Когда земля покрывается снегом окружающий. Декабрь. Привал «Зимняя жизнь растений»

Наступила зима. Выпал снег. Белое пушистое покрывало, насколько охватывает взор, окутало землю.

Снег - неизбежный спутник нашей зимы - явление общеклиматическое.

Зимой почти вся территория нашей Родины покрывается снегом. Толщина снежного покрова постепенно уменьшается от севера к югу. Это уменьшение, подчас совершенно незаметное для глаза, в действительности довольно значительно: через каждые 100 километров к югу снежный покров убывает от 2 до 10 сантиметров. Но куда более значительно может меняться иной раз снежный покров на расстоянии всего лишь нескольких километров, а то и десятков метров.

Кто не знает, как зимой в иных местах наметает огромные сугробы, а в иных снег лежит таким тонким слоем, что сквозь него видна Земля. В поле снега почти нет, а в лесу, особенно у опушки, в него проваливаемся по колено.

Эти различия в залегании снежного покрова относятся к области микроклиматических особенностей местности. И, как мы увидим, они играют для нас большую роль.

Громадное значение снега в сельском хозяйстве общеизвестно. «Снежное одеяло» - не только образное выражение. Оно полностью передает и действительное значение снега для почвы и озимых хлебов.

Снег предохраняет почву и озимь от промерзания. Он же при весеннем таянии увлажняет почву. Чем меньше промерзла почва, тем лучше впитывает она влагу, тем лучше и обильнее на ней растительность весной и летом. Поэтому достаточно мощный снежный покров - залог хорошего урожая. Но снегом и его распределением интересуются не только агрономы и колхозники. Затруднения, которые испытывает зимой транспорт, и гужевой и железнодорожный, часто бывают обусловлены снежными заносами. Поэтому решение вопроса, каким законам подчинено распределение снежного покрова и как заставить снег ложиться там, где надо, и, наоборот, помешать ему накапливаться там, где он вреден, имеет большое народнохозяйственное значение.

Первые широкие исследования снежного покрова были поставлены в конце прошлого столетия замечательным русским климатологом А. И Воейковым.

От чего зависит неравномерное распределение снега? Казалось бы, падая на Землю, он совершенно одинаковым слоем должен покрыть и долину, и обе стороны холма, и поле, и лес, и железнодорожное полотно.

Так бы оно и было в действительности, если бы воздух над Землей был неподвижен. Но вы уже знаете, что земная атмосфера никогда не находится в состоянии покоя. Ветер и обычно насыщающие воздушный поток бесчисленные вихри, обусловленные трением о неровности почвы, - виновники той пестроты, которую мы наблюдаем в распределении снежного покрова по поверхности Земли.

Снег легко переносится ветром не только во время снегопадов. Вы, вероятно, не раз наблюдали в ясный зимний день слабые приземные метели - поземки, когда ветер переметает снег, оголяя поля и погребая под сугробами полотно железной дороги.

Ровное, гладкое поле не препятствует ветру, ничем ни останавливает, ни тормозит воздушный поток, следовательно, на нем скорость ветра куда больше, чем в выемке железной дороги. Здесь ветер слабее, поэтому в ней и скапливаются сугробы.

Скорость ветра - причина самых различных микроклиматических явлений, и о ней нужно поговорить несколько подробней.

До самого последнего времени было очень мало известно о том, как изменяется скорость ветра в пространстве и каким закономерностям она подчиняется. А они оказались очень своеобразными.

У самой поверхности Земли скорость ветра везде равна нулю. На высоте 50 метров она на всей европейской территории Союза в среднем за год равна 5-б метрам в секунду, на морях, особенно северных, повышается до 7-8 метров в секунду. В нижнем слое воздуха скорость ветра очень сильно зависит от характера местности. Холм, строение, лес - все служит препятствием на пути воздушного потока. Обтекая их, он тратит часть своей энергии на трение и на завихрения.

Над всяким препятствием воздушный поток в той или иной мере сужается по вертикали, и это сужение увеличивает его скорость. За препятствием воздушный поток расширяется - скорость ветра сразу падает.

Изменение скорости очень легко заметить. Всякий знает, как сильно дует ветер на вершине холма и как он ослабевает на его подветренном склоне.

На рис. 3 видно, как распределяется скорость ветра перед холмом, на его вершине и на склонах.

На подветренной стороне скорость ветра на 30 процентов меньше по сравнению с ровным, открытым местом, а на вершине, наоборот, больше. В результате этой разницы вершина холма более или менее свободна от снега, а у подножья его - большие сугробы.

Вообще отложения снега, подобно отложениям песков, служат как бы фотографией ветров, и по узору этих отложений можно судить о направлении и скорости воздушных потоков.

Рассмотрите внимательно рисунки на этой странице. На одном из них (рис. 4) у основания небольшого обрыва, с той его стороны, которая обращена к ветру, мелкие воздушные вихри выдули жолоб. С противоположной, подветренной, стороны обрыва, у вершины его, вихри выдули клювовидный козырек, у основания - намели сугробы.

На рис. 4 и 5 вы видите и схему вращения этих вихрей.

Воздушный поток обтекает густой лес почти так же, как и холмы, а в самом лесу ветра, как вы знаете, почти не бывает.

Поэтому снег в густых лесах лежит ровным слоем, зато на окраинах его высятся снежные сугробы.

На опушке рощи или негустого леса сугробы невелики. Такие леса с редкостоящими деревьями ветер не обтекает, как сплошное препятствие. Он проходит внутрь леса и разбивается здесь между деревьями на мелкие струйки.

О том, как много энергии тратит в таком лесу воздушный поток на создание мелких вихрей, на трение о стволы, можно судить по тому, как качаются кроны деревьев. Попробуйте раскачать большое дерево так, чтобы его вершина клонилась от ваших усилий. Вряд ли это вам удастся. А ветер, даже не слишком сильный, свободно раскачивает не одно дерево, а сотни и тысячи.

Даже из того немногого, что мы здесь рассказали, можно заключить, что леса, холмы и даже слабый рельеф поверхности почвы очень существенно влияют на скорость воздушных потоков, несущихся в слое от нескольких сантиметров до нескольких десятков метров над поверхностью Земли.

О том, что растительность задерживает не только снег, но и ослабляет влияние суховеев и пыльных бурь, было известно давно. Но возможность активного использования растительности, и именно древесной, для уменьшения скорости ветра и вместе с тем для задержания снега на полях была научно доказана и подтверждена специально поставленными опытами только в конце прошлого столетия профессором Докучаевым и его учениками.

Чем выше лесная полоса, тем на большем расстоянии сказывается обусловленное ею уменьшение скорости ветра. Лесные полосы ослабляют ветры в зоне, шириной в 20-30 раз превышающей их высоту. На такое же расстояние распространяется и их влияние на снежный покров. Но лесные полосы могут быть разной конструкции, и в зависимости от этого различно и их влияние.

Лесные полезащитные полосы могут быть плотной и ажурной конструкции.

В непродуваемой лесной полосе плотной конструкции деревья и кустарники располагаются так, что они образуют густую сплошную стену - чащу. Ветер через такую полосу проникает слабо или почти не проникает, и полоса оказывает ветру такое же сопротивление, как стена. Около такой полосы образуется большой сугроб снега (рис. 6).

Весной снег здесь медленно тает и может задержать развитие сельскохозяйственных культур. Ветер, натыкаясь на непродуваемую полосу, как на препятствие, переваливает через нее, а за полосой опускается вниз и опять дует почти с такой же силой.

Наиболее благоприятное влияние на скорость ветра и распределение снежного покрова оказывают ажурные лесные полосы, редкие внизу и более густые в верхней своей части. Нижние слои воздушного потока с малой скоростью и мелкими вихрями, просачиваясь сквозь такую полосу, еще более ослабевают, но вместе с тем препятствуют опусканию на Землю той части воздушного потока, которая, почти не ослабев, перевалила поверх лесной полосы.

Лесная полоса, имеющая крупные просветы не только в нижней, но и в верхней своей части, пропускает сквозь себя и верхние слои воздуха, имеющие большую скорость и завихренность. Такая полоса, подобно плотной полосе, является менее надежной защитой от вредоносных ветров: метелей, суховеев и пр.

Ветрозащитное действие лесных полос наиболее полно проявляется при ширине их от 10 до 20 метров.

У ажурных полос скорость ветра снижается более равномерно, и зоны затишья перед ними не наблюдается. Поэтому и сугробы снега у таких полос накапливаются гораздо меньших размеров, а на полях между ними снег распределяется более ровным и глубоким слоем (рис. 7).

На снежный покров непосредственно воздействует скорость ветра у самой Земли, на высоте всего лишь нескольких сантиметров.

На такой высоте она зависит не только от крупных препятствий, но и от малейших рытвин, кочек, старой травы и пр. Влияние этих столь, казалось бы, незначительных преград очень сильно: засохшие стебли травы в пределах своей высоты задерживают снег даже лучше, чем деревья или кустарники. Поэтому все, что увеличивает неровности на поверхности Земли, способствует тому, что снег не сдувается, а задерживается на полях.

Для того чтобы удержать на поле как можно больше снега, используют как кулисы стебли кукурузы или подсолнуха. Кулисный метод снегозадержания нашел сейчас широкое распространение в наших южных областях.

Для получения высоких и стойких урожаев нужно накапливать и удерживать на полях и лугах как можно больше снега - утеплителя почвы зимой и источника обильной влаги весной. И мы видим, как в основном эти задачи решаются. Но иногда нужно решить задачу обратную - защитить дорогу или селение от снежных заносов. В этих случаях снег различными преградами заставляют скапливаться в стороне от защищаемого места. Деревянные щиты, заборы, живые изгороди, тянущиеся вдоль дорог, преграждают путь снежным сугробам (рис. 8).

Но вот зима подходит к концу. Все чаще и чаще наступают оттепели. Под лучами Солнца снег начинает таять. И в эту часть года мы вновь встречаемся с рядом особенностей, связанных с микроклиматом.

Вы, верно, замечали, что снег тает далеко не сразу и не везде одинаково быстро. Грязный, темный снег тает быстрее, чем чистый, белый. Это и понятно. Ведь чистый снег отражает 60-80 процентов солнечных лучей и поглощает, следовательно, только третью или даже пятую часть солнечного тепла. Грязный же, как и всякое темное тело, поглощает тепла от Солнца гораздо больше - до двух третей. Вот почему в городах и вблизи них снег, загрязненный пылью и копотью, сходит намного раньше, чем в сельских местностях.

Дольше всего снег задерживается в лесу, и в этом, между прочим, заключается большая роль леса в сохранении и регулировании влаги, а следовательно, и в создании благоприятного для растительности микроклимата.

Таяние снега происходит в лесу медленно, постепенно. Эта постепенность, как мы уже говорили, уменьшает весенние паводки в наших реках, способствует более равномерному поверхностному и грунтовому стоку вод и тем самым повышает в реках их летний уровень.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter .

Тема урока: В гости к зиме. Невидимые нити в зимнем лесу.

Цели урока:
- Формировать представления младших школьников о зимних изменениях в неживой и живой природе;
- Познакомить с особенностями зимней жизни растений и животных;
- Учить распознавать деревья зимой, следы животных на снегу;
- Систематизировать и обогатить знания о природных связях.
Оборудование: Презентация к уроку, картины с изображением зимы.

Ход урока:

Деятельность учителя Деятельность уч-ся
1. Организация начала урока.
2. Постановка целей.
- О чём мы сегодня будем говорить на уроке, узнаете из загадки:
Снег на полях, лёд на реках,
Вьюга гуляет, когда это бывает?
- Сегодня мы будем говорить о зиме, об изменениях в природе с наступлением зимы.

3. Работа над новым материалом.
- Какая бывает природа?
- Какие объекты неживой природы могут заинтересовать нас зимой?
- О чём мы будем говорить, рассматривая живую природу зимой?
- Какая температура воздуха бывает обычно зимой?
- Что можно сказать о положении солнца?
- Какие осадки выпадают зимой?
- Что происходит с реками, озёрами, прудами?

Зима – самое холодное время года. Температура опускается ниже нуля градусов. Солнце зимой занимает самое низкое положение на небосводе, поэтому дни самые короткие, а ночи самые длинные. Замерзает почва и водоёмы. Осадки выпадают в основном в виде снега, поэтому земля покрывается снежным покровом.

Фотография зимы на экране.
- Посмотрите на фотографии и расскажите, какие явления природы можно наблюдать зимой?
- Что это за явление? (фотография: идёт снег)
Снегопад – выпадение снега из облаков. Сильные
снегопады зачастую приводят к заносам на дорогах, могут привести к обрыву линий электропередачи, повреждению строений. В горах могут привести к сходу лавин.
- Что это за явление? (фотография: метель)
Метель - перенос снега над поверхностью земли сильным
ветром. Метель, вьюга, буран, пурга – все эти понятия относятся к одному и тому же явлению. Слово «буран» тюркского происхождения. Так обычно называют метель жители заволжских степей и азиатской части России. В северных районах чаще используется термин «пурга». Буран и пурга – так называют особо сильные метели.
- Что это за явление? (фотография: позёмка)
Позёмка – самая слабая метель. Снег не поднимается.
Снежные струйки стелятся над поверхностью снежного покрова до высоты 30 см.
- Что это за явление? (фотография: оттепель)
Бывает, что зимой температура поднимается выше нуля градусов, пригревает солнце, снег начинает подтаивать, становится влажны, образуются сосульки. Это оттепель.
- Что это за явление? (фотография: гололедица)
Гололедица представляет собой тонкий слой льда на
земной поверхности, образовавшийся после оттепели и дождя в результате наступления похолодания. Гололёд – это лёд на проводах, ветках, заборах.
- Что это за явление? (фотография: изморозь)
Изморозь – вид атмосферных осадков, представляющих собой рыхлые белые кристаллы, нарастающие на ветвях деревьев, проводах, изгородях и других тонких предметах, обычно во время тумана.

- Послушайте загадку:
Он летает белой стаей и сверкает на лету.
Он звездой прохладной тает на ладони и во рту.
Он на солнышке – румяный, под луной он – голубой.
Он за ворот и в карманы залезает нам с тобой.
Он и белый, и лохматый, и пушистый, как медведь.
Раскидай его лопатой, что же это, ты ответь!

Сейчас мы поговорим о снеге.
- Можете ответить на вопрос, что такое снег?
Высоко над землёй, где царит сильный холод, образуются из водяных паров льдинки-кристаллики крохотных размеров. Кристаллики всё время растут и, наконец, становятся снежинками. Снежинки собираются в хлопья и падают на землю.
Снег – твёрдые атмосферные осадки, выпадающие из облаков в виде снежинок. Снежинки образуют снежный покров. Снежинка – сложная симметричная структура, состоящая из кристалликов льда, собранных вместе. До сих пор не удалось найти двух одинаковых снежинок. Снежинки состоят на 95% из воздуха, поэтому так медленно падают.
Интересные факты.1. Самая крупная снежинка была засвидетельствована 28 января 1887 года во время снегопада в Монтане, США. Она имела диаметр 38 см. 2. В 1885 году американский фермер Уилсон Бентли получил первую удачную фотографию снежинки под микроскопом. Он занимался фотографированием снежинок 46 лет, сделав более 5000 уникальных снимков. 3. В 2001 году свои исследования в области снега начал профессор физики, астроном Кеннет Либбрехт из Калифорнийского технологического института. В его лаборатории снежинки стали выращивать искусственно. 4. Японский учёный Накая Укитиро первым создал классификацию снежинок. Именем Накая назван единственный в мире музей снежинок, расположенный на острове Хоккайдо.
- Какую роль выполняет снег в жизни растений?
Снег для травянистых растений всё равно, что тёплое одеяло. Снег укрывает и корни деревьев, защищая их от морозов.

Растения зимой.
- Как зимуют лиственные деревья, хвойные деревья?
- Как зимуют с кустарниками?
- Что происходит с травами?
Лиственные деревья сбросили листву, хвойные деревья остались зелёными, кустарники сбросили листву, некоторые травы пожелтели, а некоторые зимуют под снегом зелёными (земляника, копытень, рожь озимая, пшеница озимая).

Зима в жизни зверей.
Зима – трудный период в жизни зверей.
- Сравните, как выглядят некоторые звери летом и зимой и ответьте на вопрос, как приспосабливаются звери к морозам; к снегу?
С октября у всех зверей вместо редкой летней шерсти отрастает новая – густая и пушистая. А у некоторых изменяется и её окраска. Такие изменения называются линькой.
- Зимой трудно найти корм. Рассмотрим, как по-разному животные приспосабливаются к жизни в тяжёлых зимних условиях.

Звери, которые делают запасы.
- Отгадайте, что за зверь.
Кто соперничал красой с рыжей модницей лисой?
Хоть немного ниже ростом, прокормиться ей непросто.
Запасает впрок орешки, жёлуди и сыроежки. (белка)
- Как изменяется шерсть у белки с приходом зимы?
- Как белка готовится к зиме?
Белка летом готовится к зиме, несколько килограммов орехов и грибов запасает она, причём среди них не бывает ни одного гнилого. К зиме белка меняет рыжую шерсть на серую, незаметную среди стволов деревьев. Еловую шишку белка распотрошит за 3 минуты, а сосновую за минуту. В морозы белки не покидают гнезда по нескольку дней – там тепло, 10 градусов тепла. Есть и продовольственный запас. Гнездо у белки в дупле или на ветках, ближе к стволу. Внутри жилище выстилает мхом, лишайником, сухими травинками, листьями, шерстью. В гнезде обычно один или два входа, которые в сильные морозы белки затыкают мягким лишайником или хвостом. Чутьё у белок острое – зимой они могут почувствовать орехи, находящиеся под снежным покровом толщиной в метр Забывчивая белка зимой находит не все свои припасы, и ненайденный клад семян весной прорастает.
- Отгадайте, что за зверь.
Зверьки малы, шубки у них серы,
Хвосты длинны, глазки черны, зубки остры. (мыши)
- Где живут зимой мыши?
- Чем питаются?
Зимой мыши почти всё время проводят под снегом. Снег защищает их от врагов и от холода. Под снегом зверьки роют ходы, в которых отыскивают корм: жёлуди, орехи, зелёную траву, ветки. Обгладывают кору кустарников и деревьев, поедают семена, подземные части растений. Мыши делают запасы, достигающие трёх килограммов.

Звери, которые ищут корм.
- Отгадайте, что за зверь.
Хвост пушистый, мех золотистый,
В лесу живёт, кур крадёт. (лиса)
- Как изменилась шерсть лисы зимой?
- Что зимой ест лиса?
Лиса охотится в сумерках или ночью за птицами, зайцами, ежами. К добыче подкрадывается незаметно, а потом бросается на неё неожиданно. Под снегом лиса выслеживает мышей. Мышиный писк слышит за 100 метров – такой отличный слух. Нору устраивает на склоне оврагов и холмов. Во время сильных морозов и непогоды лиса ищет убежище, сворачивается клубком и прикрывается хвостом.
- Отгадайте, что за зверь.
Прыгун – трусишка, хвост – коротышка,
Глазки с косинкой, ушки вдоль спинки,
Одёжка в два цвета – на зиму, на лето.(заяц)
- Как меняется шерсть зайца зимой?
- Чем питается заяц зимой? Почему не делает запасы?
Зайцы питаются веточками осины, берёзы, клёна, дуба, орешника. С толстых веток сгрызают кору. Могут есть и сухую траву. Днём зайцы проводят в укромных местах – под поваленными стволами, под ветками ели, под пнями, в кустах. В сильные морозы зайцы роют в снегу глубокие норы. Спят, не закрывая глаза. От хищников их спасают ноги. Они легко передвигаются по снегу, потому что широкие лапы, обросшие к зиме шерстью, не позволяют им проваливаться.
- Отгадайте, что за зверь.
На овчарку он похож, что ни зуб – то острый нож.
Он бежит, оскалив пасть, на овцу готов напасть. (волк)
От мороза волка защищает густой мех длиной 8 см. На охоте нос первым подсказывает волкам, где нужно искать добычу. По ветру они улавливают даже самого мелкого животного, находящегося в 1 – 2 км он них. Благодаря острому обонянию волки могут преследовать жертву по следам. Заслышав шум, они поводят ушами и определяют, откуда исходит звук. Источник звука может находится в нескольких км от них. Передвигаются волки почти бесшумно, потому что бегают на самых кончиках. Весной и летом волки живут одиноко или попарно, осенью – целой семьёй, а зимой хищники собираются в стаи. Зимой, особенно при глубоком снеге, стаи волков передвигаются гуськом, животные следуют друг за другом, ступая в тот же след. Зимой волки становятся гораздо опаснее, нападают на крупный и мелкий скот.
- Отгадайте, что за зверь.
Трав копытами касаясь, ходит по лесу красавец.
Ходит смело и легко, рога раскинув широко. (лось)
- Чем питается лось зимой?
Лося называют лесным великаном. Медленно бродит он зимой среди кустарников и молодых деревьев, объедая их ветви. На ночь и в непогоду лось прячется в углубления в снегу. У отдыхающего лося из укрытия видны только голова и спина, покрытая особенно густой шерстью. Ноги он прячет под тёплое брюхо.
- Отгадайте, что за зверь.
Этот зверь с двумя клыками, с очень мощными ногами
И с лепёшкой на носу, роет землю он в лесу. (кабан)
- Что ест зимой кабан?
В зимний период кабаны используют в пищу кору и ветви деревьев, опавшую листву. Корм ищут днём, а холодными ночами отдыхают на лёжках. Зимняя лёжка представляет собой углубление среди натасканной ветоши, мха, веток, хвои под густой кроной деревьев. Лёжки устраивают коллективные, так теплее, а для безопасности ложатся головами в разные стороны.

Звери, которые зимой спят.
- Отгадайте, что за зверь.
Летом ходит без дороги
Возле сосен и берёз,
А зимой он спит в берлоге,
От мороза прячет нос. (медведь)
- Что можете рассказать о зимней жизни медведя?
Берлогу медведь устраивает в сухом месте, в углублении под вывернутым с корнями пнём. Лапу медведь не сосёт, а лижет. Зимой у медведей на подошве отслаивается и слезает старая, огрубевшая за лето кожа. Молодая нежная кожица чешется и мёрзнет. Вот медведь и облизывает подошвы языком. Если медведь летом плохо ел, то у него под кожей накапливается мало жира. Зимой он не может долго спать, начинает ходить, искать себе пищу. Таких медведей называют шатунами. Встреча с медведем-шатуном очень опасна для человека.
- Кто из зверей ещё спит?
В отличие от медведя барсук просыпается – поест своих запасов и снова засыпает. Нора у него в сухом месте, глубокая и широкая, в ней несколько отнорков.

Животные, которые впадают в спячку.
- Посмотрите, какие животные зимой впадают в спячку?
Спячка – это более глубокий и продолжительный сон с понижением температуры тела.

Рыбы зимой.
- Знаете ли вы, как зимуют рыбы?
Лёд зимой покрывает реки, пруды, озёра. В глубине, на дне спят рыбы.
- Какие рыбы зимой спят? (сом, лещ, окунь, судак, плотва, лещ, карась, налим).
Они находят мягкие ямки, камни, упавшие пни и лежат без малейшего движения.

Чьи это следы на снегу.
Посмотрите на фотографии следов разных животных. Попробуйте угадать, какие следы принадлежат белке, вороне, зайцу, лосю, лисе, мышке?

Птицы зимой.
- Как называются птицы, которые остаются зимовать?
- Каких зимующих птиц вы знаете?
Сейчас мы прочитаем стихотворение и узнаем, какие птицы зимуют в наших краях. (Поползень, чечётка, снегирь, дятел, чиж, клёст, щегол, щур).
Некоторые птицы держатся поближе к жилью человека. Отгадайте, что это за птицы.
Носит серенький жилет, но у крыльев – чёрный цвет.
Видишь, кружат двадцать пар и кричат: Кар – кар – кар!

Маленький мальчишка в сером армячишке
По дворам шныряет, крохи собирает.

Непоседа пёстрая, птица длиннохвостая,
Птица говорливая, самая болтливая.
- Чем питаются зимой птицы?
Птицы зимой питаются семенами, плодами, почками деревьев, хвоей.
- Что птицам страшнее холод или голод?

Помогите птицам!
- Как человек может помочь птицам?
Зимой птицам приходится трудно. Когда земля покрывается снегом, птицам трудно найти корм, поэтому только люди могут им помочь пережить холодную зиму.

Невидимые нити в зимнем лесу.
- Посмотрите, какое дерево на фотографии?
Ель – одно из красивых и величественных деревьев нашего леса. На примере ели мы рассмотрим, как связаны животные и деревья; животные друг с другом. Посмотрите на первую группу фотографий и ответьте, чем является ель для клеста, белки, дятла? Действительно, клесты строят на ели гнёзда и выкармливают зимой своих птенцов, дятлы и белки могут устроить своё гнездо в дупле ели. Посмотрите на вторую группу фотографий, что даёт ель птицам и животным? Шишки ели – это пища для них, под корой ели дятел может найти насекомых. Посмотрите на фотографию зайца. Чем ему помогает ель? Под ветвями ели заяц может спрятаться от своих врагов, потому что ветви опускаются низко, почти к самой земле. А ещё есть связи между животными – «друзьями» ели. Например, клёст выедает из шишки не все семена. Шишка падает на землю и теперь еловыми семенами могут полакомиться дятел, белка или мышь-полёвка, которые сами не могут сорвать шишку. Животные тоже съедают не все семена, некоторые падают в снег, а потом весной прорастают, так появляются новые молодые ели. Так животные помогают ели размножаться. Люди тоже могут стать друзьями ели, если на Новый год поставят у себя дома искусственные ёлочки, а живые пусть растут в лесу и радуют животных.

Подведение итогов.
- Что нового вы узнали?
- Что было особенно интересно?
- Какие полезные для себя знания усвоили?
Спасибо за урок.

«Объединение русских земель» - Доказать, что к 14 веку сложились предпосылки объединения русских земель. Какие были политические предпосылки? А были ли другие варианты у прошлого? Задачи. Выводы. Были ли объединительные силы в русских землях после распада Руси? Рост национального самосознания. Выделить предпосылки объединения русских земель: политические социально-экономические этнические.

«Открытие Земли» - Исследовал Южную и Восточную Африку. Развитие знаний о Земле. Магеллан побывал на Марианских и Филиппинских островах (где погиб в стычке с туземцами). Итоги урока. Климат преподносит нам много сюрпризов, которые ставят человечество в тупик. Ф. Нансен. Привести примеры связи физической и экономической географии?

«Русская земля» - не мог посещать вече, приобретать вотчины на окраинах Новгородской земли. Даниил Галицкий (1221-1264). Икона. Боярская республика, приглашение и изгнание князей, важнейшая роль торговли. Александр Ярославич Невский: «Кто с мечом…». Древняя Русь IX - XIII вв. Курултай 1206 г. Вервь – община. С 1148 г. Архиепископ.

«Снег и лёд» - Сделай вывод. Положи в один стакан кусочек льда, в другой – комок снега. Опыт 1. Проверь. Лёд бесцветный. Что ты наблюдаешь? Снег белый. Лёд прозрачный. Сравни снег и лёд по цвету с листками цветной бумаги. Свойства снега и льда. Снег и лёд тают под действием тепла, превращаются в воду. Сожми в одной руке немного снега, а в другой - кусочек льда.

«Возникновение Земли» - Образование облаков меньших размеров. Проблема термодинамического барьера на пути возникновения протобиополимеров в процессе поликонденсации. Очень большое давление. Разделение единой Вселенной на части. Теория «Большого взрыва». Развитие науки. Образование планетной системы из оставшихся газов и пыли на периферии протозвёздного диска.

«Форма Земли» - Магеллан (мореплаватель). Значит, есть на Земле какой- то изгиб, незаметный человеческому глазу. Стороны горизонта. (Окружающий мир - 3 класс). Аристотель. Земля в форме диска. Кадры из кинофильма «Старик Хоттабыч». Горизонт. Остальные стороны горизонта найти уже легко. Стороны горизонта: Такую тень может давать только круглый предмет.

В настоящее время парниковый эффект разогревает земную поверхность все более заметно для обитателей Земли. А в доисторические времена планете приходилось переживать прямо противоположный процесс - замораживание. 750 миллионов лет назад вся превратилась в один сплошной ледник, и внеземной наблюдатель увидел бы из космоса нашу планету в виде безжизненного ледяного шара. Земля пережила полное оледенение по меньшей мере два раза.

Примерно 750 миллионов лет назад вся поверхность Земли, континенты и Мировой океан, представляла собой однообразную заснеженную пустыню - ледник от полюсов до экватора. Группа французских исследователей опубликовала в научно-популярном журнале Nature статью о ледниковом прошлом нашей голубой планеты. Французские ученые создали геоклиматическую модель, чтобы выяснить причины внезапного оледенения. Оказалось, что температура резко упала вследствие катастрофического разрушения гигантского континента.

550-800 миллионов лет назад Земля дважды превращалась в обледенелый шар. Ученые-климатологи на основании результатов новейших исследований полагают, что какая-то одна, даже очень серьезная причина сама по себе не могла бы привести к полному обледенению Земли. Скорее всего произошло роковое совпадение двух важных обстоятельств: солнечное излучение в тот период, по-видимому, было примерно на 6% слабее, чем сейчас; одновременно концентрация в атмосфере углекислого газа (С02), создающего парниковый эффект, упала до минимального уровня.

При нормальных условиях углекислый газ действует в масштабах планеты как стеклянная крыша в парнике: он не дает теплу беспрепятственно уходить в космическое пространство. Без крыши в парнике станет холодно, и без углекислого газа в атмосфере температура поверхности планеты обязательно понизится.

Колебания солнечной активности объясняются довольно просто, чего нельзя сказать о необыкновенно низком уровне содержания углекислого газа в атмосфере. Французские климатологи решили найти удовлетворительное объяснение этого природного явления. Яник Донадье, сотрудник лаборатории исследования климата Французского научно-исследовательского центра, создал вместе с группой коллег компьютерную модель, в которой скомбинированы климатические и геологические факторы. Ученые принимали во внимание круговорот воды в природе и последовательно ввели в компьютер большой объем точных сведений.

Компьютер обработал полученную информацию и в результате выдал, что 750 лет назад на Земле произошла катастрофа: древнейший континент, названный учеными Родиния, со страшным грохотом развалился. Крах огромного участка суши, центр которого находился в районе современной Северной Америки, выбросил из земных недр колоссальные массы базальта. Каменные глыбы, оказавшиеся на поверхности, постепенно выветривались, и при этом они забирали из атмосферы большое количество углекислого газа.

Катастрофа в северной части Западного полушария, по всей вероятности, положила конец периоду экстремально сухого климата, долгое время господствовавшего на этом континенте. Дождей стало больше, по равнинам потекли океан глубокие полноводные реки. Из-за таких перемен поглощение углекислого газа увеличилось, усилилось и выветривание базальтовых скал, которое сопровождалось значительной убылью двуокиси углерода.

Согласно вычислениям Донадье, из-за катастрофы Родинии средние температуры на Земле снизились более чем на восемь градусов по Цельсию. Исследователи пришли к выводу, что значительные тектонические изменения превратили Землю из теплого парника в настоящий морозильник. Планета надолго покрылась толстой коркой льда и снега.

Последний ледниковый период случился значительно позднее. Изучение каменных осыпей в Южной Америке доказало, что ледяные массы в то время тоже покрывали всю планету, а не только Северное полушарие, как долгое время считали ученые.

Определение возраста каменной гряды, оставленной в Андах отступившим ледником, обнаружило интересный факт: преобладающая часть Южного полушария во время последнего ледникового периода была ледяной заснеженной пустыней. Возглавляемый Майклом Капланом научный коллектив геологов Университета штата Висконсин представил результаты своей работы в специальном журнале Американского геологического общества.

Это ледниковый период не обошел стороной Южное полушарие, ученые знали уже давно - по следам, оставленным в Южной Америке массами льда. Сползая по поверхности суши, ледники двигали вместе со льдами огромное количество валунов, песка и глины. Потом льды таяли, и после них оставались характерные каменные гряды, называемые моренами. Однако геологи могли только уточнить место, где образовался ледник. Для них оставалось тайной, когда именно произошло оледенение.

С помощью нового метода ученые точно установили время ледникового периода на территории современной Южной Америки. Метод основан на том, что на поверхность Земли постоянно попадают энергетически заряженные частицы из космоса. Благодаря «вмешательству» этих частиц в земные дела атомы кислорода химически преобразуются в молекулы кварца, который входит в состав песка и камней. По количеству в определенной пробе грунта изотопов (так называют измененные ядра атомов) можно узнать, с какого времени этот грунт подвергался космическому облучению.

Камни в моренной гряде открылись потокам лучей только с того момента, когда растаял ледник. Поэтому Каплан и его коллеги смогли рассчитать, что обледенение в Андах закончилось 16 тысяч лет назад. Точно такой же возраст имеют морены в Северной Америке. Это значит, что последний ледниковый период закончился одновременно и в Северном, и в Южном полушариях.

Эти результаты расчетов, по мнению авторов работы, доказывают, что похолодание, которое стало причиной наступления ледникового периода, затронуло всю планету, а не какую-то ее часть. Майкл Каплан и его коллеги надеются, что их исследования помогут лучше понять климатические изменения, которые происходят на Земле в настоящее время.

  • Сергей Савенков

    какой то “куцый” обзор… как будто спешили куда то