Как вы понимаете название произведения мертвые души. Смысл названия поэмы «Мертвые души. Истинные «Мертвые души»

Пожалуй, главный вопрос поэмы, который неизбежно задаёт себе читатель: кого Гоголь имел в виду, называя так свое произведение уже на этапе замысла? Отвечали и сейчас отвечают на этот вопрос по-разному, в зависимости от подхода к проблематике поэмы. Наиболее традиционный и распространённый взгляд основывается на конфликте изжившей себя системы крепостного права, с одной стороны, и жизненной силы крестьянства, души русской нации — с другой. Отсюда следует, что мёртвыми душами Гоголь считал помещиков, живыми — крестьян. Однако, если сводить смысл поэмы лишь к этому, пусть и верному суждению, упрощается идейный пафос поэмы. Во-первых, помимо помещиков и крестьян в произведении показаны разные слои населения, социальные типы, индивидуальные характеры. Какой «душой» считать кучера Селифана или, например, прокурора? Если определять по социальному признаку, к какому разряду относить персонажей, то тогда основными критериями станут происхождение человека и его статус; если же по моральным качествам, то хороших людей мы будем именовать «живыми» душами, плохих — «мёртвыми».

Вспомним восклицание Гоголя в письме Жуковскому о замысле произведения: «Вся Русь явится в нём!» Оно означает, что проблематика поэмы коснётся каждого человека. Важно также, что название произведение получило с самого начала: Гоголь имел в виду вовсе не конкретных людей, а явление, состояние омертвелости, «мёртвости» души человека, близкое к духовному умиранию личности. Само сочетание «мёртвые души» парадоксально объединяет несовместимые сущности: смерть и вечную жизнь души — и представляет собой не обычный литературный оксюморон, а нравственно-философскую идею, предупреждение человеку не потерять свою бессмертную душу. Поэтому неверно указывать на того или иного персонажа, называя его «живой» или «мёртвой» душой. В поэме создаётся идеал одухотворённой, осмысленной, творческой жизни — его и следует считать ориентиром, давая различные оценки героям.

Цель своей поэмы Гоголь видел в пробуждении совести человека, каждый должен посмотреть на себя с пристрастием: «А кто из нас, полный христианского смиренья, не гласно, а в тишине, один, в минуты уединённых бесед с самим собой, углубит вовнутрь собственной души сей тяжёлый вопрос: „А нет ли и во мне какой-нибудь части Чичикова?"». Поэтому искать «омертвелость» души, настаивал Гоголь, нужно прежде всего в себе. Разумеется, это требование глубинное, общее и выходит за пределы данного литературного произведения. В поэме важнейшую роль играет фактор ответственности человека за свою жизнь и исполнение своего долга. В этом отношении, безусловно, сатирический пафос поэмы направлен на помещиков и чиновников.

О какой гражданской и человеческой ответственности может идти речь при виде безучастного ко всему , недоверчивой и ограниченной Коробочки, неразумного и бесшабашного Ноздрёва, циничного и алчного , вселенской прорвы, безудержного накопителя ? Такими же резкими характеристиками Гоголь наделяет городское чиновничество, но всё же внимание к чиновникам невозможно сопоставить с подробнейшим описанием характеров помещиков, их образа жизни, поместья и хозяйства. «Помещичьи» главы отличаются на общем фоне поэмы недосягаемым уровнем художественной выразительности, эти пять глав можно даже назвать пятью актами человеческой комедии.

Об образах крестьян мы судим положительно, потому что знаем: от их труда зависит жизнь помещика, чиновника, всего населения страны. Источник физического существования и духовной жизни нации зарождается в крестьянстве, распространяясь затем на другие слои общества. Мы не видим созидательного труда крестьян, не слышим фольклорных песен, творческая одарённость русского простого народа проявляется эпизодически, например в лирическом отступлении о русском слове или мастерстве каретника Михеева. Гоголь видит свою задачу в том, чтобы показать, как подавляется творческая воля и жизненная активность человека в условиях крепостного рабства. Вот почему на передний план выходят судьбы крепостных крестьян. Гоголь не скрывает их слабости, недостатки, дурные качества, то есть он не идеализирует крестьян, но и не относится к ним свысока, как к жертвам крепостного режима. Пафос гоголевского обличения выше и сложнее: описывая крестьянские судьбы, художник создаёт истории гибели людей, изначально лишённых права на свободную и достойную жизнь. Печальна судьба плотника Степана Пробки, жизнь которого сломала крепостная неволя: он не мог остановиться в страсти зарабатывания денег, брался за любую работу и в результате погиб. Гоголь говорит здесь о том, что можно заработать денег и выкупить себе волю, но нельзя купить чувство свободы, будучи рождённым в неволе.

Таким образом, призыв быть «не мёртвыми, а живыми душами» обращён Гоголем не только к помещику или крестьянину — герою произведения, но и к каждому из нас. Гоголь не осуждал человека, не преследовал его своей сатирой. В смехе Гоголя много скорби, но есть и надежда. В лирическом отступлении в начале седьмой главы писатель говорит о своём предназначении и судьбе: «И долго ещё определено мне чудной властью идти об руку с моими странными героями, озирать всю громадно несущуюся жизнь, озирать её сквозь видный миру смех и незримые, неведомые ему слёзы!»

Поэма «Мертвые души» была написана в то время, когда в России господствовало крепостное право. Помещики распоряжались своими крестьянами, как вещами или скотом, могли покупать и продавать их. Богатство помещика определялось количеством крестьян, которые ему принадлежали. Приблизительно через 10 лет государство производило перепись «душ». По спискам переписи помещики платили налоги за крестьян. Если в промежутке между двумя ревизиями крестьянин умирал, помещик

Коробочка домовитая хозяйка, но с узким умственным кругозором. Она ничего не видит, кроме копеек и двугривенников. Разоряющийся помещик-расточитель Ноздрев, способный «Спустить»все хозяйство за несколько дней.

Показан и Собакевич помещик-кулак, который очень далек от просвещения, от передовых идей общества. Ради наживы он способен на плутовство, подделки, обман. Ему даже удается продать Чичикову вместо мужчины женщину.

Пределом же морального падения является Плюшкин прореха на человечестве». Ему жаль тратить свое добро не только для других, но и для себя. Он не обедает, одевается в рваную одежду. К людям он питает недоверие и враждебность, проявляет жестокость и несправедливость к крестьянам. В нем вымерли отцовские чувства, вещи для него дороже людей. «И до такой ничтожности, мелочности, гадости мог снизойти человек,» с горечью восклицает Гоголь о Плюшкине.

В «Мертвых душах» выведена целая галерея чиновников того времени. Показана пустота их существования, отсутствие серьезных интересов, крайнее невежество, в поэме нет образов народа, но отдельные места, произведения дышат любовью к нему, верой в него. Автор заставляет восхищаться живым и. бойким русским умом, расторопностью, выносливостью, силой и предприимчивостью русского крестьянина. И веря в эти качества народа, Гоголь прочит счастье России в ее далеком будущем, сравнивая Русь с птицей-тройкой, несущейся вдаль, где ждут ее перемены к лучшему.

Гоголь внес огромный вклад в историю русского общества! Писатель умер, но его произведения не потеряли своего значения и в настоящее время. Исчезли люди, подобные тем, которых изобразил Гоголь, но отдельные черты этих героев можно встретить и в наше время. Гоголь помогает нам видеть отрицательное значение этих черт, учит понимать их вред и бороться с ними.

Николай Васильевич Гоголь создал большое число интересных характеров. Среди этого пестрого разнообразия выделяется по-настоящему удивительный персонаж - Павел Иванович Чичиков. Мы знакомимся с Чичиковым в первой главе «Мертвых душ». Обращает на себя внимание то, что он ничем не выделяется - ни молод, ни стар, не красавец, но и не дурной наружности, не слишком толст и нельзя сказать, чтобы тонок. В создании Чичикова - этого воплощения усредненности - проявилась гениальность Гоголя. По канонам русской литературы того времени, такой человек как Павел Чичиков не мог быть героем большого литературного произведения, тем более названного автором поэмой.

Характер Чичикова находится где-то между точным расчетом и преступлением. Этот человек необыкновенно приличной наружности ведет противозаконную деятельность. Чичиков, по большому счету, ворует деньги у опекунского совета - организации, призванной заниматься проблемами социально незащищенных граждан. Попади Чичиков в руки правосудия - и ему гарантированы каторжные работы и поражение в правах, то есть лишение дворянского звания. Следя за похождениями Чичикова, всегда нужно помнить об этом. На протяжении всех одиннадцати глав первого тома «Мертвых душ» Павел Иванович, что называется, «ходит под статьей».

И только благодушие и всеобщая душевная спячка окружающих экономического преступника людей позволяют Чичикову на первый раз избежать наказания. Чичиков - отличный предприниматель. Он виртуозно совершает свои сделки, умеет подыскать ключик к каждому из деловых партнеров. Кроме того, Павел Иванович блестяще устраивает для себя административную поддержку, так называемую «крышу». В сферу его деятельности попадают многие из местных политиков. Продавцы мертвых душ отчасти понимают противозаконность этих торговых операций, однако соблазн получить деньги фактически ни за что делает их соучастниками Чичикова. Еще современники Гоголя замечали, что купля-продажа мертвых душ, согласно действовавшему тогда законодательству, была невозможна. Но время стерло эти несообразности, и мы не без удовольствия наблюдаем за деловой активностью Павла Ивановича.

Наверное, многие из читателей могут позавидовать тем простым временам, когда обмануть государство было так просто - нужны лишь хорошая идея, немного денег и личное обаяние, которым Чичиков обладал в полной мере. Упомянув деловые и человеческие качества Павла Ивановича Чичикова, нельзя не остановиться на современности его характера. Современники Гоголя восприняли главного героя «Мертвых душ» с плохо скрываемым отвращением. Сегодня Чичиков выглядит как вполне симпатичный и достаточно безобидный жулик. Действительно, Павел Иванович не нанимал киллеров для убийства конкурентов, не покупал голоса депутатов Государственной думы, не торговал оружием и наркотиками, не развращал малолетних. Сегодня Чичиков, безусловно, добился бы определенных успехов в бизнесе, однако значительных высот ни за что бы не достиг.

Вероятно, Павлу Ивановичу недостало бы цинизма и крайней жестокости, прославивших нынешних чиновников далеко за пределами СНГ. Говоря о характере Павла Ивановича, нельзя не сказать о том, что Гоголь намеревался сделать своего героя достойным человеком. Речь о духовном совершенствовании Чичикова должна были идти в сюжетном втором и недописанном третьем томах поэмы «Мертвые души». Можно только представить, какие испытания, какие духовные борения пришлось бы пережить этому прирожденному предпринимателю, чтобы стать другим. К счастью, в русской литературе навсегда остался только первый и единственный том «Мертвых душ» - одно из лучших произведений, написанных на русском языке.

Введение

В далёком 1835 году Николай Васильевич Гоголь начал работу над одним из наиболее известных и значительных своих произведений - над поэмой «Мёртвые души». С момента публикации поэмы прошло почти 200 лет, а произведение остаётся актуальным до сих пор. Мало кто знает, что если бы автор не пошёл на некоторые уступки, читатель мог бы и вовсе не увидеть произведения. Гоголю пришлось править текст множество раз только лишь для того, чтобы цензура одобрила решение о выпуске в печать. Предлагаемый автором вариант заглавия поэмы цензуру не устраивал. Многие главы «Мёртвых душ» были изменены практически полностью, были добавлены лирические отступления, а повесть о капитане Копейкине лишилась жёсткой сатиры и некоторых персонажей. Автор, если верить историям современников, хотел даже на титульной странице издания поместить иллюстрацию брички в окружении человеческих черепов. Существует несколько смыслов названия поэмы «Мёртвые души».

Многозначность названия

Название произведения «Мёртвые души» многозначно. Гоголь, как известно, задумывал трёхчастное произведение по аналогии с «Божественной комедией» Данте. Первый том - Ад, то есть обитель мёртвых душ.

Во-вторых, с этим связана фабула произведения. В XIX веке «мёртвыми душами» называли умерших крестьян. В поэме Чичиков покупает документы на умерших крестьян, а потом продаёт их в опекунский совет. Мёртвые души в документах значились живыми, а Чичиков получал за это немалую сумму.

В-третьих, в названии подчёркивается острая социальная проблема. Дело в том, что в то время продавцов и скупщиков мёртвых душ было великое множество, это не контролировалось и не наказывалось властью. Казна пустела, а предприимчивые аферисты наживали себе состояние. Цензура настоятельно рекомендовала Гоголю изменить название поэмы на «Приключения Чичикова, или мёртвые души», переставив акцент на личность Чичикова, а не на острую общественную проблему.

Возможно, идея Чичикова покажется некоторым странной, но всё сводится к тому, что между мёртвыми и живыми разницы и нет. Продаются и те, и те. И умершие крестьяне, и помещики, согласившиеся продать документы за определённое вознаграждение. Человек полностью теряет человеческие очертания и становится товаром, а вся его сущность сводится к бумажке, где указано, жив ты или нет. Получается, что душа оказывается смертна, что противоречит главному постулату христианства. Мир становится бездуховным, лишённым религии и любых морально-этических ориентиров. Такой мир описывается эпически. Лирический компонент заключён в описании природы и духовного мира.

Метафоричность

Смысл названия «Мёртвые души» у Гоголя метафоричен. Интересным становится посмотреть на проблему исчезновения границ между мёртвыми и живыми в описании покупаемых крестьян. Коробочка и Собакевич описывают умерших словно живых: один был добрым, другой - хорошим пахарем, у третьего были золотые руки, а вот те двое и капли в рот не брали. Безусловно, в этой ситуации есть и комический элемент, но с другой стороны все эти люди, которые некогда трудились на благо помещикам, представляются в воображении читателей как живые и всё ещё живущие.

Смысл произведения Гоголя, конечно же, не ограничивается этим списком. Одна из важнейших трактовок кроется в описанных характерах. Ведь если посмотреть, то все действующие лица, кроме самих мёртвых душ, оказываются неживыми. Чиновники и помещики погрязли в рутине, бесполезности и бесцельности существования так давно, что желание жить у них не появляется в принципе. Плюшкин, Коробочка, Манилов, городничий и почтмейстер - все они представляют собой общество пустых и бессмысленных людей. Помещики предстают перед читателем рядом героев, выстроенных по степени моральной деградации. Манилов, чьё существование лишено всего мирского, Коробочка, скупость и придирчивость которой не знает границ, потерявшийся Плюшкин, игнорирующий очевидные проблемы. В этих людях умерла душа.

Чиновники

Не только в безжизненности помещиков заключён смысл поэмы «Мёртвые души». Чиновники представляют собой куда более устрашающую картину. Коррупция, взяточничество, кумовство. Обычный человек оказывается заложником бюрократической машины. Бумажка становится определяющим фактором человеческой жизни. Особенно чётко это прослеживается в «Повести о капитане Копейкине». Инвалид войны вынужден ехать в столицу только лишь затем, чтобы подтвердить свою инвалидность и оформить пенсию. Однако Копейкин не в силах понять и сломать управленческие механизмы, не в силах смириться с постоянным переносом встреч, Копейкин совершает довольно эксцентричный и рискованный поступок: пробирается в кабинет к чиновнику, угрожая, что не выйдет оттуда, пока его требования не будут услышаны. Чиновник быстро соглашается, а Копейкин теряет бдительность от обилия лестных слов. Повесть заканчивается тем, что помощник государственного служащего увозит Копейкина. Больше о капитане Копейкине никто не слышал.

Обличаемые пороки

Неслучайно поэма называется «Мёртвые души». Духовная нищета, косность, ложь, чревоугодие и алчность убивают в человеке желание жить. Ведь каждый может превратиться в Собакевича или Манилова, Ноздрёва или городничего - нужно всего лишь перестать стремиться к чему-то кроме собственного обогащения, смириться с текущим положением вещей и реализовывать некоторые из семи смертных грехов, продолжая делать вид, будто ничего не происходит.

В тексте поэмы есть замечательные слова: «но века проходят за веками; полмиллиона сидней, увальней и байбаков дремлют непробудно, и редко рождается на Руси муж, умеющий произносить его, это всемогущее слово «вперёд»».

Тест по произведению

Смысл названия поэмы «Мертвые души»

Название «Мертвые души» столь многозначно, что породило тьму читательских догадок, научных споров и специальных исследований.

Словосочетание «мертвые души» звучало в 1840-х годах странно, казалось непонятным. Ф. И. Буслаев рассказал в своих воспоминаниях, что, когда он «в первый раз услышал загадочное название книги, то сначала вообразил себе, что это какой-нибудь фантастический роман или повесть вроде «Вия». Смирнова-Чикина Е.С. Поэма Н.В. Гоголя «Мертвые души» - литературный комментарий - М., «Просвещение», 1964 . - с. 21. Действительно, название было необычно: душа человека считалась бессмертной, и вдруг мертвые души!

«Мертвые души», - писал А. И. Герцен, - это заглавие носит в себе что-то наводящее ужас». Герцен А.И., т. II, с. 220. Впечатление от названия усиливалось тем, что само это выражение не употреблялось до Гоголя в литературе и вообще было мало известно. Даже знатоки русского языка, например профессор Московского университета М. П. Погодин, не знали его. Он с негодованием писал Гоголю: «Мертвых душ в русском языке нет. Есть души ревизские, приписанные, убылые, прибылые». Письмо хранится в Отделе рукописей библиотеки им. В.И. Ленина в Москве. Погодин, собиратель старинных рукописей, знаток исторических документов и русского языка, писал Гоголю с полным знанием дела. Действительно, это выражение не встречалось ни в правительственных актах, ни в законах и других официальных документах, ни в научной, справочной, мемуарной, художественной литературе. М. И. Михельсон во много раз переиздававшемся в конце XIX века собрании крылатых выражений русского языка приводит словосочетание «мертвые души» и делает ссылку только на поэму Гоголя! Других примеров Михельсон не нашел в громадном литературном и словарном материале, просмотренном им.

Каковы бы ни были истоки, основные смыслы названия можно найти только в самой поэме; здесь и вообще каждое общеизвестное слово приобретает свой, чисто гоголевский оттенок.

Есть прямой и очевидный смысл названия, вытекающий из истории самого произведения. Сюжет «Мертвых душ», как и сюжет «Ревизора», дал ему, по признанию Гоголя, Пушкин: он рассказал историю о том, как хитрый делец скупал у помещиков мертвые души, т. е. умерших крестьян. Дело в том, что с Петровского времени в России каждые 12 - 18 лет проводились ревизии (проверки) численности крепостных крестьян, поскольку за крестьянина мужского пола помещик обязан был платить правительству «подушную» подать. По итогам ревизии составлялись «ревизские сказки» (списки). Если в период от ревизии до ревизии крестьянин умирал, в списках он все равно числился и за него помещик платил подать - до составления новых списков.

Вот этих-то умерших, но числящихся живыми пройдоха-делец и задумал скупить по дешевке. Какая же тут была выгода? Оказывается, крестьян можно было заложить в Опекунском совете, т. е. получить за каждую «мертвую душу» деньги.

Самая высокая цена, которую пришлось уплатить Чичикову за «мертвую душу» Собакевичу, - два с полтиной. А в Опекунском совете он мог получить за каждую «душу» 200 рублей, т. е. в 80 раз больше.

Затея Чичикова обычна и фантастична одновременно. Обычна потому, что покупка крестьян была повседневным делом, а фантастична, поскольку продаются и покупаются те, от кого, по словам Чичикова, «остался лишь один неосязаемый чувствами звук».

Никто не возмущен этой сделкой, наиболее недоверчивые лишь слегка удивлены. В реальной действительности человек становится товаром, где бумага подменяет людей.

Итак, первый, наиболее очевидный смысл названия: «мертвая душа» - это умерший, но существующий в бумажном, бюрократическом «обличье» крестьянин, ставший предметом спекуляции. Часть из этих «душ» имеет в поэме свои имена, характеры, о них рассказываются разные истории, так что они, если даже и сообщается, как приключилась с ними смерть, оживают на наших глазах и выглядят, пожалуй, живее иных «действующих лиц».

«Милушкин, кирпичник! Мог поставить печь в каком угодно доме.

Максим Телятников, сапожник: что шилом кольнет, то и сапоги, что сапоги, то и спасибо, и хоть бы в рот хмельного…

Каретник Михеев! Ведь больше никаких экипажей и не делал, как только рессорные…

А Пробка Степан, плотник? Ведь что за силища была! Служи он в гвардии, ему бы бог знает что дали, трех аршин с вершком ростом!» Гоголь Н.В. Мертвые души - М.,«Эксмо»,2010 г. - т.1,гл.5,с. 29.

Во-вторых, Гоголь подразумевал под «мертвыми душами» помещиков-крепостников, угнетавших крестьян и мешавших экономическому и культурному развитию страны.

Но «мертвые души» - не только помещики и чиновники: это «безответно мертвые обыватели», страшные «неподвижным холодом души своей и бесплодной пустыней сердца». В Манилова и Собакевича может превратиться любой человек, если «ничтожная страстишка к чему-нибудь мелкому» разрастется в нем, заставляя его «позабыть великие и святые обязанности и в ничтожных побрякушках видеть великое и святое

Неслучайно портрет каждого помещика сопровождается психологическим комментарием, раскрывающим его общечеловеческий смысл. В одиннадцатой главе Гоголь предлагает читателю не просто посмеяться над Чичиковым и другими персонажами, а «углубить вовнутрь собственной души сей тяжелый запрос: «А нет ли и во мне какой-нибудь части Чичикова?». Так, Герцен записал в дневнике в 1842 году: «…не ревизские мертвые души, а все эти ноздревы, маниловы и все прочие - вот мертвые души, и мы их встречаем на каждом шагу». Герцен А.И., т. II, с. 220. Таким образом, название поэмы оказывается очень емким и многоплановым.

Художественную ткань поэмы составляют два мира, которые условно можно обозначить как мир «реальный» и мир «идеальный». Реальный мир автор показывает, воссоздавая современную ему действительность. Для «идеального» мира душа бессмертна, ибо она - воплощение божественного начала в человеке. А в мире «реальном» вполне может быть «мертвая душа», потому, что для обывателей душа только то, что отличает живого человека от покойника.

Заглавие, данное Гоголем своей поэме, было «Мертвые души», но на первом листе рукописи, представленном в цензуру, цензор А.В. Никитенко приписал: «Похождения Чичикова, или… Мертвые души». Так и называлась около ста лет поэма Гоголя.

Эта хитрая приписка приглушала социальное значение поэмы, отвлекала читателей от мыслей о страшном названии «Мертвые души», подчеркивала значение спекуляций Чичикова. А.В. Никитенко снижал своеобразное, небывалое название, данное Гоголем, до уровня названий многочисленных романов сентиментального, романтического, охранительного направлений, завлекавших читателей удивительными, витиеватыми названиями. Наивная уловка цензора не снизила значения гениального творения Гоголя. В настоящее время поэма Гоголя печатается под заглавием, данным автором, - «Мертвые души».

Гоголь не закончил свою поэму "Мертвые души", потому что понял: ситуацию в России еще долго нельзя будет исправить, хотя в первом томе все же подает некие надежды на светлое будущее.

Гоголь написал "Мертвые души" в тот момент, когда в России еще существовало крепостное право. Поэтому многие помещики относились к крестьянам ужасно: били их, унижали, продавали, как домашних животных. Помещики старались заполучить как можно больше крестьян, это считалось богатством.

Свою поэму Гоголь и посветил этому, Чичиков является прототипом всех помещиков России. Чичиков начинает свое путешествие по губерниям, чтобы скупить "мертвых душ". Также идет повествование образа жизни помещиков, на примере, Коробочки, Собакевича или других героев. Они, конечно, отличаются друг от друга. Коробочка дорожит каждой копеечкой, а другой главный герой тратит последнее. Манилов, он даже не знает, сколько у него душ, равнодушен ко всему происходящему. Но их общая черта заключается в том, что все помещики просто существуют, ничего не делают, сидят на шее государства.

Любой помещик в произведении Гоголя не отличается особой грамотностью, они все необразованные. Плюшкин показан скупердяем, он жалеет даже для себя, а Собакевич ворует и идет на обман. Манилов несколько лет читает одну и ту же книгу, которая пылится на четырнадцатой странице.

Во всей поэме Гоголь представляет грубых, идущих на унизительные поступки, неграмотных, жестоких помещиков. Но в поэме можно и увидеть восхищение природой, это отрывок про русскую дорогу, описания обстановки. Тройка сравнивается с Русью, так автор показывает, что есть шанс изменить Родину, но это будет в будущем, в другой России.

Кроме этого, Гоголь изобразил и функции государства, его непрактичность, ведь в то время нельзя было продавать и покупать душ, но многим, например, Чичикову удавалось это сделать. А значит, что и порядка в стране не было. Никто не следил за правами человека, люди жили ради денег, "мертвых душ", пустого существования, никто из представленных героев не принес пользы обществу.

Но есть и два героя, которые, по мнению Гоголя могут изменить свою жизнь. Это Чичиков и Плюшкин, поэтому их биография дана в таких подробностях. Они немного отличаются поведением, у них зарождаются светлые мысли, которые потом приведут их к нормальной жизни, так задумал автор.

Само название пьесы имеет два значения: Первое - мертвые души, которые покупали и продавали помещики. А второе - мертвые души самих помещиков.

Таким образом, можно сказать, что смысл поэмы Гоголя "Мертвые души" имеет несколько направлений. Первое - историческое, изобразить настоящую действительность того времени. Вторая - социальная, показать проблемы общества, в первую очередь, это крепостное право и беззаконие помещиков. Третья - поручительная, поставить на верный путь исправления.

Гоголь знаменит своим произведениями, он вкладывал огромный философский смысл в поэму, которая дошла до сегодняшнего времени.

Вариант 2

Смысла в этой поэме, вообще, много. Это очень глубокое произведение, которого, говорят, при каждом прочтении открывается по-новому. Всегда можно открыть что-то интересное в характерах и деталях.

Вообще, само противоречивое название и то, что происходила покупка душ в российской империи, будто это демоны скупали их, наталкивает на мысль о чём-то греховном. То есть не очень хорошо (и Гоголь понимал это) то, что так долго был у нас рабовладельческий строй. И в поэме мы видим тех, кто распределяет души людские. Это не самые лучшие, не самые добрые и умные люди. Наоборот, у каждого свой серьёзный недостаток: мечтательность, жадность, глупость, азарт… И всё это ударяет по людям (по крестьянам), которые от этих помещиков зависят.

Поэма, как и пьеса «Ревизор», сатирична. Николай Васильевич обличает и высмеивает таких помещиков, саму систему тоже, вероятно. Я слышал, что Гоголь в своём завещании говорил много о добре и ответственности. Тот же помещик должен понимать ответственность за людей, которые ему подчиняются… Это даже серьёзней, чем генерал и его солдаты, чем начальник и подчиненные, так как помещик имел глобальную власть над крепостными. Он должен был бы заботиться об их благополучии, об их развитии… А в реальности получалось, что помещики думали только о себе.

То есть я думаю, что главный смысл обличительный… Также смеётся автор и над самим Чичиковым, который, по сути своей, авантюрист просто! И он со всеми сумел найти общий язык. Хотя в итоге, не к чему хорошему его афера не привела.

Ещё очень важна тема России, которая, мол, птица-тройка мчит куда-то. Вот мы даже кусочек учили. Да, это красивые строки, которые заставляют задуматься о судьбе станы. И о нас всех, которых она несёт. Но чувствуется в тех строчках и любовь. Любовь не только к стране, но и к её народу.

Говорят, что народ получает тех, кого и заслуживает. Значит, на тот момент крестьяне заслуживали таких только помещиков. Крестьяне были запуганы, иногда ленивы. А в итоге вылилось это через долгие годы в революцию! Даже после отмены крепостного права не очень многое по сути изменилось… Даже сейчас, мне кажется, его отголоски всё ещё есть у нас.

Несколько интересных сочинений

  • Образ и характеристика Тонкого в рассказе Толстый и тонкий Чехова сочинение

    Тонкий - один из двух главных персонажей сатирического рассказа Антона Павловича Чехова под названием «Толстый и Тонкий».

  • Анализ произведения Поединок Куприна 11 класс

    Поединок возможно одно из самых известных произведений Александра Ивановича Куприна. В данном произведении нашли отображения мысли автора. Он описывает русскую армию начала 20 века

  • Сочинение Незнакомка Блока (по стихотворению)

    В стихотворении Блока видно, что в каждой строке передаётся окружение героя, безысходность и суета. Незнакомка нужна здесь для того, чтобы выразить насколько всё плохо. Люди погрязли в своей городской суете

  • Дубровский - благородный герой сочинение (6 класс)

    Все мы любим героев, которые спасают других людей и готовы прийти на помощь в самый неожиданный момент. Но прежде всего мы должны быть честными не только с другими, но с собой.

  • Образы градоначальников в романе История одного города Салтыкова-Щедрина сочинение характеристики Глупов

    Роман «История одного города», созданный Михаилом Салтыковым-Щедриным в конце девятнадцатого века, является по-настоящему сатирическим произведением, в котором обличаются пороки власти, которая в то время была абсолютной

  • Сергей Савенков

    какой то “куцый” обзор… как будто спешили куда то