На лесной опушке ежик с белкой играют в прятки. На лесной опушке ежик с белкой играют в прятки Главное правило вежливости

Приключения – дело интересное. Но где их найти, приключения? Белка и еж нашли приключение совершенно случайно…

Слушать сказку (4мин44сек)

Жили-были еж и белка. Большими любителями приключений их назвать было нельзя, но иногда им хотелось, чтобы приключение какое-нибудь всё же случилось.

Однажды они, как обычно, встретились у старого соснового пня. Каждый из них думал о том, чем бы им сейчас заняться.

— Давай в хохоталки играть! – предложил еж.

— Давай, — согласилась белка. И первой придумала смешную историю про то, как сорока строила воздушные замки, а перепелка их искала. И очень злилась на то, что никак не может их найти. А филин долго смеялся над перепелкой; он сказал ей, что строить воздушные замки – это значит мечтать о том, чего никогда не будет, фантазировать.

Хорошая история, — похвалил еж.

Он начал тоже сочинять какую-то хохоталку, но вдруг увидел на бугорке какой-то предмет. Это оказалась чья-то шапка.

— Хорошая шапочка, — сказал еж и решил её примерить.

Белка в это время любовалась солнышком и не сразу заметила, что еж исчез. Когда она позвала ежа, то никто не отозвался.

— Куда подевался еж? – недоумевала она. — Он надел какую-то шапку и исчез.

— Какие бывают шапки? – стала вспоминать белка. – Зимние, летние, вязаные, ага, есть ещё и волшебные. Раз еж исчез, значит, шапка была волшебная. Это шапка-невидимка, — догадалась белка.

– Как же я сейчас найду ежа?

До обеда она ходила-бродила около старого соснового пня, но еж не появлялся. Но вот, наконец, кто-то тихонечко дернул ее за хвост. Это был еж.

— Славное путешествие я совершил, — похвастался он. – Подсмотрел, где футбольное поле у волчат, где медвежонок прячет мед, где живет пчелка Зоя. В шапке-невидимке меня никто не заметил.

Белка выслушала ежа, но сказала, что шапку-невидимку надо возвратить её владельцу.

— А чья это шапка? – спросил еж.

— Я не знаю, — ответила белка, — думаю, что знает Баба-Яга.

Зверята направились к домику на курьих ножках, где жила Баба-Яга. Баба-Яга сказала, что это не ее шапка, и что найденную вещь надо сдать в Бюро потеряшек, которым заведует мудрая сова. Сова разберется, кто хозяин шапки.

Еж и белка пошли отыскивать сову. Та взяла шапку-невидимку в лапы, покрутила-повертела ее и отдала зверятам обратно.

— До вечера играйте с ней, а потом сдайте ее мне, в Бюро потеряшек, — сказала сова.

Да кому же неохота поиграть с шапкой-невидимкой? Любой согласится. Зверята до вечера примеряли её, то исчезали, то появлялись, а потом сдали её в Бюро потеряшек.

На небо уже вышла большая круглая луна. Она посветила ежу и белке, чтобы они смогли спокойно добраться до своих домов. Спали зверята в ту ночь крепко. Им снились волшебные сны про шапку-невидимку.

Волшебных снов и тебе, дружок.

Стояла холодная и суровая зима; трещали по ночам сильные морозы, дули ветры, а снегу намело видимо-невидимо. Такие сугробы кругом были из рыхлого снега, что не только мелкие зверушки, но даже и волк с лисой не могли никуда пробраться, в снегу увязали. Впрочем, маленькие звери этому только радовались; можно было безбоязненно выглядывать наружу, не опасаясь, что тебя лиса съест.

Ёжик жил в своём домике, который располагался под корнями большой ели, одиноко растущей на опушке леса. Дом у него был большой: с несколькими комнатами, кухней, прихожей, кладовой. В доме было два выхода. Один шёл под землей и выводил на опушку леса, а второй был внутри толстого ствола дерева и выводил на большую нижнюю ветку ели. Ежик мог всегда выбраться на опушку или на дерево. Оба выхода закрывали прочные дверки, чтобы никто из хищников не смог пробраться в домик. Было также в доме много маленьких окошечек, через которые с улицы поступал свежий воздух.
Однажды, где-то в середине зимы, ударили сильные морозы. Такие сильные и суровые, что на улицу выйти было страшно, можно было сразу нос отморозить. В такое время Ёжик, обычно, сидел в своей тёплой норке и пил чай из самовара. И в этот вечер он затопил самовар, достал из буфета всяких сладостей: варенья, конфет, и стал пить чай из листьев смородины. На улице дул сильный ветер, его было слышно даже в уютном домике Ёжика.
Вдруг, Ёжику показалось, что кто-то шуршит за дверью. Ёжик встал и прислушался, но ничего не услышал. Наверное, это был ветер. Только Ёжик сел обратно в кресло, чтобы продолжить чаепитие, опять послышался какой-то шорох и стук. Ёжик поначалу испугался, он подумал, что это Лиса или Волк крадутся около его домика. Потихоньку пробравшись по коридору к двери, выходившей на ветку ели, Ёжик прислушался.
- Кто там? - спросил он громко.
В ответ опять послышался какой-то стук, и потом еле-еле донесся звук:
- Это я - Бе-бе-белка.

Ёжик открыл дверь и увидел сидящую на ветке белку, она вся промёрзла; сосульки свисали с её меха, нос был синий, а лапки скрючились от холода. Зубы её стучали, и она почти не могла ничего говорить.
- Что же ты тут сидишь, - заторопился Ёжик, - заходи скорее домой, иначе совсем замерзнешь! - Он схватил Белку, которая уже, кажется, и ходить не могла от холода, и втащил к себе в дом.
Ёжик усадил гостью в кресло и окутал пуховым одеялом. Вскоре, она стала немного согреваться. Ёжик налил ей горячего чая и дал малинового варенья.
- Угощайся, - предложил Ёжик, - а то и заболеть недолго. Тебе нужно хорошенько согреться.
- Спасибо, - наконец, смогла сказать Белка.
- Зачем же ты, -поинтересовался Ёжик, - в такую холодную погоду вышла на улицу?
- Пришлось. - Со вздохом ответила Белка. - Живу я в своем дупле, а оно у меня почти на самой вершине этой ели расположено. Хорошо у меня дома, ветки еловые закрывают дупло от ветра, поэтому тепло там и уютно. Но последние дни стояли такие сильные морозы, и так сильно дул ветер, что даже мохнатые еловые ветви на смогли ничем помочь. Дом мой стал продуваться, и вскоре в нем стало совсем холодно. Хотела я перебраться в другое место, где не так сильно дует, но снегу столько намело, что никак не дойти до другого дерева, а по веткам не допрыгнуть, далеко очень. Пришлось мне на нижние ветки спуститься, чтобы там немного от ветра спрятаться. Спасибо тебе, Ёжик, что пустил меня домой, а то я замерзла бы там, на ветке.
- Пожалуйста, - ответил ей Ёжик,- я бы никого в такой мороз не оставил замерзать на пороге моего дома. Вот что, - придумал он,- оставайся у меня, пока морозы сильные не закончатся, а потом переберёшься к себе, обратно в дупло.
Белка очень обрадовалась предложению Ёжика. Стали они жить вдвоем. Места им хватало, да и веселей теперь стало. Через пару дней, когда ветер немного поутих, Белка перетащила из своего дупла часть запасов: орехи, сушеные грибы и яблоки. Когда сильные морозы совсем закончились, Белка перебралась обратно, к себе в дупло.
- Спасибо тебе, Ёжик, что помог мне в беде. - Поблагодарила она своего друга, прощаясь.
- Не за что, - ответил Ёжик, которому было немного жаль расставаться с Белкой. - Заходи в гости как-нибудь.
- Зайду обязательно, - ответила Белка, - только не скоро, сейчас дел много будет; нужно дупло в порядок привести, протопить его, а то промёрзло совсем и отсырело.
И снова Ёжик зажил один. Поначалу ему было скучно, он даже жалел, что морозы теперь были не такие сильные. Белка вернулась в свое дупло и принялась за хозяйство. За время её отсутствия все дупло занесло снегом, оно отсырело, кругом висели сосульки. Белка расчистила дупло от снега, сосулек и инея, затопила печку, прогрела весь свой дом, и стало у нее лучше прежнего. Запасы все сохранились, и вскоре Белка забыла о своих приключениях и зажила обычной жизнью.
Остаток зимы прошёл без сильных потрясений: морозы стояли не сильные, было много снега и почти не было ветра.
Весна пришла только к концу марта, зато сразу стало тепло. Снег быстро таял, и вокруг постоянно слышался шум воды. Белка по несколько раз в день выбегала из своего дупла и, прыгая по веткам, осматривала окрестности. Казалось, лес превратился в большую реку; кругом журчали ручьи, капали сосульки.
Однажды, Белка сидела днем дома и любовалась игрой солнечных зайчиков в зеленых ветвях ели. Вдруг, она услышала, как кто-то взбирается по её дереву. Белка сначала испугалась; она подумала, что это может быть куница или змея. Осторожно Белка выглянула из дупла и увидела на нижней ветке своего знакомого Ёжика. Он был весь сырой.
- Здравствуй, Ёжик – радостно сказала Белка. - Я и не знала, что ежи умеют по деревьям лазить.
- Я тоже не знал, - ответил Ёжик, - пока дом мой не затопило совсем. Думал я, вода не доберется до моей норы, но не тут-то было. Всё смыло, еле успел я выбраться из дома. Выбраться-то выбрался, а идти некуда, кругом вода, вот и полез на дерево выше.
- Залезай скорее ко мне в дупло, а то упадешь в воду, - забеспокоилась Белка, заметив, что от усталости у Ёжика дрожат лапы.
Ёжик, сопя носом, с трудом залез в дупло к Белке. Там она окутала его теплым сухим одеялом и дала горячего липового мёда.
- М-да, - вздохнул Ёжик, немного согревшись и обсохнув, - как же я теперь домой попаду? Дом мой затопило, вода кругом.
- А ты оставайся пока у меня, - предложила Белка, - место у меня есть. Да и куда тебе идти, кругом вода?
Остался Ёжик у Белки. Днём он помогал ей по хозяйству, а по вечерам они пили чай, сидя у входа в дупло, и слушали, как шумит вода в лесу. Когда вода сошла, и земля подсохла, Ёжик спустился к себе в нору. Ему пришлось много потрудиться, чтобы привести все в порядок, и Белка ему во всем помогала.
С тех пор Ёжик и Белка стали хорошими друзьями и часто помогали друг другу. Они вместе ходили за грибами и ягодами, вместе сушили яблоки. Иногда они ходили друг к другу в гости, но чаще Белка приходила к Ёжику, так как он боялся лезть на дерево. Холодными зимними вечерами они часто вспоминали о том, как было раньше скучно жить порознь, и радовались тому, что сейчас они вместе.

Потешки создавались мамами, бабушками, нянями на протяжении многих лет. Народный жанр помогает отвлечь ребенка, познакомить его с окружающим миром в игровой форме. Потешками укладывают малыша спать. Когда ребенок слышит знакомые строчки, он сразу засыпает.

Киска, киска, киска, брысь!

На дорожку не садись:

Наша деточка пойдет, через киску упадёт!..

Петушок, петушок,

Золотой гребешок,

Масляна головушка,

Шелкова бородушка,

Деткам спать не даешь?

Зайка, зайка прыг да скок,

Побежал через мосток.

Быстро в огород попал,

И морковки там нарвал.

Цып-цып-цып мои цыплятки,

Прибежали без оглядки.

Зерна вкусные клевать,

Травку вкусную щипать.

Жил щенок наш у ворот,

Делал все наоборот,

Целый день у дома спал,

Ночью с мышками играл.

Солнце-солнышко, всходи

И теленка разбуди.

В поле, около ручья,

Утром ждут его друзья.

Ходит конь по бережку,

Вороной по зеленому.

Головушкой помахивает,

Гривушкой потряхивает,

Золотой уздой побрякивает.

Все колечки-то бряк, бряк!

Золотые они – звяк, звяк!

Жили у реки гусята,

Очень дружные ребята.

В речке плавали, играли,

И друг друга догоняли.

Ласточка, ласточка,

Милая ласточка,

Ты где была,

Ты с чем пришла?

— За морем бывала,

Весну добывала.

Несу, несу

Весну красну.

Поросята на заре,

Тихо спали во дворе.

Утром в сад они пошли,

В травке яблоки нашли.

Белка с ежиком играла,

Вечером ему сказала:

— до свиданья, мне пора.

Завтра встретимся с утра.

Пчелы мишку угощали,

В бочку меда наливали.

Мишка пчел благодарил,

Им – Спасибо! – говорил.

В огороде два козленка

Угощали поросенка:

— Вот капуста, не стесняйся!

На здоровье! Угощайся!

Чик-чирик два воробья,

На дорожке у ручья.

Прыгали скакали,

Над водой летали.

Подошли утята к речке,

Видят на воде колечки.

В речку прыгнули, и вдруг,

Побежал волною круг.

Ходит курочка по грядке
«Ко-ко-ко, – зовет цыпляток. –
Возле листьев кабачка
Я нашла вам червячка».
«Пи-пи-пи, – пищат цыплята. –
Одного нам маловато!»
Утка крякает: «Кря-кря!
Лучший голос у меня!»
«Га-га-га, – ей гусь в ответ, –
Громче гуся птицы нет!»
Воробьишка — озорник:
Чик-чирик да чик-чирик!
А ему вороны с крыши:
«Кар-кар-кар! Нельзя потише.

Жеребенок резво скачет,
Хвостик прыгает как мячик.
Рядом с ним неторопливо
Мама-лошадь машет гривой.
Поросята с мамой-свинкой
Моют розовые спинки,
Пятачки купают дружно
И резвятся в теплой луже.

Людмила Овчинникова
Развлечение в старшей группе «Вежливость и доброта»

Развлечение в старшей группе «Вежливость и доброта »

Цель : формировать у детей представление о доброте как важном человеческом качестве, уточнить представления о понятиях «добро » , «зло» , «доброжелательность » , воспитывать доброжелательное отношение к окружающим.

Задачи :

Понимание того, что вежливость является важным составляющим качеством каждого воспитанного человека;

Воспитывать правила этикета, коммуникативные навыки, желание проявлять доброту , заботу, внимание друг к другу;

Обогащать словарный запас детей новыми терминами : вежливость , этикет.

Поощрять стремление ребенка совершать добрые поступки ;

Создать праздничное настроение.

Воспитатель : Cегодня мы отправимся в страну Добра . Хотите? (Дети отвечают) А каким должен быть житель этой страны?

Дети : Добрым , заботливым, дружелюбным, всем помогать.

Воспитатель : Раз, два, три, в страну Добра попади ! Дети, подойдите ко мне, и пожелаем всем доброго дня :

-Добрый день – тебе сказали !

-Добрый день – ответил ты !

Как две ниточки связали

Теплоты и доброты .

Какой сегодня замечательный день! Как приветливо светит солнце, которое дарит нам свет и тепло. Давайте возьмемся за руки и обменяемся теплом, посмотрим друг другу в глаза и улыбнемся. Если вы встретите незнакомого грустного прохожего на улице, то улыбнитесь ему, а он в ответ подарит свою улыбку вам. Сегодня у нас много гостей, давайте подойдем к нашим гостям, скажем «Здравствуйте» и улыбнемся, подарив им тепло наших сердец.

Дети подходят к гостям, говорят : «Здравствуйте!» , с улыбкой дарят эмблему «улыбка» .

Воспитатель : «Здравствуйте» , какой глубокий смысл у этого слова! Послушайте стихотворение о значении этого слова.

Что такое «Здравствуй?»

Ребёнок :

Что такое «Здравствуй» ?

Лучшее из слов,

Потому что «Здравствуй»

Значит – будь здоров.

Правило – запомни,

Знаешь – повтори :

Старшим это слово

Первым говори.

Вечером расстались,

Встретились с утра,

Значит, слово «Здравствуй»

Говорить пора.

Воспитатель : А какие слова приветствия вы еще знаете? (доброе утро , добрый день , как дела, как поживаете, как здоровье, добрый вечер ) Каждый человек должен иметь доброе сердце , добрую душу , уметь говорить добрые слова , всем помогать, жалеть и спасать тех, кто попал в беду. Тогда у вас будет много друзей. Есть хорошая игра, называется «Друзья» .

На меня вы посмотрите, за мной движения повторите.

Логоритмическая игра «Друзья»

Мне ничего не страшно с другом (руки от груди развести в стороны )

Ни темнота, (закрыть ладонями глаза)

Ни волк, (показать руками пасть волка)

Ни вьюга, (одновременные круговые движения руками)

Ни паук, (пальцами рук изобразить бегущих пауков)

И ни собака, (ладонями показать собаку)

Ни мальчишка- забияка, (приставить пальцы к носу – «Буратино» )

Вместе с другом я сильней, (руки к плечам вверх)

Вместе с другом я смелей, (руки к плечам вперед)

Мы друг друга защитим, (обнять себя руками)

И все страхи победим! (бросить руки вниз в стороны)

Воспитатель : А сейчас посмотрим сценку «Лиса, заяц и еж» .

Сценка «Лиса, заяц и еж»

Воспитатель : Как-то заинька трусишка,

Зайка – серые штанишки, повстречал в лесу лисичку,

Очень хитрую сестричку.

Зайка лисичку увидал, как осинка задрожал.

А лисичка-то хитрит

И зайчишке говорит :

Лиса : Что ты, заинька, дрожишь?

Что ты, серенький, молчишь?

Не приветствуешь меня,

Ведь с тобою мы друзья!

Дай тебя я обниму,

Лапку я твою пожму.

Воспитатель : Только треснул вдруг сучок.

Еж : Не пожмёшь! И не старайся !

И отсюда убирайся!

Друга съесть тебе не дам!

Лапы прочь! А то поддам!

Воспитатель : Видит зайка : из-под ёлки

Выбегает ёж из норки,

Палкой он лисе грозит.

Ну, а та как побежит!

И лишь пятки засверкали,

Только лисичку и видали.

Воспитатель : Ребята, какой добрый поступок совершил ежик?

Воспитатель : Человек, который здоровается, желает хорошего настроения, умеет благодарить, извиняться, такого человека называют каким? (вежливым , воспитанным, добрым , учтивым, благородным)

Стихотворение" Что такое - «Этикет?»

Ребёнок : Всем испортить настроенье

Может наше поведенье.

Дима с Катей побранились,

А потом не помирились.

Толя, Вадика толкнул-

Тот в тарелку нос макнул!

Не слыхали эти дети,

Ничего об Этикете!

Воспитатель : Ребята, а вы знаете, что такое «этикет» ? Этикет это соблюдение правил поведения в обществе. Человек, который соблюдает этикет, никогда не обидит слабого, уступит место в автобусе, поможет пожилому перейти через дорогу. Этот человек всегда внимателен, добр и вежлив . Давайте с помощью игры проверим, знаете ли вы слова вежливости .

Игра : «Доскажи словечко»

1. Растает даже ледяная глыба от слова теплого (спасибо)

2. Зазеленеет старый пень , когда услышит… (добрый день )

3. Мальчик вежливый и развитый говорит при встрече (здравствуйте)

4. Когда нас бранят за шалости, говорим (простите нас, пожалуйста)

5. Если встретится знакомый, хоть на улице, хоть дома, не стесняйся, не лукавствуй, а скажи погромче (здравствуй)

6. Если просишь что - нибудь, то сначала не забудь разомкнуть свои уста и сказать (пожалуйста)

7. Если, словом или делом вам помог кто – либо, не стесняйтесь громко, смело говорить (спасибо) .

Воспитатель : Молодцы! Слова вежливости вы хорошо знаете . Вежливые слова замечательные , они мягкие, красивые и легкие, как воздушные шарики, а грубые слова – тяжелые и некрасивые. Недаром народные пословицы гласят.

Пословицы :

1. Человек без друзей, что дерево без корней.

2. Ссора до добра не доводит .

3. Друзья познаются в беде.

4. Помогай другу везде, не оставляй его в беде.

5. Добрые слова дороже богатства.

Воспитатель : А теперь проверим, как вы запомнили законы вежливости . Поиграем в игру "Вежливо - невежливо ".Послушайте правила игры : если я читаю о хорошем поступке поднимаете зеленый кружочек, если плохой - красный. Начнём!

Игра "Вежливо - невежливо ".

1. Никогда не делись игрушками.

2. Не помогай взрослым.

3. Всегда говори «спасибо» .

4. Всегда ходи грязным и не причесанным.

5. Решай все споры только кулаками.

6. Здоровайся при встрече.

А cейчас послушайте стихотворения о вежливых словах .

Стихотворение «Вежливые слова » В. Лиходеда

1. У ворот щенок лежал, дачный домик охранял.

Мимо кошка пробежала "здравствуйте" ему сказала.

2. Утром заяц сел на пень и сказал всем "добрый день !

«С добрым утром , милый мой» ,-ухнул филин за спиной.

3. Пчелы мишку угощали : в бочку меда наливали.

Мишка пчел благодарил, им "спасибо" говорил.

4. Белка с ежиком играла, вечером ему сказала :

«До свиданья! мне пора. Завтра встретимся с утра»

Воспитатель : Посмотрите, какая чудесная коробочка. Интересно, что же в ней? Давайте, посмотрим? (В коробке картинки) . Здесь картинки и цветы : веселые и сердитые. Давайте покажем, какое выражение лица здесь нарисовано. (Дети «улыбаются» и «сердятся» )

Сейчас я каждому дам картинку, вы посмотрите и подумаете, хороший это поступок или плохой. Картинку с хорошим поступком вы положите к цветочку…. какому? (веселому, доброму ) А с плохим поступком? (сердитому) . Договорились? Не забывайте объяснять свой выбор.

Дети получают картинки с изображениями хороших и плохих поступков, помещают их к соответствующим цветочкам и объясняют свой выбор.

Игра «Хорошо-плохо»

Воспитатель : Понравилось вам путешествие? Всем нам хочется, чтобы вы выросли вежливыми , добрыми , неравнодушными детьми, чтобы о правилах этикета не забывали. Давайте закончим наше путешествие песней «Если добрый ты »

Песня «Если добрый ты »

1. Дождик босиком по земле прошел,

Клены по плечам хлопал…

Если ясный день, это хорошо,

А когда наоборот - плохо.

2. Слышно, как звенят в небе высоко

Солнечных лучей струны?

Если добрый ты , то всегда легко,

А когда наоборот - трудно.

Рассыпая смех звучно…

Если песни петь, с ними веселей,

А когда наоборот - скучно!

  • Сергей Савенков

    какой то “куцый” обзор… как будто спешили куда то