Кто написал макбет. Чисто английская история. Макбет был примерным правителем

Имя этой женщины – как и многих шекспировских героев – давно стало нарицательным. К примеру, Лесков (не без иронии) назвал свой рассказ о купчихе, без колебаний отправившей на тот свет и свекра, и мужа, и малолетнего племянника – «Леди Макбет Мценского уезда»… словом, образ чрезвычайно непривлекательный (Дж.Верди, написавшей оперу по этой трагедии, даже требовал, чтобы роль леди Макбет исполняла певица с хриплым голосом и некрасивая). Что же это за женщина и насколько оправдана её дурная слава?

Вряд ли стоит пересказывать сюжет шекспировской пьесы – придётся ещё поискать человека, который бы его не знал… лучше вспомним, какое место занимает в нём наша героиня. Без преувеличения – место центральное. Сам Макбет – изначально вполне благородный герой, преданный королю, в его нравственном падении виноваты исключительно женщины (прямо не сюжет – а подарок женоненавистникам!). Сначала – ведьмы со своими предсказаниями, одно из которых тут же сбылось… кстати, никакой особой мистики в этом нет: из каких источников ведьмы могли получить информацию о «деле Кавдорского тана» и решении короля передать титул и владения казнённого изменника Макбету – можно только догадываться – но определённо могли (они ведь опередили королевского гонца с этой вестью всего на несколько минут), а дальше – чистой воды эффект Эдипа (предсказание, которое сбылось именно потому, что было сделано). Между прочим, этот эффект ведьмы с успехом используют и в дальнейшем: именно с их подачи Макбет делает своим врагом Макдуфа, «не рождённого женщиной», а о соответствующей детали ведьмы, в принципе, тоже могли быть в курсе (может, именно одна из них его матушку и «кесарила»).

Однако, даже предсказание ведьм не заставило бы нашего безупречного героя пойти на предательство и убийство, если б не настойчивая супруга, мечтающая стать королевой Шотландии (поневоле напрашивается вопрос – не она ли подговорила ведьм «обработать» мужа?). И вот тут-то выясняется, что Макбет – такой храбрый и несгибаемый на поле брани – дома до смерти боится своей жены. А уж она-то знает, как из мужа верёвки вить – тем более, что Макбет у неё не первый: она упоминает, что «детей вскормила грудью», Макдуф же впоследствии говорит о том, что Макбет бездетен – значит, у леди Макбет были дети от первого брака… Так вот, «раскрутить» мужчину (особенно такого безвольного) на что-нибудь очень легко:

Или твоя надежда

Была пьяна и вот теперь, проспавшись,

Зеленая и бледная, глядит

На прежний пыл? Твоя любовь, я вижу,

Во всем подобна ей. Иль ты боишься

Таким же быть в своих делах и в мощи,

Как и в желаньях? Ты владеть хотел бы

Тем, в чем ты видишь украшенье жизни,

Живя, как трус…

Словом, два «классических» приёма манипулирования, которыми сплошь и рядом пользуются дамы с древнейших времён и до наших дней: «Ты меня не любишь» и «Ты трус, ты тряпка». И подкаблучник сдаётся!

Леди же тем временем разработала просто идеальный план: и короля «убрать», и от себя подозрения отвести, а заодно устранить принцев от престолонаследия, «повесив» на них убийство (ведь идею подбросить им орудие убийства тоже подаёт Макбету она).

Но назвать героиню бессовестной всё же нельзя. Как говорят психиатры, «если совести нет – развивается истерия, если совесть есть – развивается невроз». У леди Макбет развивается именно невроз – точнее, обсессивно-компульсивный невроз (известный также как невроз навязчивых состояний): она блуждает по замку, силясь отмыть руки от «несмываемой» крови… Даже она – образец коварства и беспощадности – не может жить с таким грузом – и умирает, огласив замок ужасным криком. «Ей надлежало бы скончаться позже», – с досадой замечает Макбет, и его можно понять: этому безвольному человеку не выдержать всё то, что на него свалилось, без её «поддержки» (точнее – стимуляции).

Так представляет нам историю Шекспир. А было ли всё это на самом деле?

Да, можно сказать, что было: люди, выведенные в трагедии, действительно жили в Шотландии в XI в., и политическую обстановку той эпохи драматург представил верно. Прав был Шекспир и утверждая (точнее, намекая), что Макбет был вторым мужем леди Макбет… впрочем, что мы её всё по фамилии – история ведь сохранила её имя! Её звали Груох, а первым мужем её был Гиллекомган, мормаер (граф) Морея – в междоусобице за владение этим графством он и погиб. Несчастной вдове вместе с сыном удалось спастись и найти приют у родственника мужа Маелбеты (которого мы сейчас и знаем как Макбета), впоследствии она стала его женой.

Напоминали ли их отношения те, которые представляет нам английский драматург? Мы этого не знаем – исторические хроники ведь не сохраняют разговоров на супружеском ложе. Но если она и подстрекала мужа к каким-то действиям против короля – не стоит судить её строго: во-первых, покойный король Малькольм II, а значит – и его внук Дункан I – был её кровным врагом (и причина была серьёзная: убийство брата); во-вторых… подобные мысли тогда посещали многих.

Дело в том, что король Дункан I не очень-то напоминал того мудрого и благородного государя, которого рисует нам Шекспир: в действительности это был порывистый и недалёкий человек. Он и к власти-то пришёл весьма сомнительным способом (смертельно ранив в сражении собственного деда), и правителем (равно как и полководцем) был на редкость бездарным: потерпел поражение в Англии, куда вторгся вопреки советам военачальников, и постоянным набегам оркнейского ярла Торфинна ничего противопоставить не смог. Неудивительно, что дело кончилось мятежом, который действительно возглавил Макбет – и не один, а вместе с Банко (тем самым Банко, который выведен в трагедии как его очередная невинная жертва).

Но если Груох и сыграла какую-то роль в этих событиях, то определённо ни к какому вероломству и предательству она мужа не подстрекала. Никакого тайного убийства под покровом ночи не было – было сражение, в котором Дункан погиб.

Макбет же стал королём, имея на это все права – и по своей собственной родословной, и по родословной жены. Правил он 17 лет, и – как утверждает хроника – «Все эти годы страна процветала». Прекратились набеги Торфинна Оркнейского, да и внутри страны новый король навёл порядок – настолько, что даже мог себе позволить надолго отлучиться из страны, совершив паломничество в Рим. Церковные источники называют его благотворителем Церкви – он первым среди шотландских королей удостоился такой характеристики.

Что касается Банко – к его гибели ни Макбет, ни его супруга тоже не имеют отношения: он погиб в бою с викингами.

В чём Шекспир не погрешил против истины, так это в том, что сыновья покойного Дункана действительно предпринимали попытки свергнуть Макбета, и их сторонником был тан Макдуф, а также граф Сиварт Нортумберлендский – и вторжение их в Шотландию действительно стоило Макбету жизни…

Груох до этого не дожила – она скончалась за три года до этих событий… хочется верить, что умерла она счастливой – ведь историческая леди Макбет представляется личностью гораздо более привлекательной, чем шекспировская героиня.

Как видим, не всегда искусство бывает прекраснее реальной жизни!

В некрологе на смерть Макбета его правление называют «плодородным периодом» (the fertile seasons); эта метафора у древних кельтов означала, что они не голодали.


Целая плеяда английских историков и политиков начала кампанию по реабилитации короля Макбета, утверждая, что его несправедливо очернил гениальный Вильям Шекспир

Через тысячу лет после рождения шотландского короля Макбета (Macbeth), имя которого стало символом несчастий и религиозных предрассудков, высоколобые островитяне предприняли попытку снять с него клеймо убийцы. Группа известных историков - во главе с Джоном Битти (John Beatty) из нью-йоркского City University, который спит и видит, чтобы объявить нынешний год «годом Макбета», - убедила 20 депутатов шотландского парламента начать кампанию за признание его исторических заслуг. Они твердо убеждены, что Шекспир создал неверное представление о нем как об амбициозном и беспощадном тиране, который к тому же находился "под каблуком" своей жены - пресловутой леди Макбет.

Реальный Макбет не был «убийцей-мясником и мужем злокозненной королевы», а был мудрым правителем процветающей объединенной Шотландии XI века. Кстати, он всячески способствовал распространению христианства. Шекспировская интерпретация образа Макбета – чистейшей воды художественный вымысел и не более, пишет Daily Telegraph.

Английские историки считают, что легенда о Макбете, которую использовал Шекспир в своей пьесе, была создана шотландскими бардами. Барды под патронажем клана, соперничающего с кланом Макбета, переврали деяния Макбета для того, чтобы бросить тень на весь его род. Так ли?

Считается, что эту трагедию Шекспир написал в 1606 г. Желая польстить тогдашнему королю Якову (любителю театра), драматург обратился за сюжетом к легендарной истории Шотландии. В трагедии автор сильно возвысил характер безвинно убитого Банко – предка правящего монарха из рода Стюартов. У Холиншеда Банко был одним из соучастников Макбета в цареубийстве. У Шекспира – он идеал человека, который верен долгу и друзьям, так что его высокие нравственные достоинства делали из него жупел для цареубийцы Макбета.

За отсутствием подлинных фактов, Шекспир пользуется полународными, полулитературными преданиями «старины глубокой». Он читает «Хроники» Холиншеда (Raphael Holinshed. Chronicles of England, Scotland and Ireland. 1577). Холиншед в свою очередь основывался на опусе Scotorum Historiae Гектора Боэция (в английском варианте - Бойса), которые были впервые напечатаны в Париже в 1526 году.

Макбет не убивал короля Дункана (King Duncan) во сне, как написано в пьесе. Он мог убить своего конкурента в борьбе за трон, но это произошло в 1040 году, в битве при Питгэвени (Pitgaveny), пишут нынешние разоблачители. В свою очередь Макбет был убит в сражение с сыном Дункана, Малкольмом, в 1057 году. А на самом деле? Хроника хранит молчание, где именно Макбет убил шотландского короля Дункана.

Со своей стороны поэт игнорирует такие факты: после этого Макбет хорошо правил страной долгих 17 лет и никто не попытался захватить его трон, пока Макбет совершал полугодовое паломничество в Рим. Это свидетельство того, что ситуация в его королевстве была стабильной и Макбет пользовался уважением подданных.

В некрологе на смерть Макбета его правление называют «плодородным периодом» (the fertile seasons); эта метафора у древних кельтов означала, что они не голодали. «Макбет довольно успешно правил страной, – говорит Тед Коуэн (Ted Cowan), профессор истории из Glasgo University. – Некоторые из древних шотландских кланов упоминали Макбета как последнего великого кельтского правителя Шотландии». Профессор Джеймс Фрейзер (James Fraser) из Edinburgh University, полагает, что не доказано, что Макбет был тираном, который правил королевством, где его ненавидели, как написано в пьесе.

Стоит ли джентльменам ломать копья? Ведь хорошо известно, писатель волен по своему усмотрению прибегать к «поэтической вольности». Вспомните знаменитый «гвоздь» Дюма-отца, на который он «вешал свои романы». Ришелье «Трех мушкетеров» - это совсем не выдающийся государственный муж Франции, которым он действительно был. Только безумному галлу взбредет в голову документально опровергать папашу Дюму. Впрочем, законодатели мод XIX века ревностно баюкают свой amour к «простой пастушке» из деревни Домреми.

По хронике жестокость Макбета против Макдуффа мотивирована тем, что последний, нарушая свой долг, начал сноситься с врагами короля. В трагедии Макдуфф всего-то отказался явиться на праздник. У Холиншеда Макбет лично идет с войском на непокорного вассала; в пьесе он расправляется с его невинной семьей при помощи киллеров. Шекспир, похоже, и сам запамятовал такое отступление от источника, и в конце IV акта Россе рассказывает Макдуффу о взятии его замка и об истреблении всех его вассалов, что, конечно, было невозможно для наемных убийц.

В заключение несколько слов, а точнее цитат. Август Вильгельм Шлегель в своих «Лекциях о драматическом искусстве и литературе» абсолютно уверен, что Шекспир хотел изобразить честолюбивого, но благородного мужа, который уступает дьявольским искусам; все преступления, на которые его толкает стремление обеспечить за собой плоды своего первого злодеяния, не могут стереть с его образа печати прирожденного героизма.

Ужасно видеть, как прежний смелый воин, прямо смотревший в лицо смерти, теперь, из страха перед загробной жизнью, цепляется за свое земное существование. И все же, несмотря на отвращение, которое нам внушают его злодеяния, мы не можем отказать ему в сочувствии. Шекспир хочет показать в своей драме, что борьба добра и зла в этом мире совершается по воле Провидения.

В 1840 г. в своем разборе комедии Грибоедова великий русский критик Белинский так определяет два главных характера этой трагедии: «Макбет Шекспира – злодей, но злодей с душою глубокою и могучею, отчего он, вместо отвращения, возбуждает участие: вы видите в нём человека, в котором заключалась такая же возможность победы, как и падения, и который, при другом направлении, мог бы быть другим человеком».

И второе: «Макбет» - одно из самых … чудовищных произведений Шекспира, где … отразилось … все варварство века, в котором он жил».

Насколько эти высказывания глубже, чем изыски господ от Истории. Ну что ж, продолжайте переписывать Библию, Шекспира и т. д. Флаг вам в руки!

Если попытаться провести объективную оценку узнаваемости пьес Уильяма Шекспира , то «Макбет» уступит позиции в случае с русскоязычными читателями и зрителями. Она не является частью школьной программы и не вызывает стойких ассоциаций, как те же «Гамлет» или «Отелло». Вместе с этим, после приобретения подарочного издания трагедий автора, лично я с большим вожделением ждал момента, когда, в порядке очередности оглавления, делая перерывы, дойду до истории знаменитого полководца. Спросите себя, сильно ли вы подвержены чужому, пускай и авторитетному мнению. Так вот в случае с Macbeth общество не давит с назидательной мыслью, что это произведение, которое должен знать каждый образованный человек. Тем не менее, я остался глубоко впечатлен этой небольшой по объему, но способной эмоционально поглотить, трагедией.

Уильям Шекспир известен, помимо прочих своих достоинств, умением интригующе заимствовать идеи из исторических событий и придавать своим героям черт реальных прототипов. В основу пьесы Макбет положена история шотландского короля, который жил и правил за шесть столетий до того, как актеры театра Глобус впервые разыграли на сцене драматическую эпопею. Даже из доступных источников, становится ясно, что автор, по своему обыкновению, не ставил целью следовать букве истории, сосредоточив внимание читателей и зрителей на содержании. Это тот случай художественной вольности, которая лишь придает рассказанной истории повод для эмоционального отклика. Хотя жизнь часто причудливей вымысла, сюжетная линия Шекспира едва ли может оставить равнодушным.

Неудивительно, что в Великобритании опера Macbeth до сих пор считается почти что вершиной театрального искусства. Чем прекрасна литература – возможностью воссоздавать в сознании целый мир, с его героями, окружением, обилием действия. Эта пьеса заставляет то и дело перебирать в голове разнообразие ярких образов, в том числе жестоких сражений. Не сказать, что Шекспир скрупулезно описывает все происходящее, но он предоставляет широкое поле для фантазии. Как я уже отмечал в отзывах на другие пьесы автора, он предоставляет очень гибкий творческий шаблон, который подстраивается, индивидуально, под каждого отдельного читателя или созерцателя. Увлекает сама мысль, что мир «Макбета« у меня и у вас, скажем, будет отличаться. После прочтения возникло стойкое желание познакомиться с самыми достойными экранизациями, которые есть на сегодняшний день и сходить на хорошую постановку в театр.


Действие трагедии происходит в Англии и Шотландии, в XI веке.

Пьеса начинается с беседы трех ведьм, они решают, когда встретятся снова и договариваются собраться, когда одна из сторон одержит победу в бою.

Военный лагерь близ Форреса. Дункан, шотландский король, слушает радостные известия от окровавленного сержанта Росса: отважный Макбет, кузен короля, разбил войска Макдональда и ирландцев, самого Макдональда он убил в единоборстве. Затем шотландская армия подверглась нападению Свенона, короля Норвегии, и его союзника Кавдорского тана, изменившего Дункану. Но Макбет снова победил врагов. Норвежцы должны заплатить большую контрибуцию, а Кавдорского тана Дункан приказывает казнить за измену и его титул передать Макбету.

Степь. Раскаты грома. Три ведьмы хвастают одна перед другой совершенными мерзостями. Появляются Макбет и Банко, они направляются в Форрес.

Ведьмы их ожидали. Они приветствуют Макбета трижды – как Гдамисского тана (этот титул он получил в наследство), потом как Кавдорского тана и затем как будущего короля. Банко не боится ведьм и просит ему тоже предсказать судьбу. Старухи трижды возглашают ему хвалу – он предок королей, но не король. Ведьмы исчезают, а Банко не придает значения их предсказанию. Появляются Росс и Ангус, посланцы короля. Они поздравляют Макбета с новым титулом и торопят полководцев скорее предстать перед Дунканом. Начинают сбываться предсказания ведьм. Банко не советует Макбету обращать на это внимание: злые духи часто таким способом заманивают людей к себе в сети. Но Макбет уже представил себя на троне, неожиданно его посетила мысль об убийстве великодушного Дункана, которое откроет ему путь к власти.

От этой мысли Макбету стало мерзко на душе, его начал одолевать страх.

В Форресе король со слезами радости на глазах встречает своих военачальников. Малькольму, своему старшему сыну, Дункан дарует титул принца Кемберлендского и называет его своим преемником на престоле. Также будут осыпаны почестями и остальные. Чтобы отличить Макбета особо, Дункан остановится в его замке в Инвернесе на ночь. Но Макбета такие почести не устраивают. Он разъярен, ведь на его пути к власти появилось еще одно препятствие – Малькольм. Макбет готов пойти на преступление.

Замок Макбета. Его жена читает послание от супруга. Ее восхищает предсказанная ему судьба. Она знает, что Макбет достоин трона, ему не занимать честолюбия, но вот решимости пойти на преступление ради власти ему точно недостает. Жена Макбета понимает, что он боится не самого зла, а того, что его придется совершить собственной рукой. Она готова ему помочь. Когда в замке появляется Макбет, опередивший королевский кортеж, у его жены уже готов план убийства короля. Она уверена, что Дункана нужно убить именно в ту ночь, которою он проведет в их замке.

Макбету не очень нравится план жены. Он не готов убивать короля, осыпавшего его милостями, в своем собственном замке. Макбет считает это страшным злодеянием и боится возмездия. Однако жажда власти его не покидает. Жена упрекает Макбета в трусости. Она все хорошо продумала: король устал с дороги и быстро уснет, а его свиту она опоит зельем и вином. Дункана нужно заколоть кинжалами его слуг, чтобы отвести подозрение от настоящих убийц.

Пир подходит к концу. Король осыпает подарками домашних Макбета, затем удаляется в спальню. Следом туда проникает Макбет и совершает убийство. Он настолько потрясен, что леди Макбет приходится самой заметать его следы. Она безжалостно насмехается над его чувствительностью, которая совсем не к месту. Слышен стук в ворота замка. Это пришел Макдуф, знатный шотландский вельможа, которому Дункан приказал явиться на рассвете. Макбет, уже переодетый в ночное платье, любезно провожает вельможу к королевским покоям. Макдуф видит страшную картину: Дункан зарезан, а его опьяненные слуги измазаны кровью хозяина. Макбет, якобы в приступе праведного гнева, убивает постельничих, не успевших опомниться. Все, кроме сыновей убитого, не сомневаются в виновности слуг. Юноши, Малькольм и Дональбайн, решают бежать подальше от замка Макбета, соответственно в Англию и к ирландцам. Побег заставляет всех заподозрить их в причастности к преступлению. Макбета избирают королем, он уезжает в Скон, чтобы принять там венец.

Королевский дворец в Форресе. Макбет и его супруга, облаченные в королевские одежды, любезно принимают у себя Банко. Сегодня вечером состоится королевский ужин, и Банко на нем – самый почетный гость. К сожалению, он должен уехать по важному делу и хорошо, если успеет вернуться к пиршеству. Макбет узнает, что Банко в поездке будет сопровождать его сын Флиенс. Банко удаляется. Макбет понимает, что смелый и одновременно с тем рассудительный Банко опасен для него. Но больше всего Макбету не нравится то, что согласно предсказанию ведьм, после него царствовать будут внуки Банко. Он не для этого запятнал себя страшным преступлением, от которого противен сам себе. До сих пор предсказания зловещих старух сбывались, но теперь бездетный Макбет намерен бороться с судьбой. Он нашел двух неудачников, которым внушил, что Банко виновен во всех их несчастьях. Они готовы к мести, а Макбет требует, чтобы они убили и Флиенса, сына Банко.

В парке около дворца убийцы напали на Банко и Флиенса, когда те шли на ужин к королю. Полководца они одолели, но его сын успел спастись, чтобы отомстить за отца в будущем.

Король любезно рассаживает своих приближенных за столом, уже наполнена круговая чаша. Неожиданно появляется один из убийц и сообщает королю о том, что Банко убит, но его сыну удалось сбежать. Макбет огорчен, он поворачивается к гостям, но его место уже занято. На нем сидит окровавленный призрак Банко. Призрака видит только король, его гости не понимают, с кем разговаривает их повелитель. Леди Макбет спасает положение, объясняя гостям, что король болен. Все расходятся. Макбет немного успокоился. Он рассказывает жене, что подозревает в измене Макдуфа. Вельможа не явился на пир к королю, а королевские доносчики (они содержатся под видом слуг во всех домах) сообщили о его «холодных чувствах». На следующий день Макбет хочет наведаться к трем ведьмам, чтобы снова заглянуть в будущее. Он знает, что их предсказания в любом случае ничего не изменят. Макбет не собирается отступать, и любые средства для него хороши.

Мрачное божество Геката разговаривает с ведьмами и хочет умертвить Макбета.

Форрес. Дворец. Ленокс беседует с другим лордом о гибели Банко, Дункана и об их детях, а также о Макдуфе, который бежал в Англию, как и Малькольм. Макбета они называют тираном.

Макбет находится в пещере ведьм. Старухи вызывают для него высших духов, у которых Макбет требует ответа. Первый дух предупреждает его: «Макдуфа берегись». Второй дух обещает, что никто из людей, рожденных женщиной, не одолеет Макбета в бою. Третий призрак говорит, что пока Бирнамский лес не пойдет войной на Дунсинанский замок, Макбет не будет никем побежден. Такие предсказания приводят Макбета в полный восторг. Однако его интересует, будет ли род Банко когда-нибудь царствовать. Слышится музыка. Восемь королей проходят перед Макбетом, восьмой в руке держит зеркало, в котором отражается череда правителей с тройным скипетром и в двойной короне (это намек на Иакова I Стюарта – короля Шотландии, Англии и Ирландии, полулегендарный Банко был его предком). Последним идет сам Банко и гордо показывает пальцем Макбету на своих потомков. Неожиданно ведьмы и все призраки исчезают. В пещере появляется Ленокс и докладывает королю о том, что Макдуф бежал в Англию, там же укрывается и старший сын Дункана. Макбет намерен уничтожить Макдуфа и всю его семью. Леди Макдуф узнает о бегстве своего мужа, она расстроена. Росс пытается ей объяснить, что ее супруг поступил благоразумно, а не трусливо. Леди Макдуф пытается отвлечь сына, но мальчик все понимает, он смышлен не по годам. Появляется гонец, который предупреждает леди Макдуф об опасности, и говорит, что ей нужно спасаться вместе с детьми. Но уже слишком поздно: убийцы на пороге их замка. Мальчик хочет защитить мать, но его безжалостно убивают, а затем бросаются за леди Макдуф, пытающейся убежать.

В это время в Англии Макдуф уговаривает Малькольма выступить с войной против Макбета и спасти родную Шотландию. Принц отказывается и утверждает, что его природные качества (жадность и жестокость) еще страшнее, чем тирания Макбета. Макдуф в отчаянии, он не знает к кому теперь обратиться. Малькольм его успокаивает, ведь на самом деле он проверял Макдуфа. Принц готов выступить против тирана, его качества совсем другие, а король Англии отдает ему огромное войско, которое возглавит Сивард, английский полководец и дядя Малькольма. Появляется брат леди Макдуф лорд Росс. Он приносит ужасные вести: тирания в Шотландии стала невыносимой, люди взялись за оружие, а вся семья Макдуфа погибла, даже слуги зарезаны людьми Макбета. Макдуф жаждет мести.

В Дунсинане глубокой ночью придворная дама говорит с врачом. Она рассказывает о странной болезни королевы, похожей на лунатизм. Входит сама леди Макбет. Она трет руки, как будто желает смыть с них кровь, а кровь не отмывается. Ее речи пугают. Врач говорит, что медицина бессильна, здесь нужен духовник.

Английские войска, возглавляемые Сивардом, Малькольмом и Макдуфом, уже под Дунсинаном. Восставшие против Макбета шотландские лорды (Ментис, Ангус, Ленокс, Росс, Кэтнес) присоединяются к ним. Макбет помнит о предсказаниях духов и уверен, что ему бояться нечего. Тем временем принц Малькольм в Бирнамском лесу приказывает солдатам срубить по ветке и нести перед собой, чтобы скрыть от врага реальную численность нападающих. Страна не признает больше тирана, остался неприступным пока только лишь замок.

Макбет настолько очерствел душой, что даже новость о смерти жены его не трогает, вызывая только досаду – не вовремя. Появляется гонец со страшной вестью – на замок двинулся Бирнамский лес. Макбет понимает, что предсказания были двусмысленны. Он в ярости. Макбет отдает приказ трубить войскам сбор. Он хочет погибнуть в бою, как воин, если погибель ему суждена. В сражении Макбет сталкивается с молодым Сивардом, тот не боится противника, вступает в поединок и погибает. Макдуф желает сразиться только с Макбетом, он не хочет убивать наемных крестьян. Наконец, они встречаются. Макбет узнает, что Макдуф не был рожден, его вырезали из утробы раньше срока. Ярость и отчаяние овладевают Макбетом. Но он не отступает. Враги сражаются насмерть.

Войско законного наследника Малькольма одерживает победу в сражении. Сивард-отец узнает о смерти своего сына, но его утешает то, что юноша погиб от раны в лоб, это лучшая смерть для воина. Появляется Макдуф, неся отрубленную голову Макбета. Все приветствуют нового повелителя Шотландии – Малькольма. Играют трубы. Новый король впервые вводит в стране графский титул, чтобы наградить своих преданных сторонников. У него много неотложных государственных дел. Но сначала нужно отправиться в замок Скон, чтобы короноваться в нем по старинному обычаю.

Краткое содержание Виндзорские насмешницы в сокращении

Между Шотландией и Ирландией идет война, в которой побеждает шотландское войско во главе с родственником короля Макбетом. Возвращаясь домой, Макбет и его друг, полководец Банко, на пустыре встречают трех ведьм, которые предсказывают, что Макбет станет королем Шотландии, а Банко – предком будущих королей.

Вернувшись к королевскому двору, полководцы принимают почести. Король Дункан выказывает Макбету свое предпочтение и обещает остановиться на несколько дней в его замке. Однако своим наследником он называет принца Малькольма. Макбет в гневе обещает себе пойти на все, лишь бы получить престол. Он направляет жене письмо с предсказаниями, и она решает убить короля, когда тот приедет к ним в гости. Однако Макбет, вернувшись домой, не решается на преступление. Супруга обвиняет его в трусости и придумывает план: убить короля, когда тот уснет, кинжалами его свиты, а саму свиту опоить зельем. План удается осуществить, однако в ту же ночь в замок прибывает один из наиболее влиятельных людей страны – Макдуф с другом. Макбет, как будто только с постели, проводит гостей в покои короля, где разворачивается картина убийства. Макбет делает вид, что им обуял гнев и убивает слуг. В их виновности не сомневается никто, кроме детей короля. Они убегают за границу, а Макдуф решает, что это они убили отца ради престола.

Макбет становится королем. Однако он боится исполнения предсказаний ведьм о детях Банко и подсылает к ним убийц. Однако сыну удается сбежать. В это время Макдуф сбегает из страны. Макбет, узнав об этом, приказывает уничтожить его семью. Леди Макбет, терзаемая совестью, сходит с ума и умирает. Макбет идет к ведьмам, и те предсказывают ему смерть.

В Англии Макдуф объединяется с Малькольмом и идет войной на нового короля. В поединке сталкиваются Макбет и Макдуф, и последний убивает первого. Малкольм занимает шотландский престол.

Основная идея трагедии – показать человека, когда-то могущественного и славного, но которого сломила жажда власти, и он потерял все.

Картинка или рисунок Макбет

Другие пересказы для читательского дневника

  • Краткое содержание Тереза Ракен Золя

    Действие произведения происходит в доме Терезы Ракен, которая проживала там со своим мужем и пожилой тетей. Женщина содержала лавку, где продавались предметы галантереи.

  • Краткое содержание Янссон Шляпа волшебника
  • Краткое содержание Мандрагора Макиавелли

    Чтобы разобраться в том, какие же женщины прекраснее – француженки или итальянки, Каллимако отправился взглянуть на мадонну Лукрецию и сразу же в нее влюбился. Но женщина замужем за Нича и верна своему мужу

  • Краткое содержание Волков Волшебник Изумрудного города

    Главная героиня произведения – девчушка, которую зовут Элли. У нее есть верный друг – пес по имени Тотошка. Однажды девочка вместе с Тотошкой попадают в необычную загадочную страну.

  • Краткое содержание Моя семья и другие звери Джеральда Даррелла

    Рассказчиком является Джерри Даррелл. Мальчику десять лет. Его семья переезжает на остров. В семье кроме мальчика еще четыре ребенка: Ларри, Лесли, Марго. Члены семьи хотят поправить здоровье на Корфу.

  • Сергей Савенков

    какой то “куцый” обзор… как будто спешили куда то