Лия Ахеджакова: Людей хороших в России очень много. "Ты сдохнешь не своей смертью". Лия Ахеджакова в России получает письма с угрозами

Народная артистка России Лия Ахеджакова , которая сыграла в нескольких фильмах Серебренникова, рассказала в интервью Тихону Дзядко, как весь этот год поддерживала режиссера, почему уверена, что дело «Седьмой студии» сфабриковано, и что это уголовное преследование значит для всего театрального сообщества.

Дело сфабриковано, и это очевидно. Не надо много посещать суды. Это совершенно банальная вещь, которую я вижу во всех сериалах на НТВ. У меня сейчас отпуск, и я смотрю всю эту муру. Тем не менее в каждом сериале кто-то заказал, а кто-то исполняет этот заказ. Заказывают повыше, а исполняют чуть-чуть ниже. Исполнители еще ниже стоят. Это абсолютная неправда в каждый свой момент. Сейчас выяснилось, что эти подсудимые пять человек знакомятся с материалами дела. Это такое количество там напухло, где они только это брали. Сейчас я говорила с адвокатом Малобродского, и вдруг при подробном рассмотрении выясняется, что протоколы допроса подсудимых не совпадают с материалами дела. В протоколах допроса написано другое.

Я тоже по радио слышала и сейчас проверила у [адвоката Алексея Малобродского] Ксюши Карпинской. Слава богу, наркотики не подложили, как Оюбу Титиеву. Слава богу, не нашлась какая-нибудь девочка Наташа, которую привернули бы, как Дмитриеву, опозорили и унизили перед нашим народом, который не очень вдается, кто, где, когда и что. Могут поверить и что наркоман, и что педофил, и что вор, и что хотите. Есть огромная часть нашего населения, которая подвержена этой пропаганде. Тому, что выдают наверх.

Экс-директор «Гоголь-центра» Алексей Малобродский в Басманном суде
Фотография:

Сергей Ведяшкин / Агентство «Москва»

«Товарищи! Граждане! Смотрите, у нас Дмитриев, величайший историк, краевед, который открыл столько имен, - педофил. Замечательный правозащитник Оюб Титиев - у нас наркоман. А вот один из самых интересных реформаторов нашего русского театра, молодой и полный сил трудоголик с колоссальной работоспособностью Кирилл Серебренников у нас вор, товарищи». Есть люди, которые в это верят.

Теперь дальше выясняется: почему домашний арест? Прошлый день рождения Кирилла, кажется, шестого или седьмого сентября, в сентябре будет год, а дело закончится еще позже. Тогда было заявление чудовищной бухгалтерши Масляевой о том, что за ее дочками следят Алексей Малобродский и Кирилл Серебренников. Два интеллигента, образованных интеллектуала. Она еще ответит за то, что доносила, провокаторша.

У меня был шок. Я была и на суде Ходорковского, и по Болотной. Тут пришла на суд, и главное мое впечатление, что эти две девочки, которые оказались прокурором и следователем, никогда не были в театре. Это очевидно. Я вижу, что судья, может, в детстве в ТЮЗе и была, я не знаю, но эти люди не знают настоящего театра. Сказать, что не было «Сна в летнюю ночь», не поставил и украл деньги. Человек, который любит и знает театр, не может так позорно, ничтожно, мерзко провоцировать. Спектакль шел и идет.

«Не воруй», наркотики - что угодно можно сказать. Эта мерзость все равно никогда не пристанет к этим людям: ни к [директору РАМТ] Соне Апфельбаум, ни к [продюсеру Юрию] Итину, ни к Малобродскому. Сейчас очень модно говорить об интеллигенции в уничижительных тонах. Прошли те времена, когда интеллигенция была духовной защитой России. Сейчас считается, что это какие-то либерасты. Вот эта мерзость прилипает и говорит об очень плохих временах.

Меня совершенно потрясают люди, которые работают в «Гоголь-центре». Они сохранили театр. Представляете, Тихон, я же подписывала дипломы тем актерам, которые были единственным актерским курсом во МХАТе под руководством Кирилла. Это были мальчики и девочки. Когда сейчас я прихожу на эти спектакли, я вижу, как возмужали эти люди, как они оформились по-человечески и повзрослели. Какими матерыми актерами они стали. Как они сохраняют спектакли.

Режиссер Кирилл Серебренников и актриса Лия Ахеджакова в суде
Фотография:

Alexander Zemlianichenko / AP

Последнее время я была на якобы незаконченных его «Маленьких трагедиях» Пушкина. Я была на «Кафке», это такой сложный спектакль. Я думаю, каждый раз, когда он должен идти, его надо репетировать, проверять. Я не знаю, как они работают. Ни одной накладки. Для меня самое главное, что они сохраняют смыслы творчества Кирилла. Я не была на «Нуриеве», но то, что мне рассказала Чурикова, то, что мне рассказывают люди, которые попали на этот спектакль, это очень важное явление в русском театре. И что? Люди, которые его судят, идут похлопать и посмотреть, что там такое. В то же время меня попросил Кирилл, и я снимаюсь в этом фильме «Лето», который не был закончен. Его заканчивают те люди, которые работали с Кириллом.

Я не могу сказать «совместная работа», были три ночные съемки. Такие квартирники тех времен, которые, наверное, и сейчас где-то есть. Такого подъема уже нет. Тогда это было именно в Питере, там же был «Сайгон», там начинался настоящий русский рок. Просто мне позвонила Анечка Шалашова, на плечах которой весь «Гоголь-центр». Это такой товарищ для Кирилла. Юля Ауг, еще есть режиссеры, которые следят, выпускают новые спектакли. Идет работа на полную катушку.

Нет, это беспрецедентный случай. В моей жизни такого не было. Насколько я знаю историю нашего отечественного театра, такого не было никогда. Чтобы лидер был под домашним арестом, балет заканчивается в Большом театре, не в самодеятельном или маленьком провинциальном театре. Фильм заканчивается, друзья заканчиваются. Друзья по той матрице, которую предложил Кирилл, готовы и способны завершить его дело. Заканчивается спектакль в Штутгарте, закончились «Маленькие трагедии».

Скажите, а как вы понимаете движение в двух абсолютно разных направлениях - с одной стороны, бесконечные отказы во всех ходатайствах, просьбах защиты и прочем, что происходит в судах. С другой стороны, действительно, выходит «Нуриев». Почти вся политическая элита находится там. Выходит фильм «Лето» в широчайшем прокате по всей стране и собирает довольно хорошую кассу - на него ходят люди. В этом есть какой-то признак легкой или нелегкой шизофрении. Одна рука делает одно, а другая - другое.

Нет, рука другое не делает. Вообще, побеждает среда Кирилла. Та среда, в которой он возмужал и стал мощным режиссером, мощной личностью. То ли он себя окружил, то ли попал в эту среду, то ли сам ее сформировал. Среда мощной интеллигенции и деятелей культуры. Она оказывается сильнее провокации, пропаганды, ложных обвинений. Того, что с такой легкостью со своей дороги убирают ненужных людей любыми способами.

Я думаю, смыслы и текст спектаклей, которые делает Кирилл. Еще есть такая вещь - не высовываться. Среда, которая стоит за плечами Серебренникова, очень мощная. Я говорю «интеллигенция». Ведь папа кто? Папа - крупнейший профессор. Мы были со спектаклем Кирилла в Ростове, в котором я имела честь играть. До чего довели человека за этот год? Успела умереть мама, папе сделали страшную операцию. Меня попросил «Гоголь-центр» поздравить Семена Михайловича с его днем рождения, когда он лежал прикованным к больничной койке. Все это без сына, а это семья, где все поддерживают друг друга. Это интеллигенция, которой Россия всегда гордилась. Сейчас принято говорить, что это «гнилая интеллигенция». Не гнилая она, а очень мощная.

Я пессимист. Я вижу, куда все катится, что творится с этим делом Сенцова. Я вижу, что с Дмитриевым, когда приговор уже был отменен. Потом возвращают в еще худшем виде. Эта бабушка, которая засадила девочку в детский дом. Есть бабушка, и она свидетельствует против. Идет охота на волков, на очень мощные личности, которые не поют в общем хоре. Очень мощные индивидуальности со своим мировоззрением, человеческой порядочностью.

Идет охота на волков, и Кирилл - один из них, да и Соня Апфельбаум. Интеллигентный человек, умница, интеллектуал Леша Малобродский. Я была на суде, когда он был за решеткой, а остальные сидели в зале рядом с адвокатами. Он сидел за решеткой как наиболее ненадежный. Он уже лежал в больнице, сейчас под домашним арестом. Почему он не убегает в свой Израиль? Неужели, если за Кириллом запереть дверь его квартиры, он куда-то сбежит? Это не те люди, это другой народ, интеллигенция. Я не знаю, как еще объяснить. Я не очень разбираюсь в юридических терминах, но я видела, что те, кто судят, никогда в жизни не были в настоящем хорошем театре. Наверное, ни в каком не были.

Лия Ахеджакова.

Лия Меджидовна Ахеджакова (род. 9 июля 1938, Днепропетровск, СССР) - советская и российская актриса театра и кино. Заслуженная артистка РСФСР (1970), Народная артистка России (1994).

Имя этой актрисы невольно вызывает добрую улыбку, а перед глазами проходят ее необычные героини - трогательные, смешные, упрямые, этакие «железные кнопки», которых ничем не согнуть. В жизни актрисы тоже все происходило «вопреки».

Выросла в театральной семье в Майкопе. Отец Меджид Салехович Ахеджаков (15 мая 1914) был главным режиссёром, мать Юлия Александровна - актрисой Адыгейского драматического театра (1916-1990). Меджид Ахеджаков - не родной отец Лии, он удочерил Лию, когда ей было три года, в 1941 году, когда женился на её матери. В фильме «Старые клячи» Лия с отцом сыграли отца и дочь. В последние годы отец Лии ослеп. Мать Ахеджаковой Юлия Александровна (1916-1990) страдала открытой формой туберкулёза, умерла от рака в 1990 г.

Ахеджакова о маме: "Она где-то лет в двадцать семь решила помочь своему театру распространять билеты. Вот она в эту жару набегается как "борзая", придет, ведро холодной воды на себя выльет - и опять в театр. И сначала воспаление легких, потом еще воспаление легких, а потом и туберкулез. А лежать нельзя, надо работать, и болезнь запустили.Какая же это актерская самоотверженность - в жару, в корсете, в парике, с наклеенными ресницами терзать себе душу в течение двух-трех часов, а потом за кулисами кашлять кровью. Бабушка умерла, а она в этот день играла Сюзанну из "Женитьбы Фигаро": нельзя было отменить спектакль. Когда мама умерла, я тоже играла…"

Из воспоминаний отца актрисы- " Мы с женой дома просто умирали. И вдруг к нам приходят люди, принесли какой-то ящик, спрашивают, где наша дочь. Дождались Лию из школы. Говорят ей, что ее письмо Сталину дошло, и Иосиф Виссарионович прислал препарат против туберкулеза, который невозможно было достать. Мы и не знали, что Лия написала про нас Сталину! Она вообще отличается незаурядным мышлением и нестандартными поступками... Очень целеустремленная. Я объяснял ей, что с ее внешностью она будет играть только травести и ей придется очень тяжело в профессии. Но Лия была настроена решительно. И тогда я ей сказал: «Будет сложно, не ПИЩИ!» И она эти слова до сих пор мне припоминает. Никогда не жалуется на судьбу, не пищит, хотя натерпелась».

Школу Лия закончила с золотой медалью. В первый раз Лия приехала в Москву, чтобы стать журналистом. Однако, как она сама вспоминает, распсиховалась на собеседовании, от волнения забыла даже собственное имя и в МГУ не попала. Тогда она решила поступить в Московский институт цветных металлов и золота, где проучилась полтора года. Там же она приобщилась к художественной самодеятельности. Это ей нравилось больше чем учеба в институте. В конце концов, Лия решила все бросить и уехать обратно в Майкоп. Второе покорение Москвы произошло чуть позже. На этот раз Ахеджакова избрала актерскую профессию - поступила в ГИТИС, который окончила в 1962 г.

Театральная карьера Ахеджаковой началась с роли... поросенка в спектакле Театра юного зрителя. «Я играла эту роль третьим составом, пока исполнительница роли Наф-Нафа была беременной. Потом переиграла всех трех поросят, пока все актрисы рожали. Кого я только не играла! Даже Ноги курицы, когда мы с подругой изображали избушку Бабы Яги», - вспоминала актриса. Конечно, это были крохи, хотя были и пpeлестные вещи, которые актер должен в своей жизни сыграть. Например, ослик Иа-Иа, в "Винни Пухе".

В МТЮЗе познакомилась с первым мужем - актером Валерием Носиком. Но жизнь с ним не сложилась - Носик стал выпивать, потом завел роман на съемках с актрисой Терниковой. И Лия ушла от мужа, оставив ему квартиру, купленную на деньги своего отца.

В 1977 г Ахеджакова круто изменила свою судьбу - начала играть в театре "Современник". Встреча и работа с главным режиссером Галиной Волчек позволили актрисе расширить ее сценический репертуар, подняться на высший уровень и стать одной из ведущих московских актрис. Правда, своих ролей актрисе пришлось ждать достаточно долго. Но тут в ее судьбу вмешался случай. Режиссер Роман Виктюк поставил для нее "Коломбину". Эта роль и переменила ее судьбу.

С 1973 года Ахеджакова начала сниматься в кино в эпизодических ролях. Всенародная любовь пришла к актрисе после съемок в фильмах Эльдара Рязанова. Ему удалось раскрыть специфическое дарование Ахеджаковой. Уже первая роль - Тани в телефильме "Ирония судьбы, или С легким паром!" - была замечена критиками и зрителями. В ней проявилась склонность актрисы к гротеску и трагикомедии. За внешне незатейливой ролью явно комического характера не так-то просто разглядеть внутреннее одиночество и неустроенную судьбу героини.

Потом была секретарша Верочка в "Служебном романе" (1977), где Ахеджакова показала, что любая женщина может быть красавицей. Созданный актрисой образ энергичной, всеведущей секретарши контрастировал с теми ролями, которые были созданы до этой картины.

В фильме "Гараж" (1979) Рязанов заставил Ахеджакову показать, что она не только характерная комедийная актриса, но еще обладает и незаурядным драматическим дарованием.

Этот ее талант проявился и в трагикомедии Рязанова "Небеса обетованные" (1991), где она сыграла нищенку-интеллигентку Фиму. За эту роль Ахеджакова получила "Нику 91" в номинации за лучшую женскую роль второго плана.

Мало кто знает про второй брак актрисы с художником-графиком Борисом Кочейшвили. Этот союз тоже не принес счастья.

«В их паре она была лидером, - говорит отец Ахеджаковой. - Она участвовала в его судьбе. За себя никогда не просила, а ради Бориса впервые пошла к работнику МИДа и добилась, чтобы его картины отправили за границу и выставили в художественном салоне Голландии и в Париже. После этого его начали активно покупать. Она старалась ему помогать. И при этом на ней был дом, готовка. Но он не ценил. Правда, Лию трудно подавить. Однажды мы поехали в лес. Борис чего-то бурчал про Лию. Я ему: «Ты не мне, а ей говори об этом!» И вдруг он повернулся ко мне: «А вы думаете, с ней легко разговаривать?! Попробуй что-то скажи!»

Она зарабатывала больше него. Но, когда он стал продавать картины, почувствовал себя при деньгах. И, может быть, это повлияло на их разрыв. Дочь меня берегла. Не сразу рассказала, что они расстались. Я как-то ее спросил, почему Борис к нам не заходит. Она мне: «А Бориса нет. Папа, я его вычеркнула из своей жизни. Не будем на эту тему разговаривать». Сказала, что в один день все решила. Не стала ни тянуть, ни объясняться. Он тогда получил мастерскую. Она собрала его вещи, отвезла в мастерскую и попросила больше в нашей жизни не появляться. Видимо, он ее очень сильно обидел. Для нее это больная тема. Разрыв с мужем к тому же совпал с периодом смертельной болезни ее мамы».

После двух неудачных браков Ахеджакова думала больше не выходить замуж. И больше десяти лет жила одна. Однако в 2001 году в 63 года (!) к удивлению многих пошла под венец! С третьим по счету супругом познакомилась на одной вечеринке. Владимир Персиянинов - фоторепортер. Владимир и сейчас занят фотовыставками, но основная его забота - жена.

Фактически он стал ее личным агентом, менеджером и внимательным помощником в ее многочисленных общественных делах. Он наконец смог дать актрисе то, о чем она давно мечтала, - уют в доме, гармонию, ощущение защищенности.

Рядом с Владимиром Ахеджакова расцвела, похорошела и помолодела. Выглядит она великолепно: глаза горят, энергична, подтянута, живет просто в бешеном темпе: съемки в кино, спектакли в театре, поездки с антрепризой по стране.

А она еще сама водит машину. Ее приятельница Нина Дорошина называет Лию «железной водительницей» - настолько та уверенно чувствует себя на дороге, любит менять марки машин.

И не устает всем помогать - к ней обращаются, когда нужно достать лекарство, подсобить с квартирой, больницей и многим другим. Рассказывают, помогает от заслуженных артисток до монахинь! И всегда в гуще событий. Всегда - как моторчик. Весела, бодра, иронична, язвительна. Стала страстной дачницей. Выращивает в саду цветы, овощи. На даче с подругой Аллой Будницкой приютили кучу собак. А по выходным Лия и Алла готовят вкусные яства и с друзьями устраивают посиделки «для души».

На гастролях в Австралии произошел необычный случай. Ахеджакову пригласил потанцевать в кафе молодой человек из русской диаспоры. Во время танца он весь трясся, у него были мокрые руки. «Чего вы волнуетесь? Вы же красивый молодой человек?!.», - «Вы знаете, у меня такое ощущение, что я танцую с родиной!»

«Все, о чем я мечтала, не сбылось, но то, о чем даже не думала, получилось», - призналась актриса, добавив, что считает себя при этом «вполне состоявшимся человеком».

Звезда дала откровенное интервью.

Известная актриса Лия Ахеджакова никогда не скрывала, что . Впрочем, мыслей об эмиграции из России не допускает.

Об этом, а также – о полученных угрозах звезда рассказала в интервью "Радио Свобода".

"Я намертво связана с русским языком. И – все, на этом кончено. Иногда я встречаю русских актеров, сумевших преодолеть это страшное препятствие. Но я не столь талантлива, чтобы блестяще выучить язык на старости лет. Петь я не могу, танцевать, увы, тоже. Я на такое не способна. Во-первых, для меня важен привычный московский круг общения. Без него не могу. Во-вторых, мне здесь страшно, но очень интересно. Я не отношусь к людям, способным видеть вокруг себя только черное", - признается она.

Лия Меджидовна заявляет, что, в России есть города, отказывающиеся принять спектакли, где она занята.

Читайте также:

"Боятся, отказывают в аренде зала. К примеру, я очень опасалась ехать в Тюмень. Да, в Тюмени были листовки, порхавшие по всему фойе. Люди, пришедшие на спектакль, их в урны выбрасывали. Одну из них я сохранила. Что там было написано?! "Русофобка, ненавидит русский народ, 5-я колонна, они хотят Майдана, оранжевая революция", словом, какая-то непроходимая чушь! Весь набор про "печеньки от ЦРУ"", - подчеркивает она.

УНИАН
Лия Ахеджакова

От имени звезды создают фейковые аккаунты в Twitter, а недавно – взломали ее сайт, где актриса общалась на тему культуры.

"Недавно мне начали звонить друзья со всего мира, узнавшие через ФБ, что якобы я умираю с инсультом в московской городской больнице №2", - рассказала звезда о распространении фейковых новостей о себе, добавляя, что она уже "стреляная".

Читайте также:

При этом, Лия Ахеджакова подчеркивает "жертв пропаганды" не вживую не видела.

"Я не знаю, вижу их только по телевизору. Клянусь! А в жизни – ни разу. Может быть, когда-нибудь встречу, и это станет последним днем в моей жизни. Вот письма пишут: "Ты сдохнешь не своей смертью, в грязном подъезде!" А в конце письма стоит крест", - шокирует рассказом легендарная актриса.

В разговоре об Ахеджаковой, особенно юбилейном, всегда есть соблазн некоторого сюсюкающего умиления, и мы от него хотели бы предостеречь.

Ахеджакова - явление сложное, тонкое, она себе на уме. Очень легко отождествить ее с Малаевой из «Гаража» или с девочкой-травести, в качестве которой она впервые прославилась. И еще легче купиться на ее превосходно выстроенную манеру разговаривать с гостями - чудачество, забывчивость, хлопотливость.

Она прошла через травлю, у нее не самая легкая актерская биография, она все за всеми замечает, автоматически изображает всех, о ком говорит, и лучше с ней не расслабляться. Потому что, как только вы себе позволите снисходительность или умиление, она осадит вас резко, как умеют только очень наблюдательные и трезвые люди. Театральный мир вообще не для слабаков. Так что меньше умиления, больше внимания. И никаких вопросов про Путина, Мединского и прочих - о них ее и так спрашивают в каждом интервью. Поговорим лучше о самой Ахеджаковой.

«Фанатизм всегда пахнет фашизмом»

У вас же последняя госнаграда датируется 2006 годом - «За заслуги перед Отечеством» IV степени. И больше наград не было, хотя заслуги-то есть.

Бог с ним. Глупо обижаться, что не сыпятся награды к юбилеям, тем более что сегодня можно быть обласканным орденами только при симпатии к власти, а я не проявляю особой любви к некоторым «избранникам народа».

Грустно, что ни одна моя работа на сцене не была отмечена театральной общественностью. Кинематографисты как-то отмечали мои роли - и у Рязанова, и у Серебренникова. Хотя дом мой - театр. И тут уж полная взаимность. И театр меня любит, и я бесконечно люблю его генетически: мои мама и папа - люди театра.

Один только раз вдруг пронеслась новость: нас с Богданом Ступкой награждают за «Старосветскую любовь»! Пульхерия Ивановна, моя дорогая, принесла мне такую радость - «Турандот»! И когда я уже выходила разнаряженная из дома, волнуясь, с дрожащими руками и ногами (вместе с Бодей мы получаем «Турандот»! Ура!), мне позвонили. И сказали, что произошла ошибка. Поскольку спектакль антрепризный, за него, мол, ничего не положено… Но Богдана не оскорбили, дали награду «За вклад в русский театр». Хотя он такой замечательный артист, что ему награда ни прибавит ни убавит. Слава Богу, этот спектакль, который сделал Валерий Фокин на радость артистам и зрителям, был в моей жизни, пока жив был мой чудесный партнер, сын Украины Богдан Ступка!

- Вы с Петрушевской отметили юбилей почти одновременно…

Петрушевская сыграла огромную роль в моей актерской судьбе. К моменту появления ее в драматургии и Романа Виктюка в «Современнике» я от ролей мальчиков, девочек, зайчиков и «куриных ног», которые носили избушку Бабы-яги (это еще в ТЮЗе), плавно перешла к старушкам.

«Квартира Коломбины» - это мое «крещение» театром нового поколения. Тогда два знамения пронеслись: Кира Муратова (в кино на Одесской студии) и Петрушевская (в «Современнике» и Ленкоме, в последнем ставили «Трех девушек в голубом»). Я - в «Современнике», а моя подруга Инна Чурикова - в Ленкоме. Муратова и Петрушевская чем-то казались мне похожими: мощная харизма, жесткость и бескомпромиссность. Потом уже в моей жизни на миг появился Лёша Герман - такой же «правдоруб», нетерпимый и тоже огромный талант. Может, я ошибаюсь, но считаю: эти люди определили целую эпоху в театре и в кино.

И вот снова такие же кодовые люди в искусстве: Могучий, Лозница, Серебренников - осветили мою жизнь своей дружбой, участием и новыми важными для меня смыслами, ради которых стоит заниматься нашей профессией. Мы на днях должны были идти смотреть «Донбасс» Лозницы в «Гараже»...

Спасибо друзьям: мне прислали ссылку, и мы дома посмотрели этот потрясающий фильм. Счастлива за него - что сделал вовремя, именно сейчас нужен этот фильм. И его, конечно, не в Каннах нужно показывать, а в Уренгое, Нижневартовске, Екатеринбурге, Ростове, Воронеже...

- А Рязанов? Он ведь был отнюдь не просто комедиограф.

Мой друг, мой учитель Эльдар Александрович - самое важное, что было в моей актерской жизни. Это он заразил меня своей нетерпимостью к жестокости, извращению кровавой истории и нежностью к «маленькому» человеку.

Эльдар Александрович был очень серьезной личностью, оказавшей на меня колоссальное влияние. А последние годы мы уже дружили, созванивались, вместе подписывали письма... Как-то у нас сошлось все в итоге. Однажды он сказал мне фразу, которую я запомнила на всю жизнь: «Ненавижу фанатизм ни с той стороны, ни с другой. Фанатизм всегда пахнет фашизмом». А сегодня в обществе, к сожалению, слишком много агрессии, граничащей с фанатизмом.

«Хожу на суд над Серебренниковым, чтобы не быть идиоткой»

- Вы знаете, за что сидит под домашним арестом Серебренников?

Не знаю.

- Вы же ходите на заседания суда.

Ходила, чтобы не быть идиоткой и не узнавать всё из ТВ. «Гоголь-центр» Серебренникова - один из лучших театров Москвы. Смотрю там все спектакли. Видела, как они сами довели до ума «Маленькие трагедии». Последнее - «Пир во время чумы»… Мы с Аллой Покровской плакали: это пророчество про нас, старых актеров, не нужных театру. Чума на нас. Кирилл еще когда-нибудь прикоснется к этому спектаклю с учетом своей трагедии.

- Давно испытывали культурный шок?

Вчера. «Благодаря» тому, что нигде нельзя посмотреть, пришлось опять-таки воспользоваться ссылкой в интернете на фильм «Знаешь, мама, где я был?» Резо Габриадзе. Картина про детство в Кутаиси, про бабушку, про непреклонного дедушку, про пленного немца, про туалет на улице как знак бедности, традиции, детства.

Я позвонила Резо и сказала: «Ты всех нас влюбил в свою Грузию. Когда звучала грузинская музыка и шла нарисованная бабушка, а дедушка крушил туалет, сделанный немцем, я плакала». Премьера фильма была в Питере - и все заглохло. Мы сейчас с Грузией вроде уже не в таких плохих отношениях, как раньше? Так покажите людям шедевр!

- Вы очень добры в оценках.

Мне Сергей Женовач как-то сказал, когда восторгалась его спектаклем «Москва - Петушки»: «Вы перехваливаете». На что я ему ответила: «Сережа, я так люблю любить... Вы дали мне эту возможность. Спасибо!»

«Люблю Крым, но это не оправдывает воровство»

- Вам не тошно, когда вас начинают травить по любому поводу?

Интернет ко мне безжалостен, иногда даже приходится обращаться к адвокату Саркису Дарбиняну. Такое впечатление, что против меня ведется целая кампания: столько лжи, черной ненависти, 3 фальшивых твиттера, обвинения в экстремизме. Даже семью мою - маму, папу - не оставили без вранья и злобы.

Мы приехали в Тюмень со спектаклем - меня оскорбляли по местному ТВ, разбрасывали листовки по всему залу и в фойе. Там было написано, что я «русофобка», «подруга мамы Надежды Савченко». А я вообще ни с Надей, ни с ее мамой не знакома.

Теперь я - «террористка» по отношению к Крыму. Правда, я «террорист» в компании наиболее уважаемых представителей нашей культуры. Мы - «враги народа» и, главное, «террористы». Но такая компания чу́дная - честь для меня.

Я пришла к ней, когда были жуткие лесные пожары. Лиза собирала вещи для погорельцев. Принесла ей все, что было. Она сказала: нужны помпы и грузовик. Я достала грузовик, стали перезваниваться. Однажды прихожу к ней - там масса волонтеров, какой-то мальчик-аутист, у которого она проверяла уроки. Там с Лизой сидела легендарный журналист Лена Масюк, мы так чудесно втроем говорили, смеялись...

Лиза занималась паллиативной медициной, пробивала строительство хосписа, кажется, в Екатеринбурге, кормила бомжей у Павелецкого вокзала, лечила их… С ней было очень легко и уютно. Потом я узнала, что она везет в Москву больных детей, оказавшихся в черте войны на Украине. А потом… Кто же придумал послать ее в Сирию в этом проклятом самолете?! После Лизы у меня осталось острое чувство огромной потери.

- У Лизы, видимо, не было выбора, пришлось лететь. А у Хаматовой, по-вашему, тоже не было выхода - агитировать?

Она не агитировала - она приняла решение, чувствуя огромную ответственность за больных детей. За онкобольных. И она должна сделать все, чтобы было на что их лечить, привлекать лучших врачей, приобретать самую совершенную медицинскую технику. И не допустить подлые грязные руки, которые будут наказывать фонд (а в конечном итоге - детей) за непослушание, невнимание, оппозиционность, охлаждение и т.д.

Мне поручили больную девочку, к которой после излечения вернулся рак. Она была такая влюбленная в театр, в актерский мир… Умерла. Звоню ее маме Гуле, предлагаю деньги на похороны. «Спасибо, - ответила она. - Нас фонд хоронит».

И еще. Чулпаша - актриса милостью Божьей, как говорится. Талант требует реализации, а это уже не в остатке, а главное! Мы все в долгу перед ней, перед Чулпан.

«Хороших людей очень много»

- Можете вы вспомнить момент абсолютного счастья?

Их много было. Например, общение с Анатолием Васильевичем Эфросом. Мы с моей подругой Инной Чуриковой были ужасно влюблены в него. Наше поклонничество достигло высшей фазы, когда я снялась у Эфроса в «Тане» на ТВ. Помню, после «Отелло» Анатолий Васильевич развозил нас с Инной по домам. Он тогда купил машину и научился водить. Мы, счастливые, обсуждали с ним спектакль. Кажется, тогда Эфрос сказал: «Есть артисты-клоуны, а есть артисты исповедальные. Им не надо все время меняться, они исповедуются». И главное: «В трагедии не надо орать. Трагедия - вещь тихая».

Именно Анатолий Васильевич посоветовал мне пойти в «Современник» к Волчек (мне уже было 37 лет): «Там вам будет хорошо». Не всегда было так уж хорошо, но я сыграла здесь очень важные для меня спектакли и роли. И до сих пор я играю в спектаклях Галины Борисовны, чудесных, лучших ее работах. Ее спектакль «Крутой маршрут» - на все времена! Это страшное лицо (если лицо) России. То, что она дала возможность высказаться на тему сталинских лагерей всем актрисам театра - очень важно. Сейчас, через столько лет, спектакль опять актуален как никогда. Тема русской тюрьмы, пыток врывается в нашу жизнь. Как говорил Виктор Черномырдин, «никогда такого не было, и вот опять»…

Посмотрите, что происходит с историком, открывшим тысячи имен расстрелянных людей, исследователем жертв Большого террора : терзают, унижают, мучают... именем закона, именем России.

Боюсь, ничего хорошего. Пока в Донбассе стреляют, пока гибнут люди, ничего хорошего не будет. Сенцов очень плох. Теперь, если и захотят обменять, уже стремно. Могут припоздниться. Он погибает не за себя - за други своя, за Украину.

- Как получилось, что вы стали правозащитницей?

Да я не правозащитница! Просто раз позвонили и спросили мнение, два позвонили - и как-то так пошло, что ко мне стали регулярно обращаться те порядочные, честные, умные СМИ, которые еще остались. Так я себе репутацию и «испортила». Стала «врагом народа» и «русофобом».

- Вы не стали хуже думать про народ?

Да что вы?! Я объездила всю Россию. Посмотрела чудный фильм «Как Витька Чеснок вез Лёху Штыря в дом инвалидов» - вот всё понимаю, знаю этих людей - Лёху с Витькой, но люблю.

Сейчас вся оппозиционность убита напрочь. Митинги не работают. Подписи мировых имен, деятелей культуры - всё прахом. Но людей хороших в России очень много. Бывает: маленький город, театрик без ремонта лет 60, пол проваливается, а зритель - намоленный, воспитанный, чувствует каждую метафору, сечет все смыслы. И очень сердечный. Такое удовольствие играть для них, играть на разрыв аорты, благо партнеры подобрались превосходные (мы в последнее время возим с продюсером Ефимом Спектором спектакль по пьесе Люси Улицкой «Мой внук Вениамин», поставленный Марфой Горвиц). Разговаривать в поезде Уренгой - Нижневартовск с проводницами - счастье. На каждом шагу по всему Уралу, Сибири, в Благовещенске, во Владивостоке - люди, которые благодарят за эту гражданскую позицию, хотят поговорить, поддержать, присоединиться. Умные, скромные, простые и образованные люди. Это «другая» страна, не телевизионная.

- А где же тогда многочисленные сторонники власти?

Я их не видела. Но они в каком-то диком количестве живут в телевизоре.

Материал вышел в издании «Собеседник» №29-2018.

Сейчас Лие Ахеджаковой 79 лет. За свою долгую жизнь она подарила миру много прекрасных ролей, которые станут наследием для следующих поколений ценителей хорошего кинематографа.

Чего только стоит образ секретарши из «Служебного романа», подруги Наденьки из «Иронии судьбы», которая так душевно исполняла песню «Вагончики», Елены Павловны Малаевой из фильма «Гараж».



В жизни Лия Ахеджакова отличается от своих героинь. Она мало морализирует, философствует, не разводит сплетни, не обсуждает личное. Напротив, у актрисы очень волевой и жесткий характер. Расслабляется она, только когда говорит о творчестве.



И неудивительно. Лия росла в творческой семье. Ее отчим работал режиссером в Адыгейском драматическом театре, а мама была там же актрисой. Но по стопам родителей Лия пошла не сразу. Сначала она поступала на факультет журналистики, но не прошла по баллам. И чтобы не терять времени, пошла учиться в Московский институт цветных металлов и золота.


А потом гены взяли свое. Молодая девушка бросила всё и поступила в ГИТИС. Там сразу оценили ее неординарность и прирожденный профессионализм.


По окончании вуза девушка работала в ТЮЗе, театре «Современник», частной антрепризе. Но настоящее признание к ней пришло после съемок в фильмах Эльдара Рязанова. Тогда актриса проснулась знаменитой. За роль Фимы в «Небесах обетованных» она получила премию «Ника».


Первым мужем Ахеджаковой был актер Малого театра Валерий Носик. С ним она прожила недолго, но после расставания всегда с теплотой отзывалась о нём, как и он о бывшей супруге.



Потом был брак с художником Борисом Кочейшвили. Мужчина долго добивался внимания Ахеджаковой, писал ее портреты, дарил цветы. Когда они сошлись, то, по мнению художника, сказка должна была продолжаться, а по мнению актрисы — нужно было выполнять обязательства друг перед другом. У Ахеджаковой заболела мать, а супруг ей помогать в быту в это трудное время отказался.


Он считал, что приземленные дела не для творческих людей. Брак не выдержал испытаний.


И только в 63 года Ахеджакова нашла свое счастье. В 2001-м она вышла замуж за фотографа Владимира Персиянова и до сих пор с ним. Избранник актрисы моложе ее, но разница в возрасте не вносит дискомфорт в отношения пары.


Они редко появляются на публичных мероприятиях вместе, предпочитая наслаждаться семейным уютом наедине и вдали от чужих глаз. Ведь счастье любит тишину.


До сих пор Лия Ахеджакова продолжает сниматься. Последний фильм с ее участием под названием «Кроткая» вышел в прошлом году. А еще много времени она уделяет любимому хобби — выращиванию экзотических растений.


Бывает, нужно прожить целую жизнь, полвека с хвостиком, набраться опыта и только после этого получить вознаграждение за правильно усвоенные уроки. В любом случае сейчас актриса счастлива, и остается только порадоваться, что этот талантливый человек реализовал себя не только на сцене театра и в кино, но и в личной жизни.

Мне будет очень приятно, если ты поделишься этой статьей с друзьями.

  • Сергей Савенков

    какой то “куцый” обзор… как будто спешили куда то