Как проводятся уроки физкультуры. Как проводится физкультура в школах? Травматизм детей на уроках физкультуры в школе

Уроки физической культуры способствуют укреплению вашего здоровья. Физические упражнения развивают ваш организм, повышают иммунитет, делают вас более выносливыми и сильными. Кроме того, спортивные занятия улучшают настроение, а командные игры воспитывают чувство товарищества и взаимопомощи.

✏ На урок физкультуры нужно приходить только в специальной спортивной форме.

Выбирайте спортивную форму в зависимости от места проведения занятий (спортивный зал, спортивная площадка, стадион, бассейн) и времени года (осень, зима, весна).

Приходите в той форме, которая принята в вашей школе (спортивный костюм, шорты, спортивные брюки, футболка, куртка и т. п.).

Спортивная форма должна быть удобной и лёгкой. Лучше всего подойдёт одежда из натуральных тканей, которые хорошо пропускают воздух летом и сохраняют тепло зимой.

Проследите, чтобы вам не мешали наручные часы, украшения, заколки. Если у вас длинные волосы, уберите их, чтобы они не лезли в глаза и не мешали вам и окружающим.

В раздевалке ведите себя спокойно, не спешите, не балуйтесь, не шумите. Аккуратно сложите свою одежду и отправляйтесь на урок. Если раздевалка в вашей школе не закрывается на время проведения урока, старайтесь не оставлять там деньги и ценные вещи.

Во время урока физкультуры нужно быть очень внимательными, собранными, сосредоточенными и осторожными. Вы двигаетесь интенсивно и быстро, поэтому наиболее велика вероятность получения и нанесения другим травм и ушибов. Неправильно выполненное упражнение может повредить вашему здоровью и привести к травме.

✏ Чтобы избежать травм, делайте только те упражнения и только так, как говорит и показывает учитель.

Нельзя находиться слишком близко к ученику, который выполняет какое-либо упражнение.

Нужно быть предельно внимательными во время игр и упражнений с мячом, скакалкой, а также во время занятий на брусьях, канате и других спортивных снарядах.

Во время командных игр строго соблюдайте установленные правила.

Если вы почувствовали себя плохо до или во время урока, немедленно сообщите об этом учителю. Если вы увидели, что вашему товарищу стало плохо, сразу же позовите учителя.

Правила поведения на спортивной площадке

В тёплое время года уроки физкультуры обычно проходят на свежем воздухе. Если учитель предупредил вас, что урок физкультуры будет на спортивной площадке, позаботьтесь о подходящей спортивной форме. Скорее всего, это будет спортивный костюм с длинными брюками и лёгкая куртка. Нельзя идти на урок в одной футболке, потому что вы, разгорячённые после бега, можете простудиться.

✏ Спортивная форма должна быть удобной, прочной, сделанной из натуральных материалов.

Приходите на спортивную площадку и покидайте её только вместе со своим классом в сопровождении учителя.

Не выходите за пределы спортивной площадки. Если на площадке занимаются одновременно два класса, не заходите на территорию другого класса.

Во время выполнения упражнений будьте внимательны. Старайтесь не упасть, не толкнуть других учеников, не наступить на что-то острое.

Если на уроке предполагается выполнение таких упражнений, как метание спортивных снарядов, будьте очень осторожны. Следите за тем, чтобы не попасть таким предметом в других учеников и чтобы одноклассник не попал в вас.

Правила поведения в бассейне

Сейчас во многих школах есть бассейны, где проходят уроки физкультуры. Если в школе нет бассейна, то нередко класс посещает его в каком-либо спортивном комплексе.

Обычно уроки физкультуры в бассейне очень нравятся ребятам. Плавание не только полезно для здоровья, укрепляет и закаляет организм. Оно доставляет немало удовольствия и радости.

Многие из вас любят плавать, нырять, играть в воде. Однако нельзя забывать, что бассейн — место повышенной опасности.

✏ Нахождение в воде требует от вас особенной осторожности и строгого соблюдения мер безопасности.

Ваше посещение бассейна начинается с подготовки к этому уроку.

Если вы идёте в бассейн из дома, старайтесь не опаздывать. Скорее всего, опоздавших не пустят в бассейн.

Заранее соберите все необходимые для бассейна вещи.

В бассейне вам необходимо иметь:

1) купальник или плавки;

2) резиновую шапочку;

3) купальные шлёпанцы;

4) махровое полотенце;

5) мыло в мыльнице, губку и шампунь (в отдельном мешке);

6) сменную обувь.

Принимайте пищу не позднее чем за 2—3 часа до начала занятия. Плавать, как говорится, на полный желудок, очень вредно для здоровья.

Не берите с собой и не оставляйте в гардеробе (раздевалке) ценные вещи и деньги. Возможно, в вашем бассейне есть специальное место, где можно их оставить. Если такой возможности нет, то постарайтесь в дни занятий в бассейне не брать с собой много денег и не надевать дорогие украшения.

Если вы плохо себя чувствуете, предупредите об этом учителя.

В душе не балуйтесь, не бегайте, не играйте. Очень легко поскользнуться на мокром полу и получить травму.

Находясь в воде, надо быть особенно внимательными и осторожными.

✏ Входите в воду и выходите из неё строго по команде учителя.

Нельзя баловаться, громко кричать и шуметь.

Не толкайте в воду ваших одноклассников.

Не ныряйте навстречу друг другу.

Нырять с бортика бассейна можно только по команде учителя.

Не «топите» других учеников.

✏ Не следует звать на помощь взрослых, если она вам не требуется на самом деле.

Если вашему однокласснику стало плохо и он начал тонуть, немедленно позовите учителя.

✏ Если вы начали тонуть, не паникуйте, а попытайтесь удержаться на поверхности воды и зовите на помощь.

Находясь в воде, делайте только те упражнения, о которых говорит вам учитель.

Играя в какие-либо спортивные игры, соблюдайте установленные правила.

В воде старайтесь постоянно двигаться, чтобы не замёрзнуть и избежать переохлаждения. Если у вас начался сильный озноб, появились мурашки («гусиная кожа») или посинели губы, следует с разрешения учителя покинуть бассейн и принять тёплый душ.

Если вам по каким-либо причинам нужно выйти из воды, попросите разрешения у учителя.

После плавания надо принять тёплый душ. Вытирайтесь полотенцем насухо, волосы высушите феном. Перед тем как выходить на улицу после бассейна, убе-дитесь, что вы тепло одеты.

Правила безопасности при езде на лыжах

Если зимой ваш урок физкультуры проходит на лыжах, будьте особенно внимательны, иначе можно получить травму. Поэтому делайте только то, что говорит учитель.

Если вы не умеете кататься на лыжах, очень внимательно слушайте объяснения учителя.

Не выставляйте вперёд и в стороны лыжные палки. Не поднимайте их острыми концами вверх.

Проследите, чтобы лыжные ботинки, лыжи и палки соответствовали вашему размеру и росту.

Ваша одежда должна соответствовать погоде. Она должна быть одновременно тёплой, лёгкой и удобной. Не забудьте надеть шапку и перчатки.

Если ваше занятие проходит в парке или в лесу, не отставайте от класса, не сворачивайте с лыжни.

Если вы спускаетесь с горки на лыжах, ноги слегка согните в коленях, лыжные палки отведите назад.

✏ Не спускайтесь с горки, если вы плохо катаетесь на лыжах или боитесь.

Тютиков Владимир Николаевич
ГБПОУ СПО «Чусовской индустриальный техникум»
г.Чусовой Пермский край

Почему большинство учащихся техникума ненавидят уроки физкультуры

Уроки физкультуры учащимся на сварщиков в техникуме нужны как воздух, пусть и не все их любят, профессия обязывает. К таким выводам приходят все, кто работал по этой специальности. Как считают эксперты, незаинтересованность детей в занятиях физкультурой – следствие, а не причина. Условия для проведения уроков физкультуры в нашем техникуме в большинстве своём, близка к идеалу: качественный инвентарь, нет проблемы помещений для занятий, да и квалифицированные педагоги есть. С другой стороны, имеем слишком жесткие нормативы, которые под силу не каждому учащемуся. Многие стремятся прогулять физкультуру всеми правдами и неправдами из боязни быть высмеянными своими товарищами и т.д.

Главная причина, почему дети посещают зал для занятий физкультурой без удовольствия в том, что у них отсутствует интерес к спорту. Да и откуда взяться интересу, если в стране, как считают 46% респондентов, уделяется недостаточно внимания популяризации спорта. У нас так и не сделан поворот в сторону здорового образа жизни. Многие родители предпочитают дать ребенку освобождение от физкультуры, чтобы он не приносил проблем в дом, и не всегда это освобождение бывает официальным. Редко можно встретить семью, на выходные выбирающуюся в лес покататься на лыжах вместе с детьми. Родители которые кричат на своих детей за пропуски занятий, а не уделяют время своему ребенку, создают для них такие же проблемы, как при физическом наказании, повышая вероятность проявления депрессии и агрессивного поведения. Учащиеся не посещающие физкультуру чаще жалуются на головные боли, давление, сниженный иммунитет и пр. А ведь даже десятиминутная прогулка прекрасно « проветривает» голову и возвращает телу бодрость. Во время выполнения физических упражнений, выделяются эндорфины, нейтрализующие гормоны стресса. Отсюда- ощущение расслабленности. Физическая нагрузка улучшает циркуляцию крови, поднимает настроение и снимает напряжение, освобождает тело от лишней энергии, которую оно не использует. К этому прибавляется и слабое оснащение спортивных залов в школах, и нехватка учителей, особенно молодых. Пожилой физрук в школе не может мотивировать необходимость заниматься спортом так, как молодой. Практика показывает, что учащиеся посещающие спортивные секции систематически, с удовольствием борются с нормативами ГТО.

По мнению экспертов, физруков у нас готовят по устаревшим нормам. Вместо педагогов у нас готовят тренеров. Надо, чтобы они проводили занятия в игровой форме, а не требовали обязательного выполнения нормативов». Считаю, что баскетбол мог стать той игрой, которая бы устроила многих. Не даром, она так популярна в колледжах США. Дело доходит до того, что учащиеся не идут даже в оплаченный учебным учреждением бассейн (явка 20-25 процентов). На мой вопрос ученику: «В чем дело?» Он ответил: «Поколение двадцать первого века, все пьют, и курят». Поговорив с ребятами, понимаешь, что половина из них не умеет плавать. Родителям хочется сказать отдельное «спасибо». Действительно, отношение детей к урокам физкультуры во многом зависит от учителя. Педагог, высмеявший «слабака» перед всем классом, способен внушить тому пожизненное отвращение к любым видам физической активности. Именно боязнь быть высмеянным учащимися группы, очень часто вызывает неприязнь к предмету. «Физическая подготовка современных детей оставляет желать лучшего. Когда учащиеся с трудом выполняют нормативы, вполне логично, что они испытывают неловкость оттого, что им приходится делать это прилюдно.

Вред от слишком жестких, единых для всех нормативов становится особенно заметным в подростковом возрасте. В последнее время, преподаватели физкультуры всё чаще вынуждены делать поблажки для слабых учеников, занижать норматив и т.д. Это конечно не выход из создавшейся ситуации, но при по душевом финансировании приходится идти на это. Я являюсь куратором в техникуме, на группе сварщиков. Не редко мне приходится слышать от учащегося один на один такую фразу: «Мне постирали форму», «Я забыл форму» и т.д. Учащиеся не боятся пропускать физкультуру систематически. После бесед с каждым, понимаешь, что все они так или иначе, стремятся избежать физических нагрузок под разным предлогом. Последние годы проблема только обостряется. Ситуация требовала каких-то решений и в моей группе. И я принял для себя решение встать в строй последним на уроке физкультуры.

Сам в прошлом спортсмен перворазрядник, чемпион области. Сейчас отжимаюсь, бегаю и т.д. вместе с ребятами. Наверно, это не решит всех проблем в моей группе. Где-то я не напишу пару никому не нужных отчетов, кто-то из коллег скажет: «Зря старается, не поможет». Но этим людям, я хочу сказать: «Кто бежит последним, тот лучше родителей знает о здоровье их детей». Занимаясь со своей группой, я понял, что не всем здесь место. Один юноша имеет большие проблемы как с весом, так и со всем остальным. Считаю, что таким детям, не имеющим освобождений, нужно официально разрешить замещение физкультуры, посещением платной группы в любой секции (на выбор). А в отсутствии средств в семье, посещение занятий в спецгруппах при техникуме, для таких учащихся. В моей группе 3 человека из 25 посещают спортивные секции, и никакие уговоры не помогают их пойти туда. Я решил: «Если Магомед не идет к горе, то гора придет к Магомеду». Взял ключи от «тренажерки», и пока физрук занят баскетболом с моими, я с теми, кто не с ним. Вот такое партнерство. Правда такие маневры в работе, я никому не навязываю. Решать каждому.

Не скажу, что я решил проблему кардинально, но нас бежит на разминке шестнадцать со мной, а не пять как на прошлой группе без меня, а значит –всё правильно сделал. В средствах массовой информации в последние годы, многое говорится о массовом спорте. Как многое делается для занятий спортом, строится много новых объектов. В моем маленьком городке в Пермском крае построили новый бассейн, много других спортивных объектов. Но проблем у тренеров с каждым годом всё больше. Наполняемость групп в секциях низкая, тренеры ломают головы, где найти деньги на соревнования и т.д. Массовый спорт в загоне- это диагноз, многое на показ. На предприятиях спортивная жизнь только для галочки, некоторые спортивные объекты в упадке. Люди конечно не бросили заниматься спортом, но многие забыли, что, не смотря на безработицу в моногороде, нужно брать детей за руку и вести в секцию, и контролировать посещение. А не ругать преподавателя физкультуры на кухне при своих детях. С благодарностью вспоминаю своего преподавателя физкультуры и начальной военной подготовки, который всех мальчиков в нашем классе заставил записаться в секции принудительно и контролировал на протяжении многих лет. Бывший морской офицер не церемонился ни с мальчиками, ни с девочками, нормы ГТО были для нас приказом для исполнения. Всегда сам показывал все упражнения, затем требовал выполнить нас.

Порой жалко детей, у которых физкультуру в школе ведет женщина весом 130 килограмм, может ли такой преподаватель пропагандировать спортивный образ жизни, продемонстрировать кувырок и т.д. А затем эти дети приходят к нам из школы. Всё это звенья одной цепи, которую надо разорвать. А не разорвем, так и будет количество аптек в нашем городе превышать количество действующих спортивных объектов.

Список литературы
1. Журнал «Физкультура и Спорт» номер 12/2013
2. Журнал «ОБЖ.Всё для учителя» номер 1(13)/2015

Давно доказано, что физкультура в школах имеет огромную и решающую роль в формировании и воспитании полноценной личности ребенка. Этот предмет решает задачи не только укрепления и сохранения в дальнейшем здоровья школьников, но и социальной адаптации, активности и общительности.

Где проходят школьные уроки физкультуры

Уроки физкультуры в школах могут проводиться в спортивных залах, имеющихся почти в каждой школе, на специально оборудованной для занятий площадке или на улице. В спортивном зале и на площадке должны быть созданы условия для занятий согласно установленным нормам. Они определяют, какое количество школьников может заниматься одновременно на отведенной площади, какая должна быть высота потолков в помещении, также нормативы устанавливают обязательное наличие вентиляции и обогрева, необходимого освещения, количество подсобных помещений и раздевалок, душевых кабин и спортивных снарядов. На площадках проводятся спортивные игры: футбол, баскетбол и волейбол. Для них нормативы устанавливают расположение ворот для футбола, баскетбольных корзин и волейбольных сеток.

Из чего состоит урок физкультуры

Уроки физкультуры в школе, как правило, состоят из трех частей: вводной, основной и заключительной.

Вводная часть, или разминка, помогает подготовить организм ребенка к предстоящей нагрузке. В основной части дети разучивают новые физические упражнения, бегают, прыгают, метают, лазают по канату, играют в подвижные игры, проводят эстафеты. И в заключительной части школьникам предлагается отдохнуть, чтобы сердцебиение и пульс пришли в норму, а организм успел отдохнуть.

Подмечено, что уроки физкультуры в школах обычно утомительны для детей в том случае, если они построены строго по программе. Поэтому во время таких уроков детям часто предлагается самостоятельная двигательная активность. Учитель осуществляет проведение таких уроков либо в спортзале, либо на улице, со спортивным инвентарем или без него. Также очень полезно проводить под музыку определенную систему упражнений, это снимает напряжение школьников, помогает развивать в них чувство ритма, координацию и внимание.

Физкультминутки

В понятие «физкультура в школах» также входят разминки или физкультминутки, которые могут проводиться и на других уроках. Если преподаватель видит, что дети устали и плохо усваивают материал, можно в течение пары минут дать им возможность выполнить несложные упражнения, приседания и наклоны, это способствует снятию умственного напряжения. В последние годы физкультминутки проводятся в основном в начальных и реже средних классах, а про старшеклассников, к сожалению, вообще забыли. А зря. Потратив несколько минут на разминку, учителя могли бы получить более высокие результаты своей работы, а также хорошую успеваемость.

Важность медицинских осмотров

Во всех школах проводятся в обязательном порядке плановые медицинские осмотры школьников, целью которых является оценить состояние здоровья каждого ученика, уровень его физической подготовки. На основе данных медицинских осмотров врач рекомендует оптимальные виды физических упражнений и величину нагрузок. В ходе медицинских осмотров выявляются учащиеся, которым в силу их физических и психических отклонений показана лечебная физкультура, такие дети освобождаются от занятий физической культуры в школах. Но это неправильно, так как именно эти дети больше всего нуждаются в благотворном влиянии физических упражнений на их ослабленный организм. В зависимости от состояния здоровья школьников делят на 3 группы по занятию физкультурой: основную, подготовительную и специальную медицинскую. Занятия для каждой группы устанавливает школа.

Физкультура: программа в начальной школе

Урок в начальной школе направлен в первую очередь на общее оздоровление и физическое развитие учащихся, а также развитие самостоятельного и творческого мышления школьников младших классов. Физкультура в 1-3-х классах необходима детям, так как она помогает воспитывать выносливость, помогает развивать ловкость, гибкость, координацию движений, начальные навыки в командных играх.

Урок физкультуры в начальной школе очень важен. Задача преподавателя физической культуры в младших классах - донести до младших школьников доступные для их возраста физкультурные знания, двигательные навыки и умения, а также способность применять полученные знания в обычной жизни.

Физкультура в начальной школе помогает детям поддерживать тело в хорошей физической форме с ранних лет, формирует уважительное отношение к своему здоровью и здоровью окружающих, воспитывает в будущих гражданах коллективизм, готовность прийти на помощь, смелость, отзывчивость, исполнительность.

Чем же занимаются конкретно дети младших классов на уроках физкультуры? Уроки физической культуры в младших классах посвящены в основном спортивным играм, различным эстафетам и состязаниям. Теоретические занятия занимают обычно 3-5 минут в начале урока - учитель рассказывает ребятам тематику текущего занятия. Кроме игр и эстафет большое внимание уделяется строевым упражнениям, бегу, ходьбе, прыжкам, лазанию и метанию, акробатическим движениям. В северных широтах уроки физкультуры включают также лыжный спорт. Все это направлено на развитие движения и координации.

В настоящее время урок физкультуры в младших классах проводится 3 часа в неделю. Программой допускается замена одного урока в неделю занятием ритмикой или хореографией.

Урок физкультуры в средних классах

Занятие физкультурой в школе, в средних классах, помогает обучать детей следующим навыкам:

  • Чередование ходьбы и бега.
  • Бег с препятствиями.
  • Правильное дыхание во время движений.
  • Прыжки в длину с разбега.
  • Прыжки в высоту с разбега.
  • Метание мяча в цель с различных расстояний.
  • Ловля мяча как одной, так и обеими руками.
  • Упражнения на гимнастической стенке.
  • Плавание и лыжи.

Кроме вышеперечисленных навыков занятия физкультурой в средних классах обучают ребят проведению закаливания, массажа, психической регуляции и самоконтроля - все это входит в процесс воспитания.

Уроки физкультуры в старших классах

Физическая культура в старших классах служит в формировании привычки подрастающего поколения заниматься физкультурой и спортом по окончании школы, она должна ориентировать молодежь к ведению здорового образа жизни, настраивать на самостоятельные занятия спортом в дальнейшем, учит пониманию огромной ценности поддержания правильного образа жизни и отказа от вредных привычек.

Травматизм детей на уроках физкультуры в школе

Наиболее всего согласно статистике подвержены различным травмам на школьных уроках физкультуры дети в возрасте 12-14 лет. Печальные цифры говорят о том, что среди учителей, тренеров, преподавателей, медицинских работников и родителей должна вестись работа по профилактике травматизма учеников на уроках физкультуры. Все эти категории должны знать о степени травмоопасности каждого вида спорта, входящего в школьную программу по физкультуре, а также держать под постоянным контролем причины, которые могут привести к плачевным последствиям.

Среди всех многочисленных причин, приводящих к травматизму на уроках физкультуры, самыми главными являются:

  • Недостаточный контроль со стороны медицинских работников за состоянием здоровья учеников.
  • Нарушение дисциплины во время уроков.
  • Неисправное оборудование или его несоответствие антропометрическим данным.
  • Отсутствие спортивной одежды и обуви учеников.
  • Неблагоприятные погодные условия.
  • Низкая квалификация учителя или тренера.

Статистика показывает, что наибольшее число травм, получаемых детьми на занятиях физкультурой в школе, приходится на спортивную гимнастику.

Организация уроков физкультуры в школах согласно ФГОС (Федеральные государственные образовательные стандарты)

Формы организации процесса физкультуры в школе (ФГОС) - это непосредственно уроки физкультуры, спортивные соревнования и праздники, оздоровительные разминки в течение дня, участие в спортивных кружках и секциях, занятия физкультурой и спортом дома вне школы. В свою очередь, все уроки по физической культуре разделяются на 3 вида:

  1. Образовательно-обучающая направленность. На уроках учеников знакомят с практическим материалом и учебными знаниями предмета (название и описание упражнений, методика и техника выполнения и т. д.). На таких уроках обучение проходит с поэтапным формированием двигательной активности детей - начальное изучение, углубленное обучение, закрепление материала и совершенствование полученных навыков.
  2. Образовательно-познавательная направленность. На уроках дети знакомятся с основами самостоятельной организации занятий физической культурой, учатся непосредственно планировать и проводить мероприятия по общему физическому оздоровлению. В процессе обучения они активно используют учебники и методические пособия.
  3. Образовательно-тренировочная направленность. Осуществляется непосредственно на уроках физкультуры для развития физических данных ребят и их активности.

Педагогическая практика

Будущие преподаватели и учителя физкультуры проходят в процессе обучения обязательную практику в школах по физкультуре. Во время прохождения практики студентам предлагается выполнить ряд задач:

  1. Ознакомление с инструкцией студента-практиканта и программой. Необходимые сведения представлены в дневнике практиканта. В программу входит посещение школы в оговоренное время для знакомства, проведения уроков физкультуры в младших, средних или старших классах. Каждый студент-практикант должен провести 6 уроков самостоятельно и 6 уроков в качестве помощника учителя. Общая нагрузка прохождения практики составляет двенадцать часов в неделю.
  2. Посетить 3 урока физкультуры у сокурсника. Цель таких посещений - проведение полного педагогического анализа уроков.
  3. Разработать самостоятельный план по обучению какому-нибудь двигательному действию на период практики.
  4. Написать сценарий праздника для учеников, разработать его и провести мероприятие.

Никогда еще проблема низкой двигательной активности детей и подростков не стояла так остро, как сегодня. Это обусловлено многими факторами, не последнее место среди которых занимает всеобщая увлеченность школьников компьютерными играми и общением в социальных сетях. Время, которое родители современных детей проводили в подвижных играх, нынешнее подрастающее поколение просиживает за компьютером. Дефицит двигательной активности при этом так велик, что 2-3 урока физкультуры в неделю могут показаться каплей в море, не способной повлиять на физическое развитие школьников. А если еще вспомнить участившиеся трагические случаи при сдаче нормативов, то возникает вопрос: для чего нужна физкультура в школе? Может, этот предмет лучше вообще исключить из школьной программы?

Такой радикальный подход к решению данной проблемы не может быть признан разумным, это равносильно тому, чтобы предлагать гильотину в качестве средства от головной боли. Необходимо не исключать физкультуру, а сделать так, чтобы она приносила максимум пользы и стала для ребят неотъемлемой частью образа жизни. А для этого потребуются фундаментальные изменения в преподавании этого жизненно важного предмета.

Для нормального физического развития растущему организму необходимо много и разнообразно двигаться, желательно – на свежем воздухе. Это обеспечивает активное кровообращение, достаточный приток кислорода ко всем органам, что создает наилучшие условия для гармоничного развития всех систем организма.

С началом школьной жизни свойственная детям естественная двигательная активность резко ограничивается. Вместо подвижных игр на свежем воздухе, им приходится долго сидеть сначала на уроках в душных классах, а затем дома, выполняя домашние задания. Компенсировать вред от длительного нахождения в статичной позе помогают активные движения в перерывах между занятиями и в выходные дни.

Однако современные реалии таковы, что большинство детей и в свободное время остаются малоподвижными, предпочитая пассивное проведение досуга. Причиной массовости этого явления, прежде всего, является недостаточный родительский контроль. К сожалению, не все родители понимают, как сильно физическое развитие детей и подростков зависит от регулярной двигательной нагрузки.

Многие родители предпочитают видеть свое чадо дома за компьютером, чем волноваться за его безопасность, отпуская играть во двор. Не все имеют возможность и желание водить ребят в спортивные секции. Большой проблемой является также неправильное питание детей, приводящее к ожирению. Школьники с избыточным весом, как правило, малоподвижны. Это еще больше усугубляет их отставание в физическом развитии.

Но не только родители виноваты в физической слабости детей. Немалая часть вины в этом лежит на школе. Ведь низкий уровень физической культуры большинства населения – это следствие отношения к преподаванию этого предмета в школах. Родители, с детства усвоившие, что урок физической культуры – это нечто неважное, второстепенное, и в детях своих будут воспитывать пренебрежительное отношение к «физре».

Однако неважным и второстепенным не может быть то, от чего напрямую зависит главная ценность для человека – его здоровье. Мало кому после окончания школы пригодится знание интегралов или химических формул, а вот осознание необходимости регулярной физической активности и применение навыков ЗОЖ помогут сделать жизнь любого человека более здоровой, долгой, плодотворной.

Именно в детские и подростковые годы закладывается здоровье на всю жизнь. Поэтому так важно уделять максимум внимания физическому развитию школьников. Для этого преподавание физкультуры необходимо вывести на новый уровень, который будет соответствовать потребностям сегодняшнего времени.

Проблемы в преподавании физкультуры

На сегодняшний день преподавание физической культуры в школе имеет множество проблем, это:

  • устаревшие методики обучения;
  • недостаток профессиональных, добросовестных специалистов;
  • недостаточное финансирование.

Если забота о здоровье подрастающего поколения – это не пустой звук, то проблемы преподавания физкультуры в школах необходимо решать и как можно скорее.

Устаревшие программы и методики

Одной из главных проблем преподавания физкультуры в школе являются устаревшие программы и методики. При минимуме часов, выделенных на уроки физкультуры в школе, от учеников требуют сдачи нормативов, которые по силам немногим. Видимо, предполагается, что школьники должны самостоятельно тренироваться во внеурочное время, чтобы подтянуть свои спортивные показатели. Но такой подход является утопией, особенно, если учесть нынешнюю повальную увлеченность школьников компьютерами и интернетом.

Задачей физического воспитания должна стать не оценка физического развития детей, а само это развитие. Требование сдачи нормативов от нетренированных детей не приносит никакой пользы, оно способно причинить лишь вред здоровью, вплоть до трагических случаев, которые, к сожалению, происходят все чаще.

Решением этой проблемы мог бы стать индивидуальный подход к каждому ребенку, учитывающий уровень его физического развития. Занятия не должны вызывать перенапряжения и отрицательных эмоций, только при таких условиях от них можно ожидать положительной динамики. Необходимо сравнивать не учеников друг с другом, а достижения каждого ребенка по сравнению с его прошлыми результатами.

Учитывая недостаточность времени, выделяемого в расписании на уроки физкультуры, необходимо активно развивать спорт в школе и вовлекать учеников в пришкольные спортивные кружки, на факультативные занятия. Спортивные секции доступны не всем, к тому же занятия спортом, направленные на достижение наивысших результатов, не всегда полезны для здоровья. Факультативные занятия физкультурой в школах могли бы внести весомый вклад в физическое развитие и укрепление здоровья детей.

Кадровый вопрос

Профессионализм и ответственное отношение к своей работе важны для всех школьных педагогов, а для учителей физкультуры – особенно. Ведь им доверено самое дорогое – здоровье и жизнь детей.

Увлеченность своей профессией и способность пробудить в учениках интерес к занятиям физкультурой являются ценными, но, к сожалению, редко встречающимися качествами. Для многих школьных физруков характерно отсутствие энтузиазма и формальное отношение к работе. Одной из основных причин этого является низкая зарплата и непрестижность профессии учителя.

Повысив оплату труда школьных учителей физкультуры до достойного уровня, можно было бы привлечь в эту профессию хороших специалистов и повысить их заинтересованность в результатах своего труда.

Материальная база

Сегодня среднестатистический спортивный зал в школе по своей оснащенности не соответствует современным требованиям. Большинство школ сталкиваются со следующими проблемами, вызванными недостатком финансирования:

  • отсутствие в школах шкафчиков для хранения спортивной формы;
  • отсутствие душевых;
  • устаревшее оборудование спортзалов;
  • нехватка разнообразного спортинвентаря.

Отсутствие персональных шкафчиков для хранения спортивной формы очень осложняет жизнь ученикам, поскольку им приходится носить с собой в придачу ко всему объемные пакеты со спортивными костюмами и обувью.

Для многих детей, в особенности – подростков, становится проблемой невозможность помыться после интенсивных физических упражнений. Из-за отсутствия душевых ученикам приходится надевать школьную форму на потное тело и отправляться на следующий урок не в лучшем виде. Для многих старшеклассников это является поводом к тому, чтобы уклоняться от посещения уроков физкультуры.

Но самым неприятным следствием плохой оснащенности спортзалов является то, что из-за нее часто не на должном уровне оказывается техника безопасности на уроках физической культуры. Устаревшее оборудование, отсутствие современных средств страховки могут стать причинами травм учащихся. Для предотвращения небезопасных ситуаций проблемы с оборудованием спортзалов школ необходимо решить в первую очередь.

Из-за недостаточного снабжения школ спортивным инвентарем часто упускаются возможности ознакомления учеников с различными видами спорта, которые могли бы их заинтересовать. Доступность лыж, коньков, теннисных ракеток, байдарок, силовых тренажеров значительно расширили бы круг школьников, желающих приобщиться к физкультуре. То же самое касается и собственного бассейна, который для большинства школ остается в разряде несбыточных мечтаний.

Освобождение ребенка от физкультуры – благо или зло?

Причины, по которым родители стремятся получить для своего ребенка освобождение от физкультуры в школе, могут быть разными: от беспокойства за его здоровье до нежелания портить аттестат низкой оценкой. Но в основе каждой из этих причин – слабое физическое развитие и проблемы со здоровьем, которые не позволяют школьникам получать удовольствие от занятий и своих успехов на уроках физкультуры. Но на самом деле для таких учеников физическая активность еще более необходима, чем для тех, у кого нет подобных проблем.

Систематические, грамотно подобранные физические упражнения вместе с правильным питанием способны творить чудеса. Это утверждение справедливо для всех, но для детей – особенно, ведь растущий организм наиболее податлив к благотворному влиянию физкультуры.

Вместо того чтобы доставать заветную справку, позволяющую избегать физических нагрузок, лучше договориться с учителем о занятиях в группе здоровья или лечебной гимнастики, и сделать физкультуру неотъемлемой частью жизни своего ребенка. Если родителям проявлять настойчивость, прикладывая усилия в этом направлении, то в выпускном классе ранее отстававший в физическом развитии ученик получит в аттестат честно заслуженную отличную оценку. А вместе с ней – крепкое здоровье и прекрасную физическую форму, что является неизмеримо более ценной наградой.

Все вышесказанное особенно касается родителей полных детей. Понятно желание мам освободить детей с лишним весом от физкультуры, чтобы оградить их от насмешек одноклассников, однако для ребенка это может стать «медвежьей услугой». Регулярная двигательная активность, подвижные игры на уроках физкультуры полным школьникам нужны, как никому другому. Лишний вес ребенка – это большой урон его здоровью и самооценке. И это большая ошибка родителей, которую обязательно нужно постараться исправить с помощью физкультуры, изменения образа жизни и стиля питания.

Тема статьи - педагогика взаимоотношений между учителем физической культуры и школь­никами. Мы произносим много правильных, вроде бы, слов, оправдывая применяемые нами в школе методы принуждения и насилия. И как нам не поверить, что, заставляя ученика беспре­кословно подчиняться, мы заботимся именно о нем.

Ведь, дозволь школьнику делать все, что ему заблагорассудится, рассуждаем мы, если он не будет повиноваться и понимать педагога с полуслова, ни о каком порядке на уроке не может быть и речи. А порядок на уроках физической культуры просто необходим, так как здесь летают тяжелые баскетбольные мячи, не говоря уже о гранатах, ядрах и прочем. Нигде нет такой опасности получить травму, как на наших уроках. Значит, учебный процесс невозможен без порядка.

О том, как мы его наводим, в какие отношения при этом вступаем с детьми, и попробуем разобраться, рассматривая конкретные ситуации, которые автору этой статьи лично доводилось наблюдать или в которых он сам был в числе действующих лиц.

Начнем с того, что понимать под порядком. Не обращаясь к наукообразным определениям, представим себе урок физической культуры . Учитель отдает команды, дети четко их выполня­ют. Учитель - это высшая власть: он знает, что делать, как делать, когда делать, зачем делать. Если ученики такие условия принимают, полно­стью повинуются его указаниям, мы говорим, что порядок есть.

Какой путь ведет к достижению такого поряд­ка? Как правило, следующий. Во-первых, до учеников доводят требования к поведению, которые учитель считает необходимым соблю­дать. Во-вторых, жестко и неукоснительно следят за выполнением этих требований. Главное здесь, чтобы все происходило без исключений, послаблений и за каждое нарушение следовали наказания, причем неважно, в какой форме. Учащиеся скоро привыкают, и в присутствии учителя порядок обеспечен, а в некоторых случаях и без него дети не шалят, не безобразни­чают, зная его строгость и дотошность в расследо­вании нарушений.

Читатель, наверное, уже понял, что я не за этот путь. Безусловно, обеспечение безопасности школьников на уроках физической культуры - важнейшее направление работы учителя. Я вме­сте со многими родителями считаю: пусть мой ребенок не научится чему-нибудь, зато я буду спокоен за его здоровье. При этом имеется в виду физическое, если можно так сказать, здоровье ребенка. Однако это только часть его здоровья. Оправдано ли травмировать детей психически, запугивая, унижая, оскорбляя их, ради их послушания, ради видимого, внешнего порядка?

Начну с примера. По данным исследований психологов, даже малыши начиная с трехлетнего возраста способны выполнять соответствующие их возможностям задания только в том случае, если им совершенно ясен смысл ставящихся перед ними задач. О школьниках в этом плане, думаю, и говорить не стоит. Мне кажется, ученикам можно предлагать что-либо для выпол­нения лишь после того, как они осмыслили, зачем и для чего им это нужно. Повторю: понять задание, и осознать, и принять его - совсем не одно и то же. Ученик может понять, что от него хотят, но не принять задание как необходимое ему. А для успешной работы нужно именно принять задание. Другими словами, не только требования учителя должны быть ясны ученику, но в этих требованиях школьнику необходимо помочь отыскать свое, нужное ему. Тогда только можно надеяться, что произойдет смена режи­мов работы - с чистого исполнительства на сотрудничество с учителем, а впоследствии появится и самостоятельность. Поэтому помимо накопления методических приемов, которые способствуют освоению учащимися учебного материала, педагогу очень важно обращать внимание на то, как осуществляется его взаимо­действие с учениками. Такой анализ явится одной из предпосылок повышения педагогического мастерства.

Попытаюсь на отдельных примерах взаимо­отношений учеников с учителем обратиться к этой стороне педагогического процесса. Давая детям задание, учитель должен не забывать о следующем. Во-первых, чтобы дети задание поняли. Этот совет не настолько тривиален, как может показаться поначалу, особенно если речь идет о младших школьниках. Кому не приходи­лось наблюдать учителей, бушующих в гневе на бестолковых учеников, которые делают совсем не то, что им было сказано. Однако зачастую дети здесь ни в чем не повинны. Они слушали педагога, но поняли его по-своему. Это он не удосужился проверить, что в детском сознании после его объяснения осталось. Отсюда и недо­разумения. К слову сказать, в связи с темой нашего разговора и по многим другим причинам, лучше не начинать общение с ребенком с замеча­ния, даже если он, по вашему мнению, его заслужил. Не редкость, когда учитель, выяснив причины, попадает в неловкое положение оказы­вается, ребенок просто не понял, чего от него требовали.

Всем учителям, и особенно работающим в начальных классах, важно добиваться от учеников «обратной связи» на свои указания, замечания. Намного чаще, чем мы порой предполагаем, они не так понимают слова учителя. Например, мальчик делает кувырок и не выполняет группировку. Учитель снова и снова указывает на ошибку, но тот упорно продолжает свое: перекатывается через голову в упор присев и лишь тогда обхватывает голени руками* прижимается грудью к коленям. Причины этого в исследуемой нами ситуации оказались в следующем. Положение группировки ученик принимал первоначально из положения упора присев. Поэтому в его представлении «группировка» сочеталась именно с этим положением. Последу­ющие упражнения - перекаты в группировке, группировка лежа на спине - воспринимались им уже как нечто иное, к группировке напрямую не относящееся. Поэтому-то, работая с младши­ми школьниками, мало ограничиваться односто­ронними указаниями, а надо еще наладить обратную связь, спрашивать самих занимаю­щихся, чтобы знать, как они поняли учителя. Итак, во-первых, каждое задание должно быть понятно школьникам. Во-вторых, будучи поня­тым, каждое задание должно быть ими принято. А это возможно в том случае, когда ученики са­ми будут ставить перед собой задачи. Что значит самому ставить перед собой задачи? Не берусь ответить на этот сложнейший вопрос полностью, но попробуем вместе хотя бы приблизиться к его пониманию. Например, учитель рассказал уча­щимся о пользе длительного бега для здоровья и для развития выносливости, рекомендуя от урока к уроку увеличивать продолжительность бега.

Ученики задание поняли и внешне охотно его выполняют. Одни бегают, лишь бы учитель не приставал к ним, но, пользуясь удобными моментами, отлынивают от занятий бегом. Другие, заботясь об отметке, демонстративно усердствуют на глазах педагога. Третьи вообще никак не относятся ни к бегу, ни к учителю, хотя они и бегают вместе со всеми, но нацелены они на что-то, к физкультуре не относящееся. Есть и четвертые, и пятые, и у всех свои проблемы. Однако, если наша цель - физическое воспита­ние детей, нам нужно думать о том, как принести детям больше пользы. Но можем ли мы, учителя, лучше конкретного Сережи знать, что ему сейчас больше всего нужно? Наверное - нет,. Поэтому и задача наша видится мне в создании "на уроках условий, чтобы каждый ребенок находил свое, лично ему необходимое в наших заданиях.

Как это делать? Наверняка многие из коллег найдут свои варианты. Я же рассказываю о том способе, который знаю и опробовал. Вернемся к примеру с бегом. Учитель может сказать: «Сегодня будете бегать 3 минуты, на следующем уроке - 4 минуты» - и т. д. Можно тот же материал преподнести иначе: «Выносливость развивается в том случае, если выполнять какую-либо работу, преодолевая усталость. Поэтому отметьте для себя количество кругов, которое вы пробежите до появления первых признаков усталости, а также запомните, сколько вы после этого сможете пробежать кругов. Перейдите на ходьбу и, отдохнув, попробуйте пробежать еще. На следующем уроке старайтесь свои результаты превзойти». Что сделал учитель во втором случае? Он познакомил учеников со способом развития выносливости. Теперь они (при желании, конечно) смогут ориентироваться на субъектив­ные ощущения, а не на учителя в роли надсмотрщика, смогут ставить свои задачи. Правда, выдвинутое нами предложение - не решение всех проблем, но, по-моему, делается небольшой шаг в направлении предоставления учащимся больших прав, а отсюда и возрастаю­щая их ответственность за свои действия: они сами определяют, сколько кругов им, например, бегать. Таким образом, и достижение конечных результатов будет на их совести.

Развивая эту мысль, конкретизируем еще один момент. Часто замечания учителя не срабатыва­ют, потому что дети не осознают, что они делали что-то не так. Поэтому простые указания педагога типа «Встань в строй! Не вертись! Не бери мяч!...» часто бывают бесполезными. Если этим заниматься весь урок, учитель может превратить­ся в пастуха. Эффективнее попросить расша­лившегося или провинившегося повторить зада­ние, выяснить, выполнял ли он его, попросить объяснить, почему учителю пришлось обратить внимание на его поведение, и т. п. Как правило, подобные вопросы, произнесенные спокойным тоном, выводят детей из так называемого полевого состояния, в которое они иногда впадают, помогают им разобраться в том, что происходит на уроке, понять свое место в учеб­ном процессе, и прочие.

А разве нет учителей, которые во вне учебное время бывают с детьми больше, чем на уроках! Их ученики прекрасно понимают, для чего и зачем они занимаются на уроках, им не требуются лишние объяснения. Без труда можно привести еще много примеров. Поэтому дело не в описываемых случаях, а в том, что за ними понимание, осмысление, осознание учениками того процесса (процесса физического воспита­ния), в который они включены на уроках физической культуры. Только сам учитель на своем конкретном месте, анализируя свои дей­ствия и действия детей, пытаясь каждый раз проникать в суть этих действий для выяснений той реальности, которая за ними стоит, сумеет понять, какую в действительности работу он выполняет: «оздоровляет» учащихся, заставляя их выполнять его задания, или они занимаются на его уроках физической культурой.

Словом, важно не заставлять и принуждать детей бездумно выполнять наши требования, а стараться с возможной полнотой раскрывать перед ними то, что им предлагается. Это касается как освоения учебного материала, так и введения различных правил и требований, регламентирую­щих поведение учащихся, взаимодействие их с учителем, и также других вопросов.

Приведу набивший всем оскомину пример с наличием у детей спортивной формы. Конечно, заниматься лучше в спортивной форме - это гигиенично, практичнее и удобнее, менее трав­мо опасно. Но ведь зачастую занимающиеся не осознают всего этого. Учитель, безусловно, говорит, почему на уроках физической культуры необходима спортивная форма. Однако одно дело - знать, другое - осознавать. Может быть, для достижения этой цели и нужно иногда разрешать кое-кому из забывших форму заниматься на уроке. Но при этом использовать соответствующие ситуации, показывая школьни­кам преимущества спортивных трусов в сравне­нии с брюками во время приседаний и взмахов ногами, прыжков и бега в кедах по сравнению с прыжками и бегом в сандалиях. И ни в коем случае, используя на уроках отрицательные при­меры, нельзя обижать тех учеников, на примере действия которых вы что-либо демонстрируете. Всегда надо обставить дело так, чтобы предме­том обсуждения были не ученики, а какие-то действия, ситуации. Чтобы ребенок не выставлял­ся на посмешище перед классом.

Необходимо также видеть, чувствовать, готовы ли учащиеся к восприятию того или иного сообщения им. На практике же, к сожалению, бывают и такие случаи, когда учитель что-либо сообщает детям, заранее уверенный, что его сообщение в данный момент не принесет пользы, не будет усвоено учащимися, так как они не готовы слушать педагога или же им мешают какие-либо другие обстоятельства. Однако педа­гог, считая, что он выполняет свой долг, что он обязан сделать то или иное сообщение, глаголет в пустоту. Поэтому подчас лучше ничего не сказать, чем сказать ничего. У учащихся должно сложиться убеждение, что, если учитель взял слово, нужно его слушать, ибо обязательно узнаешь что-то интересное, полезное, важное.

Опытные учителя, которые за много лет перепробовали в своей работе массу разных методических приемов, наверняка возразят мо­им рассуждениям. Почему автор статьи упирает все время на сознательность и осмысленность. Разве можно, основываясь лишь на этом, плодо­творно строить учебный процесс? Ведь нередки ситуации, когда взаимопонимание с классом не получается. Дети перевозбуждены переменой, прогулкой, предыдущим уроком, да мало ли что может произойти в школе. И в такие моменты взывать к их сознательности бессмысленно.

Согласен, случается и такое. И в подобных случаях может помочь использование различных упражнений, цель которых - воздействие на подсознательную сферу ребенка, переключение его внимания на другое действие. Наподобие того, как плачущему малышу подсовывают другую игрушку взамен разбитой и он, пора­женный ее блеском, забывает о своих огорчени­ях. Такое не должно становиться правилом, но изредка может применяться. Вот эти упражне­ния:

1. Под медленный счет учителя выполнение простых движений: руки на пояс, к плечам, вверх, вперед и т. п. Голос учителя звучит требователь­но, но успокаивающе, он сам показывает упраж­нения. Часть класса, как правило, сразу включа­ется в работу, постепенно присоединяются и остальные. Иногда бывает достаточно несколь­ких таких упражнений, чтобы дети успокоились.

2. Нагрузочные упражнения (приседания, на­клоны, выполняемые с большой амплитудой) под счет в медленном или среднем темпе.

3. Простые упражнения, связанные с подсчетом количества повторений: руки вперед - 2 хлопка в ладоши, руки вверх - 3 хлопка, руки вперед - 2 хлопка, руки вниз.

4. Упражнения типа игры «Запрещенное дви­жение»: ученики быстро повторяют все движения учителя, кроме заранее оговоренного запре­щенного движения.

5. Упражнения типа игры «Класс, смирно!». Дети выполняют наклоны головой, туловищем, движения руками, приседания и т. д. только после обращения «Класс!». Без такого обращения команды учителя выполняться не должны.

6. Педагог называет одно упражнение, а делает другое, предупредив детей, что они должны следовать словесным командам, а не показу. Можно и наоборот.

Очень интересный случай мне пришлось наблюдать на уроке в I классе. Перевозбужден­ным детям учительница в начале урока сказала: «Вы сейчас не готовы внимательно меня слушать, сделайте несколько упражнений, чтобы успоко­иться». И малыши стали придумывать упражне­ния, чтобы успокоить себя. Через минуту-другую все они успокоились, привели себя в норму. Порядок на уроке был обеспечен.

  • Сергей Савенков

    какой то “куцый” обзор… как будто спешили куда то