Когда появился танк пантера. Танк Pz.Kpfw.V «Пантера» — это самый массовый немецкий тяжелый танк Второй мировой войны. Боевое применение, преимущества и недостатки Pz.V Panther

в Избранное в Избранном из Избранного 7

Моя давняя статья, почти десятилетней давности, которая неожиданно очень широко растеклась по сети. Обновляю адрес и предлагаю широкой публике ознакомиться и обсудить её ещё раз.

В различных книгах и телепередачах мне постоянно встречалась оценка Пантеры как одного из лучших танков Второй Мировой. А в передаче на канале «Нэшинел Джиографик», его вообще назвали абсолютно - опередившим своё время.

Тяжелый танк PzKpfw V «Panther» Ausf D (SdKfz 171).

Историческая справка:

, сокр. - немецкий танк периода Второй мировой войны. Эта боевая машина была разработана фирмой MAN в 1941-1942 годах как основной танк Вермахта. По немецкой классификации «Пантера» считалась средним танком. В советской танковой классификации «Пантера» считалась тяжёлым танком. В ведомственной сквозной системе обозначений военной техники нацистской Германии «Пантера» имела индекс Sd.Kfz. 171. Начиная с 27 февраля 1944 года фюрер приказал использовать для обозначения танка только название «Пантера».

Боевым дебютом «Пантеры» стала битва на Курской Дуге, впоследствии танки этого типа активно использовались Вермахтом и войсками СС на всех европейских театрах военных действий. По мнению ряда экспертов, «Пантера» является лучшим немецким танком Второй Мировой войны и одним из лучших в мире. В то же время танк имел ряд недостатков, был сложен и дорог в производстве и эксплуатации. На базе «Пантеры» выпускались самоходно-артиллерийская установка (САУ) «Ягдпантера» и ряд специализированных машин для инженерных и артиллерийских частей немецких вооружённых сил.


Ну а каково же было реальное значение для хода войны столь выдающейся машины? Почему же Германия, имея столь выдающийся танк, не разгромила наголову Советские бронетанковые силы? Вот любопытная статья, привожу её полностью:

Батальоны «Пантер» на Восточном фронте. Период с конца 1943 по 1945 год

«Пантеры», уцелевшие на Курской Дуге, собрали в составе 52-го танкового батальона, который 24 августа 1943 года переименовали в I. Abteilung/Panzer-Regiment 15. 51-й батальон в начале августа получил новые 96 «Пантер» и остался в составе гренадерской дивизии «Grossdeutschland». К концу августа 52-й батальон безвозвратно потерял 36 «Пантер». По состоянию на 31 августа 1943 года в 52-м танковом батальоне было 15 боеспособных танков, ещё 45 машин находилось в ремонте.

В конце августа 1943 года на фронт прибыл 1. Abteilung/SS-Panzer-Regiment 2, входивший в состав танковой дивизии СС «Das Reich». Этот батальон насчитывал 71 «Пантеру». Три командирских танка находилось при штабе, а в каждой из четырех рот было по 17 машин: две в штабной секции и по пять в каждом взводе. 31 августа 1943 года в батальоне был 21 боеспособный танк, 40 машин нуждалось в ремонте, 10 было списано.

Четвертым батальоном «Пантер», оказавшимся на Восточном фронте, был II. Abteilung/Panzer-Regiment 23. Батальон располагал 96 «Пантерами», из которых большинство составляли Ausf. D, но было и несколько Ausf. A. Пятой частью был I. Abteilung/Panzer-Regiment 2, оснащенный 71 «Пантерой», главным образом Ausf. А. Из рапорта 13-й танковой дивизии от 20 октября 1943 года:

«Из-за угрожающей обстановки на фронте, батальон был брошен на передовую, едва успев выгрузиться. Батальон действовал по ротам. Из-за спешки наладить взаимодействие с гренадерами не удалось. Часто без надобности переходя в контратаки, танковые отделения поддерживали действия пехоты. Как выяснилось позднее, такое использование танков противоречило основным тактическим принципам, однако положение на фронте не оставляло выбора.»

Ниже приведены выдержки из рапортов командира I. Abteilung/Panzer-Regiment 2. гауптмана Боллерта, охватывающих период с 9 по 19 октября 1943 года:

«Тактическая подготовка.

Недостаточная тактическая подготовка экипажей серьезно не сказалась на боеспособности батальона, так как более половины личного состава батальона имеет боевой опыт. В таком окружении молодые солдаты быстро повышают свою квалификацию. Многие молодые механики-водители, только что закончившие танковую школу, с большим усердием поддерживали свои танки в боеспособном состоянии. В любом случае, очень желательно иметь опытного командира взвода.

Техническая подготовка в Германии:

Во время нескольких недель подготовки механики-водители и техперсонал изучали не всегда то, что требуется на передовой. Некоторые из солдат занимались все время каким-либо одним заданием, например, меняли опорные катки. Таким образом, у многих не было целостного представления об устройстве PzKpfw V. Под руководством опытного инструктора молодые солдаты иногда достигали отличных результатов за очень непродолжительное время. Возможность изучить матчасть есть на каждом заводе, собирающем танки.

Механические проблемы:

Уплотнитель головки цилиндров прогорел насквозь. Разрушен вал топливного насоса.

Сорваны болты на большой шестерне бортовой передачи. Часто наблюдается выпадение заглушек, что приводит к вытеканию масла. Масло также часто вытекает через шов между кожухом бортовой передачи и бортом танка. Болты, которыми бортовые передачи крепятся к борту корпуса, часто ослабевают.

Верхний подшипник вентилятора часто заедает. Смазка недостаточна, даже если уровень масла в норме. Повреждения вентилятора часто сопровождается повреждением привода вентилятора.

Подшипники карданного вала выходят из строя. Привод гидравлического насоса изнашивается.

Проблемы с вооружением: сцепление компрессора залипает, что мешает работе системы продувки ствола. Прицел TZF 12 выходит из строя в результате попаданий в маску пушки. Расход оптики для прицела очень высок.

Совершенно необходимо оснастить танк курсовым пулеметом для борьбы с пехотой противника. Необходимость в курсовом пулемете ощущается особенно остро, когда спаренный пулемет замолкает.

Лобовая броня PzKpfw V очень хороша. 76,2-мм бронебойные снаряды оставляют на ней вмятины не глубже 45 мм. «Пантеры» выходят из строя при прямом попадании 152-мм фугасных снарядов - снаряд проламывает броню. Почти все «Пантеры» получили лобовые попадания 76-мм снарядов, при этом боеспособность танков практически не страдала. В одном случае маску пушки пробил 45-мм снаряд, пушенный с дистанции 30 м. Экипаж не пострадал.

Однако бортовая броня очень уязвима. Борт башни на одной из «Пантер» был пробит из противотанкового ружья. Борт другой «Пантеры» также был пробит мелкокалиберным снарядом. Все эти повреждения происходят во время боев на улицах или в лесу, где закрыть фланги не представляется возможным.

Прямое попадание артиллерийского снаряда и нижнюю часть лобовой брони привело к тому, что лопнули сварные швы, а от бронеплиты откололся кусок несколько сантиметров длиной. Очевидно шов был проварен не на всю глубину.

Юбка показала себя достаточно хорошо. Крепления листов недостаточно надежны и очень неудобно расположены. Поскольку листы подвешены па расстоянии 8 см от борта танка, они легко отрываются ветвями деревьев и кустарников.

Новые опорные катки не вызывали нареканий. Почти все «Пантеры» теряли ход из-за разрывов фугасных снарядов. Один опорный каток пробит навылет, три повреждено. Раскололось несколько опорных катков. Хотя 45-мм и 76-мм снаряды пробивают траки, они не могут иммобилизовать танк. В любом случае «Пантера» может своим ходом покинуть поле боя. Во время продолжительных маршей на предельной скорости быстро изнашиваются резиновые бандажи на опорных катках.

Пушка показала себя превосходно, отмечены только единичные незначительные проблемы. Лобовая броня КВ-1 уверенно пробивается с дистанции 600 м. СУ-152 пробивается с дистанции 800 м.

Новая командирская башенка имеет довольно удачную конструкцию. Диоптр, очень помогавший командиру танка в наведении пушки на цель, отсутствует. Три передние перископа следует сместить чуть ближе друг к другу. Поле зрения через перископы хорошее, но невозможно использовать бинокль. При попадании снарядов в башню оптика перископа часто выходит из строя и требует замены.

Кроме того, перископы механика-водителя и стрелка-радиста следует лучше герметизировать. Во время дождя вода проникает внутрь и сильно затрудняет работу.

Буксиры Bergepanther отлично зарекомендовали себя. Одного Bergepanther достаточно для эвакуации одного танка в сухую погоду. По глубокой грязи даже двух буксиров недостаточно для эвакуации одной «Пантеры». К настоящему времени буксиры Bergepanther эвакуировали 20 «Пантер». В общей сложности поврежденные танки буксировали на расстояние 600 м. Bergepanther использовались только для того, чтобы отбуксировать подбитые танки с передовой в ближний тыл. Опыт батальона показывает, что необходимо иметь как минимум четыре буксира Bergepanther, хотя бы и за счет обычных 18-тонных буксиров. Оснащенность буксиров радиостанциями оказалась кстати. Во время боя командиры Bergepanther получали указания по радио.

Чтобы буксировать одну «Пантеру» в сухую погоду требуется два тягача Zugkraftwagen 18t. Однако по глубокой грязи даже четыре 18-тонных тягача не могут сдвинуть танк.

16 октября батальон начал атаку силами 31 танка. Хотя пройденное расстояние было невелико, 12 «Пантер» вышло из строя из-за механических поломок. К 18 октября 1943 года батальон располагал 26 боеспособными «Пантерами». 39 танков нуждалось в ремонте и 6 машин пришлось списать. В период с 9 по 19 октября среднее количество боеспособных танков составляло 22 «Пантеры».

Результаты: подбито 46 танков и 4 самоходных орудия. Уничтожено 28 противотанковых пушек, 14 артиллерийских орудий и 26 противотанковых ружей. Наши безвозвратные потерн - 8 танков (6 подбито и сгорело во время боев, два разобрано на запчасти).»

Из-за механической ненадежности «Пантер» и высокого уровня потерь. 1 ноября 1943 года Гитлер решил отправить на Ленинградский фронт 60 танков без двигателей, которых следовало врыть в землю напротив Кронштадтской бухты. С 5 по 25 ноября 1943 года 60 «Пантер» (полностью боеспособных), отправили в распоряжение командования Группы Армий «Север».

30 ноября 1943 года командование L армейского корпуса сообщило, что 60 «Пантер» поступило в ведение 9-й и 10-й полевых дивизий люфтваффе. «Пантеры» были по три врыты вдоль линии обороны, имея перед собой простреливаемое пространство 1000–1500 м. Если по какой-то причине три танка окопать рядом не представлялось возможным, одиночную машину усиливали пехотой и противотанковой пушкой. 10 наиболее боеспособных машин оставили на ходу в качестве мобильного резерва.

Из состава I. Abteilung/Panzer-Regiment 29 выделили 60 человек (20 командиров, 20 механиков-водителей, 15 наводчиков и 5 стрелков-радистов). 26 декабря III танковый корпус получил приказ собрать все сохранившие подвижность «Пантеры» в составе I. Abteilung/Panzer-Regiment 29. Окопанные «Пантеры» остались в ведении дивизий.

В ноябре 1943 года два батальона «Пантер» прибыли на Восточный фронт. Это были I. Abteilung/Panzer-Regiment 1, насчитывавший 76 «Пантер» (в роте 17 танков), а также I. Ableilung/SS-Panzer-Regiment 1. полностью укомплектованный (96 «Пантер»), Оба батальона действовали в составе своих дивизий.

В начале ноября 1 батальон 15-го танкового полка получил пополнение в виде 31 «Пантеры». В конце декабря 1943 года I батальон 1-го танкового полка получил 16 новых «Пантер». Не считая 60 «Пантер», отправленных на Ленинградский фронт, всего в 1943 году на Восточный фронт было отправлено 841 «Пантера». К 31 декабря 1943 года немцы располагали только 217 «Пантерами», из них лишь 80 сохранили боеспособность. 624 танка было списано (потери 74%).

С 5 по 11 декабря 1943 года 76 «Пантер» доставили в I батальон 2-го танкового полка. Еще 94 «Пантер» прибыли в качестве пополнения в другие батальоны. Однако все эти танки впервые использовали в бою уже в январе 1944 года.

«Как показал опыт последних боев, «Пантеру», наконец, удалось довести до ума. В рапорте от 22 февраля 1944 года, поступившем из 1-го танкового полка, говорится: «В нынешнем варианте «Пантера» годна для фронтового применения. Она значительно превосходит Т-34. Почти все недостатки устранены. Танк имеет превосходное бронирование, вооружение, проходимость и скорость. В настоящее время средний пробег мотора находится в пределах 700–1000 км. Число поломок двигателя уменьшилось. Поломки бортовых передач больше не отмечаются. Рулевое управление и трансмиссия достаточно надежны.»

Однако этот рапорт из 1-го танкового полка оказался преждевременным. Действительно, «Пантера» хорошо себя чувствовала зимой на подмерзшем грунте, но уже в рапорте от 22 апреля 1944 года из I батальона 2-го танкового полка сообщается о многочисленных технических проблемах, вызванных весенним бездорожьем:

Двигатель Maybach HL 230 Р30;


В общем, новые двигатели гораздо надежнее предшественников. Иногда двигатель без ремонта проходит до 1700-1800 км, причем 3 «Пантеры», пройдя это расстояние, по-прежнему остаются на ходу. Но характер поломок не изменился: разрушение механических частей и повреждение подшипников.

Немцы начали войну с СССР, когда у Вермахта еще не было на вооружении средне-тяжелого танка "Пантера". Производство этой боевой машины было развернуто в Германии только к концу 1941 года. Выпускался танк "Пантера" массовой серией, на заводах Круппа в 1942-43 году. Всего было выпущено около 6 тысяч единиц. Как только производство "Пантеры" вышло на запланированный уровень, эти танки стали появляться на всех европейских фронтах. В 1943 года в битве на участвовали двести танков "Пантера", не считая эвакуационных и командирских машин.

Осенью 1941 года немцы поняли, насколько для них опасен танк Т-34 они забили тревогу и приостановили выпуск танка, массово сходившего с конвейера. В течение четырех месяцев "Пантеру" усовершенствовали и таким образом был разработан практически новый 35-тонный танк с тем же именем. Его и запустили в серию. Танк "Пантера" создавался в противовес танку Т-34. Немецкие конструкторы кое в чем даже скопировали советский Т-34, моторный отсек и главные линии трансмиссии. Но сходство на этом заканчивалось. К тому же работали на бензине, а советские на дизельном топливе.

В полном боевом снаряжении танк "Пантера" весил 45 тонн, это была слишком тяжелая машина, но уменьшать ее вес можно было только за счет брони, а на это не решились. Всем бронелистам башни придали наклон, для лучшего отражения снарядов прямого попадания. Длина танка составила 6860 мм, ширина 3280 мм, высота 2990 и расстояние от земли до корпуса, то есть клиренс - 565 мм. Пушка была почти двухметровой длины. Боекомплект орудия состоял из 81 бронебойного снаряда, что позволяло вести достаточно продолжительный бой. Кроме пушки танк "Пантера" был вооружен двумя пулеметами.

Силовая установка танка состояла из 12-ти цилиндрового 700-сильного бензинового двигателя, с которым "Пантера" шла по шоссе со скоростью около шестидесяти км/час. Защита машины была скомпонована из фасонной катаной брони с состоял из брони 40 мм, а лобовая часть была толщиной 60 мм. Башня в бортах несла броню сечением 45 мм, а лоб башни и маска орудия - 110 мм. Пантеры выдерживала вес, и маневренность машины была на достаточно хорошем уровне. Однако экипажу из 5 человек приходилось мириться с теснотой в боевом отсеке.

В начале 1943 года Вермахтом было принято решение модернизировать "Пантеру" с учетом условий Восточного фронта. Появился танк "Пантера 2", переработка коснулась в основном защиты башни, для которой была значительно усилена броня. Лобовая броня стала толщиной 125 мм, а пушечная маска получила броню толщиной 150 мм. "Пантера 2" стала весить 47 тонн. Увеличение веса компенсировали новой силовой установкой, на танк установили двигатель Майбах мощностью 900 л.с. и восьмиступенчатую трансмиссию с гидравликой.

Заменили и орудие, была установлена 88 мм КВК, более скорострельная и обладающая высокой бронебойной силой. Также машину оснастили приборами ночного видения и телескопическим дальномером. Компания Рейнметалл предложила установить на танк систему ПВО с зенитным обеспечением. Но на этом этапе разработка нового танка "Пантера 2" остановилась по причине сложной обстановки для немецкого командования на всех фронтах. Хотя немецкий танк "Пантера" в его первоначальном виде продолжали выпускать вплоть до окончания войны.

Эта боевая машина – возможно, самый известный танк нацистской Германии. Далеко не каждый вспомнит Pz.IV, прошедший всю войну, зато танки с “кошачьими” именами известны повсеместно. При этом за Pz.V закрепилась и репутация самого неоднозначного танка рейха.

В то время, как “Тигр” остался в памяти, как несокрушимое грозное оружие, за “Пантерой” закрепилась репутация танка потенциально мощного, но фактически – капризного и ненадёжного. Она так и не стала основным танком Панцерваффе, а надежды на то, что в каком-то из сражений она сможет сыграть решающую роль, так и не оправдались.

История создания

Перед нападением на Советский Союз основу бронетанковых сил Третьего Рейха составляли средние танки Pz.35(t), Pz.38(t) а также Pz.III и IV. Они проявили себя неплохими машинами, подвижными и надёжными. Но после боёв с французскими B-1 и британскими “Матильдами” было очевидно – их вооружение малоэффективно в борьбе с противоснарядным бронированием. Не вызывала сомнений и недостаточная защищённость немецких машин.

Немцы знали о наличии у Советского Союза тяжёлых танков КВ. Но в 1941 году ещё можно было рискнуть и попытаться повторить блицкриг, исходя из надежд на небольшое количество таких машин в Красной Армии. Эти надежды не оправдались. Мечты о скорой победе растаяли, война начала затягиваться. Более того, ряды РККА стремительно пополнялись танками Т-34, не уступающим КВ по огневой мощи и защите. В такой обстановке и начали разрабатывать «достойный ответ» советской технике.

В 1942 году «ответ» материализовался. Фирма “Даймлер-Бенц” не просто создала свой образец с учётом опыта встреч с Т-34 - даже внешне их прототип напоминал советский танк. Фюрер склонялся к одобрению именно этого варианта, но в итоге предпочтение отдали разработке фирмы MAN. Весной 1943 года стартовало серийное производство танка, получившего полное название Panzerkampfwagen V Panther.

Первая серия “Пантер” получила индекс Ausf.D.

Следующая версия, с обозначением Ausf.A, появилась осенью 1943 года. Их башня лишилась пистолетных амбразур и бокового лючка, командирскую башенку унифицировали с узлом от “Тигра”. Прицел TZF-12 уступил место упрощённому варианту TZF-12А. Бугельная установка курсового пулемёта оказалась неэффективной, и её заменили привычной для танкистов шаровой. Ранние машины Ausf.A выпускались с бугельной стрелковой установкой.

Весной 1944 года освоили, фактически, последнюю серию – Ausf.G. Она же стала и самой массовой. У этих «Пантер» увеличили толщину бортов, убрали лобовой лючок механика-водителя, маску орудия изменили, уменьшив вероятность рикошета (при удачном попадании) в крышу.

Осенью 1944 года намечали пустить в производство модификацию Ausf. F. Для неё подготовили корпус с усиленной бронёй и башню нового типа, известной как “Schmalturm” («тесная башня»). До весны 1945 года не удалось даже построить законченный прототип.

До стадии испытаний не было суждено дойти и танку “Пантера 2“. Это был, фактически, уменьшенный “Тигр 2” с облегчённой бронёй и “тесной башней”. Образец, со штатной башней “Пантеры G”, захватили американцы.

Устройство танка

“Пантера” – первый танк Вермахта, в конструкции которого применили наклон бронелистов под рациональными углами. Верхняя лобовая плита толщиной 80мм, наклонённая под углом в 550, давала надёжную защиту даже от снарядов калибра 85мм (кроме подкалиберных). Верхняя часть борта имела толщину 40 мм при угле наклона в 400. Нижняя часть наклона не имела, но полностью закрывалась катками ходовой части и стальными экранами.

Такая броня должна была дать защиту от советских противотанковых ружей, но случаи пробития всё-таки отмечались.

Кормовой лист, тоже 40 мм, имел наклон в 290, причём наклонён был наружу, затрудняя поражение с воздуха. На “Пантере” серии G толщину верхнего бронелиста увеличили - она достигла 50 мм, угол наклона уменьшился до 300.

Башня – также из катаной брони, листы соединялись сваркой. Поворот башни – с помощью гидропривода, питающегося через устройство отбора мощности. Вспомогательный ручной привод позволял наводить орудие при отказе гидропривода.

Толщина лба башни ранних “Пантер” достигала 100 мм, но почти не имела наклона (всего 120), и обеспечивала меньшую, чем лоб корпуса, защиту. Толщина бортовых и кормовых листов башни – 45 мм. “Пантера” серии G получила новую башню с усиленным лбом толщиной в 120 мм, а “тесная башня” серии F имела защиту в 60мм «по кругу» (лобовая броня осталась прежней толщины - 120 мм).

Механик-водитель и стрелок-радист сидели в носу корпуса, по сторонам от картера трансмиссии. В башне по левую сторону от орудия находился наводчик, справа – заряжающий, а корма башни отводилась командиру. На предсерийных “Пантерах D1” с однокамерным дульным тормозом на борту башни имелся выступ-прилив под смещённую командирскую башенку. Последующие модели получили улучшенный дульный тормоз, башенку сдвинули к центру и убрали прилив.

Основным вооружением всех серийных вариантов “Пантеры” была пушка KwK 42 калибра 75 мм. Несмотря на небольшой калибр, это было очень грозное оружие. От ранних орудий KwK 40 его отличала увеличенная длина ствола – 70 калибров против 40.

При использовании стандартного бронебойного каморного снаряда Pz.Gr 39\42 орудие пробивало 160 мм брони с дистанции в 500 метров.

Такая пробиваемость – выше, чем у более мощного 88мм орудия KwK 36. Она позволяла уверенно поражать любые танки противника.

Подкалиберный снаряд Pz.Gr 40\42 позволял пробить броню свыше 200 мм толщиной. А небольшой калибр пушки считался достоинством, позволяя увеличить скорострельность, возимый боекомплект, и монтировать орудие в небольшой по габаритам башне. Орудие имело электрический запал, пороховые газы из ствола высасывал компрессор.

Противопехотным оружием служили два пулемёта MG-34. Один - курсовой, управляемый стрелком-радистом. Второй – спаренный с пушкой. На башенках «Пантер» серий A и G предусматривался зенитный пулемёт (MG-34 или MG-42). Также поздние серии оснащались мортирками для постановки дымовых завес, которые при условии применения осколочных гранат можно было использовать для обороны от пехоты.

Двигатель и трансмиссия

Все варианты “Пантеры” оснащались двигателем “Майбах” HL230. Это был карбюраторный 12-цилиндровый мотор объёмом в 23 литра. Блок цилиндров и головки отливались из чугуна, питание осуществлялось четырьмя двухкамерными карбюраторами типа “Солекс”. Камеры в карбюраторах включались последовательно – до 1800 об/мин, в каждом карбюраторе работала только одна камера. Для работы зажигания применялись два магнето.


При 3000 об/мин мотор развивал 700 л.с, но на таких оборотах он быстро перегревался. Поэтому инструкции предписывали не превышать 2600 оборотов в минуту. Мощность при этом составляла 600 л.с.

Моторное отделение выполнялось водонепроницаемым для облегчения преодоления бродов. Недостатком такого решения оказалась недостаточная вентиляция отсека, повышающая вероятность перегрева двигателя. Безопасность экипажа обеспечивали огнеупорные переборки, разделяющие моторный и боевой отсек. Размещение баков с горючим в корме выгодно отличало «Пантеру» от Т-34 с баками в отделении экипажа.

Все «Пантеры» получили 7-ступенчатую коробку передач ZF AK 7-200.

КПП соединялась с главным фрикционом карданной передачей и была полуавтоматической – при смене позиции рычага переключения автоматически выжималось сцепление, и включалась нужная пара шестерён. Планетарный механизм поворота был с КПП единым агрегатом. Управление танком облегчали приводы, оснащённые гидравлическими сервоприводами.

Ходовая часть танка – системы Книпкампа, катки в ней располагались в шахматном порядке. Фактически сплошной ряд катков давал высокую плавность хода и проходимость – равномерно распределяя давление на грунт. Оборотной стороной была сложность в производстве и ремонте, а опыт эксплуатации показал – в распутицу промежутки между катками легко забивались грязью.


Подвеска Pz.V – торсионная, на переднем и заднем катке дополнительно ставили гидравлические амортизаторы. Позже в порядке упрощения задние амортизаторы устанавливать перестали.

Прочее оборудование

Бинокулярный прицел TZF-12 первых “Пантер” имел фиксированную кратность – 2.5х при поле зрения в 30°. Упрощённый (за счёт упразднения левой трубы и превращения в монокулярный) прицел TZF-12A получил переменную кратность – от 2,5× до 5×, поле зрения при этом составляло 30° или 15°.

Командирские “Пантеры” имели дополнительные радиостанции, занимающие место некоторой части боеукладки.

В 1944 году произвели 63 “Пантеры” с приборами ночного видения. Инфракрасный прожектор и прибор наблюдения на командирской башенке дали возможность ночью наблюдать местность на расстоянии до 200 м.

Для ведения ночного боя цели предполагалось подсвечивать мощным инфракрасным прожектором на шасси бронетранспортёра. С сентября 1943 года на танки наносилось покрытие «циммерит», защищающее от магнитных мин. Через год такая практика прекратилась.

Тактико-технические характеристики в сравнении с танками противника

В таблице приводятся характеристики наиболее совершенных модификаций – как “Пантеры”, так и аналогов, в том числе – её прямого предшественника Pz. IV.


В таблице приведены ТТХ только средних танков, но советская классификация военного времени считала «Пантеру» тяжёлым танком.

Pz.Kpfw.VAusf.G Pz.Kpfw.IVAusf.H Т-34-85 обр. 1944 г
Длина с пушкой, м 8,6 7,02 8,10
Ширина, м 3,2 2,88 3,0
Высота, м 2,99 2,68 2,72
Боевая масса, т 44,8 25,7 32,0
Лоб корпуса, мм 80/55° 80 45/60°
Борта и корма корпуса, мм 50/ 30° - 40/30° 30-20 45-40/40°
Лоб башни, мм 110/10° 50 90
Борта и корма башни, мм 45/25° 30 52-75
Пушка 75-мм KwK.42 L/70 75-мм KwK.40 L/48 85-мм С-53
Пулемёты 2 × 7,92-мм MG-34 2 × 7,92-мм MG-34 2 × 7,62-мм ДТ
Боекомплект, выстрелов/патронов 81/4500 87/3150 60/1890
Двигатель Бензиновый 12-цилиндровый Maybach HL 230P45, 600 л. с. Бензиновый 12-цилиндровый Maybach HL 120TRM, 300 л. с. 12 цил. V образный дизель В-2, 500 л. с.
Максимальная скорость по шоссе, км/ч 55 38 54
Запас хода по шоссе, км 250 210 300

Цифры свидетельствуют – “Пантера” по подвижности не уступала танкам противника, а по защите фронтальной проекции – превосходила. Но Pz.V существенно тяжелее аналогов (что и давало повод относить его к тяжёлым танкам). Стоит учитывать наличие на “Шермане” стабилизатора орудия, позволяющего вести огонь с ходу.

Боевое применение

Pz.V считались настолько важными для готовящегося наступления на Курской дуге, что начало боя даже откладывали, стремясь собрать в войсках больше “Пантер”. В бою машины уничтожали любые советские танки, их лобовая броня не пробивалась 76 милиметровыми советскими орудий. Но надёжность танка оказалась неприемлемо низкой. Только при выдвижении 10-й танковой бригады на исходные позиции четверть “Пантер” вышла из строя, сломавшись.


В последующих боях 1943 года “Пантеры” продолжали проявлять себя, как мощные в бою, и ненадёжные в эксплуатации. Максимальное количество танков – 522 машины – удалось собрать на Восточном фронте к летней кампании 1944 года. Проблемы с надёжностью в этот период официально считались устранёнными.

В том же 1944 году “Пантеры” пошли в бой в Италии. Там их дебют тоже не принёс ожидаемого успеха – из 62 машин 1-го батальона 4-го полка за дни боёв осталось только 13 боеспособных.

При высадке в Нормандии “Пантеры”, с одной стороны, стали неприятной неожиданностью для англо-американских сил. Встретить ожидалось, как в Италии, небольшое количество Pz.V, в составе отдельных батальонов. На практике оказалось – почти половина из немецких танков в Нормандии – “Пантеры”. Но на стороне союзников были численное превосходство и господство в воздухе, а немцам в очередной раз часто приходилось бросать на поле боя сломавшуюся технику.

Когда шло контрнаступление в Арденнах “Пантеры” вновь доказали свою эффективность на открытой местности, страдая от тяжёлых потерь в городских боях.

Эпизодически трофейные “Пантеры” (под обозначением T-5) применяла Красная Армия. Вооружение танков оценивалось высоко, и, в целом, применялись они успешно. При этом отмечались сложность в эксплуатации и ремонте, а также необходимость применения высококачественного авиабензина.

Оценка проекта и след в истории

Если составлять мнение о “Пантере” по отзывам танкистов, можно сделать следующий вывод. Очень удачный проект подвела реализация. В авральных условиях конструкторы создавали новый, современный танк, почти не имеющий преемственности с освоенными в производстве машинами. Да ещё и насыщенный передовыми по тем временам техническими решениями. В такой обстановке большое количество “детских болезней” – ожидаемый результат.

Дополнительные проблемы создал ставший к 1943 году ощутимым недостаток сырья, а всеобщая мобилизация, лишая предприятия квалифицированных рабочих, вынудила использовать труд военнопленных и рабочих из оккупированных стран.


По сей день мнения о ценности “Пантеры” расходятся. Согласно одной гипотезе, немцам стоило выпускать больше “Пантер”, отказываясь от производства разорительного для экономики “Королевского Тигра”. По другой версии – от самих “Пантер” следовало отказаться в пользу отработанных и неприхотливых Pz. IV.

При всём новаторстве конструкции «Пантеры» на послевоенное танкостроение влияния она почти не оказала. Некоторое сходство с ней имел французский танк AMX-50, но в серию он не пошёл.

Недолгой была и послевоенная карьера сохранившихся «Пантер».

До пятидесятых годов они стояли на вооружении в Румынии. Во Франции «Пантеры» использовали до 1947 года, пока не было восстановлено собственное производство танков. После этого оставшиеся «Пантеры» остались только на полигонах и в музеях. Гораздо большее распространение, чем в жизни, танк получил в компьютерных играх на тему танковых сражений. В первую очередь это, конечно, WarThunder и WorldofTanks.

Выводы

Если бы “Пантера” была создана в мирное время – у неё были бы все шансы стать основой танковых сил Германии на многие годы вперёд. Появись этот танк чуть раньше, когда немецкая промышленность ещё могла обеспечивать качество продукции – и в его боевой ценности никто бы не усомнился.

Возможно, ей удалось бы стать предком нового семейства бронетехники. Но случилось так, как случилось. «Пантера» не смогла переломить ход ни одной из битв Второй Мировой.

После войны немногочисленные эксплуатанты избавлялись от этих танков при первой возможности. В конечном итоге, “Пантера” осталась в истории, как сильный и опасный враг. Но надёжного и незаменимого союзника из неё не получилось.

Видео

11 января 1942 г на заводе фирмы MAN закончили сборку первого, пока еще предсерийного танка Pz.V Ausf.a «Panther» («Пантера»). К концу месяца вся нулевая партия машин покинула заводские цеха. Эти «Пантеры» отличались от своих серийных сестер, запущенных в массовое производство, орудием KwK 42 L/70 с однокамерным дульным тормозом и расположением командирской башенки, которая выступала за левый край башни, образуя своеобразный наплыв. На них стоял двигатель «Maybach» HL 210Р45 с коробкой передач ZF7. Бронирование лобовой части корпуса находилось в пределах 60 мм.

Танк Pz.Kpfw.V «Panther» (Пантера) — видео

В конце января 1943 г. началось производство первой крупносерийной модели Pz.V Ausf.D2. Танки нулевой серии соответственно получили новое обозначение Ausf.D1 К выпуску «Пантер» подключились такие фирмы, как «Daimler-Benz», «Henschel und Sohn» и MNH. Возникает вопрос - почему пропущены модификации Ausf. В/С? Однозначного ответа на этот вопрос нет. Согласно некоторым данным, эти обозначения были предназначены для проектов машин, так и не вышедших из стадии разработки. По другим сведениям, был даже изготовлен прототип танка Pz.V Ausf.В. оснащенный коробкой передач «Maybach-OVLAR», но в производство он не пошел.

На машинах первой серийной партии в качестве силовой установки использовался 12-цилиндровый карбюраторный четырехтактный двигатель «Maybach» HL 230Р30 жидкостного охлаждения (мощность - 700 л.с.) с V-образным расположением цилиндров, установленных под углом 60 градусов. При возникновении проблем с запуском двигателя в зимнее время можно было воспользоваться специальным подогревателем, отапливаемым паяльной лампой, крепившейся на корме корпуса. С обеих сторон двигателя размещались вентиляторы «Zyklon». Горючее находилось в пяти топливных баках (всего - 730 л), установленных в моторном отделении (четыре по бокам и один сзади). Топливная система состояла из четырех диафрагменных насосов и четырех карбюраторов «Solex». Одной из отличительных особенностей танков PZ.V Ausf.D2 последних выпусков стало появление на выхлопных трубах, симметрично крепившихся к корме машин, бронированных кожухов и специальных пламегасителей.
В летнее время мотор часто сильно перегревался и появлялась опасность возникновения пожара. Главные причины подобных случаев - большие габариты двигателя и теснота в моторном отделении. Для предотвращения подобных случаев в машине стояла автоматическая противопожарная система, которая включалась, когда температура превышала отметку 120 градусов. У водителя на приборной панели загорался аварийный индикатор, а специальные насадки в это время разбрызгивали противопожарную смесь.

Коробка передач ставилась нового типа ZF АК7-200, восьмискоростная механическая с постоянным зацеплением шестерен. Переключение передач производилось с помощью безынерционных конусных синхронизаторов. Поворотный механизм состоял из двух планетарных редукторов.
Корпус танков Pz.Kpfw.V «Panther» «Пантера» собирался из сварных катаных броневых листов, соединявшихся друг с другом в шип. В кормовой части находилось моторное отделение с двигателем, топливными баками и вентиляционной системой. В середине корпуса располагалось боевое отделение, где размещались основное вооружение, система наведения и оптические приборы прицеливания, места командира, наводчика и заряжающего. Вдоль стенок корпуса, в специальных нишах и под поликом башни находился боекомплект. Фронтальная часть корпуса отводилась под отсек управления, где располагались коробка передач. главный фрикцион, приборы и органы управления, радиостанция (FuG 5), курсовой пулемет, часть боезапаса и рабочие места радиста с водителем. Лобовой бронелист корпуса достиг толщины 80 мм. Танки первых серийных партий оснащались системой для преодоления водных преград. Моторное отделение машин разделялось водонепроницаемыми переборками на три отсека. Два крайних отсека заполнялись водой, а средняя секция с силовой установкой была полностью герметична.
Ходовая часть (с каждого борта) представляла собой восемь сдвоенных обрезиненных катков, установленных в шахматном порядке. Торсионная подвеска обеспечивала плавный ход машины даже при преодолении пересеченной местности. Ведущие колеса размещались впереди и имели два съемных зубчатых венца (по 17 зубцов каждый). Между ведущим колесом и первым опорным катком стоял отбойный ролик. Литой ленивец оснащался кривошипным механизмом натяжения гусеницы.

«Пантеры» модификации Ausf.D2, выпускавшиеся с конца весны 1943 г.. стали оснащаться бортовыми экранами, защищавшими ходовую часть и боковые листы корпуса от попаданий кумулятивных снарядов и бронебойных пуль противотанковых ружей. На броню этих машин наносилось антимагнитное циммеритное покрытие. Предполагалось, что противник в скором времени приступит к массовому применению магнитных мин.
В передней части корпуса танка находились рабочие места механика-водителя и стрелка-радиста. Водитель располагался с левой стороны от коробки передач. Его смотровой прибор прикрывала бронированная заслонка, управляемая при помощи рычага. В бою он осуществлял наблюдение благодаря двум перископам, установленным на крыше отделения управления. Один перископ был направлен в левую сторону, другой - в правую. В целом эта система не обеспечивала надежный обзор. По правую сторону от водителя сидел стрелок-радист. Он мог вести огонь из пулемета через вертикальную амбразуру, расположенную в лобовом листе надстройки корпуса В небоевых условиях амбразура закрывалась заслонкой, а пулемет находился в корпусе машины. В верхнем броневом листе надстройки корпуса для радиста и водителя были врезаны входные люки. Чтобы открыть такой люк, требовалось его приподнять и отвести в сторону с помощью специального подъемного механизма.

В башне в литой маске устанавливалось основное вооружение - 75-мм пушка KwK 42 L/70 и спаренный пулемет MG 34. Бронебойный снаряд с баллистическим наконечником PzGr 42 развивал начальную скорость 1120 м/с и мог поразить 149-мм броню с расстояния 1000 м. Угол вертикального наведения варьировался в пределах от -8 до +18*. Орудийный боекомплект состоял из 79 снарядов (в основном бронебойные и подкалиберные). К пулеметам прилагался боезапас из 5100 патронов. Еще в июле 1941 г. фирма «Rheinmetall-Borsig» приступила к работе над созданием мощного танкового орудия, способного поражать танки противника на дальних дистанциях. Согласно техническому заданию с расстояния 1000 м бронебойный снаряд должен был пробивать броню толщиной 140 мм. В начале следующего года изготовили опытный образец 75-мм орудия с длиной ствола 60 калибров, но его характеристики по бронепробиваемости не достигли требуемых норм. К началу лета 1942 г. специалисты компании «Rheinmetali-Borsig» внесли коррективы в проект, увеличив длину ствола до 70 калибров. Повторные испытания прошли весьма успешно, и пушку запустили в производство.
Орудие танка «Пантеры» оснащалось вертикальным клиновидным затвором с полуавтоматическим запирающим устройством. Противооткатный механизм состоял из гидравлической откатной системы и воздушно-жидкостного накатника. На рукоятке маховика подъемного орудийного механизма находилась кнопка электроспуска При выходе из строя основного спускового устройства огонь можно было вести с помощью аварийной системы, состоявшей из индуктора. расположенного на полу боевого отделения, и провода с розеткой. Выстрел из пушки осуществлялся нажатием ногой на кнопку индуктора. Пороховые газы, образующиеся в канале ствола после выстрела, отсасывались компрессором, размещавшимся под сиденьем наводчика Воздух поступал из короба гильзоуловителя.

«Пантера» оборудовалась бинокулярным прицелом TZF 12. снабженным специальными шкалами, предназначенными для артиллерийских боеприпасов разного типа (бронебойные, кумулятивные и т.п.). Для пулемета была предусмотрена отдельная шкала с двукратным увеличением. При наведении орудия в вертикальной плоскости синхронно изменялось положение объектива прицела. окулярная же составляющая оставалась в прежнем состоянии. Такой принцип действия облегчал работу наводчика, поскольку позволял управлять орудием в любой позиции вертикального диапазона.
Около прицела стояло циферблатно-часовое устройство, благодаря которому можно было определить положение орудия относительно корпуса танка. Циферблат, расположенный слева состоял из двух шкал - внутренней (12 делений) и внешней (64 деления) Другой циферблат был разбит на тысячные доли.
Башня поворачивалась при помощи гидравлического привода, приводившегося в действие от коробки передач. От частоты вращения коленчатого вала двигателя непосредственно зависела скорость вращения башни. При работе двигателя на большой скорости (2500 об/мин) полный оборот башни производился за 17-18 с (соответственно в правую и левую стороны). Если двигатель был выключен, то повернуть башню можно было только вручную. При возникновении крена машины свыше 5 градусов вращение башни вообще не представлялось возможным из-за ее неуравновешенности.

На верхнем башенном листе устанавливали командирскую башенку, оборудованную шестью перископическими смотровыми приборами. Перископы закрывались подвижным бронекольцом с ручным управлением. Башенка оснащалась специальной шкалой с 12 делениями для определения направления движения танка.
На башне с обеих сторон крепились 90-мм мортирки Nbk 39 для ближнего боя (по три на борт). Они могли стрелять осколочно-фугасными. зажигательными и дымовыми гранатами. В башенном кормовом листе находился небольшой круглый эвакуационный люк. одновременно служивший для выброса пустых снарядных гильз. Кроме того, в корме и по бортам башни имелись стрелковые амбразуры, которые на танках позднего выпуска получили козырьки от дождевой воды.
С января по сентябрь 1943 г. было выпущено 830 танков Pz.V Ausf.D2.
В сентябре 1943 г. развернулось производство модернизированного варианта «Пантеры» Pr.V Aust.A (новое обозначение несколько озадачивает своей «нелогичностью» - ведь согласно иерархии идентификационных символов следующей шла литера Е). Кардинальных изменений в конструкции танка не произошло. С целью улучшения ходовых характеристик в трансмиссию был внесен ряд небольших новшеств. Усилили подвеску, увеличив количество и расположение подшипников опорных катков. К двум основным выхлопным трубам добавились еще несколько дополнительных.

На башне появилась новая командирская башенка с семью призматическими смотровыми приборами и поручневой турелью для зенитного пулемета. Бинокулярный прицел уступил место монокулярномуTZF 12a. На крыше башни с правой стороны стали устанавливать перископ, предназначенный для заряжающего, кроме того, башня лишилась бортовых стрелковых амбразур и лючка для загрузки боекомплекта, находившегося с левой стороны. Мортирку для ближнего боя тоже перенесли на верхний башенный лист ближе к заднему краю. Угол вертикального наведения орудия стал меньше на два градуса — -8′ +18’. Курсовой пулемет стал монтироваться в шаровидной установке стационарного типа.
Впервые танки Pz.V Ausf.A появились на поле боя на Восточном фронте. В целом же с сентября 1943 г. по май 1944 г. заводы фирм MAN, «Daimler-Benz». DEMAG и MNH произвели 1786 машин этой модели. По другим сведениям, данный показатель выше - 2000 единиц.
Третьей, самой массовой модификацией «Пантеры» стал вариант Pz.V Ausf.G, запущенный в производство в марте 1944 г. К апрелю 1945 г. удалось изготовить 3470 танков. Ряд авторов приводят другие цифры - 3126 машин.
Большинство внесенных усовершенствований касались устройства корпуса танка. В лобовой части корпуса убрали смотровой прибор механика-водителя, что естественно повысило его бронестойкость. Вместо нескольких стационарно закрепленных перископов он получил один вращающийся перископ, установленный на крыше отделения управления. Входные люки водителя и радиста изменили форму и оборудовались теперь петлями с пружинным откидным механизмом Модернизировали выхлопную систему, которая не пропускала теперь огненные вспышки.

Резко была усилена броневая защита «Пантеры» (27 февраля 1944 г. Гитлер приказал запретить использование прежнего обозначения Pz.Kpfw.V. Так толщина брони фронтальной части возросла до 100 мм, бортовых листов-до50 мм. Увеличился угол наклона боковых бронеплит — с 47- до 60 градусов. На некоторых танках нижняя кромка орудийной маски приобрела форму выступа-«юбки», предохранявшего башню от заклинивания и снижавшего вероятность рикошета снарядов и осколков в крышу отделения управления. На три снаряда стал больше боекомплект пушки - 82 снаряда. Ряд мелких изменений был внесен в трансмиссию. На машинах последних выпусков стали устанавливать модернизированную коробку передач ZF АК 7-400. оснащенную системой охлаждения масла.
Предпринимались попытки улучшить ходовую часть и подвеску. Некоторые авторы приводят данные о том, что была выпущена небольшая партия танков «Panther» Ausf.G, имевших опорные катки с резиновыми бандажами внутреннего типа. Эти машины проходили испытания в боевых условиях в частях 1 -й танковой дивизии СС «leibstandarte Adolf Hitler». Дальнейшего развития проект не получил, несмотря на хорошие отзывы.

Тактико-технические характеристики танка Pz.V Ausf.G «Пантера»

Экипаж, чел. 5
Боевая масса, т 44,8
Размеры Длина корпуса, мм — 6870
Длина с пушкой вперёд, мм — 8660
Ширина корпуса, мм — 3270
Высота, мм — 2995
Клиренс, мм — 560
Двигатель «Maybach» HI 230Р30, карбюраторный,
12 цилиндров, мощность — 700 л.с.
Скорость по шоссе, км/ч 46
Запас хода по шоссе, км/ч 250
Броня Лоб корпуса, мм — 80
Борт корпуса, мм — 50
Днище, мм — 17-30
Лоб башни, мм — 110
Маска орудия, мм — 110 (литая)
Борт башни, мм — 45
Вооружение 75-мм пушка KwK 42 L/70,
два пулемета 7,92-мм MG 34
Боекомплект 81 снарядов; 4800 патронов

Подбитый танк Pz.Kpfw.V «Panther» («Пантера»). Фото



Это интересно Пантера - новая боевая машина Третьего Рейха, которая должна была придти на смену более старым германским танкам PzIII и PzIV. Она начала выпускаться в 1942 году и наряду с тяжелым танком Тигр положила конец качественному превосходству советских танков, которое имело место в начале войны. В Вермахте Пантера считалась средним танком, а советские и американские специалисты полагали, что этот танк относится к классу тяжелых. И у них были на то все основания - Пантера по габбаритам и весу была примерно сопоставима с советским тяжелым танком ИС. За всю войну немецкая промышленность смогла произвести около 6 тысяч танков этого типа.

Описание

В отличие от своих предшественников("PzIII" и "PzIV") этот танк был способен без проблем справляться с основным советским танком "Т-34" и с его модернизированными вариантами за счет своего мощного орудия. С новыми советскими тяжелыми танками ИС все было сложнее. В бронировании Пантера уступала совестким "ИС-1" и "ИС-2", также как уступала им и в огневой мощи. Броня ИСа пробивалась из орудия Пантеры лишь на расстоянии 700-800 метров, в то время как советский гигант мог поразить "немца" с расстояния свыше 2,5 километров! Большую опасность для Пантеры также представляли советские самоходки СУ-100 и ИСУ-152, пробивающие ее броню практически на любых дистанциях эффективного боя, а прямое попадание снаряда ИСУ-152 срывало с Пантеры башню.
Боевой дебют среднего танка Пантера состоялся на Курской дуге. В целом оценки боевой эффективности Пантер неоднозначны. С одной стороны, надежная лобовая броня выдерживала огонь советских орудий 1943 года, превосходная оптика помогала быстро обнаруживать противника, а хорошее вооружение эффективно уничтожать советские танки и огневые точки, с другой стороны, бортовая броня была слабой и пробивалась даже советским 45мм полевым орудием практически на всех дистанциях. Слабое бортовое бронирование Пантер было быстро отмечено советскими военными специалистами и Красная Армия использовала слабые стороны немецкой машины, в результате чего танковые соединения Пантер несли чудовищные потери. Еще одним недостатком был частый выход из строя ходовой части и трансмиссии, что усугублялось сложностью ремонта танка по сравнению с советскими машинами, которые очень хорошо чинились в полевых условиях. Все это приводило к тому, что танк приходилось отправлять в тыл для ремонта в заводских условиях и немецкий восточный фронт на долгое время терял столь необходимые ему танки. В целом против научившихся воевать восточных противников Пантера действовала не очень удачно.
На Западном фронте в 1944-1945 годах средний танк Пантера был настоящей угрозой для союзников, наступающих на Берлин через Францию. Англичане и американцы практичеки не использовали преимуществ подвижности танковых соединений и Пантерам в полной мере удавалось реализовать свои сильные стороны в переднем бронировании и мощи орудия без труда поражающего основные танки союзников Sherman. Очень показателен опрос, проведенный среди танкистов Эйзенхауера, которые в один голос утверждали, что вести бой с Пантерой на Шермане очень тяжело. Несмотря на ряд серьезных недостатков многие считают Пантеру одним из лучших танков Германии наряду с Тигром, что впрочем не вызывает сомнений, ведь более эффективных боевых машин у Германии в большом количестве просто не было. Но серьезные недостатки этого танка, в особенности низкая надежность, сыграли свою роль. Пантера так и не смогла заменить собой надежный и безотказный PzIV, который так и остался основным немецким танком до конца войны.
  • Сергей Савенков

    какой то “куцый” обзор… как будто спешили куда то