Афина паллада изображение и символика. Афина – богиня войны и мудрости в греческой мифологии. Богиня красоты и плодородия

Особое место в греческой мифологии занимала богиня Афина (Ἀθηνᾶ), её причисляли к 12 главным олимпийским богам.

Греки уважали и любили богиню, верили, что Афина находилась всегда рядом с ними, желая помочь. Афина была богиней мудрости, стратегии, войны, знаний, была покровительницей Афин, искусства, культуры, философской мысли и боевого искусства.

Рождение Афины

Появление Афины произошло необычным способом. Первой женой Зевса была Митида (Μήτιδα), которая бала мудрее богов и людей. После того, как она забеременела, Мойры - богини судеб, предсказали ей, что родит Митида сначала дочь, а потом сына, который свергнет с престола Зевса. Во избежании этого, Зевс проглотил свою беременную жену. После чего призвал Гефеста и приказал ему разрубить голову. Он выполнил его волю и ударил топором по черепу. Оттуда выскочила прекрасная Афина, в полном обмундировании и со сверкающими оружием.

Афина стала любимым ребенком Зевса. Воевала рядом с ним в борьбе против гигантов, а после того, как он прогнал гиганта Энцелада, Афина на своей колеснице гналась за ним, бросивший ею камень убил гиганта и стал островом Сицилия.
Культ Афины начался со времена Кекропа (Κέκροπα) в древних Афинах и оттуда распространился по всей Греции. Бесконечные торжества и праздники во всех городах были посвящены богине Афине, но самые яркие были в Афинах. Перикл посвятил Афине всю Цитадель.

Символы богини Афины: дуб, сова, олива, щит.

Богиня Афина имела множество имен, древние греки в различные времена добавляли своей любимой Богине божественные и священные имена:

Паллада (Παλλάδα) получила Афина при рождении, когда родилась из головы Зевса с новым искрящимся копьём. По другой версии - Афина убила гиганта Палланта (Πάλλαντα).
Промахос (Πρόμαχος) воительница, относится к боевому характеру богини и ее статусу отважной в бою, её «стратегические» планы - поддерживать своих героев.
Дева (Παρθένα) нетронутая, Афина была девственницей, храм Парфенон на Акрополе посвящён Афине-деве.
Голубоглазая (Γλαυκώπις) светлоокая. Священная птица богини Афины сова (γλαυξ), происходит от того же корня, возможно, из-за больших и светлых глаз.

Афина и сова


С древних времен сова была идентична мудрости. Древние греки ее считали символом богини Афины.

Сова летает, не ходит, не ползает. Боги Олимпа тоже летали, они принимали форму птиц, когда появлялись среди людей. Совы - это особые птицы, хищники, видят очень хорошо ночью. Сова имеет большую круглую голову, лицо круглое, как диск, большие глаза, которые обеспечивают стереоскопическое зрение. Это безжалостный хищник захватывает острыми когтями добычу и убивает в движении, ударяя в голову жестким и сильным клювом.

Такие особенности совы, казались древним грекам культовыми.
Сова имеет свойство видеть «дальние стороны вещей», там где другие из-за тьмы не в состоянии видеть, таким образом сова символизирует мудрость.

Может быть по этой причине, сова стала спутником самой мудрой греческой богини Афины.

Если начать со “служебных обязанностей” Афины, то их список поистине удивителен. Она покровительствует не только мудрости и войне. Афина считалась богиней большого списка ремёсел: кораблестроения, ткачества, прядения, изготовления конской упряжи и изделий из металла, гончарного ремесла и пахоты. Она покровительствовала лекарскому искусству и обучила ему бога медицины Асклепия. Она изобрела государственность и законы, научила людей готовить пищу на очаге.

Фактически, описание того, что даровала Афина людям и чему она покровительствовала, сильно похоже на дары и области влияния верховных божеств или полубогов - основателей цивилизации у многих других народов. Почему тогда верховным богом считается Зевс?

Рождение Афины. Рисунок на вазе

Надо сказать, что в греческих землях почиталось большое количество больших и малых божеств и очень долго ни одно из них не считалось главным над всеми другими богами. Стройная система, в которой каждому богу отведено своё место в огромной олимпийской семье, стала результатом приведения жрецами и мыслителями всех местных верований к некоему общему виду. Это случилось уже во времена становления чёткой властной иерархии общества, усиления государственности, и новая система иерархии богов отвечала новым представлениям о том, как вообще должно быть устроено любое сообщество в мире.

Так у богов появился свой царь. Им стал бог грома, молнии и, возможно, справедливого мщения - Зевс. Вместе с новой ролью он, вероятно, обрёл новые функции - ровно те, что должны были быть у божественного отражения земного царя и патриарха семейства.

Зевс считается отцом Афины. По одной из версий событий, он проглотил богиню мысли Метиду, после чего у Зевса страшно заболела голова. Гефест, бог-кузнец, расколол ему голову, и оттуда вылетели Афина и богиня победы Ника. В другой версии отсутствует и Метида, и Афина оказывается воплощённой мыслью Зевса. Одни исследователи считают, что такой ужасающий способ рождения говорит о древности мифа; другие считают версию с Метидой и головой Зевса попыткой примирить и связать линии официального верховного бога и куда более популярной и значимой для простого народа богини.


Картина Рене-Антуана Уасса

Более близким к изначальной истории рождения можно считать, вероятно, сюжет с великаном Палласом. По крайней мере история богини, убивающей своего отца - жестокого старого бога, пытающегося изнасиловать свою дочь, логично параллелится истории Зевса, восставшего против своего отца Кроноса, пожиравшего собственных детей. Когда у народа меняются представления о том, что хорошо и плохо, появляются и истории о том, как новые божества убивают старых, слишком диких и свирепых.

Кстати, в другой истории с Палласом его дочерью оказывается подруга Афины по играм Ника. Возможно, изначально Ника и Афина были сёстрами и убивали отца-насильника вместе. В любом случае, их изображают неразлучными.

Защитница женщин

Сложные отношения у Афины не только с Зевсом. Во-первых, она частично дублирует как его функции, так и функции некоторых других богов, например, Ареса, бога войны, и Гефеста, бога кузнецов и ремёсел. Во-вторых, она постоянно соперничает с Аресом и Посейдоном, богом океанов, и неизменно выходит из противостояния с ними победительницей. А ведь Посейдон - брат Зевса, царя богов. Афина показана фактически равной ему по силе.


Один из постоянных противников Афины - бог морей Посейдон

Самый знаменитый миф об их противостоянии - спор, кто станет покровителем города Афины. Обычно он известен в таком варианте: боги решают посмотреть, кто может поднести людям более ценный дар. Посейдон втыкает в землю трезубец, и из скалы бьёт родник. Афина втыкает копьё, и оно превращается в оливковое дерево. Вот только в роднике - солёная морская вода вместо пресной. Дар Посейдона признаётся бесполезным, и Афина побеждает. Город называют в её честь.

Есть и другая версия этого мифа. Когда приходит очередь афинян голосовать за богов, все мужчины выбирают Посейдона и все женщины - Афину. Женщин оказывается на одну больше, чем мужчин. Богиня побеждает. В ярости Посейдон устраивает потоп, чуть не смывший город с лица земли. В наказание афинянок навеки лишают права голоса, гражданства и права передавать своё имя (подобно отчеству) детям.


Афину изображали в царственном одеянии и доспехах

Этот миф показывает, прежде всего, как популярна была Афина среди женщин. И недаром. Она покровительствовала не только ткачеству и прядению. К ней обращались с просьбами помочь забеременеть или спасти от изнасилования (а к кому ещё?). О последнем, например, молила Афину троянская царевна Кассандра. Афина не смогла ей помочь, но отомстила, лишив насильника разума. Сама Афина в мифах ловко избегает изнасилования. Отец Зевс отдаёт её в жёны Гефесту в уплату за оружие для богов. Гефест пытается взять Афину силой, но она отбивается и убегает.

Богиня красоты и плодородия

Ещё одна особенность Афины, о которой часто забывают - красота и власть над красотой. Она участвует в историях, где кидается вызов её красе. Например, во время знаменитого суда Париса она наравне состязается с главной женской богиней Герой и богиней красоты и любви Афродитой (кстати, женой Гефеста). Во время празднований изображать Афину выбирали рослую и в то же время очень красивую гетеру. Сама Афина также наделяет красотой и молодостью Одиссея и Пенелопу, когда Одиссей возвращается домой. Она покровительствует им и как влюблённый паре. Так что у исследователей есть все основания считать, что образ Афродиты мог отделиться от образа Афины. Отсюда и “общий” муж.

Удивителен ли образ богини одновременно любви и войны? Нет. Он даже не уникален. Сочетает эти качества, например, древняя аккадская богиня Иштар. Только, в отличие от Иштар, богиня войны Афина и её любимцы Одиссей и Ахиллес войны всячески избегают. Одиссей находит способ предотвратить войну из-за свадьбы Елены Прекрасной, например. Правда, в войне из-за её следующей женитьбы ему всё же приходится участвовать.


Ребекка Гуэй. Афина

О древности Афины как божества мы можем судить по тому, что она имеет звериные атрибуты: её связывают с совами и змеями. У неё “совиные глаза” (то есть сверкающие), её изображают вместе с совой. Она зачинает от Гефеста сына-змея (хотя вынашивает зачатого Гея), на её щите - голова Горгоны с волосами-змеями, Вергилий описывает её доспехи как покрытые змеиной чешуёй.

Змеи - очень архаичный символ одновременно плодородия и связи с загробным миром. Кроме того, богинь со змеями или змеиными атрибутами в русле психоаналитики интерпретируют как женщин-матриархов, укротивших или присвоивших себе агрессивное мужское начало. На Крите, острове, где особенно почитали Афину, находят множество очень древних статуэток женского божества со змеями в руках. Возможно, критская богиня со змеями находится в родстве с Совоглазой! Показательно, что женщины на Крите вели активную общественную жизнь.

И может быть, афинянки когда-то тоже. А миф о споре Афины и Посейдона был нужен, чтобы утвердить как должное отъём у жительниц Афин их гражданских прав. В любом случае, однажды греческие боги проиграли христианству, и храмы Афины, включая знаменитый Парфенон, оказались разрушены людьми и временем.

Афина, дочь Зевса, богиня мудрости и победоносной войны, защитница справедливости

Афина, греч. - дочь Зевса, богиня мудрости и победоносной войны, защитница , искусства и ремесел.

Старые мифы высказываются о рождении Афина довольно скупо: Гомер говорит лишь, что она без матери. У более поздних авторов уже можно найти подробности. Как рассказывает Гесиод, Зевсу было предсказано, что богиня мудрости Метида родит ему дочь, которая превзойдет его мудростью, и сына, который превзойдет его силой и свергнет с трона. Чтобы не допустить этого, Зевс проглотил Метиду, после чего из его головы родилась Афина.

Еще более поздние мифы знают даже, как это произошло. После того как Зевс съел Метиду, он почувствовал, что голова у него просто раскалывается от боли. Тогда он призвал Гефеста (по другим версиям - Гермеса или титана Прометея), тот раскроил ему голову топором - и на свет появилась Афина Паллада в полном вооружении.

Таким образом, в соответствии с символикой мифов Афина была и силы Зевса. Он и любил ее больше всех своих дочерей: разговаривал с ней, как со своей собственной мыслью, ничего от нее не скрывал и ни в чем ей не отказывал. Со своей стороны, Афина понимала и ценила благоволение отца. Она всегда была рядом с ним, ни разу не увлеклась каким-нибудь другим богом или мужчиной и при всей своей красоте, величавости и благородстве не вышла замуж, оставаясь Афина-Девой (Афина Парфенос).


Благодаря своему происхождению и благорасположению Зевса Афина стала одной из самых могущественных богинь греческого пантеона. С древнейших времен она была, прежде всего, богиней войны, являясь защитницей от врагов.

Правда, война находилась в компетенции Ареса, но Афина это не мешало. Ведь Apec был богом яростной войны, кровавых сражений, в то время как она была богиней разумно, расчетливо ведомой войны, которая неизменно заканчивается победой, чего никак нельзя было сказать о войнах Ареса. Афину - богиню войны – греки почитали под именем Афины Эноплос (Афины вооруженной) или Афины Промахос (Афины-передового бойца или Афины, вызывающей на бой), как богиню победоносной войны ее называли Афина Нике (Афина-Победительница).

От начала и до конца античного мира Афина была богиней-защитницей греков, особенно афинян, которые всегда были ее любимцами. Как Афина Паллада, богиня охраняла и другие города, прежде всего те, где в храмах имелись ее культовые статуэтки, так называемые палладии; пока палладий оставался в городе, город был неприступен. Такой палладий имели в своем главном храме и троянцы, и поэтому ахейцам, осаждавшим Трою, непременно нужно было этот палладий украсть (что и сделали Одиссей с Диомедом). Грекам и их городам Афина покровительствовала и в войне, и в мире. Она была защитницей народных собраний и права, заботилась о детях и больных, даровала людям благополучие. Нередко ее помощь принимала сугубо конкретные формы. Например, она подарила афинянам оливу, положив этим основание одной из основных отраслей греческого народного хозяйства (кстати, до сегодняшнего дня).


На фото: картина Ривьера Брайтона «Афина Паллада и собаки пастуха».

Кроме этих важных функций Афина была также богиней искусства и ремесел (два этих понятия греки, как правило, не различали; труд скульптора, каменщика и сапожника они обозначали словом «техне»). Женщин она научила прясть и ткать, мужчин - кузнечному, ювелирному и красильному ремеслам, помогала строителям храмов и кораблей. За свою помощь и защиту Афина требовала уважения и жертв - это было правом каждого бога. Неуважение и оскорбления она наказывала, но умилостивить ее было легче, чем других богинь.

В жизнь богов и героев Афина вмешивалась часто и действенно, причем каждое ее вмешательство вело именно к тому результату, который она сама желала. С богом моря Посейдоном у Афины возник спор о господстве над Аттикой и Афинами. Совет богов назначил третейским судьей первого афинского царя Кекропа, и Афина спор выиграла, подарив оливу и этим обеспечив себе расположение Кекропа. Когда Парис оскорбил Афину своим нежеланием признать ее первенство в споре о красоте, она отплатила ему тем, что помогла ахейцам победить Трою. Когда ее почитателю Диомеду в сражении под стенами Трои пришлось туго, она сама заняла место возничего в его боевой колеснице и принудила к бегству своего брата Ареса. Она помогала Одиссею, его сыну Телемаху, сыну Агамемнона Оресту, Беллерофонту, Персею и многим другим героям. Афина никогда не покидала своих подопечных в беде, всегда помогала грекам, особенно афинянам, и такую же поддержку она оказывала впоследствии римлянам, почитавшим ее под именем Минервы.



На фото: копия работы Фидия, колоссальной бронзовой статуи Афины Паллады в центре Акрополя.

О богине Афине говорится уже в памятниках крито-микенской письменности 14-13 вв. до н. э. (так называемое линейное письмо «В»), обнаруженных в Кноссе. В них она называется богиней-защитницей царского дворца и близлежащего города, помощницей в бою и дарительницей урожая; ее имя звучит как «Атана». Культ Афины распространился по всей Греции, следы его остаются и после победы христианства. Превыше всех ее чтили афиняне, чей город несет до сих пор ее имя.

С незапамятных времен в Афинах проходили празднества в честь рождения богини - панафинеи (они приходились на июль - август). В середине 6 в. до н. э. афинский правитель Писистрат учредил так называемые Великие панафинеи, проходившие раз в четыре года и включавшие состязания музыкантов, поэтов, ораторов, гимнастов и атлетов, наездников, гребцов. Малые панафинеи праздновались ежегодно и более скромно. Кульминацией этих празднеств было приношение даров афинского народа богине, в первую очередь нового одеяния для древней культовой статуи Афина в храме Эрехтейон на Акрополе. Панафинейская процессия мастерски изображена на фризе афинского Парфенона, одним из авторов которого был великий Фидий. В Риме торжества в честь Минервы проходили дважды в год (в марте и в июне).


На фото: статуя Афины («Паллада Джустиниани») в садах Петергофа.

Архитектурные сооружения в честь Афины относятся к сокровищам общечеловеческой культуры - даже если от них сохранились одни руины. В первую очередь, это Парфенон на афинском Акрополе, построенный в 447-432 гг. до н. э. Иктином и Калликратом под художественным руководством Фидия и освященный Периклом уже в 438 г. до н. э. Более двух тысячелетий Парфенон простоял, почти не тронутый временем, пока в 1687 г. его не повредил взрыв пороха, который хранили в нем турки во время войны с Венецией. Неподалеку расположен небольшой храм Нике, посвященный Афине-Победительнице; во время турецкой оккупации он был полностью разрушен, но в 1835-1836 гг. снова восстал из руин. Последнее из этих строений на Акрополе - Эрехтейон, посвященный Афине, Посейдону и Эрехфею (Эрехтею). Когда-то в нем хранился афинский палладий, а рядом с Эрехтейоном была посажена «олива Афины» (нынешняя была посажена в 1917 г.). Великолепные храмы Афины были построены греками также на спартском Акрополе, в аркадской Тегее, на Мраморной террасе в Дельфах, в малоазиатских городах Пергаме, Приене и Ассе; в Аргосе был общий храм Афины и Аполлона. Остатки ее храма сохранились в сицилийском Кефаледии (нынешний Чефалу) и в развалинах Гимеры; двенадцать дорических колонн ее храма в Сиракузах стоят до сих пор как составная часть тамошнего собора. Ее храм был и в Трое (не только в гомеровской, но и в историческом новом Илионе). Возможно, ей был также посвящен древнейший из трех сохранившихся храмов в Посейдонии, южноитальянском Пестуме, который теперь называется Пести) кон. 6 в. до н. э., Но традиции называемый «храм Цереры».


На фото: Афина Паллада (Минерва). .

Греческие художники изображали Афину в виде серьезной молодой женщины в длинном одеянии (пеплосе) или в панцире. Иногда, несмотря на женскую одежду, на голове у нее был шлем, а рядом с ней - ее священные животные, сова и змея. Из ее античных статуй наиболее высоко ценились: «Афина Парфенос», колоссальная хрисоэлефантинная статуя (т. е. из золота и слоновой кости), с 438 г. до н. э. стоявшая в Парфеноне; «Афина Промахос», колоссальная бронзовая статуя примерно 451 г. до н. э., стоявшая перед Парфеноном, и «Афина Лемния» (после 450 г. до н. э.), воздвигнутая на Акрополе благодарными афинскими колонистами с Лемноса. Все эти три статуи создал Фидий; к сожалению, мы знаем их лишь по описаниям и поздним копиям и репликам, в основном не очень высокого уровня. О некоторых статуях дают представление рельефы: например, о том, как выглядела скульптура Мирона «Афина и Марсий», мы знаем по ее изображению на так называемой «вазе Финлея» (1 в. до н. э.), хранящейся в Афинах, в Национальном археологическом музее. Пожалуй, лучший ее рельеф классической эпохи - «Задумчивая Афина», опирающаяся на копье и грустно глядящая на стелу с именами павших афинян (музей Акрополя). Самой верной, хотя и не слишком искусной и к тому же уменьшенной в десять раз копией культовой статуи «Афина Парфенос» можно, наверное, считать так называемую «Афина Варвакион» (Афины, Национальный археологический музей). Вообще же статуй Афины, целых или в виде торсов, сохранилось немало. Наиболее известные из них, римские копии греческих оригиналов классической эпохи, находятся в Италии и по традиции называются именами их бывших владельцев или по месту их нахождения: «Афина Фарнезе» (Неаполь, Национальный музей), «Афина Джустиниани» (Ватикан), «Афина из Веллетри» (Рим, Капитолийские музеи и Париж, Лувр). Наиболее ценная в художественном отношении копия головы «Афина Лемнии» находится в Городском музее в Болонье.

Образ Афины сохранился примерно на двухстах вазах, причем многие из них относятся к 6 в. до н. э. Архаизованное изображение Афины украшало все амфоры, которыми награждались победители панафинейских игр.

Из произведений нового времени, не менее многочисленных и не менее разнообразного уровня, назовем лишь две картины: «Паллада и кентавр» Боттичелли (1482) и «Рождение Афины из головы Зевса» Фьяминго (1590-е гг.). Из статуй - тоже две: работу Дроса начала нашего века, которая стоит на высокой ионической колонне перед афинской Академией, и работу Гудона конца 18 в., которая украшает Институт Франции.


На фото: статуя Афины у здания парламента Австрии в Вене.

Афина была греческой богиней мудрости, военной стратегии и ремесел. Она была величественной воительницей и единственной олимпийской богиней, носящей доспехи. Козырек ее шлема был отброшен, чтобы ее красота не была скрыта от любопытных глаз. Часто руководила битвами в военных конфликтах и занималась бытовыми вопросами в мирные периоды. Ее изображали с копьем в одной руке и чашей (или веретеном) в другой.

Богиня придерживалась целомудрия и сохраняла безбрачие, а свое бытие посвятила защите избранных афинских героев, ее одноименного города. Греки вдвойне почитали её за то, что:

  • она дала им уздечку, чтобы они смогли приручать лошадей;
  • вдохновляла кораблестроителей в их ремесле;
  • научила пахарей возделывать землю, пользоваться граблями, запрягать быка в ярмо;
  • научила афинян водить колесницу.

Особым подарком Афинам от воинственной женщины стало оливковое дерево. Она была известна своими отличными способностями к планированию и стратегическому мышлению. Практичность стала отличительной чертой мудрой женщины. У нее была очень сильная воля, а ее интеллект преобладал над эмоциональными проявлениями. Горожане часто встречали богиню на улицах города.

Версии происхождения

Согласно гомеровскому гимну, она приехала на греческий материк, оставив свой отчий дом на Крите. Затем она стала править Афинами, главным городом древнего мира, сохранив при этом символику своей древней личности. Греческий миф рассказывает о состязании между Афиной и Посейдоном, богом моря. Оба хотели управлять городом Афины, и ни один не уступил бы другому. Но было устроено голосование и граждане собрались, чтобы отдать свои голоса.

Однако мужчины не захотели придерживаться этого подсчета голосов. Они приняли три новых закона:

  • запрещающий женщинам голосовать;
  • лишающий женщин гражданства;
  • принуждающий отцов давать имена своим детям.

История о её рождении также была изменена на безвестную историю о девочке, рожденной из головы главного олимпийского бога Зевса. Вот почему генезис девушки выглядит таким мужским. Благодаря своему благородному происхождению ей нашлось место на Олимпе.

Существует еще одна история, показывающая эту красотку в другом свете. Она гласит, что наша героиня была дочерью Палласа, крылатого гиганта, который пытался изнасиловать ее – свою девственную дочь. Она пришла в ярость и убила его, затем сняла с него кожу, чтобы сделать щит и отрезала ему крылья.

Поэтому она никогда не общалась с мужчинами, навсегда оставаясь девственницей. Как ни странно, у нее был один сын. Гефест однажды попытался овладеть воительницей, поразив ее своими художественными способностями. Хотя она сбежала от своего преследователя, часть его семени упала на ее бедро. Это привело к рождению Эрихтония, который навсегда остался вне поля зрения богини. В греческой мифологии история Гефеста немного разнится с вышеприведенной и гласит о том, что богиня-воительница воспитывала этого сына.

Символы божества

Богиню из-за ее мудрости часто символизирует сова и змея, которые находятся в знаменитом храме Парфенона, построенном специально для Афины.

  • Очаровательная сова появляется на ранних афинских монетах как альтернативный образ самой богине. На некоторых изображениях она сидит на плече богини или летает над ней. Сова подсказывает, что её сила настолько велика, что противнику нужно иметь это в виду и держать ситуацию под контролем, опасаясь обладательницы столь воинственного потенциала.
  • Змея является символом защиты зерна, хранящегося на зиму, иначе оно кормило бы мышей. Известна способность змеи сбрасывать свою кожу и обновлять ее: тут подразумевается связь с возрождением. Статуя красавицы с изображением змеи являла собой мощное послание о защитной силе и оправдании надежд тех, кто входил в храм её имени.
  • Броня и оружие также являются символами красотки. Очень часто появлялась в шлеме, неся при этом щит и копье. Исследователями отмечено, что с ростом частной собственности ранее миролюбиво настроенные богини начали появляться как богини войны. Поскольку земля стала доставаться более богатым гражданам, в основном мужчинам, богиня взяла на себя новую роль заступницы города и охранительницы богатств.

Также представлена и как покровительница ткачества. Однажды взяла и превратила искусную ткачиху Арахну в паучиху из-за ее ехидства и пренебрежения к божественному происхождению Афины и претензий на больший талант, чем у самой богини. В те времена текстильное производство являлось важной частью экономики каждого дома, а также народонаселения в целом. Без наличия такого богатства не возникло бы необходимости в защите.

Является ли Афина ребенком Зевса?

Самый распространенный миф заключается в том, что мудрая воительница Афина появилась на свет уже взрослой, выскочив из головы громовержца. Зевс «родил» ее после сильной мигрени, от которой у него раскололась на две части голова! Ее матерью была богиня разума Метис, но Афина никогда не признавала этого факта.

Кому помогала богиня военной стратегии?

Она была защитником, советником, покровителем и союзником героических людей:

  • помогала советами и предметами Персею убить Медузу Горгону, монстра, у которого вместо волос были змеи;
  • помогла Ясону и аргонавтам соорудить корабельное судно, прежде чем они отправились за золотым руном;
  • наблюдала за Ахиллесом во время Троянской битвы;
  • добилась победы над своим братом Аресом;
  • помогала
  • Сергей Савенков

    какой то “куцый” обзор… как будто спешили куда то