи социального страхования меняются в соответствии с социально-политической и экономической ситуацией в обществе. Это относится в равной степени и к нынешнему переходному этапу развития страны.

Социальное страхование имеет специфическую особенность, определяемую природой страхования, а именно: создание механизма возмещения убытка при возникновении страхового случая и обеспечения дохода, невосполнимого другими способами. Но это не простое вспомоществование, как при социальном обеспечении. Возмещение предполагается только при наступление страхового случая и участие гражданина в системе социального страхования.

Важнейшим в реформировании социального страхования является создание законодательной базы социального страхования, современной нормативной правовой базы , регулирующей правовые, экономические и организационные основы государственного социального страхования, и соответствующей системы управления.

Социальное страхование, охватывает преимущественно трудозанятое население, что ведет к ограничению круга людей, получающих поддержку. Должна быть хорошо развита система социальной защиты, которая включала бы еще один важный элемент -- предоставление услуг и выплат в рамках социальной помощи. Только при эффективной работе этих двух форм социальной защиты и может быть достигнута цель, ради которой они создаются.

Список использованных источников

1. Адамов, В.Е., Ильенкова С.Д. Экономика и статистика / В.Е. Адамов, С.Д. Ильенкова - М.: Финансы и статистика, 2001.- 315с.

2. Бугаев, Ю.С. О некоторых проблемах и перспективах социального страхования в России / Ю.С. Бугаев -М.: Финансы, 2002. -№ 3.

3. Бюджетная система Российской Федерации http://www.budgetrf.ru

4. Гейц, И.В. Социальное страхование / И.В. Гейц -ЮНИТИ,2004.-347с.

5. Дедиков, С.В. Негосударственные пенсионные фонды / С.В. Дедиков- Финансы, 2004.- №3

6. Лобанов, И.А. Человек и труд / И.А. Лобанов-М.: 2004.- №6

7. Михальчук, В. Б. Негосударственные пенсионные фонды: риски и формирование пассивов / В. Б. Михальчук -Финансы, 2003.- №3.

8. Современное состояние и проблемы обязательного медицинского страхования // Финансовый бизнес № 5, 2004.

9. Таранов, А.П. Сохраним систему ОМС - сохраним российское здравоохранение // Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины № 2 / А.П. Таранов -М.:2001. С. 35-37.

10. Цыганов, А.А. Перспективы развития социального страхования в России / А.А. Цыганов -Финансы и кредит, 2004.- №14, С 53.

11. Шихов, А.К. Социальное страхование / А.К. Шихов -ИНФРА-М.: 2000.

12. Янгин, А.А. Экономический анализ : теория и практика / А.А. Янгин-М.:Дрофа, 2004.- №14

13. Якушев, Е.Л. Пенсионное обеспечение в регионах / Е.Л. Якушев- М.:2003

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Основные принципы осуществления, субъекты и участники обязательного медицинского страхования. Застрахованные лица, страхователи и страховщики. Основные функции и направления деятельности Федерального фонда обязательного медицинского страхования.

    презентация, добавлен 23.01.2014

    Понятие, социально-экономическая сущность социального страхования в России, зарубежный опыт его организации. Система государственного социального страхования в России. Фонд социального страхования, обязательное медицинское страхование, пути модернизации.

    курсовая работа, добавлен 02.05.2010

    Рисковая природа существования человека как основная предпосылка появления социального страхования. Социальное страхование - один из компонентов системы социальной защиты. Особенности системы обязательного социального страхования в Республике Беларусь.

    контрольная работа, добавлен 10.11.2013

    Цели и принципы социального страхования. Становление социального страхования в России. Действующие виды , правовая основа , экономические категории социального страхования в России. Проблемы и перспективы развития системы социального страхования в России.

    курсовая работа, добавлен 29.06.2010

    Положения обязательного медицинского страхования, этапы его становления в России. Деятельность Федерального фонда обязательного медицинского страхования как части государственного социального страхования. Проблемы и перспективы развития системы.

    курсовая работа, добавлен 23.12.2015

    Учебно-тематический план и программа дисциплины. Финансовые схемы системы обязательного социального страхования. Институт социального страхования в России. Методические указания к выполнению рефератов и контрольных работ . Функции социального страхования.

    методичка, добавлен 05.01.2011

    Понятие, функции и виды социальной защиты. Развитие мировых систем социального страхования. Социальное страхование в СССР, изменения в данной системе в современной России. Основные проблемы действующей системы обязательного социального страхования.

    дипломная работа, добавлен 28.01.2011

    Понятие социального страхования, его цели, задачи и функции в современном обществе . Сравнительный анализ сходств и отличий между различными формами социального страхования. Принципы осуществления обязательного и добровольного социального страхования.

    реферат, добавлен 02.06.2014

    История возникновения и развития обязательного и добровольного социального страхования в Германии в XIX веке. Установление сроков исковой давности федеральными законами о конкретных видах страхования. Государственные и негосударственные страховые фонды.

    презентация, добавлен 12.04.2013

    Понятие социального страхования, его основные формы. Виды социально-страховых рисков. Элементы системы социального страхования: социальные гарантии и государственное вспомоществование. Основные факторы осуществления обязательного социального страхования.

Обязательное для всех - один из способов, которыми государство обеспечивает защиту своих граждан. Такая форма социального взаимодействия, как обязательное в РФ соц страхование является важной частью государственной системы. Согласно федеральному закону, оно защищает граждан РФ от возможных изменений материального и социального положения: потери доходов по причине инвалидности, безработицы, старости, смерти кормильца, материнства.

Обязательное для всех соц страхование очень важно и для работников, которые могут получить травму на производстве - в наибольшей мере это касается тех, кто работает на вредном производстве . От того, как будет организовано социальное обеспечение таких людей, зависит еще и престиж работы целых отраслей, важных для наполнения бюджета РФ. Очевидно, что обязательное социальное страхование призвано минимизировать для граждан негативные последствия изменений статуса.

Историческая справка

Страховка, как защита условий существования, возникло одновременно с самим человеком. Но до того момента, как возникли первые идеи страхования людей на опасном производстве , выплата пособий трансформировались в обязательное современное соц страхование, прошло немало времени, за которое система была очень сильно доработана и отшлифована.

Об основах обязательного социального страхования, их зарождении известно достаточно много. По мере своего совершенствования общество продумывало механизмы социальной защиты. В своем нынешнем виде социальная страховка появилась в Германии в девятнадцатом веке, и сейчас можно точно сказать, что социальное страхование работает во всех странах мира, которые являются экономически развитыми и могут обеспечить своим гражданам социальную защиту.

Как устроена эта система в России?

В России обязательное социальное страхование, как система, состоит из финансовых и социальных гарантий:

  • на случай непродолжительной нетрудоспособности застрахованного;
  • в связи с рождением ребенка;
  • медицинского;
  • на случай смерти (причем субъекты обязательного социального страхования - и само застрахованное лицо, и несовершеннолетние члены семьи, которых тоже защищает обязательное у нас соц страхование);
  • пенсионного;
  • также в список входит обязательное социальное страхование сотрудников от различных профессиональных заболеваний и несчастных случаев, возможных на производстве.

Последний пункт, включенный в обязательное российское социальное страхование, достоин особого внимания , так как защищает работника в случае получения травмы на производстве или приобретения им заболевания из-за условий на производстве. При этом, если работник погиб на производстве, обязательное трудовое соц страхование обеспечивает и защиту лиц, которые являются его иждивенцами.

Возмещение ущерба здоровью и жизни граждан на производстве проходит путем выдачи им обеспечения согласно условиям, на которых они были застрахованы. Получившие травму на производстве также могут рассчитывать на финансирование их реабилитации. В этом случае обязательное в России соц страхование особенно важно.

Социальное страхование в РФ - это комплекс мероприятий, обеспечивающий материальную поддержку граждан в период нетрудоспособности за счет бюджетных средств. Социальное страхование в РФ доступно как работающим, так и неработающим гражданам, а также ИП. Последним для оплаты больничных листов требуется заключить договор с ФСС и периодически перечислять взносы. Виды выплат, их размер могут зависеть от статуса физических лиц. Наиболее обширен спектр поддержки для работающих лиц.

Что такое государственное социальное страхование

Государство обеспечивает гражданам некоторые выплаты в качестве социальных гарантий для поддержания их материального положения. Социальное страхование в РФ - это обеспечение населения пособиями за счет средств бюджета в периоды наибольшей социальной незащищенности. Среди предусмотренных государством можно выделить следующие виды обязательного социального страхования :

  1. Оплата периода временной нетрудоспособности, в том числе в период беременности и родов. На это имеет право работающее население при предоставлении больничных листов. Больничные листы выдаются не только в случаях заболеваний самих сотрудников, также они предоставляются при необходимости ухода за больными детьми и прочими нетрудоспособными родственниками.
  2. Выплаты при наступлении несчастных случаев на производстве. Компенсируют полученные работниками увечья при выполнении трудовых обязанностей.
  3. Перечисление единовременных сумм при рождении ребенка, в случае постановки на учет на ранних сроках беременности.
  4. Выплаты по уходу за ребенком до 1,5 лет.
  5. Пособие при усыновлении.
  6. Пособие на погребение.

В целях обеспечения дальнейших возможных затрат по нетрудоспособности за своих сотрудников работодатели периодически производят отчисления в фонды. Процент перечислений зависит от видов деятельности, условий труда.

На некоторые виды пособий вправе претендовать лишь работающие граждане. Согласно ст. 183 ТК РФ, работодатель обязан материально компенсировать своим сотрудникам периоды их вынужденной нетрудоспособности в связи с заболеванием, уходом за больными родственниками, больничным листом во время беременности и родов. Размер перечислений зависит от стажа работника и его заработков.

Более подробную информацию о размерах выплат по больничным листам см. в материале .

Такие виды социального страхования в РФ, как выплаты по уходу за детьми до 1,5 лет, единовременные суммы, связанные с рождением ребенка, пособие на погребение, доступны и неработающим гражданам. Однако, в отличие от работающих лиц, размер выплат будет минимален, в то время как трудоспособное население вправе претендовать на некоторые суммы пособий (по уходу за ребенком до 1,5 лет), размер которых рассчитывается исходя из заработка. Минимальные же суммы могут меняться в зависимости от действующих районных коэффициентов к заработной плате. Кроме того, регионы вправе сами устанавливать дополнительные социальные пособия, регулируя периодичность их выплат и целенаправленность.

Более полную информацию о размере детских выплат можно получить в материале .

Принципы социального страхования

Федеральный закон РФ от 16.07.1999 № 165-ФЗ (в ред. закона 05.03.2004 № 10-ФЗ) содержит принципы соцстрахования граждан страны. Среди них выделяют следующие:

  1. Доступность соцстрахования для всех граждан (застрахованных лиц).
  2. Соблюдение прав работников вне зависимости от финансового состояния работодателя-страховщика.
  3. Наличие обязанности по уплате взносов всеми страхователями.
  4. Ответственность за использование внебюджетных средств, выделяемых на соцстрахование физлиц.
  5. Государственный контроль за исполнением обязательств по соцстрахованию граждан.
  6. Финансовая независимость системы страхования в стране.

Одним из принципов правового регулирования отношений между работником и руководством в соответствии со ст. 2 ТК РФ также считается обязательное возмещение вреда сотруднику, полученного в ходе выполнения трудовых обязанностей.

Большую часть расходов по обеспечению населения социальными пособиями берет на себя государство. Оно восполняет работодателю потраченные ранее средства на выплату больничных листов и прочих компенсаций работникам. На руководство возлагается обязанность по начислению пособий за счет собственных средств лишь за первые 3 дня болезни самого сотрудника.

Периодические отчисления взносов в бюджет напрямую зависят от уровня доходов работающих лиц. Выплаты пособий (больничные листы, по уходу за ребенком до 1,5 лет) также зависят от предыдущих размеров зарплат.

Обязательное страхование от несчастных случаев

Конституция РФ гарантирует право не только на труд, но и на приемлемые условия работы, отвечающие принципам безопасности сотрудников во время исполнения трудовых обязательств. При возникновении несчастных случаев на производстве работники вправе рассчитывать на получение компенсации по возмещению ущерба и реализацию права на социальное страхование.

Согласно положениям ст. 219 ТК РФ, граждане на время трудовых отношений имеют следующие права:

  • трудиться в оборудованном по всем правилам безопасности рабочем месте;
  • иметь доступ к достоверной информации о порядке охраны труда на рабочем месте, возможных производственных рисках;
  • получить необходимые средства защиты от руководства;
  • проходить обучение по обеспечению безопасности на рабочем месте за счет работодателя;
  • отказаться от выполнения работ, если они нарушают требования по безопасности труда;
  • рассчитывать на компенсацию при наступлении несчастных случаев.

Обеспечение безопасности сотрудников гарантируется обязательным социальным страхованием, связанным с риском возникновения профзаболеваний и несчастных случаев. Подобный вид мер является одним из видов социального страхования, который регулируется нормами Федерального закона от 24.07.1998 № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний».

Что обеспечивает социальное страхование от несчастных случаев на производстве

Субъектами страхования от несчастных случаев выступают страхователь, страховщик и застрахованные лица, где страховщиком является ФСС, страхователем - работодатели, а застрахованными лицами - наемные работники. К последней категории лиц относятся выполняющие работу на основании трудовых и гражданско-правовых (если предусмотрена условиями соглашения обязанность по перечислению страховых взносов) договоров сотрудники, в том числе лица без гражданства и иностранцы.

Закон № 125-ФЗ предоставляет работникам следующие гарантии:

  • обеспечение соцзащиты застрахованных лиц;
  • оплата дополнительных медицинских расходов, связанных с наступлением несчастных случаев на производстве, возмещение вреда вследствие травм, полученных при выполнении трудовых обязанностей;
  • оплата последующих расходов на профреабилитацию;
  • повышенное внимание к мерам, предупреждающим наступление несчастных случаев при выполнении трудовых обязанностей.

Более подробную информацию о размере компенсации нетрудоспособности можно прочесть в материале .

Право на получение компенсации наступает с первого дня подтверждения страхового случая. В случае смерти застрахованного выплаты, согласно ст. 7 закона № 125-ФЗ, получают иждивенцы, дети, члены семьи (в том числе родители и супруги умершего). Сроки выплат в таких случаях разные:

  1. Несовершеннолетние вправе претендовать на компенсацию вплоть до достижения ими возраста 18 лет.
  2. Инвалиды - на весь период инвалидности;
  3. Родственники пенсионного возраста - пожизненно.
  4. Обучающиеся дети - до окончания получения образования, но не позже 23-летнего возраста.
  5. Прочие лица - в соответствии с законом № 125-ФЗ.

При некоторых обстоятельствах несчастные случаи на производстве не квалифицируются как страховые ситуации. Так, согласно ст. 229.2 ТК РФ, алкогольное, токсическое, наркотическое и другие виды опьянения сотрудников, а также совершение самими работниками противоправных действий, повлекших по неосторожности причинение ущерба здоровью и жизни, не определяются как несчастные случаи на производстве.

Итоги

Социальное страхование в РФ призвано дать гражданам некоторые гарантии в виде денежной компенсации в случаях наступления нетрудоспособности, рождения детей, обеспечивает компенсационные выплаты при наступлении несчастных случаев на рабочем месте. Другие функции соцстрахования - предотвращение неблагоприятных ситуаций, повышение мер безопасности по охране труда, защита прав сотрудников на обеспечение мер, исключающих несчастные случаи при исполнении трудовых обязанностей.

Социальное страхование

СИСТЕМА ОБЯЗАТЕЛЬНОГО СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ России: процессы становления

и проблемы развития

е. с. алехина,

кандидат экономических наук, доцент кафедры финансов и кредита Белгородского университета потребительской кооперации

В условиях мирового финансового кризиса, порождающего увеличение масштабов и разновидностей социальных рисков, возрастает значимость социальной защиты населения. Базовым институтом социальной защиты выступает система обязательного социального страхования, позволяющая не только существенно смягчить важнейшие виды социальных рисков, ведущих к потере жизни, здоровья, трудоспособности, дохода, но и предпринять меры по их предупреждению и снижению.

Под обязательным социальным страхованием мы понимаем систему экономических отношений, направленных на обеспечение управления социальными рисками общества путем перераспределения средств, собранных на эти цели в обязательном порядке или на добровольных началах и аккумулированных в специализированных автономных страховых фондах.

система обязательного социального страхования является важным элементом социально-ориентированной рыночной экономики, обеспечивающим непрерывность процесса общественного воспроизводства, способствующим решению государственных социальных проблем, участвующим в процессе формирования внутренних инвестиционных ресурсов. От состояния и эффективности функционирования национальной системы обязательного социального страхования во многом зависят социальная стабильность общества и темпы экономического роста.

В целях оценки современного состояния системы обязательного социального страхования россии проанализируем процесс ее становления,

выявим проблемы развития и причины их возникновения.

В россии система обязательного социального страхования в современном ее виде формируется на протяжении последних 18 лет. Механизмы и институты, доставшиеся ей в наследство от советской системы (основной формой социальной защиты в ссср было государственное социальное обеспечение), в условиях рыночной экономики потребовали серьезной модернизации.

становление российской системы обязательного социального страхования началось в конце 1990 г. созданием двух государственных внебюджетных фондов: Пенсионного фонда российской Федерации (в рамках реализации нового Закона «О государственных пенсиях в рсФср») и Фонда социального страхования (в результате реорганизации советского социального страхования в условиях распада Всесоюзной организации профсоюзов) .

Финансовый кризис государственного здравоохранения и легализация безработицы потребовали принятия в 1991 г. законов «О медицинском страховании граждан в рсФср» и «О занятости населения в российской Федерации». Поэтому в 1992 г. были введены страхование по безработице и обязательное медицинское страхование, которые осуществлялись Государственным фондом занятости населения российской Федерации и Федеральным и территориальными фондами обязательного медицинского страхования соответственно.

таким образом, в начале 90-х годов XX столетия в российской Федерации законодательным

финансы и кредит

путем была создана новая система обязательного социального страхования, охватывающая основные социальные риски, известные в мире. Проведенные преобразования системы обязательного социального страхования отвечали заложенным в конституции российской Федерации принципам социальной справедливости и равенства.

современная система обязательного социального страхования россии включает четыре отрасли: обязательное пенсионное страхование, обязательное медицинское страхование, обязательное социальное страхование, обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (введенное с 2000 г. и находящееся в управлении Фонда социального страхования) (табл. 1). страхование по безработице с 2001 года отменено, а Государственный фонд занятости населения российской Федерации упразднен. социальные гарантии по безработице переданы на финансирование из федерального бюджета, став одним из видов социальной помощи. По нашему мнению, страхование по безработице должно функционировать в качестве отдельной отрасли системы обязательного социального страхования, так как безработица - это типичный социальный риск, предусмотренный российским законодательством и признанный таковым в мировой практике.

Организация обязательного социального страхования в россии базируется на следующих принципах :

1) устойчивость финансовой системы обязательного социального страхования, обеспечиваемая на основе эквивалентности страхового

функциональная структура системы обязательного социального страхования России

отрасль обязательного социального страхования вид страхуемых социальных рисков

Обязательное пенсионное страхование 1. наступление старости 2. инвалидность 3. Потеря кормильца 4. смерть застрахованного лица (пенсионера, не работавшего на день смерти)

Обязательное медицинское страхование 1. необходимость получения медицинской помощи

Обязательное социальное страхование 1. Временная нетрудоспособность 2. Материнство 3. смерть застрахованного лица или членов его семьи, находящихся на его иждивении

Обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний 1. трудовое увечье 2. смерть застрахованного лица (от трудового увечья)

обеспечения средствам обязательного социального страхования;

2) всеобщий обязательный характер социального страхования, доступность для застрахованных лиц реализации своих социальных гарантий;

3) государственная гарантия соблюдения прав застрахованных лиц на защиту от социальных страховых рисков и исполнение обязательств по обязательному социальному страхованию независимо от финансового положения страховщика;

4) государственное регулирование системы обязательного социального страхования;

5) участие представителей субъектов обязательного социального страхования в органах управления системы обязательного социального страхования;

6) обязательность уплаты страхователями страховых взносов и (или) налогов;

7) ответственность за целевое использование средств обязательного социального страхования;

8) обеспечение надзора и общественного контроля;

9) автономность финансовой системы обязательного социального страхования.

Материальной основой обязательного социального страхования выступают внебюджетные фонды: Фонд социального страхования российской Федерации (Фсс), Федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования (ФФОМс и тФОМс) и Пенсионный фонд российской Федерации (ПФ), являющиеся некоммерческими организациями, которые находятся в собственности государства.

В настоящее время фонды обязательного социального страхования в россии образуются за счет трех основных источников: налогов (единый социальный налог; единый налог, взимаемый в связи с применением упрощенной системы налогообложения; единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности; единый сельскохозяйственный налог), страховых взносов работодателей и субсидий государства. В течение периода с 1994 по 2000 год существовал еще и четвертый источник - страховые взносы работников, которые представляли собой однопроцентный взнос в

Таблица 1

финансы и кредит

Таблица 2

Тарифы страховых взносов на обязательное социальное страхование в 1992-2000 гг. и максимальная ставка ЕСН с разбивкой по фондам социального страхования

в 2001-2008 гг., %

Показатель Годы

1992 1993 1996 2000 2001 2005 2006-2008

страховой тариф - всего, в том числе в: 38,0 39,0 38,5 38,5 35,6 26,0 26,0

Федеральный бюджет - - - - 14,0 6,0 6,0

Пенсионный фонд рФ 31,6 28,0 28,0 28,0 14,0 14,0 14,0

Фонд социального страхования рФ 5,4 5,4 5,4 5,4 4,0 3,2 2,9

Государственный фонд занятости населения рФ 1,0 2,0 1,5 1,5 - - -

Фонды ОМс - всего, в том числе: - 3,6 3,6 3,6 3,6 2,8 3,1

в Федеральный фонд ОМс - 0,2 0,2 0,2 0,2 0,8 1,1

в территориальные фонды ОМс - 3,4 3,4 3,4 3,4 2,0 2,0

ПФр, вычитаемый из их дохода. следует отметить, что в большинстве зарубежных стран работники вовлечены в процесс формирования ресурсов системы социального страхования путем непосредственного удержания из их заработка. считаем целесообразным возобновить в россии материальное участие работающих граждан в формировании средств системы обязательного социального страхования, так как это, во-первых, положительно скажется на объеме финансовых ресурсов фондов социального страхования, во-вторых, повысит личную ответственность и заинтересованность граждан в сохранении своего здоровья и трудоспособности.

Фонды обязательного социального страхования имеют специфические черты, отражающие их функциональное назначение .

1. Путем формирования и использования фондов обязательного социального страхования определенная часть национального дохода превращается в личные доходы граждан и оказываемые им услуги.

2. В обязательном социальном страховании четко прослеживается граница первичного и вторичного распределения. Первичное распределение характерно для фазы образования фондов за счет обязательных взносов работодателей. Привлечение же средств государственного бюджета и последующее расходование фондов обязательного социального страхования относится к области перераспределения доходов.

3. Функционирование системы обязательного социального страхования регулируется государством. Перечень страховых фондов, их назначение, область применения, источники формирования и направления использования средств определяются государственными нормативными актами.

4. Финансовым механизмом формирования фондов обязательного социального страхования является страхование.

5. Фонды обязательного социального страхования обеспечивают частичное инвестирование аккумулированных средств в экономику.

Увеличение количества работников наемного труда в результате развития рыночной экономики, недостаточность государственных гарантий, общее старение населения требуют повышения роли фондов обязательного социального страхования. За период с 1992 по 2006 год объем внебюджетных фондов увеличился (с учетом инфляции) в 2,3 раза . Для сравнения: в развитых странах за последние два десятилетия финансовые ресурсы фондов обязательного социального страхования возросли в 5-8 раз, что, соответственно, привело к значительному увеличению размеров социальных выплат .

В 1990-е гг. при наличии достаточно высоких тарифов страховых взносов на обязательное социальное страхование (табл. 2) внебюджетные фонды испытывали финансовые затруднения. Так, в течение периода с 1992 по 1999 г. расходы фондов обязательного социального страхования значительно превышали объем поступавших страховых взносов (рис. 1). Причин этому несколько: во-первых, работодатели активно применяли «зарплатные схемы», обеспечивающие минимизацию величины взносов на социальное страхование. Во-вторых, негативное влияние на систему обязательного социального страхования оказал финансовый кризис 1998 г., сокративший ее финансовые ресурсы на 48 %, в результате разорения многих предприятий и увеличения численности безработных только в течение года на 900 тыс. человек. сокращение среднегодовой численности занятого населения к концу 1999 г. по сравнению с 1992 г. составило 11,3 %. Кроме этого, на протяжении рассматриваемого периода происходило неуклонное снижением реальных денежных доходов россиян. Только в течение 1998 г.

120 100 80 60 40 20

1992 1993 1995 1996 1997 1998 1999 2000 Год

Рис. 1. Отношение расходов внебюджетных фондов обязательного социального страхования Российской Федерации к поступившим страховым взносам в 1992-2000 годах, %*

* Рассчитано по: Российский статистический ежегодник. 2000: Стат. сб. / Госкомстат России. - М., 2000. - С. 508. Российский статистический ежегодник. 2007: Стат. сб. / Росстат. - М., 2007. - С. 645, 646.

реальные денежные доходы сократились на 16 % по сравнению с 1997 г., а численность населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума возросла на 4 млн человек . Все это привело к увеличению количества социально уязвимых граждан.

Сложившаяся ситуация свидетельствовала о необходимости изменения системы финансирования обязательного социального страхования. С 1 января 2001 г. гл. 24 ч. II Налогового кодекса РФ был введен единый социальный налог (ЕСН), консолидирующий страховые взносы за работающее население в Пенсионный фонд, Фонд социального страхования и фонды обязательного медицинского страхования. Ставка ЕСН была установлена на 2,9 пункта ниже общего страхового тарифа во внебюджетные фонды, применяемого на протяжении 1996-2000 гг., и дифференцирована в зависимости от категории налогоплательщика, а также от величины налогооблагаемой базы по регрессивной шкале (ст. 241 НК РФ).

Замена страховых взносов единым социальным налогом нарушила один из важнейших принципов организации обязательного социального страхования - принцип эквивалентности страхового обеспечения средствам обязательного социального страхования, так как за счет обложения фонда оплаты труда единым социальным налогом финансируются выплаты как страхового, так и нестрахового характера. К первым относятся: страховая и накопительная части трудовой пенсии; пособия по временной нетрудоспособности, беременности и родам; пособия и выплаты в связи с несчастными случаями на производстве и с профзаболеваниями; оказание услуг по базовой программе обязательного медицинского страхования для работающего и неработающего населения;

расходы на санаторно-курортное лечение и оздоровление работников и членов их семей. Ко вторым - базовая часть трудовой пенсии и затраты на содержание спортшкол. Таким образом, налицо нестраховое перераспределение страховых взносов подавляющего числа страхуемых лиц, страховые ресурсы которых государство использует для решения проблемы бедности вместо проведения соответствующей политики заработной платы .

Введение ЕСН не оказало значительного влияния на размеры финансовых ресурсов системы обязательного социального страхования. Так, в 2006 году по сравнению с 2001 годом прирост поступлений по ЕСН в фактически действующих ценах составил 118,3 %, а с учетом инфляции - 25,4 % (табл. 3). Одна из причин заключается в отставании темпов роста заработной платы от уровня инфляции в стране. Вторая причина - стремление работодателей к уклонению от уплаты ЕСН из-за отсутствия в налоговой системе взаимосвязи по схеме «взнос - выплата». По данным Федеральной службы государственной статистики Российской Федерации, на протяжении 2002-2005 годов происходил рост задолженности по уплате ЕСН. В 2006 году недоимка по ЕСН стала сокращаться, достигнув к началу 2007 года 201,4 млрд руб., что почти на 15 % ниже, чем в начале 2006 г., и лишь на 1,1 % превышает уровень 2002 г. (табл. 4).

Негативное влияние на объемы финансовых ресурсов системы обязательного социального страхования России оказало снижение с 1 января 2005 г. почти на одну треть ставки единого социального налога. В связи с чем внебюджетные фонды социального страхования потеряли значительную часть финансовых ресурсов. Так, например, в 2005 г. для Пенсионного фонда России величина выпадающих доходов составила 210 млрд руб., для фондов ОМС - 16 млрд руб., для Фонда социального страхования - 14 млрд руб. Часть выпадающих доходов (в основном по Пенсионному фонду РФ) российское правительство возместило за счет федерального бюджета, по другим фондам выпадающие доходы были компенсированы частично.

Целью снижения ставки ЕСН являлось уменьшение налогового бремени на работодателей для стимулирования повышения за счет сэкономленных средств заработной платы своим работникам и выведения их доходов из «тени». Однако этого не произошло, а значит, не увеличились и отчисления на обязательное социальное страхование. Недостаток средств во внебюджетных фондах неизбежно

Таблица 3

поступление единого социального налога и средств в счет погашения задолженности в государственные внебюджетные фонды за 2001-2006 гг. (в фактически действовавших и сопоставимых с 2001 г. ценах) *

показатель год Базисный темп роста, %

2001 2002 2003 2004 2005 2006

Поступление ЕСН в фактических ценах, млрд руб. 603,2 819,5 961,0 1167,1 1063,9 1316,8 218,3

Индекс потребительских цен (декабрь к декабрю предыдущего года), % - 115,1 112,0 111,7 110,9 109,0 -

Поступление ЕСН в сопоставимых с 2001 г. ценах, млрд руб. - 712,0 745,5 810,5 666,2 756,5 125,4

* Рассчитано и составлено по: Российский статистический ежегодник. 2007: Стат. сб. / Росстат. - М., 2007. - С. 34, 644, 645.

Таблица 4

динамика задолженности по единому социальному налогу (на начало года)

показатель год

2002 2003 2004 2005 2006 2007

Задолженность по ЕСН, млрд руб. 199,2 216,6 241,7 264,7 236,2 201,4

Цепные темпы роста (убыли), % - 108,7 111,6 109,5 89,2 85,3

Базисные темпы роста, % - 108,7 121,3 132,9 118,6 101,1

приводит к понижению уровня материальной компенсации социальных рисков из-за отсутствия возможности повышения размеров социальных выплат в соответствии с фактическим уровнем инфляции. Так, к началу 2000 г. размеры социальных пособий, которые не изменялись с 1997 г., почти на 70 % были обесценены инфляцией (табл. 5). В 2001 г.

были увеличены размеры всех социальных пособий. Некоторых из них повышались также в 2002, 2005-2007 гг. и были проиндексированы в 2008 г. но, несмотря на предпринятые усилия, размеры всех фиксированных пособий (за исключением ежемесячного пособия на период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора

Таблица 5

динамика фиксированных размеров пособий, выплачиваемых фсс, за 1997-2008 гг. в фактических и сопоставимых с 1997 гг. ценах (на 1 января; руб.)*

пособия годы

1997 2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008

Единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в женской консультации (до 12 недель): в фактически действующих ценах в сопоставимых с 1997 г. ценах 83,5 83.5 27.6 100 27,9 300 72,7 300 64,8 300 58,1 300 52,3 300 48,0 300 43,0 325,5 40,8

Единовременное пособие при рождении ребенка: в фактически действующих ценах в сопоставимых с 1997 г. ценах 1252,4 1252,4 413,9 1500 418,1 4500 1089,6 4500 972,8 4500 870,9 6000 1047,1 8000 1280,9 8000 1144,7 8680 1087,5

Ежемесячное пособие на период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет: в фактически действующих ценах в сопоставимых с 1997 г. ценах 167,0 167,0 55,2 200 55,7 500 121,0 500 108,1 500 96,8 500 87,3 700 112,1 1500 214,6 1627,5 203,9

Социальное пособие на погребение: в фактически действующих ценах в сопоставимых с 1997 г. ценах 834,9 834,9 276,0 1000 278,7 1000 242,1 1000 216,2 1000 193,5 1000 174,5 1000 160,1 1000 143,1 1000 125,3

* Составлено по: Российский статистический ежегодник. 2005: Стат. сб. / Росстат. - М., 2005. - С. 34, 201. Российский статистический ежегодник. 2007: Стат. сб. / Росстат. - М., 2007. - С. 34, 194. Социально-экономическое положение России - 2007 год // www. gks. го. Социально-экономическое положение России - 2008 год // www. gks. ru. О государственных пособиях гражданам, имеющим детей: Федеральный закон РФ от 19.05.1995 № 81-ФЗ (в ред. ФЗ от 01.03.2008 г. № 18-ФЗ).

12000 10000 8000 6000 4000 2000 0

у Среднемесячная заработная плата Величина прожиточного минимума Минимальный размер оплаты труда

1992 1993 1994 1995 1996 1997 1998 1999 2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006

Рис. 2. Динамика среднемесячной номинальной начисленной заработной платы работающих в экономике, величины прожиточного минимума трудоспособного населения и минимального размера оплаты труда за период 1992-2006 гг., руб.

(до 1998 г. - тыс. руб.) *

* Составлено по: Россия в цифрах. 2004: Стат. сб. / Госкомстат России. - М., 2004. - С. 98. Российский статистический ежегодник. 2007: Стат. сб. / Росстат. - М., 2007. - С. 179, 196,197.

лет) в сопоставимых с 1997 г. ценах значительно ниже уровня 1997 г. Поэтому считаем, что нельзя было снижать ставку ЕСН без соответствующего увеличения базы налогообложения, так как динамика заработной платы определяет динамику страховых взносов в систему обязательного социального страхования.

Эффективность функционирования системы обязательного социального страхования зависит от состояния национальной экономики, уровня и дифференциации доходов населения. По данным Федеральной службы государственной статистики Российской Федерации, в 2006 г. 15,3 % населения составляли граждане с доходами ниже величины прожиточного минимума, коэффициент дифференциации доходов (соотношение между средними доходами 10 % самой бедной и 10 % самой богатой частей населения) равен 15,3. Минимальная заработная плата в 1,6 раза меньше прожиточного минимума трудоспособного населения и составляет около 22 % средней заработной платы по стране (рис. 2). Для сравнения: по данным Международной организации труда, минимальная заработная плата в большинстве стран мира составляет 40-60 % средней заработной платы и в несколько раз превышает

физиологический прожиточный минимум .

Данная ситуация дестабилизирует систему обязательного социального страхования, финансовые возможности которой напрямую зависят от размера заработной платы застрахованных граждан. Так, удельный вес страховых социальных выплат в объеме денежных доходов населения России в 2006 г. составил всего 12 %, что на 0,7 % меньше, чем в 2005 г., и на 3,2 % ниже уровня 2001 г. .

Проведенное исследование показало, что российская система обязательного социального страхования не лишена ряда существенных недостатков и нерешенных проблем, основными из которых являются следующие (табл. 6).

1. Несоблюдение страховых принципов в системе обязательного социального страхования.

наличие данной проблемы связано с неполным охватом обязательным социальным страхованием социальных рисков (исключение из сферы обязательного социального страхования риска безработицы), наличием ряда выплат нестрахового характера (базовая часть трудовой пенсии; затраты на содержание спортшкол), заменой страховых взносов единым социальным налогом, отсутствием солидарной ответственности в медицинском страховании (низкий уровень сбора страховых взносов за неработающее население, так как местные органы исполнительной власти одновременно создают ТФОМС, контролируют его работу и являются плательщиками страховых взносов за неработающее население территории), упразднением материального участия работающих

Современные проблемы российской системы обязательного социального страхования и их причины

Таблица 6

Проблема Причина

1. Несоблюдение страховых принципов 1. Замена страховых взносов ЕСН 2. Наличие нестраховых выплат 3. Неполный охват страхованием социальных рисков

2. Дефицит финансовых ресурсов 1. Ухудшение демографической ситуации 2. Замена страховых взносов ЕСН 3. Снижение ставки ЕСН

3. Низкий уровень социальных гарантий 1. Несовершенство законодательной базы 2. Низкий уровень заработной платы

граждан в формировании средств системы обязательного социального страхования.

2. Дефицит финансовых ресурсов в системе обязательного социального страхования.

Вторая проблема является следствием ухудшения демографической ситуации в России, заменой обязательных страховых взносов единым социальным налогом и снижением его ставки без соответствующего повышения налогооблагаемой базы.

3. Низкий уровень социальных гарантий.

Причины третьей проблемы заключаются

в том, что российская система обязательного социального страхования формировалась и функционирует в условиях несовершенства законодательной базы и чрезвычайно заниженного уровня оплаты труда.

Таким образом, на современном этапе своего развития система обязательного социального страхования России действует неэффективно, не позволяя: соблюдать страховые принципы, привлечь достаточные финансовые ресурсы, обеспечить достойный уровень социальных гарантий и предотвратить значительное расслоение населения. Для улучшения качества жизни наших граждан и обеспечения устойчивых и высоких темпов экономического роста, являющихся важнейшими приоритетами Правительства Российской Федерации, необходимо дальнейшее реформирование системы обязательного социального страхования, направленное на совершенствование ее организационной структуры и финансового механизма, а также

повышение уровня защищенности населения от социальных рисков.

Литература

1. Березин С. М. Социальное страхование в России: проблемы и пути становления // Страховое дело. - 2003. - №5. - С. 8-13.

2. Налоговый кодекс РФ. Ч. 2. Гл. 24. // base. consultant. ru.

3. Об основах обязательного социального страхования: Федеральный закон РФ от 16.07.1999 № 165-ФЗ (с изм. и доп.).

4. Роик В. Д. Социальная политика: какая модель распределения доходов нужна России // Вестник государственного социального страхования.

2002. - № 8. - С. 38-44.

5. Роик В. Д. Утверждение страховых основ социальной защиты населения: необходимость и проблемы // Российский экономический журнал.

2004. - № 1. - С. 31-35.

6. Российский статистический ежегодник. 2000: Стат. сб. / Госкомстат России. - М., 2000.

7. Российский статистический ежегодник. 2007: Стат. сб. / Росстат. - М., 2007. - 826 с.

8. Социальное страхование и социальная защита. Доклад Генерального директора Международного бюро труда. Женева: МБТ, 1993.

9. Страхование: Учебник / Под ред. Т. А. Федоровой. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Экономисту 2005. - 875 с.

ВНИМАНИЮ КРЕДИТНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ!

Предлагаем публикацию годовой и квартальной отчетности.

Стоимость одной публикации - 2950 руб. (в том числе НДС 18 %) за две журнальные страницы формата А4.

При единовременной оплате публикации годовой отчетности за 2007 год, 1, 2 и 3-й кварталы 2008 года редакция гарантирует неизменность выставленных цен в течение 2008 года.

Обязательное социальное страхование на территории Российской Федерации базируется на положениях Федерального закона N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" от 16.07.1999 года.

Обязательное социальное страхование в России представляет собой систему организационных, экономических и правовых мер, которые направляются на минимизацию или компенсацию последствий по изменению социального и материального положения работающей части населения, а также в иных случаях, предусмотренных нормативными законодательными актами РФ:

    при достижении соответствующей категории граждан пенсионного возраста;

    наступление инвалидности;

    потери кормильца;

    заболевание, несчастный случай на производстве (профессиональное заболевание), травмы, беременность и роды, рождение ребенка, уход за ребенком;

    прочие события, установленные законодательной базой Российской Федерации по обязательному социальному страхованию.

Законодательная база Российской Федерации по обязательному социальному страхованию состоит из федеральных законов, нормативных правовых актов и законов субъектов РФ.

Главные принципы осуществления осс

К главным принципам по осуществлению обязательного социального страхования (ОСС) относятся:

    устойчивая финансовая система по обязательному социальному страхованию, которая обеспечивается за счет эквивалентности социального страхового обеспечения к возмещениям по ОСС;

    обязательный всеобщий характер по социальному страхованию, доступность реализации социальных гарантий застрахованными лицами;

    гарантии государства по соблюдению прав для застрахованных лиц, направленных на защиту от возможных социальных рисков;

    гарантии государства по исполнению обязательств застрахованным гражданам по обязательному социальному страхованию вне зависимости от финансового состояния страховщика;

    государственное управление системой обязательного социального страхования;

    равноправие участников-представителей субъектов в управленческих органах системы по обязательному социальному страхованию;

    обязательная уплата страхователями необходимых страховых взносов;

    правовая ответственность за нецелевое расходование денежных средств по обязательному социальному страхованию;

    налаженность системы надзора и всеобщего общественного контроля;

    независимость финансовой системы в обязательном социальном страховании.

Субъекты в системе осс

К субъектам по обязательному социальному страхованию относятся участники возникающих отношений в системе ОСС. К субъектам обязательного социального страхования относятся:

    страховщики;

    страхователи (работодатели);

    застрахованные лица;

    иные органы (граждане или организации), определяемые федеральными законами РФ.

К страховщикам в обязательном социальном страховании относятся некоммерческие организации, созданные в соответствии с законодательством РФ для обеспечения гарантированного права застрахованных лиц по наступлению страховых случаев, связанных с условиями обязательного социального страхования.

К страхователям относится любая организационно-правовая форма организации, а также граждане (в соответствии с нормами федеральных законов РФ), обязанные уплачивать начисленные страховые взносы по ОСС. В отдельных случаях, которые устанавливаются нормами федерального закона, страхователи обязаны осуществлять выплаты по отдельным видам страхового обеспечения. К страхователям также относятся органы местного самоуправления и исполнительной власти, которые в соответствие с законодательством обязаны уплачивать страховые взносы в конкретных случаях.

К застрахованным лицам относятся граждане Российской Федерации, лица без гражданства и иностранные граждане (работающие по трудовым договорам, индивидуально обеспечивающие себя работой), а также иная категория граждан, у которых возникают отношения в системе обязательного социального страхования.

Важно!

В системе обязательного социального страхования посредническая деятельность не допускается.

Определение

ОСС – компонент общей государственной системы соцзащиты населения. Задача ОСС – защищать граждан от серьёзных изменений финансового/социального положения в случае возникновения проблемных (страховых) ситуаций.

В рамках ОСС защите подлежат не только работающие граждане, ног и находящиеся на их иждивении члены семей, потерявшие трудоспособность/трудовой доход по причине:

  1. инвалидности;
  2. старости;
  3. материнства;
  4. гибели кормильца;
  5. безработицы;
  6. затянувшейся болезни.

Факт! В отличие от ряда российских страховых систем, ОСС является не конкретным, а собирательным понятием. В ОСС входит совокупность взаимосвязанных органов и относящихся к ним систем, подчиняющихся правительству и курируемых Федеральной Налоговой Службой.

Классификация по назначению

Классифицировать ОСС можно по назначению, конкретной ситуации, которую страхование должно компенсировать финансово. Страхование бывает связанным c:

  • материнством;
  • временной нетрудоспособностью (болезнью);
  • несчастными производственными случаями/профессиональными болезнями;
  • смертью застрахованного гражданина/несовершеннолетнего члена его семьи;
  • медицинским обеспечением;
  • пенсионным обеспечением.

Факт! Назначение страховых компенсаций не является основной формой классификации ОСС. Обычно классификация осуществляется на основании ответственных за страховые выплаты органов.

Классификация по органам

Система ОСС глобальна, зоны ответственности в её рамках распределены между различными органами, помогающие гражданам при возникновении страховых ситуаций различного типа.

Внимание! Все органы «подстрахованы» государством – если один орган, что входитв систему, перестанет окупаться и возникнут проблемы с осуществлением выплат гражданам, входящим в ОСС, фонды органа будут пополнены из государственных запасов (федерального бюджета Российской Федерации) посредством трансфертных платежей.

В число органов ОСС входят нижеперечисленные:

Каждый указанный орган дополнительно делится на территориальные/региональные отделения для удобства работы с застрахованными гражданами.

Зоны ответственности органов

Органы распределяют между собой ответственность по ОСС, каждый занимается сферой, находящейся в его компетенции. Выше компетенции рассмотрены тезисно, теперь изучим органы отдельно, детально проанализировав функционал.

ФСС

Фонд социального страхования – государственный фонд внебюджетного финансирования, обеспечивающий обязательное социальное страхование граждан РФ.

Сфера деятельности:

  • Меры материальной поддержки при временной потере трудоспособности, в том числе по болезни и в период беременности и декретного отпуска. Из средств фонда происходит финансирование больничных листов, социального погребения, родовых сертификатов, всех пособий, положенных женщине в связи с материнством: единовременных выплат при ранней постановке на учет, при рождении ребенка, ежемесячного детского пособия.
  • Страхование от несчастных случаев и заболеваний, возникших в результате выполнения рабочих обязанностей. Производятся разовые и регулярные выплаты, компенсация за лечение и реабилитацию, финансируются меры профилактики профессионального травматизма.
  • Финансирование санаторно-курортного лечения льготным категориям граждан.
  • Предоставление протезов и технических средств, необходимых для реабилитации инвалидам.

ПФР

Пенсионный фонд России – внебюджетное государственное учреждение, управляющее средствами пенсионной системы, контролирующее соблюдение прав граждан на получение пенсий и осуществляющее их выплаты. Крупнейшее учреждение ОСС, один из крупнейших госорганов Российской Федерации, ответственный за заметную часть ВВП.

Сфера деятельности:

  • Расчет, назначение и выплата пенсий.
  • Оформление и выдача сертификатов на материнский капитал.
  • Осуществление выплат денежных средств материнского капитала.
  • Работа со страхователями, – теми, кто выплачивает страховые взносы в ПФР (работодатели, индивидуальные предприниматели и прочие).
  • Реализация совместного финансирования добровольных пенсионных накоплений россиян.
  • Назначение дополнительных социальных выплат тем пенсионерам, пенсии которых оказываются менее прожиточного минимума.

Факт! ПФР отвечает за выдачу и обслуживание пенсионного счёта гражданина (обозначаемого СНИЛС), отвечающего не только за пенсионное обеспечение, но и нужного при трудоустройстве, оформлении ряда госдокументов (загранпаспорта) , доступе к Единому порталу Государственных услуг. Это также важная часть ОСС. Подробнее о нём можно узнать из информационного видео:

ФОМС

Фонд обязательного медицинского страхования – внебюджетный государственный фонд, осуществляющий медицинское страхование граждан России и ряда категорий иностранных граждан, находящихся на территории страны.

Функционал:

  • Контроль над целевым применением денежных средств системы ОМС.
  • Финансирование программ ОМС.
  • Меры поддержки территориальных фондов обязательного медицинского страхования в субъектах страны.
  • ФОМС содержит 88 региональных подразделений, отвечающих за страховые случаи в отдельных регионах.

Факт! Ранее региональные фонды занимались сбором взносов, но после участившихся скандалов было принято решение осуществлять сбор и распределение взносов. Администрирующую функцию взяла на себя Федеральная Налоговая служба.

Финансирование органов

Финансовые проблемы органов ОСС компенсируются федеральным бюджетом Российской Федерации, но при отсутствии проблем учреждения имеют обособленные независимые бюджеты.

Факт! Потому официально данные учреждения называются внебюджетными фондами.

Формирование бюджетов осуществляется посредством страховых взносов, перечисляемых страхователями (предприятиями) напрямую в фонды или через налоговую службу. Размеры взносов формируются на основании суммарной оплаты труда работников страхователей и прочих выплат работникам.

Имеются исключения по отчислениям. В частности, обособленно суммы вычисляются для индивидуальных предпринимателей, нотариусов, адвокатов. Предприятия освобождаются от выплат по таким расходам:

  • взносы, затрагивающие ДМС/обслуживание работника в поликлинике (при медицинском страховании работника более года);
  • страхование жизни/вреда здоровью;
  • затраты по негосударственному пенсионному страхованию;
  • суточные;
  • любая материальная помощь при смерти члена семьи, теракте, несчастном случае, стихийном бедствии, ограблении и аналогичном (требуется подтверждение справкой);
  • выплаты на удочерение/усыновление/рождение детей до 50 000 рублей/ребёнок;
  • произвольные выплаты сотруднику до 4 000 рублей/год.

Все эти затраты не учитываются в системе ОСС и не идут на её формирование.

Подводим итоги

Данный вид страхования является гарантом безопасности гражданина при возникновении ситуаций, ведущих к безработице. Разные подобные ситуации покрываются различными государственными органами, частично взаимосвязанными между собой. При возникновении финансовых проблем, страховые учреждения финансируются государством – ситуаций нехватки бюджета для финансирования страховых случаев возникнуть не может.

Важным условием существования системы ОСС является своевременная уплата взносов предприятиями. Избежание перечислений средств в фонды, пусть не лишит среднестатистического гражданина возможности при возникновении сложной ситуации воспользоваться бюджетными средствами, но сокращает федеральный бюджет, негативно сказываясь на экономике. Потому неуплата взносов является преступлением.

  • Сергей Савенков

    какой то “куцый” обзор… как будто спешили куда то