Чем болел высоцкий в жизни. О подлинных причинах смерти владимира высоцкого. Последние дни жизни Владимира Высоцкого

Владимир Высоцкий всю жизнь страдал от двух зависимостей. Он много курил, а с возрастом стал все чаще выпивать, периодически уходя в самый настоящий запой.

От острой алкогольной интоксикации у известного актера и барда развились сердечная и почечная недостаточности. Родные Высоцкого пытались справиться с проблемой и периодически уговаривали его лечиться.

Наркотическая зависимость

Врачи, чтобы вывести Владимира Семеновича из особо критических состояний, нередко применяли мощные стимуляторы наркотического ряда. Этим они оказали Высоцкому настоящую медвежью услугу, превратив сильно поддающегося зависимостям актера в закоренелого наркомана.

С середины 1975-го Высоцкий практически перестал пить. Алкоголь теперь ему заменили более мощные вещества – морфий и амфетамин. Спустя 2 года актер стал употреблять эти препараты уже на постоянной основе, не в силах справляться с ломками. Его здоровье все сильнее ухудшалось. Врачи предрекали Высоцкому скорую смерть, если он не откажется от наркотиков.

Эти предсказания полностью оправдались. В 1979 году Владимир Семенович во время гастролей в Бухаре пережил первую клиническую смерть. Через год у Высоцкого опять случился кризис из-за проблем с покупкой наркотиков.

Ожидаемая смерть

Владимир Высоцкий в последние годы неистово работал и много гастролировал, как будто ощущая, что ему мало осталось. Он буквально не жалел себя, сгорая как свеча. Наркотики сделали свое дело, и в 1980-ом Владимир Семенович умер во сне от обширного инфаркта. По другой версии, он задохнулся (второй диагноз: асфиксия). Все близкие и друзья, как один, сделали вывод: наркотики все-таки убили Высоцкого.

Отец барда не позволил произвести вскрытие, поэтому точная причина смерти так и не была установлена. По свидетельствам близких, Высоцкий в последние дни очень плохо себя чувствовал, жаловался на сильные боли в области сердца и нехватку воздуха. Его нужно было срочно госпитализировать, но врачи почему-то тянули.

Анатолий Федотов, личный врач певца, рассказывал, что его собирались перевести на аппарат искусственного дыхания. Но Владимир Семенович так и не дождался помощи, в которой так сильно нуждался. Он очень мучился, но получил только укол снотворного, от которого впал в умиротворяющий сон. Через несколько часов, глубокой ночью 25 июля он скончался.

Сегодня годовщина смерти Владимира Высоцкого 25 июля 1980 года. Похороны Владимира Семеновича Высоцкого состоялись 28 июля 1980 года.


"...Он не вернулся из боя..."...

2 июня 1980 года состоялся один из последних концертов Высоцкого (в Калининграде), на котором ему стало плохо. 3 июля 1980 года состоялось выступление Высоцкого в Люберецком городском дворце культуры в Московской области, где, по словам очевидцев, он выглядел нездоровым, говорил, что неважно себя чувствует, но на сцене держался бодро и, вместо полутора запланированных часов, отыграл двухчасовой концерт. 14 июля 1980 года во время выступления в НИИЭМ (Москва) Владимир Высоцкий исполнил одну из своих последних песен — «Грусть моя, тоска моя... Вариация на цыганские темы». 16 июля он провёл свой последний концерт в подмосковном Калининграде (ныне Королёв). 18 июля 1980 года В. Высоцкий последний раз появился на публике, в своей самой известной роли в Театре на Таганке, в роли Гамлета.

В ночь на 25 июля 1980 года Владимир Высоцкий скончался во сне в своей московской квартире. Непосредственная причина смерти остаётся спорной, так как вскрытие не производилось. По мнению одних (в частности, Станислава Щербакова и Леонида Сульповара), причиной смерти стала асфиксия, по мнению других — острый инфаркт миокарда. Анатолий Федотов, которого разные люди характеризуют по-разному — и как личного врача Высоцкого, человека, спасшего его 25 июля 1979 года в Бухаре от клинической смерти (факт которой, впрочем, оспаривается), и — как врача, «проспавшего» Высоцкого 25 июля 1980 года, свидетельствует: «23 июля при мне приезжала бригада реаниматологов из Склифосовского.

Они хотели провести его на искусственном аппаратном дыхании, чтобы перебить дипсоманию. Был план, чтобы этот аппарат привезти к нему на дачу. Наверное, около часа ребята были в квартире, решили забрать через день, когда освобождался отдельный бокс. Я остался с Володей один — он уже спал. Потом меня сменил Валера Янклович. 24 июля я работал... Часов в восемь вечера заскочил на Малую Грузинскую. Ему было очень плохо, он метался по комнатам. Стонал, хватался за сердце. Вот тогда при мне он сказал Нине Максимовне: „Мама, я сегодня умру...“ Он метался по квартире. Стонал. Эта ночь была для него очень тяжёлой. Я сделал укол снотворного. Он всё маялся. Потом затих. Он уснул на маленькой тахте, которая тогда стояла в большой комнате. ...Между тремя и половиной пятого наступила остановка сердца на фоне инфаркта. Судя по клинике — был острый инфаркт миокарда». Владимир Высоцкий умер во время проходивших в Москве XX летних Олимпийских игр. Сообщений о смерти Владимира Высоцкого, кроме двух сообщений в «Вечерней Москве» (о смерти и дате гражданской панихиды) и некролога в газете «Советская культура» (и уже после похорон — статья Аллы Демидовой памяти В.Высоцкого в «Советской России») в советских средствах массовой информации практически не печаталось. Над окошком театральной кассы было вывешено простое объявление: «Умер актёр Владимир Высоцкий». И, тем не менее, у Театра на Таганке, где он работал, собралась огромная толпа, которая находилась там в течение нескольких дней (в день похорон были также заполнены людьми крыши зданий вокруг Таганской площади). При этом ни один из купивших билеты назад их не сдал. 28 июля 1980 года в здании Театра на Таганке прошла гражданская панихида, церемония прощания и похороны на Ваганьковском кладбище Москвы (участок № 1, справа от входа). Высоцкого хоронила, казалось, вся Москва.

Похороны В.С.Высоцкого, 28.07.1980. Видео.

Владимир Семёнович Высоцкий (25 января 1938, Москва — 25 июля 1980, Москва) — советский поэт, актёр и автор-исполнитель песен. Лауреат Государственной премии СССР (1987, посмертно).

Владимир Высоцкий сыграл десятки ролей в театре, в том числе Гамлета («Гамлет» У. Шекспира), Галилея («Жизнь Галилея» Б. Брехта), Лопахина («Вишнёвый сад» А. Чехова). Наиболее примечательными работами в кинематографе являются его роли в фильмах «Место встречи изменить нельзя», «Маленькие трагедии», «Интервенция», «Хозяин тайги», «Вертикаль», «Служили два товарища», «Сказ про то, как царь Пётр арапа женил», «Короткие встречи», «Плохой хороший человек». Актёр Театра драмы и комедии на Таганке в Москве.

Владимир Высоцкий вошёл в историю как автор-исполнитель своих песен под акустическую семиструнную «русскую» гитару. По итогам опроса ВЦИОМ, проведённого в 2010 году, Высоцкий занял второе место в списке «кумиров XX века» после Юрия Гагарина. Опрос, проведенный ФОМ в середине июля 2011 года, продемонстрировал, что, несмотря на снижение интереса к творчеству Высоцкого, абсолютному большинству (98 %) россиян знакомо имя «Владимир Высоцкий», а около 70 % ответили, что его песни нравятся, и считают его творчество важным явлением отечественной культуры XX века.

Отец — Семён Владимирович (Вольфович) Высоцкий (1915—1997) — уроженец Киева, военный связист, ветеран Великой Отечественной войны, кавалер более чем 20 орденов и медалей, почётный гражданин городов Кладно и Праги, полковник.

Дядя — Алексей Владимирович Высоцкий (1919—1977) — писатель, участник Великой Отечественной войны, артиллерист, кавалер трёх орденов Красного Знамени, полковник.

В настоящее время исследователи сходятся на том, что род Высоцких происходит из местечка Селец Пружанского уезда Гродненской губернии, ныне — Брестской области, Белоруссия. Фамилия, вероятно, связана с названием города Высокое Каменецкого района Брестской области.

Мать — Нина Максимовна (урождённая Серёгина, 1912—2003). Окончила Московский институт иностранных языков, работала переводчиком-референтом немецкого языка в иностранном отделе ВЦСПС, затем гидом в «Интуристе». В первые годы войны служила в бюро транскрипции при Главном управлении геодезии и картографии МВД СССР. Закончила трудовую деятельность начальником бюро технической документации в НИИхиммaше.

"Баллада о детстве"

Владимир Высоцкий родился 25 января 1938 года, в 9 часов 40 минут в Москве в роддоме № 8 Дзержинского района Москвы на Третьей Мещанской улице (теперь это ул. Щепкина, дом 61/2; здание принадлежит МОНИКИ имени М. Ф. Владимирского, на здании прикреплена доска с датой рождения поэта). Раннее детство он провёл в московской коммунальной квартире на 1-й Мещанской улице, 126 (дом снесен в 1955 г., на его месте в 1956 г. построен новый, адрес которого с 1957 года проспект Мира, 76): «…На 38 комнаток всего одна уборная…» — написал в 1975 году Высоцкий о своём раннем детстве. Во время Великой Отечественной войны в 1941 — 1943 годах жил с матерью в эвакуации в селе Воронцовка, в 25 км от райцентра — города Бузулук Чкаловской (ныне — Оренбургской) области. В 1943 году возвратился в Москву, на 1-ю Мещанскую улицу, 126. В 1945 году Высоцкий пошёл в первый класс 273-й школы Ростокинского района Москвы. Здание бывшей школы находится по адресу проспект Мира, 68 с3.

После развода родителей, в 1947 году, Владимир переехал жить к отцу и его второй жене — Евгении Степановне Высоцкой-Лихалатовой (урождённая Мартиросова) (1918—1988 гг.), которую сам Высоцкий называл «мама Женя» и позже даже крестился в армянской апостольской церкви, чтобы подчеркнуть особое к ней отношение. В 1947 — 1949 годах они проживали в г. Эберсвальде (Германия), по месту службы отца, где юный Володя научился играть на фортепиано.

В октябре 1949 года он вернулся в Москву и пошёл в 5-й класс мужской средней школы № 186 (в настоящее время там, по Большому Каретному переулку, дом 10а, располагается главный корпус Российской правовой академии Минюста). В это время семья Высоцких жила на Большом Каретном переулке, 15, кв. 4. (На доме установлена мемориальная доска, выполненная московским архитектором Робертом Рубеновичем Гаспаряном, — первая, ещё в советское время, памятная доска всенародного кумира). Этот переулок увековечен в его песне «Большой Каретный».

С 1953 года Высоцкий посещал драмкружок в Доме учителя, руководимый артистом МХАТа В. Богомоловым. В 1955 году закончил среднюю школу № 186, и, по настоянию родственников, поступил на механический факультет Московского инженерно-строительного института им. Куйбышева, из которого ушёл после первого семестра.

С 1955 по 1963 гг. Высоцкий жил у матери сначала на 1-й Мещанской 126, а затем, в построенном в 1956 г. на этом месте новом доме, на проспекте Мира 76, в квартире 62 на четвёртом этаже. Владимир также проводил много времени на Большом Каретном в компании друзей. Он посвящал им эпиграммы. По воспоминаниям об этом времени в 1964 г. им была написана песня со словами «Ведь в Каретном ряду первый дом от угла — Для друзей, для друзей».

Одна из легенд о Владимире Высоцком повествует, что решение об уходе из МИСИ было принято в новогоднюю ночь с 1955 на 1956 год. Вместе со школьным другом Высоцкого, Игорем Кохановским, было решено провести новогоднюю ночь весьма своеобразным манером — за исполнением чертежей, без которых их не допустили бы к сессии. Где-то во втором часу ночи чертежи были готовы. Но тут, якобы, Высоцкий встал и, взяв со стола банку с тушью (по другой версии — с остатками крепко заваренного кофе), стал поливать её содержимым свой чертёж. «Всё. Буду готовиться, есть ещё полгода, попробую поступить в театральный. А это — не моё…». Заявление Высоцкого об отчислении из института по собственному желанию было подписано 23 декабря 1955 года.

С 1956 по 1960 год Высоцкий — студент актёрского отделения Школы-студии МХАТ им. В. И. Немировича-Данченко. Он занимается у Б. И. Вершилова, затем у П. В. Массальского и А. М. Комиссарова. 1959 год ознаменовался первой театральной работой (роль Порфирия Петровича в учебном спектакле «Преступление и наказание») и первой ролью в кино (фильм «Сверстницы», эпизодическая роль студента Пети). В 1960 году произошло первое упоминание о Высоцком в центральной печати, в статье Л. Сергеева «19 из МХАТ» («Советская культура», 1960, 28 июня).

Во время учёбы на первом курсе В.Высоцкий познакомился с Изой Жуковой, на которой женился весной 1960 года. В 1960—1964 годах Высоцкий работал (с перерывами) в Московском драматическом театре имени А. С. Пушкина. Сыграл роль Лешего в спектакле «Аленький цветочек» по сказке С. Т. Аксакова, а также ещё около 10 ролей, в основном — эпизодических. В 1961 году на съёмках кинофильма «713-й просит посадку» познакомился с Людмилой Абрамовой, ставшей его второй женой (официально брак был зарегистрирован в 1965 году). В конце 1963 года Высоцкий с матерью получили квартиру на улице Шверника, дом 11, корпус 4, квартира 41, где у Владимира и Людмилы родился второй сын Никита (дом был снесен при перестройке микрорайонов из пятиэтажек в 1998 году). Когда в 1968 году супруги расстались, Высоцкого уже знала вся страна по песням из кинофильма «Вертикаль», в котором он снимался.

Своё первое стихотворение «Моя клятва» Высоцкий написал, будучи учеником 8 класса, 8 марта 1953 года. Оно было посвящено памяти Сталина. В нём поэт высказывал чувство скорби по недавно умершему вождю. В начале 1960-х годов появились первые песни Высоцкого. Песня «Татуировка», написанная 27 июля 1961 года в Ленинграде, многими считается первой. Неоднократно таковой её называл и сам Высоцкий. Эта песня положила начало циклу «блатной» тематики. Однако существует песня «49 дней», датируемая 1960 годом, о подвиге четырёх советских солдат, дрейфовавших и выживших в Тихом океане. Отношение автора к песне было весьма критичным: в автографе ей дан подзаголовок «Пособие для начинающих и законченных халтурщиков», с пояснением в конце, что «таким же образом могут быть написаны» стихи на любые актуальные темы. «Надо только взять фамилии и иногда читать газеты». Но, несмотря на то, что Высоцкий как бы исключал эту песню из своего творчества (называя «Татуировку» первой), известны фонограммы её исполнений в 1964—1969 гг.

Проработав менее двух месяцев в Московском театре миниатюр, Владимир безуспешно попытался поступить в театр «Современник». В 1964 году Высоцкий создал свои первые песни к кинофильмам и поступил на работу в Московский театр драмы и комедии на Таганке. Поэтическое и песенное творчество, наряду с работой в театре и кино, стало главным делом его жизни. В театре на Таганке В. С. Высоцкий проработал до конца жизни. В июле 1967 года Владимир Высоцкий познакомился с французской актрисой русского происхождения Мариной Влади (Мариной Владимировной Поляковой), ставшей его третьей женой (декабрь 1970 года).

Летом 1969 года у Высоцкого был тяжёлый приступ, и тогда он выжил только благодаря Марине Влади, которая в это время была в Москве. К счастью, врачи привезли Высоцкого в Институт скорой помощи имени Н. В. Склифосовского вовремя, ещё несколько минут задержки — и он бы не выжил. Врачи боролись за его жизнь 18 часов. Выяснилось, что причиной кровотечения явился лопнувший в горле сосуд, но в театральных кругах некоторое время ходили слухи о его другой тяжёлой болезни.

В ноябре 1971 года в театре на Таганке состоялась премьера спектакля «Гамлет» по одноимённой трагедии Шекспира (режиссёр — Ю. П. Любимов), главную роль в котором исполнил Высоцкий.

В 1975 году Высоцкий поселился в трёхкомнатной кооперативной квартире площадью 115 м² на 8 этаже в только что построенном 14-этажном кирпичном доме на Малой Грузинской улице, 28, квартира 30.

Высоцкий дал более тысячи концертов в СССР и за рубежом.

Мне есть что спеть, представ перед Всевышним, Мне есть чем оправдаться перед Ним.

Светлая память поэту!

Посмотрел вчера фильм о последнем годе жизни Высоцкого по первому каналу. Собираюсь сходить и на фильм, который только что вышел. Как я понял из рецензий он посвящен эпизоду клинической смерти случившийся у Высоцкого в Бухаре.

Этот эпизод клинической смерти, видимо, произвел очень гнетущее впечатление и на самого ВС и на его окружение. Хотя драматичность "укола в сердце" кофеина, о котором больше всего говорят не медики, явно преувеличена.

Я нашел, когда опубликованные интервью журналу "Столица". С современной точки зрения мне кажется, что Высоцкий ушел из жизни от инфаркта, а не от передозировки наркотиков (хотя параллели с Майклом Джексоном прослеживаются: укол "снотворного", отошедший, "заснувший" врач. Смерть во сне). Но то что доктора описывают в последний день - боли в сердце, стонал, не находил себе места - похоже на острый коронарный синдром. Почему они не отвезли его в больницу не понятно.

Были ли в 80 году в России кардиомониторы, делали ли коронарографию, я не знаю. На западе она вошла в клиническую практику с конца 70х.Так что мнение коллег знавших про кардиологическую помощь в СССР интересно.

Ниже отрывки статьи с воспоминаниями врачей.

"Столица" №1"1990 ("Так умирал Высоцкий")

Леонид Сульповар:
Реанимобиль — и целая кавалькада машин

— Я познакомился с Высоцким в 69-м году, он лежал в нашем институте Склифосовского. Был в очень тяжелом состоянии после желудочного кровотечения. Тот самый случай, который подробно описывает Марина Влади в Своей книге «Владимир, или Прерванный полет».

— Желудочное кровотечение, а не разрыв сосуда в горле?
- Желудочно-кишечное кровотечение - это окончательный диагноз, а причины могут быть разными. Тогда диагностика была не на столь высоком уровне, я даже не помню, делали мы гастроскопию или нет. Но мы думали, нет ли там кровотечения из вен пищевода.

— Была ли опасность для жизни?
— Конечно. Если говорить медицинскими терминами: резко упало давление, был очень низкий гемоглобин. Именно поэтому Высоцкий и попал в реанимацию, надо было проводить интенсивную терапию. Но вывели мы его из этого состояния довольно быстро, кажется, он выписался прямо от нас. Ну, может быть, полежал некоторое время в «хирургии».

Марина Влади все это время была в отделении?
— В палату мы ее не пускали, а вот в ординаторской она сидела все это время.
Как-то само собой получилось, что мы после этого случая начали в тяжелые минуты Володе помогать. В периоды его «уходов в пике». Приезжали и выводили его из этих состояний. Помогали, во всяком случае. Трудно сказать, насколько часто это было.

А что такое «уход в пике» — с точки зрения медицины?
— В пике или в штопор? В тот период это было просто злоупотребление алкоголем. И уход из этой жизни в другую, бессознательную, откуда нам и приходилось его «доставать».
Но был ли Володя алкоголиком? Всей информацией я не обладаю, были другие врачи, которые помогали ему... Но мне кажется, что алкоголиком он не был. Люди, подверженные этой патологии, — запущенные, опустившиеся... Володя был абсолютно другим. Когда через день или два мы выводили его из этого болезненного состояния, Володя становился другим человеком: собранным, подтянутым, готовым работать. Эти срывы, возможно, были какой-то формой разрядки. А еще это была форма ухода от мира, который его страшно раздражал. Смотрим телевизор: очередная банальность или глупость. Мы могли скептически улыбнуться или равнодушно отвернуться. А Володя не мог спокойно это выносить. Совершенно неадекватная, на наш взгляд, реакция! И потом еще долго не мог успокоиться. У него не было безразличия, свойственного большинству, он жутко переживал все, что происходило. Не мог смириться.

— А вы говорили с Высоцким об этих срывах?
— Никогда. Он и сам никогда не вспоминал об этом. Но чувство вины у Володи, конечно, было. Володя был достаточно скрытным человеком. Наверное, перед кем-то он раскрывался, но я не был с ним настолько близок. Со мной был один откровенный разговор.
В 1979 году мы сидели с ним в машине и часа полтора разговаривали. Его страшно угнетало болезненное состояние, он чувствовал, что уже не может творчески работать, что он теряет Марину. Он говорил обо всем, чего уже никогда не сможет вернуть в своей жизни...

— А вы говорили о болезни?
— Да, потому что к этому времени я уже знал о наркотиках. Володя говорил, что ощущает в себе два «я»: одно хочет работать, творить, любить — и второе, которое тянет его совсем в другую сторону, в пропасть безысходности. Он метался из одной стороны в другую. Два раздирающих начала делали его жизнь страшной и невыносимой.
Болезнь к этому времени зашла уже очень далеко. И я начал искать, что еще можно сделать. Единственный человек, который этим тогда занимался, был профессор Лужников. К нему я и обратился. И у меня была большая надежда — и я Володю в этом убедил, — что мы выведем его из этого состояния. Лужников разрабатывал новый метод — гемосорбцию, но... То не было абсорбента, то ребята выезжали в другие города. А Володя ждал, каждый день звонил: «Ну, где? Ну, когда?» И наконец мы это сделали...
Я пришел к нему, посмотрел — и понял, что мы ничего не добились. Тогда мы думали, что гемосорбция поможет снять интоксикацию, абстинентный синдром. Но теперь ясно, что это не является стопроцентной гарантией.

— 23 июля 1980 года, вечером, вы были на Малой Грузинской.
— 23 июля я дежурил. Ко мне приехали Янклович и Федотов. И говорят, что Володя совсем плохой. Что дальше это невозможно терпеть и надо что-то делать.
Мы поехали туда. Состояние Володи было ужасным! Стало ясно» что или надо предпринимать более активные действия, пытаться любыми способами спасти, или вообще отказываться от всякой помощи.
Что предлагал я? Есть такая методика: взять человека на искусственную вентиляцию легких: Держать его в медикаментозном сне, в течение нескольких дней вывести из организма все, что возможно. Но дело в том, что отключение идет с препаратами наркотического ряда. Тем не менее хотелось пойти и на это. Но были и другие опасности. Первое: Володю надо было «интубировать», то есть вставить трубку через рот. А это могло повредить голосовые связки. Второе: при искусственной вентиляции легких очень часто появляется пневмония как осложнение. В общем, все это довольно опасно, но другого выхода не было.
Мы посоветовались (вместе со мной был Стас Щербаков, он тоже работал в реанимации и хорошо знал Володю) и решили: надо его брать. И сказали, что мы Володю сейчас забираем. На что нам ответили, что это большая ответственность и что без согласия родителей этого делать нельзя. Ну, что делать — давайте, выясняйте. И мы договорились, что заберем Володю 25 июля. Мы со Стасом дежурили через день. Володя был в очень тяжелом состоянии, но впечатления, что он умирает, не было. Ну а двадцать пятого... Мне позвонили... И я вместо дежурства поехал туда...

Анатолий Федотов:
До сих пор не могу простить себе

Помню, что дело шло к осени 1975 года — конец сентября или начало октября. У Высоцкого поднялась температура, и Вадим Иванович Туманов вызвал Олега Филатова. А Олег по специальности травматолог, поэтому он и попросил меня. Вот тогда в первый раз я попал на Малую Грузинскую.
Потом я заехал еще раз, стали видеться почти каждую неделю, а чуть позже — и каждый день. И так до самой смерти.
Он мог вызвать меня в любое время суток, иногда звонил в три-четыре часа ночи:
— Толян, приезжай!

В последние годы бывали приступы удушья, возникало чувство нехватки воздуха.
Физически он был очень одарен от природы. Детский ревмокардит? Может быть, это и сказалось. Ведь главной причиной смерти была миокардиодистрофия, то есть почти полная изношенность, истощенность сердечной мышцы. Изношенность от всяческих перегрузок.

Покоя и отдыха он не знал. Но восстанавливался быстро. Тут особенности организма, но есть и ряд препаратов, которые способны восстанавливать работоспособность нервных клеток. И последние лет пять он был на этом «допинге». Он рано начал выпивать, а «выход из пике» у него был всегда очень тяжелым. И кто-то ему подсказал, что есть такие препараты. Он попробовал — вначале оказалось, что очень здорово. Это даже могло стимулировать творчество. Раз-два-три... А потом привык. Привыкание развивается очень быстро, организм истощается — это очень коварные лекарства. Долго на них надеяться нельзя.

А последние год-полтора он перестал контролировать себя. Уже не мог обходиться без допинга. И когда не было лекарства, лежал вялый, мрачный, иногда — злой. Уходил «в пике». Было такое ощущение, что у него отсутствует инстинкт самосохранения. Конечно, мы пытались говорить:
— Володя, да брось ты это дело!
— Не лезьте!
Убедить его было невозможно — однажды я попытался. Он меня просто выгнал из дома. Правда, через день позвонил:
— Толян, не обижайся. Чего не бы
вает между друзьями. Приезжай!
Туманов несколько раз ему говорил:
— Володя, надо кончать. Ты же писать хуже стал. Чем такая жизнь — лучше броситься с балкона!

Почти весь 1978 год он был в прекрасной форме. Срывы были, но в общем держался... 1979 год — примерно до июля был в норме.
А в июне он собирался на гастроли в Среднюю Азию. Я знал, что с ним едут Валера Янклович, Сева Абдулов, Володя Гольдман... Высоцкий собирает вещи, я стою рядом...
— Володя, а ты не хочешь взять меня с собой?
— Толян, с большим удовольствием! Почту за счастье.
Я как раз был в отпуске, и меня оформили артистом «Узбекконцерта». Маршрут: Ташкент, Навои, Учкудук, Зеравшан, Бухара.

В Бухаре он проснулся очень рано, часов, наверное, в шесть. И пошел на рынок, чего-то там съел. Я тоже встаю рано. Вдруг прибегает Гольдман:
— Володе плохо!
Я — туда. Он абсолютно бледный: беспокойство, громадные зрачки. Клиника отравления, но не только пищевого. И на глазах ему становится все хуже и хуже.
А все стоят напуганные. Я закричал:
— Ребята, он же умирает!
Он успел сказать:
— Толя, спаси меня...
Сказал и упал.
Я успел ввести ему глюкозу, но дезинтоксикация не наступала... Остановилось дыхание, на сонной артерии нет пульсации. И полное отсутствие сердечной деятельности.
У меня был кофеин — ввел прямо в сердце. И стал делать искусственное дыхание: рот в рот. Абдулову показал, как делать массаж сердца. И, видимо, сердечная мышца возбудилась — сердце заработало. Минут через пять стали появляться самостоятельные дыхательные движения. Я с таким остервенением дышал за него, что он, когда пришел в себя, сказал:
— Я чувствовал, что моя грудная клетка расширяется — чуть не разрывается.

Это была самая настоящая клиническая смерть. Я был рядом, поэтому удалось его спасти. А стоило чуть-чуть опоздать — и я бы ничего не смог сделать.
Володя немного отошел и говорит;
— А концерт?
Я — ему:
— Нет, Володя, с таким сердечком и в таком состоянии твои концерты здесь закончены.
Написал записку, что делать, если приступ повторится, засунул в карман куртки. И в тот же день мы с ним улетели в Ташкент, а оттуда отправили его в Москву.

Повторяю — последние годы он был очень серьезно болен, но боролся. В январе 1980 года мы с ним закрылись на неделю в квартире на Малой Грузинской. Я поставил капельницу — абстинентный синдром мы сняли. Но от алкоголя и наркотиков развивается физиологическая и психологическая зависимость. Физиологическую мы могли снять, а вот психологическую... Это сейчас есть более эффективные препараты. Да, сила воли у него была, но ее не всегда хватало.

Немного позже ему сделали гемосорбцию — очистку крови. Кровь несколько раз «прогнали» через активированный уголь. Это мучительная операция, но он пошел на это. Но гемосорбция не улучшила, а ухудшила его состояние. Мы зашли к нему на следующий день. Он был весь синий.
— Немедленно увезите меня отсюда!
В общем, снова не получилось.

18 июля 1980 года я с сыном был на «Гамлете» — меня нашел Валера Янклович:
— Володе очень плохо.
Я — за кулисы. Вызвали скорую. Сделали укол — он еле доиграл. А на следующий день ушел в такое «пике»! Таким я его никогда не видел. Что-то хотел заглушить? От чего-то уйти? Или ему надоело быть в лекарственной зависимости? Хотели положить его в больницу, уговаривали. Бесполезно! Теперь-то понятно, что надо было силой увезти.

23 июля при мне приезжала бригада реаниматоров из Склифосовского. Они хотели провести его на искусственном аппаратном дыхании, чтобы перебить дипсоманию. Был план, чтобы этот аппарат привезти к нему на дачу. Наверное, около часа ребята были в квартире - решили забрать через день, когда освобождался отдельный бокс. Я остался с Володей один — он уже спал. Потом меня сменил Валера Янклович.

24 июля я работал... Часов в восемь вечера заскочил на Малую Грузинскую. Ему было очень плохо, он метался по комнатам. Стонал, хватался за сердце. Вот тогда при мне он сказал Нине Максимовне:
— Мама, я сегодня умру...
Я уехал по неотложным делам на некоторое время. Где-то после двенадцати звонит Валера:
— Толя, приезжай, побудь с Володей. Мне надо побриться, отдохнуть.
Я приехал. Он метался по квартире. Стонал. Эта ночь была для него очень тяжелой. Я сделал укол снотворного. Он все маялся. Потом затих. Он уснул на маленькой тахте, которая тогда стояла в большой комнате.
А я был со смены — уставший, измотанный. Прилег и уснул — наверное, часа в три.

Проснулся от какой-то зловещей тишины — как будто меня кто-то дернул. И к Володе! Зрачки расширены, реакции на свет нет. Я давай дышать, а губы уже холодные. Поздно.

Между тремя и половиной пятого наступила остановка сердца на фоне инфаркта. Судя по клинике — был острый инфаркт миокарда. А когда точно остановилось сердце — трудно сказать.

Потом в свидетельстве о смерти мы записали: «Смерть наступила в результате острой сердечной недостаточности, которая развилась на фоне абстинентного синдрома...»

Вот ещё одна статеечка:

ТАЙНА СМЕРТИ ВЛАДИМИРА ВЫСОЦКОГО................

Андрей Бережный...........................

ОВладимире Высоцком написаны тысячи страниц. Тем более трудно привнестисюда что-нибудь новое, особенно человеку, никогда близко с поэтом необщавшимся. Но я хорошо знаю его творчество, стараюсь не упускать извиду публикаций о нем, особенно если их авторами являются люди,достаточно Высоцкого знавшие.

Меня всегда интересовала загадкасмерти Владимира Высоцкого. Я очень хорошо помню те июльские дни, дниОлимпиады... Известие о его смерти распространилось довольно быстро,хотя власти и пытались накинуть информационный намордник на это событие.

Помню,как горечь утраты была замешана на чувстве недоумения, досады - почемуон, и почему - так рано? Почему так внезапно ушел, находясь на вершинесвоей славы и популярности? Действительно, долгие годы мы ничего незнали о событиях, связанных с его смертью. Не знаем многого и теперь.Люди, которые могли бы пролить свет на многие вопросы, которыенаходились рядом с поэтом последние дни, часы и минуты его жизни,хранят молчание. Они не пишут воспоминаний, хотя знали поэта, пожалуй,как никто другой.

Данная статья и вопросы, поставленные в ней,основывается исключительно на свидетельствах очевидцев. На материалахскупых интервью, связанных с воспоминаниями о Высоцком, насопоставлении и анализе этих материалов. Из них следует, что последнимилюдьми, которые общались с поэтом, людьми, которые сыграли особую(зловещую?) роль в его жизни (смерти?), были главный администратортеатра на Таганке Валерий Янклович и лечащий врач Высоцкого АнатолийФедотов.

В данной работе мы восстановим и рассмотрим последние днижизни Владимира Высоцкого Эти последние дни, по словам В.Янкловича,начинаются с 18 июля 1980 года: "С 18 июля начинаются "последниедни"... Возможно, и я ошибаюсь. Выводы и предположения, приведенныездесь, сугубо субъективны.

Утром к В.Высоцкому зашелсценарист Игорь Шевцов. Они обсуждали, прежде всего, будущие съемки наОдесской киностудии фильма "Зеленый фургон", режиссером которогособирался стать В.Высоцкий. В разговоре последний обронил такую фразу освоих лечащих врачах: "Они же меня не лечат, падлы..." Чувствовал себяон нормально, вел содержательную беседу, и ничего не предвещало беды.Но к вечеру все резко изменилось.

Перед спектаклем "Гамлет" Высоцкийбыл уже в очень тяжелом состоянии. Врач скорой помощи сделал ему уколвитаминов. На пять минут актеру-поэту стало лучше, но потом - еще хуже.После укола врача Федотова Высоцкий доиграл свою роль в спектакле.

Николай Тамразов, конферансье: "На этом спектакле был Владимир Сидорович Потов, он сказал мне:

Володя был со стеклянными глазами.

ЖенаВладимира Сидоровича подошла к сцене, подала цветы. Володя цветы взял,совершенно не понимая, от кого, хотя они были хорошо знакомы. Онарассказывала:

На сцене стоял почти невменяемый человек, взял уменя цветы. Я стою с идиотской улыбкой, жду, что он как-тоотреагирует... Совершенно никакой реакции."

В.Высоцкий посещает ОВИР для получения визы на поездку во Францию к жене. В визе в тот день ему было отказано.

Квечеру, по словам А.Федотова, поэт "ушел в пике". Но он не только пил,а находил время для работы. "В эти последние дни, - как свидетельствуетВ.Янклович, - он еще работал... Володя начинает дорабатывать "Второй"Аэрофлот". Пишет - "Опять меня ударило в озноб".

Поэтому дню нет никаких воспоминаний очевидцев нет. Скорее всего,В.Высоцкий провел его дома И провел "бурно", судя по его самочувствиюна следующее утро.

С утра Высоцкий чувствовал себяскверно. Но к вечеру ему стало лучше. Тем вечером он сыграл свойпоследний спектакль - "Преступление и наказание".

Вспоминает ГенрихПавда, адвокат: "Я заходил к нему днем перед последним спектаклем.Может быть, в двенадцать, может быть, в час... Хорошо помню, как этобыло. Мы намеревались обговорить один вопрос, но я застал Володю вочень тяжелом состоянии - и уехал.

Мы с Валерой перезванивались: "Я не знаю, сможет ли он сегодня играть... Ладно, приезжай в театр".

Вечеромя приехал на Таганку - и был совершенно потрясен (эта сцена у меня досих пор перед глазами), когда увидел Володю: собранный, подтянутый,спускается по лестнице возле буфета. А всего несколько часов назад...

Володя немного смутился, потому что мы были не настолько близки...

Понимаешь, у меня было немного такое состояние...

Да ерунда..."

ВалерийЯнклович: "Двадцать первого - "Преступление и наказание"? Да, я помню,что Володя очень не хотел играть. Ему звонил Любимов... Несколько раззвонила Галина Николаевна (Власова - зав. труппой), она говорила, чтобудут японцы... Но очень проблематично, играл ли Володя..."

Он игралв этом спектакле. Вот как об этом вспоминает Илья Порошин, сынВ.Янкловича: "21-го с другом Сашкой, до конца не верящим в такое моевысокое знакомство, пришел в театр просто поболтаться, да и Володюпосмотреть в "Преступлении и наказании". В те дни, когда на афишезначились спектакли с ЕГО участием, театр напоминал жалкую крепость,осажденную несметной ордой. Я уже не ходил на спектакли целиком - виделвсе по многу раз - поэтому смотрел любимые, "Володины" куски. Шелпервый акт. Мы с Сашкой сидели в буфете за бутербродами. Рядом упротивоположной стены беседовали трое моих знакомых - ярых "таганскихфанатов".

Вдруг входит ОН. И прямо ко мне. Я как-то необычайнообрадовался. Говорю просто так: "Вот, дядя Володя, познакомьтесь: Сашка- друг мой, карате вместе занимаемся". Сашка остолбенело, как кролик наудава, смотрит, руку жмет. А Володя, измученный такой, говорит мне: "Выпокушайте, а потом идите в зал. Будет очень важная сцена". Я ЕМУ:"Конечно, обязательно". А ОН вдруг наклонился, поцеловал меня в лоб,повернулся и ушел. Я как-то весь замер. С одной стороны, мне было оченьлестно, радостно - вот все, и Сашка тоже, увидели, как дядя Володя менялюбит. Но внутри было что-то свербящее."

Елизавета Авалдуева, заведующая отделом кадров Театра на Таганке: "Володя позвонил 22 июля...

Елизавета Иннокентьевна, это Володя... - Голос совершенно непохожий...

Какой Володя?

Володя Высоцкий.

Господи, Володя, что с тобой?!

Я болен... Я, наверное, скоро умру."

Валерий Янклович: "Двадцать третьего ему позвонили из ОВИРа:

Владимир Семенович, зайдите за паспортом.

Ивот 23 июля Володя последний раз вышел из дома. Он получил в ОВИРезаграничный паспорт и купил билет на Париж на 29 июля." После этого онбыл в театре.

Елизавета Авалдуева: "23 июля он приехал в театр.Бледный, нет, даже - серый, таким я его никогда не видела. Тогда онвернул Галине Николаевне Власовой старинную брошь. Он брал оценить ее ивозможно купить для Марины..."

Валерий Янклович: "Двадцать третьеговечером были врачи... Они предлагали положить Володю "на аппарат": шелразговор, чтобы сделать это на даче... Положить с использованиемкакой-то новой методики - этого еще никто в Союзе не делал.Договорились, что они заберут Володю двадцать пятого... А когда человекв больнице, всегда есть какая-то надежда - пусть иллюзорная..."

АнатолийФедотов: "Хотели положить его в больницу, уговаривали. Бесполезно!Теперь-то понятно, что надо было силой увезти. 23 июля при мнеприезжала бригада реаниматоров из Склифосовского. Они хотели провестиего на искусственном аппаратном дыхании, чтобы перебить дипсоманию. Былплан, чтобы этот аппарат привезти к нему на дачу. Наверное, около часаребята были в квартире - решили забрать через день, когда освобождалсяотдельный бокс.

Я остался с Володей один - он уже спал. Потом меня сменил Валера Янклович.

Барбара Немчик, жена В.Яикловича, гражданка США: "23 июля - разговаривали по телефону... (Б.Немчик звонила из Рима - В.П.).

Как у вас там дела? Валера ответил:

Сама не слышишь?

(Было слышно, как Володя стонал: "А-а! А-а!")

И так все время?

Все время..."

Затемначинается самое интересное. Высоцкий снова вышел из дому. Один. БезЯнкловича. Зачем и почему тот отпустил его? И почему об этом он молчит?Нам не известно, когда и куда ушел, точнее уехал Высоцкий. Но мы точнознаем, что около 23 часов он приехал в ресторан ВсесоюзногоТеатрального Общества с большой суммой денег, от которых он почему-тохотел избавиться. Мы еще вернемся к этому вопросу. А пока послушаем,что говорит:

Анатолий Бальчев, композитор: "Я встретил Высоцкого 23июля в ресторане 6 ТО. Володя был в плохой форме. Он приехал околоодиннадцати вечера. Мы сели за один столик, начали что-то есть... Всевремя подходили люди: было такое впечатление, что они его тысячу лет невидели. И все хотели выпить с Володей... Видя его состояние, я старалсяэту толпу отогнать...

Потом Володя попросил меня:

Толя, ты возьми бутылку с собой... Я пить не буду - будем только угощать...

Ещея хорошо запомнил, что у него с собой было много денег - целая пачка. Имне показалось, что он от них хотел избавиться, пытался их отдать...Как будто предчувствовал...

Да, бутылку я взял... Володя, который очень редко кому-нибудь доверял машину, сам попросил вести "мерседес". Отдал ключи...

Давай, поехали...

С нами поехал актер Дружников. Когда мы подъехали к дому, он все-таки отобрал у меня эту бутылку водки:

Я ее беру, ко мне должны приехать... Ну, а переубедить, уговорить егобыло просто невозможно. Начиналось двадцать четвертое июля...

Я поехал домой, из дома позвонил на Малую Грузинскую. Мне сказали, что Володя уже спит. Я немного успокоился."

ВалерийЯнклович: "В эти дни Володя должен был выступать в Центре управленияполетами - прямая связь с космосом. Была твердая договоренность, ипредставители ЦУПа приехали на Малую Грузинскую. А Володя уже невыходил из дома, метался по квартире...

Мы с Севой Абдуловым должныбыли встретить этих людей и сказать, что Володя в больнице...Встретили, все объяснили. И мы, и они ушли. С Володей осталась НинаМаксимовна (мать В.Высоцкого - В.П.).

Но эти люди нам не поверили ичерез некоторое время вернулись. Они поднялись на восьмой этаж,позвонили... Вышла Нина Максимовна.. К счастью, в это время Володя нестонал. Ведь два последних дня он просто рычал, метался по квартире...Наверное, десятки километров исходил. Но в этот момент он затих. НинаМаксимовна сказала, что Володи нет дома. Тогда они ушли окончательно.

ЧестноВам скажу - я до самого конца верил, что он "выскочит", что и на этотраз обманет смерть. Была у меня такая надежда. В день накануне смертиВолодя задыхался, стонал, все рвался куда-то пойти... Практически вбессознательном состоянии. И вдруг подходит ко мне, смотрит на менясовершенно ясными глазами и говорит:

Ты знаешь, я наверное сегодня умру. Я не выдержал:

Как тебе не стыдно! Посмотри, сколько людей крутится вокруг тебя,пожалей их. Как тебе не стыдно бросаться такими фразами! Успокойся,приляг. Ведь у всех силы уже на исходе.

Я действительно был наисходе сил. Ведь все остальные более или менее менялись, а япрактически круглые сутки был с ним. Через некоторое время Володя ещераз посмотрел на меня трезвыми-трезвыми глазами и сказал совершенноразумную вещь... Вот такими обманчивыми просветлениями он и вызывал уменя какие-то надежды..."

Отступая, следует сказать, что такиевнешние просветления наблюдал в это время у Высоцкого (правда,несколькими днями раньше) не только он. Вот что, например, вспоминаетИ.Порошин:

Как я понял из разговоров, "Володя в глубоком запое". Я приехал. Сел. Наблюдаю... Все бегают, мечутся - всё как-то не так.

СлышуВолодин голос: ОН уже не говорит, а что-то рычит страшно. Вбегает вкомнату со стеклянным взглядом (как на фотографии в ролиСвидригайлова), смотрит на меня в упор и... не видит... Что-тосудорожно ищет, выскакивает на лестницу, потом обратно. Вдругостанавливается, лицо неожиданно смягчается, мгновенно добреет, и ОНговорит очень тихим, даже нежным голосом: "А, Илюшка, привет!" И всё,снова выключился. Понеслось. Я очень переживал. А буквально через день,ночью - Володя с отцом заехали за мной, чтобы ехать к НЕМУ ночевать. ОНбыл свежий, "как огурчик", весь подтянутый. Только как будтоочень-очень уставший. Я страшно обрадовался, думаю, всё кончилось,слава Богу."

Анатолий Федотов: "24 июля я работал... Часов в восемьвечера заскочил на Малую Грузинскую (домой к Высоцкому). Ему было оченьплохо, он метался по комнатам. Стонал, хватался за сердце. Вот тогдапри мне он сказал Нине Максимовне:

Мама, я сегодня умру...

Я уехал по неотложным делам на некоторое время. Где-то после двенадцати звонит Валера (Янклович):

Толя, приезжай, побудь с Володей. Мне надо побриться, отдохнуть. Яприехал. Он метался по квартире. Стонал. Эта ночь была для него оченьтяжелой. Я сделал укол снотворного. Он все маялся. Потом затих."

ВалерийЯнклович: "В этот день я уехал домой во втором часу ночи. А НинаМаксимовна и Сева Абдулов уехали еще раньше. Володя немного успокоился,мы с Толей Федотовым перенесли его из кабинета в гостиную. Надо былоего успокоить...

Анатолий Федотов: "Он уснул на маленькой тахте, которая тогда стояла в большой комнате.

Ая был со смены - уставший, измотанный. Прилег и уснул - наверное, часав три. Проснулся от какой-то зловещей тишины - как будто меня кто-тодернул. И к Володе! Зрачки расширены, реакции на свет нет. Я давайдышать, а губы уже холодные. Поздно.

Между тремя и половиной пятого наступила остановка сердца на фоне инфар

кта. Судя по клинике - был острый инфаркт миокарда. А когда точно остановилось

сердце - трудно сказать... Вызвал реанимацию, хотя было ясно, что ничего сделать

нельзя. Вызвал для успокоения совести. Позвонил в милицию, чтобы потом не было

слухов о насильственной смерти."

ВалерийЯнклович: Я приехал домой, отключил телефон, прилег. У меня уже сил небыло: все это длилось уже почти неделю. Но вдруг меня как-будто дернули- я вскочил и включил телефон. Сразу же раздался звонок. Скольковремени прошло с момента моего возвращения домой, не знаю. Схватилтрубку, звонил Толя Федотов - врач, который остался с Володей вквартире:

Валера, срочно приезжай! Володя умер!

Я в шоке выскочил из дома, сразу же поймал такси.

В Склифосовского!

Побежалв реанимационную, испуганный таксист - за мной. Меня било, как влихорадке, там мне сделали какой-то укол... Врачи сразу же сказали:

Мы едем за тобой!

Я- на такси, они - на реанимационной машине. Входим в дом, там уже ВадимТуманов с сыном. Вскоре подъехал Сева Абдулов. Состояние у всехлихорадочное. Никто не знает, что делать, как себя вести... Я говорю:

Ребята, прежде всего, надо позвонить в милицию. Это же - Высоцкий."

ВадимТуманов, близкий друг В.Высоцкого: "25 июля 1980 года без двадцатичетыре утра в моей квартире раздался телефонный звонок. Звонил врач:"Володя умер."

Бросаются в глаза очень серьезные расхождения впоказаниях всех этих людей. Прежде всего возникают вопросы к двумлицам, которые последними видели Высоцкого в живых - В.Янкловичу иА.Федотову. Кто-то из них говорит неправду, может быть, оба. Обращаетна себя внимание тот факт, что оба упоминают о вызове милиции, хотя ихвроде никто об этом не спрашивает, и это, казалось бы, не столь важнаядеталь. А.Федотов говорит, что позвонил в милицию сразу же или почтисразу после констатации смерти Высоцкого: "чтобы потом не было слухов онасильственной смерти". Но к приезду В.Янкловича, который к тому же подороге еще заехал в Институт им. Склифосовского (зачем? Не потому ли,что там - "свои" врачи?), милиции в доме еще не было, хотя там уже былВадим Туманов с сыном. Кстати, по свидетельству Туманова, А.Федотовпозвонил ему и сообщил о смерти в 3:40. Сам же А.Федотов говорит, чтосмерть наступила "между тремя и половиной пятого". Милицию, по словамВ.Янкловича, вича, предлагает вызвать он сам, причем "прежде всего"(тоже беспокоит синдром "насильственной смерти"?). По его словам,милиция прибыла в шесть утра. Дежурный по городу, генерал милиции,требует везти тело на вскрытие. Отец Высоцкого категорически против.Вот как об этом свидетельствует В.Янклович: "И тут надо отдать должноеСемену Владимировичу: он категорически запретил вскрытие. И действовалочень решительно. А было бы вскрытие - может быть, обнаружили быпобочные явления, узнали бы о болезни... Последовала бы отменадиагноза."(?)

Узнали бы о болезни... О том, что Высоцкийзлоупотребляет алкоголем, знали все, кто близко общался или работал сним. Про наркотики знали Марина Влади и В.Янклович. Безусловно, знал обэтом и лечащий врач А.Федотов. Более того, возникает впечатление, что впоследние дни именно он и давал наркотики Высоцкому. Вспомним спектакль"Гамлет" 18 июля - Высоцкому не стало лучше после укола, сделанноговрачом "скорой помощи", но он смог, хотя и с трудом, доиграть рольпосле укола А.Федотова, а в конце спектакля был со стеклянными глазами(характерный признак наркотической эйфории!) и даже не узнал хорошознакомую ему Лотову. При этом сам А.Федотов в своих воспоминаниях неговорит (сознательно?) о сделанном им за кулисами уколе Высоцкому,ссылаясь только на вызов "скорой": "18 июля 1980 года я с

сыном былна "Гамлете" - меня нашел Валера Янклович. - Володе очень плохо. Я - закулисы. Вызвали скорую, сделали укол - он еле доиграл",

А вотВ.Янклович вполне ясно указывает, что уколов было два: "Я вызвал"скорую" - приехал Игорь Годяев. Уже начался спектакль, Володя был насцене, но сумел подойти к кулисе, и Игорь сделал ему укол. Уколвитаминов. На пять минут ему стало лучше - он ожил, но потом - ещехуже... Вызвали врача... Володя убежал со сцены: Федотов сделал укол...С большим трудом он доиграл спектакль..."

Далее. Мы подозреваем, чтоне укол снотворного сделал А.Федотов В.Высоцкому за несколько часов досмерти. Мы подозреваем, что он дал поэту наркотик, но не рассчиталдозу, что и послужило непосредственной причиной смерти. И при вскрытииэто действительно обнаружилось бы с полной очевидностью. Высоцкому ужебыло всё равно, а для Федотова - это тюрьма (хищение наркотическихпрепаратов и в те годы каралось очень строго).

Вспомним про выездВысоцкого из дому вечером 23 июля, о котором молчит В.Янклович.Вспомним о деньгах, которые были у Высоцкого в ресторане ВТО. Этихденег (а сумма была большая) не нашли. Не потому ли, что их у поэта ужене было? Но ведь в ресторане он их потратить не мог и не потратил,хотя, как показывает А.Бальчев, "хотел избавиться от них, пытался ихотдать". Да, зная на что пойдут эти деньги, В.Высоцкий хотел от нихизбавиться, подсознательно понимая, что ему нельзя принимать наркотик,хотя был уже физически не в силах противостоять "ломке". Кстати, именнопоэтому, покидая ресторан, он и попросил Бальчева купить бутылку водки,которую перед домом у него забрал - таким путем он надеялся "перебить"тягу к наркотику.

В.Янклович: "Поэтому надо было очень быстрооформить все документы, получить медицинское свидетельство о смерти, абез вскрытия это невозможно. Отец категорически против вскрытия.Позвонили знакомому врачу из Склифосов-ского и через него убедилипатологоанатомов, что запрещение вскрытия - дело решенное. Отец тожекуда-то ездил по этому вопросу. В конце концов, приблизительно кдвенадцати часам мы получаем свидетельство о смерти - в поликлиникуездил Толя Федотов" (конечно Федотов, кто же еще? - А.Б.)

Вот такВ.Янклович и А.Федотов решили этот вопрос. Можно спросить, почемупротив вскрытия возражал отец Высоцкого? Здесь все объясняется просто.Дело в том, что без родственников покойного никакие усилия Янкловича иФедотова по избежанию вскрытия успеха бы не имели. Отцу Высоцкого осмерти Владимира сообщил сам Янклович. Вот его показания об этом:"Стали обсуждать, кто будет звонить матери, отцу, Марине... Я сказал,что отцу еще могу позвонить, но матери - не смогу. Вадим позвонил НинеМаксимовне, я отцу." Далее, уже видимо при встрече, а может быть и потелефону, отца поэта "убедили" в нежелательности вскрытия, играя,вероятно, на его отцовских чувствах, которые выражались в нежеланиинавредить репутации сына "алкогольным диагнозом", используя также егоавторитет как фронтовика в решении этого вопроса с медицинскими имилицейскими властями.

Вспомним также, что 24 июля после 20:00А.Федотов заехал домой к Высоцкому и вскоре уехал, как он выразился,"по неотложным делам", чтобы потом вернуться опять. Какие неотложныедела могут быть в такое время? Не за наркотиками ли он ездил? Нонаркотические препараты стоят больших денег. Где бы их ни доставалФедотов, за них нужно было платить. Вот почему не нашли потом вквартире той пачки денег, что была с собой у Высоцкого в ресторане. Онабыла уплачена за наркотики, укол которых и убил поэта.

В этом годуисполняется 24 года со дня смерти Владимира Высоцкого. Столько летспустя, сможем ли мы узнать тайну его смерти? Криминалисты, с которымиприходилось общаться, утверждают, что на многое могла бы пролить светэксгумация останков Высоцкого. Но для того, чтобы это осуществить,необходимо разрешение властей и обязательное согласие родственниковПоэта.

Здесь описана смерть Высоцкого. С событиями последнего дня жизни, указаны причина, дата, время и место смерти. Приведены посмертные фото, фото похорон и могилы. Поэтому всем людям с неустойчивой психикой, а так же лицам, не достигшим 21 года данная информация категорически не рекомендуется к просмотру.

Владимир Семенович Высоцкий
25.01.1938-25.07.1980

Причина смерти

Официально озвученная причина: «острая сердечная недостаточность». Подлинная причина неизвестна, так как вскрытие не проводилось по настоянию родственников. Существует несколько версий, в числе которых асфиксия, острый инфаркт миокарда. Помимо этого в августе - октябре 1980 года проводилось предварительное расследование «О неумышленном убийстве Высоцкого». Показания сотрудника внутренних дел, проводившего расследование приведены на .

В официальной МСС (медицинское свидетельство о смерти), выданное врачом Ильиных, поликлиники №174 г. Москвы, в качестве причины смерти указано: ХИБС и ОСН. (Хроническая ишемическая болезнь сердца и острая сердечная недостаточность). В те года, кстати, довольно непросто было получить МСС без вскрытия для здорового, 42-х летнего мужика (да еще и олимпиада ведь шла!) Потребовалось вмешательство академика Пермякова, чтобы отменить вскрытие и получить МСС в поликлинике.

Дата и место смерти

Владимир Семенович умер на 43 году жизни, 25 июля 1980 года, дома, в своей квартире на Малой Грузинской улице в Москве. Время смерти по разным источникам оценивается как ~ 3:30 ночи.


Возле тела В. Высоцкого слева направо: В. Янклович, В. Туманов, В. Абдулов, сын Туманова — Вадим.

Прощание

28 июля 1980 года в здании Театра на Таганке прошла гражданская панихида и церемония прощания.


Похороны Высоцкого. Видео

Место захоронения

Владимир Семенович Высоцкий похоронен в Москве на Ваганьковском кладбище . Сейчас рядом с могилой Владимира Высоцкого похоронена его мама — Нина Максимовна Высоцкая.


Могила В. С. Высоцкого. Москва, Ваганьковское кладбище

Подробности

  • Ниже на этой странице вы можете прочесть отрывок из книги Валерия Перевозчикова «Тайна смертного часа» Там практически поминутно расписаны события, предшествовавшие смерти Владимира Семеновича. Указаны имена близкого круга, окружавшего Высоцкого, причины и следствия той ужасной болезни, которая привела его к смерти.
  • Так же рекомендуем к прочтению скандально известную книгу последней жены Высоцкого «Владимир, или прерванный полет» . Это произведение представлять вообще не нужно, достаточно сказать, что на презентации этой книги в Москве сын Высоцкого публично пообещал засудить Марину Влади. Взгляд на события тех дней от непосредственного участника — всегда бесценно.

Смерть Высоцкого. Обстоятельства.

Отрывок из книги Валерия Перевозчикова «Тайна смертного часа»

В.Янклович: «Мы поехали в Склиф, я разговаривал с Сульповаром и со Стасом Щербаковым… С этого дня, я думаю, в квартире была Нина Максимовна, Володя был уже совсем плох. Он стонал, кричал все время… Все время накачивал себя шампанским…»

А. Федотов: «Бутылки две-три в день выпивал… Шампанское на наркоманов лучше действует…»

Б. А. Медведев: «Это бытовое представление о действии алкоголя на организм наркомана. На самом деле, все - индивидуально…»

Из Рима звонит в последний раз Барбара Немчик - на следующий день она улетает домой, в США:

«23-го днем мы разговаривали по телефону:

Как там у вас дела?

Валера ответил:

Сама не слышишь?

А было слышно - даже в телефон, - как Володя стонал: «А-а! А-а!»

И так - все время?

Все время».

Оксана: «Эти последние дни… В принципе, можно сказать, что Володя находился в состоянии агонии. Последние два дня он вообще не выходил из квартиры. По-моему, он знал, что умрет».

А. Штурмин: «Я приехал на следующий день… Володя был в ужасном состоянии. Ходил, стонал… Вначале меня не узнал. Потом узнал. Обнял.

Никогда в жизни не забуду его напряженное - твердое, как камень, тело. Они все время хотели вывести Володю из этого состояния - шампанским… А Володя все время показывал пальцем - шприц! шприц! А они говорят:

Ничего, ничего… Еще один день, и он выскочит!»

Оксана: «На следующий день я приехала днем…

А Володя стал падать… А все сидели за столом и говорили:

Это при тебе он так выкаблучивается… О-о… Смотри, опять упал… А тебя не было - нормально…

А вечером приехали эти врачи… Федотов все время делал уколы… Седуксен и что-то такое, что делают перед операцией. Но что конкретно, не знаю, - это же можно выяснить…

  • Сергей Савенков

    какой то “куцый” обзор… как будто спешили куда то