Давид сарнов что создал. Крестный отец американского телевидения. Смотреть что такое "сарнофф дэвид" в других словарях

Благодаря ему в США появились такие средства массовой информации, как радио и телевидение. Дэвид Сарнофф родился в России и в 1900 году эмигрировал в США. В 1930 году был президентом Radio Corporation of America (RCA). Он продолжил создавать FM-радио на коммерческой основе и подарил американцам цветное телевидение.

Тем не менее «за кулисами» истории его громкого успеха с RCA скрывается личная история об отношениях с изобретателем Эдвином Армстронгом. Их отношения начинались с дружбы, которая закончилась непримиримой враждой и самоубийством Армстронга в 1954 году.

В 1965 году корпорацию RCA возглавил сын Сарноффа Роберт. Оставшиеся годы Дэвид Сарнофф провел, мучительно наблюдая, как сын модернизирует компанию, которую он сам создавал в течение всей жизни.

Дэвид Сарнофф родился в местечке Узлян Минской губернии (Российская империя). В 1896 году его отец Абрам, еврейский художник, отправился в США. Через четыре года он заработал денег и перевез семью через Атлантический океан.

Когда 2 июля 1900 года Дэвид Сарнофф прибыл в Манхэттен, его отец снимал убогую квартирку в нижнем Ист-Сайде. В течение четырех лет Абрам Сарнофф из кожи вон лез, чтобы заработать на жизнь. Он не просто опустился до того, чтобы выполнять за гроши черную работу, но и до такой степени подорвал свое здоровье, что уже не мог обеспечивать семью. Основным кормильцем стал девятилетний Дэвид.

Вначале продавал на улице еврейские газеты, получая двадцать пять центов за каждые пятьдесят штук. Чтобы заработать больше, по утрам разносил другие газеты и за небольшую плату пел в местной синагоге. Несмотря на то что у него оставалось совсем мало времени на отдых (Дэвид вставал в четыре утра, чтобы разнести газеты), он все же выкраивал время на учебу в местной школе Educational Alliance.

Путь Дэвида Сарноффа к успеху начался с работы в телеграфной компании American Marconi Wireless Telegraph. В то время американское отделение Marconi было нерентабельным, в отличие от британской контролирующей компании.

Дэвид Сарнофф пришел туда обычным курьером. Ему было невдомек, что следующие шестьдесят лет он проведет в этой компании и откроет Radio Corporation of America, которую возглавит в неполных сорок лет.

Путь к успеху. Самоуверенный новичок Дэвид Сарнофф лично представился Маркони. Такая смелость подкупила руководителя, и Дэвида назначили младшим радистом, а через некоторое время - начальником отдела технического контроля.

Именно тогда Дэвид Сарнофф познакомился с изобретателем Эдвином Армстронгом, который работал над созданием радиоприемника усовершенствованной конструкции. Во время демонстрации своего изобретения Сарноффу и трем другим инженерам из Marconi Армстронг принял радиосигналы из Клифдена (Ирландия) и радиостанции в Сан-Франциско. Сарнофф, сразу оценив по достоинству коммерческие возможности устройства, посоветовал начальству выяснить, можно ли разработать аналогичный прибор.

Однако руководители предпочли оставить действующую позиционную систему. В 1916 году дальновидный Дэвид Сарнофф написал на доске напоминание: «У меня есть план развития, который сделает радио бытовым прибором вроде пианино или патефона».

Во время Первой мировой войны Военно-морские силы США достигли значительных успехов в радиотехнике. После войны фирмы буквально выстроились в очередь за новой технологией. Правительство США не имело особого желания передавать свое ноу-хау британской компании типа Marconi, и в 1919 году была основана новая организация - Radio Corporation of America (RCA), которая владела патентами General Electric и Marconi.

Коммерческим директором и вторым человеком в компании был Дэвид Сарнофф. Теперь было больше возможностей для продвижения идеи общедоступного радио, и он отправил председателю правления корпорации «Программу успеха», изложенную на двадцати восьми страницах.

Дэвид Сарнофф добился своего, и началось массовое производство радиоприемников. Впоследствии радио стало пользоваться невероятной популярностью, что обеспечило успех RCA, несмотря на конкуренцию со стороны таких компаний, как Westinghouse.

Тем временем Армстронг продолжал совершенствовать радиотехнологии. В 1920 году, узнав о том, что Армстронг сделал очередное открытие, Сарнофф отказался от посредников и направился прямо к нему, чтобы получить патенты на технические изобретения. Они долго торговались, и в итоге Дэвид Сарнофф получил патент на новую технологию, а Армстронг - некоторую сумму наличными и такую долю участия в RCA, что вполне мог претендовать на место ведущего акционера.

Кроме того, Армстронг согласился предо­ставить право преимущественной покупки своих последующих изобретений корпорации RCA.

Падение курса акций на Нью-Йоркской фондовой бирже 1929 года и последующая финансовая неразбериха отрицательно сказались на благополучии RCA. Это произошло вопреки тому, что компания была лидером рынка, а также несмотря на возрастающую популярность радио как способа развлечения и на создание National Broadcasting Company.

В январе 1930 года после потасовки в зале заседаний тридцатидевятилетний Дэвид Сарнофф стал президентом корпорации RCA.

В декабре 1933 года Армстронг изобрел частотную модуляцию (FM). Однако на этот раз Дэвид Сарнофф не проявил особого энтузиазма: его интересовало не радио, а телевидение, которое он представил на Всемирной выставке 1939 года в США. Новое изобретение стало причиной личного конфликта между Армстронгом и Сарноффом.

В конце концов после бесплодных попыток борьбы с непоколебимым гигантом RCA Армстронг был вынужден согласиться на рассмотрение дела в суде. В 1954 году, обескураженный исходом дела, изобретатель выпрыгнул из окна тринадцатиэтажного дома и разбился насмерть. Единственное, что сказал Сарнофф, когда узнал о смерти своего бывшего друга: «Я не убивал Армстронга».

Дэвид Сарнофф работал как обычно. В 1954 году в центре его внимания оказалось цветное вещание. Чтобы избежать судебных разбирательств, которые могли подорвать репутацию корпорации, он сделал все патенты RCA, связанные с цветным телевидением, всеобщим достоянием, но при этом втрое увеличил бюджет на введение цветных программ. Любой производитель мог собрать цветной телевизор, но преимущество цветного телевещания было только у RCA.

Роберт Сарнофф намеревался изменить название и логотип компании, что заставило Дэвида Сарноффа вступить еще в один, последний, бой. Ему удалось отстоять прежнее название корпорации - RCA. Фактически это была ненужная победа.

Та организация, которую когда-то создал Сарнофф, трансформировалась в конгломерат разрозненных компаний, включающих компанию по прокату автомобилей Hertz и издательство Random House Publishing.

В декабре 1971 года изможденный затянувшейся болезнью Дэвид Сарнофф умер.

Резюме. Дэвид Сарнофф был не просто предшественником таких современных медиамагнатов, как и . Он стал инициатором появления индустрии массовых радио- и телевизионных развлечений. Эдвин Армстронг сыграл значительную роль в создании технологии коммерческого радио, но именно Сарнофф распознал коммерческий потенциал научных изобретений Армстронга, чего не сделали другие.

Более того, Дэвид Сарнофф был достаточно умен, чтобы получить патенты на технологии, связанные с радио, и, что более важно, сделать всеобщим достоянием все патенты RCA, которые имели отношение к технологии цветного телевидения. Один этот шаг служит подтверждением гениальности Дэвида Сарноффа.

Кстати, именно так поступил впоследствии Линус Торвальдс, создавший операционную систему Linux для компьютеров.

Одним из знаменитых выходцев из Беларуси является Дэвид Сарнов (1891-1971 гг.). Настоящее имя — Давид Абрамович Сарнов. Бессменный советник по средствам связи и информации десяти президентов США. Руководил всеми радиоинформационными службами Америки. Бригадный генерал; удостоен многих высших военных наград. Один из основателей электронной промышленности и отец коммерческого радиовещания и телевидения в США. Стал знаменитым, одним из первых передав сигнал о помощи с терпящего бедствие «Титаника».

Жизнь Дэвида Сарнова — яркий пример воплощения в жизнь американской мечты. Президент США Линдон Джонсон, знавший его многие годы, сказал в 1964 году: «Его рост от мальчишки-иммигранта до руководителя государственного масштаба — это исключительный и одновременно вдохновляющий рекорд».

Будущий лидер американских телекоммуникаций, образец деловой и политической карьеры родился 27 февраля 1891 года в Узлянах, которые являлись частью местечка Шацк Минской губернии (ныне Пуховичский р-н Минской области). Дэвид был первенцем в семье маляра Абрама Сарнова и его жены Лии. Когда мальчику исполнилось пять лет, отец решил поискать счастья в далекой Америке. Уехал вначале сам. Четыре года понадобилось на то, чтобы собрать деньги на дорогу семье.

Воспитание Давида после отъезда отца взяла под свой контроль бабушка Рива, которая понимала, что без образования в чужих краях будет тяжело, и потому отправила внука к знакомому рабби под Борисов, где мальчик с утра да вечера зазубривал Талмуд.

В 1900 году семья Сарновых отправилась в Нью-Йорк. При погрузке на пароход в Ливерпуле якобы произошел такой эпизод. Подготовленную Лией корзину с кошерной пищей сунули вместе с багажом в трюм, и девятилетний Давид прыгнул туда с палубы, при этом не искалечился, удачно приземлившись на мягкие тюки. Увидев головокружительный прыжок, один из матросов произнес вещую фразу: «Ну и парень, в Америке у тебя будет все в порядке!»

Абраму Сарнову было тяжело содержать увеличившуюся семью и вскоре главным кормильцем стал Давид, которого на американский лад называли Дэвид. Его карьера началась с продажи газет. К моменту смерти отца в 1906 году Дэвид уже стал хозяином киоска на углу 46-й улицы и 10-й авеню.

Окончив восемь классов, Сарнов вынужден был бросить школу. Передав киоск братьям и матери, он нашел работу на полный день, устроившись рассыльным в офис телеграфной компании Commercial Cable Company. Проработав там несколько месяцев, Дэвид попросил дать ему три дня выходных, чтобы во время еврейских праздников Роша -Шана и Йом Кипур петь в хоре синагоги. Когда ему отказали, он стал возражать, и в результате был уволен. Однако время работы в телекомпании не прошло даром. Он овладел искусством приема и передачи телеграфных сообщений. За заработанные два доллара — деньги по тем временам немалые — приобрел телеграфный ключ, который впоследствии всегда занимал почетное место на его столе и которым он любил демонстрировать свое мастерство телеграфиста.

Вскоре приобретенные знания пригодились Сарнову: в нью-йоркском отделении компании «Маркони» он занял должность младшего оператора. Помимо этого, познакомившись с изобретателем беспроволочного телеграфа Гуглиельмо Маркони, добившись его доверия, стал личным рассыльным и доставлял во время пребывания этого пылкого итальянца в Нью-Йорке письма, подарки и букеты его многочисленным возлюбленным.

До 1912 года общество относилось к радио довольно равнодушно. Все изменилось в ночь на 15 апреля 1912 года, когда мир узнал о трагической гибели «Титаника». Возникла «легенда Сарнова»: будто бы именно он, работая старшим оператором на радиостанции, первым принял 14 апреля вечером сигнал бедствия с тонущего корабля и оставался у приборов 72 часа, принимая и передавая новости. На самом деле Дэвид услышал информацию о катастрофе утром следующего дня, но действительно принимал сообщения от менее мощных радиостанций и передавал информацию в газету об оставшихся в живых пассажирах. Окруженный вниманием всего мира, он сразу стал знаменитым. «Гибель «Титаника» продвинула вперед радио и меня тоже», — говорил впоследствии Сарнов. С этого момента начался его личный взлет и взлет радиосвязи.

В 1917 году Дэвид женился на Лизетт Германт, эмигрантке из Франции, которая родила ему троих сыновей, и несмотря на его временные увлечения, оставалась рядом всю жизнь.

В 1919 году компания General Electric выкупила акции American Marconi, принадлежавшие Великобритании, и создала Radio Corporation of America (RCA) – одну из самых мощных корпораций Америки. Став уже сложившимся, приметным специалистом, Дэвид сумел стать коммерческим директором, генеральным менеджером, а потом и президентом этой успешной компании.

У Сарнова всегда было множество идей, и он постоянно успешно «бежал» дальше. Вскоре реальностью стало его предложение о превращении радио из системы передачи сигналов на расстояние в разновидность масс-медиа. Развлекательные, информационные программы превратились в обычный элемент будничной жизни не только американцев, но и жителей многих стран мира. По его инициативе была создана в 1926 году National Broadcasting Company (NBC), осуществлявшая радиовещание, а RCA сосредоточила в своих руках изготовление радиотехники. Затем Сарнова захватила идея телевидения. Уже 20 апреля 1939 года, стоя перед телекамерой у павильона RCA на Нью-Йоркской всемирной выставке, он сказал: «Теперь мы добавляем к звуку радиоизображение». Репортажем с всемирной выставки компания NBC начала ежедневные телепередачи.

Однако работу по совершенствованию телевидения пришлось прервать. 7 декабря 1941 года, через три часа после нападения Японии на Пёрл-Харбор, Сарнов послал Ф.Рузвельту телеграмму о полной готовности его и подчиненных ему сотрудников к войне. Летом 1942 года он был назначен главным советником Корпуса связи Армии США. Радио стало главным источником информации с фронтов Европы, Азии, Тихого океана.

Работу Дэвида Сарнова государство оценило высоко. Он был награжден орденом Legion of Merit и ем у было присвоено звание бригадного генерала. Сарнов очень гордился этим званием, постоянно носил генеральскую форму и все бумаги подписывал «Генерал Сарнов».

После войны продолжил работу на переднем фронте телерадиокоммуникаци: участвовал в разработке космического, кабельного, цветного телевидения, коммерческих законов и правил американского телевидения. Сарнов стал человеком, который внес радио и телевидение в каждый американский дом. Американцы официально признали его отцом-основателем радиовещания и телевидения.

На похоронах Дэвида Сарнова губернатор штата Нью-Йорк Нельсон Рокфеллер сказал: « Его гений заключался в его способности смотреть на те же вещи, на которые смотрят другие, но видеть больше».

Источники:
1. Белорусское зарубежье. Составитель Н.А.Голубева, Мн, 2010 г.
2. В.Скляренко, Т.Иовлева, А.Ильченко, И.Рудычева. 100 знаменитых евреев. Ростов-на-Дону, 2009 г.
3. Комсомольская правда, 16-22 октября 2008 г.

После того, как страшной апрельской ночью 1912 г. океанский лайнер "Титаник " наскочил на айсберг, в пучине океана погибло множество людей. Но был один человек, который "всплыл" именно тогда, когда другие тонули.

Молодой радист компании "Marconi " Дэвид Сарнов трое суток непрерывно поддерживал связь с тонущим "Титаник ом ", информируя Америку и весь мир о том, что происходит на борту гибнущего судна.

Каким он парнем был

В том, что именно Сарнов поймал сигнал SOS , велик элемент случайности. Он, как говорят американцы, оказался тем парнем, который был в нужном месте в нужный момент времени. Ему был дан шанс, и он его в полной мере использовал. Но, получив общенациональную известность буквально в течение одной ночи, он практически никогда не переставал оставаться в числе самых известных и влиятельных людей Соединенных Штатов. И в этом есть определенная закономерность.

Сарнов был фанатично предан идее развития новых средств массовой коммуникации. Не будучи ни исследователем, ни изобретателем, он сделал значительно больше, чем кто-либо другой, для того, чтобы открыть массам новые технологии века перемен - настоящего коммуникационного столетия. Он был тем человеком, который внес радио и телевидение в каждый американский дом.

Наш герой любил повторять, что не случайно родился именно в год открытия электрона . Он осознавал себя отцом огромной индустрии электронной коммуникации. Сарнов говорил: "Когда огромный корабль движется по не нанесенному на карту маршруту, кто-то обязательно должен быть на капитанском мостике. Так случилось, что этим парнем был я".

Конечно, радио и телевидение развивались не только в США. Практически одновременно процесс создания новой системы коммуникации охватил разные страны, причем британская ВВС шла даже "на полголовы" впереди своих зарубежных коллег. Но, пожалуй, именно в США, в стране с наиболее динамично развивавшейся экономики, а также рано сложившейся гражданской культуры, породившей демократическое устройство политической и социальной жизни, развитие радио и телевидения имело наибольшее значение.

Это была новая, вполне адекватная своему веку форма общения власти с массами и форма связи людей между собой. Без радио и телевидения как политическая, так и культурная жизнь сложившегося в США (а затем и в других странах мира) общества массового потребления оказалась бы совсем иной. И Дэвид Сарнов стал, пожалуй, самым ярким символом того, что принято называть американской системой.

Президент США Линдон Джонсон , многие годы знавший Сарнова, сказал о нем в 1964 г.: "Никто лучше не демонстрирует гениальность американской системы. Его рост от мальчишки-иммигранта до руководителя государственного масштаба - это исключительный и одновременно вдохновляющий рекорд".

Старик Маркони нас приметил

Будущий лидер американских телекоммуникаций был выходцем из России. Он появился на свет зимним днем 1891 г. в семье маляра Абрама Сарнова в забытом богом еврейском местечке неподалеку от Минска, где никаких иных коммуникаций, помимо гужевых, не существовало. Когда пареньку было пять лет, отец отправился обустраиваться за океан, оставив на первых порах семью в России.

Воспитание мальчика взяла в свои руки бабка Ривка - человек по местечковым масштабам прогрессивный. Она понимала, что без образования в ХХ веке не прожить, а потому... сплавила внука знакомому рабби куда-то под Борисов , где Сарнов в течение четырех лет с утра до позднего вечера зазубривал Талмуд .

В 1901 г. произошло два важнейших события в истории радио: перекинул радиомост через Атлантический океан, а десятилетний Давид Сарнов, прихватив Талмуд , пересек с матерью, двумя братишками и сестренкой сей океан, чтобы, наконец, воссоединиться с отцом, который, правда, и в Нью-Йорке оказался не способен прокормить свою семью.

Ситуация стала критической. Вот здесь-то и пригодился Талмуд , в котором сказано: "Если я не помогу своей семье, то кто?" Давид, ставший теперь Дэвидом, взял инициативу на себя и в течение последующих семидесяти лет уже не выпускал ее из собственных рук.

Первый свой шаг в системе массовой коммуникации Сарнов сделал с пачкой газет в руках. К моменту смерти отца, случившейся в 1906 г., Дэвид уже прошел путь от простого мальчишки-газетчика до хозяина киоска на углу 46-ой улицы и 10-й авеню. По вечерам он ходил в школу и активно учил английский. Это был его любимый предмет. Кроме того, он очень много читал.

То, что парень далеко пойдет, вскоре стало ясно многим

Как-то на уроке английского учитель, разбирая шекспировского "Венецианского купца", сказал, что жестокость и жадность Шейлока являются типичными чертами еврейского характера. Дэвид отправился к директору и потребовал извинений. Конфликт попытались замять, но Сарнов как человек, "связанный с прессой", заявил, что газетам любопытно будет получить информацию относительно царящего в школе антисемитизма.

Для Америки, в отличие от России, да, пожалуй, и большинства других европейских стран того времени, это было весьма серьезно. Дэвид вернулся в класс, а учитель получил отставку.

После окончания школы Сарнов оставил свой "бизнес" матери и братьям, а сам, решив сделать карьеру в СМИ, отправился в редакцию газеты Herald. Впрочем, места в газете он так и не получил. Вместо этого Сарнов сразу вступил в сферу более совершенных средств коммуникации, заняв пост... посыльного в телеграфной компании. Уже тогда сыграл свою роль случай.

Первому человеку, увиденному в здании, где располагалась Herald, он сказал, что заинтересован в любой работе. Человек ответил, что фирма, в которую он пришел, называется "Commercial Cable Company" (она находилась просто по соседству с газетой) и что им нужен посыльный. Не задумываясь Дэвид согласился. Ему платили 5 долларов в неделю и 10 центов за час сверхурочных.

"Commercial Cable Company" была американской частью английской фирмы, контролировавшей связь, осуществлявшуюся по кабелям, проложенным под океаном; она связывала Нью-Йорк с Лондоном, Парижем и Римом. Сарнов впоследствии вспоминал, что работа телеграфных аппаратов гипнотизировала его. Днем он развозил на велосипеде бумаги по городу, а по вечерам учил азбуку Морзе . В качестве поощрения юный посыльный получал доступ к телеграфному аппарату.

Наконец, освоив материальную часть, Дэвид расстается со средствами коммуникации прошлого века и поступает на работу оператором в компанию беспроволочного телеграфа, основанную самим Маркони . Когда Сарнов знакомился с азами операторской работы, Маркони был уже Нобелевским лауреатом в области физики, ученым широчайшей международной известности. Дэвид с первого дня работы в фирме надеялся на встречу с Маркони и планировал познакомиться с ним. Несколько позже эта встреча действительно произошла.

Достоверно известно, что "старик Маркони нас приметил" и во время своих кратких визитов в Нью-Йорк лично помогал юному поэту беспроволочного телеграфа осваивать теоретические и практические премудрости профессии. Более того, Маркони , по-видимому, ввел Сарнова в то, что может быть названо философией познания . Объясняя природу электромагнитных волн, изобретатель сказал: "Дэвид, мы знаем, как они работают, но не знаем, почему они работают", и для Сарнова эта фраза всегда оставалось стимулом к глубоким раздумьям.

Но, пожалуй, еще большее значение для будущей карьеры Сарнова имело его собственное, казалось бы, простенькое, наблюдение . Начав работать в компании, Сарнов сразу обнаружил, что технический персонал ничего не понимает в бизнесе, а менеджеры ничего толком не знают о функционировании беспроволочного телеграфа. В итоге он начал серьезно изучать и то, и другое.

После трагедии с "Титаник ом " портреты Сарнова обошли все ведущие газеты Америки. Но еще более важным следствием непрерывной трехсуточной вахты, которую Дэвид нес у радиоаппарата, стало изменение отношения общества к новым средствам коммуникации. Теперь это уже была не просто забавная игрушка в руках таких оригиналов, как Маркони и Сарнов.

Так Сарнов оказывается в RCA, где ему суждено было проработать всю жизнь

Начав с должности коммерческого управляющего, он через год утверждается генеральным управляющим, а еще через год - вице-президентом. Ему едва перевалило за 30, но он уже - советник президента США, поскольку мало кто лучше него разбирается в развитии радиовещания, которое в начале 20-х гг. становится, пожалуй, самой динамично растущей отраслью американской экономики, а также важнейшим элементом общественной жизни страны.

Если в 1920 г. в США имелось всего 5 тыс. радиол, то к концу 1923 г. их насчитывалось уже 2,5 млн. В 1927 г. передачи о трансатлантическом перелете Чарльза Линдберга слушало уже 6 млн. семей, собравшихся у приемников, что составляло 30-миллионную аудиторию - примерно четверть населения страны. В этом же году RCA, GE и "Westinghouse" создают общенациональную сеть NBC, позволяющую принимать передачи на всем пространстве от Атлантического океана до Тихого.

Бумаги RCA становятся самым привлекательным объектом для вложения капитала. Корпорация не выплачивает дивидендов, пуская все средства на инвестиции, но, тем не менее, за один лишь 1928 г. курс ее акций повышается в пять раз. Сарнов владел лишь третью одного процента всех акций RCA, но, когда он умер, его доля стоила 7,4 млн. долларов.

Быстрые количественные изменения влекли за собой качественные перемены в жизни общества. Значение радио к 30-м гг. вышло далеко за границы простого средства для развлечения скучающей публики.

Газета была уделом тысяч интеллектуалов, которые при желании могли отложить ее в сторону. Р адио стало непрерывно работающим механизмом для промывания мозгов миллионов слушателей, постоянным фоном для хлопочущих на кухне домохозяек, преодолевающих сотни километров водителей, скучающих от отсутствия дел пенсионеров... Мнения комментаторов, рекламные объявления, новинки шоу-бизнеса в считанные мгновения проникали в сознание всей страны.

Но наиболее важно то, что радио позволило принципиально по-новому построить общение политических лидеров с массой избирателей. По сути дела, радио (а в дальнейшем - телевидение) стало основным элементом ведения любой предвыборной агитации, да и вообще ключевым механизмом информирования граждан о том, что происходит в стране и в мире. Теперь, подав соответствующим образом те или иные факты, можно было влиять сразу на мнение миллионов людей, разбросанных по дальним уголкам страны.

В ХХ веке массы, получив всеобщее избирательное право, ворвались в общественную жизнь. Мощный, но туго соображавший Голиаф , стал крушить с таким трудом сложившиеся в XIX веке демократии. Перед политиками встала задача обуздания толпы, взятия ее голосов под свой контроль. И вот техника создала материальную базу для того манипулирования общественным сознанием, которое к концу столетия превратилось в норму жизни практически во всех государствах мира. Современная политика была бы просто невозможна без радио и телевидения.

Сарнов должен был создать систему радиокоммуникации, охватывающую Европейский и Средиземноморский театры военных действий, ему предстояло решить все вопросы радиообепечения высадки американских войск во Франции и Германии, и, наконец, в сферу его деятельности входила организация государственной радиопропаганды на оккупированных врагами территориях.

В 1943 г. он обосновал необходимость создания радиостанции "Голос Америки " для ведения широкомасштабной борьбы против тоталитарных идеологий. Ни до, ни после этого Сарнову не приходилось решать столь сложные технические и организационные проблемы в такие чрезвычайно сжатые сроки.

Но война кончилась, и снова на передний план вышли задачи мирной жизни

В 50-е гг. Сарнов перешел на должность главы наблюдательного совета RCA, в центре его внимания находились теперь вопросы развитие телевидения. К 1954 г. 90 % территории США уже было охвачено телевещанием.

И в этом же году после длительной судебной тяжбы с RCA покончил с собой талантливый изобретатель Эдвард Армстронг , который разработал эффективную систему устранения радиопомех. Крупные компании, вложившие средства в альтернативную систему, отвергли его разработки. Мир бизнеса был жесток. Он не признавал неудачников. Сам Сарнов с юмором замечал: "Конкуренция поднимает наверх самые лучшие товары и самых плохих людей".

Отдельные "проблемы" не омрачали торжественного шествования системы телекоммуникаций по стране и миру. Вскоре начинает активно развиваться цветное телевидение. И опять детище Сарнова побеждает в конкурентной борьбе. К началу 60-х гг. NBC 40 часов в неделю транслирует цветные передачи, тогда как у CBS их крайне мало, а у ABC нет совсем.

В те годы постепенно сложилась культура телевидения как массового зрелища, рассчитанного на не слишком интеллектуального потребителя. Но вряд ли это был сознательный выбор подхода. Бизнес лишь давал тот продукт, которого желало общество массового потребления. Когда критики ругали Сарнова за качество телевизионных программ, он парировал: "В принципе, мы только пацаны, которые доставляют посылки".

И он действительно доставил "посылку", оставив миру после своей смерти в 1971 г. крупнейшую отрасль современной экономики. Но каким содержанием будет наполнено наследство Сарнова, предстоит решать уже нам самим

Сарнов Давид Абрамович (1891, Узляны, Минская губерния - 1971).

О дин из родоначальников американской системы радиовещания.

В 1900 г. его семья выехала в Албанию , откуда перебралась в США.

В 1926 г. Сарнов основал национальную компанию по радиовещанию. Именно он финансово и морально поддержал «отца» телевидения Зворыкина . В 1930 г. - президент американской компании «Радио», во время второй мировой войны - консультант президента США по средствам связи.

Могила

Помните, одним из героев нашего сайта был

Сегодня наш герой Давид Сарнов. Он тоже из наших. Вы хорошо знакомы с его делами, но не думаю, что с ходу скажите, кто он такой и чем знаменит. А между тем, этот человек стал легендой еще при жизни…

Давид Сарнов родился в 1891 годы в Узлянах, Минской губернии. Жили тяжело. Отец, Абрам, опасаясь погромов, решил увезти семью в Америку. Он скопил за четыре года большую по тем временам сумму 144 доллара, как раз стоимость четырех мест самого дешевого класса на океанском пароходе. В 1900 году Давид с семьей ждал поезда до портовой Либавы на минском вокзале. Здесь они стали свидетелями жестокой расправы погромщиков с небольшой толпой евреев, доведенных до отчаяния женщин с детьми, вышедших с протестом на улицу. Эта картина осталась перед глазами Давида на всю жизнь.

В Нью Йорке они поселились в тесном и нищем «ист-сайде». Здоровье отца резко ухудшилось, и Давид стал основным добытчиком — разносчиком газет. Он вставал в 4 утра, разносил утренний выпуск Morning Journal и бежал в школу.

Однажды на уроке литрературы учитель, вяло изложив сюжет шекспировской пьесы «Венецианский купец», оживился и так прокомментировал образ чудовища-ростовщика Шейлока:

— Шекспир был великим знатоком национальных характеров и создал образ типичнейшего еврея на все времена. Шейлоки и сей час живут среди нас. Когда вы, чудесные христианские мальчики, играя на улице, случайно заденете вонючую тележку этого бородатого коробейника, то хлопот не оберетесь - он тут же начнет орать, требуя полицейского.
Давид вспомнил сцену минской расправы и возмущенно вскочил:
— Вы учите антисемитизму!
— Вон из класса! - закричал взбешенный учитель.
В кабинете директора, девятилетний Давид, подрабатывавший разносчиком газет, сказал:
— Я думаю, газетам будет интересно узнать, что творится в нашей школе.
— Возвращайся в класс, Давид.
— Тогда уволюсь я!, - взвизгнул учитель.
— Считайте, что ваше заявление подписано.

Работая курьером в газете, Давид впервые услышал постукивание телеграфного ключа, и это стало его любовью, так он попал в индустрию связи, накупил учебники по электричеству и собственный телеграфный ключ, освоил азбуку Морзе. В 15 лет Давид стал оператором в небольшом филиале европейской фирмы «Marconi Wireless Telegraph», чтобы учиться на вечернем отделении электротехнического факультета института, устроился на дневные радиодежурства крупнейшем магазине одежды богача Уонамейкера, который решил оборудовать на крыше универмага станцию постоянной связи со своим отделением в Филадельфии.

Здесь 14 апреля 1912 года, как обычно прослушивая эфир, Давид услышал слабый сигнал: . Следующие трое суток Дэвид не снимал наушников, записывая имена переживших трагедию и передавая их прессе. » Толпы репортеров, родственников и друзей пассажиров «Титаника» осаждали универмаг, и полиции приходилось сдерживать их. Из Белого дома последовало распоряжение президента У. Тафта, чтобы все остальные радиостанции прекратили работу, не создавая помех одинокой вахте оператора Сарнова. В течение трех дней это имя стало известно всей стране.»

Случившееся показало технические возможности радио, антенны стали появляться на домах, радиолюбители, вдохновленные удачей Сарнова, бессонными ночами вслушивались в эфир, «выстукивали» послания друг другу, как сейчас люди выстукивают друг другу смс-ки и сообщения в скайпе.

До 1915 радио использовали военные, моряки, радиолюбители. У Сарнова родилась идея «принести музыку в дом без проводов». Он придумал превратить радио в домашнее устройство, в «радиомузыкальную коробку». Он описал это в документе, который назвал пафосно «Меморандум». «Если считать, что только в одних США 15 миллионов семей, и лишь миллион из них (то есть всего семь процентов) купят приемник по цене 75 долларов, то доход от продажи составит 75 миллионов». Сначала Сарнова посчитали безумцем. Среди скептиков был сам Герберт Уэллс: — Ха-ха, радиостанции будут беседовать с фантомной армией несуществующих слушателей?!.

Только через 4 года, в 1919, «General Electric» и «Westinghouse» «врубились» в потенциал этой идеи и учредили «RCA» (Radio Corporation of America). Сарнов придумал сильный рекламный ход: в 1921 году он организовал первый в мире спортивный радиорепортаж о боксерском матче на первенство мира между тяжеловесами Жоржем Карпентье (Франция) и Дже ком Демпсеем (США). Он арендовал с помощью Рузвельта у флота мощный передатчик, установил в арендованных клубах и кинотеатрах коллективные приемники, нанял связистов контролировать линии. Десятки тысяч болельщиков приникли к звуковым раструбам, прислушиваясь к словам комментатора, ставшего мгновенно супер популярным в Америке. Успех был невероятным, да еще американец нокаутировал француза!

Сарнов придумал транслировать по радио
утреннюю гимнастику
— президентские радиодебаты
— спектакли
— просветительные лекции
— встречи с актерами
— музыку

Он особо гордился тем, что получил согласие на сотрудничество самого Артуро Тосканини. Сарнов устроил для Тосканини радиотрансляцию прямо в Милан репетиции симфонического оркестра NBC из 100 лучших музыкантов, готовых издалека приветствовать своего будущего руководителя. Тосканини прослушал трансляцию, сказал: «Оркестр неплох, первый кларнет допустил фальшь» и полетел репетировать с кларнетистом и оркестром.

Дальше были придуманы:
— граммафон, соединение в одном покупательском блоке радио с фонографом,
— модели приемников для автомашин
— первые радиотелефоны
— соединение звука с кинолентой, «великий немой» заговорил

Сарнова называют «Отцом американского телевидения». Может быть, самая большая заслуга Давида Сарнова для человечества в том, что он разглядел
великое будущее в изобретении гениального российского эммигранта Владимира Зворыкина, в изобретении, которое называли бредом и от которого
отмахивались недальновидные промышленники. «Иконоскоп» Зворыкина стал прародителем телевизора.

Владимир Зворыкин. «Подарок американскому континенту», - так охарактеризовал Зворыкина один из его коллег в области электроники.

Сарнов привел Зворыкина в RCA. Намного опередив конкурентов, как отечественных, так и зарубежных, RCA в павильоне на Всемирной выставке в Нью-Йорке весной 1939 года провела первую публичную демонстрацию телевизионного вещания и устами своего президента Сарнова, выступившего перед телекамерами NBC, объявила: «Сегодня начинается отсчет новой эпохи. Мы добавим к звуку изображение и надеемся, что это станет факелом надежды в нашем беспокойном мире». 1940 году телевизор в Америке стоил более 400 долларов. Это было очень дорого.

В марте 1944 Сарнов обеспечивал войсковую и трансатлантическую связь союзников, он общался с Рузвельтом, Черчилем, Де Голлем, Эйзенхауэром, восстанавливал после войны Национальное радио Франции, и тд и тп. Потом были цветные телевизоры, видеокассеты, «Радио свобода».

Во время пребывания Хрущева в США (это когда он ботинком стучал по трибуне) на частном приеме Сарнов сказал:
— Без свободы обмена информацией мир существовать не может, и мы не препятствуем здесь никаким русским программам. Почему же ваше правительство не сделает то же самое для американских?
Хрущев пришел в ярость:
— Вы хотите вести пропаганду против нас!
— Все, что мы хотим, это сделать так, чтобы наши народы могли так же свободно обмениваться информацией, как их представители делают это сейчас, в этой комнате
— Знайте, советское правительство никогда не позволит кому-либо из-за рубежа вмешиваться в образование нашей молодежи!

Сарнов не был ни исследователем, ни изобретателем, но он был фанатик развития новых средств массовой коммуникации и принес в каждый дом новые технологии века — радио и телевидение, как сейчас Бернерс-Ли принес в каждый дом интернет. Сарнов честно служил стране, принявшей его, испуганного девятилетнего мальчика, не знавшего ни слова по-английски.

Вы замечаете, как похожи судьбы Давида Сарнова и Изи Берлина?

Идея поста Григория Шадунского,
использованы материалы интернета:
http://www.america.al.ru/tv.html
http://www.migdal.ru/times/89/15869/http://www.simplesmart.ru/?q=node/164
http://www.pseudology.org/Gallup/Sarnov_David.htm
http://www.1tv.ru/news/about/152686
Про Владимира Зворыкина

Ветер странствий врывается в Вашу комнату! Вперед, к новым странам, к новым встречам, к новым проектам!

  • Сергей Савенков

    какой то “куцый” обзор… как будто спешили куда то