Народный календарь на сентябрь месяц. Народные приметы на сентябрь. сентября: Федорины вечерки

Сентябрь - первый осенний месяц. Маленькая, но все-таки точка перехода. Кто-то первый раз пойдет в школу, кто-то в институт. Да и сама по себе осень - время перемен: мы распрощались с летом, отдохнули и набрались сил, и теперь можно с новыми идеями и свежей головой двигаться дальше.

В народе сентябрь называют «хмурень» или «листопад». И действительно, уже не так греет солнце, дни значительно короче, ночи свежее, прохлада раннего утра уже не такая ласковая. Одним словом, осень.

Народный календарь на сентябрь

Конечно, в народе примечали осенние приметы, продолжали уборку урожая, заготовки на зиму и многое другое. В этой статье мы рассмотрим народный календарь на сентябрь. Как и чем примечателен каждый день этого месяца? Все тут, и приметы, и поговорки, и интересные факты.

1-е Фекла Свекольница

В этот день начиналась уборка свеклы, которая издревле на Руси была весьма популярна. Из нее готовили многие блюда, квасили на зиму, и многое другое. Так что этот овощ был «королевой бала».

Но помимо этого, крестьяне почитали теплый ветер с юга. Его называли «тепляк». Это отражено в других названиях праздника: Андрей-тепляк или просто Тепляк. Существовала примета - если 1 сентября дует южный ветер - будет большой урожай овса.

2-е Самойлов день

2 сентября почитали пророка Самуила, его считали покровителем мужчин. Поэтому, Самойлов день вполне можно считать мужским праздником. В народе считалось, что чем лучше в этот день настроение у главы семьи, тем больше будет в семье благополучия. Поэтому мужчин баловали: жена накрывала богатый сытный стол, дочь утром преподносила новую расшитую рубаху.

3-е Фаддей Проповедник

3 сентября обычно начинали убирать лен, а он имел огромное значение в жизни крестьян на Руси - почти вся одежда шилась из льняных полотен. И это далеко не все применение льну.

А потому, совсем неудивительно, что многие обряды были связаны именно с ним. Например, чтобы лен стал магким и гибким, его сушили, раскладывая на полях. Все это нужно было делать с определенным заговором.

У этого дня народного календаря есть и другие названия:

  • Фаддеев день
  • Льняница
  • Василиса

4-е Агафон Огуменник

Крайне примечательный день, так как посвящен лешему, второе название дня - «Потехи лешего», что уже о многом говорит. В народном календаре есть несколько дней, отведенных этому духу и в каждый из этих дней очень нежелательно было ходить в лес и показываться лесному хозяину на глаза.

На Руси верили, что:

На Агафона леший из лесу в поле выходит, бегает по сёлам и деревням, раскидывает снопы по гумнам

Поэтому крестьяне выходили охранять огуменники ночью, чтобы леший ничего там не сломал и не раскидал. Выходили не просто так, существовал особый обряд:

  • во-первых, надо было заручиться поддержкой святого Агафона;
  • потом - надеть тулуп шиворот-навыворот;
  • обмотать голову полотенцем;
  • прихватить с собой кочергу.

Этой кочергой чертили круг вокруг гумна и садились где-нибудь внутри него. Только такие действия могли гарантировать безопасность припасов и их хозяина.

5-е Луп Брусничник

С этого дня все, кто не был занят серьезными работами, отправлялись в лес за брусникой. А хозяйки начинали печь брусничные пирожки и заготавливать ягоду на зиму.

Продолжалась уборка льна.

6-е Евтихий Тихий

Весьма страшный день народного календаря сентября. Существовало поверье, что те, кто ходят в лес поодиночке могут и не вернуться оттуда. Неведомый голос сентябрьской зари мог заманить в самую чащу. Опасность угрожала и тем, кто гулял в поле и на лугу. 6-го сентября, вообще, было не желательно далеко от дома уходить.

Не только голос заманивал путников в дальние дали, это делал и колдовской огонь (или красный цветок). Вообще, наши предки верили, что подобные блуждающие огоньки - души умерших не своей смертью (убиенные, погибшие при несчастном случае или самоубийцы). Он них нужно было защищаться, а потому крестьяне читали специальные заговоры-обереги.

7-е Тит Листопадник

Этот день называют также «Гриборост» или «Тит Грибник». Названия говорят сами за себя - в этот день ходили за грибами, а так же ставили угощения из грибов на стол. Конечно, их и впрок заготавливали.

Однако, уборку зерна не прекращали.

8-е Наталья Овсяница и Адриян Осенний

На Руси к этому дню очень старались завершить уборку овса и отпраздновать это событие так называемым «овсяном обедом». Все (и хозяин и работники) садились за стол, а хозяйка угощала их кушаньями с овсом:

  • блинами,
  • кашей,
  • киселем.

Важно было пить много толокна, наши предки верили, что его запах способен предотвращать пожары и оберегать овины от гнили.

В этот день не забывали и про лошадей, их тоже нужно было угостить овсом.

9-е Два Пимена

В этот день народного календаря сентября особое внимание уделялось рябине. На Руси верили, что она способна отпугнуть всякое зло. Ну, а еще - это плод истинной любви. Кроме того, существовало поверье, что рябина способна сама за себя отомстить. Так что с ней нужно быть осторожнее.

9-го сентября начинали ее заготовку. Хозяйки ставили рябиновый квас, делали вино и пекли пироги.

10-е Анна и Савва Скирдники

В этот народный праздник хлеб начинали укладывать в скирды и кладушки. После уборки и укладки урожая уже можно было им похвалиться. До 10-го сентября этого делать было категорически нельзя, а то он пропадет.

Также в этот день нужно было ходить в церковь, к заутрене, и просить святого Моисея о помощи. Он мог помочь в избавлении от блуда и пьянства.

По приметам судили о весне. Например, если березовые листья желтые на верхушке - весна будет долгой и поздней.

11-е Иван Постный

Этот народный праздник имеет другие названия:

  • Полетовщик,
  • Головосек,
  • Репный праздник.

Репный праздник - действительно, праздник. Только скромный, без широких гуляний. Главная его цель - накормить нищих и бродяг.

В деревнях начиналась уборка репы. Вообще, до 11 сентября было запрещено употреблять в пищу этот овощ. Те, кого ловили в поле репы, могли быть раздеты до гола.

Работы в поле постепенно заканчивались. А в воздухе уже отчетливо чувствовалась осень.

12-е Александр Сытник

На Сытника на Руси было принято пировать и собирать гостей. Главным украшением стола в этот день была каша из ячменя на молоке, «свытная каша». Иногда в нее добавляли мед и другие сладости.

С ячменем был связан один обряд на урожай. Оставленные на корню с последней жатвы стебли ячменя в поле, перевивали вместе со стеблями овса, читая специальный заговор для будущего урожая.

  • сушить подушки;
  • трогать карты;
  • делать новую ограду;
  • здороваться с первым гостем;
  • брать котят, такое животное будет приносить одни несчастья.

13-е Куприянов день, Журавлиное вече

На Журавлинку или Журавлиное вече журавли собираются на болоте и решают, как и когда лететь в теплые края. А вместе с журавлями там собираются и всякие болотные духи, но со своими целями. А потому, нечего было в этот народный праздник делать рядом с болотами. Там опасно и страшно: сизое марево, крики и стоны утопленников.

С этого числа уже можно начинать сбор клюквы. Трогать ее до Журавлинки нельзя - последствия нарушения запрета страшные. От одержимость до потери рассудка.

Вообще, за клюквой на Куприяна отправляли только тех, кто родился 13-го числа. Он и дорогу знает к заветному ягодному месту, и духи ему не так страшны.

В огородах продолжалась уборка корнеплодов: картофеля, репы и так далее.

14-е Семин день

Новолетие, Летопроводец или Первые осенины. Это весьма значимая дата в народном календаре наших предков. В этот день совершалось множество осенних обрядов.

Плюс ко всему это начало:

  • бабьего лета и «бабьих забот» (женщины мяли и мыли лен, пряли и многое другое);
  • вечерних хороводов и веселья;
  • свадебных недель.

А еще, в этот день все воробьи слетались к черту. Поэтому их нигде не было видно.

15-е День Мамонтия

День Мамонтия в народе называли «Козий род» и «Мамонт-овчарник». Старики строго-настрого запрещали до обеда выгонять из хлева овец и коров:

Выгонишь - беду нагонишь

В этот праздник было принято наводить порядок в хлевах: чистить их, чинить и так далее. А вечером можно было погулять, повеселиться, поплясать и попеть.

16-е Домна Доброродная

Уборка льна все еще продолжалась.

А еще, очень важно было в этот день вынести из дома всю рухлядь (особенно старые лапти). Обычно их вешали на забор. Такой обряд мог защитить от сглаза и порчи скот, урожай, двор и сам дом.

К вечеру весь этот хлам сжигали или выбрасывали (кроме лаптей).

17-е Неопалимая Купина

В этот день почитают икону «Неопалимая Купина» - образ, который в народе считается сильным оберегом от пожаров. Пожары - страшная трагедия, и сейчас и раньше, а потому люди всячески стараются защититься от них. Считается, что если 17 сентября молиться о защите от огня - просьба обязательно будет услышана.

Также в этот день начиналась уборка лука, а потому этот праздник именовали еще и Луковым.

18-е Захарий и Елизавета

Этот день в народе еще именовали «Кумоха осенняя» или «Изгнание Кумахи». Кумоха - это одна из сестер Лихорадок, а потому ее прогоняли.

Этот день хорош для предсказаний, крестьяне наблюдали за погодой и судили о том, какая будет зима.

19-е Михайлов день

19-е сентября день, в которой чтили архангела Михаила. Работать в Михайлов день нельзя - Бог накажет.

В народе это еще один удачный день, чтобы изгнать Лихорадку или Кумаху, потому как Михаила боится всякая нечисть. Также к архангелу можно было обратиться с просьбой об исцелении.

В деревнях 19-го сентября часто устраивались общие сборы - мирские братчины, на которых решались важные вопросы. После этого мероприятия устраивались пиры.

20-е Луков день

День массовой продажи лука. А вообще Луков день - печальный праздник. Он заканчивал бабье лето. Ну а еще, «девки над луком плакали», когда готовили его для различных разносолов. Но это было полезно, в народе ходила поговорка:

Наплачешься над луком - легче с долей девичьей расставаться, замуж выходить.

Из лука в этот день готовили много угощений - его фаршировали, запекали, добавляли в оладьи и так далее.

По луку гадали, судили о будущем урожае и погоде. А еще с Лукова праздника начиналась свадебная пора.

21-е Малая Пречистая, Оспожинки, Рождество Богородицы

Осенины - традиционно женский праздник, который принято было встречать у воды. Женщины выходили на берега рек и озер с киселем и хлебом, читали молитву Богородице, разламывали караваи по числу пришедших, а затем каждая из них уносила свой кусочек домой и отдавала его скотине.

В печах разжигали новый огонь, обязательно дедовским методом - высеканием искры или при помощи трения палочек.

Это достаточно большой праздник в народе. Праздник урожая, его широко и весело отмечали целую неделю. Пели, плясали, танцевали и славили урожай, ведь это день осеннего равноденствия.

22-е Аким и Анна

В этот день было принято собирать дома гостей, соседей и знакомых. С чем, собственно, и были связаны различные обряды.

Этот день в народе называли еще и Днем рожениц, а потому с праздником поздравляли повитух и молодых матерей.

Готовили специальную обрядовую кашу - мирскую. Она очень хорошо подходила для различных магических ритуалов.

23-е Петр и Павел Рябинники

Рябиновые именины. После осенних ночных морозов рябина становилась особенно сладкой, из нее готовили различные угощения.

А еще эта ягода отличное средство в борьбе с различной нечистью, поэтому ее гроздьями украшали окна и развешивали под крышей дома.

24-е Федорины вечерки

Время подводить итоги летнего сезона и подготовка к зиме. С Федоры начинались капустники. Это слово живо и по сей день, почти в том же смысле. Но только раньше, подобные «вечеринки», действительно, были связаны с капустой. Бабы собирались вместе, заготавливая этот овощ. Рассказывали друг другу различные истории, пели песни, а вечером усаживались за стол.

В этот день было принято помогать в церкви.

25-е Артамон Змеевик

В Змеиный день к зиме готовились все, включая лесных обитателей. По народным поверьям, змеи в этот праздник уползали в свои норы для зимней спячки.

Крестьяне продолжали собирать рябину и делать из нее различные заготовки на зиму.

26-е Корнилье

Последний день осеннего тепла, так говорили в народе. На огородах продолжали уборку корнеплодов, заручившись помощью Святого Корнилия. Хозяйки готовили кушанья из овощей (картофеля, свеклы, моркови).

27-е Воздвиженье

«Вырий» или «Третьи осенины». В это день народного календаря очень важно было закончить все полевые работы. Девичьи посиделки продолжались.

Важным обрядом, призванным защитить дом от нечисти, был рисование крестов в доме, хлеву и иных, важных местах. Крестики чертили сажей, мелом, чесноком или углем. Также их мастерили из рябиновых веточек.

28-е Никита Гусятник

В этот день начинали забивать гусей, а потому и основным угощением в этот день был гусь. Его даже преподносили в дар водяному, чтобы хозяин рек и озер был благосклоннее.

Продолжалась уборка репы, и стрижка овец.

29-е Ефимия, Птичья костка

Очень удачный день для гадания по костям птиц и наблюдениям за погодой.

В деревнях продолжалась заготовка капусты на зиму.

Примечательно, в народе существовало поверье, что девушки, родившиеся на Ефимию, обладают чудесным голосом. Как у птички.

30-е Вселенские бабьи именины, Вера-Надежда-Любовь

В этот день праздновали именины Вера, Надежда и Любовь, эти имена являлись одними из самых распространенных имен. Женщины часто плакали 30-го сентября, это один из обрядов, призванный защитить от слез в будущем. А молодежь собиралась на вечерние посиделки.

Тут очень кратко перечислены приметы на каждый день сентября. И только самое основное про каждый народный праздник.

02.09.2017 | Посетителей: 8813

КАКОЙ СЕГОДНЯ ПРАЗДНИК?

День Андрея Стратилата-тепляка.

Тепляком назывался ветер, дующий в это время с юга. Считалось, что он способствует скорейшему созреванию овса.

В этот день проводился обряд, когда именинница (или родившаяся в этот день женщина) приносила в дом первый (или последний, если овес был уже собран) сноп овса и ставила его в бабий кут (место у печи, где хранилась домашняя утварь). Считалось, что такой сноп охраняет дом от нечистой силы и приносит достаток. Ставили сноп овса и в конюшню, чтобы леший, который любил конскую сбрую пугать, к крестьянскому двору не подходил. Также овсяные снопы ставились в сенях и горнице.

Ветер-тепляк в паутину одет - ушедшему лету кланяется вслед.

Если луна висит на небе вниз рогами и вверх спиной (пос­ледняя четверть) - долго будет пасмурно и ненастно.

Предосенний день бывает жарче июльского.

Тепляк держится, ушедшему лету вслед кланяется. Если осенью будет много туманов - зимой будет много снега.

Считается, что в этот день начинается бабье лето. Поспевает овес. Южный ветер - к большому урожаю овса. Обычно 1 сентября стоит ясная и солнечная погода.

День пророка Самуила.

В народе верили, что пророк Самуил выспрашивает у Господа хорошую погоду, которая была очень важна в сентябре. Потому что «должна земля успеть одеться в зеленя», овес-долгорост до полной зрелости дойти, да и лен с коноплей еще надо успеть убрать.

Наступала пора убирать свеклу.

Дергали ее девушки; ни мужики, ни бабы к свекольным грядкам не подходили. Отсюда и появилась присказка: «Свекольница - девкам невольница». Тяжелой была работа по уборке свеклы, но в народе считалось, что чем ниже кланяешься свекольной грядке, тем больше здоровья она тебе дает. Хочешь румяное личико да красоту не потерять - надо овекольнице понравиться.

Если у кротов норы выходят на север - зима будет теплая. Кроты с осени в свои норы натаскивают много жнивья (колосков) и соломы - к холодной зиме.

Полевые мыши перебираются ближе к деревне - к холод­ной зиме.

Соединяются в первые перелетные стаи грачи.

Красноватый контур Луны - к ветру.

День святого Фаддея прововедника, апостола от семидесяти.

Если в этот день стояла хорошая погода, то весь сентябрь будет хорошая погода.

Если при заходе солнца небо затягивается облаками с севера - к ветрам.

Если ветер меняет направление с юго-западного на северо-западное - к вёдру, температура постепенно повысится на протяжении 2 дней.

Южный ветер - к теплу, восточный - к вёдру, западный - к дождю, северный - к стуже.

День Агафона Огуменника. По старинному поверью, в этот день леший приходит на гумно, чтобы «потешится над соломкой» - перекидать снопы с одного гумна на другое, развязать их и растащить солому по всей округе. Поэтому хозяева выходили в дозор - караулить свои припасы. Собираясь в ночь, мужики надевали тулуп наизнанку, мехом вверх, голову обвязывали полотенцем, а в руки брали кочергу. Этой кочергой вокруг гумна очерчивали круг и садились внутрь него. Говорили, что в этом случае леший не сможет подойти к гумну.

Обилие грибов в лесу предвещает бесклевье рыбы.

Хищные рыбы лучше клюют перед похолоданием.

День Луппы-Брусничника. Созревает брусника, клюква. Созревает овес и лен. Если в этот день не будет утреннего заморозка, то и сентябрь будет без заморозков. На день Святого Луппы – начинает мороз овсы лупить. Если сейчас не соберешь овес, то вскоре наглотаешься слез.

Если к этому дню созревала брусника, то люди спешили убрать овес. Примечали, если в день Луппы журавли свои клины на юг потянули, зима будет ранней. Если журавли летят низко – зима будет теплая, если высоко – холодная. А если журавли летят очень низко, и к тому же быстро, и молча, то жди скоро ненастья.

День Евтихия. Евтихий тихий. Ерема.

Согласно народным поверьям, в этот день нельзя смотреть на зарю и далеко уходить от дома. Считалось, что 6 сентября по полям и лугам катается то ли волшебный красный цветок, то ли колдовской огонь , который заманивает путника в лесную чащу. Встреча с таким «огоньком» считалась дурным предзнаменованием. Да и опалить такой «цветок», согласно поверьям, мог не на шутку, долго потом придется лечиться. Верили, что блуждающие огоньки - это души людей, умерших нехорошей смертью: удавленников, погибших от несчастных случаев или от запоя и т. д.

Плохой приметой в этот день считался ветер, который, если налетит, обязательно льны побьет и все семена развеет.

Но чаще всего погода на 6 сентября стояла тихая, отсюда и одно из названий этого дня - Евтихий тихий.

Дождь на Евтихия обещает сухую осень и хороший урожай на будущий год.

Хорошо, если Евтихий будет тихим, а то не удержишь льняное семя на корню: все дочиста вылупится.

День Святого Тита и Варфоломея. Тит Листопадник. Если пришел Варфоломей, значит, жито следует на золу сеять. Святой Тит Листопадник последний гриб растит. Кто раньше на Тита встает, тот больше других грибов наберет, а кто поздно встает, тот только за крапивой пойдет.

Послеобеденный дождь - продолжительный.

Щелканье и треск деревьев - к сухой погоде.

Вороны каркают отрывисто, чаще обычного и хрипло - перед дождем.

Ручка ковша созвездия Большой Медведицы направлена вверх, звезды сверкают - к заморозкам.

8 сентября день День Натальи Овсяницы и Андриана. День Павла Рябинника. Если в этот день утренник (утренние заморозки), то это означало холодную и раннюю зиму. В этот день варят кисель из овсянки и пекут блины. Пришел день Натальи Овсяницы, значит в лесу пошли грибы. Этот день посвящали рябине. Именно в этот день начинали собирать рябину и калину . Если много рябины, значит, скоро будет мороз, а осенью будет много дождей.

Кукша, Кукша-рябинник, Анфиса.

К этому дню созревала рябина, и крестьяне молились святому Кукше, чтобы урожай ягод был хорошим. Издревле существовала легенда, что святой Кукша ходит по земле с рябиновой веткой в руках и крестит ею язычников.

Рябину в деревнях ценили как прекрасное средство от простуды. Считалось, что тот, кто каждый день будет пить рябиновый сок, того никакая хворь не одолеет, вери­ли, что при различных болезнях очень хорошо пролезть сквозь рябину, расколотую пополам и связанную по краям. Над корнями рябины читали заговор от лихорадки, а потом, вырыв их из земли, клали на постель больного человека.

Крестьяне верили, что гроздья рябины - это сильный оберег, поэтому ягоды сыпали за голенища жениху, чтобы на свадьбе порчу не навели. Чтобы покойник не тревожил живых, возвращаясь с кладбища, вешали над дверью рябиновые прутья. На Руси запрещалось ломать рябину, рубить ее на дрова, обрывать с дерева цветы. Этот запрет возник потому, что знахари обычно переносили все счи­тываемые болезни на это дерево. И если кто возьмет себе частичку от такого дерева, то сам скоро заболеет и умрет.

Милостива будет зима к крестьянину, если ягод на рябине останется много.

В сентябре одна ягода, да и та - горькая рябина.

День Анны и Саввы Скирдников. День Анны Пророчицы. День Саввы Псковского.

ринято было 10 сентября убирать последние снопы в скирды. Отсюда и название этого дня - скирдницы. Дело это было нелегким, поэтому на помощь призывали святых Анну, Савву и Моисея. Согласно преданиям, святая Анна осматривала скирды, помогая тем самым крестьянам. После этого дня начинали готовиться к осенним ярмаркам, потому что основные сельскохозяйственные работы были уже сделаны.

Если не выберешь конопли до Ивана Постного (11 сентября), то весь пост просидишь без конопляного масла.

С осени вспахано, весной лучше засеяно.

Гром в сентябре предвещает долгую и теплую осень.

Если листья у осины и березы опадают чисто - следующий год будет легким и урожайным.

Зажелтели первые листья у берез, собирайся за опятами.

День Ивана Постного. День Ивана Полетнего. День Ивана Полетовщика. День Ивана Предтеча. День Ивана Крестителя . Праздник «Репы». Репный праздник. В этот день вспоминают о погибших на полях сражений солдатах. Иван Постный пришел, и за собой лето увел. День Ивана Постного – крестный отец осени. Со дня Ивана, мужик даже во двор не выходит без кафтана. На день Ивана Предтеча, птица улетает далече. Если на Ивана Крестителя журавли на юг полетели, значит, будет ранняя зима. Начиная со дня Ивана Постного, начинают убирать репу. Праздник «Репы» праздновался без песен, но обязательно должна быть на стол много разнообразной еды, которой после угощали нищих и бедных. В день Ивана Постного, начинали собирать различный коренья. В этот день нельзя было петь, плясать, и кушать все, что имело круглую форму. Люди в этот день соблюдают строгий пост. Нельзя употреблять в пищу, яблоки, капусту, лук, все то, что напоминает голову человека, также в этот день нельзя брать в руки нож . Со дня Ивана Поста, мужик осень встречает, а баба свое лето бабье начинает.

День Александра, Александра-сытника; сытник, свытник.

В этот день существовал обычай завивать вместе ячменные, льняные и овсяные стебли, заговаривая ниву на будущий богатый урожай.

Свытником прозвали этот день за то, что варили свытную (ячменную) кашу. Само слово «свытно» означало что-то привычное, то, что уже стало укладом жизни.

Теплый вечер и звездная ночь - к урожаю.

Если еж устроил нору на опушке - зима будет теплой, если в глубине чащи - жди крепких морозовх. , а ветры будут дуть чаще со стороны, противоположной от входа в нору.

Киприан, Куприан, Куприян, Куприянов день, день Киприана, журавлиное вече.

В старину верили, что в этот день собираются на болоте журавли и держат совет, какой дорогой лететь в теплые края. Отсюда название дня - «журавлиное вече». А рядом с птицами садятся болотные духи - кикиморы - и считают кости тех, кого они смогли летом в трясину затянуть.

На Куприяна на болотах всегда сизое марево стоит, и ясно слышатся странные звуки, напоминающие стоны утопленников, чьи кости потревожили злые духи.

С Куприяна можно было клюкву собирать. Раньше на болото идти боялись, потому что существовало поверье: брать неспелую клюкву - нечистой силе угождать. Девушка станет бесплодной, парень потеряет силу и тронется умом, а старика злые духи и вовсе в топь уведут , поманив яркими огоньками. Поэтому приговаривали в старину: «Ягоду - клюкву не тронь, покуда не полыхнет она (не поспеет), не отгонит зло в зыбучую топь». Если журавли осенью летят низко - зима ожидается теплая, если высоко - холодная.

Журавли громко курлычут - к дождю.

Лебедь летит - к снегу.

Лебедь улетает на юг поздно - осень будет продолжительная и теплая.

Птица нахохлилась - к непогоде.

Сентябрь птицу в дорогу торопит.

День Симеона Столпника. День Семена Летопроводца. Семен День. День Марфы.

Много поверий и обрядов было связано с этим днем, 14 сентября в деревнях хоронили тараканов и мух. Своими корнями этот обычай уходит еще в языческие времена и связан с почитанием Белбога - повелителя всех насекомых.

Важным обычаем было гашение старого огня и добывание нового. Старики выходили во двор и терли друг о друга две деревяшки, пока они не начинали дымиться. Тлеющее дерево раздувала девушка или невестка, а затем от вспыхнувшего огня поджигала свечу. Этим огнем растапливали печь. На следующее утро угли снова раздували. Так огонь поддерживали в печи весь год.

Называли 14 сентября в деревнях бабьим летом потому, что в это время начинаются разные сельскохозяйственные работы (трепание пеньки, мочение льна и т. д.), которые обычно выполнялись женщинами на открытом воздухе.

Чем суше и теплее простоит сентябрь, тем позднее наступит зима.

Если шишки на ели выросли низко - быть ранним морозам, а если на верхушке - настоящие холода наступят лишь в конце зимы.

Бабье лето (начинается с 14 сентября) ненастно - осень сухая, а бабье лето сухое - осень мокрая.

Первые Осенины (15 сентября) - начало великого 2-недельного солнечного праздника Вересень.

Начало последней недели астрономического лета (недели "бабьего лета"), которая окончится в день осеннего равноденствия (22 сентября), и на планете настанет астрономическая осень.

В земледельческом календаре славян этот день называли «осенинами» или «оспожинками» и отмечали как праздник урожая.

В этот день воздавалось Благодарение Матери-Земле.

В начале сентября завершалась жатва, которая должна была обеспечить благосостояние семьи на будущий год.

Кроме того, встреча осени отмечалась обновлением огня: старый огонь гасили и зажигали новый, который добывали ударами кремня.

С «осенин» основная хозяйственная деятельность переносилась с поля в огород или в дом: начинался сбор овощей (прежде всего заготавливали лук).

Обычно в Осенины устраивались угощение, на которое собиралась вся семья.

Для праздника варили пиво и закалывали овцу (барана).

Из муки нового урожая пекли пирог. Славили Мать-сыру-землю за то, что родила хлеб и другие припасы.

Поскольку с этого дня начинался сбор хмеля, на праздничном гулянье пели соответствующие игровые песни:

Вейся мы, хмель, перевейся,

На нашу сторонку,

Как на нашей на сторонке приволье большое!

А приволье - то большое, мужики богаты!

Что мужики - то богаты, каменны палаты!

Что каменны палаты, двери золотые,

Что маковки литые!

День Василисы. День Домна. Дорофей

Отмечали 16 сентября именины Домны, которая олицетворяла домашний порядок и уют . В этот день было принято наводить в избе порядок: мешки из-под картошки и старую обувь ополаскивали в реке, мыли полы вересковой водой и выстилали их половиками. В огороде сжигали всю рухлядь вместе с картофельной ботвой.

Надо сказать, что в огонь бросали даже те вещи, которые сгореть не могли, потому что такой костер не только помогал избавиться от старья, но и символизировал полное очищение дома от всего дурного. Но в некоторых местах, наоборот, было принято тащить в дом на Дорофея всякую рухлядь, чтобы осень прошла благополучно.

Особое внимание уделялось старым лаптям, которые считались верным средством от сглаза.

день Вавилы, Вавила, праздник острых вил, Неопалимая Купина , луков день.

В этот день, помолившись святому Вавиле, который на Руси почитался как покровитель домашнего хозяйства, крестьяне проверяли стога и сеновал. Считалось, что если стог кругом пошевелить вилами, то разбегутся нечистая сила, гнетуха и трясуха (лихорадки), которые зимой стали бы скотине вредить. А если выйти во двор с вилами в руках, то все бесы разбегутся кто куда.

Существовало поверье, что если наткнутся вилы на что-то твердое, то это кумоха спряталась в сене подальше от людских глаз.

На Вавилу молились о защите от пожаров. Для этого шли на заре в церковь и кланялись иконе «Неопалимая Купина».

"Вавила, сохрани мой дом и меня от несчастий и огня".

На Вавилу чинят грабли, косы, вилы.

Если бабье лето ненастно - осень суха, как черная ольха.

Большие муравьиные кучи осенью - к суровой зиме.

День Захария, Захара, Афанасия, Раисі, кумоха осенняя.

Согласно поверьям, в этот день выходила из лесу кумоха (лихорадка) и нападала на деревенских женщин. Злой дух оборачивался в старушку - странницу, которая просила подать на хлеб и пустить ее переночевать. Но, переступив порог, кумоха приносила в дом различные болезни. Не зря она считалась сестрой двенадцати лихорадок: аввареуши, глазей, глухеи, желтей, каркуши, ледеи, немей, огней, отпей, пухлей, трясеи, храпуши.

Всем лихорадкам, также как и кумохе, приписывались человеческие черты: они представлялись как уродливые простоволосые женщины.

Вообще на Руси распущенные волосы считались характерным признаком женской нечистой силы. Да и число двенадцать тоже было не случайным. Вера в 12 злых сестер-трясовиц уходит корнями в библейские тексты и связана с дочерями царя Ирода.

Чтобы избавиться от кумохи, полагалось 18 сентября убрать дом, затопить баню и попариться березовым веником, ведь береза способна исцелить многие болезни.

Михайлов день, Михаил, Михайла, Михайловские морозы, Михайловские утренники, Михайловские заморозки, Михаил архистратиг.

С 19 сентября начинаются утренние заморозки, и не за горами то гнилое время, когда к человеку начнут цепляться всякие недуги. Но заморозки в этот день считались добрым предзнаменованием, потому что это архистратиг Михаил со своим воинством спускался с неба и вымораживал нечистую силу. Верили, что архангела Михаила боятся не только злые духи и ведьмы, но и нечестивые люди, ведь от архистратига невозможно скрыть ни один грех.

Устраивали в этот день первую братчину, начинавшуюся со всеобщего собрания-примирения. На нем старались полюбовно решить семейные и общественные дела . Покончив с делами, шли в церковь, где ставили мирскую (общую) свечу, а потом садились за накрытый в складчину стол.

Михаил заморозком прихватил.

Если после Михайловских морозов на деревьях появлялся иней, нужно было ждать обильного снега зимой.

Наблюдали, как падают листья с осины: если «лицом» вверх - к студеной зиме, если «изнанкой» - к теплой.

Созонт, Лука, луков день, луковница.

Издревле на Руси луков день считался праздничным. Лук, заплетенный в косицы, развешивали в комнатах во времена морового поветрия. Настоем из луковой шелухи обычно ополаскивали волосы, чтобы они были крепкими и блестящими. Девушки, заплетая лук в гирлянды, просили святого Луку послать им блестящие тугие косы.

В этот день нельзя:

Занимать хлеб, воду и деньги.

Свататься.

Поминать усопших по именам.

Покупать девочкам кукол, иначе они будут бесплодны.

Хвастать своим здоровьем, иначе тут же его потеряете.

Ставить обувь на стул или стол, иначе в доме будет самоубийца-висельник.

Если журавли летят высоко, не спеша и курлычут - будет стоять холодная осень.

Рождество Богородицы, ма­лая Пречистая, аспожки, оспожин день, осенины, вторая встреча осени, праздник урожая, госпожинки, Спасов день, аспасов день, пасекин день, день луковой слезинки.

Во времена язычества в этот день отмечали праздник урожая и поклонялись богиням плодородия, любви и брака Ладе и Лели, матери и дочери. После крещения Руси древняя традиция не забылась. Праздник Рождества Богородицы отмечался с размахом, так как в народном представлении соединился с праздни­ком урожая, который получил название оспожинки. В этот день крестьяне обычно шли с утра на молебен, а потом отправлялись к родникам помолиться Пресвятой Деве .

В деревнях в этот день родственники ходили в гости к новобрачным. Хозяин угощал родню пивом, символизирующим щедрость природы, и хвастался добром, нажитым со времени женитьбы. Хозяйка накрывала на стол, где центральное место снова отводилось караваям - главному обрядовому угощению на оспожинки. Также считалось обязательным приглашение молодых к родителям.

Если погода в этот день хорошая - осень будет хорошая.

Пасекин день - убирают пчел.

Раннее опадание листвы - к ранней зиме.

Если паутина ложится на растения - к теплой погоде.

Зайцы роют осенью глубокие лежки - будет холодная зима.

Красное небо - к ветру и дождю.

РОД и РОЖЕНИЦА

Этот славянский праздник, посвященный семейному благополучию, приходится на 22 сентября по новому стилю.

После зачина, на котором обязательны прославления Рода, Лады и Лели, начинается обряд «похороны мух» .

Пойманную осеннюю муху (таракана, комара, осу) кладут в домовину из моркови, торжественно относят на пустырь и зарывают в могилу, чем обозначают оцепенение насекомых на время наступающей зимы.

После «похорон» начинается обрядовая «охота на лосих».

Две девушки, ряженные лосихами (оленихами), показываются на короткое время из леса и убегают.

Вдогонку пускаются парни-охотники, стремясь их изловить.

Первую пойманную «лосиху» сразу же отпускают, а вторую ведут к капищу, где также отпускают, предварительно поругав за то, что заставила добрых молодцев долго бегать.

Праздник заканчивается Рожаничным пиром (обрядовая еда: творог, яйца, сыр, оленина или говядина, овсяная каша, ягодное вино) и народными игрищами.

Игрища начинаются с хоровода, который водят около самой старшей из женщин .

Женщина держит в руках хлеб (желательно овсяный).

По окончании хоровода хлеб делят и раздают для лечения людей и домашних животных.

Особый статус Лады - великой богини весенне-летнего плодородия и покровительницы свадеб , брачной жизни - обусловил множественность посвященных ей праздников: они отмечались шесть раз в году, с начала марта до середины сентября. Связанные с Ладой обряды обычно приурочиваются к весенне-летнему и осеннему циклу праздников.

Цикл прославления богини завершался после уборки хлебов (в конце августа-сентября), поэтому последним праздником, связанным с Ладой, был праздник осеннего солнцестояния. (8-9 сентября по старому стилю) и 22 сентября по новому.

Петр-Павел - рябинники, именины рябины, осеннее равноденствие.

23 сентября - это осеннее равноденствие, когда день равняется с ночью. Согласно поверьям, солнце ложилось спать до наступления весны. Осеннее равноденствие на Руси отмечалось как большой праздник.

В деревнях устраивали гулянья, накрывали столы, где центральное место занимали пироги с различной начинкой: мясо, капуста, грибы, брусника. Крестьяне обращались с молитвами к Петру и Павлу, прося их помочь перезимовать и дожить до следующей весны.

23 сентября было днем именин рябины, которая считалась олицетворением солнца. После первых осенних заморозков ягоды становились мягкими и сладкими. Такие ягоды служили прекрасным оберегом. Кисти рябины вешали под крышу дома, чтобы привлечь в избу счастье и благополучие. С этой же целью клали рябиновые гроздья на поветь - сеновал, расположенный над конюшней и хлевом. Надо сказать, что, отправляясь за рябиной, с деревьев никогда не собирали ягоды подчистую - обязательно оставляли лесным обитателям для прокорма.

Рябина сладка на свои именины.

Нет рябины, и осень - не осень.

Петр и Павел рябинники зовут покислиться рябиной да впрок запастись.

Солнце начинает занавешивать окна своего терема звездами, чтобы уснуть.

Федорин день, Федора, Федора - замочи хвосты, Федора осенняя, третья встреча осени.

К этому времени уже за­канчивалось бабье лето и наступала настоящая осень, с дождями и слякотью. В древности считалось, что если в этот день идет дождь, то это небеса плачут по солнцу, уснувшему до весны.

С принятием христианства в народной традиции произошли изменения. Теперь крестьяне верили, что это Федора слезы проливает, оплакивая некогда совершенный грех прелюбодеяния.

Женщины в Федорин день надевали на голову платки, расшитые голубыми и золотыми нитями. Такой головной убор символизировал яркое солнце на ясном небе и должен был воздействовать на небеса, чтобы они много дождей на землю не проливали.

От пролившихся дождей дороги становились грязными, и, чтобы пройти по ним, надо было повыше подоткнуть подол. Отсюда еще одно прозвище Федоры - «замочи хвосты». С Федоры наступает пора капустных вечерок , которые продлятся еще две недели, когда женщины рубили капусту и пекли яблоки с брусникой.

На Федору всякое тепло кончается.

На Федору черные грязи все пути-дороги расквасили.

Если пчелу завели во второй раз летку, то осень будет долгой. На Федору обвивается последний хлеб, который остался на полях. Нельзя на Федору начинать новые дела. Всякому делу – аминь. На Федору люди ходят на поля, смотреть всходы озимых.

Автоном, Артамон, Артамо­нов день, змеиный день.

Змеиный праздник бывает два раза в году. Первый - на день Исаакия-змеевика (12 июня), когда все змеи из нор выползают. Второй - 25 сентября, когда змеи последний раз по земле ползают, ведь, согласно преданиям, они в этот день замирают, спрятавшись в своем подземном царстве.

Считалось, что 25 сентября змеи вереницей ползут по лесу, так как их созывает святой Артамон, который затворяет змеиные норы на замок. Верили, что змеи слушаются Артамона, поэтому к нему обращались с просьбой защитить от змеиного укуса. В этот день старались в лес и на болото не ходить, не тревожить змей. Иначе может разгневаться змеиный царь василиск и утащить человека с собой под землю.

Если видишь много змей - зима будет суровая.

Поравняется день с ночью, да и пойдет на убыль.

Как с осени заморозит наголе (холода без снега) – лучше рожь будет, а когда на талую землю напало - рожь подопреет.

Длинные сумерки - к ненастью, короткие - к хорошей погоде.

Быстрое окончание листопада - к суровой зиме.

Корней, Корнилий, Корнилов День, корнилье.

Хорошие хозяева старались ко Дню Корнилия убрать с огородов оставшиеся корнеплоды , потому что после 26 сентября «корень в земле не растет, а зябнет». Убирали все: картофель, брюкву, морковь... Только репу не трогали, ждали дня Никиты-репореза (28 сентября). За помощью в уборке было принято обра­щаться к святому Корнилию.

Если вечером будет густой туман - ночью будет дождь.

Если осень ненастная - весна будет дождливая.

Если изморозь случится поутру два дня подряд - на третий день непременно пойдет дождь.

В ясную осень ветер быстрее зиму принесет.

Ветви ели и сосны опускают вниз - к дождю.

Если рано с осени куры начнут линять, то зима будет теплая.

В канавах на воде возникли пузырьки и слышно бульканье - к непогоде.

Ветер поменял направление с восточного на западное - к скорому дождю.

Воздвижение, задвиженье, сдвиженье, ставров день.

В старинных летописях 27 сентября называли «ставров день» (от stauros - крест). В глубокой древности в этот день было принято рисовать кресты на дверях, притолоках и матицах (толстое бревно-балка, врубленное поперек здания).

Такие кресты ставились мелом, углем, чесноком, кровью жертвенного животного или тестом, вырезались на домашней утвари. Деревянные небольшие крестики клали в ясли к коровам и лошадям. (Если не было крестика, то клали перекрещенные ветки рябины, которая являлась символом яркого света, отпугивающего нечисть). Таким образом, крестьяне «закрещивали» самые опасные места в доме от происков нечистой силы.

Согласно поверьям, на Воздвижение птицы, змеи и насекомые уходят в волшебную страну Ирий, которая находилась на теплом море, на западе или юго-западе земли. Море в народном сознании связано со смертью, с которой связано и понятие запада, где каждый вечер садится, умирает солнце.

С давних времен, русские люди стараются отдыхать у теплого моря, соответствующего их традиционным представлениям о славянском Рае.

В Раю растет мировое древо (наши предки полагали, что это береза или дуб), у вершины которого обитали птицы или души умерших.

Ключи от Ирий-сада были некогда у вороны, но та прогневила Богов, и ключи передали ласточке.

По свидетельству народных легенд, в Ирий-саду, у колодцев, находятся места, приуготовленные для будущей жизни хороших, добрых людей.

Это студенцы с чистой ключевой водою, вокруг которых растут благоухающие цветы, зреют на деревьях молодильные яблоки, и сладко поют райские птицы.

Никита, Никита-репорез, гусятник, гусепролет, гусарь, разлучник, скучник.

28 сентября начинали убирать репу. До появления в начале XVIII века картофеля репа была основным продуктом питания крестьян. Ели этот овощ свежим, пареным, вяленым, вареным; пекли пироги с репой, сушили, варили кашу-репницу, готовили репный квас.

Отвар репы обладает обезболивающим, ранозаживляющим и противовоспалительным свойствами. Такой отвар полезно пить при простуде, особенно при сильном кашле. А еще он улучшает сон и успокаивает сердцебиение. Теплый отвар помогает при зубной боли (полоскание).

28 сентября было принято резать гусей. По традиции одну птицу жертвовали водяному, который в этот день закатывал последний пир перед тем, как отправиться спать до 1 апреля следующей весны.

Высоко гуси летят - к дружному и высокому весеннему половодью, низко - к малой вешней воде.

Гусь лапу поднимает - к стуже, на одной ноге стоит - к морозу, полощется в воде - к теплу.

Гуси на хвосте зиму тащат.

Гусь и утка часто ныряют - к дождю.

День Людмилы. Птичья костка, птичье голошение.

Дичь (глухарь, перепелка, дикий гусь) была обрядовой пищей в этот день, так как в это время птицы улетали в теплые края. В древности считалось, что перелетные птицы следуют за солнцем. Не случайно появился обычай подавать на Рождество жареного гуся, олицетворяющего убывающую и возрастающую силу солнца.

Перепел на Руси также символизировал солнце, являлся эмблемой русских царей и символом весны.

Птичье голошение - еще одно название 29 сентября, связанное с птицами. Птичье голошение - это пение перелетных птиц, покидающих родные земли. Возможно, именно с этими песнями связано поверье - родившаяся в этот день обладает певучим голосом. Такая девушка будет первой запевницей на посиделках и на свадьбах , которые начинались в это время.

Девочек, родившихся 29 сентября, часто называли Людмилами. Имя это славянского происхождения и означает «милая», «отзывчивая».

В какую сторону животные ложатся спиной - с той и жди ветра.

Галки собираются стаями и кричат - будет ясная погода.

Если к утру ярко мерцают звезды, усиливается слышимость, дым стелется понизу - погода ухудшится.

Вера, Надежда, Любовь и мать их Софья, девичий праздник, бабьи именины, всес­ветный бабий праздник, всесветная бабья выть.

В этот день справлялся один из так называемых женских праздников. Вот только начинался он не с веселья, а с плача. Отсюда и пошло название «всесветная бабья выть».

Действительно, по обычаю полагалось плакать даже тем, кому на судьбу грех было жаловаться. Плакали если не о своей судьбе, так о судьбе родных и близких, ведь «бабья судьба не бывает одна». Традиция такого плача появилась не случайно, потому что 30 сентября вспоминали не только Веру, Надежду и Любовь, но и мать их Софию, страдавшую и плакавшую о своих дочерях.

Вообще слезы в народной традиции - это не только выражение естественного горя или печали, но и форма ритуального поведения. Так, например, невеста всегда «плакала» перед свадьбой, прощаясь с родным Домом.

Было принято 30 сентября угощать именинниц пирогами. Именинницы праздновали день ангела целых три дня, прославляя материнскую мудрость и женские добродетели.

Пора снимать последние яблоки.

Первый праздник месяца - Род и Роженица, приходящийся на 8 сентября : праздник, посвященный семейному благополучию. На 14 сентября выпадает целый букет важных праздников. Новолетие, или славянский Новый год, отмечался на Руси как церковно-государственный праздник аж с 15 века. Смыслом богослужения в этот день было воспоминание о проповеди Спасителя в Назаретской синагоге, когда Иисус Христос сказал, что пришел «исцелять сокрушенных сердцем». Тогда же, 14 сентября, справляли Первые Осенины - праздник урожая, когда хозяйственная деятельность переносилась с поля в дом и подсобное хозяйство-амбары, овины, кладовые. Еще на этот день выпадает Закрытие Сварги - момент, когда людской мир покидает богиня Жива, а духи предков перестают опускаться на землю из Ирия-рая.

После того как проходят обряды Закрытия Сварги, 21 сентября, празднуется день Сварога : влияние светлых богов ослабевает, земля остается на попечении скотьего бога Велеса. А чтобы люди могли пережить тяжелое время, Сварог подарил им топор и ремесла. Поэтому в этот день особо чествуют кузнецов, плотников и всех мастеров-умельцев. В Сварогов день также устраиваются посиделки девушек с парнями, на которых рассказывают страшные или истории, ворожат на любовь.

27 сентября - день народного календаря славян, именуемый Фекла Заревница , или Именины овина. Впрочем, иногда этот праздник справлялся и на осеннее равноденствие. Есть поверье, что в этот день все, что завяжешь, не развязать потом - ни узел, ни судьбу. Коли полюбили - так навсегда, если женятся - значит, долгим будет счастье супругов. А еще считалось, что зари (желания, страсти) одолевают людей в этот день. Поэтому к вечеру на Феклу Заревницу творили присушки.

Присушить - это значит призарить парня, сделать так, чтобы он обратил внимание. В ночь на Феклу Заревницу возжигали новый огонь. Перед началом добывания нового огня во всех домах гасили огни - и печи, и лучины, и даже лампадки (только в церкви лампады перед иконами не трогали). И начинался ритуал добывания нового огня. Проводили его только женатые мужчины, причем самым древним способом - трением. Живой огонь разносили по дворам - зажигали печи, окуривали скот для предотвращения мора, вносили в храм для зажигания свечей перед проведением молебна об избавлении от бедствия. Обновление огня символизировало всеобщее обновление. Ну это в старину делали, но и сегодня можно совершить небольшой ритуал, дабы заручиться благословением Высших сил.

В праздничную ночь (23 сентября на осеннее равноденствие или 27 сентября на Феклу) погасите все огни в доме и зажгите - обязательно от спички (тоже ведь трение) - свечу. Затем от той свечи зажгите несколько приготовленных заранее больших свечей, установленных в подсвечниках на полу «коридорчиком». Количество свечей с каждой стороны «коридорчика » может быть 5, 7 или 9. Нужно пройти меж зажженных свечей по этому огненному «коридору », чтобы огонь сжег негатив, беды и несчастья.

С Феклина дня начинались замолотки: при новом огне начинали молотьбу в овине. Перед этим испрашивали разрешения у овинника: «Батюшка-родимчик, дозволишь каменку истопить?» Овинник (он же - гуменник, подовинник, овинный, жихарь, дедушко, подовинушко, овинный батюшка, овиннушко, царь овинный) - дух, живущий в овине (на гумне). Он сродни домовому, хозяйничающему в доме, и баннику, заправляющему в бане.

На Феклу девушки в овине гадали на суженых. Приходили, совали в окошко калач овиннику да примечали: если рука, взявшая калач, теплая - быть жениху богатому, если холодная - за бедного выйдет. Ну а уж если не возьмет овинник калач, то сидеть тебе в девках. Гадали на суженых и в банях, вотчине банника: на зеркале или накрывали ужин на двоих. Правда, женихом-то черт прикидывался, так что гадание это опасное. ведь несмотр на то, что «баня парит, баня правит, баня все исправит», она издревле считается нечистым местом, а после полуночи даже страшным, таящим опасности.

Всем известен злой нрав банника. Но вредит он очень сильно (обдирает кожу или запаривает до смерти) только тем, кто нарушает запреты. Так, нельзя мыться в бане в четвертую очередь: это время банника. После трех перемен посетителей в бане моются черти, лешие, овинники и сами банники. Для людей же банная пора в деревнях обыкновенно полагается до 7 часов вечера.

Кстати, именно поэтому баню ставят подальше от дома. В старину добрые люди ночью в баню не совались. И редкий путник решался заночевать в бане, предпочитая лучше спать в стогу, а то и под кустом в чистом поле. Не то что теперь - ставят двухэтажные бани на участке, на втором этаже устраивают комнаты и спят там...

На очереди сентябрь.

01.09 – день Феклы-свекольницы, Андрея Стратилата-тепляка. Начало года до Петра I. Проверяли в поле – теплый ли ветер и созрел ли овес.

Месяц рогами вниз – к ненастью.

На Свекольницу убирают свеклу.

Родившийся на Андрея Стратилата – человек, наделенный большой мудростью.

02.09 – Самойлин, Самуила день, покровителя всех обездоленных, Свекольница. В церкви вымаливали у Самуила хороших дней, чтобы успеть с уборочной до дождей. Старались в каждом доме накрыть стол, хозяин будет сытым, добрым – и работа будет ладной.

Уборка свеклы – тяжелый удел девушек, но с каждым наклоном к грядке девке здоровья прибавлялось, румянца свекольного да красоты.

Журавли не торопятся улетать – к затяжному теплу.

Обилие рябины – к обилию осенних дождей.

Кротовьи норы обращены к северу - к мягкой зиме.

Мыши все чаще встречаются возле селения – к крутым зимним холодам.

03.09 – день Василисы-льняницы, оберегающей посевы льна и подающей рачительному крестьянину знак уборки льна; день Фаддея.

Погожая Льняница – почти месяц пробудет тепло еще.

Богато желудей на Фаддея – многоснежным Рождество ожидать можно.

Мыши гнездятся в копнах – к сырой, затяжной осени.

На Фаддея рождаются талантливые врачеватели.

04.09 – день Агафона Огуменника; Афанасьев день. Ночью сторожили гумно от лешего. Но если его умилостивить, он тогда мог быть полезен в чем-нибудь.

Ясный день на Огуменника – погожими будут еще несколько недель.

Орехов изобилие, а грибов недород – лютую зиму ждать придется.

На Агафона рождаются добрые, но обидчивые люди.

05.09 – День Луппы-Брусничника.

Теплое утро на Луппу – тепло весь месяц будет.

До Брусничника не убранный овес погибнет от заморозков.

Журавли на Луппу засобирались на юг – к скорой зиме; полетели низко – мягкой зиму ждать; высоко – скоро она о себе заявит холодом; быстро и беззвучно летят – очень скоро дожди и холода наступят.

06.09 – день Евтихия тихого, мученика, одного из учеников святых апостолов Павла и Иоанна Богослова.

Дождь сулит солнечную осень и в будущий солидный урожай.

Крик синицы – к скорому приходу осенних холодов и дождей.

Большой урожай желудей – к холодной, затяжной зиме.

На Евтихия стараются закончить уборочную, чтобы сохранить урожай невредимым.

07.09 – день Варфоломея и Тита-грибника, Листопадника.

Обильный урожай грибов – к длительным морозам зимой.

Птицы, летящие на юг, отдыхают на земле – к погожим дням; устраиваются на крыше дома – к плохой погоде.

Родившийся на Тита счастья дождется только в зрелости, талисманом ему служит янтарь.

После дня Тита-грибника собранные грибы для засолки не годились, поэтому стремились успеть собрать сколько можно на Листопадника.

08.09 – День Андриана и Натальи Овсяницы. День Павла-Рябинника. В полях проводили овсяные дожинки. Готовили овсяный кисель с блинами.

Утренние заморозки на Андриана – к ранней холодной зиме.

Обилие рябины – к частым, обильным дождям и ранним заморозкам.

На березе и дубу еще держатся листья – мягкой зимы не будет.

09.09 – день Кукши-рябинника, памяти Анфисы и Пимена. Сбор рябины традиционен, вкусной и целебной ягоды.

Скудный урожай рябины – осень порадует теплыми днями.

Грозовой Кукша – к погожей осени.

Родившийся на Анфису получил защиту от врагов, ему следует носить оникс и александрит.

Ягоды не все на рябине объедены птицами – зима лютой не будет.

Рябиновый цвет опять появился – к затяжной погожей осени.

10.09 – день Моисея Мурина, Анны пророчицы, Анны и Саввы Скирдников. Хлеб убирали в скирды. Завершал посев озимых. Молили Моисея об исцелении своего близкого от пьянства.

Погожий день – зима еще долго о себе не заявит.

Журавлиный и гусиный перелет пока не наблюдается – зима припозднится и будет мягкой.

Агатовый или хризолитовый талисман поможет в жизни родившемуся на Моисея Мурина.

11.09 – день Усекновения главы Иоанна Предтечи; день Ивана Постного, Ивана Полетнего. Репной праздник, Постник. Полевые работы не вели, пришла пора заготовок, ярмарок, торгов. Пост соблюсти было проблематично при урожае в закромах. Хотя продолжительность поста только один день, он отличается строгостью, особыми требованиями. В пищу не должно попасть ничего круглого (похожего на форму головы); нельзя срывать круглые плоды, копать картошку.

На Ивана лето заканчивается, наступает бабье.

Улетевшие журавли – признак ранней зимы.

Летит лебедь в небе – скоро снег выпадет, а гусиный полет в небе увидеть – дождь зарядит.

Скворцы не торопятся в теплые края, а грачи улетают - к теплой осени.

12.09 – день Благоверного князя Александра Невского, заступника русской земли; Александра Сытника. Надо было собрать праздничный обильный стол, на котором должна быть сытная – ячменная каша.

Перелетные птицы высоко в небе летают по кругу, улетать не собираются – хорошая, ясная осень затянется.

Погожий вечер на Сытника – к богатому будущему урожаю.

Звезды часто падают на Александра – возможен недород будущей осенью.

Ежиные норы встречаются на опушке – к мягкой зиме; скрыл еж жилище в чаще – зима ожидается суровой, направление зимних ветров будет с задней стороны норки.

13.09 – Куприянов день. День журавлиного вече. Собирают клюкву, но ходить за журавинкой (клюквой) в Куприянов день до того, как улетят журавли, нельзя было. Это грозило потерей разума или гибелью на болоте.

Журавлиный клин распался на полет поодиночке – к будущему возможному недороду.

Журавли летят с громким курлыканьем – скоро дождь будет.

Куры, утки нахохлились – к ненастью.

14.09 – Симеон Столпник (Стовпник). Семен-день – первый в новом году. Все сходились в избу к старейшему в роду для празднества, встречи нового лета и утреннего шествия в церковь. Начало свадебных недель (до конца ноября – Гурьева дня); пора новоселий (с обязательным переселением домового в печной утвари). Пора засолки огурцов.

Теплый Семен-день, ветер южный – к теплой зиме.

Погожий Симеон – осень без осадков; дождливый – влажная, ненастная осенняя пора.

Гуси совершают перелет на юг на Симеона - зима нагрянет раньше.

Начало бабьего лета: сухой Стовпник - дождливая осень.

15.09 – Мамонт-Овчарник, покровитель овец. Готовили жилище домашнего скота к зиме. Поклонялись Овчарнику, окуривали загоны, стайки вереском от злой силы.

Утром скотину выгнать – несчастье накликать.

Красное зарево вечером – к скорым заморозкам.

Овчарник дождливый – осень без осадков.

Утром и вечером росы большие – к погожим дням.

16.09 – день Василисы. Уборка льна и подготовка его к ткачеству. Уборка, чистка помещений, хозяева перебирались в зимнее жилье. Картофельные очистки, мусор после уборки, ненужный хлам сжигали – привлекали счастье на год.

Василиса дождливая – к сухой, погожей осени.

17.09 – день Неопалимой Купины, охраняющей дом от молний и пожаров, от болезней, в названии которых есть слово «огонь». Луков день, Вавилы, Богородицы.

Лук в многочисленной шелухе – к лютой зиме.

По полу мыши бегут на Неопалимую, заяц пробегает, кукушка пролетает по селу – к скорому пожару.

Держать готовой бочку пожарную – привлечь пожар.

18.09 – день Афанасия Брестского, Захария и Елизаветы Предсказательницы, нагадавшей Деве Марии появление на свет Иисуса Христа. День считался несчастливым, но правдивы на Елизавету прогнозы знахарей и гадалок, девушки устремлялись к ним погадать на жениха.

Пожелтевшие раньше срока листья – признак раннего прихода осени с последующей холодной зимой.

Рябина в многочисленных ягодах – к ненастной осени.

19.09 – Михайлов день. Михайловские морозцы, или утренники. Архистратиг Михаил спускался на землю, чтобы извести морозом злую силу.

Работать в Михайлов день – грех, к несчастью. Устраивали собрания с разбором ссор, обид, споров. Обязательное примирение должно быть отпраздновано.

Хороший день на Михаила – к затяжной благодатной осени.

Появившийся на Михаила иней обещал снежную зиму.

20.09 – Луков день. День Созонта. Начинались торги луком-репкой.

Нельзя было готовить в пищу лук раньше полной его уборки с огорода, чтобы не было недорода или гибели оставшегося в земле лука.

Журавли на Созонта высоко в небе – к холодной затяжной осени.

Белые облака наблюдаются в течение нескольких дней – к наступающим холодам; темные – к осадкам.

День Созонта рождает отличных целителей, янтарь поможет им в этом ремесле.

21.09 – Рождество Пресвятой Богородицы. Апасов (Пассиков) день. Вторая встреча весны – начало бабьего лета. Переносят на зимние квартиры пчел. Убирают лук с разрешенным использованием уже его в пищу. Начало оспожинок – праздник урожая с гуляньем парней-рекрутов, хождением в гости, одариванием молодыми супругами родственников обязательно круглыми пирогами.

Погожий Апасов день обещает хорошую осень.

Рано опала листва – рано наступит зима.

Паутина на растениях – к ясной погоде.

Красное зарево – к ветреной, дождливой погоде.

22.09 – день памяти Иоакима и Анны, родителей Девы Марии, зачавших ребенка в глубокой зрелости, покровителей рожениц и бездетных.

Праздник молодых мам и повивальных бабок.

Гости на Акима и Анну – к счастью и благополучию в доме, гостям принято ни в чем не отказывать, тоже для привлечения счастья.

Принято поминать ушедших родных и близких.

День лучше провести наедине с природой, это прибавит сил.

Родившегося в день Акима и Анны ждет счастливая, яркая жизнь.

Прелюбодеяние на день памяти родителей – особый грех.

Подарок на Акима и Анну принесет благополучие в дом и радость.

23.09 – день святителей Петра и Павла, епископов Никейских; рябинников. День сровнялся с ночью. Устраивали гулянья, собирали богатые столы с осенними пирогами – грибными, брусничниками, капустниками, обязательным рябиновым квасом.

Много рябины на рябинников – к дождливой осени; мало – к сухой.

Ветка рябины на столе привлекает счастье в дом.

Любое начинание на Петра и Павла – к доброму его окончанию.

Путешественников ждет удача.

Интуиция на святителей особенно сильная, стоит к себе прислушаться.

В этот день рождаются долгожители, отличающиеся терпением и трудолюбием, сапфир им поможет во всем.

24.09 – день Федоры, покровительницы озимых, Федора Обдера.

Девичий подол испачкался на Федору – замуж за пьяницу девушка выйдет.

Пчелы не успокаиваются в омшанике – осень еще долго простоит.

Молодоженам съесть на Федору капусту в любом виде – к счастливой семейной жизни.

Не стоит красить на Федору губы – заболеть можно; а мыть голову – к неудаче.

Начинание на Федора Обдера – к неудачному завершению.

25.09 – змеиный день, день Артамона, защитника от укусов змей. Наступают холода, от которых змеи уходят в лес.

Время удачной охоты, если добыча будет в этот день, даже небольшая.

Деревьях в желтых листьях – к ранней осени.

Дождливый Артамон – к затяжной зиме.

Высокие бурьяны – к обилию снега.

Изобилие желудей на змеиный день – к мягкой зиме и урожайному лету.

Гром на Артамона – к теплой осени.

26.09 – день Корнилия, покровитель земледельцев. После Корнилова дня ничего уже не растет, спешили убрать все в поле и огороде, кроме репы.

Дождь на Корнилия – будущий урожай богатым будет.

Теплый дождь в Корнилов день – последний. Выйти под него – зарядиться здоровьем и оптимизмом.

Съесть редьку – немочь будет посещать редко!

Репа на столе – к миру да ладу в семье.

Съеденная молодыми на двоих репка с медом – к счастливой жизни и долгой.

Свадьбы и сватовство на Корнилу – к неудаче.

27.09 – Воздвижение Честного и Животворящего Креста Господня. Воздвижение Господне, Ставров день. Улетают ласточки.

Любые начинания не увенчаются успехом. В лес тоже (девушке) лучше не ходить – леший утащит.

Холодный ветер в Ставров день – к теплому будущему лету.

Заморозки с утра – к скорой зиме.

Погожий Ставров день – к поздней зиме.

Таинственные следы на земле нельзя переходить, это, возможно, нечисть лесная наследила – можно вскоре заболеть.

28.09 – день Никиты Гусепролета. Репорез. Убирают и готовят репку, режут гусей. Гусь – главная фигура на Никиту.

Гусь на одной ноге над лужей – к скорому морозу; плещется в воде – погожий день ожидается; нос под крылом – к ранней зиме.

При перелете гуси часто отдыхают на земле, а скворцы покидать родную землю не торопятся на Гусепролета – осень обещает быть хорошей.

29.09 – день Людмилы. День Ефимии. Главное занятие – стрижка овец, заготовка капусты (на вечеринках). Ловили на зиму щеглов, синиц для увеселения в доме. Обязательное блюдо – птица. По косточками примечали:

тонкая – к несуровой зиме и раннему теплу, легкому существованию;

толстая – к лютой зиме, поздней весне и сложному зимованию.

Погожая Ефимия – к поздней, мягкой зиме.

Гром на Людмилу – к бесснежной зиме.

30.09 – день мучениц Веры, Надежды, Любови и их матери Софии, принявших смерть от отказа отречься от христианства. Их мать умерла через три дня после похорон детей.

Пасмурное утро обещает хорошие ближайшие дни.

Днем без осадков, тепло – к затяжной осени, удачной рыбалке.

Журавли собрались улетать – Покров будет морозным, если задерживаются – и морозы задержатся.

@ Наталья Степанова, сибирская целительницы Народные названия и традиции дня 30 сентября проводились девичьи посиделки. В церкви 30 сентября почитают память четырех мучениц: Веры, Надежды, Любови и матери их Софи... >>>>>

@ Наталья Степанова, сибирская целительницы Народные названия и традиции дня Именно 29 сентября сейчас начинали стричь овец, шерсть которых использовали для изготовления валенок. Также 29 сентября продолжали загота... >>>>>

@ Наталья Степанова, сибирская целительницы Народные названия и традиции дня 28 сентября в народе называли по-разному: день Гусаря, день Никиты Гусепролета, день Гусятника, Репорез. Именно сейчас начинают резать ре... >>>>>

@ Наталья Степанова, сибирская целительницы Народные названия и традиции дня «Воздвиженье осень навстречу зиме двигает, тепло сдвигает, а холод надвигает», «Воздвиженье - хлеб с поля на гумно движется», «на Воздвиж... >>>>>

@ Наталья Степанова, сибирская целительницы Народные названия и традиции дня Говорят, что после Корнилия корень не растет, а гибнет только. Именно поэтому, 26 сентября старались закончить все работы в поле, собрать... >>>>>

@ Наталья Степанова, сибирская целительницы Народные названия и традиции дня Говорили, что на Артамона даже змеи в лес уходят – это означало, что наступили холода. Действительно, отмечали, что жизнь вокруг как будт... >>>>>

@ Наталья Степанова, сибирская целительницы Народные названия и традиции дня 24 сентября отмечается день осеннего равноденствия. Крестьяне в это время отправлялись в поля, чтобы посмотреть, насколько хорошо всходят... >>>>>

@ Наталья Степанова, сибирская целительницы Народные названия и традиции дня На Руси Петра и Павла дважды величали, большого - летом, а малого в дни осеннего равноденствия. К этому времени по земле на ледяных салаз... >>>>>

@ Наталья Степанова, сибирская целительницы Народные названия и традиции дня 21 сентября отмечают рождение Пресвятой Богородицы, а 22 сентября почитают память родителей Девы Марии. В народе Анну и Иоакима считают п... >>>>>

@ Наталья Степанова, сибирская целительницы Народные названия и традиции дня Поскольку в это время начинается Бабье Лето, 21 сентября часто называли «Второй встречей весны». Принято именно 21 сентября убирать с пас... >>>>>

@ Наталья Степанова, сибирская целительницы Народные названия и традиции дня Недаром называют в народе сентябрь вечером года. Дни его, подобно сумеркам, тают на глазах, уступая место один другому. А 20 сентября прише... >>>>>

@ Наталья Степанова, сибирская целительницы Народные названия и традиции дня День 19 сентября становится короче на пять часов – так говорили в народе, поскольку смеркаться начинало достаточно рано. В этот день убир... >>>>>

@ Наталья Степанова, сибирская целительницы Народные названия и традиции дня Согласно народным поверьям, 18 сентября считали несчастливым. Но зато говорили, что все гадания и предсказания оказываются правдивыми, а по... >>>>>

@ Наталья Степанова, сибирская целительницы Народные названия и традиции дня 17 сентября на Руси был известен как Луков день, Неопалимая Купина, Богородица. Люди считали, что в этот день нужно обязательно помолитьс... >>>>>

@ Наталья Степанова, сибирская целительницы Народные названия и традиции дня Говорили, что, если Василиса пришла, то желательно поторопиться с льном – его собирали и подготавливали для последующей работы. Кроме тог... >>>>>

@ Наталья Степанова, сибирская целительницы Народные названия и традиции дня Говорили, что в этот день нельзя выгонять утром скотину, иначе беду можно накликать. Самого Мамонта ранее на Руси считали покровителем ов... >>>>>

@ Наталья Степанова, сибирская целительницы Народные названия и традиции дня Поскольку по старому стилю день Семена Летопроводца приходился на 1 сентября, а в допетровской Руси его отмечали как новогодний праздник,... >>>>>

@ Наталья Степанова, сибирская целительницы Народные названия и традиции дня В народе 13 сентября называли Журавлиным вече, поскольку считали, что именно сейчас журавли собираются около болот, на лугах и решают, ка... >>>>>

@ Наталья Степанова, сибирская целительницы Народные названия и традиции дня По примете 12 сентября крестьяне старались накрыть богатый стол и устроить пир. В церкви 12 сентября почитается память Александра Невског... >>>>>

@ Наталья Степанова, сибирская целительницы Народные названия и традиции дня В народе день памяти Иоанна Предтечи 11 сентября называют Иваном Постным, поддерживая православные обычаи и отмечая: «С поста не мрут, с... >>>>>

@ Наталья Степанова, сибирская целительницы Народные названия и традиции дня Обычно 10 сентября крестьяне начинали складывать снопы в кладушки и скирды, поскольку приближалось время затяжных дождей, и нужно было уб... >>>>>

@ Наталья Степанова, сибирская целительницы Народные названия и традиции дня 9 сентября почитали рябину, которая как раз созревала, и можно было собирать урожай наряду с калиной. Нужно сказать, что предки ценили во... >>>>>

@ Наталья Степанова, сибирская целительницы Народные названия и традиции дня 8 сентября традиционными кушаньями считались блины и овсяные кисели. Также в лесу было много грибов, и крестьяне, свободные от полевых ра... >>>>>

@ Наталья Степанова, сибирская целительницы Народные названия и традиции дня Говорили, что на Варфоломея – 7 сентября – пора жито на золу сеять. Также в народе этот день называли Листопадником, радовались большому... >>>>>

@ Наталья Степанова, сибирская целительницы Народные названия и традиции дня В церкви 6 сентября почитается память мученика Евтихия, который известен как один из учеников святых апостолов Павла и Иоанна Богослова. ...

  • Сергей Савенков

    какой то “куцый” обзор… как будто спешили куда то