История судна "михаил сомов". Фильм "Ледокол" и реальная история Жертвы ради спасения

20 октября 2016 года в России состоится премьера фильма-катастрофы «Ледокол» Николая Хомерики. В основу картины легли реальные исторические события 1985 года, когда советский ледокол "Михаил Сомов" (прототип "Михаила Громова") был заблокирован льдами Антарктики на целых 133 дня. Почти пять месяцев экипаж ждал своего освобождения в постоянном страхе.

История ледокола "Михаил Сомов", и что Николай Хомерики решил изменить в своем фильме - в материале нашей редакции.

Ледокол "Михаил Громов"

Настоящий ледокол "Михаил Сомов" - прототип "Михаила Громова" | Полярная Почта

Несмотря на то, что новый фильм Николая Хомерики о ледоколе "Михаил Громов" был снят по мотивам реальных событий, режиссёр подчёркивает, что не претендует на историческую достоверность и снимает не «документалку», а художественную кинокартину. Именно поэтому большинство названий и имён были изменены.

В фильме зрители увидят ледокол «Михаил Громов», тогда как настоящее судно называлось «Михаил Сомов».

Судно было построено в начале 70-х годов усилиями талантливых харьковских инженеров. Построили его достаточно быстро, всего за 8 месяцев, а назвали в честь прославленного советского полярника Сомова. Уже спустя несколько месяцев ледокол бороздил антарктические воды, доставляя топливо и продукты на исследовательские станции.

В ледовом плену

В 1985 году ледокол "Михаил Сомов" попадает в плен айсбергов | My postal world

Как и в реальной жизни, в фильме ледокол «Михаил Громов» в 1985 году отправляется к станции «Русская» на берегу моря Росса.

Кстати: в море Росса находится самый тяжёлый на земном шаре ледяной массив толщиной до 3-4 м - эта область до сих пор остаётся своеобразным «белым пятном» на карте.

15 марта 1985 года погода начала стремительно ухудшаться, начался шторм. Тяжёлые льды сомкнулись, и судно оказалось в ловушке. Капитан Родченко (в фильме он - Петров) сумел, маневрируя, вывести ледокол из места наибольшей опасности. Но вскоре льдом заклинило руль и винты судна, из-за чего оно практически утратило возможность двигаться.

В течение нескольких месяцев члены экипажа выживали в сумраке полярной ночи. Температура воздуха достигала -20-25°С. А когда начались магнитные бури, «сомовцы» не могли даже связаться с Москвой и Ленинградом. Поднялись торосы, ледяной лес давил на корпус. Приходилось экономить всё: пресную воду, пар, электричество. Главной задачей команды ледокола стало дождаться прибытия «Владивостока».

Долгожданное спасение

История ледокола "Михаил Громов" основана на реальных событиях | Российская газета

Только 5 июня 1985 года Совет Министров СССР наконец принял решение о проведении спасательной операции. На помощь «сомовцам» был отправлен ледокол «Владивосток», в несколько раз больше и мощнее. В ходе спасательных работ несколько раз была угроза того, что льды зажмут оба ледокола, однако всё прошло успешно.

22 августа «герои дрейфа», как их окрестили в советских газетах, ступили на берег в столице Новой Зеландии - Веллингтоне.

Фильм "Ледокол"


Кадр из фильма "Ледокол" | Кино-Театр.РУ

Создавая историю ледокола «Михаил Громов», несмотря на изменённые названия, Николай Хомерики старался, чтобы всё было по максимуму достоверно. Именно поэтому подготовка к съёмкам заняла целых два года.

Авторы проекта скрупулёзно изучали историю дрейфа и даже встречались с реальными участниками исторических событий. Главным консультантом съёмочной группы стал Юрий Настеко - капитан реального «Михаила Сомова» с 1998 по 2014 годы.

Не менее серьёзно выбирали и места съёмок. Мурманск, горный массив Хибины (Кольский полуостров), Санкт-Петербург, Севастополь - насколько ответственно подошёл Хомерики к своей работе, его фильм "Ледокол" сталь невероятно масштабной кинокартиной.

Актёры фильма "Ледокол"

Кадр из фильма "Ледокол (2016) | Filmpro.ru

Роль капитана Петрова досталась популярному актёру Петру Фёдорову, которого многие помнят как отважного капитана Громова из «Сталинграда». Как рассказывает сам актёр, он согласился, не раздумывая. Более того - чтобы вжиться в важную роль, Фёдоров лично навестил Валентина Филипповича Родченко, который около 20 лет назад вышел на пенсию и теперь живёт в Санкт-Петербурге.

Для большего драматизма Хомерики добавил ещё одну сюжетную линию, которой не было в реальной жизни: в фильме экипаж получает телеграмму из Москвы, в которой сказано, что Петров отстранён от управления судном, а его место займёт капитан Севченко. Капитана Севченко сыграл Сергей Пускепалис. Морская тематика оказалась ему понятной и привычной: в своё время он проходил срочную службу на флоте, а потому знал даже специфические морские термины.

Других членов экипажа сыграли Виталий Хаев, Александр Яценко и Александр Паль, а жён главных героев - Ольга Смирнова и Анна Михалкова.

Съёмки фильма "Ледокол" | tvkinoradio.ru

  • Несмотря на то, что почти у всех актёров были свои дублёры, многим пришлось выполнять трюки самостоятельно. Например, Александр Паль (пилот Кукушкин) сам тушил пожар, неожиданно разгоревшийся в кабине вертолёта его персонажа.
  • Сцену, в которой матрос Цимбалистый вытаскивает упавших в воду членов экипажа, снимали в Кольском заливе, где даже летом вода не прогревается выше 5°С - актёры провели в ледяной воде несколько часов перед тем, как материал был готов.
  • Часть сцен снимали на атомном ледоколе-музее «Ленин» в Мурманске. Чтобы превратить его в ледокол «Михаил Громов» и воссоздать условия антарктического дрейфа, была создана особая парафиновая система, имитирующая эффект обледенения - от изморози до тяжелейших наледей.


История ледокола «Михаил Громов» обещает быть по-настоящему мощным, достойным российским фильмом, ведь работа, проведённая самим Хомерики и всей съёмочной группой, просто колоссальна.

— до сих пор находится в строю, продолжая снабжать российские научные экспедиции. Поэтому задействовать его в съёмках создатели картины не смогли. Но выход был найден. В порту Мурманска стоит ледокол-музей атомоход «Ленин», на нём и были отсняты ключевые сцены фильма и по нему создан компьютерный образ "Михаила Громова".
Фильм не так катастрофичен, как трейлер. Так что, если интересно - то вполне можно посмотреть.
Справка: "В напряжённой борьбе с двумя голливудскими триллерами победу в кинопрокате России и стран СНГ вырвала драма «Ледокол». Первые два дня уик-энда фильм Николая Хомерики шёл третьим, но затем резко прибавил в субботу и воскресенье. Не последнюю роль в этом сыграл хороший сарафан. "
Но...
Помните, что это художественное произведение.
А вот ниже фильм и история реальных событий далекого 1985 года.

Когда попытка открыть станцию Русская во время 18-й САЭ оказалась неудачной, выяснилось, что ледовые условия в этом районе чрезвычайно сложны. Обширный участок антарктического побережья от моря Росса до западных берегов Антарктического полуострова протяженностью около 3000 км долго оставался "белым пятном".

Лишь во время короткого антарктического лета на пути от базы Мак-Мердо до Антарктического полуострова со стороны моря Росса в этот район изредка заходили американские ледоколы.

В 1980 г. сюда сумел пробиться советский дизель-электроход "Гижига". С помощью вертолетов здесь была организована станция "Русская". С этого времени и началось планомерное изучение данного района, его метеорологического и ледового режимов, рельефа дна, а также географических особенностей прибрежной зоны.

15 марта 1985 г. во время обеспечения станции Русская при резком усилении ветра до 50 м/с ледовая обстановка ухудшилась.

"Михаил Сомов" был зажат тяжелыми льдами и оказался в вынужденном дрейфе вблизи побережья Антарктиды у Берега Хобса. Используя данные ИСЗ и ледовой авиаразведки, по разрывам в массиве тяжелых сплоченных льдов к 26 марта судно вышло из опасной зоны, где сплоченность айсбергов достигла 9 баллов, и оказалось в центре Тихоокеанского ледового массива на удалении около 120 км от побережья и около 300 км от кромки дрейфующего льда.

Наиболее опасными были первые дни дрейфа судна, когда отмечались активный вынос льда с акваторий, которые располагались восточнее мыса Бернс, и его накапливание у гряды айсбергов, сидевших на грунте в районе банки Аристова. Пришли в движение айсберги, находившиеся в опасной близости от судна, толщина набивного и наслоенного льда у борта "Михаила Сомова" достигала 4 - 5 м, и возможности для активного движения у него не было.

К 15 марта судну удалось, пользуясь кратковременными улучшениями ледовой обстановки, выбраться из опасной зоны. Оно находилось в точке 74"22" ю. ш., 135"01" з. д. и, периодически испытывая сильные сжатия, начало дрейфовать в генеральном запад-северо-западном направлении.

При ослаблении сжатия "Михаил Сомов", работая ударами и продвигаясь при этом на одну четверть корпуса за один цикл "разбег - удар", пытался перемещаться в северо-восточном направлении. Лишь 25 марта 1985 г. условия для незначительного продвижения на север сложились исключительно благоприятно. "Михаил Сомов" продвинулся на север до 73"29" ю. ш.

Неоднократные ледовые авиаразведки, проводившиеся с помощью вертолета Ми-8, показали, что судно находится на южной периферии Тихоокеанского ледового массива, где преобладают обширные поля сморози остаточных льдов и молодые льды толщиной 60 см. В конце марта генеральным направлением дрейфа льда было запад-юго-западное. Скорость дрейфа составляла 2 - 3 узла.

Надежды на самостоятельный выход "Михаила Сомова" из ледового плена в тот момент больше не было.

По воздушному мосту "Михаил Сомов" - "Павел Корчагин" с дрейфующего судна вертолетами Ми-8 было эвакуировано 77 участников экспедиции и членов экипажа.

Эта операция была завершена 1 7 апреля 1985 г. В начале апреля температура воздуха в районе судна понизилась до - 28 "С, скорость восточного ветра усилилась до 28 м/с.

Северная кромка дрейфующего льда с каждым днем все дальше уходила на север. Поскольку генеральное направление дрейфа шло примерно параллельно побережью, расстояние между судном и берегом - около 300 км - практически не менялось.

Скорость дрейфа была незначительной - не более 4 - 5 миль в сутки. Подстраховочное судно "Павел Корчагин" находилось у кромки дрейфующего льда в точке 68" ю. ш., 140" з. д., на удалении около 900 км от "Михаила Сомова".

В случае аварии на дрейфующем судне для оказания ему помощи "Павлу Корчагину" нужно было углубиться более чем на 300 миль в ледовый массив сплоченностью 9 - 10 баллов и отыскать льдину, пригодную для приема вертолета.

Организация лагеря на льдине, как это было сделано в свое время после гибели парохода "Челюскин" в Арктике, также рассматривалась участниками дрейфа как один из вариантов спасения в случае гибели "Михаила Сомова". Как долго может дрейфовать судно, пока не освободится из ледового плена?

Наблюдения за дрейфом айсбергов в данном районе позволяли предположить, что это может случиться лишь в конце 1985 г. Ни запасы продовольствия, ни запасы топлива на судне на такой длительный срок рассчитаны не были. Расход топлива на обогрев и приготовление пищи был сведен к минимуму и составлял около 5 т в сутки.

При таком расходе его могло хватить только до конца августа. В апреле "Михаил Сомов" продрейфовал около 150 миль. В мае под действием ветров переменных направлений в массиве льдов, блокировавших судно, стали появляться разводья и трещины. 13 мая локатором было обнаружено разводье шириной около 150 м, по которому судно попыталось выйти из тяжелых многолетних льдов.

К 15 мая оно оказалось на 73"55" ю.ш., 147" з. д. Началась зима. Судно стало дрейфовать в генеральном юго-западном направлении. В конце мая в результате продолжительных ветров северо-восточных румбов, достигавших м/с, массив льда стал прижиматься к берегу.

Начались сжатия, подвижки полей, у борта судна образовывались гряды торосов. Винт и руль "Михаила Сомова" заклинило, а его корпус оказался на подушке из ледяной каши. Температура воздуха колебалась от - 25 до - 30 "С, эпизодически понижаясь до - 33 "С. Шло интенсивное ледообразование на всей акватории моря Росса.

Для того чтобы вывести судно из льдов, Советом Министров СССР было принято решение об организации спасательной экспедиции на одном из ледоколов.

В июне - июле скорость дрейфа судна уменьшилась до 0,12 узла. В конце июля оно оказалось в застойной зоне, где "топталось" у 75" ю. ш. между 152 - 153" з. д. до 26 июля, т. е. вплоть до подхода ледокола.

В конце июня - начале июля в пределах радиолокационной видимости стали все чаще появляться разводья. Однако попавшее в поле сморози судно двигаться не могло.


История может восхвалять не только персоналии, но и объекты. В деле морском есть огромное количество выдающихся кораблей, имена которых известны на весь мир. Но не всегда судна становились популярными благодаря военным сражениям. Были и те, кто получил славу по иным причинам. Речь идет о судне «Михаил Сомов».

Ученый-исследователь

Начать историю об этом ледоколе стоит с его названия. Как и большинство других кораблей, этот был назван в честь известного советского исследователя. Михаил Михайлович Сомов родился в 1908 году в Москве. Он очень много лет отдал любимому делу, стал доктором географических наук, а в 1952 году его наградили Золотой

Отец будущего исследователя был рыбоводом и профессором в одном из вузов страны. Сам же Михаил Михайлович также после окончания института стал преподавать в нем. Уже в 30 лет ему представилась возможность отправиться в арктическую экспедицию.

Во время войны он участвовал в ледовых операциях в Беломорской флотилии. Несколько раз помогал суднам проходит Арктику, а позже защищал небольшой поселок Диксон от немецкого крейсера.

После войны Михаилу Сомову удалось вернуться к ученой деятельности. Он защитил диссертацию, возглавлял полярную станцию «Северный полюс 2». В 1955 году ему выпала возможность стать главой первой Советской Антарктической экспедиции. Впоследствии не раз был командующим исследовательских путешествий.

День рождения

Умер Михаил Михайлович в 1973 году. Осенью следующего года Госкомитет по гидрометеорологии и гидрологии СССР заказал проект. Им стал корабль «Михаил Сомов». Спустили судно на воду лишь в феврале 1975 г. Летом этого года на корабле был поднят Государственный флаг СССР. В этот день был официально «рожден» будущий покоритель льда. Сразу его передали в управление НИИ Арктики и Антарктики. И осенью 1975 года состоялся первый рейс.

Первые сложности

На тот момент навигация по «ледовым землям» была непростая и опасная. Несмотря на то что дрейф был всегда неприятен команде, было это делом довольно привычным. Наверное, было удивительным и то, что ледокол «Михаил Сомов» попал в дрейф лишь два года спустя после своего первого путешествия.

Это случилось в 1977 году. Задачей того рейса было снабдить и сменить персонал арктической станции «Ленинградская». Но как раз на пути к этой миссии кораблю повстречались льды сплоченностью в 8-10 баллов. Он перестал двигаться, оставалось надеяться на лучшее. Чуть позже начался первый в жизни «Михаила Сомова» ледовый дрейф на Балленском массиве.

Команда судна не растерялась. Им даже удалось выполнить поставленную задачу. Спустя почти два месяца ледокол смог вырваться из западни. За 53 дня «плена» он проплыл более 250 миль.

Громкое событие

Но по-настоящему громкое событие произошло лишь в 1985 году. Тогда ледокол «Михаил Сомов» отправился в море Росса. Там недалеко расположилась станция «Русская», которая нуждалась в припасах и смене персонала.

Уже тогда было известно, что этот тихоокеанский сектор Антарктиды славится своими опасными «сюрпризами». Ледовые массивы были очень тяжелые, поэтому судно потратило много времени и к станции прибыло значительно позже. Так получилось, что в пункте назначения уже начиналась антарктическая зима.

Время наступило непростое. Но «Михаил Сомов» не мог покинуть своих соотечественников. Судно должно было разгрузить топливо и продукты, а также сменить персонал.

Начало неприятностей

Дальше события разворачивались быстро. Уже 15 марта корабль попал в ледяную ловушку. Поднялся сильный ветер, и команда была заблокирована тяжелыми льдинами. Прочный покров моря был толщиной 3-4 метра. Стало ясно, что выбраться быстро не получится.

Началась спасательная операция. Теперь нужно было вычислить с помощью спутников и авиаразведки приблизительные сроки освобождения ледокола «Михаил Сомов». Судно, предположительно, могло выбраться из плена только к концу 1985 года.

Помимо того что за это время команда могла значительно уменьшиться в количестве, еще существовала проблемы и вовсе быть раздавленными. К тому же такая история уже случалась с «Челюскиным». Было ясно, что нужно разработать план по формированию ледового лагеря, куда должна была переместиться команда, чтобы ждать спасения.

Бездействовать не вариант

Позже стало известно, что недалеко от попавшей в плен команды находился корабль «Павел Корчагин». Но «недалеко» было достаточно субъективным понятием. По меркам Антарктики оно и вправду было близко, но вот на самом деле между судами были сотни километров.

В это время новостные каналы страны только и говорили, что о судьбе команды. Нужно было срочно спасать корабль «Михаил Сомов». Дрейф в любую минуту мог погубить жизни десятков людей. Тогда и начались утверждения, что судно бросили на произвол судьбы и спасать уже кого-то слишком поздно.

На самом деле это были лишь слухи. Уже в апреле с помощью вертолетов было транспортировано 77 человек на корабль «Павел Корчагин». 53 полярника все еще оставались на судне. В их число входил и капитан Валентин Родченко. Уже в мае стали заметны трещины во льду вокруг корабля. Появилась надежда на спасения. Но стало все еще хуже. Ветер нес судно к югу.

Помощь

Уже в начале лета 1985 года правительство решает отправить в спасательную экспедицию ледокол «Владивосток». В считаные дни судно вышло на помощь к коллегам. Всего за 5 дней на корабль погрузили запасы топлива, оборудование и вертолеты.

Но перед капитаном «Владивостока» стояла крайне сложная задача. Геннадию Анохину нужно было руководить судном так, чтобы его самого не пришлось спасать. Иначе на этом закончилась бы история ледокола «Михаил Сомов».

Проблема состояла в том, что у судна типа «Владивосток» подводная часть была яйцеобразной формы. Это делалось для того, чтобы в случае опасностей корабль самостоятельно выталкивался из ловушек. Но перед Геннадием Анохиным стояла задача не просто добраться до «Михаила Сомова», но и преодолеть знаменитые широты: сороковую и пятидесятую, которые славились своим неистовством и опасностью.

«Владивосток» успешно добрался до Новой Зеландии, там получил еще запас топлива и отправился в Антарктиду.

Известные личности

История «Михаила Сомова» дала возможность познакомиться с такими отважными людьми, как и Виктор Гусев. Первый на тот момент был руководителем спасательной операции и на «Владивостоке» добирался к пленникам. Второй - ныне известный спортивный комментатор. Мало кто знает, но его карьера началась уже после случая со знаменитым ледоколом.

Так вот, когда Чилингаров был назначен начальником спасательной операции, полярники не были в восторге. Некоторые и вовсе относились к этому с враждебностью. Но вот именно Гусев уже позже выступал в защиту чиновника. Он говорил, что Чилингаров не просто ученый и путешественник, он специалист своего дела, а главное, он предан ему.

Комментатор рассказал позже историю, которая поражает до сих пор. Оказывается, после отправки «Владивостока» из Новой Зеландии судно настиг шторм. Помимо того что команда и так не привыкла к таким событиям, корабль вовсе не был подготовлен к непогоде. Ледокол шатало со стороны в стороны. Три страдали от морской болезни. Поварихи не могли ничего сделать. И только Чилингаров спокойно передвигался по судну, готовил, если кто-то просил.

Несчастье за несчастьем

Пока судно «Михаил Сомов» выживало как могло, «Владивосток» все еще боролся со штормом. В это время бочки с топливом, которые команда получила в Новой Зеландии, начало смывать за борт. Чилингаров объявил полярникам, что если они растеряют 50% топлива, то до пленников они смогут дотянуть, но если 51%, то кораблю придется возвращаться.

Гусев вспоминает, что все, кто мог стоять на ногах, ринулись привязывать бочки. Причем делали это к чему только возможно было. В итоге оказалось, что потеряли топлива меньше половины, а оставшегося хватило, чтобы добраться до «Михаила Сомова».

Жертвы ради спасения

Топлива и продовольствия и вправду было мало. Команде приходилось максимально экономить ресурсы, чтобы не только выжить самим, но и спасти коллег. Было решено стирать и купаться лишь дважды в месяц. Целыми днями экипаж то и дело вычищал винт и руль ото льда. Нужно было быть максимально осторожными, потому что на кону стояла жизнь не только своя, но и коллег.

Спустя месяц после отправки «Владивосток» смог добраться до судна «Павел Корчагин». Теперь курс держали на дизель-электроход «Михаил Сомов». Через неделю к пленникам добрался вертолет МИ-8, доставивший на борт медиков и необходимые ресурсы.

Мужество и отвага

До судна оставалось около двухсот километров. «Владивосток» попадает в ледовую ловушку. по сей день вспоминает, как команда корабля вышла на лед. С судна был спущен огромный канат. Экипаж сделал лунку, завел в неё якорь и начал раскачивать корабль. Подобная практика уже применялась у полярников, возможно, даже успешно. Но спасательной экспедиции в этот раз не повезло.

Подобные события не могли остаться без внимания. Природа решила дать шанс морякам, и наутро ледники оставили «Владивосток» в покое. У полярников не осталось времени даже на радость. Нужно было срочно спасать коллег.

За событиями в Антарктиде наблюдал весь Советский Союз. 26 июля в 9 утра Чилингаров с командой добрались до плененного «Михаила Сомова». Уже через два часа судно окололи и взяли под проводку.

Нужно было спешить. Антарктическая зима могла застать оба экипажа врасплох. Корабль «Михаил Сомов» должен был быть выведен из тяжелых льдов. Почти через 3 недели ледоколы вышли в открытый океан, а спустя 6 дней они добрались до Веллингтона, где их встретили как настоящих героев.

Новые приключения

Так случилось, что «Михаилу Сомову» было суждено в третий раз попасть в ледовый дрейф. Случилось это не в самый подходящий момент - в 1991 году. Летом экипаж отправился на спасение станции «Молодежная». Там он эвакуировал полярников на борт судна. Но по дороге домой снова оказался пленником льдов. В середине августа летчики отправились на спасение команды.

Весь экипаж пришлось вернуть снова на станцию «Молодежная». И лишь через пару дней самолет Ил-76МД смог освободить 190 полярников. Судно продолжало находиться в западне аж до 28 декабря. Ему на помощь так никто и не пришел, было это связано со сложной ситуацией в стране. И если «Михаил Сомов» смог спастись самостоятельно, то Советский Союз навсегда остался «под холодным политическим льдом».

В строю

В 2000 году провели ремонт судна и отправили его в распоряжение Северного УГМС. По сей день «Михаил Сомов», фото которого остается в памяти многих, служит на благо полярников. За первый год после своего возрождения он прошел успешно два рейса, доставляя груз на полярные станции.

На следующий год таких экспедиций было уже семь. Помимо вспомогательных рейсов, возобновились и научно-исследовательские. В 2003 году ледокол отправился в путешествие по программе «Печора - Штокман 2003», а также совершил поход в Арктику в целях снабжения исследователей всем необходимым.

За 16 лет он выполнил десятки рейсов, которые были связаны не только с помощью полярным станциям, но и с научно-исследовательскими заданиями. Ныне он доставляет оборудование и припасы на станции и пограничные заставы, а также помогает выполнять изучение арктических льдов. Судно гордо держит имя знаменитого ученого Михаила Сомова, и продолжает делать свой вклад в науку.

Награды

Ледокол, как и его знаменитый исследователь, также удостоился награды. После тяжелой и смелой экспедиции 1985 года «Михаил Сомов» получил орден Трудового Красного Знамени за то, что на протяжении 133 дней героически устоял в ледовом дрейфе в Антарктиде.

В это же время наградили капитана судна Валентина Родченко: он стал Героем Советского Союза. Не забыли и про остальных членов его экипажа.

В двадцатом веке прошлого столетия Россия занимала одну из высоких строчек в рейтинге судостроителей. В распоряжении страны было все: военные корабли, туристические лайнеры, ледоходы и так далее. Многие научные экспедиции финансировались государством и имели свои плоды: открытия, совершенные советскими моряками, славятся до сих пор.

Но дела шли не всегда гладко. Различные курьезные ситуации выбивали мореплавателей из колеи. А самый тяжелый случай за всю судоходную практику был в 1985 году, когда ледоход «Михаил Громов» простоял 133 дня во льдах Антарктики . Это реальная история, читая которую удивляешься мужеству и доблести советских моряков.

Немного исторических фактов
Ледоход «Михаил Сомов» назван в честь ученого-исследователя ледяных берегов М.М. Сомова. Этот корабль является прототипом ледохода «Михаил Громов» . Заложили в середине октября 1974 года, а уже в феврале 1975 года судно спустили на воду. Заказчиком выступал Государственный комитет по гидрологии и гидрометеорологии СССР .

За все время эксплуатации на ледоходе было проведено более двадцати научных экспедиций. Ученые изучали ледовый и гидрометеорологические режимы Южного океана, совершая высадку на берега Антарктики . Судно предназначалось не только для экспедиций, но и для доставки различного провианта исследователям.

Ледокол «Михаил Громов»

В ледовом плену
Самая шокирующая история ледохода «Михаил Громов» происходила в 1985 году. Реальные события, повлекшие за собой серьезные проблемы, происходили одни за другими. Главной задачей ледохода было обеспечение провиантом исследователей, находящихся на станции Русской, которая располагается у моря Росса .

Ученые прекрасно знали, что данные районы океана славятся своими толстыми льдами, окутывающими океан. Но корабль был у станции «Русская» в то время, когда уже началась суровая зима, и лед с каждым днем становился все толще и тяжелее. В этот момент все иностранные корабли уже покидали станцию, но советским мореплавателям необходимо закончить смену зимовщиков и доставить нужные вещи.

В марте 1985 года реальная история ледохода «Михаил Громов» только начинается. Ветра усиливались, температура падала, и судно надолго застряло у моря Росса . Надежды на спасение собственными силами не оставалось, поэтому нужно только ждать помощи от других судов.

История героического спасения ледохода
После безуспешных попыток выбраться собственными силами, было решено ждать помощи. По радио выяснили, что «недалеко» находится ледоход «Павел Корчагин» . К сожалению, он на помощь прийти не сможет, потому что по меркам Антарктиды расстояние было около пятисот километров между суднами.

Немногим позже было такое заявление, что ледоход остался брошенным. Однако, это утверждение ошибочно и на самом деле было совсем не так. Но в начале апреля уже было известно о том, что «Михаил Громов» остался во льдах на неопределенный срок. На «Корчагина» было эвакуировано больше семидесяти людей, а на застрявшем судне остались только добровольцы, решившие бороться до конца. Всего их было 53 человека, главой которых выступал Валентин Родченко .

Около ледохода в середине мая 1985 года лед постепенно начинал трескаться, даря надежду исследователям на спасение. Однако, не тут-то было. Ветра только усиливались, оттаскивая ледоход к югу.

Огромный вклад в спасение ученых внесли люди из министерства СССР . Именно благодаря их приказу организовали спасательную операцию на ледоходе «Владивосток» . Правда, «Михаил Громов» уже довольно долго стоял во льду, следовательно, спасти его было практически невыполнимой задачей. В начале июня 1985 года спасательное судно двинулось на помощь соотечественникам. Главой операции был Геннадий Анохин .

С трудом экипаж «Владивостока» смог дойти до берегов Новой Зеландии , приняв топливо и двинувшись дальше. В середине июля экипаж проходил рядом с «Павлом Корчагиным» . Затем продолжил путь к застрявшему ледоходу. Через несколько дней спасательный вертолет доставлен к «Громову» , привезя медицинских работников и запасы провианта.

26 июля 1985 года – судьбоносный день. Именно в это время «Владивосток» подходил к застрявшему с исследователями ледоходу. Затем он взят под проводку. Через три недели оба корабля вышли в открытые воды океана, пересекая ледовую перемычку.

После небольшой передышки в Новой Зеландии ледоходы направились восвояси: «Владивосток» , как ни странно, во Владивосток, а «Громов» в Ленинград. Орденами мужества награждены все, кто участвовал в спасении.

Все еще в строю
Во времена развала СССР ледоход опять очутился в оковах льда. В этом случае операция по спасению не затягивалась, и корабль удалось спасти буквально через несколько недель.

В данный момент «Михаил Громов» не поставлен как памятник. Он так и используется как доставщик провианта и топлива исследователям Антарктиды . Даже спустя столько времени он исправно функционирует. И все-таки советские инженеры умели делать вещи, способные служить десятилетиями.

Судно МИХАИЛ СОМОВ (IMO: 7518202, MMSI (идентификационный номер станции): 273450550) - научно-исследовательское судно, введенное в эксплуатацию в 1975. Ходит под Российским флагом. MIKHAIL SOMOV имеет размер в длину 134м и ширину 19м. Валовый тоннаж судна составляет 7745 тон. В таблице ниже указана подробная техническая информация, фотографии судна, AIS данные, онлайн карта и реальное местоположение МИХАИЛ СОМОВ.

Местоположение МИХАИЛ СОМОВ на онлайн - карте

Позиции судов, отображенные на онлайн карте в реальном времени могут устаревать на час и более. Данные о текущем положении судна предоставлены исключительно для информационных целей и не предполагается,что они будут использованы с целью обеспечения безопасности судоходства или для ориентирования и навигации.

Нажмите для загрузки карты


Информация о MIKHAIL SOMOV и данные автоматической информационной системы (AIS)

  • Тип судна: Научно-исследовательское судно (Research Vessel)
  • Флаг: Россия
  • Позывной: UCLD
  • IMO/MMSI (идентификационный номер станции): 7518202 / 273450550
  • Год постройки: 1975
  • Размер: 133 x 19 m
  • Осадка: 8.4 m
  • Валовая вместимость (Gross Tonnage): 7745 t
  • Чистая вместимость (Net Tonnage): 2323 t
  • Дедвейт (Deadweight, DWT): 5305 t
  • Расход топлива на ходу: По чистой воде 15 т / Во льду 24 т
  • Количество бункера: Дизтопливо 1814 т / Воды 469 т / Масло 30 т
  • Пассажиро-вместимость: 144 человека из них 40 - экипаж

Последние новости о ледоколе Михаил Сомов

23 ноября 2018

На борту «Михаила Сомова» пограничники обнаружили и изъяли около 2 тонн незаконно выловленной рыбы (сибирский осетр, семга, сиг) и орудия ловли. По приблизительной оценке, ущерб, причиненный водным биологическим ресурсам составил более 15 миллионов рублей. В настоящее время проводится разбирательство.

19 ноября 2018

Научно-экспедиционное судно "Михаил Сомов" вернулось из очередного рейса в Арктику. За двухмесячный поход экипаж ледокола успел посетить самые крайние точки высоких широт. Экспедиционное судно дошло до Чукотки, Земли Франца-Иосифа и острова Врангеля. На труднодоступные метеостанции было доставлено продовольствие, а таке проведено техническое обслуживание станционного оборудования.

  • Сергей Савенков

    какой то “куцый” обзор… как будто спешили куда то