«Я обижался на него всегда». Антон Табаков — об отце. "Хорошо, что в Табакове есть частичка мордвина…" Олег Табаков. Лучшие роли

В начале 90-х годов прошлого века Олег Табаков привёз в Америку два спектакля: "Учитель русского" и "Матросская тишина". Первую пьесу написал Александр Буравский, а вторую - Александр Галич.

"Матросская тишина" (другое название "Моя большая земля") была запрещена в СССР с 1957 года из-за еврейских персонажей и из-за "неверно расставленных политических акцентов". В пьесе показана жизнь отца и сына, начиная с 1929 года в местечке Тульчин и до 1937 года в Москве.

"Учитель русского" - аллегорическая история, происходящая в приморской больнице, глава которой сдаёт больничные койки отпускникам. По жанру это чёрная комедия. Главную роль в спектакле играла Мария Владимировна Миронова, артистка эстрады, мать артиста театра и кино Андрея Миронова. Люди старшего поколения помнят её эстрадные выступления в дуэте с мужем-партнёром Александром Менакером, помнят её фразы из скетчей, например: "Ах, боже мой, боже мой, как я его любила». В 1982 году она потеряла мужа, а через пять лет сына и впала в глубокую депрессию, из которой её пытались вывести друзья и, в первую очередь, Олег Табаков, занимавший её в спектаклях, вывозивший на гастроли. Мы встретились с Марией Владимировной и Олегом Павловичем в Америке, в Нью-Йорке.

Олег Павлович, как вам пришла идея пригласить в театр Марию Миронову?

За этим стоит не столько режиссёрская задумка, сколько простые человеческие чувства. У меня давно умерла мама. И, с одной стороны, у меня есть какая-то слабость к пожилым женщинам, хотя Марию Владимировну пожилой не назовёшь... А с другой стороны, её сын Андрей Миронов был моим соседом по дому. Мы жили рядом, наверное, лет десять. Ну и, кроме всего, она очень талантливый и мало реализованный человек, несмотря на то, что прожила долгую жизнь. А я, знаете ли, больно реагирую на то, что актёры наши уходят, не сделав и третьей части того, что могли бы сделать. Всё вместе взятое и было причиной.

Мария Владимировна Миронова была немногословна:

Если бы не Олег Павлович Табаков, который меня, можно сказать, достал из пепла, я бы с искусством, конечно, покончила. После смерти сына я не думала, что вернусь на сцену.

У каждого человека, а тем более человека искусства, бывают разные, порой противоположные периоды, когда последующий как бы отрицает предыдущий. Олег Табаков сегодняшний совсем иной по своему мировоззрению, чем Табаков времён "Современника", или времён Перестройки, или 90-х годов. Хотя как актёр он великолепен во все свои периоды. Но вернёмся в 90-е, к нашей встрече в Нью-Йорке.

Американские зрители к нам чрезвычайно добры, - рассказывает Табаков. - Они хлопают, когда им спектакль нравится, а когда не нравится, они... уходят. Смотрят довольно внимательно. Их легко рассмешить и легко расстрогать. Они не стесняются своих чувств. Открытый народ.

Вам в Нью-Йорке было спокойно или тревожно?

Было спокойно до момента, когда я не прошёлся вечером по Центральному парку, куда отправился из отеля "Плаза" подышать свежим воздухом. Иду по дорожке один. Оглянулся и увидел шедшего позади темнокожего парня выше меня раза в полтора. Я чуть прибавил шаг, и тут появился другой темнокожий впереди меня. Я подумал: "Тот, сзади, в довольно выгодной для него боевой позиции". И тогда, впервые за то время, что я здесь, мне стало до противного не по себе. Наверное, в Нью-Йорке я бы жить не смог. Зато в университетских кампусах я чувствую себя превосходно, говорю это "со всей большевистской прямотой".

Студенческая атмосфера - это по мне. Если говорить о том, что мне нравится в Америке, так это отношение старых американцев к внукам, с которыми они с удвольствием возятся. Здесь я, как дед, тоскующий по своей внучке, становлюсь сентиментальным. И ещё нравится состояние скоростных дорог.

Видно, за что люди платят налоги. Когда я преподавал в Нью-Йоркском университете, газета "Нью-Йорк Таймс" льстивую статью обо мне напечатала. А на следующее утро пришёл актёр Дастин Хофман и просидел у меня целый урок. И задавал вопросы. Потом пришёл другой актёр Мюррей Абрахам, который Сальери сыграл у Милоша Формана. И вот эта пытливость, эта вера в то, что ты можешь научиться ещё чему-то, что приехавший издалека, может быть, знает то, чего не знаю я, - это тронуло меня необыкновенно. Вот ещё один пример американского психического здоровья.

Кроме профессиональных встреч, какие ещё вам запомнились?

Мы, как я уже говорил, жили здесь, в Нью-Йорке, в отеле "Плаза", что напротив южного входа в Центральный парк. Собрались выйти в город. Ждём на улице такси. Подъезжает машина, выходит оттуда водитель и по-русски восклицает:"Олег? Ты уже здесь?! Так давай я тебя повезу куда надо!" Оказалось, он из Одессы и когда-то снимался со мной в массовке. Я даже не помню, как его звали. Он потом, спустя минут пять, всё ещё объяснял кому-то: "Это Олег! Что, вы не знаете Олега?! Да он мне как брат!" Здесь ко мне часто подходят, трогают за рукав...

Ну, понятно, нам дорого то, что мы любили в молодости: те кинофильмы, те актёры. Встреча с носителями того прошлого всегда приятна. Эмигранты, бежавшие из нашей страны, наверно, с горечью вспоминают свою родину. Кто с болью, кто даже с ненавистью, но к русской литературе, к театру, к языку всё же тянутся. Я всегда понимал, что от хорошей жизни люди не бегут. Бежали, потому что у нас им было плохо. Среди моих знакомых, давно живущих в Америке, многие ассимилировались и, наверное, счастливы, потому что условия жизни здесь лучше, детям лучше и старикам. Тот массовый исход, который продолжается с середины 70-х годов, - это большая беда для моей страны. Для меня, во всяком случае. Но сам я вряд ли уеду.

После, мягко говоря, нелицеприятных высказываний знаменитого артиста и режиссёра в адрес украинской культуры , некоторые горячие головы записали обладателя голоса кота Матроскина в антисемиты

Лилиана БЛУШТЕЙН, собственный корреспондент журнала "ИсраГео" во Франции

Иллюстрация: Олег Табаков в роли Вальтера Шелленберга в фильме "Семнадцать мгновений весны"

Вот чего нет — того нет, в юдофобии Олег Павлович никогда замечен не был. Во всяком случае, публично. А за свой выпад в адрес украинцев извинился, напомнив, что и сам на четверть представитель этого славянского народа, и уведомив, что его слова вырваны из контекста. Он покаянно заявил:

"А если Украина в сердце, то, вырывая её оттуда, ты вырываешь и сердце! Я Украину матку-неньку ридну – люблю! Мать надо любить, остальное – от лукавого".

Аудизапись, правда, весьма красноречива. Но оставим разборки между его русской, польской, мордовской и украинской составляющими. Нам, как евреям, гораздо важнее узнать отношение столь популярного и резкого в заявлениях человека к еврейскому вопросу. Это стало интересно и его коллеге Нахиму Шифрину, который привел у себя в статусе в сетях Facebook, Twitter и ВКонтакте цитату из книги Олега Табакова "Моя настоящая жизнь":

"Много страшных историй рассказывал брат мамы, дядя Толя, удивительный человек, настоящий русский интеллигент. В детстве, в революционные годы, дядя Толя жил на Украине. Одесская губерния попадала в черту оседлости, и еврейский вопрос был там актуален всегда. А уж после революции Петлюра, Махно, «ангелы», «архангелы» и прочие банды стреляли евреев без разбору. Для них «жид» был синонимом коммуниста. Власть менялась чуть ли не ежедневно. Дед, Андрей Францевич, прятал у себя еврейских детей и стариков. Дяде Толе тогда было двенадцать лет, и он хорошо помнил, как седой как лунь еврейский старик с пейсами, спасаясь от бандитов, с ходу сиганул через забор высотой в полтора метра. Моя обостренная детская фантазия дорисовала картину, сделав ее физически реальной: будто я сам увидел прыгающего от страха через забор сгорбленного старика. Быть может, с тех пор и живет во мне мой принципиальный анти-антисемитизм".

Итак, насчёт юдофобии вроде бы всё ясно. Что же касается моральных качеств Табакова, его некрасивого поведения в отношении Владимира Этуша в истории с Домом актёра, доносов на Иннокентия Смоктуновского (о которых вспоминал сын артиста Филипп) и прочего — эта тема меня сегодня не особо волнует. Как артиста я Табакова продолжаю любить. А вот как человека… Промолчу. Уж лучше буду любить в нём кота Матроскина.

Состояние 82-летнего Табакова ухудшилось в конце ноября 2017 года, когда его госпитализировали в отделение реанимации Городской клинической больницы имени Пирогова (Москва). Точный диагноз актера при этом остался невыясненным. По неподтвержденной информации канала РЕН ТВ, у Табакова диагностировали сепсис - заражение крови возбудителями инфекции.

Олег Табаков родился 17 августа 1935 года в Саратове в семье врачей. В его родословной - кровь четырех национальностей: русская, мордовская, украинская и польская.

Театр вошел в жизнь Табакова случайно. Когда ему было 13 лет, отец ушел из семьи. Олег остался без присмотра и стал проводить время среди местной шпаны. Тогда мать отвела его за руку в драматическую студию при городском дворце пионеров.

Как признавался адвокат Генри Резник, который занимался в студии вместе с Табаковым, тот уже тогда считался местной знаменитостью. После окончания 10-го класса будущий актер уехал в Москву и держал экзамены сразу в два творческих вуза: ГИТИС и Школу-студию МХАТ. Он поступил в оба заведения, но выбрал школу-студию, которую окончил в 1957 году.

Первоначально его распределили в драматический театр Станиславского. Но вскоре Табаков вместе с Олегом Ефремовым, Игорем Квашой, Галиной Волчек и другими молодыми актерами организовал студию молодых актеров при МХАТе. После третьей премьеры актеры-«старики» обвинили молодежь в попрании традиций и отправили молодой коллектив в свободное плавание. Вскоре бывшая студия стала театром «Современник» - одним из самых популярных в Москве.

В 1960-е годы Табаков работал в буквальном смысле на пределе сил: много играл как в «Современнике», так и в кино. В итоге в 1965 году (в 30 лет!) у него случился инфаркт. Врачи подумывали и вовсе запретить ему выходить на сцену. Но уже через два месяца Табаков сыграл Адуева-младшего в «Обыкновенной истории» Гончарова, теряя каждый вечер по полтора килограмма веса.

В 1970 году лидер «Современника» Олег Ефремов перешел во МХАТ. Поэтому Табаков, не оставляя кино- и театральную карьеру, стал директором театра. В эти годы он закрепил свой статус всесоюзной звезды, снявшись в фильмах «Семнадцать мгновений весны» (1973, роль начальника разведки генерала Шелленберга), «Неоконченная пьеса для механического пианино» (1977, роль Павла Петровича Щербука), «Несколько дней из жизни И.И. Обломова» (1979, роль Илья Ильича Обломова).

В середине 1970-х годов Табаков занялся педагогикой. Он набрал в ГИТИСе свой курс, на базе которого зимой 1979 года появилась студия Олега Табакова - будущий театр «Табакерка», который Олег Павлович возглавлял до последних дней.

В те годы Табаков мало снимался в кино, зато перезапустил свою актерскую карьеру. В 1983-м он перешел во МХАТ, где сразу стал играть классические роли: Сальери («Амадей»), Сорин («Чайка»), Фамусов («Горе от ума»). Одновременно Табаков озвучил роль кота Матроскина в мультфильме о деревне Простоквашино. Обаятельный кот сделал актера любимцем всех советских детей.

В то время изменился семейный статус актера. Еще в 1960-м Табаков женился на студентке Щепкинского училища Людмиле Крыловой. В их браке родились сын Антон и дочь Александра. Но в начале 1980-х начался роман Олега Павловича с его студенткой Мариной Зудиной. Их отношения продолжались более десяти лет, пока Табаков не ушел из семьи и в 1994 году не женился на Зудиной. В браке у них родились сын Павел и дочь Мария.

Что касается актерской карьеры Табакова, то в 1987 году МХАТ раскололся на два коллектива: МХАТ имени Чехова, который возглавил Ефремов, и МХАТ имени Горького во главе с Татьяной Дорониной. Табаков остался вместе с Ефремовым. В 2000 году его друг и старший товарищ скончался, после чего Олег Павлович возглавил коллектив и проявил себя как один из лучших российских театральных менеджеров. Под его руководством МХТ имени Чехова (в названии исчезло упоминание об академическом статусе) сделался одной из ведущих театральных площадок Москвы, открытой для режиссеров-новаторов.

Место рождения: Саратов, Россия
Дата рождения: 1935-08-17
Рост (в метрах): не определен
Национальность: Русский
Биография:

ТАБАКОВ Олег Павлович
Народный артист СССР. Киноактёр. Художественный руководитель МХАТ им.А. П. Чехова.
Основатель, художественный руководитель Театра под руководством Олега Табакова. Член Совета по культуре при Президенте РФ.

Родился 17 августа 1935 года в г. Саратове в семье врачей - Павла Кондратьевича Табакова и Марии Андреевны Березовской, прекрасно образованных русских интеллигентов.

Ранее детство провёл с любящими родителями и бабушками. Его семья познала все тяготы войны: отец ушёл на фронт, возглавивив военно-санитарный поезд № 87, мать, чтобы прокормить детей, работала в эльтонском военном госпитале. После войны родители расстались.

Олег Табаков учился в мужской средней школе № 18 города Саратова. Решающее влияние на выбор профессии оказали занятия (1950-1953) в театральном кружке «Молодая гвардия» Саратовского дворца пионеров и школьников, руководимом уникальным педагогом театрального мастерства Натальей Иосифовной Сухостав, ставшей «крёстной матерью» в профессии для ста шестидесяти актёров.

В 1953 году Олег Табаков поступил в Школу-студию МХАТ, на курс Василия Осиповича Топоркова. Был одним из лучших студентов. Учась на третьем курсе, сыграл свою первую роль в кино в фильме «Саша вступает в жизнь» режиссёра Михаила Швейцера.

В 1957 году под крышей Школы-студии МХАТ О. Н. Ефремов создал Студию молодых актёров, преобразовавшуюся впоследствии в театр «Современник». Ефремов оказал большое влияние на окончательное профессиональное становление Табакова. По словам Табакова, Современник стал одновременно и «…подтверждением величия Московского Художественного театра, его методологии, учения Станиславского и Немировича-Данченко о живом актёре, живой жизни человеческого духа, воспроизводимой на сцене сегодня, здесь, сейчас», и «новым организмом, по сути дела взрывающим МХАТ изнутри… Вполне закономерно, что МХАТ не принял и не вобрал в себя Студию молодых актёров, что, может быть, было одной из трагических ошибок этого театра…» «Современник» стал самостоятельной единицей, а Олег Табаков - самым молодым из шести основателей нового театра. Роль студента Миши в спектакле «Вечно живые» стала его первой работой в театре. С 1957 по 1983 год Олег Табаков являлся ведущим артистом «Современника». Его роли в спектаклях «Голый король», «Три желания», «Всегда в продаже», «Обыкновенная история» снискали невероятный успех. Одновременно с этим Табаков - один из наиболеее востребованных и известных артистов отечественного кинематографа. Много работал на радио. В 1968 году, по приглашению театра «Чиногерны клуб», Олег Табаков сыграл в Праге свою самую любимую роль - Хлестакова в спектакле «Ревизор». Оглушительный успех за границей окончательно утвердил «звёздный» статус тридцатитрёхлетнего артиста среди театральных мастеров международного класса. Абсолютно естественным для Табакова является стремление «…постоянно осваивать новые высоты в профессии,… что привело меня к делу, казалось, совершенно неожиданному…» В 1968 году Табаков поставил дипломный спектакль «Женитьба» в молодёжной студии, набранной «Современником». Первый опыт преподавательской деятельности послужил основой для будущего.

В 1970 году, после назначения О. Н. Ефремова художественным руководителем МХАТ, Табаков принимает решение стать директором театра, и одновременно с этим способствует утверждению Г. Б. Волчек на должность главного режиссёра театра «Современник». Директорство Табакова продолжалось шесть лет, и принесло театру немало пользы.

В 1973 году Олег Табаков, преуспевающий и максимально загруженный человек, принимает неожиданное решение - взять на себя ещё одну ношу: обучать молодых актёрскому ремеслу. Собрав команду единомышленников-волонтёров (куда входили В. Фокин, А. Дрознин, К. Райкин, А. Леонтьев, И. Райхельгауз, В. Поглазов, С. Сазонтьев), Табаков устроил беспрецедентную акцию: объявив набор в драмкружок, прослушал три с половиной тысячи претендентов-старшеклассников, и отобрал всего 49 человек. В этом «драмкружке», располагавшемся во Дврце пионеров им. Крупской, дети обучались по вузовской программе: им преподавались история мирового искусства, история русского театра, сценическое движение и пластика. В 1976 году Олег Табаков на базе ГИТИСа набрал курс из двадцати шести студентов, основой которого стали те, кого он привёл из своего «драмкружка»: Н. Лебедева, И. Нефёдов, Л. Кузнецова, М. Овчинникова, В. Никитин, А. Якубов, О. Топилина и К. Панченко. Среди пришедших поступать учиться у Табакову «самотёком» была Елена Майорова. Открылась новая страница в жизни Табакова - профессиональное преподавание. Своему первому курсу Табаков отдал максимум. Программа обучения сильно отличалась от существовавшей в институте театрального искусства. Табаковским «первенцам» достались и чтение «запрещённой» литературы, и встречи с Высоцким, Окуджавой, Шверубовичем, и другими знаковыми фигурами того времени. Мастер всегда был щедр к ученикам, посвящая занятиям всё своё свободное время.

В 1977 году, с помощью начальника Бауманского РСУ Ю. Л. Гольцмана, Табакову удалось получить бывший угольный склад на Чаплыгина, 1а. Собственными руками мастер и его курс очистили и отремонтировали заброшенное помещение, со временем превратившееся в знаменитый подвал «Табакерка».

В 1978 году состоялась премьера «подвала» - спектакль «С весной я вернусь к тебе» по пьесе А. Казанцева. Затем были «Две стрелы», «Прощай, Маугли!», «Белоснежка и семь гномов», «Страсти по Варваре». Студенты Табакова обучались мастерству, ежедневно участвуя в спектаклях. Вскоре «подвал» стал известен не только в Москве. С 1979 года о студии стали писать лучшие журналисты и критики того времени - А. Аджубей, Е. Сурков, А. Свободин, И. Соловьёва. После успешнейших гастролей студии в Венгрии стало очевидно, что на свет появился новый Театр. Однако официального статуса театру не дали. Запретом В. В. Гришина, первого секретаря МГК партии, была разрушена новая, чрезвычайно жизнеспособная и талантливая актёрская генерация, созданная и воспитанная Олегом Табаковым. «Современник», куда Табаков обратился с просьбой принять в труппу своих выпускников с уже сформированным и обкатанным репертуаром, отверг его предложение. «Современник» повторил ошибку МХАТ, отказавшего когда-то Студии молодых актёров. Шанс на обновление устоявшегося театра вновь был упущен.

С 1980 по 1982 год выпускники Табакова, вынужденные разойтись по разным театрам, продолжали собираться в «Табакерке» по ночам, репетировать и даже выпускали премьеры. В те годы вышли «Записки сумасшедшего», «Жак-фаталист», «Случай в зоопарке». Последней попыткой восстановить прежнюю жизнь подвала стал спектакль «Пролетарская мельница счастья», сорванный однажды из-за неявки неотпущенной с «основного места работы» актрисы. Жизнь подвала замерла.

В самое тяжёлое для себя время, в период «запрета на профессию», Табаков продолжал работать, читая лекции студентам Хельсинкской театральной академии. Поставил с финнами дипломный спектакль «Две стрелы».

1982 год - Табаков набирает новый актёрский курс, который через несколько лет станет основой труппы нового театра.

С 1976 по 1983 год Табаков оставался в «Современнике» на «разовых» ролях, и в 1983 году принял решение о переходе во МХАТ по приглашению О. Н. Ефремова. Первой ролью Табакова стал Сальери в пьесе П. Шеффера «Амадей». По сей день это один из наиболее посещаемых спектаклей театра.

1986 год - первый зам. министра культуры подписал приказ о создании трёх московских театров-студий, одним из которых был театр-студия под руководством Олега Табакова.

1 марта 1987 год - завершена реконструкция подвала на ул. Чаплынина, 1а. Табаков ставит спектакли в подвале, играет сам и воспитывает актёров, совмещая всё с необыкновенной лёгкостью. Характеризуя своё детище, Табаков называет «Табакерку» «нормальным, русским, традиционным, реалистическим психологическим театром». Реалистическим не в том смысле, что он чурается, к примеру, театра абсурда или того, что сам Табаков называет «театром правдоподобия невероятного» - Гоголя, Гофмана, Салтыкова-Щедрина. «…Наоборот, наш театр вбирает всё и от этого становится и более мощным, и более маневренным, и более полнокровным по звучанию. Театр интересен, когда он не просто тиражирует жизнеподобие, а когда пытается осуществлять езду в незнаемое…»

«Табакерка» создана Табаковым по всем правилам русского театра-семьи со своими законами и расстановкой сил, где есть мудрый «отец» и где происходит постоянное обновление, приток новых, талантливейших сил. Лучшие ученики Табакова выходят на профессиональную сцену, являясь студентами второго и даже первого курса Школы-студии МХАТ. Это - «стабильная и оправдывающая себя практика» обучения мастерству и достижения внутренней свободы, необходимой профессиональному актёру. В 1985 году Олег Табаков по просьбе Ефремова стал ректором Школы-студии МХАТ. Ему удалось сохранить традиции Студии, основанной Вл. И. Немировичем-Данченко. Уровень обучения всем предметам в Школе-студии остаётся высоким, университетским. Профессиональный отбор - чрезвычайно жёстким и однозначным. Слава Школы-студии МХАТ давно преодолела границы. Студенты со всего мира приезжают в Москву, познавать тайны ремесла. В 1990 году в Бостонском университете (США) Табаков основал “Russian-American Performing Arts Center” - «Школу Станиславского», как называют её американцы, где преподают многие преподаватели Школы-студии (Олег Табаков занимается с американскими студентами во время собственного отпуска).

1987 год - драматический раздел МХАТ на две группы. Табаков последовал за О. Н. Ефремовым во МХАТ им.А. П. Чехова. С 2001 года Олег Табаков параллельно совмещает следующее:

Художественное руководство, режиссура, участие в спектаклях «Театра-студии под руководством Олега Табакова»;
Работу во МХАТ им.А. П. Чехова в качестве актёра;
Обучение студентов и режиссура за границей;
Продюсирование;
Съёмки в кинофильмах.

2001 год - Олег Павлович Табаков назначен художественным руководителем МХТ имени А. П. Чехова, и теперь совмещает это с художественным руководством Московским Театром п/р О. Табакова.

С 2002 года Олег Павлович Табаков был удостоен следующих наград:

Премия Президента Российской Федерации в области литературы и искусства;
Премия газеты «Московский Комсомолец» по итогам 2002-2003 гг. («Лучший дуэт» - спектакль МХТ имени А. П. Чехова «Копенгаген»);
Премия читателей газеты «Аргументы и факты» «Национальная гордость России»;
Премия «Чайка» в номинации «Сердце ангела» за продюсерские успехи;
Премия газеты «Московский Комсомолец» (роль Серебрякова в спектакле «Дядя Ваня»);
Премия газеты «Московский Комсомолец» (сезон 2 004-20-05 гг.) в номинации «Человек года»;
Премия «Чайка» в номинации «Патриарх».

Советский и российский актер, народный артист СССР Олег Табаков скончался в возрасте 82 лет, об этом сообщил телеканал РЕН-ТВ , информацию подтвердили в пресс-службе театра Табакова.

Состояние 82-летнего Табакова ухудшилось в конце ноября 2017 года, когда его госпитализировали в отделение реанимации городской клинической больницы имени Пирогова (Москва). Точный диагноз актера при этом остался невыясненным. По неподтвержденной информации канала РЕН ТВ, у Табакова диагностировали сепсис — заражение крови возбудителями инфекции.

Похоронят артиста 15 марта на Новодевичьем кладбище в Москве. Как стало известно Федеральному агентству новостей , отпевание пройдет ранее в тот же день в Софийском соборе.

В 9.00 состоится прощание с артистом в МХТ им. Чехова. Панихида начнется в 11.00 в Софийском соборе напротив Кремля, где служит духовник Табакова.

Олег Табаков родился 17 августа 1935 года в Саратове в семье врачей. В его родословной намешаны крови четырех национальностей: русская, мордовская, украинская и польская.

Театр вошел в жизнь Табакова во многом случайно. Когда ему было 13 лет, отец ушел из семьи. Олег остался без присмотра и стал проводить время среди местной шпаны. Тогда мать отвела его за руку в драматическую студию при городском Дворце пионеров. Впрочем, мальчик и раньше любил театральные постановки, поэтому не стал сопротивляться.


Олег Табаков в фильме «Несколько дней из жизни И.И. Обломова». Фото: скриншот видео

Как признавался адвокат Генри Резник, который занимался в студии вместе с Табаковым, тот уже тогда считался местной знаменитостью. После окончания 10 класса будущий актер уехал в Москву и держал экзамены сразу в два творческих вуза: ГИТИС и Школу-студию МХАТ. Он поступил в оба заведения, но выбрал школу-студию, которую окончил в 1957 году.

Первоначально его распределили в драматический театр Станиславского. Но вскоре Табаков вместе с Олегом Ефремовым, Игорем Квашой, Галиной Волчек и другими молодыми актерами организовал студию молодых актеров при МХАТ. После третьей премьеры актеры-«старики» обвинили молодежь в попрании традиций и отправили молодой коллектив в свободное плавание. Вскоре бывшая студия стала театром «Современник» — одним из самых популярных в Москве.

В 1960-е годы Табаков работал в буквальном смысле на пределе сил: много играл как в «Современнике», так и в кино. В итоге в 1965 году (в 30 лет!) у него случился инфаркт. Врачи подумывали и вовсе запретить ему выходить на сцену. Но уже через два месяца Табаков сыграл Адуева-младшего в «Обыкновенной истории» Гончарова, теряя каждый вечер по полтора килограмма веса.

В 1970 году лидер «Современника» Олег Ефремов перешел во МХАТ. Поэтому Табаков, не оставляя кино- и театральную карьеру, стал директором театра. В эти годы он закрепил свой статус всесоюзной звезды, снявшись в фильмах «Семнадцать мгновений весны» (1973, роль начальника разведки генерала Шелленберга), «Неоконченная пьеса для механического пианино» (1977, роль Павла Петровича Щербука), «Несколько дней из жизни И.И. Обломова» (1979, роль Ильи Ильича Обломова).


В середине 1970-х годов Табаков занялся педагогикой. Он набрал в ГИТИСе свой курс, на базе которого зимой 1979 года появилась студия Олега Табакова — будущий театр «Табакерка», который Олег Павлович возглавлял до последних дней.

В те годы Табаков мало снимался в кино (чаще — в эпизодах), зато перезапустил свою актерскую карьеру: в 1983-м он перешел в МХАТ, где сразу стал играть классические роли: Сальери («Амадей»), Сорин («Чайка»), Фамусов («Горе от ума»). Одновременно Табаков озвучил роль кота Матроскина в мультфильме о деревне Простоквашино. Обаятельный кот сделал актера любимцем всех советских детей.

В то время изменился семейный статус актера. Еще в 1960-м Табаков женился на студентке Щепкинского училища Людмиле Крыловой. В их браке родились сын Антон и дочь Александра. Но в начале 1980-х начался роман Олега Павловича с его студенткой Мариной Зудиной. Их отношения продолжались более десяти лет, пока Табаков не ушел из семьи и в 1994 году не женился на Зудиной. В браке у них родились сын Павел и дочь Мария.


Олег Табаков и Алиса Фрейндлих в фильме «Д"Артаньян и три мушкетера». Фото: скриншот видео

Что касается актерской карьеры Табакова, то в 1987 году МХАТ раскололся на два коллектива: МХАТ имени Чехова, который возглавил Ефремов, и МХАТ имени Горького во главе с Татьяной Дорониной. Табаков остался вместе с Ефремовым. В 2000 году его друг и старший товарищ скончался, после чего Олег Павлович возглавил коллектив и проявил себя как один из лучших российских театральных менеджеров. Под его руководством МХТ имени Чехова (в названии исчезло упоминание об академическом статусе) сделался одной из ведущих театральных площадок Москвы, открытой для режиссеров-новаторов.

  • Сергей Савенков

    какой то “куцый” обзор… как будто спешили куда то