Американский истребитель пятого поколения f 35 характеристики. Стоимость и проблемы проекта

Полеты всех новейших истребителей-бомбардировщиков пятого поколения F-35 приостановлены в связи с аварией в Южной Каролине. Первые испытания машины в реальном бою состоялись в мае этого года, когда израильские военные применили их на Ближнем Востоке.

F-35 является передовой разработкой и самой дорогой системой вооружений в истории, но, при этом, регулярно критикуемой американскими властями. Пентагон уже признавал, что около половины из них не готовы к бою. Корреспондент.net рассказывает подробности.

Первый бой F-35

В конце мая этого года Израиль заявил, что стал первым государством, .

Израиль таке был первым, кому Соединенные Штаты поставили свои новейшие истребители пятого поколения. Войдя в состав израильских ВВС они получили название F-35I Adir, что переводится как "могучие".

Первые два самолета из 50 заказанных были переданы в 2016 году. Сейчас ВВС Израиля располагают девятью такими истребителями.

Как заявил главком ВВС Израиля Амикам Норкин, F-35 использовались дважды на разных фронтах, однако точное место атак и их результаты не называются. СМИ писали, что Норкин во время пресс-конференции показывал фотографию F-35 над столицей Ливана Бейрутом.

Как пишет American Thinker, Израиль использовал несколько своих F-35 для атаки более чем на 50 иранских военных объектов в Сирии. Все они предположительно находятся под защитой российской зенитно-ракетной системы С-300.

Атака самолетов F-35 была завершена менее чем за 90 минут, что является заметным достижением в военной разведке, а также в оперативном планировании и координации.

Кроме того, министр регионального сотрудничества Израиля Цаки Ханегби заявил, что F-35 будут противостоять зенитно-ракетному комплексу С-300 в Сирии. СМИ писали, что .

27 сентября стало известно, F-35B (модификация с вертикальной посадкой) впервые испытали в бою, на этот раз американцы. Они атаковали позиции движения Талибан в Афганистане.

На следущий день F-35B разбился в штате Южная Каролина недалеко от станции авиации Корпуса морской пехоты США. Пилот успел катапультироваться и выжил. Это стало первой за 17 лет катастрафой F-35В.

Самолет стоимостью более 100 миллионов долларов входил в состав Морской истребительной учебной эскадрильи N501.

В прошлом самолеты F-35 совершали аварийные посадки, были проблемы во время полета, включая кислородное голодание экипажа, возгорание двигателей и другие сбои. Но это первый случай, когда в результате инцидента с F-35 пострадал пилот

Точная причина аварии до сих пор не названа. Однако многие эксперты предполагают, что проблема связана именно с топливными трубками, поскольку ранее в апреле F-35 совершил вынужденную экстренную посадку на морской базе в Северной Каролине из-за неисправности топливного отсека.

11 октября Пентагон приостановил полеты всех новейших истребителей F-35 для проверки топливной системы.

Лучший истребитель

Истребители пятого поколения во всем мире стали неким символом абсолютной мощи - в их боеспособности не принято сомневаться, ими принято гордиться. Их стараются строить все страны, претендующие на звание авиационной державы.

Семейство одноместных малозаметных многофункциональных истребителей пятого поколения F-35 Lightning II разработано и выпускается с 2001 года американской компанией Lockheed Martin.

F-35 разрабатывался для использования в качестве штурмовика, разведчика и перехватчика с использованием технологии стелс. Свой первый полет F-35 совершил 15 декабря 2006 года. Соединенные Штаты планируют закупить 2 443 таких самолета.

Существует три основных модели Lightning II. F-35А - вариант с обычным взлетом и посадкой, F-35В - самолет укороченного и вертикального взлета и посадки, а F-35C - палубный вариант для использования на авианосцах.

F-35 обладают чрезвычайно малой радиолокационной сигнатурой и способны заходить на территорию противника незамеченными, а также обходить современные системы противоракетной обороны, как, например, С-300.

В 2016 году первое подразделение ВВС США, укомплектованное малозаметными истребителями пятого поколения F-35A, достигло боевой готовности. Как заявил тогдашний глава Пентагона Эштон Картер, это ключевой этап в освоении самолета, который должен обеспечить превосходство США в воздухе на годы вперед.

По словам высокопоставленных сотрудников Военно-воздушных сил США, их специалисты активно занимаются разработкой и интегрированием нового программного обеспечения для расширения возможностей системы обработки и хранения данных о существующих угрозах, пишет National Interest.

"Все это позволит истребителям F-35 лучше определять конкретные угрозы. После модернизации никакие другие истребители пятого поколоения, ни российские, ни китайские, не смогут конкурировать с F-35", - отмечает журнал.

Четырехствольная 25-миллиметровая пушка Гатлинга, встроенная в левое крыло самолета таким образом, чтобы не нарушать его характеристики малозаметности, позволяет подавлять противника огнем и быстро уничтожать его цели. Согласно заявлению компании General Dynamics, GAU-22/A способна делать 3 300 выстрелов в минуту.

Пушка будет также сопряжена с программным обеспечением F-35, что даст летчику возможность видеть и уничтожать цель с использованием нашлемного дисплея.

ВВС США ускоряют разработку специальной высокотехнологичной бортовой базы данных для истребителей F-35, содержащей сведения в вероятных угрозах. По словам руководства ВВС, это программное обеспечение разрабатывается для более точной идентификации вражеских самолетов, действующих в различных по степени риска регионах планеты.

За что критикуют

В отчете Правительственного управления США от 5 июня 2018 года содержится довольно критичное отношение к F-35. Многие специалисты сомневаются в способности самолета удовлетворить различные требования всех служб американского Минобороны.

В частности, в докладе критикуется конструкция шлемного дисплея, на котором отображаются необходимые эксплуатационные данные в помощь пилоту.

Другими словами, если сам самолет обеспечивает движение и несет требуемое ракетное вооружение классов "воздух-земля" и "воздух-воздух", электроника, встроенная в шлем, представляет собой "мозг" F-35.

В общем, в отчете говорится о 966 "явных недоработках" в нынешнем проекте истребителя F-35, 110 из них относились к первой категории. Такие недочеты в конструкции самолета "могут повредить надежности, безопасности или другим критическим требованиям" при эксплуатации.

В начале этого года стало известно, что недостатки при производстве истребителей признают и в оборонном ведомстве США.

Глава отдела Пентагона по войсковым испытаниям Роберт Белер в специальном докладе сообщил, что около 50 процентов истребителей F-35 не готовы к боевому сипользованию, причем эту цифру не удалось существенно понизить с октября 2014 года, несмотря на рост количества F-35.

Но чаще всего самолет критикуют за его высоку стоимость. Программа разработки американского F-35 обошлась более, чем 60 миллиардов долларов. Один F-35, в зависимости от модели, стоит от 85 до 115 миллионов долларов.

Сенатор Джон Маккейн называл из-за стоимости, графика выполнения и самих результатов.

Американский президент Дональд Трамп также критиковал F-35 за дороговизну. После этого Lockheed Martin снизила их стоимость на пять процентов.

Новости от Корреспондент.net в Telegram. Подписывайтесь на наш канал

И др. Начало перевооружения намечено на 2008-2009 гг.

Развитие программы самолета F-35 LightningII

В 2001 году был выбран конечный вариант конструкции нового истребителя в рамках программы о создании ударного истребителя нового поколения. Для конечных испытаний были выбраны две машины. Первую изготовила компания Boeing и обозначали как модель Х-32, а вторая была разработана компанией Lockheed Martin с обозначением Х-35, которая в дальнейшем получила название F-35 Lightning II. Но государственная программа предусматривала дальнейшее развитие одной машины, для этого были созданы условия, которым должен отвечать истребитель.

Прежде всего по запросу ВВС США истребитель должен обладать укороченной длиной разбега при взлете и малой дистанцией при посадке, обязан производить вертикальный взлет и приземление. Самым важным было то, что истребитель должен эффективно использовать как ВМФ, так и наземные войска. Данный аппарат должен иметь ряд преимуществ над машинами, которые были изготовлены ранее.

Для того чтобы выяснить, которая машина лучше, были проведены испытания, по результатам которых было выявлено, что модель Х-35 обладает значительно лучшими показателями. Данная модель могла производить горизонтальный взлет с площадки, длина которой − всего 150 метров, а после этого могла качественно провести горизонтальное приземление. Кроме того, Х-35 мог достигать сверхзвуковых показателей скорости.

Уникальностью данной модели была схема строения системы вертикальной тяги, которая была представлена отдельным вентилятором, а не как в других подобных аппаратах за счет использования основного двигателя. Данная машина была спроектирована для использования странами, которые входят в НАТО. Финансированием проекта занималось не только правительство США, но и европейские страны. Данную машину планирует закупать и Израиль.

Первый самолет F-35 LightningII был изготовлен осенью 2011 года и был передан в состав ВВС Великобритании в 2012 году. Данный аппарат на территории Англии проходил финальные испытания и служил для обучения пилотов для дальнейшего использования данного истребителя. Впервые машина произвела отрыв от взлетной полосы в феврале 2011 года на территории США на авиабазе в Калифорнии. На этой базе также проводились летные испытания, которые подтвердили высокие летные характеристики аппарата на различных режимах полета. Широкой публике истребитель был представлен летом 2013 года на авиавыставке в Ле-Бурже.

Первой страной, которая получила первый заказ самолетов типа F-35, стал Израиль, а в 2014 году данная страна подписала контракт на поставку второй партии. Данную машину также собирают на территории Италии, первая машина была готова в начале весны 2015 года и имела обозначение AL-1. В планах итальянских производителей собрать 90 подобных аппаратов в основном для Нидерландов.

Особенности конструкции истребителя пятого поколения F-35 Lightning II

При разработке данной машины конструкторами было позаимствовано множество технических решений из предыдущего истребителя модели F-22. Нужно отметить тот факт, что конструкторами были проработаны три варианта данного самолета, которые отличаются между собой типом взлета и посадки. Базовая модель имела возможность производить стандартный взлет с разбега и посадку с использованием пробега по полосе. Модификация с обозначением F-35B производила достаточно короткий разбег для взлета, а посадка выполнялась вертикальным способом. Третья модель F-35C взлетала с авианосца с помощью специальной катапульты, а приземлялась за счет использования корабельного аэрофинишера.

Данная машина оснащена наиболее новым электронным оборудованием РЛС типа AN/APG-81, которое позволяет очень эффективно обнаруживать как наземные, так и воздушные цели. В состав авионики аппарата входит множество систем, среди которых станция с фазированием, представленная антенной AN/APG-81. Наибольшего внимания заслуживает система ЭОС, с помощью которой можно производить множество операций, а именно:

    § фиксировать пуск баллистических ракет группами на расстоянии в 1,3 тысяч километров, при этом можно следить за их полетом и вычислить их конечную цель;

    § обнаруживать на большом расстоянии вражескую технику как на земле, так и в воздухе;

    § проводить качественную навигацию в любое время дня и ночи;

    § сигнализировать о возможной ракетной атаке противника в сторону истребителя;

    § эффективно вычислять месторасположение огневых артиллерийских точек врага;

    § выполнять точный пуск ракет по самолетам, которые летят за F-35.

Кроме выше упомянутых систем и преимуществ, на машине было установлено еще множество вычислительных систем. Для передачи данных была установлена система MADL, которая могла работать в широком диапазоне. Данная система имела множество средств, которые могли защитить ее от вражеского вмешательства помехами, и защиту от перехвата частоты.

Особенностью компоновки самолета является шлем пилота, который оснащен множеством функций. Шлем для F-35 имеет обозначение HMDS, он позволяет пилоту смотреть через стенки самого самолета. Данный эффект получен за счет множества камер, установленных на борту, которые сопряжены со шлемом. Он позволяет пилоту производить обзор так, как будто бы самолета вовсе не существует. Данное оборудование разработано в Великобритании для бомбардировщика F-35. В настоящее время существует только один шлем данной конструкции, но за его изготовление берется израильская компания при поддержке американской фирмы Rockwell Collins. В планах изготовителей оснащать такими шлемами все самолеты типа F-35 с 2016 года.

Силовая установка представлена двигателем типа F135, который разработан фирмой Pratt&Whitney при поддержке компании Rolls-Royce Defence. По утверждению изготовителей данная силовая установка позволяет самолету выдерживать перегрузку в 9 g. Данный двигатель оснащает машину мощностью в 13 тысяч кгс, а в форсажном режиме 19,5 тысяч кгс. Ресурс использования данного мотора достигает 4 тысяч часов полетов.

Самолет F-35 имеет достаточно мощное вооружение, что позволяет проводить боевые операции с большой эффективностью. В состав вооружения входят ракеты типа воздух-земля с обозначением AIM-9 Sidewinder и ракеты класса AIM-120 AMRAAM. Также истребитель имеет крылатые ракеты типа Storm Shadow. Наибольшей мощностью вооружения обладали бомбы класса JDAM, которые весили 910 килограммов. В состав бомбовой нагрузки были включены управляемые бомбы AGM-154. Для уничтожения наземной техники противника использовали противотанковые ракеты.

В данное время идет разработка ракет для уничтожения водных объектов. Для самолета F-35 фирма General Dynamics изготовила четырехствольную пушку большого калибра с обозначением GAU-22/A. Особенностью аппарата является возможность пуска ракет и бомб при полете на сверхзвуковой скорости. Изготовители данной машины планируют разработать систему, которая позволит производить с борта самолета пуск ядерной ракеты типа В61.

Работы по созданию нового истребителя велись на фирмах «Боинг» и «Локхид-Мартин». Истребитель производится в трех вариантах: CTOL (для BBC), CV (BMC), STOVL (короткий взлет и вертикальная посадка).

Летные характеристики истребителя JSF практически не отличаются от характеристик самолетов этого класса, стоящих на вооружении ведущих стран мира на начало XXI в., однако новейшее бортовое обозначение, устанавливаемое на самолете, позволит получить неоспоримое преимущество в боевой обстановке перед воздушным противником.

Новый F-35. Модернизация истребителя до F-35A, F-35B, A-35Cs.

Тактический истребитель F-35 Cs возобновил испытательные полеты, после перерыва вызванного аварийными ситуациями происшедшими в ходе испытаний проводимых на авианосце США «Нимиц». Возобновлена программа полетов, проходящая под контролем ВМС США для нового поколения истребителей.

Ведется отработка взлетов и посадок с палубы авианосца с возможностью достичь максимального результата работы всех систем и безаварийной эксплуатации авиатехники и служб авианосца.

Программа создания нового истребителя 5-го поколения стоимостью около 400 млрд. долларов была приостановлена после возгорания двигателя компании Pratt & Whitney установленного на F-35. По причине неполадок с системами двигателя, был отложен дебют F-35 в Великобритании на ежегодной авиационной выставке, график испытательных полетов был сорван с отставанием на 45 дней. Осложнения с двигателями F-35, обострили конкурентную борьбу за закупку истребителей ВМС США. Некоторые эксперты высказываются за закупку для ВМС США в качестве палубного истребителя с базированием на авианосцах, истребителя Boeing F/A-18E/Fs.

ВВС США планируют подготовить группу самолетов, состоящую из 12-24 самолетов к августу 2016 года, полностью готовую к выполнению тактических задач.

Компания Lockheed Martin предлагает для реализации самолет F-35, со скидкой для международных партнеров, готовых принять участие в финансировании проекта. В планах компании реализовать 750 самолетов, в том числе 612 единиц в страны: Великобританию, Италию, Австралию, Норвегию, Нидерланды, Данию, Турцию, Канаду, Японию, Израиль и Южную Корею. Предварительная цена на истребитель F-35 составляет 80-85 млн. долларов с началом основных поставок в 2019 году.

Lockheed Martin F-35 Lightning 2 это модельный ряд одноместных истребителей, оснащенных 1 двигателем, предназначенных для всепогодных полетов и выполнения различных тактических задач. Самолет относится к моделям 5-го поколения и способен выполнять функции штурмовика, разведчика систем ПВО противника и сбора данных о ведении боевых действий.

Разрабатываются три основных модели:

    F-35A, со стандартным взлетом и посадкой (CTOL);

    F-35B, с коротким взлетом и посадкой (СА);

    A-35Cs боевой самолет на базе Catobar (CF).

Самолет был спроектирован и построен компанией Lockheed Martin, при активном участии Northrop Grumman, Pratt & Whitney и BAE Systems.

Первый полет был совершен 15 декабря 2006 года. Министерство обороны планирует приобрести 2443 самолета F-35 для обеспечения ВВС США, Корпуса морской пехоты и ВМС США. Программа перевооружения вооруженных сил США рассчитана до 2037 года.

F-35 разрабатывался по программе JSF для замены в Вооруженных силах США моделей F-16 , A-10, F/A-18 и AV-8B тактических истребителей.

ВМС США намерено купить 480 F-35Cs, Корпус морской пехоты США в общей сложности 80 единиц F-35Cs.

Характеристики

Модификация F-35A
Размах крыла, м 10.70
Длина, м 15.67
Высота 4.33
Площадь крыла, м2 42.70
Масса, кг
пустого самолета 13300
нормальная взлетная 20100
максимальная взлетная 31800
Внутренние топливо, кг 8382
Тип двигателя 1 ТРДДФ Pratt Whitney F135
Тяга, кН
максимальная 1 х 111
на форсаже 1 х 178+
Максимальная скорость, км/ч 2065 (M=1.67)
Максимальная крейсерская скорость, км/ч (M=1.5)
Практическая дальность, км 2200
Боевой радиус действия, км 1100
Практический потолок, м 18288
Макс. эксплуатационная перегрузка 9
Экипаж, чел 1
Вооружение: 20-мм шестиствольная пушка (опционально)
В стелс режиме - 2х 450-кг бомбы и 2 УР воздух-воздух AIM-120C AMRAAMS. В перегрузку - 2х 900-кг бомбы и 4 УР в 2 отсеках оружия.
В обычном режим используется 8 узлов подвески оружия

F-35 (на фото ниже) – истребители пятого поколения. Производит такие летательные аппараты фирма LockheedMartin. Целью создания этих истребителей было использование их в качестве штурмовиков, разведчиков, перехватчиков. Какие у самолета F-35 характеристики , сказать однозначно нельзя, поскольку существует несколько модификаций таких авиалайнеров, и все они имеют различия. Различают три модификации истребителей 5 поколения:

  1. Истребитель F-35 А – модель, предполагающая обычный взлет и посадку.
  2. F-35 В – модель с укороченным вертикальным взлетом и посадкой.
  3. F-35 С – палубная модель.

Истребитель F-35

У каждого из них есть свои особенности и отличия в технических характеристиках, а также в конструкции. Модель «С» отличается от «А» и «В» увеличенной площадью крыла и усиленным шасси. Эти конструктивные особенности обеспечивают лучшую управляемость летательным аппаратом, что очень важно и крайне необходимо, если взлет и посадка осуществляются в трудных условиях. Такая конструкция разработана специально, чтобы истребитель мог взлетать и совершать посадку с палубы на палубу. Такой истребитель был создан для ВМС Америки.

Модель «А» оснащена 52-мм пушкой. Этот авиалайнер самый простой по конструкции из всей группы истребителей пятого поколения. Создан он был специально для ВВС США. Предположительно, именно эта модификация станет лидером продаж в странах-партнерах. Модификация «В» отличается возможностью укороченного взлета и вертикальной посадки. Такой авиалайнер разработан специально для американского Корпуса морской пехоты. Сейчас все эти авиалайнеры используют в качестве замены устаревшим моделям самолетов.

Основные характеристики

Перечисляя технические характеристики самолета Ф-35 , придется называть их для каждой модификации, так как у этих самолетов разные показатели. Но есть и общие сходства. В частности, все они рассчитаны только на 1 человека. Длина самолета Ф-35 «А» и «В» составляет 15,57 м. Длина корпуса модификации «С» равна 15,67 м. Высота истребителя «А» – 4,38 м, «В» – 4,36 м, «С» – 4,48 м.

Размах крыльев у первых двух воздушных судов равен 10,67 м, а у самолета Ф-35 С – 13,11 м. Площадь одного крыла у первого лайнера и второго (А и В) составляет 42,7 м 2 , а у третьего (С) – 58,3 м 2 . Что касается массы, она тоже разная. Пустой истребитель «А» весит 13 290 кг, «В» – 14 650 кг, «С» – 15 785 кг. Величина нормальной взлетной массы составляет:

  • модификации «А» – 24 350 кг;
  • «В» – 22240 кг;
  • «С» – 25 896 кг.

Максимально допустимая взлетная масса составляет для «А» – 29100 кг, для «В» – 27 215 кг, для «С» – 30 320 кг.

Истребитель F-35 на взлетной полосе

У всех этих авиалайнеров практически одинаковые двигатели. Тип двигателя турбореактивный 2-контурный, оснащенный форсажной камерой. Максимальная тяга 1 × 13000 кгс. Различаются лишь модели двигателей. У всех установлены такие агрегаты Pratt&Whitney. Самолет Ф-35 А оснащен двигателем 100 (модель). Модель двигателя истребителя «В» – 400, «С» – 600.

Крейсерская скорость равна 850 км/ч. Максимальная скорость F -35 составляет 1930 км/ч. Дальность полета модели «А» – 2200 км, самолет «В» способен пролетать 1670 км, а максимальная дальность полета модификации «С» равна 2520 км. Боевой радиус действия без дозаправки равен: у «А» – 1080 км, у «В» – 865 км, у «С» – 1140 км. Максимальная продолжительность полета составляет 2,6 ч. Максимальная высота, на которую способен взлетать этот истребитель, составляет 18 200 м.

Максимально допустимая эксплуатационная перегрузка у модели «А» равна +9 G, у «В» +7 G, у «С» +7,5 G. При нормальной взлетной массе допускается нагрузка на крыло:

  • «А»: 569 кг/м²;
  • «В»: 520 кг/м²;
  • «С»: 606 кг/м².

При нормальной взлетной массе тяговооруженность равна 0,8 (у модификации Ф-35 А), 0,88 (у «В»), 0,75 (у «С»). При максимальной взлетной массе тяговооруженность равна 0,67; 0,72; 0,64 соответственно. Самолет Ф-35 А оснащен встроенной 4-ствольной пушкой со 180 снарядами. Модель «В» оснащена авиационной пушкой с 220 снарядами. Самолет модификации «С» имеет такую же пушку, как Ф-35 В.

Стоимость

Эксперты прогнозировали, что истребители пятого поколения станут для США чем-то вроде золота. Они имели в виду, что эти самолеты удастся очень выгодно продать. Это самое дорогое оружие за всю историю человечества. Примерная стоимость F-35 – 180 млн долларов. Предположительно, цена будет снижена до 80 млн долларов. Но это произойдет только при условии, что производителю будет обеспечено увеличение количества заказов.

Скандальная репутация нового F-35 не уступает его знаменитым предкам: криволапому "Старфайтеру" и супербомбардировщику Конвэр B-58 с говорящим именем "Хастлер" (англ. шулер, кидала). Среди ужасных преступлений, инкриминируемых F-35, звучат слабые ЛТХ, неправдоподобно высокая стоимость (как кусок золота такой же массы), нескончаемые проблемы с оборудованием и электронной начинкой…


Критики и злопыхатели проекта JSF в качестве аргументов приводят типичные сбои и отказы, неизбежные при "обкатке" и эксплуатации новой машины, но отчего-то обходят вниманием реальный недостаток JSF. Крылатая машина опередила своё время! Причём сделала это в самом худшем виде: многие из заявленных технологий еще не вышли за пределы научных лабораторий - в то время как самолеты уже массово штампуют на заводе в Форт-Уэрте (штат Техас).

Большинство перспективных систем F-35 (радары с АФАР, оптронные комплексы, элементы технологии стелс) могли быть успешно интегрированы в конструкцию самолетов поколения 4+. Реальные примеры: F-15SE "Сайлент Игл" и F/A-18 "Сайлент Хорнет". Еще пара усилий конструкторов, и они могли бы сравняться по боевым возможностям с F-35.

Для чего было проводить дорогостоящие НИОКР по созданию новой платформы, если по своим ЛТХ F-35 едва ли превосходит своих предков? Почему не были рассмотрены асимметричные подходы - такие как шведский SAAB J-39 Gripen? Вместо пресловутой "малозаметности" шведы ставят во главу угла параметр "выживаемость" - комплекс средств обнаружения и постановки активных помех, что, по мнению шведов, позволяет Gripen"у уверенно действовать в зоне ПВО противника.

Американцы пошли по самому очевидному и дорогостоящему пути, решив построить новый юберсамолет и удивить им мир. У них были деньги и технологии. И им это удалось. На сегодняшней день малозаметный истребитель-бомбардировщик F-35 является самым совершенным и "зрелым" самолетом в своем классе - как в плане технологий, так и в плане боевых возможностей.

Одиннадцать стран мира (Великобритания, Канада, Норвегия, Израиль и т. д.) уже выбрали F-35 в качестве перспективного истребителя для обновления своих ВВС. Результат агрессивной рекламы и прямого принуждения союзников к покупке американской военной техники. Но было ли из чего выбирать? Какой из современных многоцелевых истребителей смог бы составить конкуренцию F-35 - при равной стоимости и одинаковых боевых возможностях? Ответ... Немая сцена!

Скандалы, интриги, расследования...

1. Гонки по вертикали

Из трех модификаций F-35 лишь одна (F-35B) является самолетом СВВП. Специфический истребитель авиации морской пехоты, предназначенный для действий с передовых аэродромов. И конструктивно, и по назначению это совершенно другая машина, даже внешне отличающийся от "базового" F-35A. Унификация по деталям: 81% с F-35А и всего 62% с палубным F-35C.


F-35A и F-35B. Серьезные отличия заметны даже невооруженным глазом

F-35B был заказан ограниченной серией из 500 самолетов (15% от запланированного к постройке кол-ва F-35). Основную часть программы JSF составляют истребители F-35A, чьи взлетно-посадочные характеристики ни чем не отличаются от др. боевых самолетов. Оттого, оказывается несостоятельным следующий миф.

2. В основе "Лайтнинга" лежит советский Як-141

Чем могут быть похожи СВВП середины 80-х годов и современный истребитель пятого поколения? Лишь тем, что оба летательных аппарата - тяжелее воздуха. Цель программы JSF (малозаметный многоцелевой истребитель-бомбардировщик) далека от темы СВВП. "Вертикалка" F-35B является лишь побочным направлением программы и мало похожа на остальные машины семейства "Лайтнингов".


Як-141

По поводу сходства с Яком. F-35B использует иную схему с подъемным вентилятором (вместо двух подъемных реактивных двигателей на Як-141). Оба истребителя имеют лишь схожие очертания кормовой части и отклоняемое сопло маршевого двигателя - именно это вводит в смущение умы юных конспирологов. При этом вертикальное хвостовое оперение F-35 с двумя наклоненными килями продиктовано не необходимостью вертикального взлета, сколько требованиями технологии стелс.

3. Универсальный самолет - это плохо

Универсальность? Максимум - унификация узлов и деталей в рамках одного семейства боевых самолетов (базовый, палубный и "вертикалка").

Если под "универсальностью" подразумевается возможности истребителей выполнять ударные задачи, то знает немало удачных примеров многоцелевых самолетов - F-84, "Фантом", МИГ-21, Мираж-III, F-15E, Су-30, "Рафаль"... Сумасшедшая тяга реактивных двигателей творит чудеса - боевая нагрузка современных истребителей в разы больше, чем у четырехмоторной "Летающей крепости" (при одинаковой взлетной массе ~ 30 тонн). Цепляй под крыло гроздья бомб и контейнер с прицельным оборудованием - и любой из "Рафалей" и "Сушек" превратится в убойный бомбардировщик. Не стал исключением и F-35.


Eurofighter Typhoon


4. Замена штурмовой авиации

Семейство F-35 заменит все многоцелевые истребители четвертого поколения - F-16, F-15E, F/A-18, "вертикалку" AV-8 "Харриер-II", и даже противотанковый штурмовик A-10 "Тандерболт". Но каким образом сверхзвуковой истребитель может заменить дозвуковой бронированный штурмовик, оснащенный мощной 7-ствольной пушкой?

Вместо залпа НУРС и очередей из пушки - одна 113-кг планирующая бомба SDB или ракета "Мэврик". Вместо отважных полетов под огнем ПЗРК и зенитных пулеметов басмачей - удары высокоточным с недосягаемой высоты. Для искоренения "недовольных демократией" уже сейчас используются легкие противопартизанские штурмовики (типа "Цессна Комбат Караван"). Оставшуюся часть функций А-10 должны взять на себя ударные вертолеты и беспилотники. Янки проводят реструктуризацию собственных ВВС, распределяя задачи между классами боевых ЛА и снимая с вооружения устаревшую и малоэффективную технику.

5. Ф-35 продирается сквозь небо только благо звериной мощи двигателя Ф-135 (с)

Макс. взлетная масса F-35А на 30% больше, чем у его предшественника F-16 (29 против 22 тонн), а его двигатель развивает большую на 40% тягу (бесфорсажная 13000 кгс против 8000 кгс). При этом F-35А и F-16 имеют равную боевую нагрузку (заявленная - около 8 тонн).

Прямое доказательства ущербности аэродинамики и ЛТХ "Лайтнинга". Иначе на что был потрачен выделившийся резерв нагрузки?


Объем внутренних топливных баков F-35 превышает 10 000 л керосина - вдвое больше, чем у любого истребителя четвертого поколения. "Лайтнингу" не требуются ПТБ для выполнения большинства задач, в то время как другие истребители вынуждены занимать ими узлы подвески, тем самым увеличивая свою ЭПР, лобовое сопротивление и уменьшая боевую нагрузку.

F-35 оснащен встроенным прицельно-навигационным комплексом для работы "по земле" - с тепловизорами, лазерными дальномерами, датчиками сопровождения цели и коррелятором линии визирования ракет. Все то, что обычные истребители таскают в виде подвесных контейнеров, в виде части своей боевой нагрузки.

Наконец, внутренние бомбоотсеки, S-образные каналы воздухозаборников и элементы технологии стелс. В итоге в таблицах появилась цифра 8 тонн. Только уже это не подвесные баки и ПНК, а настоящие бомбы и ракеты.

6. Ласточка летает

Все истребители четвертого-пятого поколений по своим ЛТХ близнецы. Минимальные отличия в 10-20% в значениях скороподъемности, тяговооруженности и нагрузки на крыло нивелируются положением самолета в пространстве, боевой нагрузкой и квалификацией летчика. Исключение составляют лишь экзотические истребители с двигателями с отклоняемым вектором тяги, но и их реальные боевые возможности определяются не столько ОВТ, сколько наличием подвесных вооружений. Любая бомба или ракета на внешней подвеске накладывает свои жесткие ограничения на пилотаж (перегрузки/тепловой нагрев) и ухудшает ЛТХ носителя.

В воздухе F-35 не только не уступит истребителям четвертого поколения, но должен иметь преимущество за счет внутренних отсеков вооружений, где ракетам не страшен тепловой нагрев и где они не создают дополнительного сопротивления в полете.

7. Аварийность

150 построенных F-35, 7 лет эксплуатации, ни одного потерянного в летных происшествиях истребителя. А ведь "Лайтнинги" эксплуатируются в самых жестких условиях, далеко за пределами лабораторий и испытательных стендов. Летают днем и ночью. Взлетают и садятся на палубы кораблей. Используются для массовой подготовки пилотов.

Вопреки слухам и утверждениям лжеэкспертов, программа JSF демонстрирует фантастический уровень надежности. Специалисты "Локхид Мартин" методично испытывают машину во всех возможных режимах и устраняют выявленные недостатки.

И если еще пару лет назад казалось, что F-35 "проигрывает бой", то сейчас становится очевидно: за океаном рождается мощная боевая машина. Пентагон перестал проявлять всякий интерес к проектам глубокой модернизации существующих истребителей и полностью сосредоточился на программе JSF. Тренд был подхвачен союзниками - заказы на F-35 растут, тогда как его основные конкуренты (проекты F-15SE, F/A-18E/F и F/A-18 International Roadmap) стремительно теряют очки и вылетают из тендеров.

  • Сергей Савенков

    какой то “куцый” обзор… как будто спешили куда то