Шквальный ветер. Сильный ветер, в т.ч. шквал Мифы и факты

ШКВАЛЬНЫЙ ВЕТЕР - ветер, порывы которого на 10 м/с и более превышают среднюю скорость ветра. Каждый порыв длится не более 20 с.

Частота порывов ветра в ряде случаев является основной его характеристикой (например, при сильной боре или фене).

Словарь ветров. - Ленинград: Гидрометеоиздат . Л.З. Прох . 1983 .

Смотреть что такое "ШКВАЛЬНЫЙ ВЕТЕР" в других словарях:

    шквальный - шквальный вихрь шквальный огонь шквальный ветерСловарь русской идиоматики

    ветер - адский ветер бешеный ветер дикий ветер жестокий ветер лютый ветер неистовый ветер пронзительный ветер резкий ветер сильный ветер страшный ветер сумасшедший ветер шквальный ветер яростный ветер … Словарь русской идиоматики

    ветер - ароматный (Фофанов); безвольный (Гиппиус); бездонный (Бальмонт); безмятежный (Бальмонт); беспокойный (Гиляровский, Суриков); безучастный (Сологуб); бесприютный (Башкин); благовонный (Майков); буйный (Гиляровский, Бальмонт, Бунин, Белоусов,… … Словарь эпитетов

    шквальный - ая, ое. 1. Являющийся шквалом, со шквалами (1 зн.). Ш. ветер. Ш. порыв. 2. Сильный, массированный (о стрельбе). Ш. огонь. Ш. обстрел … Энциклопедический словарь

    шквальный - ая, ое. 1) являющийся шквалом, со шквалами 1) Шква/льный ветер. Шква/льный порыв. 2) Сильный, массированный (о стрельбе) Шква/льный огонь. Шква/льный обстрел … Словарь многих выражений

    Катабатический ветер - Катабатический ветер, «сливающийся» с края шельфового ледника … Википедия

    Катабатический падающий ветер

    Падающий ветер - Катабатический ветер, «сливающийся» с края шельфового ледника Схема образования катабатических ветров Катабатический ветер (от греч. κατάβασις, катабасис спуск, снижение), также падающий плотный и холодный возду … Википедия

Шквалом называют внезапное усиление ветра до бури с резким изменением направления.

Шквальный ветер нередко сравнивают с ударом: настолько велики бывают разрушения, которые производит шквал в несколько минут.

По своей силе шквальный ветер не только не уступает бурям, но даже превосходит их.

На изучение природы шквалов было обращено особое внимание в конце прошлого века, после катастрофы в 1878 г. с английским военным фрегатом «Эвридик». Фрегат возвращался из дальнего плавания. На пристани толпились встречающие. «Эвридик» показался на горизонте, с каждой минутой вырисовываясь все яснее и яснее. Когда до берега оставалось каких-нибудь 2-3 км, внезапно налетел шквал. Люди на пристани были сбиты с ног ветром. Масса мокрого снега закрыла весь горизонт, превратив день в ночь. Море закипело и покрылось огромными валами. Продолжалось это не более пяти минут. Ураганный ветер внезапно стих, перестал идти снег, прояснилось небо. Но от фрегата не осталось следа! Тщетно всматривались люди в море. Там было пусто. Фрегат «Эвридик» был опрокинут ветровым ударом и моментально затонул со всем экипажем. Только через несколько дней после шквала водолазы нашли корабль на дне моря у входа в бухту. Когда были собраны сведения из разных мест о пронесшемся урагане, то оказалось, что он шел с громадной скоростью - 90 км/час, - очень узкой (2-3 км ширины) полосой. Длина полосы была свыше 700 км.

Теперь уже хорошо известно, какие причины порождают такой внезапный ураганный ветер. Шквал возникает при вторжении холодной массы воздуха в теплую. Обычно это бывает на холодном фронте. Холодный воздух при вторжении вытесняет теплый, заставляя его уходить вверх. При охлаждении теплого воздуха вверху образуются кучево-дождевые облака, разражающиеся ливнем, градом, шквалом, который всегда идет длинной узкой полосой, обычно от 500 м до 6 км шириной. Перед фронтом шквала дуют обычно слабые ветры. На самом же фронте ветер резко меняет свое направление, иногда даже на совершенно противоположное, и усиливается.

Шквальное облако имеет очень характерный вид: оно черное, с рваными краями, как бы когтями, спускающимися вниз, и белой завесой дождя в глубине облака. Облако идет низко над землей; нижний его край все время меняет форму. По внешнему виду этого облака наблюдатель может догадаться о предстоящем шквале.

Сильнейший шквал пронесся над Москвой 28 мая 1937 г. Скорость шквального ветра достигала 35 м/сек, причем нарастание силы ветра произошло сразу, скачком. Шквал продолжался несколько минут, сопровождаясь грозой, ливнем и градом. Капли дождя, раздробленные ветром, неслись сплошной завесой, подобно снежному бурану. В наступивших сумерках нельзя было ничего различить в трех шагах. В гуле шквала тонули раскаты грома.

В 1942 г. в г. Такома (США) шквал разрушил висячий мост над заливом длиной около одного километра.

В наше время ученые научились предвидеть шквалы. Для этого необходимо следить по ежедневным картам погоды за холодными фронтами.

Определяя их передвижение, можно своевременно предупреждать районы, которым угрожает шквал.

СМЕРЧИ (ТОРНАДО, ТРОМБ)

В природе иногда бывает так, что все затихает, но это - затишье перед бурей. Приближается огромная мрачная туча. Гром становится все сильнее и сильнее. И вдруг из-за завесы дождя с правой стороны облака начинает выходить крутящийся вал. Извиваясь, как змея, он подходит к краю тучи, изгибается и направляется вниз к земле. Вот он опускается все ниже и ниже. Навстречу ему с земли поднимается крутящийся столб пыли, образуется фигура, похожая на хобот гигантского слона. Внутри «хобота» воздух вращается с огромной скоростью и одновременно по спирали энергично поднимается вверх. «Хобот» не стоит на одном месте, он все время перемещается, хотя и сравнительно медленно. Когда «хобот» приближается к месту наблюдения, то можно видеть ураганную скорость вращения воздуха по летающим веткам, сучьям, а иногда доскам и бревнам. Продолжается это 1-2 минуты, после чего вихрь быстро уходит дальше и начинается обычная гроза с сильным ливнем.

Такой вихрь называется смерчем. Он почти всегда связан с грозой. Скорость ветра внутри смерча может достигать 100 и более метров в секунду, намного превышая скорость жестоких ураганов. Диаметр смерча на водной поверхности бывает от 25 до 100 м, на суше еще больше - от 100 до 1000 м, а иногда и до 1,5-2 км. Видимая высота «хобота» достигает 800-1500 м.

В США и Мексике смерч называется по-иному - торнадо, а в Западной Европе - тромб. Там в сельских местностях жители устраивают специальные погреба, куда прячутся при приближении этого грозного явления природы. У нас смерчи наблюдаются очень редко. Маленькие пыльные вихревые столбы, напоминающие модель смерча, не являются смерчами: они имеют совсем другое происхождение.

Следует отметить, что ветер при прохождении смерча, даже на близком расстоянии от него, имеет ту же скорость, какая была до появления смерча. Иногда, в то время как смерч проносится через какую-либо местность, все разрушая на своем пути, на расстоянии нескольких десятков метров от него стоит почти полный штиль.

Сильное разрежение воздуха внутри смерча вызывает значительное падение температуры, что приводит к конденсации водяного пара, имеющегося в воздухе; поэтому-то «хобот» имеет вид облачного столба. Понижением давления объясняют и всасывающее действие смерча, когда он захватывает разные предметы и переносит их на большие расстояния. Водяные смерчи могут всасывать рыбу и выбрасывать ее на берег. «Рыбные дожди» - явление, которое раньше вызывало ужас у людей. Если смерч пройдет над болотом, которое «цветет» и имеет «ржавую воду», то он выбросит в соседнем районе «кровавый дождь».

В 1927 г. в окрестностях г. Серпухова над одним из небольших озер появился смерч. Он набрал много воды вместе с рыбой в свой гигантский «хобот», пошел на город и на окраинах его вылил все содержимое «хобота» на землю.

В 1933 г. на Дальнем Востоке, в селе Кавалерове, расположенном в 50 км от моря, после сильного ливня на полях было обнаружено большое количество медуз. Принес их сюда смерч.

Загадка происхождения смерчей еще не решена. Ученые предполагают, что смерч зарождается в центральной части мощного грозового облака, где наблюдаются самые сильные восходящие потоки и происходят резкие скачки ветра, как по направлению, так и по силе. Здесь находится «ось» вертикальных потоков. Если эти сильнейшие восходящие потоки будут «опрокинуты» еще более мощным горизонтальным течением воздуха, тогда образуется вихрь с горизонтальной осью. Сносимый горизонтальным течением, он как бы покатится вперед и начнет выходить из облака. По законам механики такой вихрь должен стать кольцевым. Поэтому вихрь начинает изгибаться по обе стороны облака и спускаться до земли. И действительно, довольно часто наблюдали двухсторонний смерч, который опускал «хоботы» слева и справа от облака одновременно.

Смерч, который опустился с правой (по движению) стороны облака, должен иметь вращение против часовой стрелки, а опустившийся слева - по часовой стрелке. Это подтверждается наблюдениями за расположением упавших деревьев в лесу на «смерчевой просеке» и уцелевшими деревьями, кроны которых были закручены смерчем. Установлено, что зарождение смерча в облаке происходит на высоте 3-4 км.

Так как смерч - редкое и местное явление, то предвидение его почти невозможно. Что касается борьбы с ним, то еще в прошлом веке водяные смерчи разбивали пушечными ядрами. Это вполне возможно, если вспомнить, что диаметр водяных смерчей измеряется метрами, редко - десятками метров. Разбить сухопутный смерч диаметром в сотни метров таким способом вряд ли удастся.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter .

Шквал

По материалам книги "Опасные природные процессы", И.И.Мазур О.П.Иванов

Иногда на ограниченных территориях наблюдаются резкие кратковременные усиления ветра, называемые шквалами. Скорость ветра при шквале внезапно, порывом, усиливается да 20 м/с и более. Это усиление ветра продолжается несколько минут, а иногда повторяется на протяжении короткого времени. Более или менее резко меняется и направление ветра. Несмотря на кратковременность шквалов, они могут приводить к катастрофическим последствиям.
Шквалы в большинстве случаев связаны с кучево-дождевыми (грозовыми) облаками либо местной конвекции, либо холодного фронта. В первом случае они называются внутримассовыми, во втором - фронтальными.
Внутримассовый шквал обусловлен тем, что в передней части кучево-дождевого облака возникает сильное восходящее движение воздуха, а в центральной и тыловой частях облака нисходящее движение, в частности, создаваемое ливневыми осадками, увлекает за собой воздух. Таким образом, в облаке и под ним возникает вихревое движение воздуха с направлением по горизонтальной оси, в которое вовлекается воздух из смежных районов. При приближении большого облака конвекции ощущается усиление ветра и поворот его направления к облаку, в резко выраженных случаях это явление принимает форму шквала.

Структура шквала

Внутримассовый шквал обусловлен тем, что в передней части кучево-дождевого облака возникает сильное восходящее движение воздуха, а в центральной и тыловой частях облака нисходящее движение, в частности, создаваемое ливневыми осадками, увлекает за собой воздух. Таким образом, в облаке и под ним возникает вихревое движение воздуха с направлением по горизонтальной оси, в которое вовлекается воздух из смежных районов. При приближении большого облака конвекции ощущается усиление ветра и поворот его направления к облаку, в резко выраженных случаях это явление принимает форму шквала.
Сходные условия будут и в случае фронтальных шквалов. Здесь также играют роль восходящее движение теплого воздуха перед продвигающимся холодным фронтом и нисходящее движение в голове холодного воздуха за фронтом, принимающее форму резкого обрушивания. Фронтальные шквалы наблюдаются вдоль фронта одновременно в ряде мест. Поэтому в XIX в., когда было установлено существование холодных фронтов, их называли линиями шквалов. Шквал обычно связан с ливневыми осадками и грозой, иногда с градом. Лишь в условиях большой сухости воздуха возможны шквалы без образования кучевых облаков.
Атмосферное давление при шквале резко повышается в связи с бурным выпадением осадков, а затем снова падает так называемый (грозовой нос).
Шквальными бурями называют вихри, возникающие в теплое время года на мощных атмосферных фронтах, реже - при особо интенсивной местной циркуляции.
Скорость движения воздуха в вихре суммируется со скоростью движения фронта, в результате чего образуются шквальные бури. Их ширина - несколько километров, редко до 50 км, длина пути - 20-200 км, длительность в каждой точке пути - от нескольких минут до получаса. Скорость ветра в шквальных бурях достигает иногда ураганных значений (до 60-80 м/с). Они сопровождаются мощными ливнями и грозами.
Основным поражающим фактором движущихся воздушных масс являются ветровые воздействия. Силу воздействия ветра принято оценивать Шкала Бофорта
Шкала Бофорта США:
0-7 баллов V 8 баллов, V - 19-23 м/с - буря. Ломаются тонкие ветки деревьев, возникает опасность для судов, буровых вышек;
9 баллов, V = 23-26 м/с - сильная буря. Повреждение легких построек, кровли, труб;
10 баллов, V - 20-30 м/с - полная буря, вырывает с корнем деревья Значительные повреждения легких построек;
11 баллов, V = 30-35 м/с - значительный ветровал, массовые повреждения легких построек;
12 баллов - ураган. Он может быть разделен более детально:
V= 35-42 м/с - Сильный ветровал. Значительные разрушения легких деревянных поселков, завал телеграфных столбов; 12.2, V = 42-49 м/с - 50 % деревянных построек разрушаются, а в остальных - сносит крыши, окна, двери. Штормовой нагон волны на 1,6-2,4 м выше нормального уровня;
12.3, V = 49-58 м/с - полное разрушение деревянных построек, в остальных сильные повреждения. Штормовой нагон 1,5-3,5 м, нагонное наводнение, повреждение зданий водой;
12.4, V = 58-70 м/с - полный ветровал деревьев. Полное разрушение легких построек и повреждение остальных. Штормовой нагон 3,5-5.5 м, сильная абразия морского берега, сильное разрушение нижних этажей зданий волнами;
12.5, V > 70 м/с (250 км/ч) - разрушаются многие прочные здания. Штормовой нагон выше 5,5 м, интенсивные разрушения наводнением. Наивысшая зарегистрированная скорость 280 км/ч. При скорости 20 м/с можно удержаться на ногах, а при 35 м/с почти нет. При скорости 28 м/с давление ветра около 70 кг/м 2 , а при 56 м/с -280 кг/м 2 .

Шквал — это внезапный сильный ветер, налетевший будто бы из ниоткуда. Его часто сравнивают с ударом мощной воздушной волны, которая образуется после взрыва крупного заряда взрывчатки: такими мощными бывают разрушения, которые случаются за считанные минуты. По своей разрушительной силе шквал не только не уступает бурям, но часто превосходит их.

В 70-х годах XIX столетия случилась страшная катастрофа с военным кораблем «Эвридик», принадлежащем английской армии. Фрегат возвращался в родные края из далеких морей. На пристани его ждала толпа встречающих. И вот вот уже «Эвридик» замаячил вдали, у самого горизонта. Это был быстроходный корабль и он быстро приближался, становясь с каждой минутой все виднее и яснее. Наконец до берега осталось не более двух километров.

Внезапно налетел шквальный ветер. Люди на берегу были сбиты с ног и засыпаны мокрым снегом. Огромные массы снега стеной загородили горизонт, превратив светлый день в темную ночь. На море ветер поднял огромные валы. Но это длилось недолго. Всего через пять минут ураганный ветер вдруг стих, снегопад сошел на нет, а небо сиюминутно прояснилось. Фрегата на горизонте не было. Он был перевернут сильным ударом ветра и моментально затонул со своим экипажем на борту. Его нашли, спустя несколько дней, на морском дне у входа в бухту.

После этой катастрофы на шквалы обратили пристальное внимание ученые. Из разных мест быстро собрали сведения об урагане, который промчался мимо бухты, где затонул «Эвридик». Как выяснилось, ураганный ветер мчался со скоростью 90 километров в час и шёл очень узкой, всего 2-3 километра полосой. Эта полоса достигала в длину 700 километров.

Через некоторое время учёные выяснили причину возникновения такого сильного и внезапно налетающего ветра. Шквал, как правило, появляется когда холодный воздух вторгается в широкую массу тёплого. Холодный воздух быстро вытесняет тёплый и вынуждает его подниматься вверх. Вверху тёплый воздух охлаждается и образует кучево-дождевые облака. Из этих облаков и обрушиваются шквалом дождь, снег или град. Перед фронтом ветер дует несильно. Но стоит ветру подуть вдоль фронта, как он быстро набирает скорость и несётся длинной узкой полосой. Эта полоса имеет ширину от 500 до 6000 метров.

Шквальное облако можно узнать издалека. Оно обычно чёрного цвета. У этого облака рваные края, которые словно гигантские пальцы спускаются вниз. Внутри облака видна белая завеса из дождя. Шквальное облако обычно плывет низко над поверхностью земли, а его нижний край постоянно меняет форму.

В 1942 году в Американском городе Такама сильный шквал сорвал километровый мост, который висел над заливом.

В нашем столетии учёные уже умеют высчитывать пути прохождения шквала. Для этой цели составляются ежедневные карты погоды. Прослеживая продвижения холодного фронта, можно своевременно оповещать районы, на которые может налететь шквал.

Ветер - это стихия, символизирующая мысль и интеллект.

Он также может знаменовать собой дух или божественное дыхание.

В арабском и древнееврейском языках слово "ветер" также означает и дух.

Ветра бывают разными - от нежного освежающего полуденного ветерка до могучего урагана, оставляющего следы разрушений на своем пути.

Соответственно, их символика также разнится - ветер может означать как легкие, так и драматические изменения сознания, вызванные силой высшей мысли.

Во многих первобытных традициях; всего мира существует представление о том, что ветер несет послания из мира духа.

Ветра, дующие в определенном направлении, имеют свои особые значения, толкование которых меняется от племени к племени.

Например, согласно некоторым традициям, северный ветер несет вести от наших предков.

Когда вы ощущаете ветер, остановитесь и прислушайтесь к тому, что он хочет сказать вам.

Послания можно получить от любого малейшего дуновения.

Прислушайтесь, и вы услышите шепот вселенной.

Переменный ветер может указывать на то, что вас ожидает пора перемен.

Толкование снов из
  • Сергей Савенков

    какой то “куцый” обзор… как будто спешили куда то