Уродливая герцогиня лондонская национальная галерея. Уродливая герцогиня квентин массейс. Карикатура как новая форма искусства

Леонардо да Винчи , живой символ Ренессанса, долгое время искал математическое выражение идеальных пропорций человеческого тела. Всему миру известен «Витрувианский человек», изображение, созданное итальянским мэтром в качестве иллюстрации для книги о трудах античного архитектора Витрувия.

Леонардо, впрочем, интересовался не только идеальными пропорциями. Среди ранних его творений хватает изображений удивительно некрасивых, уродливых, пугающих людей .

Самой популярной из созданных да Винчи карикатур стал рисунок с морщинистой старухой в удивительно не подходящем ее возрасту наряде. Позднее фламандский художник Квентин Массейс превратил творение рук знаменитого итальянца в полноценную картину. Полотно, получившее название «Уродливая герцогиня », сейчас хранится в Лондонской национальной галерее.

Героиня картины Массейса показана преувеличенно гротескной, живым отступлением от всех тогдашних норм красоты, эдаким антиподом идеала. Долгие столетия считалось, что прообразом «Уродливой герцогини» была реально существовавшая женщина, тирольская правительница Маргарита Маульташ .

Лишь в прошлом веке ученые убедительно доказали: молва зря присвоила несчастной аристократке «титул» самой отвратительной женщины мира. Рисунки в исторических хрониках, авторы которых видели Маргариту в лицо, не имеют ничего общего с созданным «Уродливой герцогиней» образом.

Судя по этим изображениям, настоящая правительница Тироля была довольно-таки привлекательной и фигуристой дамой.

Скорее всего, считают ученые, систематическая травля Маргариты началась из-за ее политических решений, часто идущих вразрез с интересами церкви и владык многих окрестных земель.

Тирольская герцогиня ни в грош не ставила авторитет других правителей, как духовных, так и светских. Действительно важными для Маргариты были лишь собственные желания и выгода для родного герцогства.

Брак женщины с Иоганном Генрихом , маркграфом Моравии, был заключен, когда будущей владычице Тироля было 11 лет, а ее супругу лишь 7. Повзрослев, муж с женой сильно друг друга невзлюбили и в фактических брачных отношениях не состояли.

Более того, народу герцогства Иоганн тоже пришелся не ко двору. А вот Маргариту в Тироле любили, причем как простые люди, так и местная аристократия.

Насколько мы можем судить сейчас, герцогиня и Людвиг Баварский действительно любили друг друга. Ради возлюбленного женщина запросто выгнала постылого мужа из дому, причем народ Тироля полностью ее поддержал. А Людвиг, в свою очередь, не побоялся получить отлучение от церкви, каковое, между прочим, лишило его права на отцовский престол!

Лишь через 10 лет после скандала святые отцы смирились и признали развод Маргариты и Иоганна. Но запущенные родней отвергнутого мужа слухи уже разошлись по свету…

Тирольскую герцогиню называли распутной уродиной , на что намекало подаренное ей недоброжелателями прозвище Маульташ. Слово, на какую-то букву отличавшееся от немецкого «пельмень», можно было также перевести как «рот-кошелек».

Изображение с картины Массейса стало ассоциироваться исключительно с правительницей Тироля. Даже Герцогиню из «Алисы в Стране чудес» Кэрролла часто связывали с аристократкой…

Современные исследователи, однако, убеждены: да Винчи и Массейс вдохновлялись одним и тем же источником, не имевшим никакого отношения к тирольской владычице. «Уродливая герцогиня » стала ассоциироваться с Маргаритой Маульташ лишь позже, благодаря успешной кампании очернения ее имени со стороны церковных и светских властей.

Хранящаяся в Лондонской национальной галерее.

В начале XVI века задолго до братьев Агостино и Аннибале Каррачи , живописцев, считающихся основателями этой новой формы искусства, карикатура - оптическое искажение человеческого облика, в особенности лица, явно документировала психосоциальную потребность перенести на полотно для порицания и высмеивания определенные черты человеческой натуры.

Деформация и даже деструкция черт лица - носа, рта, лба или ушей вызывает чувство смеха по причине вскрываемой слабости персонажа - желание видеть себя, несмотря на преклонный возраст, молодой, желанной соблазнительницей, и привлекать к себе восторженные взгляды. Портрет работы Квентина Массейса несущий характерные гротесковые формы изображения, представляет собой с композиционной точки зрения типичный для Нидерландов и Италии XV века образец.

Старуха в огромном чепце и дряблой грудью, сжатой шнуровкой корсета, за парапетом, на который она положила левую руку, а в правой держит бутон, что подчеркивает насмешку художника над своей героиней. Сомнительно, что полотно действительно является портретом. Картина скорее всего основана на не дошедшей до наших дней работе, которую, возможно, и Леонардо использовал для своего раннего рисунка. По утверждению исследователей Леонардо имел ненасытный интерес к необычным лицам, уродцам, которые для него были еще более интригующими из-за его работы над системой идеальных пропорций тела.

Новый идеал красоты не допускал случайностей во внешности. В них виделось отклонение от общественно принятых идеалов. Массейс методически сконструировал свою «Старуху» по принципам систематического отступления от идеала красоты. Этот взятый за основы метод соответствует экспериментам по деформации в книге Дюрера «Эскизы пропорции».

Смешной для современников частью портрета Массейса являлась одежда. Подобный чепец носили до 1450 года, что видно из портрета Яна ван Эйка, изображающего его жену Маргариту.

Своими гротесковыми псевдопортретами Леонардо и Массейс создали прецедент, когда образ, не имеющий ничего общего с оригиналом, может быть использован в различных сатирических целях. Так встречается он в различных графических репродукциях, например, под названием «Королева Туниса» у Вацлава Холлара или как портрет Маргариты Тирольской. Наконец, в XVII столетии как портрет сестры Папы Пия VI, принцессы Порчии, которая с войском иезуитов пыталась спасти религию.

Это часть статьи Википедии, используемая под лицензией CC-BY-SA. Полный текст статьи здесь →

Карикатура как новая форма искусства

При всем рационализме попытки эмпирически воспроизвести окружающую нас реальность, портрет по-прежнему производит магическое воздействие на наблюдателя. В начале XVI века задолго до братьев Агостино и Аннибале Каррачи , живописцев считающихся основателями этой новой формы искусства, карикатура - оптическое искажение человеческого облика, в особенности лица, явно документировала психосоциальную потребность перенести на полотно для порицания и высмеивания определенные черты человеческой натуры.

Новый идеал красоты не допускал случайностей во внешности. В них виделось отклонение от общественно принятых идеалов. Массейс методически сконструировал свою «Старуху» по принципам систематического отступления от идеала красоты. Этот взятый за основы метод соответствует экспериментам по деформации в книге Дюрера «Эскизы пропорции».

Смешной для современников частью портрета Массейса являлась одежда. Подобный чепец носили до 1450 года, что видно из портрета Яна ван Эйка , изображающего его жену Маргариту.

По одной из версий портрет основан на образе Маргариты Тирольской, самой уродливой женщины, вошедшей в историю.

Иллюстратор первого издания «Алисы в стране чудес» Джон Тенниел при создании образа герцогини вдохновлялся работой Квентина Массейса. Не совсем то, но это влияние было очень заметно. Давайте взглянем на то, как некрасиво герцогиня описывается у Кэрролла, хотя в первой сцене нет даже намека на ее внешность. Она полна лжи. Мы можем только представить себе ее облик, глядя на ее действия, диалоги и слова.

Представить, как невежественную и недружелюбную. Но на она является стойким бойцом - не обращает внимание на перец в воздухе, или посуду, брошенную в нее. Это все, что сказано о ней в первой сцене. Плюс, конечно, абсолютно циничное отношение к ребенку.

Есть еще одна сцена, где герцогиня и ее поведение совершенно разные. Мы видим суд опытной леди, которая может говорить очень мило, если она чувствует себя важной персоной.

Она что-то говорит Алисе, когда та была приглашена. По сути, она пытается быть такой "сладкой", что готова обнять Алису за талию (в сцене с фламинго). Вот здесь первый раз, когда мы получаем несколько слов по поводу ее внешности. Прежде всего, она очень "урод". Во-вторых, она имеет "ощутимо острый подбородок", и, наконец, "она была как раз на нужной высоте, чтобы положить свой подбородок на Алисе на плечо", - так как она была не выше, чем Алиса. И это все, что сказал Кэрролл о ее внешности.

Сэр Джон Тенниэль хочет подчеркнуть, что герцогиня несомненно некрасива, и ее подбородок довольно далек от шарма. Многие иллюстраторы следовали традиции Тенниэля, подчеркивая уродство герцогини мужской формой лица.

Льюис Кэрролл тоже возможно имел в виду образ с портрета Квентина Массейса, когда он писал свою герцогиню.

И еще может сложиться ощущение, что вы видели, эту герцолиню прежде. Это будет возможно потому, что вы знакомы с одним из гротесков Леонардо да Винчи, на которых эта картина, вероятно, основана...



Национальная Галерея литературы показывает, что это жестокая картина: глупая старая женщина, которая думает, что она все еще красавица. С, кхм, экспансивным щедрым взглядом на морщинистом лице. Леонардо рисовал гротески, конечно, потому, что он был очарован человечеством во всех его формах.

И хотя у Массейса герцогиня и безобразна, она имеет и привлекательное качество - доброту в глазах.

Или, может быть, просто понимает всю жестокость низкой комедии своей жизни..

Еще портрет встречается в различных графических репродукциях, например, под названием «Королева Туниса» у Вацлава Холлара, или как портрет Маргариты Тирольской.

Во всяком случае, Уродливая Герцогиня бессмертна: быть музой для Леонардо, Массейса и Тенниэля не так уж и плохо, правда? И, в отличие от многих из тех стандартных красоток, не памятных даже...
/автор Лев Сергеев/

Самой уродливой герцогиней в истории, согласно отзывам современников, считается по сей день тирольская герцогиня Маргарита Маульташ. Маульташ - прозвище данное ей, надо заметить, недругами, которое может трактоваться как "рот-пельмень". Средневековые нормы красоты для женщины серьезно отличались от современных, и судить точно насколько была безобразна герцогиня, мы не можем, так как прижизненных ее портретов не сохранилось, но по замечаниям современников Маргарита была как минимум очень некрасива лицом.


Маргарита родилась в 1318 году и была единственным выжившим ребенком своего отца - тирольского герцога Генриха Хорутанского. Старшая сестра ее умерла в возрасте 8 лет. Мать умерла когда Маргарите было 2 года. Следующая жена отца так и не сумела подарить мужу детей, и вообще оказалась слаба здоровьем, так что даже не дожила даже до своего 21-летия. Так девочка оказалась и единственной наследницей тирольского герцогства, а герцогство в то время, это было вполне самостоятельное маленькое независимое государство, со своими законами, парламентом высшей знати, экономикой, войском, и Маргарите предстояло возглавить его как самодержавной правительнице.

Уже в детстве родственники и придворные стали отмечать что девочка мягко говоря "лицом не вышла" хотя и в остальном была обычным ребенком, может даже более сообразительным чем сверстники. Отец не проявлял особой заботы по отношению к дочери, предоставив ее воспитание нянькам и воспитательницам, что было вполне в духе того времени. Он был уже не молод и часто болел. Посматривая иногда на некрасивую дочку-лягушонка, когда няньки приводили ее на поклон, он лишний раз уязвлял себя мыслями о том не смог произвести на свет наследника, которому бы мог передать трон, а будущее этой девочки было весьма туманно, так как Габсбурги давно мечтали пополнить землями Тирольского герцогства к свои владения, что было бы сделать несравнимо проще при отсутствии сильного правителя. А какой из женщины просто правитель, не то что сильный даже?

Когда Маргарите исполнилось 11 лет отец договорился о ее браке с 8-летним Иоганном Генрихом, третьим сыном короля Чехии, чтобы обеспечить поддержку чешской династии. Мальчику не очень то понравилась Маргарита. Она была уже достаточно росла для своего возраста, и по сравнению с 8-летним мужем казалась великаншей, вдобавок она была еще и некрасива. В то время, когда сверстницы начинают расцветать, Маргарита, казалось, только подурнела. Те ее недостатки, что раньше сглаживал детский возраст, детям ведь простительно быть любыми, как будто только явственнее проступили лишь только Маргарита вступила в пору невест.

К моменту когда умер отец Маргарите едва исполнилось 17. Ее юному мужу на тот момент было 14 и они жили раздельно, номинально лишь считаясь мужем и женой. И вот произошло то чего так боялся ее отец. Австрийский герцов Альбрехт, как только узнал о смерти правителя Тироля, оккупировал Каринтию и Крайну - западные и южные части Тироля, Но против раздела своей страны выступили сами тирольцы. Юная Маргарита теперь неожиданно проявила себя как мудрый правитель, произнеся в Лантгаге пламенную речь и выстпив резко против раздела своей страны. Маргариту поддержали и знать и простой народ. Вспыхнуло восстание с требованием восстановления на престоле законной наследницы., Австрийцы и баварцы были вынуждены покинуть страну и признать Маргариту правительницей Тироля.

Утвердив свое право на престол, Маргарита занялась обустройством герцогства. Народ сразу полюбил свою новую герцогиню, налоговое бремя ослабло, процветала торговля и строились города. Маргарита хотела мира своему народу, и вела разумную внешнюю политику, заручившись поддержкой короля Баварии. Со своим законным мужем же герцогиня не провела и дня под одной крышей. Супруги были супругами лишь формально. Иоанн же не принимал никакого участия в управлении герцогством, проводя время в компании любовниц и собутыльников.

Судьба все таки не была слишком жестока к Маргарите, и, пожалев для нее женской красоты, она одарила ее любовью и семейным счастьем. Избранником 25-летней герцонини стал принц Баварии Людвиг которому на тот момент шел 28 год. Мы точно не знаем с чего именно начался их роман, как долго до этого длилось их знакомство, и чем Маргарита увлекла принца, но уже один тот факт что они начали жить открыто вместе как муж и жена, несмотря на то что герцогиня формально была замужем за другим, может говорить о многом. Это был вызов обществу и церкви. Формальному мужу Маргариты было предложено убраться восвояси, что он и поспешил сделать осыпая проклятиями неблагодарнуюб супругу. Недоброжелатели тут же настрочили доносы в Рим о неподобающем поведении герцогини и ее любовника. Из Рима пришло письмо — оба и Маргарита и Людвиг были отлучены от церкви. Причем если для Маргариты отлучение не наносило никаког вреда, она и не отличалась никогда набожностью, то для Людвига отлучение означало что он никогда не сможет занять отцовский престол Императора Священной Римской Империи, теряет право на корону и трон.

Впрочем когда Иоганн, бывший муж герцогини озаботился продолжением рода и решил жениться второй раз, их брак с Маргаритой был успешно аннулирован, по причине что муж и жена так и не стали фактически мужем и женой, то есть брак не был консумирован. Правда отлучение с Маргариты и Людвига снято не было и папской курия не признавала их супружеский союз. А их четверо детей считались незаконорожденными. Толь спустя 10 лет, дипломатическими усилиями, а так же подкупами церковных чиновников удалось добиться от церкви снятия отлучения с пары.

Тем не менее Маргарита успела нажить множество врагов среди духовенства, а особо среди многочисленной родни бывшего супруга. Собственно именно они и придумали обидное прозвище «Маультаж», и вели как бы сейчас назвали “информационную войну» - распространяя слухи что герцогиня безобразна как никто другой, а вдобавок еще и распутна. Эти слухи и сплетни пережили саму Маргариту, и еще добрые триста лет после ее смерти люди помнили что Маргарита Маультаж была самой безобразной на свете женщиной, так что даже в 1816 году Яков Гримм, один из известных братьев сказочников, собрал немало легенд о ней "безобразной герцогине", которых хватило на целый сборник.

УПД: вот нашла еще и такой материал о ней: 1. Впервые Маргариту назвали безобразной в каком-то третьем баварском продолжении "Саксонской всемирной хроники" в 1366 году. Это факт, но. Автор хроник (Эйке фон Репгове или кто-то из его родственников) был идеологическим противником герцогини, посмевшей ослушаться папу римского Климента VI, и потому предвзятым, если судить хотя бы вот по этому его высказыванию: "...кто противится папе и не может быть принужден церковным судом, того император обязан принудить при помощи светского суда, чтобы был послушен папе" ("Саксонское зеркало"). Но чем же она вызвала гнев Ватикана? - тем, что потребовала развода, сославшись на фиктивность брака. В Средние века для признания брака недействительным (развод в чистом виде не допускался церковью вообще) уважительными причинами считались измена, большая разница в возрасте, близкое родство, неодолимое отвращение, импотенция и отсутствие наследников. Причём требовали развода обычно мужья, жёны должны были мириться с удовольствиями, перечисленными в списке. Поэтому официально отсутствие супружеских отношений между Маргаритой Тирольской и Иоганном Генрихом можно было объяснить либо импотенцией мужа, либо "неодолимым отвращением", вызванным безобразностью и распущенностью жены. Папа римский Климент VI колебался недолго: в наказание за неповиновение он объявил Маргариту Тирольскую одновременно и уродиной, и шлюхой, что и означает слово "маульташ". Если бы герцогиня и в самом деле была уродливой шлюхой, это было бы подозрительно удобно для её врагов. Слишком удобно, чтобы быть правдой. 2. Наконец, Маргариту Тирольскую просто традиционно принято считать "самой уродливой женщиной в истории". Но, как сказали бы юристы, эта информация "с чужих слов", то есть из того же отравленного источника. И потому ценность её ничтожна. Но откуда же взялись её портреты? вот этот, например, самый известный: Это так называемый "Портрет уродливой герцогини". И слизан он с одного из гротескных набросков. Леонардо Да Винчи. И только в 1777 году очередная копия наброска превратилась в портрет герцогини Тироля. А потом уже это было подхвачено ушлыми фотографами. Так что с этого момента можно считать герцогиню если и не раскрасавицей, то и не маульташ! - она пала жертвой гендерного бракоразводного пиара. И есть изображение, которое предположительно может быть прижизненным портретом Маргариты Тирольской вот оно Это фреска в замке братьев фон Вангенов Не красотка, да. Но наверно не совсем уж безобразная:)

  • Сергей Савенков

    какой то “куцый” обзор… как будто спешили куда то