Жестикуляция в публичном выступлении. Язык телодвижений: как читать мысли по жестам

Жест есть не движение тела, а движение души.

Ф.И. Шаляпин

Жесты - это любые движения, усиливающие впечатление от высказываемых идей оратора. Они представляют собой проявления его настроения и мыслей. Обычно считается, что жесты заключаются в движениях рук и кистей, и действительно, это самые выразительные и бросающиеся в глаза жесты. Но жестом считается любое телодвижение с целью подчеркнуть значение произносимых слов. Почти невозможно говорить с увлечением и убежденно без сочетания движений головы, шеи, плеч, корпуса, бедер и ног.

Таким образом, жестикуляция свойственна абсолютно всем, не только одним профессиональным ораторам. В ораторском искусстве используются:

  • 1. Ритмические жесты. Они подчеркивают логическое ударение, замедление и ускорение речи, место пауз.
  • 2. Эмоциональные. Они передают оттенки чувств (сжатый кулак, овальное движение руки и др.).
  • 3. Указательные. Их рекомендуется использовать в очень редких случаях, когда есть предмет, наглядное пособие, на которые можно указать.
  • 4. Изобразительные. Они наглядно представляют предмет, показывают его (например, винтовую лестницу).
  • 5. Символические. Они несут определенную информацию. К этой группе относятся жест категоричности (сабельная отмашка кистью правой руки), жест противопоставления (кисть руки исполняет в воздухе движение "там" и "здесь"), жест разъединения (ладони раскрываются в разные стороны), жест обобщения (овальное движение двумя руками одновременно), жест объединения (пальцы или ладони рук соединяются).

Конечно же оратору необходимо соблюдать определенные правила жестикуляции, ведь одно неправильное движение или неправильно понятый аудиторией жест, может навредить оратору.

  • 1. Жесты должны быть непроизвольны. Оратор должен прибегать к жесту по мере ощущения потребности в нем.
  • 2. Жестикуляция не должна быть непрерывной. Не следует жестикулировать руками на протяжении всей речи. Не каждая фраза нуждается в подчеркивании жестом.
  • 3. Нужно научиться управлять жестами. Необходимо помнить, что жестикуляция - элемент равновесия всей позы. Никогда жест не должен отставать от подкрепляемого им слова.
  • 4. Внесение разнообразие в жестикуляцию. Нельзя пользоваться без разбора одним и тем же жестом во всех случаях, когда нужно придать словам выразительность.
  • 5. Жесты должны отвечать своему назначению. Их количество и интенсивность должны соответствовать характеру речи и аудитории.

Таким образом, лучшая черта во внешнем облике оратора - корректность. В правильной позе сочетаются непринужденность осанки и легкость движений. С первого до последнего слова оратор должен бороться за внимание и интерес аудитории, за готовность воспринять, что он говорит, за желание согласиться с ним и последовать его предложениям.

Для этого оратор постоянно поддерживает психологический контакт со слушателями, непрерывно заостряет их интерес, добивается их расположения, преодолевает безразличие, критические или просто недоброжелательные установки аудитории и, в конечном счете, развлекает, удовлетворяет любознательность, воодушевляет, убеждает и призывает к действию - в зависимости от мотивов выступления.

Ораторство - не менее трудное искусство, чем любое другое. Над этим необходимо много работать и, конечно же, выступать публично. Ведь знать просто теорию успешного ораторского выступления, приемы установления и поддержания контакта с аудиторией недостаточно, нужна практика, чтобы показать знания теории на деле.

О многом может сказать и жестикуляция собеседника. Мы даже не представляем, сколько разнообразных жестов использует человек при общении, как часто он ими сопровождает свою речь. И вот что удивительно. Языку учат с детства, а жесты усваиваются естественным путем, и хотя никто предварительно не объясняет, не расшифровывает их значение, говорящие правильно понимают и используют их. Вероятно, объясняется это тем, что жест используется чаще всего не сам по себе, а сопровождает слово, служит для него своеобразным подспорьем, а иногда уточняет его.

Когда мы наблюдаем дружескую беседу двух южан, то ужасаемся, как дают они волю жестам - говорят «руками и ногами». В наших холодных краях эти анатомические отклонения находятся в большей степени под контролем. Но даже и у нас ораторы размахивают руками и наносят удары кулаками, ведут воздушный бой с невидимым врагом или хватаются за волосы, подобно вагнеровским героям. «Кажется, что некоторые ораторы занимаются боксом», -- считает Спэрджен. Мы не подражаем оратору, который, как на аукционе, угощает безвинную кафедру такими ударами, что стоящий на ней стакан с водой испуганно подпрыгивает.

Хрущев, произнося речь в Организации Объединенных Наций в Нью-Йорке, даже снял ботинок и дубасил им по кафедре с целью энергичного подчеркивания своих мыслей, дав повод Вернеру Финку для замечания, что нельзя от неизбранного свободно властителя ожидать, чтобы он проявил себя избранным. С помощью ботинка Хрущев даже приблизительно не достиг того эффекта, который произвел столь же склонный к динамичным поступкам Мартин Лютер, расколов однажды во время проповеди в Айзенахе кулаком трехдюймовую доску, по сообщению Спэрджена.

Этих дурных привычек легко избежать, если держать свой темперамент в узде. Куда же деть руки? Лучше свободно положить их на кафедру, не удерживая все время в одном и том же положении. Некоторые ораторы потирают руки, как будто радуются тому, что одурачили делового партнера.

А теперь позитивное о жестикуляции: она может и должна сопутствовать ходу мыслей. Жесты должны быть скупыми, только тогда они действенны. Шаблонных фигур жестикуляции не существует. Имеются, пожалуй, жесты приглашающие, отвергающие, повелительные, вопросительные.

Оживленной жестикуляцией чаще пользуются, чтобы подчеркнуть свои слова. С помощью пальцев можно пояснить нюансы.

Жестикуляцию постоянно применял во время произнесения своих речей министр экономики Шиллер. Он постоянно будто взмахивал воображаемой мухобойкой. Карло Шмид сообщает о главе оппозиции Курте Шумахере: «Он остался тем же фехтовальщиком, каким он мне показался при первой встрече тридцать лет назад, да, даже показалось, что его жестикуляция стала еще интенсивнее, еще выразительнее, полной жизни, еще более подчеркивающей сказанное словами. Как могли говорить эти руки! Быстрые, как рапира, свободно бросаемые справа налево, будто они раздирают некую завесу; пальцы, тесно сложенные вместе, будто дело заключается в проведении хитроумной операции; или, наоборот, пальцы широко растопырены веером, как бы разрывающие сеть, -- эти руки, всегда движущиеся, как пламя, которое пожирало этот могучий дух».

С жестами оратору нужно быть осмотрительным и стараться, чтобы они не бросались в глаза; он не актер. Нервные и резкие движения вызывают ощущение неловкости.

Обратите как-нибудь внимание вот на что: у многих ораторов карманы брюк -- как магнит для левой руки. Кажется, что уверенность в себе внезапно усиливается, как только рука окажется в кармане. Для публики это не лучшее зрелище. Также некрасиво засовывать пальцы в проймы жилета, как будто идет болтовня с соседом через ограду сада. Август Бебель осуждал эту дурную привычку у такого выдающегося оратора, как Лассаль. Если уж есть потребность спрятать свои руки, то в качестве убежища для них используйте карманы пиджака, как это практиковал на высшем уровне американский президент Кеннеди.

Писатель Петер Хэртлинг отозвался о Гельмуте Шмидте: «...он склонен, используя динамичные, сильные жесты из арсенала выразительного языка телодвижений, удивить своих слушателей. Он никогда не подавляет. Он хочет покорить их» (см. «Писатель подвергает испытанию тексты политиков», 1967). На возможное несоответствие между словом и жестом обратил внимание английский исследователь поведения Десмонд Моррис: «Если политик пальцем прокалывает воздух в то время, когда он говорит о мирном сосуществовании, то нам следует верить движению его руки, а не тому, что он говорит».

Президент бундестага Герстенмайер в свое время (ноябрь 1962 г.) опубликовал ответ на жалобу относительно жеста министра Штрауса, который, делая заявление перед бундестагом, засунул руки в карманы: «...нет правового положения, которое бы разрешало или запрещало федеральному министру или другому оратору перед бундестагом засовывать свои руки в карманы пиджака или брюк. Здесь вопрос такта... и воспитания... которые нельзя регулировать нормативно...» Можно быстро отвыкнуть от плохих привычек. Многие часто пожимают плечами, качают ногой, кивают головой, снимают и надевают очки или поглаживают воображаемую бороду. Нужно только сказать себе об этом, а потом контролировать себя.

Многие во время доклада ходят, заложив руки за спину, как преступник на ежедневной прогулке по тюремному двору. Нередко ораторы издают чмокающие звуки, как будто они попутно едят вкусный компот.

Вот что говорил о жестикуляции Карнеги:

Девять десятых того, что было написано о жестикуляции, никому не нужно и не стоят даже той хорошей белой бумаги и хорошей типографской краски, которую на них потратили. Любой жест, позаимствованный из книги, будет, скорее всего, выглядеть именно как позаимствованный. Жест должен исходить от вас лично, из вашего сердца, сознания, диктоваться вашим интересом к проблеме, вашим желанием побудить других людей понять вашу точку зрения, вашими импульсами. Единственные стоящие жесты - это те, которые родились импровизированно, во время выступления. Унция непосредственности дороже тонны разных правил.

Жест нельзя выбрать по желанию, это не все равно, что надеть смокинг. Это просто внешнее выражение внутреннего состояния, такое же, как поцелуи, колики, смех и морская болезнь.

Жесты человека, как его зубная щетка, должны быть сугубо личными. А так как все люди непохожи друг на друга, то жесты их также будут непохожими, если только они будут вести себя естественно.

Знаменитый оратор древности Демосфен на вопрос, что нужно для хорошего оратора, ответил так: «Жесты, жесты и жесты!»

Не случайно, что в различных риториках, начиная с античных времен, выделялись специальные главы, посвященные жестам. Теоретики ораторского искусства в своих статьях о лекторском мастерстве также обращали особое внимание на жестикуляцию. А. Ф. Кони в «Советах лекторам» пишет: «Жесты оживляют речь, но ими следует пользоваться осторожно. Выразительный жест (поднятая рука, сжатый кулак, резкое и быстрое движение и т. п.) должны соответствовать смыслу и значению данной фразы или отдельного слова (здесь жест действует заодно с тоном, удваивая силу речи). Слишком частые, однообразные, суетливые, резкие движения рук неприятны, приедаются, надоедают и раздражают».

Как видно из цитаты, Кони подчеркивает значение жеста: жест уточняет мысль, оживляет ее, в сочетании со словами усиливает ее эмоциональное звучание, способствует лучшему восприятию речи. В то же время А. Ф. Кони отмечает, что не все жесты производят благоприятное впечатление. Действительно, плохо, если говорящий дергает себя за ухо, потирает кончик носа, поправляет галстук, вертит пуговицу, то есть повторяет какие-то механические, не связанные со смыслом слов жесты.

Механические жесты отвлекают внимание слушателя от содержания речи, мешают ее восприятию. Нередко они бывают результатом волнения говорящего, свидетельствуют о его неуверенности в себе.

В зависимости от назначения жесты подразделяются на ритмические, эмоциональные, указательные, изобразительные и символические.

а) Ритмические жесты

Ритмические жесты связаны с ритмикой речи. Понаблюдайте за выступающими по телевидению, посмотрите, как часто говорящий в такт речи размахивает рукой.

Ритмические жесты подчеркивают логическое ударение, замедление и ускорение речи, место пауз, то есть то, что обычно передает интонация. Произнесите, например, пословицы: Говорит, что воду цедит; Строчит, как из пулемета, сопровождая их ритмическими жестами.

Произнося первую пословицу, мы делаем несколько замедленное движение рукой в правую сторону. При этом и гласные звуки произносятся несколько растянуто. Во втором случае производим частые вертикальные движения ребром ладони правой руки, напоминающие рубку капусты.

б) Эмоциональные жесты

Речь наша часто бывает эмоциональной. Волнение радость, восторг, ненависть, огорчение, досада, недоумение, растерянность, замешательство -- все это проявляется не только в подборе слов, в интонации, но и в жестах. Жесты, передающие разнообразные оттенки чувств, называются эмоциональными. Некоторые из них закреплены в устойчивых сочетаниях, поскольку такие жесты стали общезначимыми. Например: бить себя в грудь, стукнуть кулаком по столу, хлопнуть себя по лбу, повернуться спиной, пожать плечами, развести руками, указать на дверь.

в) Указательные жесты

Скажите, можно ли выполнить приказания: «Открой то окно», «Эту книгу не бери, возьми вон ту», если они произносятся без жеста? Ответ будет один: «Нельзя!» В таких ситуациях требуется указательный жест. Им говорящий выделяет какой-то предмет из ряда однородных, показывает место -- рядом, наверху, над нами, там, подчеркивает порядок следования -- по очереди, через одного.

Указать можно взглядом, кивком головы, рукой, пальцем (указательным, большим), ногой, поворотом тела.

Некоторые указательные жесты имеют условный характер. Так, когда говорящий показывает себе на грудь -- слева, где сердце, говоря: «У него тут (жест) ничего нет», то понятно, речь идет о бессердечном, бесчувственном человеке.

Бывают случаи, когда расшифровка жеста определяется ситуацией. Вот несколько примеров:

Идет лекция. Один из слушателей, поймав взгляд другого, показывает пальцем место на руке, где носят часы. Догадались, о чем он спрашивает? Он хочет узнать, который час.

Другая ситуация. Ассистент лектора делает ему тот же знак, но жест уже равнозначен словам: «Время истекло. Пора заканчивать лекцию».

Наконец, этот же жест может означать: «Поторопись! Настало время уходить».

г) Изобразительные жесты

А теперь проведем эксперимент. Задайте тому, кто находится сейчас рядом с вами или близко от вас, вопрос: «Что такое винтовая лестница и рябь на воде?» В ответ услышите: «Это лестница вот такая (делается вращательное движение правой рукой по вертикали). А рябь... (волнообразное движение рукой по горизонтали)». Задавайте этот вопрос кому угодно и сколько угодно раз, и вы убедитесь, что почти все без жеста не могут обойтись, хотя уж и не так сложно дать словарную дефиницию (толкование): винтовая лестница -- лестница, идущая спиралью, винтообразно; рябь -- незначительное колебание водной поверхности, а также легкие волны от такого колебания. Но жест нагляднее, он как бы изображает предмет, показывает его, поэтому и отдается предпочтение жесту, который называется изобразительным.

Изобразительные жесты появляются в случаях: -- если не хватает слов, чтобы полностью передать представление;

  • -- если одних слов недостаточно по каким-либо причинам (повышенная эмоциональность говорящего не владение собой, несобранность, нервозность, неуверенность в том, что адресат все понимает);
  • -- если необходимо усилить впечатление и воздействовать на слушателя дополнительно и наглядно.

Однако, пользуясь изобразительными жестами, нужно соблюдать чувство меры: нельзя этими жестами подменять язык слов.

д) Символические жесты

Вы, несомненно, не один раз были в театре, на концерте, смотрели выступление актеров по телевидению. Вспомните, как они жестикулируют, заканчивая выступление, прощаясь с публикой. Самый частый жест -- поклоны, как символ благодарности за теплый прием, за аплодисменты. Или, стоя на авансцене, актер широко разводит руки в стороны, как бы заключая в свои объятья сидящих в зале. Используется еще такой жест: руку (руки) прижимают к груди и низко кланяются. Этот жест символизирует сердечное отношение, любовь актера к зрителям.

Другая картина. Передача КВН. Ведущий Александр Маслюков представляет судей. Один, когда называют его, встает, поворачивается к сидящим в зале, делает кивок головой; другой поднимает обе руки вверх, соединяет ладони и покачивает руками; третий кланяется; четвертый приветливо машет рукой. Такие жесты условны и называются они символическими.

Некоторые из них имеют вполне определенное значение. Например, скрещенные руки указывают на защитную реакцию. Руки, заведенные за голову, выражают превосходство. Руки в боки -- символ непокорности. Обхватить руками голову -- признак неприятности или беды.

Символический жест нередко бывает характерен для ряда типовых ситуаций. Так, существует жест предельности (категоричности) -- сабельная отмашка кистью правой руки. Он сопровождает выражения: Никогда не соглашусь; Никто не знал; Нигде вы не найдете; Это совершенно ясно; Абсолютно не об этом.

Жест интенсивности -- рука сжимается в кулак (вариант: два кулака). Он используется, когда говорят: Он очень упорный; Какая она упрямая; В нем чувствуется такая собранность, активность; Честолюбив он страшно.

Известен также жест отказа, отрицания -- отталкивающие движения рукой или двумя руками ладонями вперед. Этот жест сопровождает выражения: Нет, нет, нет! Не надо, не надо, прошу вас; Никогда, никогда туда не поеду?

Жест противопоставления, антонимичности -- кисть руки исполняет движение в воздухе «там» и «здесь»: Пришли и молодые и старые; Нечего туда -- сюда ходить; Одно окно на север, другое на юг. Годятся скамейки и большие и маленькие.

Жест разъединения, расподобления -- ладони раскрываются, «разъезжаются» в разные стороны: Это совершенно разные приемы; Это надо различать; Мы это разъединили; Они разошлись; Братья разъехались.

Жест объединения, сложения, суммы -- пальцы соединяются в щепоть или соединяются ладони рук: Они хорошо сработались; Очень они подходят друг к другу; Мы с вами умеем находить контакты; А если вместе это положить? Давайте соединим усилия; Только объединившись, можем победить.

е) Национальный характер жестов

Если изобразительный жест связан с конкретными внешними признаками) то жест-символ связан с абстракцией. Его содержание понятно только какому-то народу или определенному коллективу. Это -- приветствия, прощания, утверждения, отрицания, призыв к молчанию, предвкушение приятного.

Так, русские в знак согласия покачивают головой вперед-назад, а болгары влево-вправо. О различии между жестом прощания в России и во Франции узнаем из произведения И. С. Тургенева «Новь»:

Нежданов наклонил голову, а Силягин простился с ним на французский манер, несколько раз сряду быстро поднес руку к собственным губам и носу, и пошел далее, бойко размахивая тростью и посвистывая...

О национальном характере некоторых жестов свидетельствует такой факт. В Австралии, Новой Зеландии, Великобритании два разведенных пальца (указательный и средний) с ладонью, повернутой от себя, служат знаком победы. Но если ладонь повернуть к себе, то жест равнозначен выражению «А иди ты подальше!» Жители Европы воспринимают этот жест, независимо от того, куда обращена ладонь, как знак победы. Поэтому, если англичанин сделает оскорбительный жест, то европеец может только удивиться, не понимая, на какую победу намекают. И еще. Во многих странах Европы этот жест равнозначен цифре «2». В связи с этим возможна такая ситуация. Недовольный обслуживанием англичанин, желая выразить свой гнев, показывает бармену-европейцу два пальца с повернутой ладонью к себе -- знак оскорбительный, -- а бармен в ответ на этот жест наливает две кружки пива.

При всем разнообразии жестов, их вариативности, они проявляют устойчивость в своем воплощении. Однако бывают случаи, когда характер жеста несколько изменяется и утрачивает свою национальную окраску. Так, за последние тридцать лет жест прощания (махание кистью руки вперед-назад) заменился движением руки влево-вправо в одной плоскости с ладонью, обращенной к уходящим. Этот жест заимствован с Запада. Но дети, когда им говорят: «Помаши тете ручкой», еще старательно машут так, как махали при прощании с давних пор на Руси. Поль Сопер в книге «Основы искусства речи» выделяет еще подражательные жесты. Это жесты, которые оживляют описание. Например, лектор говорит о выступлении какого-то политического деятеля, известного ученого, художника и старается изобразить его. Другими словами, оратор перевоплощается, как актер, он изменяет и голос и манеры, стремясь наглядно представить образ того, о ком рассказывает.

Нам кажется, в таком случае следует говорить не об особом виде жестов, а об элементах актерской игры, театрализации лекции.

Высказывания могут сопровождаться не одним, а несколькими жестами. Возьмем предложение «Меня это не касается». При слове меня используется указательный жест (ладонь движется к середине груди), это сопровождается тоже указательным жестом (рука отбрасывается вперед от себя ладонью вверх) не касается -- символический жест (покачивание рукой из стороны в сторону).

Жесты, как и слова, бывают очень экспрессивными, придают речи грубоватый, фамильярный характер. Такими жестами, например, считаются: поднятый большой палец, когда остальные сжаты в кулак, как высшая оценка чего-либо; щелканье пальцем по шее с правой стороны -- «выпить бы»; кручение пальцем около виска, что означает «из ума выжил», «разума лишился».

Заканчивая разговор о жестах, подчеркнем, что каждый из них в речи должен свидетельствовать о движении мысли и чувств оратора, являться физическим выражением его творческих усилий.

Неоправданный жест, жест ради жеста не украшает речь, «вызывает смех и унижает идею». Вот почему уже в первых руководствах по красноречию давались советы, как использовать жесты. Так, в «Теории красноречия» А. Галича (1830) сказано: «Носа и губ, языка и ушей никогда нельзя употреблять без оскорбления благопристойности», «приличие запрещает грудь и брюхо выдвигать, спину кривить, плечами подергивать», «благопристойность воспрещает театральные кривлянья».

Следует учитывать, что жестикуляция обусловлена и характером говорящего. Некоторые люди от природы подвижны, эмоциональны. Естественно, лектор с таким характером не может обойтись без жестов. Другому же, хладнокровному, спокойному, сдержанному проявлении своих чувств, жесты несвойственны.

Лучшим жестом считается тот, которого не замечают, который органически сливается со словом и усиливает его воздействие на слушателей.

Жесты - полноценное средство коммуникации. С помощью жестов мы можем общаться, не зная языка, усиливать смысл сказанного, передавать чувства, когда слов не хватает. Научившись понимать язык жестов, вы начнете лучше разбираться в людях.

Язык жестов - самый древний. На нем люди изъяснялись раньше, чем научились говорить и писать, - так считают некоторые ученые.

Однако любопытно, что люди жестикулируют преимущественно тогда, когда говорят, и очень редко, когда слушают . Это говорит о том, что жесты - неотъемлемая часть речи. Попытаемся поговорить на волнующую нас тему со связанными руками - и мы тут же начнем выразительнее «жестикулировать» , помогать себе головой и телом.

Благодаря жестам мы можем понять людей разных национальностей, не зная их языка. Правда, здесь следует быть осторожными, потому что один и тот же жест в разных культурах может иметь противоположное значение . Если мы в ответ на предложение болгарина утвердительно кивнем головой, он поймет это как отказ, а если покачаем головой из стороны в сторону, решит, что мы согласны.

Жест «Ок», когда большой и указательный палец образуют кольцо, будет неприличным в , и . Обидятся и французы, поняв его как «Ты полный ноль, ничтожество».

Подняв в знак одобрения большой палец вверх в или Иране, мы жителей этих стран. Для них он будет означать то же, что и выставленный вверх средний палец в Европе.

В Австралии, Ирландии и Великобритании не стоит показывать жест в виде буквы V, означающий победу, если ладонь направлена на человека, - он поймет его, как «Иди отсюда!».

Темпераментные латиноамериканцы, итальянцы, испанцы, французы активно жестикулируют при разговоре - для них это норма. У северных народностей человека, чересчур размахивающего руками во время беседы, могут назвать невоспитанным, хотя он может быть просто сильно взволнован и возбужден. Правда, в этом случае от него хочется держаться подальше до тех пор, пока он не остынет.

«Тот, кто лжет на языке слов, выдает себя на языке жестов, на которые он не обращает внимания», - говорил немецкий философ Освальд Шпенглер.

Многие люди даже не догадываются, как много их жесты могут рассказать о них самих и об их намерениях наблюдательному человеку.

К примеру, приходит человек на - хочет работать начальником отдела продаж. И приносит с собой , где написано, какой он эффективный и . Смотрит на него рекрутер и видит, что сидит тот, поджав под себя ноги и скрестив на груди руки. «Да у него проблемы с общением!», - думает рекрутер и вежливо отказывает.

Или же подходит к нам знакомиться новый сосед. На его лице улыбка, но мы замечаем руки, сжатые в кулаки. «Э, да он не такой доброжелательный, каким хочет казаться!», - делаем мы вывод.

На наш вероятный конкурент, здороваясь, крепко жмет нашу руку. Да так, что его ладонь оказывается сверху. «Хочет доминировать, показывает, кто здесь главный», - понимаем мы.

С помощью одних жестов мы можем вызвать у людей антипатию и оттолкнуть их от себя, а с помощью других - заслужить репутацию человека интересного и , с которым можно дружить и вести дела.

Зная язык жестов, мы сами сможем лучше разбираться в людях, понимать их поступки и предугадывать их действия, ведь далеко не все из них могут контролировать свои жесты так, как речь. Слова могут говорить одно, а жесты - совсем другое.

Вышесказанное относится к жестам неосознанным, подсознательным , которыми большинство людей не управляет. И именно эти жесты могут нам многое сказать о собеседнике. (Ведь существует еще язык осознанных жестов , с помощью которых общаются люди глухонемые.)

Существуют и ритуальные жесты . Один из них - рукопожатие. Этим простым жестом можно выразить многое: тот, чья рука окажется сверху, наверняка займет в переговорах главенствующее положение, он - негласный победитель; а тот, чья рука будет внизу, уже почти проиграл.

Австралийский писатель и бизнес-тренер , автор книги «Язык телодвижений. Как читать мысли окружающих по их жестам», советует: чтобы с самого начала поставить себя в равное положение с партнером и не допустить, чтобы он доминировал, руку для рукопожатия нужно протягивать, держа ладонь вертикально. В этом случае ей легко управлять, и при необходимости ее положение можно подкорректировать. Кроме того, при рукопожатии нужно чувствовать давление руки партнера и своей рукой оказывать давление такой же силы.

Благодаря рукопожатию мы можем составить впечатление о человеке уже в первые минуты знакомства с ним.

О чем расскажут жесты

Знать, как толковать тот или иной жест, требуют от топ-менеджеров крупных компаний, а на Западе - и от менеджеров среднего звена.

  • О человеке, который во время разговора не знает, куда деть свои руки, словно они ему мешают, можно сказать, что он стесняется, нервничает, чувствует себя неловко.
  • Рассматривает свои прыщи и царапинки - занят своими мыслями, ушел в себя.
  • Дергает себя за ухо или кончик носа, крутит кончик усов или волос - настроен скептично, сомневается.
  • Почесывает грудь и живот - весьма самоуверен.
  • Качает или трясет ногой, постукивает рукой по столу, играет пальцами, крутит в руках разные предметы, щелкает суставами - нетерпелив, не может сосредоточиться или ему скучно.
  • Тому, кто довольно-таки часто трет виски, лоб, потягивается, вытягивает ноги и руки, не хватает жизненной энергии. Он пассивен и мечтателен.
  • Грызет ручку? Находится в состоянии внутреннего конфликта, чего-то опасается.
  • Руки сцеплены за спиной, подбородок устремлен вверх? Перед нами человек, привыкший командовать, авторитарный.
  • Руки сжаты в кулаки? Настроен агрессивно, но себя сдерживает.
  • Поставил локти на стол, а переплетенными пальцами или кулаками прикрыл рот? «Закрылся» от окружающих.

Алана Пиза, написавшего «Язык телодвижений», называют «мистер язык тела». Он знает все о том, как разгадать мысли и чувства людей по их жестам. Он же рассказывает, «Как научиться говорить на языке телодвижений» и даже как его подделать и «сказать неправду, не раскрыв себя».

Опытные ораторы пользуются этими приемами и с помощью жестов располагают к себе слушателей, вызывая у них те или иные эмоции.

Итак, жесты должны быть мягкими, «округлыми». Движения рук - симметричными, широта жестов обеих рук - примерно одинаковой . Ошибка - жестикулировать одной рукой, когда вторая засунута в карман или висит вдоль туловища. Широкий жест покажет, что оратор - человек, уверенный в себе. Зажатый - что он стеснительный и закомплексованный.

Однако и здесь нужна мера. Излишне широкие и активные жесты у ораторов, которые возбуждены и плохо владеют собой. К широким жестам уместно прибегать перед большой аудиторией. В маленькой компании активная жестикуляция будет выглядеть как нелепое размахивание руками. Впрочем, в странах, где живут люди с горячим темпераментом, этим никого не удивишь.

Потренироваться симметричным жестам, когда обе руки одинаково активны, можно с помощью упражнения «левша». Из названия понятно, что мы должны представить себя левшой, и всю работу, которую раньше выполняла правая рука, теперь будет делать левая. Это упражнение полезно и для образования новых нейронных связей. Главное, не лениться, и тогда вскоре мы сможем левой рукой управлять даже компьютерной мышкой.

Жесты должны быть открытыми - ладони развернуты в сторону слушателей. Ошибка - держать их тыльной стороной к ним или прятать руки за спину, в карманы. Закрытые жесты с давних времен на уровне подсознания воспринимаются как опасность: кто знает, что там в руках - может, камень. Открытый жест показывает - мне скрывать нечего, вот я тут, перед вами, весь как на ладони.

Упражнения для тренировки жестов

Сделать свои жесты понятными, яркими и образными помогут следующие упражнения.

1. Отгадай слово

Здесь нужна компания как минимум из трех-четырех человек. Один человек придумывает слово (или фразу - например, пословицу) и «показывает» его с помощью жестов. Остальные должны угадать, что это за слово;

2. Зеркало - подражаем опытному оратору

В интернете, на том же можно найти множество выступлений ораторов с выразительной жестикуляцией. Например, того же , или , или . Смотрим запись и «обезьянничаем» - копируем мимику и жесты нашей модели. Этому упражнению советуют уделять не менее получаса в день;

3. Мягкие жесты

Сначала разминаем запястья каждой руки, трясем ими, расслабляем, а затем выписываем кистями рук восьмерки и делаем волны;

4. Поглаживающие движения

Касаемся всех предметов мягко, ласково, словно берем в руки не чайник, и не книгу, и не чашку, а маленького хрупкого котенка;

«Оратор, не знающий, что делать с руками, должен заткнуть себе ими рот», - «Пшекруй».

Может быть, проще отказаться от жестов вообще, если так сложно жестикулировать правильно? Но тогда нужно быть готовым к тому, что большую часть нашего выступления, к которому мы старательно готовились, слушатели не запомнят. Без подкрепляющей жестикуляции они усвоят процентов 40, а с ней - все 80.

Вряд ли и мы произведем на них впечатление. И нам не суждено будет стать оратором, собирающим полные залы. «Если вы думаете, что это будет легко, просто забудьте об этом. И никогда даже не пытайтесь стать успешными», - говорит мотивационный оратор Эрик Томас. - «Когда вы хотите преуспеть так же, как дышать, тогда вы преуспеете».

Чтобы отлично смотреться на сцене и производить хорошее впечатление на аудиторию, вам понадобятся эти 9 навыков. Их можно приобрести, тренируясь самостоятельно или окончив курсы ораторского мастерства .

  1. Оратор-мастер следит за выражением лица

Оно не менее важно, чем движения и жесты. Мимика и взгляд помогают донести немалую часть информации.

Кристен Стюарт – известная актриса, чье невыразительное лицо стало предметом насмешек.

Не берите с нее пример.

2. Оратор-мастер не двигается непрерывно

  1. Оратор-мастер использует для жестикуляции все пространство вокруг себя

Жестикуляция в публичном выступлении должна включать как широкие движения, так и мелкие. Но многие ораторы скованы. Они двигают руками только перед собой и, может быть, отводят их в стороны. Но есть немало ситуаций, когда нужно использовать все пространство.

Например, вы презентуете аудитории экстремальные туры и рассказываете о прогулке на лодках по реке с крокодилами.

Тогда вы можете опустить руку и провести ею над полом, изображая воду, или поднять руки и провести вверх-вниз, изображая нависающие ветки деревьев. Вы можете оглядываться, показывая, что в джунглях позади слышен какой-то шорох. Это и есть использование всего пространства вокруг себя.

  1. Оратор-мастер разнообразит свои жесты

На курсах ораторского мастерства учат правильно жестикулировать. Но не используйте постоянно один и тот же жест, даже если он правильный. Эта привычка будет бросаться в глаза и отвлекать аудиторию от ваших слов.

  1. Оратор-мастер следит за положением рук

Это касается тех минут, когда вы не делаете никаких жестов. Удобное для вас положение рук может со стороны смотреться нелепо. Посмотрите видео со своим выступлением, чтобы увидеть, куда вы деваете руки, когда не жестикулируете.

У Ангелы Меркель привычка сцеплять руки на животе.

Поза стала объектом шуток. «Клей «Момент» – это не игрушка!» – гласит одна из них.

  1. Оратор-мастер жестикулирует раскрытой ладонью

У многих ораторов есть привычка подчеркивать все важное, размахивая указательным пальцем. Барак Обама , хоть и прекрасный оратор, иногда злоупотребляет этим.

Это подсознательно воспринимается как угроза. Лучше жестикулировать открытой ладонью, вот так:

  1. Больше аудитория – шире жест

Если вы выступаете перед тысячами людей на какой-нибудь церемонии открытия, вам понадобятся очень широкие жесты. Аккуратные движения руками, как на небольшом совещании, не подойдут. Их просто не разглядят. Чем больше людей перед вами, тем шире должны быть жесты.

Кроме того, соизмеряйте свою энергию с энергией аудитории. Если вы выступаете перед группой усталых или пассивных людей, не начинайте сразу говорить громко и энергично. Это их отпугнет. Постепенно расшевелите их, набирая обороты.

  1. Оратор-мастер улыбчив

Улыбку замечают сразу. Благодаря ей вы произведете хорошее впечатление, еще не начав говорить. Не забывайте о ней.

Всегда помните об этих навыках, проводите ли вы совещание или выступаете с речью перед компанией друзей. А курсы ораторского мастерства помогут отточить любой из них. Удачи!

  • Сергей Савенков

    какой то “куцый” обзор… как будто спешили куда то