Образ мазепы в мировой литературе. Образ мазепы в мировой литературе Мазепа герой какого произведения

Мазепа - главный герой, украинский гетман, «крепкий старик», в которого влюбляется дочь генерального судьи Малороссии Кочубея, Мария.
Композиция «Полтавы» многофигурна, что соответствует ее двойственной жанровой природе (и романтическая новелла, и героический эпос). Но все сюжетные линии сходятся в одну точку - к образу «мрачного» Мазепы. После того как родители Марии отказывают ему в руке дочери, она бежит из дому; Кочубей вместе с женой замышляет месть; но донос, посланный им Петру, возвращается к М.; после того как отец гибнет на плахе, Мария сходит с ума. На любовную интригу наложена интрига политическая: М. медленно и скрытно, не поддаваясь на уговоры пылкого украинского юношества тот час же выступить против Петра, вместе с иезуитом, Орликом, Булавиным готовит измену, ведет тайные переговоры со Швецией, Бахчисараем (турками), Варшавой, Очаковом; в конце концов вместе с Карлом терпит поражение на полтавском поле. Как герой новеллы, он (в первой и второй частях) противостоит Кочубею; как герой эпоса (в части третьей) - Петру; и в том, и в другом случае он действует в соответствии со своим сильным характером -энергично, мстительно, властолюбиво. Впрочем, страсти, кипящие в сердце М., сокрыты от стороннего взгляда - ибо гетман стар, а значит - хитер, осторожен, тверд. (Пушкин сравнивает его с пылающим камнем.) А главное - он в отличие от М. у Рылеева в поэме «Войнаровский» равнодушен ко всему (и к свободе, и к Отчизне), кроме власти. И хотя во время решительного объяснения, открывая любовнице план «измены» (часть 2-я), он клянется, что любит Марию «больше славы, больше власти», - это ложная клятва. В ночь перед казнью Кочубея он размышляет над спящей - и ни о чем не ведающей - Марией: «Кому судьбою / Волненья жизни суждены, / Тот стой один перед грозою, / Не призывай к себе жены».

Но в том и парадокс, что, теряя Марию, М. теряет некую незримую опору своей власти над судьбой, «житейский» источник своей политической силы; что, побеждая Кочубея, он заведомо обречен потерпеть поражение от Петра. Больше того и хуже того, становясь врагом русского царя, украинский гетман теряет самостоятельность, попадает в зависимость от слабого, безвольного Карла. Сила идет в услужение бессилию. И недаром после того, как М. с Карлом позорно бегут с полтавского поля и Пушкин «заставляет» их проехать мимо разоренного имения Кочубеев, в финальной сцене ему является Мария. Она безумна - и потому ее «детскими» устами вещает истина: «Я принимала за другого / Тебя, старик». В Петре, которого она видела на праздновании полтавской победы, она «опознала» идеального властителя, идеального «мужа брани», которого прежде видела в М.

ПОЛТАВА

(Поэма, 1828)

Мазепа — главный герой, украинский гетман, «крепкий старик», в которого влюбляется дочь генерального судьи Малороссии Кочубея, Мария.
Композиция «Полтавы» многофигурна, что соответствует ее двойственной жанровой природе (и романтическая новелла, и героический эпос). Но все сюжетные линии сходятся в одну точку — к образу «мрачного» Мазепы. После того как родители Марии отказывают ему в руке дочери, она бежит из дому; Кочубей вместе с женой замышляет месть; но донос, посланный им Петру, возвращается к М.; после того как отец гибнет на плахе, Мария сходит с ума. На любовную интригу наложена интрига политическая: М. медленно и скрытно, не поддаваясь на уговоры пылкого украинского юношества тот час же выступить против Петра, вместе с иезуитом, Орликом, Булавиным готовит измену, ведет тайные переговоры со Швецией, Бахчисараем (турками), Варшавой, Очаковом; в конце концов вместе с Карлом терпит поражение на полтавском поле. Как герой новеллы, он (в первой и второй частях) противостоит Кочубею; как герой эпоса (в части третьей) — Петру; и в том, и в другом случае он действует в соответствии со своим сильным характером —энергично, мстительно, властолюбиво. Впрочем, страсти, кипящие в сердце М., сокрыты от стороннего взгляда — ибо гетман стар, а значит — хитер, осторожен, тверд. (Пушкин сравнивает его с пылающим камнем.) А главное — он в отличие от М. у Рылеева в поэме «Войнаровский» равнодушен ко всему (и к свободе, и к Отчизне), кроме власти. И хотя во время решительного объяснения, открывая любовнице план «измены» (часть 2-я), он клянется, что любит Марию «больше славы, больше власти», — это ложная клятва. В ночь перед казнью Кочубея он размышляет над спящей — и ни о чем не ведающей — Марией: «Кому судьбою / Волненья жизни суждены, / Тот стой один перед грозою, / Не призывай к себе жены».

Но в том и парадокс, что, теряя Марию, М. теряет некую незримую опору своей власти над судьбой, «житейский» источник своей политической силы; что, побеждая Кочубея, он заведомо обречен потерпеть поражение от Петра. Больше того и хуже того, становясь врагом русского царя, украинский гетман теряет самостоятельность, попадает в зависимость от слабого, безвольного Карла. Сила идет в услужение бессилию. И недаром после того, как М. с Карлом позорно бегут с полтавского поля и Пушкин «заставляет» их проехать мимо разоренного имения Кочубеев, в финальной сцене ему является Мария. Она безумна — и потому ее «детскими» устами вещает истина: «Я принимала за другого / Тебя, старик». В Петре, которого она видела на праздновании полтавской победы, она «опознала» идеального властителя, идеального «мужа брани», которого прежде видела в М.

Образ Мазепы — образ романтический. «Какой отвратительный предмет, — отзывался Пушкин о Мазепе, — ни одного доброго, благосклонного
чувства! Ни одной утешительной черты! Соблазн, вражда, измена, лукавство, малодушие, свирепость!»

Сложился этот образ под влиянием «Дум» Рылеева и биографического очерка Корниловича. Общая характеристика Мазепы — это характеристика мелодраматического злодея: «он не ведает святыни, он не помнит благостыни, он не любит ничего, кровь готов он лить, как воду, презирает он свободу, нет отчизны для него».

Но эта общая характеристика, взятая, так сказать, на веру, с чужих слов, в изображении реального Мазепы, в изображении его чувств, дум и действий не выдержана: поэт, привыкший находить симпатичные черты даже в преступных героях (Пугачёв, скупой рыцарь), — нашел их и в Мазепы.

Мазепа беззастенчиво лжив, способен подделываться под чужое настроение. По поводу доноса Кочубея он так искусно умел притвориться верноподданным, что Петр выдал ему доносчика; перед появлением Карла в Украине Мазепа притворился больным; не остановился даже перед святотатственным поруганием таинства: пособоровался. Он жесток: он казнил отца девушки, отдавшей ему всё. Он мелко-мстителен: народный бунт он затеял, чтобы отомстить Петру за личную обиду.

Но он любит Марию, так любит, что открывает тайный план измены Петру. Он мучится, зная, какое горе причинил любимой девушке казнью её отца, мучится, что неосмотрительно связал с ней свою судьбу:

Ах, вижу я: кому судьбою
Волненья жизни суждены,
Тот стой один перед грозою,
Не призывай к себе жены.
В одну телегу впрячь не можно
Коня и трепетную лань.

Когда Мария исчезла, «сидел он, не смыкая очи, нездешней мукою томим». Он отважен. Его смелый план не был верным расчетом он знал, что его может ждать трон, но может и плаха. Он умён. При первых же шагах Карла на юге Мазепа понял громадную разницу между Карлом и «самодержавным великаном». Карл — это мальчик, бойкий и отважный. Он может с успехом разыграть два-три сражения. Но у него нет настойчивости и расчётливости.

В 1825 году на свет появилась поэма Рылеева «Войнаровский». Войнаровский был сыном родной сестры Мазепы, разделивший с ним свое участие в измене Петру и пребывание после Полтавской битвы в Бендерах. После смерти Мазепы, он вернулся на родину, был схвачен и сослан на берега Лены, где и умер.

Этот Войнаровский, рассказывая академику Миллеру свою судьбу, говорит о бреде Мазепы во время болезни:

То, трепеща и цепенея,
Он часто зрел в глухую ночь
Жену страдальца Кочубея
И обольщённую их дочь.

Личность Мазепы, очень слабо очерченная в поэме «Войнаровокий», заинтересовала Пушкина, так же как любовь Марии к Мазепе, и он решил пополнить недостаток «Воинаровского» — изобразить характер Мазепы в связи с его любовью; и надо сказать, что Пушкин прекрасно справился со своей задачей: Мазепа изображён в высшей степени художественно и почти согласно с историей.

Мазепа — натура талантливая и умная, но, к сожалению, его душевные силы были направлены преимущественно на зло. Он был необыкновенно злопамятен, и эта черта его характера является даже, по Пушкину, главной причиной измены его Петру; говоря Орлику, что он не может при мириться с Петром, так как последний оскорбил его, схватив его во время пира под Азовом за усы, Мазепа прибавляет:

Тогда, смирясь в бессильном гневе,
Отмстить себе я клятву дал;
Носил ее - как мать во чреве
Младенца носит. Срок настал.

В действительности известно, что побудительной причиной измены было корыстолюбие и властолюбие Мазепы: как первое, так и второе в характеристике Мазепы Пушкиным отсутствуют; слабый намек на корыстолюбие гетмана можно видеть в приказании его вынудить у
Кочубея признание, где скрыт его клад, хотя этот клад, по словам Орлика, должен был поступить в войсковую казну. Такой же намёк на властолюбие можно видеть в словах:

Далеко преступны виды
Старик надменный простирал.

Особенно же в характере Мазепы выделяются хитрость и коварство. Он умел незаметно раздувать и без того горевшую в легкомысленных
сердцах ненависть к Петру и России, умел обмануть великого царя и, будучи ласкаем им, в то же время вел переговоры с его врагами, оценивая его голову.

Он коварно погубил несчастного Кочубея, своего прежнего друга, прибавив к позору обесчещенной дочери ещё позор пытки и
публичной казни её отца. Для него не было ничего святого: его не сдерживала ни присяга, ни любовь к женщине, ни любовь к родине — всё он приносил в жертву своему чудовищному эгоизму. Любя Марию, он заставляет её ответить на вопрос, кто ей дороже — отец или он, чтобы не потерять её любви. Не довольствуясь тем, что, благодаря доверчивости Петра, он не понес вреда от доноса Кочубея, Мазепа не удовлетворяется хотя бы его пожизненным заключением, но свирепо требует казни своего старого друга, отца любимой женщины, и присутствует на ней.

Но в человеке не может быть одних только дурных черт характера: всегда найдется и что-нибудь хорошее. Вот и в Мазепе Пушкин, как
изобразитель всего прекрасного, открыл и вызвал к жизни симпатичные черты, уничтожающие его сходство с ложноклассическим злодеем. К таким чертам относится, прежде всего, ум Мазепы: он хорошо понял Карла XII после ближайшего знакомства с ним, понял, что ему не под силу бороться с гениальным Петром.

Мазепа отличается вместе с тем чрезвычайной энергией и самообладанием; эти качества не покидают его и тогда, когда душа его жестоко
страдает после бегства Марии. Переживая муки погибшей любви, он в то же время не оставляет своих замыслов и энергично борется с Петром.

Любовь Мазепы к Марии была глубока и искренна; предаваясь мучительным размышлениям у ложа спящей Марии, он терзался угрызениями совести и сострадал увлечённой им девушке. Всё это заставляет думать, что в Мазепе человек ещё не заснул
окончательно.

Несмотря на некоторые отступления от исторической действительности, допущенные в изображении характера Мазепы, Пушкин очень
верно воспроизвел его натуру, и с некоторой оговоркой можно сказать, что и в «Полтаве» Мазепа является личностью исторической.

Широко и многосторонне изображен характер Мазепы в поэме «Полтава». Это человек, прежде всего, властолюбивый и мстительный:
… ни единой он обиды,
С тех пор как жив, не забывал …

Он не может забыть пира под Азовом, где царь за смелое слово ухватил его за усы; смирившись тогда в бессильном гневе, он годы
носит в себе мысль о мщение, и очутившись, наконец, в стане Карла, утешает себя преувеличенными мечтами, что он послан Петру в наказанье, что он «тёрн В листах его венца», и что царь отдал бы за прежнюю власть над ним «грады родовые и жизни лучшие часы».

Точно так же беспощаден Мазепа в мщении Кочубею. Месть и страстное желание быть королем Украины побуждают его на измену. Он хитер и коварен, и для достижения своих целей не выбирает средств и ни перед чем не остановится.

Посредством лживой доверчивости вкрадывается он в чужую душу, умея подстроиться к любому человеку. Он умел обмануть и Петра в своем льстивом письме. Доверчивый вследствие своего великодушия, царь поддался обману. Но сам Мазепа остается для всех непроницаемым:

Кто снидет в глубину морскую,
Покрытую недвижно льдом?
Кто испытующим умом
Проникнет бездну роковую
Души коварной?

И немногим только известно, говорит поэт, что для него нет нравственного удержу,

Что он не ведает святыни,
Что он не помнит благостыни,
Что он не любит ничего,
Что кровь готов он лить, как воду,
Что презирает он свободу,
Что нет отчизны для него.

Но чуткий взор великого поэта подметил, что в падшей, злобной душе Маэепы ещё сохранились некоторые следы добра и поэзии, не
совершенно заглушённые эгоизмом, и он выводит эти черты из сокровенной глубины души своего героя, открывает то, что, может быть, неизвестно было самому гетману, и становится понятным, как такого злодея могла полюбить Мария, почему он усыпил её совесть своими
«тихими речами», заворожил её своими «чудными очами».

Мазепа не только хитер, но и умен: могучий ум его проявляется особенно ярко в его суждениях о Карле и Петре в ночь перед Полтавским боем в шведском стане. Карл представляется Мазепе «бойким и отважным» мальчиком в сравнении с Петром, этим «самодержавным
великаном»: гетман заранее знает исход борьбы и удивляется только своей ошибке в Карле. Блестящий ум Мазепы, разумеется, проявлялся всегда и прежде и был известен Марии.

Не могло укрыться от неё и чувство Мазепы. Он искренно, сильно и глубоко любит Марию. Об этом свидетельствуют многие эпизоды поэмы, особенно же два из них: в чудесной драматической форме изложенная беседа гетмана с дочерью Кочубея и одинокие размышления его
пред ложем спящей Марии в её светлице. Бледный и взволнованный, Мазепа с замиранием сердца ждет ответа любимой женщины на свой
вопрос: кто для неё дороже — он или отец? И с сердечным сокрушением приходит он к осознанию, что напрасно связал свою судьбу с её судьбою:

В одну телегу впрячь не можно
Коня и трепетную лань.

Он глубоко сострадает Марии и мучится тем, что за её жертвы,
принесённые ему, готовит ей удар.

Чувства любви и сострадания так взволновали душу Мазепы, что пробудили в ней угрызения совести. Он идет из светлицы в сад но чудная красота ночи не отраду, а муку вносит в его сердце. Здесь, в дивной картине природы, поэт изображает муки преступной совести. К остаткам светлых черт в душе Мазепы следует отнести и его энергию, его самообладание, тоже сказывающееся всюду: томимый «нездешнею мукой», после того, как убежала Мария, он, однако, ничего не упускает из виду, и глубокая печаль души не мешает ему «стремиться дерзновенно вдаль».

Таковы стороны характера Мазепы, которые дают возможность понять увлечение Марии.

Но зло в душе Мазепы преобладает над добром: его энергия направлена на преступные замыслы: его любовь к дочери Кочубея не мешает ему губить Кочубея; а совесть он умеет подавить в себе: в минуту её проснувшихся угрызений он слышит стон пытаемого Кочубея; на этот стон Мазепа отвечает криком, но это не вопль душевной боли, а крик торжества, крик победы над подавленной в этот момент своею совестью.

Тёмная сторона души Мазепы была неизвестна Марии, когда она бежала к нему из отцовского дома. Гетман знал это и умел искусно
скрывать от неё свои истинные душевные побуждения: он открывает Марии свой замысел против Петра, но представляет его не делом мести и властолюбия, а патриотическим подвигом. И Мария очарована. Мазепа представляется ей не злобным эгоистом, а героем, освободителем угнетённой родины, и в восторге увлечения она говорить ему:

Твоим сединам так пристанет
Корона царская!

Когда обманутая Мария узнаёт истину, она сходит с ума. Образ Мазепы раздвоился в её сознании: она любила героя, великодушного и любящего человека, а теперь перед нею оказался злодей, и сознание её помутилось. Поэт образно выразил это в прекрасной сцене появления сумасшедшей Марии перед гетманом во время его бегства после Полтавского боя.

Мазепа представляет собой личность талантливую и энергичную, но свои душевные силы он направляет на дурные поступки. Мазепа в высшей степени злопамятен. В поэме эта черта служит главной причиной измены Мазепы. Последний открыто заявляет Орлику, что ему трудно примириться с Петром, который когда-то нанёс ему кровную обиду, а именно во время пира под Азовом схватил его за усы. Вот слова Мазепы:

«Тогда, смирясь в бессильном гневе, Носил ее — как мать во чреве
Отмстить себе я клятву дал, Младенца носит. Срок настал.

В то же время Мазепа корыстолюбив и властолюбив: он хочет достигнуть трона и освободить Малороссию от власти московского царя.

Мазепа приказывает Орлику вынудить у Кочубея признание, где скрыт его клад.

Во имя крайнего властолюбия Мазепа готов вовлечь родную страну во все ужасы междоусобной войны, изменяет присяге и обманывает Петра.

В характере Мазепы ясно видны хитрость и коварство. В легкомысленных сердцах многих подданных горела ненависть к Петру и России, и Мазепа с помощью клевретов тайно действовал таким образом, что ненависть эта увеличивалась день ото дня и принимала все большие размеры. Ему легко удалось обмануть государя; несмотря на то что Мазепа пользовался доверием и расположением Петра, этот человек
ведет переговоры с врагами государя, оценивая его голову.

Самым коварным образом губит он своего друга Кочубея, не боясь к позору обесчещенной дочери прибавить позор страшных пыток и публичной казни без отца. Его эгоизм доходит до крайних пределов. Так, любя Марию, правда, искренно и нежно, он задает ей вопрос, кто ей дороже, отец или он. Этим он желает убедиться, насколько она любит его и предана ему. Когда донос Кочубея не имел успеха, и Мазепа предаёт последнего смертной казни, он решается сам присутствовать на казни своего старого друга, отца любимой им женщины — до такой степени Мазепа кровожаден.

Несмотря на такую мрачную обрисовку Мазепы, последний не является исключительным злодеем; у Мазепы следы добра ещё не совсем заглушены эгоизмом. К привлекательным чертам Мазепы следует отнести его ум. Когда Мазепа ближе познакомился с Карлом ХII, то понял, что ему трудно будет бороться с гениальным Петром.

Мазепа высказывает это Орлику накануне Полтавской битвы. Вот что говорится об этом факте в поэме:

Нет, вижу я, нет, Орлик мой, Поторопились мы некстати: Расчет и дерзкий, и плохой, И в нем не будет благодати. Пропала, видно, цель моя. Что делать? дал я промах важный: Ошибся в этом Карле я. Он мальчик бойкий и отважный; Два-три сраженья разыграть, Конечно, может он с успехом, К врагу на ужин прискакать, Ответствовать на бомбу смехом; Не хуже русского стрелка Прокрасться в ночь ко вражью стану; Свалить, как нынче, казака И обменять на рану рану; Но не ему вести борьбу С самодержавным великаном

Мазепа в то же время слишком энергичен и отличается самообладанием. Эти качества не покидают его и в то время, когда он жестоко
борется и душевно страдает после бегства Марии. Переживая страшные мучения погибшей любви, Мазепа, однако, не оставляет своих тайных замыслов и энергично борется с Петром.

По отношению к Марии он был искренен и горячо её любил. Предаваясь мучительным размышлениям у ложа спящей Марии, Мазепа терзается угрызениями совести и выражает сожаление и сострадание к увлечённой им девушке. Во имя спокойствия Марии он открывает ей
все свои планы и замыслы.

Самое осуждение Кочубея стоило Мазепе больших сомнений и мук. Об этом свидетельствуют следующие слова из поэмы. Когда Мазепа,
волнуемый «мрачными мечтами», вышел освежиться в сад, он услышат какой-то звук —

Иль плач совы, иль зверя вой,
Иль льпкп стон, иль звук иной —
Но только своего волнения
Преодолеть не мог старик

и на протяжный слабый крик
Другим ответствовал — тем криком,
Которым он В веселье диком
Поля сраженья оглашал …

Описание


«Мазепа» - поэма Гюго;
«Мазепа, вождь украинских казаков» - роман, автор неизвестен;
«Воспоминания Азема» - беллетристика А. д’Овриля;
«Полтава» - поэма А. С. Пушкина. В своей поэме Александр Пушкин рисует образ гетмана Мазепы как изменника и предателя царя Петра І. В то же время, по мнению некоторых современных украинских историков, Пушкин указал в поэме, что истинной целью гетмана было обретение Украиной независимости:
Без милой вольности и славы
Склоняли долго мы главы
Под покровительством Варшавы,
Под самовластием Москвы.
Но независимой державой
Украйне быть уже пора:
И знамя вольности кровавой



 «Мазепа» - поэма немецкого автора Г. Штебина (1844);
 «Король степи» - немецкого автора А. Мая (1849);
 «Мазепа» - немецкого автора Т. Лейса (1850);

 «Мазепа или неприятели» - немецкого автора К. Костина (1855);
 «Битва под Полтавой» - немецкого автора К. Штарка (1855);

 «Мазепа» - немецкого автора А. Мютцельбурга (1860);
 «Мазепа» - немецкого автора А. Зондермана (1860);
 «Мазепа» - польского автора Ю. Словацкого (1834);


 «Мазепа и его посол» - шведского автора В. фон Гайденштама;
 «Иван Мазепа» - чешского автора И. Фрича;
 «Мазепа в Молдове» - молдавского автора Г. Асаки;
 «Молодость Мазепы» - украинского автора М. Старицкого;
 «Мазепа» - поэма украинского автора В. Сосюры;
 «Батурин» - повесть украинского автора Б. Лепкого;

Работа состоит из 1 файл

Образ Мазепы в мировой литературе

Образ гетмана Мазепы в художественной литературе

Образ гетмана Мазепы получил большое распространение не только в зарубежной литературе, но и в произведениях русских и украинских писателей:

 «Мазепа» - поэма Гюго;

 «Мазепа, вождь украинских казаков» - роман, автор неизвестен;

 «Воспоминания Азема» - беллетристика А. д’Овриля;

 «Полтава» - поэма А. С. Пушкина. В своей поэме Александр Пушкин рисует образ гетмана Мазепы как изменника и предателя царя Петра І. В то же время, по мнению некоторых современных украинских историков, Пушкин указал в поэме, что истинной целью гетмана было обретение Украиной независимости:

Без милой вольности и славы
Склоняли долго мы главы
Под покровительством Варшавы,
Под самовластием Москвы.
Но независимой державой
Украйне быть уже пора:
И знамя вольности кровавой
Я подымаю на Петра. Пушкин А. С. «Полтава»

 «Мазепа» поэма Байрон: Поэма имеет мало общего с биографией гетмана, центральный эпизод - юного Мазепу, пажа польского короля Яна II Казимира, обнажённым привязывают к спине лошади, которую отпускают в степь, в наказание за связь с женой шляхтича. Изображение обнаженного отрока на спине животного стало популярной темой для французских художников периода романтизма. На тему поэму были созданы картины такими выдающимися мастерами, как Жерико, Делакруа, Верне и Буланже. Этот образ, по мнению И. С. Кона, в живописи «давал простор садомазохистскому воображению, обычно в такой позе представляли только женщин, например, изображая похищение Европы».

 «Мазепа» - исторический роман русского писателя Ф.Булгарина (1834);

 «Мазепа или дикие кони Украины» - поэма неизвестного немецкого автора;

 «Мазепа» - драма немецкого писателя Р.Готтшала (1859);

 «Пан гетман Мазепа. Исторический роман» - польского автора Ф. Равиты - Гвронского;

 «Гетман Мазепа или борьба за корону» - польского автора Б. Курхана;

 «Мазепа, гетман украинский» - поэма украинского автора Степана Руданского.

А. С. ПУШКИН

Полтава

«Богат и славен Кочубей, / Его луга необозримы», он владеет многими сокровищами, но главное богатство Кочубея - его дочь Мария, равной которой нет во всей Полтаве. Не одной красотой славится Мария, но всем известен ее кроткий нрав. Множество женихов сватается к ней, но сердце Марии неприступно. И вот сам гетман Мазепа шлет за ней сватов. Гетман уже стар, но в нем кипят чувства, не переменчивые чувства молодости, а ровный жар, который не остывает до самой смерти.

Родители Марии в негодовании, они возмущены поведением старца, ведь Мария - крестница гетмана. Мать Марии говорит, что Мазепа нечестивец, что о замужестве не может быть и речи.Слыша это все, Мария падает без чувств. Два дня Мария не может прийти в себя, а на третий день исчезает. Никто не заметил, как она скрылась, лишь один рыбак слышал ночью конский топот,а утром «след осьми подков / Был виден на росе лугов».

Скоро до Кочубея дошла страшная весть о том, что его дочь бежала к Мазепе. Лишь сейчас поняли старики причину душевного смятения своей дочери. И Кочубей замыслил план мести гетману.

«Была та смутная пора, / Когда Россия молодая, / В бореньях силы напрягая, / Мужала с гением Петра». В борьбе со шведским королем Карлом XII Русь окрепла. Украина волновалась, много находилось сторонников древней вольности, которые требовали от гетмана, чтобы он разорвал договор с Россией и сделался союзником Карла, но Мазепа «молве, казал ось, не внимал» и «оставался / Послушным подданным Петра».

Молодежь роптала на гетмана, мечтая, объединивш ись с Карлом, «грянуть […] войною / На ненавистную Москву!». Но никто не ведал тайных планов коварного и мстительного Мазепы.Давно он вынашивает план измены, никому не открывая его, но тайные его помыслы постиг оскорбленный Кочубей и задумал отомстить за оскорбление дома, открыв Петру планы изменника.Когда-то Кочубей с Мазепой были друзьями и поверяли друг другу свои чувства, тогда приоткрывал свои замыслы Мазепа, но теперь между ними обида, которую простить не может Кочубей. Дух мести поддерживает в нем и жена. Теперь нужен только надежный человек, готовый, не робея, по ложить к ногам Петра донос Кочубея на гетмана.

Такой человек нашелся среди полтавских казаков, когда-то отвергнутый Марией, но по-прежнемулюбящий ее даже в ее позоре и ненавидящий ее соблазнителя. Он отправляет ся в путь с зашитым в шапке доносом Кочубея на изменника-гетмана. Мазепа ж е, не подозревающий о страшной опасности, плетет политическую интригу, ведя переговоры с посланником иезуитов, возмущая казаков на Дону, поднимая против Москвы Крым, Польшу и Турцию. И вот посреди этих коварных забот русские вельможи переслали ему донос на него, писанный в Полтаве и оставленный Петром без внимания. Оправдываясь перед Петром и убеждая его в своей верности, Мазепа требует казни доносчиков, казни отца своей возлюбленной, «…но дочери любовь главы отцовской не искупит».Мария же самозабвенно любит Мазепу и презирает молву. Лишь иногда ею овладевает печаль при мысли о родителях. Но она не знает еще того, что знает уже вся Украина, страшная тайна от нее скрыта.

Мазепа мрачен, и «ум его / Смущен жестокими мечтами». Даже ласки Марии не в состоянии развеять его страшные мысли, он остается холоден к ним. Оскорбленная Мария укоряет его, говоря,что ради него сгубила собственное счастье, опозорила себя. Мазепа пытается успокоить Марию словами любви, но она обвиняет его в хитрости и притворстве. Она даже ревнует его к некой Дульской. Мария хочет знать причину Мазепиной холодности. И Мазепа открывает ей свои замыслы восстания Украины против владычества Москвы. Мария в восторге и жаждет видеть возлюбленного с царским венцом на голове. Она сохранит ему верность и в несчастье и даже пойдет с ним на плаху.И Мазепа подвергает Марию страшному испытанию: он спрашивает, кто ей дороже - отец или супруг? Он старается принудить ее к однозначному ответу, ставит ее перед ужасным выбором: чью гибель она предпочтет, если ей будет суждено выбирать, кого отправить на казнь. И желанный ответ получен.

«Тиха украинская ночь». В старом замке в Белой Церкви сидит в башне окованный Кочубей и ждет казни, которой не боится - его гнетет позор, потеря чести. Он отдан царем на поругание врагу,не имея возможности никому завещать свою месть обидчику. Открывается дверь его темницы,и входит кровожадный Орлик. Мазепе известно, что Кочубей спрятал сокровища, и Орлик пришел узнать, где они таятся. Кочубей отвечает, что его сокровищами были его честь, честь дочери, но эти сокровища отняты пыткой и Мазепой, а третий клад - святую месть - он готовится снести Богу,Орлик допытывается, где спрятаны деньги, но безуспешно, и Кочуб ея отдают в руки палачу.

Мария, ласкаемая Мазепой, еще не знает об ужасной судьбе отца, и Мазепа содрогается от мысли,что будет с ней, когда все откроется. Он раскаивается, чт о прельстил ее, что попытался впрячь в одну телегу «коня и трепетную лань». Оставя сидящую в неведенье Марию, мучимый сомнениями,Мазепа выходит из дворца.

На рассвете в покой, где спала Мария, прокралась ее мать и открыла дочери страшную весть. Мать не может поверить, что дочери ничего не известно, она просит Марию пасть к ногам Мазепы и умолить его пощадить отца. Не в силах перенести душевные муки, Мария лишается чувств.

На месте казни собралась огромная толпа. На телеге привезли осужденных Кочубея и Искру.Мученики всходят на плаху, палач рубит им головы и, держа за чубы, показывает толпе. Когда место казни уже опустело, прибегают две женщины, но, увы, они опоздали.

Вернувшись домой после ужасной казни, Мазепа находит светлицу Марии пустой. Он отправляет казаков на поиски, но все тщетно: никто нигде не видал Марию.

Душевная печаль не мешает гетману осуществлять свои политические замыслы. Продолжая сношения со шведским королем, Мазепа притворяется смертельно больным, но проворно встает со смертного одра, когда Карл переносит военные действия на Украину. Теперь Мазепа ведет полки против Петра. Петр сам ведет дружины к Полтаве, и вот две армии стали друг против друга, готовые к утреннему сражению. Ночью перед сражением Мазепа беседует с Орликом и говорит о своем разочаровании в Карле, который не кажется ему государственным мужем, могущим тягаться с самодержавным великаном. Орлик отвечает, что еще не поздно перейти на сторону Петра,но Мазепа отвергает это предложение и открывает причину своей ненависти к русскому царю.Когда-то на пиру в ответ на смело сказанное слово Петр схватил Мазепу за усы. За это оскорбление и поклялся отомстить Петру Мазепа.

Утром начинается Полтавское сражение, в котором боевое счастье служит русским войскам.Воодушевленные появлением Петра, русские полки теснят шведов. Мазепа молча наблюдает за битвой, и вдруг позади него раздается выстрел. Это Войнаровский сразил мчавшегося с саблей на Мазепу молодого казака, который, умирая, проше птал имя Марии.

Закончилась битва, пирует в своем шатре Петр «и за учителей своих / Заздравный кубок подымает»,но нет среди пирующих Карла и Мазепы. Они скачут верхом, спасаясь от преследования. Внезапно хутор, мимо которого мчатся беглецы, пугает Мазепу: он узнает место, где некогда пировал и откуда вывел темной ночью в степь Марию. Беглецы ночуют в степи на берегу Днепра, как вдруг кто-тоокликает Мазепу в ночной тиши. Он открывает глаза и видит Марию. Она в рубище,с распущенными волосами, сверкающими впалыми глазами. Мария лишилась рассудка. Она не узнает Мазепу, говорит, что это кто-то другой, и скрываетс я в ночной темноте. Утром Карл и Мазепа скачут далее.

Минуло сто лет, и лишь Петр остался в истории, но не осталось даже памяти о Мазепе и Марии. Пересказал Э. Л. Безносов

Гетман Мазепа — реальное историческое лицо, герой поэмы А.С. Пушкина «Полтава». Само произведение также основано на реальных событиях.

Пушкин описывает Мазепу как пожилого человека за шестьдесят: «Он стар. Он удручен годами, / Войной, заботами, трудами...», «...Его усы белее снега...» , «Его кудрявые седины, / Его глубокие морщины, / Его блестящий, впалый взор, / Его лукавый разговор...». Автор строит произведение вокруг личности гетмана, его взаимоотношений с Марией и плавно приводит повествование к главной победе Петра — битве под Полтавой.

Характеристика персонажа

Пушкин не жалеет мрачных красок в описании Мазепы, обосновывая такую характеристику верностью историческим фактам. В поэме гетман предстает бесчестным, злобным, аморальным и мстительным, вероломным лицемером, готовым ради личных амбиций предать и любовь, и свой народ. «...он не ведает святыни,/ ...он не помнит благостыни, / ...он не любит ничего! / ...кровь готов он лить, как воду, ...презирает он свободу, /...нет отчизны для него» - все это о Мазепе. И действительно, прикрываясь желанием «освободить» украинский народ от власти Российской империи, он плетет интриги, договаривается со шведским королем Карлом. При этом Мазепа не упоминает, а может, и не задумывается, о том, что тогда Украина окажется под влиянием шведов и поляков.

Как и патриотизм, верность своему народу, так и любовь - для Мазепы пустой звук. Хотя он и говорит Марии, что любит ее «больше славы, больше власти», все это ложь. Не задумываясь о чувствах девушки, которая действительно его любила, он отправляет ее отца на плаху, предварительно пытая, чтобы выяснить где тот спрятал золото.

Образ в произведении

Изначально Пушкин назвал свою поэму «Мазепа», однако затем намеренно изменил название на «Полтава». Новое заглавие имеет двойной смысл. Поэма начинается описанием мирной жизни семьи Кочубеев в Полтаве, а заканчивается картиной Полтавской битвы. Хотя львиная доля повествования действительно посвящена описанию истории Мазепы и Марии, именно битва под Полтавой - ключевой идейный стержень всего произведения. «Полтавская битва есть одно из самых важных и самых счастливых происшествий царствования Петра Великого. Она избавила его от опаснейшего врага; утвердила русское владычество на юге; обеспечила новые заведения на севере; доказала государству и его жителям успех и необходимость преобразования, совершаемого царем» - так написал Пушкин в предисловии к первому изданию поэмы.

Так что же хотел сказать автор своим произведением? Он сделал противопоставление Мазепы и Петра. Пушкин, собственно, сам отвечает на этот вопрос в эпилоге, спрашивая: «Что осталось через сто лет от сильных, гордых сих мужей, столь полных волею страстей?». Ответ очевиден. Петр оставил о себе славу великого царя, а также сильную просвещенную Россию. Те же, кто ставил личные интересы выше общественных, не оставили по себе в истории никакой памяти, а если и оставили, то позорную. Именно таким представлен в произведении Мазепа.

  • Сергей Савенков

    какой то “куцый” обзор… как будто спешили куда то