Кем является бог гор. Гор бог, энергетический канал бога Гора (посвящение, инициация) — Храм Истины

Дата создания: 05.05.2010, изменено: 13.01.2012, общий рейтинг: 4.171

Хор(Гор) ,(«высота», «небо») — бог в древнеегипетской мифологии, сын Исиды и Осириса. Его супруга — Хатхор. Его главный противник — Сет.

Хор(Гор) — бог неба, царственности; живого древнеегипетского царя представляли — воплощением бога Хора.

Хор(Гор) — один из древнейших египетских богов, хранивший предания о тех временах, когда охота была главенствующим занятием мужчин. Его изображали — в более поздние периоды — в виде человека с головой сокола или солнечного диска с распростертыми соколиными крыльями.

По-видимому, первоначально это был племенной бог воинственных охотников, сумевших установить господство над соседними племенами. Их вождь уподоблялся стремительному остроглазому хищнику, «владыке небес», воздушного океана. Предполагается, что Гор стал местным божеством в Иераконполе (Верхний Египет), а когда местный вождь покорил своих врагов, стал первым египетским фараоном, Гор-сокол явился олицетворением царской власти.

Правда, цари II династии (около 2800 г. до н.э.) называли себя «Хор и Сет». Но это означало, по всей вероятности, признание равных прав и за Нижним Египтом, который в экономическом отношении опережал Верхний.

Хор (Гор) выступал в двух ипостасях: как владыка небес, царь богов, бог Солнца, а также как земной царь, фараон. По мнению Р. Антеса, «Хор представляется настоящей троицей, состоящей из небесного царя, земного царя и сокола».

Правда, уже тогда было очевидно отличие небесного царя от земного, смертного владыки Согласно Текстам пирамид, для преодоления этого противоречия была придумана такая мифологическая цепочка (нечто подобное идее круговорота жизни). После своей смерти земной Гор, по этой версии, превращался в воскресающего бога Осириса, чем обеспечивалось его бессмертие.

В одном из космогонических мифов Гор представлен сыном Осириса и Исиды, рожденных Нут и Гебом. Однако жестокий и злобный Сет убил своего брата Осириса и завладел его троном. Но когда Гор вырос и окреп, он вступил в схватку с Сетом и победил. Его провозгласили царем Египта.

Складывается впечатление, что миф рассказывает о борьбе за власть между царями Нижнего Египта (под покровительством бога Сета) и Верхнего Египта (почитавшего Гора). Поначалу первенство оставалось за вождями Нижнего Египта, которые затем потерпели поражение. Тем более что, по одной версии, Сет был не дядей, а братом Хора(Гора) .

В более поздних мифах Гор изображен как светоносный бог, который вступает в схватку с силами тьмы и зла, мстит за смерть своего отца Осириса и охраняет власть фараона.

На рельефе храма Гора в городе Эдфу (Бехдет) Хор(Гор) , стоящий на носу ладьи бога солнца Ра, гарпуном поражает врагов света, олицетворения сил зла — крокодилов и гиппопотамов. Порой образы Гора и Ра сливаются воедино.

Согласно одному из мифов, Исида зачала Хора(Гора) от погибшего Осириса (злодейство Сета) и воспитывала сына, скрываясь в дельте Нила. Возмужав, Хор(Гор) явился на совет богов и доказал, что трон Египта должен принадлежать ему.

Сет вступил в схватку с Хором и поначалу одержал верх над ним, вырвав у него глаз — чудесное Око (оно будет в других мифах фигурировать как Око Ра). Но Хор(Гор) не сдался, и в дальнейшей борьбе оторвал у Сета то, что делало его мужчиной. Отобрав Око, Хор(Гор) дал его проглотить Осирису, тот ожил и передал египетский трон Гору.

Когда Хор(Гор) скрывался в дельте Нила, ему покровительствовали боги, а едва ли не более других — Тот, бог мудрости, письменности, счета, а также магии. Можно предположить, что Гор получил в юности хорошее образование. Став царем объединенного Египта, Хор(Гор) (в своем земном воплощении) приобрел небывалую власть. Однако управление страной без организации путей сообщения и связи, а также государственного аппарата было затруднено.

«В связи с этим, — писал Р. Антее, — высшие посты в Египте занимали члены царской семьи. Так было во времена Хеопса, около 2650 г. до н.э, при его преемниках и, несомненно, в предшествующий период. Однако с началом V династии, около 2550 г. до н.э., те же посты занимали уже люди нецарского"происхождения. Эта перемена показывает, что положение царя изменилось. Одновременно концепция о Хоре (Горе) как о верховном боге была заменена или, скорее, отодвинута на второй план представлением о том, что верховным богом является солнце, Рэ (Ра), и что царь — просто сын Рэ».

По мнению Антеса, такая перемена была вызвана скорее всего недовольством кликой царских родственников, управлявших страной. Помимо этого в стране происходили значительные перемены в системе хозяйства, управления и укрепления центральной власти. Стали утрачивать смысл архаичные представления о многочисленных богах, относящихся к миру животных и людей, а племенная организация общества, а с ней и племенные боги-покровители, осталась в прошлом. Дополнялись мифы; на прежние предания накладывались новые, отражающие меняющееся мировоззрение. Успехи астрономии раскрыли великое значение Солнца для жизни на Земле.

Р. К. Баландин "100 великих богов"

Который хранит предания о времени, когда охота была самым главным для мужчин занятием. В более поздние периоды он изображался человеком с орлиной головой или солнечным диском с открытыми соколиными крыльями.

Скорее всего, вначале это был бог племени воинственных охотников, которые сумели установить господство над соседними племенами. Их главный вождь уподоблялся соколу, «владыке небес» и воздушного океана. Предположительно, Гор стал местным богом Иераконполе (регион Верхнего Египта), а когда вождь покорил всех своих врагов, он стал первым фараоном Древнего Египта. Гор -сокол стал олицетворением царской власти.

Правда, цари второй династии называли себя «Гор и Сет». Но скорее всего, это означало, что Верхний и Нижний Египет имели равные права (хотя Верхний значительно превосходил Нижний в экономическом развитии).

Гор выступал сразу в нескольких ипостасях: как царь богов, владыка небес, солнечный бог и как земной царь, фараон. Согласно Р.Антесу «Гор является самой настоящей троицей, которая состоит из небесного владыки, земного фараона и сокола».

Правда уже в то время было очевидно различие между небесным и земным царем. Согласно текстам, найденным в Пирамидах, для преодоления данного противоречия была придумана следующая мифологическая цепочка (что-то вроде круговорота жизни). После своей смерти на земле Гор , по данной версии, воскресал в образе бога Осириса, чем и обеспечивал себе бессмертное существование.

В одном из мифов и легенд о сотворении земли Гор был сыном Осириса и Изида, которые рождены Нут и Гебом. Однако злобный Сет убил собственного брата и завладел ненадолго его троном. Гор вырос, окреп и вызвал на бой Сета. И победил, после чего его признали полноправным царем Египта.

Складывается такое впечатление, что данный миф повествует о борьбе между египетскими фараонами Нижнего Египта (который находился под покровительством Сета) и Верхнего Египта (который почитал Гора ). Поначалу первенствовали вожди Нижнего, которые впоследствии потерпели поражение. Тем более, что согласно одной из версий, Сет был даже не дядей, а родным братом Гора .

В поздних мифах и легендах Гор изображается богом света, который вступает в борьбу с силами зла и мстит за смерть Осириса, своего отца и охраняет божественную власть фараонов.

На рельефе храма в городе Эдфу Гор изображался стоящим на солнечной ладье Ра и гарпуном поражающий врагов света, истинные олицетворения тьмы – бегемотов и крокодилов. Иногда образы Ра и Гора сливаются вместе.

Согласно некоторым мифам, Исида родила Гора от покойного Осириса и воспитываласына на берегах Нила. После того, как Гор вырос он явился на божественный совет, чтобы доказать свое право властвовать над Египтом.

Сет вступил в схватку с ним и поначалу даже одержал небольшую победу – вырвал глаз, чудесное Око (которое в других мифах фигурирует как Око Бога Ра). Но Гор не уступил, и в последующей борьбе вырвал у Сета то, что делало его мужчиной. Забрав Око обратно, Гор дал проглотить его отцу и тот ожил, чтобы передать трон сыну.

Когда Гор воспитывался в дельте Нила, ему покровительствовали практически все боги, а больше всех – Тот, бог магии, письменности, счета и мудрости, Предположительно в молодости Гор получил прекрасное образование. Став царем единого Египта, Гор (как земной фараон) получил невиданную доселе власть. Однако управление Египтом без организации путей связи, а также без необходимого госаппарата было крайне затруднено.

В связи с этим, согласно Р.Антею, высшие посты в то время занимали члены царской семьи. Так было во времена фараона Хеопса, при его потомках и, несомненно, намного раньше до его царствования. Однако с началом пятой династии все переменилось – важные посты стали занимать люди нецарского происхождения. Данная перемена указывает, что положение царя немного изменилось. Одновременно с этим миф о Горе как о главном боге был заменен на другой, где ему отводилась уже второстепенная роль, а главным богом признавался Амон Ра , а фараон – это его сын.

По мнению Антеса, подобная перемена была вызвана, скорее всего, недовольством ряда царских родственников, которые управляли страной. В стране происходили значительные перемены в системе управления, хозяйствования и центральной власти. Архаичные представления о большом количестве богом начали утрачивать свои позиции. Племенная организация, вместе со всеми богами-покровителями – осталась в прошлом. Египетская мифология наполнялась – прежние легенды заменялись новыми, отражающими новое мировоззрение. Успехи астрономии показали значительное значение Солнца для земной жизни.

Бог Гор в Древнем Египте, если говорить кратко, является одним из самых древних богов во всем пантеоне. Его мать - богиня Исида, а отец - Осирис. Богу Гору противопоставлялся брат Осириса по имени Сет.
Бог Гор - символ неба, царственности. Это божество знаменито тем, что каждый фараон при жизни считался его воплощением. Изображали бога в виде человека с соколиной головой, а также его символом был солнечный диск с распростертыми крыльями.

Согласно мифологии, родился бог Гор после того, как был убит его отец, бог Осирис. Исида забеременела магическим образом. Существует легенда, что Гор в детстве был обычным ребенком, не отличающимся от любого другого египетского малыша. Он рос, развивался, иногда даже болел.
Предназначение бога Гора заключалось в том, что он должен был сразиться с убийцей своего отца - Сетом. Сцена их сражения - одна из самых известных легенд во всей древнеегипетской мифологии.

В самом первом поединке, состоявшимся между Гором и Сетом, Гор потерпел поражение, и лишился глаза. Лишь после нескольких последующих поединков Гору удалось вернуть свое божественное око и с его помощью воскресить отца, Осириса. Само око Гора у древних египтян стало амулетом - священное око уаджит. Люди носили его на теле в качестве оберега и даже хоронили вместе с мумиями. Также существует легенда, касающаяся рук божества. Бог Сет осквернил Гору руки. Тогда богиня Исида отсекла их и бросила в болото. Однако бог Гор обратился за помощью к богу Себеку, изображаемому в качестве крокодила, и он вернул его руки из болотных глубин. После Гор отнес их к богу Ра и тот сотворил аналогичные. Оставшаяся пара рук стала священной реликвией, которая хранилась в городе Нехен.

Также, согласно легендам, у бога Гора были собственные сыновья, однако в мифологии им уделено немного внимания. Все они напоминают мумии с головами животных - собаки, павиана, сокола и только у одного сына была голова человека. Сыновья Гора считались защитниками умерших, охраняющих внутренние органы. Именно поэтому сосуды, в которых бальзамировщики хранили внутренности умершего, были выполнены в форме сыновей божества.
Что касается культа этого божества, то поклонялись Гору во всем Египте, однако везде по-разному, в зависимости от региона. В каждой области были свои изображения этого божества и праздники в его честь. Это связано с тем, что в Древнем Египте обитало большое количество хищных птиц, и каждая из них находила отображение в образе бога Гора.

Следует отметить, что даже после окончания эпохи великих фараонов культ бога Гора в Древнем Египте оставался прежним - Птолемеи построили целый храмовый комплекс, посвященный этому божеству.

Гор - один из солнечных богов, имя его означает «высота», «небо». Гора изображали с головой сокола, а его символом было солнце с распростертыми крыльями.

Сын Осириса и Исиды, Гop родился после смерти своего отца. К тому времени власть над Египтом захватил погубивший Осириса коварный Сет. Исида бежала от его злобы в дельту Нила и там, среди болот, в уединении и тайне стала воспитывать Гора. Когда Гор возмужал, из царства мертвых к нему явился сам Осирис и благословил сына на борьбу с Сетом.

В первом поединке Гор потерпел поражение - Сет вырвал ему глаз. «Око Гора» - один из важнейших символов в египетской мифологии, средоточие божественной силы. После долгой борьбы Гор вернул свое Око и с его помощью оживил Осириса. Но Осирис предпочел остаться владыкой царства мертвых, с тем чтобы царем живых стал Гор.

Некоторые варианты мифа заканчиваются тем, что Гор становится царем Египта, а Сета Ра забирает с собой на небо и делает повелителем грозы. В других вариантах сюжет развивается дальше: Сет предлагает Гору различные испытания - превратившись в гиппопотамов, три месяца просидеть под водой, проплыть по реке на каменных ладьях, пытается опорочить Гора перед богами, поссорить его с Исидой и т. д.

Наконец, между ними происходит решительный бой, Гор побеждает Сета и повергает его к ногам Осириса. Светлый Осирис торжествует над темным Сетом.

Гор может показаться нам знакомым, потому что все мы помним его знаменитое изображение в виде человека с соколиной головой. На самом деле божественная сущность Гора сложнее.

Гор принимал множество воплощений и отождествлялся с другими богами, поэтому в египетском искусстве он предстает перед нами в разных обличьях и под разными именами.

Гор - важнейший персонаж египетского пантеона, поэтому его внешность, мифология, и особенно культ с трудом поддаются описанию. Все египтяне знали, что Гор - бог, ставший земным владыкой, бог, от которого произошел фараон, бог, чья земная жизнь во многих отношениях была очень человеческой: любовные похождения, соперничество... В его истории каждый мог найти что-то близкое себе.

Изображения Гора

Самое знаменитое (и самое распространенное в искусстве) воплощение Гора - человек с головой сокола. Этот бог изображается стоящим или коленопреклоненным; на голове у него может быть одна из трех египетских корон (белая, красная или пшент), корона атеф (она же венчает Осириса, отца Гора), или корона хемхемет.

Самое древнее изображение Гора в виде человека с головой сокола хранится в музее Лувра: это стела фараона Кахеджета (III династия, Древнее царство).

Есть и другие рисунки, некоторые очень древние, восходящие к началу истории царской власти: сокол с короной (или без нее), крылатый солнечный диск и урей перед ним, и, наконец, ребенок.

Мифы о Горе

Гор, один из величайших и древнейших богов египетского пантеона, отличается также числом своих изображений. На самом деле, следует говорить не об одном Горе, а о нескольких! Каждое из его воплощений или отождествляемых с ним божеств имело собственное имя и даже облик.

Однако множество воплощений не обязательно должно подразумевать множество мифов. И хотя о Горе упоминает впечатляющее количество мифологических циклов, совпадений в них немало, что служит доказательством наличия общих корней. Одно из таких общих мест - сказание о Горе, сыне Осириса и Исиды, прямом потомке бога царской власти Ра, далеком божественном предке фараонов. Эпопея Гора - одна из ключевых в древнеегипетской мифологии.

Тяжелое семейное прошлое Гора

История Гора неразрывно связана с запутанной историей его семьи. Она полна соперничества, ненависти и убийств! Разумеется, это сказание о богах, но в то же время оно напоминает о слабостях рода человеческого.

Гор появился на свет при драматических обстоятельствах. Юный бог лишился отца задолго до своего рождения. Великий Осирис, прямой потомок Ра, был коварно убит собственным братом Сетом. Жена Осириса и мать Гора, Исида, неутомимо защищала свое дитя, даже пока оно еще было в ее утробе. Она родила сына втайне от убийцы. Тщетная предосторожность - Сет обо всем узнал. Избавившись от брата, чтобы занять вместо него египетский трон, этот бог рассчитывал так же поступить и со своим маленьким племянником. Ведь юный сокол был новым - и законным - претендентом на власть над Египетским царством!

Сет знал это. Исида тоже. Знал и Гор: «Я есмь Гор, великий сокол... Далеко мое место от Сета, врага отца моего... Я иду войной на его убийцу, я помещу его под мои сандалии во имя моей ярости. Ибо я есмь Гор, и место мое далеко от людей и от богов. Я есмь Гор, сын Исиды», - так говорил он, напоминая о себе тем, кто желал к нему прислушаться. Но бог был еще совсем юн, чтобы не сказать хрупок.

Почти обычный ребенок...

Хоть Гор и был богом, сыном, внуком и правнуком бога, его детство проходило так же, как и у любого маленького египтянина. Он играл, учился читать и считать, он даже болел! От этой напасти он страдал особенно часто. Болезни и несчастные случаи шли сплошной чередой. Но боги бдели, и в первую очередь, его мать. Стоит отметить, что место, где жили Исида и Гор, было весьма необычным. И действительно, богиня решила вырастить своего ребенка вдали от Сета - в болоте Хеммиса. Она знала, что тот никогда не отважится забраться в такие места. Но в болоте не слишком-то приятно и полезно жить! Постоянные лихорадки и кишечные заболевания часто вызывали тревогу Исиды.

...но окруженный заботой

Однажды вечером, вернувшись домой, Исида нашла своего сына бездыханным. Он даже не мог сосать материнскую грудь. И тогда богиня обнаружила след укуса: вероятно, Гора ужалил скорпион. Мальчик был на грани смерти, и Исида призвала на помощь других богов. Нефтида, ее сестра, и Селкет, богиня-скорпион, тут же ответили на зов и явились к ней. «Нужно, чтобы вмешался Ра, - решили они. - Он должен любой ценой прервать свой бег и остановить время». Произнес «время» - значит, обратился к Тоту! Бог мудрости пришел к Исиде и успокоил ее: «Ничего не бойся, Исида! Я явился к тебе, вооруженный дыханием жизни, которое исцелит ребенка». Обернувшись к мальчику, Тот сказал: «Выйди, яд! Ра сумеет изгнать тебя. Его ладья прервала свой путь и не тронется с места, пока наш больной не излечится. Колодцы будут сухи, урожай иссохнет на корню, люди останутся без хлеба, пока к Гору не вернется здоровье». Но до таких крайностей дело не дошло. Гор быстро поправился. Однако это была лишь одна из малых бед, ждавших Гора на его сложном жизненном пути.

Сандалии, чтобы попрать своего врага

«Далеко мое место от Сета, - сказал Гор. - Я иду войной на его убийцу, я помещу его под мои сандалии во имя моей ярости». Это странное выражение свидетельствует о распространенном обычае Древнего Египта. Действительно, было принято писать имя или даже рисовать портрет своего злейшего врага на подошве сандалий. Таким образом его можно было легко, без малейших трудностей попирать ногами.

Око уаджет

Око уаджет, один из самых распространенных египетских амулетов, отсылает нас к одному из увечий, которые Гор получил в течение жизни. Вот как это произошло: во время сражения Сет вырвал глаз у своего противника Гора и разрубил его на множество кусочков. Добрый бог Тот собрал их, восстановил глаз и сделал его здоровым (уаджет). Это лунное око стало охранным амулетом-оберегом, который египтяне носили на теле для защиты и погребали вместе с мумиями.

Существование, отравленное Сетом

Сет отравлял, как в буквальном, так и в переносном смысле этого слова, существование Гора. Коварному богу мало было убийства Осириса: он исполнился страшной ненависти к Гору, который стал по закону наследником своего отца и воцарился над всем Египтом. Сет, брат Осириса и дядя Гора не желал с этим примириться. Власть должна была вернуться к нему! Средства не имеют значения, главное - достичь цели. Возмущенные происходящим боги созвали божественный суд. Однако интересы одних не всегда совпадают с интересами других: голоса в суде немедленно разделились. Ситуация, осложнявшаяся с каждым днем, выходила из-под контроля! Сет и Гор неустанно сражались друг с другом, устраивая одну ловушку за другой. Казалось, что их противостояние никогда не закончится и будет длиться вечно.

В этом отношении воображение Сета не иссякало! Он предложил Гору спортивные состязания. Одним из них было состязание в воде: два бога, превратившись в гиппопотамов, должны были погрузиться под воду, задержав дыхание. Кто продержится дольше, получит Египетское царство! Но Исида, пристально следившая за злоключениями своего сына, помешала соперникам, вызвав недовольство обоих! Между тремя божествами завязался яростный спор. Ра, отчаявшийся дождаться примирения, предложил противникам устроить пир. Но празднество продлилось недолго: вскоре тяжба возобновилась с не меньшим ожесточением. Исида торопила суд, мешая его заседаниям и протестуя против пассивности богов. Однако все заслуги в этом деле принадлежат Осирису: именно он сумел разрешить ситуацию.

Владыка Царства мертвых, до сих пор хранивший молчание, вмешался в тяжбу, обвинив судей в бездействии. Будучи повелителем растительности, Осирис пригрозил, что оставит Египет без продовольствия! Боги склонились перед его могуществом и внимательно пересмотрели дело. Но так как никакого определенного решения они принять не могли, то в споре между соперниками была объявлена ничья. Гор, разумеется, стал царем Египта; в дальнейшем свое право на трон он передаст фараонам. Но и Сет не остался в проигрыше: его назначили глашатаем и защитником Ра. Отныне именно он, стоя на носу ладьи бога солнца, своим ужасным криком будет оповещать весь мир о приближении рассвета. Похоже, Ра всегда имел особое расположение к Сету!

Гор, калека... и калечащий бог

Увечья тоже были частью существования Гора. Этот бог достаточно страдал.. . И не всегда от рук своих врагов. В этом отношении особенно показателен ряд эпизодов, связанных с глазом и руками Гора.

Однажды Сет в очередной раз измыслил ловушку для Гора: в результате руки последнего были осквернены семенем его дяди. Обезумев от отвращения, Исида отрубила руки сына и бросила их в самое глубокое из болот. Гор, приведенный в смятение такой немилостью, обратился к богу- крокодилу Себеку, который с огромным трудом отыскал его руки. Чтобы избежать гнева непреклонной Исиды, Себек отнес руки Гора богу Ра, и тот сотворил точно такие же: одна пара стала реликвией в святилище Нехена (греч. Иераконполь), а другая была возвращена Гору.

Судя по всему, Гор унаследовал несдержанный характер своей матери. Еще будучи подростком, он изнасиловал Исиду, повинуясь неконтролируемым побуждениям. Очевидно, именно с этим эпизодом связано отождествление Гора и Мина, бога плодородия. В другой раз Исида, к своему несчастью, посочувствовала Сету, и Гор отрубил голову собственной матери! По легенде, богиня вознеслась на небеса и превратилась в созвездие без головы. Так иногда из самых отвратительных деяний рождаются прекрасные мифы!

Сыновья Гора

У Гора Старшего и богини Исиды (матери великого Гора, сына Осириса), было четверо сыновей: их называли Гормесут, что в переводе с древнеегипетского означает «дети Гора». Все четверо по виду напоминали мумии, однако различались именами и головами: у первого божества - Амсета - была человеческая голова; у второго - Хапи - голова павиана; у третьего - Дуамутефа - голова собаки; и, наконец, у последнего - Кебексенуфа - голова сокола. Этим созданиям, не имевшим ни святилищ, ни отдельных культов, в Древнем Египте не было посвящено ни одного мифа. Тем не менее известно, что они охраняли внутренние органы умерших. Сосуды-канопы, в которых хранились печень, желудок, легкие и кишечник покойного после его бальзамирования, были вылеплены в виде детей Гора, справедливо считавшихся защитниками мертвых.

Так, сыновья Гора избавляли умершего от страданий, например, от чувства голода или жажды. Легенда гласит, что по приказу доброго бога Анубиса, дети Гора охраняли Осириса. Именно они помогли будущему владыке Царства мертвых подняться на небеса. Там они превратились в звезды и расположились неподалеку от созвездия Большой Медведицы (Бедер Сета), чтобы неустанно следить за ним: оно считалось крайне неблагоприятным, потому что ассоциировалось с Сетом... Как же без него!

Культ Гора

Гору поклонялся весь Египет, начиная с фараона, который пользовался покровительством бога-сокола. Народ тоже хранил верность этому божеству. Но у каждого города или области был «свой» Гор: в разных уголках страны имена и праздники, которые ему приписывались, заметно различались.

Вера в бога-сокола объясняется большим количеством хищных птиц, обитавших в Египте, а также восхищением, которое они вызывали у людей. Соколу принадлежит немало рекордов, и в первую очередь, рекорд скорости: свыше двухсот километров в час при пикировании! Сапсан, довольно редкая в современном Египте птица, судя по всему, в древности встречался гораздо чаще.

У истоков веры

Вне всяких сомнений, Гор родился из восхищения, которое испытывали египтяне древности перед величественным и потрясающим полетом сокола в небесах Иераконполя («города сокола», как называли его греки в Поздний период). Перенесемся во времена самых первых династий Египетского царства. Гегемония правителей города Гора постепенно распространилась на весь Египет, и начался процесс объединения. Исподволь под крылом сокола из Иераконполя оказалась вся страна, и в том числе сам фараон, чьим покровителем и божественным предком стал Гор. Статуя фараона Хефрена из IV династии, хранящаяся в каирском Египетском музее, увековечила эти взаимосвязи в камне: знаменитый владыка восседает на троне, положив руки на колени, а за его спиной простирает крылья сокол-защитник. Кажется, что человек и птица - единое существо. Отныне славный Гор и великий фараон связаны неразрывными узами.

Гор и фараон

Покровительство Гора, верность Гору, отождествление с Гором фараон и бог-сокол всегда связаны. Гор, защищающий фараона - иконографический сюжет, который встречается во многих произведениях, посвященных владыке Египта! На барельефе, изображающем фараона Сахуру (V династия) и обнаруженном в его пирамиде (Берлинский музей), мы можем прочитать имя царя. Иероглиф вписан в картуш, будто карта города, окруженного крепостью. На стене восседает сокол-Гор, охраняя имя фараона. От Унаса, другого царя из V династии, до нас дошла алебастровая ваза с картушем, который охраняет Гор, изображенный с широко распростертыми крыльями (Лувр).

О верности Гору в Египте писали буквально на всем, что имело отношение к фараону. Свидетельство тому - паланкин царицы Хетепхерес, матери Хеопса (IV династия). Надпись на нем гласит: «Мать царя Верхнего и Нижнего Египта, верная Гору, наставлявшая владыку, милостивая, та, чьи распоряжения всегда исполнялись, дочь от плоти бога, Хетепхерес».

Гор и имя фараона

И наконец, отождествление с богом становится очевидным при прочтении полного имени владыки. Имя фараона в действительности более сложно устроено, чем можно подумать, исходя из его греческой транскрипции. «Великое имя», как его принято называть, состоит из пяти имен-титулов (повторяющихся у разных фараонов), которые дополняются пятью прозвищами (которые во время коронации формулировал писец из Дома Жизни). Полное имя Рамсеса I в действительности звучит так: «Гор, могущественный бык, возлюбленный правосудием, Две владычицы, защищающие Египет и покоряющие чужие земли, золотой Гор, богатый летами, великий своими победами, владыка Верхнего и Нижнего Египта, Ра, сильный истиной, избранный Ра, сын Ра, Рамсес, возлюбленный Амоном, которому, как его отцу Ра, каждый день даруется вечная жизнь». Дважды фараон нарекается Гором, он отождествляется с ним. Так это понимал народ. Весь народ, от простого феллаха до храмового жреца, от дворцовой прислуги до вельможного визиря видел в имени божественную сущность фараона.

Культ Хароериса

Одно из первых, самых ранних воплощений божественного сокола, Хароерис - Гор Старший - был объектом очень сложного культа, особенно сильного в Ком-Омбо и Летополе. Этому богу поклонялись, в первую очередь, во второй эпагоменальный день - день его рождения.

Устраивались пышные празднества, на которых чествовали «Того, кто возвращается в свой город (Ком-Омбо) после пребывания в северной стране (Летополе)». По улицам города Гора проходила торжественная процессия. Соколу были посвящены и другие праздники - двадцатый день месяца тиби (ноябрь-декабрь) и четвертый месяца пахон (март-апрель). Родство (и притом очень близкое) с Ра связывало его с божественным оком, поэтому считалось, что Хароерис лечит глазные болезни. Так, в Летополе познания практиков в офтальмологии (признанные современными специалистами), по-видимому, часто воспринимались как чудеса бога-сокола.

Эдфу - город Гора

Эдфу, один из великих городов Древнего Египта, был посвящен Гору. Гора Эдфу называют также Гором Бехдетским.

Здесь поклонялись богу-соколу в воплощении Гора Бехдетского, Гора Трона. Последние фараоны Египта, Птолемеи Эвергеты, возвели тут великолепный огромный храм. Это святилище, заложенное в 237 году до н. э., разрасталось до 57 года н. э. Комплекс свидетельствует о значении, которое имел культ Гора даже после великой эпохи фараонов. Храм Эдфу - безупречный образец египетского храма: пилоны, дворы, гипостильные залы, часовни, святилище... Все сооружения, вплоть до наоса (центра храма) и ниломера, уцелели, чтобы рассказать нам об обрядах прошлого, в то время как от других храмов остались лишь руины.

На внутренней стене левого пилона посетитель по-прежнему может полюбоваться рельефами, изображающими день «священного союза», праздник, во время которого Египет отмечал соединение супругов: Гора из Эдфу и Хатор из Дендеры.

Праздник священного союза

Рельефы храма позволяют ощутить атмосферу одного из самых знаменитых праздников Египта. Великая богиня, Око Ра, каждый год навещала своего мужа Гора в месяц эпифи (май- июнь); для нее это было возможностью покинуть святилище в Дендере на целых три недели, пока длятся торжества. Статую погружали в специально предназначенную для этого большую лодку «Прекрасная Любовь», которая поднималась по течению Нила почти на сто шестьдесят километров до города Эдфу, где жил муж богини. Тем временем жрецы Гора в Эдфу совершали все необходимые приготовления, чтобы Гор и его храм могли достойно встретить Хатор.

Когда долгожданный день наставал, огромная толпа собиралась на пути, по которому Гор шествовал из храма к берегу Нила. Воссоединение супругов происходило в маленьком храме, построенном к северу от города, чуть в стороне от него. Интересно, что момент встречи египтяне рассчитывали с невероятной точностью! Ровно в восьмой час новой луны одиннадцатого месяца каждого года, ни раньше, ни позже, Гор вновь обретал свою божественную супругу. Ликующая толпа верующих провожала статуи, которые, каждая в своей ладье, неспешно плыли по реке к главному святилищу города. Когда же лодки наконец приближались к храму, их поднимали из воды и переносили на руках в священные стены храма.

По случаю этой встречи каждый год «священный союз» двух великих божеств отмечался заново; затем происходила брачная ночь. С этого момента в течение четырнадцати дней, пока луна на небе продолжала расти, в Эдфу длились нескончаемые торжества, сопровождавшиеся религиозными обрядами. Чета посещала и другие посвященные ей храмы в окрестностях города. По истечении двух недель, после большого пира, завершающего праздник, Гор возвращался в свое святилище, а Хатор пускалась в обратный путь по течению Нила, в Дендеру. Божественных супругов ждал еще один год разлуки.

Отождествления гора

Синкретизм - явление, очень характерное для древнеегипетской веры, и Гор - не исключение. Так, Хорахти сильно отличался от Гора. Он имел то же обличье и похожее имя, но при этом ассоциировался с Ра, одним из воплощений которого он считался. Хорахти - это Ра. Он - бог солнца, легко пересекающею небосвод. Другое его имя - «Гор богов». Хорахти поклонялись в Оне (библейское название древнего Гелиополя). Гор-Неджитеф, «Гор-защитник отца своего», особенно почитался в Абидосе, а в городе Хент-Мин он был уподоблен Мину и стал именоваться Гор-Мин-Ахтом, «Гором-Мином Могущественным».

Бог Хор, или Гор, являлся покровителем неба, а также солнца и царской власти.

Его имя переводится как «высота», «небо». Изображался Гор в виде человека с головой орла или сокола.

Воплощениями Гора египтяне представляли живых фараонов.

Сын мертвеца

Мифологический рассказ повествует, что когда умер Осирис, части его тела были собраны Анубисом в единое целое, он же забальзамировал его и положил в саркофаг.

Это было уже второе убийство бога – первый раз Осирис сам лёг в саркофаг, предоставленный ему Сетом. Жена его Исида опустилась на гроб мужа в виде соколицы и чудесным образом зачала от него сына. Так появился Гор, которого по этой причине изображают с соколиной головой.

Гор является единственным наследником Осириса и поэтому желает получить власть над миром, чтобы продолжить дело отца. Одновременно он выступает мстителем за его смерть. Решение Гора получить власть боги признали законным, и бог Тот записал это решение, сделав его таким образом окончательным.

После этого Гору предстояла битва с Сетом. Египтянам она представлялась как извечная битва добра и зла, сражение «божьего сына» и главного демона – прообраза Сатаны. В этой битве Сет выбил Гору глаз, который после этого начал самостоятельное существование. Этим глазом (известным ещё и как Око Ра) Гор воскрешает своего отца, дав ему проглотить его.

Осирис пробуждается, но решает не оставаться в человеческом мире, власть над которым передаёт Гору, а уйти в подземный мир и стать повелителем там.

Самый обычный бог

Гор был весьма популярным и любимым богом египтян. Несмотря на то, что он был божеством, жизнь он провёл такую, как и обычные люди: был маленьким, учился, совершал любовные похождения, сражался и даже болел. Было в этом боге нечто человеческое.

Его воплощениями и «наследниками» считались реальные люди – правящие фараоны. Но хотя Гор был «очеловеченным» персонажем, его образ, вне всякого сомнения, родился в связи с наблюдением египтян за полётом сокола – птицы, которой они восхищались. Обе природы – человеческая и «крылатая» (небесная) – слились в единый облик божественного героя, борца и повелителя.

Широкая популярность

Гор – один из египетских богов, достигших огромной популярности в античном мире. Его свойства и биография стали причиной отождествления с различными богами греко-римского пантеона:

  • Геродот отождествлял его с Аполлоном;
  • Поздние авторы отождествляли его с Аресом (Марсом) – богом войны;
  • В эпоху религиозного синкретизма Гор также сближался с другим египетским богом – Ра; полученное божество именовалось Ра-Горахти.

На небосклоне также было созвездие Гора, которое известно сегодня под античным названием Орион. Другое созвездие – Большая Медведица – содержало звёзды, четыре из которых считались сыновьями Гора.

Гор и Хорс

Некоторые любители, имеющие опосредованное отношение к науке, склонны находить связь между египетским Гором (Хором) и славянским Хорсом. Определённое основание в этом есть, поскольку Хорс в славянском пантеоне является самым таинственным персонажем – до сих пор у учёных нет ответа на вопрос, откуда он произошёл.

Высказываются версии о его хазарском, скифском, сарматском или персидском происхождении, также как и об исконно славянском. Есть вероятность, что к восточным славянам действительно пришёл египетский Хор «через третьи руки», хотя пока такая версия и не подтверждена. Имена богов похожи, также как и функции: оба являлись богами солнца.

Супруга Гора – Хатхор

Как и у многих богов, у Гора была жена. Звали её Хатхор (в египетском оригинале – Херу). Была она богиней любви, красоты, радости, музыки и танцев. Также она почиталась как солнечная богиня, буквально родившая солнечный диск. Один из образов Хатхор – небесная корова, молоком которой считался Млечный путь. Именно поэтому основное каноническое изображение этой богини – женщина с рогами, между которыми находится солнце.

Гармахис

Гармахис, по-египетски Хоремахет, - один из самых популярных в Египте «вариантов» Гора. Изображался он с головой кобчика (птицы рода соколов) и с солнечным диском на голове, вместо которого могла быть и корона из цветов папируса. Хоремахет – это божество восходящего солнца. Иногда Хоремахет изображался с головой барана.

Хорахте

Хорахте (Горахти) – ещё одно воплощение Гора, также символизирующее восходящее солнце. На его голове изображался солнечный диск и урей – змееобразный знак, обозначавший царскую власть. Вначале Хорахте был вполне самостоятельным богом, но впоследствии сросся с богом Ра в качестве синкретического божества. По мнению некоторых исследователей, культ Хорахте вдохновил Эхнатона на создание собственного культа Атона.

Большой Сфинкс

Связан с Гором и самый известный памятник египетского зодчества – Большой Сфинкс в Гизе. Об изначальном назначении Сфинкса и его египетском названии нет никаких сведений. В позднюю эпоху он стал ассоциироваться с Ра, а в ещё более позднюю – с Хоремахет, воплощением Гора. Сфинкс считается памятником Нилу и восходящему солнцу, которое и олицетворял Гор.

  • Сергей Савенков

    какой то “куцый” обзор… как будто спешили куда то