На лесной опушке ежик с белкой играют в прятки. На лесной опушке ежик с белкой играют в прятки Главное правило вежливости
Приключения – дело интересное. Но где их найти, приключения? Белка и еж нашли приключение совершенно случайно…
Слушать сказку (4мин44сек)
Жили-были еж и белка. Большими любителями приключений их назвать было нельзя, но иногда им хотелось, чтобы приключение какое-нибудь всё же случилось.
Однажды они, как обычно, встретились у старого соснового пня. Каждый из них думал о том, чем бы им сейчас заняться.
— Давай в хохоталки играть! – предложил еж.
— Давай, — согласилась белка. И первой придумала смешную историю про то, как сорока строила воздушные замки, а перепелка их искала. И очень злилась на то, что никак не может их найти. А филин долго смеялся над перепелкой; он сказал ей, что строить воздушные замки – это значит мечтать о том, чего никогда не будет, фантазировать.
— Хорошая история, — похвалил еж.
Он начал тоже сочинять какую-то хохоталку, но вдруг увидел на бугорке какой-то предмет. Это оказалась чья-то шапка.
— Хорошая шапочка, — сказал еж и решил её примерить.
Белка в это время любовалась солнышком и не сразу заметила, что еж исчез. Когда она позвала ежа, то никто не отозвался.
— Куда подевался еж? – недоумевала она. — Он надел какую-то шапку и исчез.
— Какие бывают шапки? – стала вспоминать белка. – Зимние, летние, вязаные, ага, есть ещё и волшебные. Раз еж исчез, значит, шапка была волшебная. Это шапка-невидимка, — догадалась белка.
– Как же я сейчас найду ежа?
До обеда она ходила-бродила около старого соснового пня, но еж не появлялся. Но вот, наконец, кто-то тихонечко дернул ее за хвост. Это был еж.
— Славное путешествие я совершил, — похвастался он. – Подсмотрел, где футбольное поле у волчат, где медвежонок прячет мед, где живет пчелка Зоя. В шапке-невидимке меня никто не заметил.
Белка выслушала ежа, но сказала, что шапку-невидимку надо возвратить её владельцу.
— А чья это шапка? – спросил еж.
— Я не знаю, — ответила белка, — думаю, что знает Баба-Яга.
Зверята направились к домику на курьих ножках, где жила Баба-Яга. Баба-Яга сказала, что это не ее шапка, и что найденную вещь надо сдать в Бюро потеряшек, которым заведует мудрая сова. Сова разберется, кто хозяин шапки.
Еж и белка пошли отыскивать сову. Та взяла шапку-невидимку в лапы, покрутила-повертела ее и отдала зверятам обратно.
— До вечера играйте с ней, а потом сдайте ее мне, в Бюро потеряшек, — сказала сова.
Да кому же неохота поиграть с шапкой-невидимкой? Любой согласится. Зверята до вечера примеряли её, то исчезали, то появлялись, а потом сдали её в Бюро потеряшек.
На небо уже вышла большая круглая луна. Она посветила ежу и белке, чтобы они смогли спокойно добраться до своих домов. Спали зверята в ту ночь крепко. Им снились волшебные сны про шапку-невидимку.
Волшебных снов и тебе, дружок.
Стояла холодная и суровая зима; трещали по ночам сильные морозы, дули ветры, а снегу намело видимо-невидимо. Такие сугробы кругом были из рыхлого снега, что не только мелкие зверушки, но даже и волк с лисой не могли никуда пробраться, в снегу увязали. Впрочем, маленькие звери этому только радовались; можно было безбоязненно выглядывать наружу, не опасаясь, что тебя лиса съест.
Ёжик жил в своём домике, который располагался под корнями большой ели, одиноко растущей на опушке леса. Дом у него был большой: с несколькими комнатами, кухней, прихожей, кладовой. В доме было два выхода. Один шёл под землей и выводил на опушку леса, а второй был внутри толстого ствола дерева и выводил на большую нижнюю ветку ели. Ежик мог всегда выбраться на опушку или на дерево. Оба выхода закрывали прочные дверки, чтобы никто из хищников не смог пробраться в домик. Было также в доме много маленьких окошечек, через которые с улицы поступал свежий воздух.
Однажды, где-то в середине зимы, ударили сильные морозы. Такие сильные и суровые, что на улицу выйти было страшно, можно было сразу нос отморозить. В такое время Ёжик, обычно, сидел в своей тёплой норке и пил чай из самовара. И в этот вечер он затопил самовар, достал из буфета всяких сладостей: варенья, конфет, и стал пить чай из листьев смородины. На улице дул сильный ветер, его было слышно даже в уютном домике Ёжика.
Вдруг, Ёжику показалось, что кто-то шуршит за дверью. Ёжик встал и прислушался, но ничего не услышал. Наверное, это был ветер. Только Ёжик сел обратно в кресло, чтобы продолжить чаепитие, опять послышался какой-то шорох и стук. Ёжик поначалу испугался, он подумал, что это Лиса или Волк крадутся около его домика. Потихоньку пробравшись по коридору к двери, выходившей на ветку ели, Ёжик прислушался.
- Кто там? - спросил он громко.
В ответ опять послышался какой-то стук, и потом еле-еле донесся звук:
- Это я - Бе-бе-белка.
Ёжик открыл дверь и увидел сидящую на ветке белку, она вся промёрзла; сосульки свисали с её меха, нос был синий, а лапки скрючились от холода. Зубы её стучали, и она почти не могла ничего говорить.
- Что же ты тут сидишь, - заторопился Ёжик, - заходи скорее домой, иначе совсем замерзнешь! - Он схватил Белку, которая уже, кажется, и ходить не могла от холода, и втащил к себе в дом.
Ёжик усадил гостью в кресло и окутал пуховым одеялом. Вскоре, она стала немного согреваться. Ёжик налил ей горячего чая и дал малинового варенья.
- Угощайся, - предложил Ёжик, - а то и заболеть недолго. Тебе нужно хорошенько согреться.
- Спасибо, - наконец, смогла сказать Белка.
- Зачем же ты, -поинтересовался Ёжик, - в такую холодную погоду вышла на улицу?
- Пришлось. - Со вздохом ответила Белка. - Живу я в своем дупле, а оно у меня почти на самой вершине этой ели расположено. Хорошо у меня дома, ветки еловые закрывают дупло от ветра, поэтому тепло там и уютно. Но последние дни стояли такие сильные морозы, и так сильно дул ветер, что даже мохнатые еловые ветви на смогли ничем помочь. Дом мой стал продуваться, и вскоре в нем стало совсем холодно. Хотела я перебраться в другое место, где не так сильно дует, но снегу столько намело, что никак не дойти до другого дерева, а по веткам не допрыгнуть, далеко очень. Пришлось мне на нижние ветки спуститься, чтобы там немного от ветра спрятаться. Спасибо тебе, Ёжик, что пустил меня домой, а то я замерзла бы там, на ветке.
- Пожалуйста, - ответил ей Ёжик,- я бы никого в такой мороз не оставил замерзать на пороге моего дома. Вот что, - придумал он,- оставайся у меня, пока морозы сильные не закончатся, а потом переберёшься к себе, обратно в дупло.
Белка очень обрадовалась предложению Ёжика. Стали они жить вдвоем. Места им хватало, да и веселей теперь стало. Через пару дней, когда ветер немного поутих, Белка перетащила из своего дупла часть запасов: орехи, сушеные грибы и яблоки. Когда сильные морозы совсем закончились, Белка перебралась обратно, к себе в дупло.
- Спасибо тебе, Ёжик, что помог мне в беде. - Поблагодарила она своего друга, прощаясь.
- Не за что, - ответил Ёжик, которому было немного жаль расставаться с Белкой. - Заходи в гости как-нибудь.
- Зайду обязательно, - ответила Белка, - только не скоро, сейчас дел много будет; нужно дупло в порядок привести, протопить его, а то промёрзло совсем и отсырело.
И снова Ёжик зажил один. Поначалу ему было скучно, он даже жалел, что морозы теперь были не такие сильные. Белка вернулась в свое дупло и принялась за хозяйство. За время её отсутствия все дупло занесло снегом, оно отсырело, кругом висели сосульки. Белка расчистила дупло от снега, сосулек и инея, затопила печку, прогрела весь свой дом, и стало у нее лучше прежнего. Запасы все сохранились, и вскоре Белка забыла о своих приключениях и зажила обычной жизнью.
Остаток зимы прошёл без сильных потрясений: морозы стояли не сильные, было много снега и почти не было ветра.
Весна пришла только к концу марта, зато сразу стало тепло. Снег быстро таял, и вокруг постоянно слышался шум воды. Белка по несколько раз в день выбегала из своего дупла и, прыгая по веткам, осматривала окрестности. Казалось, лес превратился в большую реку; кругом журчали ручьи, капали сосульки.
Однажды, Белка сидела днем дома и любовалась игрой солнечных зайчиков в зеленых ветвях ели. Вдруг, она услышала, как кто-то взбирается по её дереву. Белка сначала испугалась; она подумала, что это может быть куница или змея. Осторожно Белка выглянула из дупла и увидела на нижней ветке своего знакомого Ёжика. Он был весь сырой.
- Здравствуй, Ёжик – радостно сказала Белка. - Я и не знала, что ежи умеют по деревьям лазить.
- Я тоже не знал, - ответил Ёжик, - пока дом мой не затопило совсем. Думал я, вода не доберется до моей норы, но не тут-то было. Всё смыло, еле успел я выбраться из дома. Выбраться-то выбрался, а идти некуда, кругом вода, вот и полез на дерево выше.
- Залезай скорее ко мне в дупло, а то упадешь в воду, - забеспокоилась Белка, заметив, что от усталости у Ёжика дрожат лапы.
Ёжик, сопя носом, с трудом залез в дупло к Белке. Там она окутала его теплым сухим одеялом и дала горячего липового мёда.
- М-да, - вздохнул Ёжик, немного согревшись и обсохнув, - как же я теперь домой попаду? Дом мой затопило, вода кругом.
- А ты оставайся пока у меня, - предложила Белка, - место у меня есть. Да и куда тебе идти, кругом вода?
Остался Ёжик у Белки. Днём он помогал ей по хозяйству, а по вечерам они пили чай, сидя у входа в дупло, и слушали, как шумит вода в лесу. Когда вода сошла, и земля подсохла, Ёжик спустился к себе в нору. Ему пришлось много потрудиться, чтобы привести все в порядок, и Белка ему во всем помогала.
С тех пор Ёжик и Белка стали хорошими друзьями и часто помогали друг другу. Они вместе ходили за грибами и ягодами, вместе сушили яблоки. Иногда они ходили друг к другу в гости, но чаще Белка приходила к Ёжику, так как он боялся лезть на дерево. Холодными зимними вечерами они часто вспоминали о том, как было раньше скучно жить порознь, и радовались тому, что сейчас они вместе.
Потешки создавались мамами, бабушками, нянями на протяжении многих лет. Народный жанр помогает отвлечь ребенка, познакомить его с окружающим миром в игровой форме. Потешками укладывают малыша спать. Когда ребенок слышит знакомые строчки, он сразу засыпает.
Киска, киска, киска, брысь!
На дорожку не садись:
Наша деточка пойдет, через киску упадёт!..
Петушок, петушок,
Золотой гребешок,
Масляна головушка,
Шелкова бородушка,
Деткам спать не даешь?
Зайка, зайка прыг да скок,
Побежал через мосток.
Быстро в огород попал,
И морковки там нарвал.
Цып-цып-цып мои цыплятки,
Прибежали без оглядки.
Зерна вкусные клевать,
Травку вкусную щипать.
Жил щенок наш у ворот,
Делал все наоборот,
Целый день у дома спал,
Ночью с мышками играл.
Солнце-солнышко, всходи
И теленка разбуди.
В поле, около ручья,
Утром ждут его друзья.
Ходит конь по бережку,
Вороной по зеленому.
Головушкой помахивает,
Гривушкой потряхивает,
Золотой уздой побрякивает.
Все колечки-то бряк, бряк!
Золотые они – звяк, звяк!
Жили у реки гусята,
Очень дружные ребята.
В речке плавали, играли,
И друг друга догоняли.
Ласточка, ласточка,
Милая ласточка,
Ты где была,
Ты с чем пришла?
— За морем бывала,
Весну добывала.
Несу, несу
Весну красну.
Поросята на заре,
Тихо спали во дворе.
Утром в сад они пошли,
В травке яблоки нашли.
Белка с ежиком играла,
Вечером ему сказала:
— до свиданья, мне пора.
Завтра встретимся с утра.
Пчелы мишку угощали,
В бочку меда наливали.
Мишка пчел благодарил,
Им – Спасибо! – говорил.
В огороде два козленка
Угощали поросенка:
— Вот капуста, не стесняйся!
На здоровье! Угощайся!
Чик-чирик два воробья,
На дорожке у ручья.
Прыгали скакали,
Над водой летали.
Подошли утята к речке,
Видят на воде колечки.
В речку прыгнули, и вдруг,
Побежал волною круг.
Ходит курочка по грядке
«Ко-ко-ко, – зовет цыпляток. –
Возле листьев кабачка
Я нашла вам червячка».
«Пи-пи-пи, – пищат цыплята. –
Одного нам маловато!»
Утка крякает: «Кря-кря!
Лучший голос у меня!»
«Га-га-га, – ей гусь в ответ, –
Громче гуся птицы нет!»
Воробьишка — озорник:
Чик-чирик да чик-чирик!
А ему вороны с крыши:
«Кар-кар-кар! Нельзя потише.
Жеребенок резво скачет,
Хвостик прыгает как мячик.
Рядом с ним неторопливо
Мама-лошадь машет гривой.
Поросята с мамой-свинкой
Моют розовые спинки,
Пятачки купают дружно
И резвятся в теплой луже.
Людмила Овчинникова
Развлечение в старшей группе «Вежливость и доброта»
Развлечение в старшей группе «Вежливость и доброта »
Цель : формировать у детей представление о доброте как важном человеческом качестве, уточнить представления о понятиях «добро » , «зло» , «доброжелательность » , воспитывать доброжелательное отношение к окружающим.
Задачи :
Понимание того, что вежливость является важным составляющим качеством каждого воспитанного человека;
Воспитывать правила этикета, коммуникативные навыки, желание проявлять доброту , заботу, внимание друг к другу;
Обогащать словарный запас детей новыми терминами : вежливость , этикет.
Поощрять стремление ребенка совершать добрые поступки ;
Создать праздничное настроение.
Воспитатель : Cегодня мы отправимся в страну Добра . Хотите? (Дети отвечают) А каким должен быть житель этой страны?
Дети : Добрым , заботливым, дружелюбным, всем помогать.
Воспитатель : Раз, два, три, в страну Добра попади ! Дети, подойдите ко мне, и пожелаем всем доброго дня :
-Добрый день – тебе сказали !
-Добрый день – ответил ты !
Как две ниточки связали
Теплоты и доброты .
Какой сегодня замечательный день! Как приветливо светит солнце, которое дарит нам свет и тепло. Давайте возьмемся за руки и обменяемся теплом, посмотрим друг другу в глаза и улыбнемся. Если вы встретите незнакомого грустного прохожего на улице, то улыбнитесь ему, а он в ответ подарит свою улыбку вам. Сегодня у нас много гостей, давайте подойдем к нашим гостям, скажем «Здравствуйте» и улыбнемся, подарив им тепло наших сердец.
Дети подходят к гостям, говорят : «Здравствуйте!» , с улыбкой дарят эмблему «улыбка» .
Воспитатель : «Здравствуйте» , какой глубокий смысл у этого слова! Послушайте стихотворение о значении этого слова.
Что такое «Здравствуй?»
Ребёнок :
Что такое «Здравствуй» ?
Лучшее из слов,
Потому что «Здравствуй»
Значит – будь здоров.
Правило – запомни,
Знаешь – повтори :
Старшим это слово
Первым говори.
Вечером расстались,
Встретились с утра,
Значит, слово «Здравствуй»
Говорить пора.
Воспитатель : А какие слова приветствия вы еще знаете? (доброе утро , добрый день , как дела, как поживаете, как здоровье, добрый вечер ) Каждый человек должен иметь доброе сердце , добрую душу , уметь говорить добрые слова , всем помогать, жалеть и спасать тех, кто попал в беду. Тогда у вас будет много друзей. Есть хорошая игра, называется «Друзья» .
На меня вы посмотрите, за мной движения повторите.
Логоритмическая игра «Друзья»
Мне ничего не страшно с другом (руки от груди развести в стороны )
Ни темнота, (закрыть ладонями глаза)
Ни волк, (показать руками пасть волка)
Ни вьюга, (одновременные круговые движения руками)
Ни паук, (пальцами рук изобразить бегущих пауков)
И ни собака, (ладонями показать собаку)
Ни мальчишка- забияка, (приставить пальцы к носу – «Буратино» )
Вместе с другом я сильней, (руки к плечам вверх)
Вместе с другом я смелей, (руки к плечам вперед)
Мы друг друга защитим, (обнять себя руками)
И все страхи победим! (бросить руки вниз в стороны)
Воспитатель : А сейчас посмотрим сценку «Лиса, заяц и еж» .
Сценка «Лиса, заяц и еж»
Воспитатель : Как-то заинька трусишка,
Зайка – серые штанишки, повстречал в лесу лисичку,
Очень хитрую сестричку.
Зайка лисичку увидал, как осинка задрожал.
А лисичка-то хитрит
И зайчишке говорит :
Лиса : Что ты, заинька, дрожишь?
Что ты, серенький, молчишь?
Не приветствуешь меня,
Ведь с тобою мы друзья!
Дай тебя я обниму,
Лапку я твою пожму.
Воспитатель : Только треснул вдруг сучок.
Еж : Не пожмёшь! И не старайся !
И отсюда убирайся!
Друга съесть тебе не дам!
Лапы прочь! А то поддам!
Воспитатель : Видит зайка : из-под ёлки
Выбегает ёж из норки,
Палкой он лисе грозит.
Ну, а та как побежит!
И лишь пятки засверкали,
Только лисичку и видали.
Воспитатель : Ребята, какой добрый поступок совершил ежик?
Воспитатель : Человек, который здоровается, желает хорошего настроения, умеет благодарить, извиняться, такого человека называют каким? (вежливым , воспитанным, добрым , учтивым, благородным)
Стихотворение" Что такое - «Этикет?»
Ребёнок : Всем испортить настроенье
Может наше поведенье.
Дима с Катей побранились,
А потом не помирились.
Толя, Вадика толкнул-
Тот в тарелку нос макнул!
Не слыхали эти дети,
Ничего об Этикете!
Воспитатель : Ребята, а вы знаете, что такое «этикет» ? Этикет это соблюдение правил поведения в обществе. Человек, который соблюдает этикет, никогда не обидит слабого, уступит место в автобусе, поможет пожилому перейти через дорогу. Этот человек всегда внимателен, добр и вежлив . Давайте с помощью игры проверим, знаете ли вы слова вежливости .
Игра : «Доскажи словечко»
1. Растает даже ледяная глыба от слова теплого (спасибо)
2. Зазеленеет старый пень , когда услышит… (добрый день )
3. Мальчик вежливый и развитый говорит при встрече (здравствуйте)
4. Когда нас бранят за шалости, говорим (простите нас, пожалуйста)
5. Если встретится знакомый, хоть на улице, хоть дома, не стесняйся, не лукавствуй, а скажи погромче (здравствуй)
6. Если просишь что - нибудь, то сначала не забудь разомкнуть свои уста и сказать (пожалуйста)
7. Если, словом или делом вам помог кто – либо, не стесняйтесь громко, смело говорить (спасибо) .
Воспитатель : Молодцы! Слова вежливости вы хорошо знаете . Вежливые слова замечательные , они мягкие, красивые и легкие, как воздушные шарики, а грубые слова – тяжелые и некрасивые. Недаром народные пословицы гласят.
Пословицы :
1. Человек без друзей, что дерево без корней.
2. Ссора до добра не доводит .
3. Друзья познаются в беде.
4. Помогай другу везде, не оставляй его в беде.
5. Добрые слова дороже богатства.
Воспитатель : А теперь проверим, как вы запомнили законы вежливости . Поиграем в игру "Вежливо - невежливо ".Послушайте правила игры : если я читаю о хорошем поступке поднимаете зеленый кружочек, если плохой - красный. Начнём!
Игра "Вежливо - невежливо ".
1. Никогда не делись игрушками.
2. Не помогай взрослым.
3. Всегда говори «спасибо» .
4. Всегда ходи грязным и не причесанным.
5. Решай все споры только кулаками.
6. Здоровайся при встрече.
А cейчас послушайте стихотворения о вежливых словах .
Стихотворение «Вежливые слова » В. Лиходеда
1. У ворот щенок лежал, дачный домик охранял.
Мимо кошка пробежала "здравствуйте" ему сказала.
2. Утром заяц сел на пень и сказал всем "добрый день !
«С добрым утром , милый мой» ,-ухнул филин за спиной.
3. Пчелы мишку угощали : в бочку меда наливали.
Мишка пчел благодарил, им "спасибо" говорил.
4. Белка с ежиком играла, вечером ему сказала :
«До свиданья! мне пора. Завтра встретимся с утра»
Воспитатель : Посмотрите, какая чудесная коробочка. Интересно, что же в ней? Давайте, посмотрим? (В коробке картинки) . Здесь картинки и цветы : веселые и сердитые. Давайте покажем, какое выражение лица здесь нарисовано. (Дети «улыбаются» и «сердятся» )
Сейчас я каждому дам картинку, вы посмотрите и подумаете, хороший это поступок или плохой. Картинку с хорошим поступком вы положите к цветочку…. какому? (веселому, доброму ) А с плохим поступком? (сердитому) . Договорились? Не забывайте объяснять свой выбор.
Дети получают картинки с изображениями хороших и плохих поступков, помещают их к соответствующим цветочкам и объясняют свой выбор.
Игра «Хорошо-плохо»
Воспитатель : Понравилось вам путешествие? Всем нам хочется, чтобы вы выросли вежливыми , добрыми , неравнодушными детьми, чтобы о правилах этикета не забывали. Давайте закончим наше путешествие песней «Если добрый ты »
Песня «Если добрый ты »
1. Дождик босиком по земле прошел,
Клены по плечам хлопал…
Если ясный день, это хорошо,
А когда наоборот - плохо.
2. Слышно, как звенят в небе высоко
Солнечных лучей струны?
Если добрый ты , то всегда легко,
А когда наоборот - трудно.
Рассыпая смех звучно…
Если песни петь, с ними веселей,
А когда наоборот - скучно!