Известные и малоизвестные мифические существа мира (60 фото). Нечистая сила в верованиях славян

У наших предков было огромное количество разнообразных существ в которых они веровали. Славяне веровали, что у всякого предмета есть свой дух-покровитель, это касается как лесов, полей, рек и болот, так и домов, сараев, овинов, бань. И именно на нечисти, что обитает очень близко к человеку, мы и хотели бы остановиться.

НЕЧИСТЬ – (русс.), общее название вредоносных (как правило) духов, демонических существ, злокозненных бесов. Нечисть, согласно легендам, была сотворена Богом из ангелов–отступников или Сатаной, который начал собирать свое воинство, чтобы сразиться с Господом. По мнению Д.К. Зеленина, нечисть отчасти составляют заложные покойники. Обитает нечистая сила на «нечистых местах», то есть на пустошах, в дебрях и чащобах, в омутах. Для людей нечисть опаснее всего по ночам и в «поганые дни» – на Ивана Купалу, на святки, на русальную неделю. Правда, некоторые представители нечистой силы (например, домовой) способны на добрые дела, но в целом к нечисти люди относятся настороженно и со страхом. Нередко всю нечистую силу – особенно в русском фольклоре – именуют чертями, что лишний раз подчеркивает её злокозненность. Против нечисти помогают молитвы, крестные знамения, обереги и амулеты. Большой эзотерический справочник .

Высоцкий - В заповедных и дремучих... (Песня про нечисть). Запись 6 марта 1968г.
Песня - сказка о нечисти. (Текст - в конце статьи)

Домашняя нечисть интересна тем, что она всегда находиться рядом с жилищем человека и соответственно и рядом и с самим человеком, и потому очень часто люди были вынуждены взаимодействовать с ней. У наших предков до появления христианства не было чисто негативного отношения к разнообразным духам и мистическим существам да и после принятия христианства такое отношение сохранялось достаточно долго. Но все, же славяне делили нечисть на хорошую и плохую, и домашняя нечисть не стала исключением хотя черта между хорошей и плохой нечистью было достаточно размытой.

Злая нечисть


1. Банника (он же баенник, лазник, байник, банный) — нечистый дух из нежити, который поселяется во всякой бане за каменкой, всего же чаще под полком, на котором обычно парятся. Всему русскому люду известен он за злого недоброхота. Славяне твердо верят в его готовность вредить и строго соблюдают правила угодничества и заискивания. Полагают, что баенник всегда моется после всех, а потому четвертой перемены или четвертого пара все боятся: «он» накинется, станет бросаться горячими камнями, плескаться кипятком; если не убежишь умеючи, т.е. задом наперед, он может совсем зашпарить. Этот час (т.е. после трех перемен) дух считает своим и позволяет мыться только чертям: для людей же банная пара полагается около 5-7 часов пополудни. Баенник стремится владеть баней нераздельно и недоволен всяким, покусившимся на его права, хотя бы и временно. Зная про то, редкий путник, застигнутый ночью, решится искать здесь приюта. Так как на баеннике лежит прямая обязанность удалять из бани угар, то в его же праве наводить угар на тех, кем он недоволен. Заискивают расположение баенника тем, что приносят ему угощение из куска ржаного хлеба, круто посыпанного крупной солью. А чтобы навсегда отнять у него силу, ему приносят в дар черную курицу. Баенник старается быть невидимым, хотя некоторые уверяют, что видали его и что он старик, как и все духи, ему сродные: недаром же они прожили на белом свете такое неисчислимое количество лет.)



2. Баечник (он же перебаечник) - злой домашний дух который появляется после рассказанных на ночь страшных историй о всякой нечисти. Ходит босым, чтобы не слышно было, как он стоит над человеком с протянутыми над головой руками (хочет узнать, страшно или нет). Будет разводить руками до тех пор, пока рассказанное не наснится, и человек не проснется в холодном поту. Если в это время зажечь лучину, можно увидеть убегающие тени, это он. В отличие от домового, лучше с ним не заговаривать, можно опасно заболеть. В доме их четыре-пять. Самый страшный — усатый перебаечник, у него усы заменяют руки. Защититься от перебаечника можно заклятьем, но оно забыто.


3. Бука - маленькое злобное существо, которое живет в шкафу детской комнаты или под кроватью. Его видят только дети, и дети же от него страдают, так как Бука очень любит по ночам нападать на них - хватать за ноги и тащить под кровать или в шкаф (своё логово). Боится света, от которого может погибнуть, и веры взрослых людей. Боится, что взрослые в него поверят! Поэтому в семье магов буки могут не существовать, если взрослые маги поверят в их существование.


4. Злыдни - злые духи, маленькие существа, которые, поселившись за печкой, остаются невидимыми и приносят дому несчастья: как бы ни было велико богатство хозяина, оно быстро сгинет и вместо довольства наступит нищета. Своим крохотным ростом и неугомонным характером они напоминают домовых карликов и тем самым дают свидетельство о древнейшей связи мифических олицетворении судьбы и смерти со стихийными грозовыми духами (другое свидетельство — способность превращений). Злыдни странствуют по свету и располагаются на житье обществами. Не повезёт тому, кто подцепил семейку этих злых духов, странствующих в поисках очередной жертвы.



5. Овинник (он же гуменник, подовинник) - самый злой из домовых духов: его трудно ублажить-смирить, если он рассердится и в сердцах залютует. Глаза у него горят калеными угольями, как у кошки, а сам он похож на огромного кота, величиной с дворовую собаку, — весь черный и лохматый. Умеет лаять и хохочет не хуже лешего. Сидеть под садилом в ямине указано ему для того, чтобы смотреть за порядками кладки снопов, наблюдать за временем и сроками, когда и как затоплять овин, не позволять делать это под большие праздники. Разгневается, так закинет уголь между колосниками и даст всему овину заняться и сгореть. Живет этот дух в овине; лохматый, а одна рука голая и подлинней другой. Голой рукой он наказывает, бросает нерадивым хозяевам жар в неубранные снопы. Глаза у этого духа разноцветные, шуба наизнанку; в безветренную погоду он спит. Мохнатую руку вытягивает редко, чтобы нагадать девушкам богатство. В заутреню светлого воскресенья девушка кладет руку в окно овина: если не притронется к руке дух — в девках ходить, голой рукой — за бедного замуж пойти, мохнатой рукой коснется овинник, знать, за богатого пойдет.



6. Шиш - домовой, бес, нечистая сила, живущая обычно в овинах. Играет Шиш свадьбы свои в то время, когда на проезжих дорогах вихри поднимают пыль столбом. Это те самые Шиши, которые смущают православных. К Шишам посылают в гневе докучных и неприятных людей. Наконец, «хмельные шиши» бывают у людей, допившихся до белой горячки (до чертиков). Имя Шиша пристегивается также ко всякому переносчику вестей и наушнику в старинном смысле слова, когда «шиши» были лазутчиками и соглядатаями, и когда «для шишиморства» (как писали в актах) давались, сверх окладов, поместья за услуги, оказанные шпионством.



7. Домовой-дворовой - получил свое имя по месту обычного жительства, а по характеру отношений к домовладельцам он причислен к злым духам, и все рассказы о нем сводятся к мучениям тех домашних животных, которых он не взлюбит. Внешним видом дворовой похож на доможила. Он в дружбе всегда только с козлом и собакой, остальных животных недолюбливает, а птицы ему не подчиняются. Особенно не терпит белых кошек, белых собак и сивых лошадей – знающий хозяин старается не держать такую живность. Дары ему подносят на железных вилах в ясли.

8. Наездник – в Бельгии их называют " клудде ", в Шотландии - " ошаэрт ", в Германии - " рэйтер ". Но со всех языков имя этого духа переводится как " наездник ". Подстерегая утомлённых путников на ночных дорогах, они со злобным хихиканьем превращали его во вьючное животное. Вскочив на плечи своей жертве, наездник давил, пригибал человека к земле, душил, расцарапывал лицо, опалял огненным дыханием, заглядывал в глаза и нашёптывал на ухо гадости. Скинуть или стряхнуть его не было никакой возможности, и только лучи рассвета или звон церковных колоколов могли прогнать надоедливого мучителя. По сравнению с таким жутким нечистым, Шиликуны – в славянской мифологии – мелкие хулиганистые духи, которые появляются в Сочельник и до Крещения бегают по улицам с горящими углями на сковородках, просто маленькие буки. Шиликуны могут столкнуть пьяного в прорубь, по ночам они шалят – шумят и колобродят, а, обратившись в чёрных кошек, лезут под ноги. Ростом они с воробья, ноги у них, как у лошади, – с копытками, изо рта дышат огнём (а может это их угли?). В Крещение уходят в подземный мир.

9. Полудница - шаловливый дух в славянской мифологии. Она развлекается тем что морочит путникам голову насылая на них разные видения: галлюцинации и мороки. Рабочий день в деревнях начинался рано, а вот полуденную жару лучше было переждать. У древних славян было особое мифическое существо, которое строго присматривала за тем, чтобы в полдень никто не работал. Это и была полудница; её представляли девушкой в длинной белой рубахе, или наоборот – косматой страшной старухой. Полудницы побаивались: за несоблюдение обычая она могла жестоко наказать (нахождение под солнцем – теперь мы называем эту «кару» солнечным ударом). Так же существуют придания, которые гласят: если встретить полудницу в полдень, то она начнёт загадывать загадки, и если не ответишь – защекочет до смерти. (Тут опять прослеживается связь с русалками).

10. С видениями так же связана Грёза – нечистая сила, видение, привидение, мираж. Упоминание о грёзе встречается в заонежской быличке. Она повествует о парне, убеждённом в том, что девушка, которую не выдают за него замуж, приходит к нему по ночам. Однако девушку эту никто, кроме него, увидеть не мог. Так что вполне возможно, что грёза так же умеет очаровывать или умело подбирает миражи.

Добрая нечисть


1. Баган — дух-покровитель рогатого скота, он охраняет их от болезненных припадков и умножает приплод, а в случае гнева своего творит самок бесплодными или убивает ягнят и телят при самом их рождении. Белорусы отделяют для него в коровьих и овечьих хлевах особое место и устраивают маленькие ясли, наполненные сеном: здесь-то и поселяется баган. Сеном из его яслей они кормят отелившуюся корову, как целебным лекарством.



2. Баюнок (Кот-баюн) — домовой дух, сказочник, сказочник ночной, песенник колыбельный. Иногда он выступает в виде Кота-баюна.



Смерть во сне не страшна, если сладок сон. А мастером усыпления и красивых сказок на ночь является Баюнок (Кот-Баюн ) – домашний дух, сказочник, колыбельный песенник и ночной рассказчик. Иногда выступающий в роли Кота-Баюна. Этот добрый дух рассказывает приятные сказки на ночь, мурлычет на ухо слушателю красивые песенки. Но может быть враждебен к человеку, и тогда своими сказками усыпляет, погружает в сон.

3. Вазила (он же конюшник, табунник) — дух-покровитель лошадей, его представляют в человеческом образе, но с конскими ушами и копытами. Всякий домохозяин имеет собственного вазилу, который живет в конюшне (сарае), заботится, чтоб водились лошади, оберегает их от болезней, а когда они ходят в табун — удаляет от них хищного зверя. Чем-то похож на дворового, только специализирующийся на лошадях. Но есть ещё один нечистый, он ещё больше похож по виду деятельности на дворового. Это Баган – дух-покровитель рогатого скота. Он охраняет животных от болезненных припадков, умножает приплод, всячески заботится о них… а в случае гнева делает самок бесплодными или убивает ягнят и телят при самом их рождении. Так что довольно злой дядька. Белорусы отделяют для него в коровьих и овечьих хлевах особое место и устраивают маленькие ясли, наполненные сеном: здесь и поселяется баган. Сеном из его яслей они кормят отелившуюся корову, как целебным лекарством.


4. Ведогони — души, обитающие в телах людей и животных, и в то же время домовые гении, оберегающие родовое имущество и жилище. Каждый человек имеет своего ведогоня; когда он спит, ведогонь выходит из тела и охраняет принадлежащее ему имущество от воров, а его самого от нападения других ведогоней и от волшебных чар. Если ведогонь будет убит в драке, то человек или животное, которому он принадлежал, немедленно умирает во сне. Поэтому если случится воину умереть во сне, то рассказывают, будто ведогонь его дрался с ведогонями врагов и был убит ими.


5. Домовой-доможил — представитель очага, по первоначальному значению есть бог Агни, тождественный Перуну-громовержцу. Как воплощение огня, пылающего на домашнем очаге, домовой чтился как основатель и владыка рода. Это — малорослый старик, весь покрытый теплою, косматою шерстью. Если домовой разгневан, то он принимается за те же проделки, как и чужой домовой. Поэтому его называют Шут, Облом и Садолом. На Руси в лице домового чествуется начальный основатель рода, первый устроитель семейного очага, и потому понятие о нем не дробится на множество однородных духов: в каждом доме есть только один домовой. Деятельность домового ограничивается владениями той семьи, с которой связан он священными узами родства и культа; он заботится только о своем доме. На Руси домовой также является покровителем кур, и в честь его 1-го ноября совершается особенное празднество, известное под названием «куриных именин».


6. Коргоруши (коловерши) — в восточнославянской мифологии помощники домового; видом похожи на кошек, чаще всего черной масти. Коты и кошки, особенно чёрные, часто считались спутниками ведьм и колдунов, поэтому тоже приобретали разные хитрые волшебные свойства. Некоторые из этих домашних животных даже умудрились превратиться в Коргорушей (Коргоруши , Коловерши ). В восточнославянской мифологии это помощники домового; перед людьми показываются в облике кошек, чаще всего чёрной масти. Но помощники не только домового, а ещё и ведьм. По поверьям коловерши накапливают в себе достаток и приносят его в дом хозяина, а делают это следующим образом: у этих нечистых есть большой зоб (кошка с зобом – это коловертыш), в который они забирают добытые молоко, масло, а потом дома изрыгают это всё в посуду, которую приготовила ведьма.

7. Коровы, сено и поля... Кудельница завершает ряд доброй нечисти, хоть и не является чисто доброй. Кудельница – в славянской мифологии, женский дух, обитающий во ржи. В её образе слились представления о духе поля и о существе, оберегающем межу, земельный надел, удел. В поверьях облик её был весьма расплывчат; по северорусским поверьям она была схожа с полудницей (будет ниже). Верили, что кудельница появляется в цветущем ржаном поле и оберегает его; опасна для детей и может преследовать их, если они находятся в поле одни. Кроме того, считалось, что кудельница может появляться на лугах и или на межах: говорили, что « в поле кудельница есть… траву по своим межам рвешь, а как мала на чужую зайдешь – клещами захватит ». Буквальное значение слова «кудельница» - «пряха» и «льняница» (от «кудель» - «лён, льняная пряжа»). Поэтому иногда она связывается с пряжей: может воровать пряжу, прясть в отсутствии хозяйки. Кроме того, кудельница может быть одним из обозначений русалки, потому что согласно поверьям, русалки появляются в поле во время цветения ржи, охраняют рожь (вспомнить хотя бы Лоскотух из моего доклада про русалок).

*

Песня - сказка о нечисти.

В.С. Высоцкий


В заповедных и дремучих, страшных Муромских лесах
Всяка нечисть бродит тучей и в проезжих сеет страх.
Воет воем, что твои упокойники.
Если есть там соловьи - то разбойники. Страшно, аж жуть!

В заколдованных болотах там кикиморы живут,-
Защекочут до икоты и на дно уволокут.
Будь ты конный, будь ты пеший - заграбастают, А уж лешие так по лесу и шастают. Страшно, аж жуть!

А мужик, купец иль воин попадал в дремучий лес,
Кто за чем - кто с перепою, а кто сдуру в чащу лез.
По причине попадали, без причины ли,
Всех их только и видали,- словно сгинули. Страшно, аж жуть!

Соловей-Разбойник главный им устроил буйный пир,
А от них был Змей трехглавый и слуга его - Вампир.
Пили зелье в черепах, ели бульники,
Танцевали на гробах, богохульники! Страшно, аж жуть!

Змей Горыныч взмыл на древо, ну раскачивать его:
- Выводи, Разбойник, девок, пусть покажут кой-чего!
Пусть нам лешие попляшут, попоют,
А не то, я, матерь вашу, всех сгною! - Страшно, аж жуть!

Все взревели, как медведи: - Натерпелись, столько лет!
Ведьмы мы или не ведьмы? Патриотки или нет?!
Налил бельма, ишь ты, клещ, отоварился!
А еще на наших женщин позарился!- Страшно, аж жуть!

И теперь седые люди помнят прежние дела -
Билась нечисть груди в груди и друг друга извела.
Прекратилось навек безобразие,
Ходит в лес человек безбоязненно. И не страшно - ничуть!


В час урочный полнолунья,

С тёмным лесом наравне, -
Говорит молва-вещунья, -
Кто-то бродит в тишине.
Пономарь пройдёт ли пеший,
Псарь проедет ли верхом,
Всяк, крестяся, молвит: «Леший
Загулял не пред добром!»
Лукьян Якубович
«Леший»

Непогода разогнала путников с тракта, и десяток вёрст Илья проехал в одиночестве. Сивка шёл лёгкой рысью, грязь весело летела из-под копыт. Через пару часов Илья пустил коня шагом: гнедой заслужил отдых. Сзади послышался топот.
Илью нагонял всадник в полных пластинчатых латах и плоском шлеме, похожем на тазик. Конь у него был такой тощий, что Сивке пришлось дышать в сторону, чтобы беднягу не качало ветром. За рыцарем на ослике трусил слуга - упитанный мужичок с лицом, отмеченным печатью крестьянской мудрости.
- Как проехать на Тобос, почтеннейший? - церемонно спросил незнакомец. На его породистом носу с горбинкой поблёскивала дождевая капля. О Тобосе Илья не слыхал. Леший знает, где могло находиться это село!
К лешему, как оказалось, рыцарь уже обращался. Так сюда и попал. Илью это не удивило. Слухи о всеведении леших он всегда считал безосновательными. И в самом деле - сидя безвылазно в чащобе, что они вообще могут знать?
- Ты б ещё к бабушке Яге обратился, - ухмыльнулся Илья.
- А где она живёт? - встрепенулся рыцарь.
- В лесу, знамо дело, где ж ещё. Стой, дурень! Как же тебя занесло в славянскую-то землю, что ты никого из наших нечистых не знаешь? Сгибнешь ведь, ни за что ни про что. - Илья внимательно посмотрел на рыцаря. Тот хорохорился, но видно было, что ему не по себе. - Поедь чутка рядком со мной, хоть узнаешь, кого стороной обходить надо. А?
Рыцарь попытался почесать загривок, наткнулся пятернёй на шлем, чертыхнулся и задумчиво потрогал кончик носа.
- Рассказать, говоришь... а что попросишь за это?
Илья обиделся.
- Что ж я, русал какой недоделанный - платы просить? Для доброго человека и расскажу, и даже заметки свои оставлю. У меня с нечистью много было... разговоров. - Илья похлопал себя по поясу, на котором висела палица весом пуда в полтора, и загадочно ухмыльнулся. - Я вообще поговорить люблю...
- Тогда валяй! - махнул рукой рыцарь и поудобнее устроился в седле.
Тощая лошадёнка и богатырский конь ступали нога в ногу. Крестьянин сзади испуганно крестился. Он случайно перехватил мимолётный взгляд Ильи и заметил, как его зрачки на долю секунды превратились в узкие вертикальные щели...



Ну....про этого персонажа уже многое сказано выше.


Злой болотный низший дух. Близкая подруга лешего. Живет в болоте (в трясине). Любит наряжаться в меха из мхов и вплетает в волосы лесные и болотные растения. Людям показывается редко, ибо предпочитает быть невидимой и только кричит из болота громким голосом. Когда выходит из своего убежища, затаскивает заблудившихся путников к себе в трясину, ворует маленьких детей, путает хозяйкам пряжу. Вообщем, пакостная "женщина".


Мелкие бесята. Дети лешего и кикиморы. Они любят шалить, сбивают с дороги путников, путают им тропы, сыплют на голову труху и обматывают паутиной.


Хозяин разных вод. По виду - голый обрюзглый старик, пучеглазый, с рыбьим хвостом. Опутан тиной, имеет большую окладистую бороду, зеленые усы. Мог обернуться крупной рыбой, ребенком или лошадью. Обитает чаще в омутах, любит селиться под водяной мельницей. На дне рек и озер водяной пасёт стада своих коров - сомов, карпов, лещей и прочей рыбы. Командует русалками, ундинами и прочими водными жителями. Вообще, старикан добрый, но иногда любит побаловаться и затащить на дно какого-нибудь зазевавшегося человека, чтобы тот его развлекал. Утопленники, кстати, тоже ходят в услужении у водяного. Способен он также разрушить запруды, потому его надо умилостивить, принося в жертву какое-нибудь животное. Поскольку обитает водяной преимущественно в омутах, у мельниц и может особенно вредить им (сносить водой, разрушать и т.п.), то постройка мельниц обычно сопровождалась жертвами водяному. Мельник и водяной заключали своеобразный союз, ходили друг к другу в гости. Последствия договора мельника с водяным - "доброму" водному старикану было необходимо «отсулить» (пообещать и отдать) одного или нескольких человек (например, из прохожих), которых мельник, в представлении крестьян, хитростью заманивал к омуту и сталкивал в воду.


Существа, как правило, вредоносные, в которых превращаются умершие девушки, преимущественно утопленницы, некрещёные дети. Представляются в виде красивых девушек с длинными распущенными зелёными волосами (ср. южнославянских вил, западноевропейских ундин), реже - в виде косматых безобразных женщин (у северных русских). В русальную неделю , следующую за Троицей , выходят из воды, бегают по полям, качаются на деревьях, могут защекотать встречных до смерти или увлечь в воду. Особенно опасны в четверг - Русалчин Великдень .


Род русалок. Живут по берегам рек, в камышах. Еще их называют албастами. Они опаснее обычных русалок, ибо старше, опытнее и сильнее. В отличие от обычных русалок лобасты предстают часто в виде нежити - ужасных полумертвых старух, которые набрасываются на зазевавшихся людей у воды и утаскивают их под воду.


Женские водяные духи. Нейтральны, хотя иногда могут зло подшутить над купающимися. Особенно любят появляться при месяце, плещутся в реке а потом вылезают на берег чесать свои зеленые кудри. Путников просят дать им гребень. Но лучше этого не делать, так как потом, если причесаться этим гребнем, можно облысеть. Если же не дать мавке гребень, то она может утащить в воду. Вывод: не попадайтесь на её пути!


Водяной чертенок, нечистый дух (у славян - бес). На юге России анчутку описывают как водяное страшилище, живущее в реках и прудах; им пугают детей. Анчутка - одно из наиболее распространенных названий нечистой силы. Возможно, оно произошло в результате изменения литовского слова Anciute - "маленькая утка". Действительно, анчутка, чертик - существо, связанное с водой, болотом, при этом он быстро передвигается (летает). Согласно общераспространенным поверьям, нечистая сила, в том числе черт, очень любит воду и не упускает возможности поселиться в ней.



Мифический чудовищный змей; змея. Василиск (латинское basiliskus, regulus от греческого basileus – «царь» ) увенчан гребнем в виде диадемы, а вылупляется, по поверьям, из петушиного яйца или из яйца, снесенного петухом и высиженного жабой. Поэтому василиск может иметь голову петуха, туловище жабы, хвост змеи. Василиск способен убивать взглядом или дыханием – от его дыхания сохнет трава, трескаются скалы. Чтобы спастись от василиска, нужно показать ему зеркало. Страшится он и крика петуха.


Страшилище, таинственное существо в образе косматого страшного старика. Бродит Бабай по улицам с палкой. Встреча с ним опасна, особенно для детей, которых им и пугают.
Баю, баю, баю, бай
Приходил вечор бабай.
Приходил вечор бабай,
Просил: Леночку отдай.
Нет, мы Лену не дадим,
Лена надо нам самим.


Сказочное чудовище, обитающее в глухом лесу, разрушитель и истребитель всего живого. Встречается в русском, украинском и белорусском фольклоре. Описание его таково: "ростом высокий, об одном глазе, в плечах пол-аршина, на голове щетина, на клюку опирается, сам страшно ухмыляется" . Верлиока разрушает всё вокруг себя, убивает каждого встречного. После гибели Верлиоки действие злого волшебства прекращается, и воскресают все, кого он убил.


Призрак, видение, дух в облике высокой женщины или, напротив, сгорбленной старухи (но почти всегда с длинными распущенными волосами), появляющийся в доме, реже вне дома. Появляясь ночью во дворе или перед окнами дома, она пугает людей. Может навредить здоровью человека, дыхнув или дунув в его сторону. Невидимой пеленой покрывает путникам глаза, затемняет им рассудок, чтобы сбить с дороги и завести в опасное место или скрыть от людей то, что находится перед глазами.


Опасная птица-оборотень, ведьма-птица. Обернувшись сороками, ведьмы-вещицы (чаще всего две) могут действовать как "обычные" ведьмы: выдаивать коров, портить людей, реже летать на шабаш, красть Луну. Своеобразное занятие, характеризующее сороку-вещицу (обычно бесхвостую), - похищение плода из чрева беременных женщин. Ведьмы-сороки летают ночью по домам и крадут еще не родившихся младенцев, заменяя их головнями, вениками, кусками сырой свинины, голиками, лягушками, которые потом рождаются с даром слова. Вещицы летают с едва заметным синим огоньком.


Существа, помогающие ведьмам, колдунам; накапливающие в себе достаток и приносящие его в дом. Похож коловертыш на зайца, но спереди у него большой мешкообразный зоб. В этот «мешок» он забирает добытые ведьмой молоко, масло, а дома изрыгает их в посуду, которую приготовила ведьма. Коловертыша может иметь и облик черной кошки (тоже с зобом-мешком), обитать под полом или под печкой у наделенных колдовскими уменьями людей. «Коловертый» означает «быстрый», «верткий».


Маленькие водяные чёртики, нечистые духи в подчинении у колдунов. Бывают разных цветов. Появляются во множестве, выходя из воды, на Святках и на Крещение.


От древнерусского навь - духи смерти, духи умерших иноплеменников в виде птиц или в образе некий существ, обросших густыми волосами и с хвостом. Считалось, что они могли насылать болезни на людей и домашний скот, а также стихийные бедствия. По ночам навьи носятся по улицам, поражая всех, кто выходит из дома. Люди умирали от ран. Могли днём появляться на конях, но были невидимы. Для спасения от навий надо было не выходить из дома. Чтобы защитить жилища, необходимы были обереги, заговоренные предметы и т.п. Одежда людей включала специальную вышивку с охранительными знаками от навий.
Навий можно было и умилостивить. Их приглашали помыться в баню, под навесом которой или на крыше оставляли для них пищу. Существовал у восточных славян даже специальный "навий день" для поминовения усопших. Отмечался он в четверг во время пасхальной недели, а также в начале осени. Считалось, что навии в этот день выходят из могил и отправляются к своим потомкам на поминальную трапезу. Для навий готовили специальное угощение, которое ставили на стол в комнате, потом открывали окна. Чтобы не мешать навиям, категорически запрещалось выходить на улицу после захода солнца.


Покойник-оборотень в славянской мифологии. Обладает сверхъестественной способностью превращаться также в диких животных. Преследует, поедает и губит людей. Сходен с упырём, еретиком, вампиром, волкодлаком. Нередко промышляет высасыванием крови из своих жертв как вампир. Одна из разновидностей нежити заложного покойника (человек, умерший неестественной или преждевременной смертью: насильственной, самоубийца, умерший от пьянства, утопленник, некрещёный ребёнок, колдун или ведьма) .


Предмет, существо, обернувшееся (обернутое) человеком или, наоборот, человек, обратившийся, (обращенный) в кого-либо, во что-либо; колдун или заколдованный человек. (Непосредственно человек оборачивающийся волком назывался Волкодлаком.)
«Оборотиться», «обвернуться» (превратиться) нередко буквально означало «перевернуться», то есть перекувырнуться через условную границу: по поверьям, перескочив через нож (двенадцать ножей), веревку, коромысло, ветку дерева, огонь на печном шестке, человек мог стать зверем, птицей.«Оборачиваясь», колдун и ведьма как бы переворачивались той стороной своего существа, которая приобщена к высшим силам мира, к почитаемым зверям, птицам, рыбам – «предкам, родственникам и покровителям» человека. Оборачивание – само по себе колдовское действие. Оборотни часто просто рыщут зверем или летают птицей, иногда, правда, и с определенными целями: испортить человека, посторожить скот, разведать места промыслов.


У древних славян низшие духи, демонологические существа. Упыри (как и вампиры) высасывают кровь у людей и животных. Их отождествляли с мертвецами, выходящими по ночам из могил, подкарауливающими и убивающими людей и домашний скот. По народным поверьям, упырями становились люди,
умершие неестественной смертью - насильственно убиенные, спившиеся пьяницы, самоубийцы и т.п., а также колдуны. Считалось, что земля не принимает таких мертвецов и потому они вынуждены скитаться по миру и причинять вред живым. Подобных покойников хоронили вне кладбища и подальше от жилья. Такая могила считалась опасным и нечистым местом, ее следовало обходить стороной, а если приходилось пройти мимо, следовало бросить на нее какой-либо предмет: щепку, палку, камень или просто горсть земли. Для того, чтобы упырь не выходил из могилы, его следовало "успокоить" - выкопать труп из могилы и проткнуть осиновым колом. А для того, чтобы умерший, не доживший свой век, не превратился в упыря, ему подрезали коленные сухожилия, чтобы не смог ходить. Иногда на могилу предполагаемого упыря сыпали угли или ставили горшок с горящими углями.


Ходячий, заложный покойник. Если человек не желает спокойно в земле отдыхать, только в этом виде и обретать может, он становится умруном. Они опасны, потому что под землей его учат сосать кровь. Умруны не выносят травы полыни, убить его можно осиновым колом. Но в особенности умруны бояться железа и серебра.


Злобная нечисть у славян. Если живет в лесу, то нападает на случайно забредших людей, чтобы потом обглодать их косточки. По ночам любят шуметь и колобродить. По другому поверью шишиморы или шишиги - это озорные беспокойные домовые духи, глумящиеся над человеком, который делает дела, не помолившись. В данном случае, можно сказать, что это - очень поучительные духи, правильные, к благочестивому распорядку жизни приучающие.


Злой чародей, смерть которого спрятана в нескольких вложенных друг в друга волшебных животных и предметах: «На море на океане есть остров, на том острове дуб стоит, под дубом сундук зарыт, в сундуке - заяц, в зайце - утка, в утке - яйцо, в яйце - смерть Кощея.» Кто не знает Кащея? Худой высокий старик, либо живой скелет. Скаредный и скупой. Частенько разъезжает на своём волшебном говорящем коне, у которого из ноздрей валит дым. Помимо русских народных сказок, упоминается в чешской сказке «Меднобородый» и в польской «Пять овечек», где именуется Кощеем Меднобородым, открыто зовётся владыкой подземного царства, вылезает из водной сферы и имеет медную бороду. Специалист по краже молоденьких красавиц!!!


У родливая старуха, владеющая волшебными предметами и наделённая магической силой, ведьма, колдунья. Обитает на границе леса, в избушке на курьих ножках (или подпёртой блинами), окружённой забором из человеческих костей с черепами. Великолепно колдует, виртуозно летает в ступе, погоняя её пестом и заметая след помелом (метлой). По другим сведениям (не проверенным), живёт Яга Ягишна (баба Яга, костяная нога) «за тридевять земель, в тридесятом царстве, невдалеке от моря за огненной рекой» , где владеет табуном славных кобылиц. Большая специалистка по заманиванию к себе добрых молодцев и маленьких детей, якобы для того, чтобы их съесть.


Огнедышащий дракон, имеющий несколько голов, представитель злого начала. Горыныч живёт обычно в горах, нередко у огненной реки и стережёт «Калинов мост» , по которому попадают в Царство мёртвых . Многоголовость змея - непременная его черта. Число голов обычно кратно трём, чаще всего их бывает 3, 6, 9 и 12, но бывает и 5 и 7. Чаще всего змей предстаёт трёхглавым. Как и Яга, виртуознейше летает, правда на своих "двоих", то бишь, крыльях. Имеет длинный хвост стрелой и когтистые лапы. При боях с богатырями извергает из своих пастей жуткий огонь. По другим данным Змей-Горыныч живёт в воде, спит на камне в море, а ещё живёт в горах - от того и "отчество" у него Горыныч. Как и Кащей, Горыныч превеликий специалист по похищению красивых девиц, среди которых часто бывают царевны да княжны! Крадёт их, чтобы запугать народ или просто полакомиться ими. Прислуживает Кощею Бессмертному.


Одноглазый огромный великан, брат-близнец великана Верлиоки (либо худая одноглазая великанша-людоедка), дух несчастий и зла. Встреча с Лихом - это всегда беда, зло, горе. Когда рядом с человеком находится Лихо - его начинают преследовать самые разные несчастья. Часто Лихо привязывается к такому человеку и всю жизнь вредит ему. Тем не менее, согласно русским-народным сказкам, человек сам виноват в том, что к нему привязалось Лихо - он слаб, не хочет противостоять повседневным трудностям и ищет помощи у злого духа. Силы у Лиха столько, что он с легкостью ворочает гигантскими камнями и деревьями. Кроме того, он обладает чрезвычайной памятью и мстительностью. Великан никогда не забывает своего обидчика, и, при случае, мстит ему и всему его Роду. Власть над человеком у Лиха очень велика, и поэтому он легко вводит людей в полосу лишений и неудач, может даже привести человека к смерти. Случайная встреча с Лихом Одноглазым не обещает человеку ничего хорошего, поскольку Лихо не признает никаких авторитетов и бросается на всех подряд, не разбирая ни бедного, ни богатого, ни виноватого, ни правого. Лихо никогда и ни в чем не разбирается: ему все-равно, кто перед ним, вор или порядочный человек. Он может обойти вниманием вора, отыграться на честном и порядочном человеке. Вор продолжает грабить и убивать, а трудолюбивый человек встречает одну напасть за другою: то у него случится пожар, то град побьет урожай, то навалятся на него страшные болезни. В таких случаях человек бессилен что-нибудь сделать, а Лиху Одноглазому все нипочем. Ему кажется, что весь мир создан только для него, и только Боги способны поставить его на место.


Чудовищный противник героя былин и сказок, поражающий врагов страшным посвистом(в былинах Соловей изображен как чудовище, родственное Змею). Соловей сидит в своем гнезде, расположенном на двенадцати дубах, и поджидает прохожих, преграждая прямую дорогу в Киев. От его свиста трясется земля, осыпается листва с деревьев. Сила свиста такова, что:"Тёмны лесушки к земле приклонилися,
Что есть людишек, мёртвы лежат..."


Дракон страшный, многоглавый, могучий. И огромный. Или огромное морское чудище. То в образе страшного змея о нескольких головах встречает на Калиновом мосту, что перекинут через реку Смородину, русского богатыря Ивана Быковича-коровьего сына. «Вдруг на реке воды взволновали-ся, на дубах орлы закричали - выезжает Чудо-Юдо шестиглавое. Вот сошлись они, поравнялися, так жестоко ударились, что кругом земля простонала. Чуду-Юду не посчастливилось: Иван Быкович с одного размаха сшиб ему три головы. Снова они сошлись, снова ударились; Иван Быкович отрубил Чуду-Юду и последние головы, взял туловище, рассек на мелкие части да побросал в реку Смородину, а шесть голов под Калиновый мост сложил» . То водяным чудищем появляется из воды. Вот как это описано в одной сказке: «Утка крякнула, берега звякнули, море всколыхалось - лезет Чудо-Юдо, змей шестиглавый» . Он владеет двумя волшебными источниками: если испить из одного - станешь могучим богатырем, из другого - будут волосы золотые.


Автор баннера:

Наш мир не является совсем уж безобидным. И речь идет вовсе не о маньяках, извращенцах, террористах и прочих асоциальных личностях. Наши предки верили, что где-то в темном уголке нашего дома, в изолированных от глаз лесных массивах, в глубоких водоемах проживают мистические существа - как добрые, так и злые. Их появление носит неожиданный характер, равно как и исчезновение. А испуганные свидетели всего этого ничего толком и сказать не могут об увиденном. Естественно, доказательств их существования нет. Однако это еще не говорит о том, что в современном мире нет места для самых разных мифических монстров. Очевидцы-то никуда не пропадают, хоть и не могут ничего доказать. Доверимся нашей фантазии и рассмотрим 5 мистических существ, которые могут находиться рядом с нами. За основу возьмем русскую нечисть.

Царь леса может быть очень опасен для людей

Многим известен такой персонаж, как леший. Он достаточно часто фигурирует в сказках. Это лесной дух. Что он собой представляет?

Лешие - мистические существа, которые присутствуют только в славянских мифах. Они могут обладать самыми разными именами. Например, довольно часто их зовут Лесовиками.

Чем же Леший занимался в сказках? Обычно Царь леса защищает свои владения от всего плохого. Кроме того, он просто обязан выводить хороших людей, которые заблудились. А вот плохим грозит ходьба по кругу. Это Леший мог обеспечить им достаточно легко.

В каждом регионе Лесовик обладает разным предназначением. Некоторые утверждают, что такие мистические существа - порождение дьявола. И созданы они, естественно, для того, чтобы приносить вред. Внешний вид этого сказочного персонажа также может различаться. Но есть и общие черты. Обычно это косматое чудовище, обладающее огромными рогами. Часто Леший представляется в образе дряхлого старичка. Есть мнение, что он способен превратиться в любого зверя, находящегося на территории его владений. Хоть Лесовик и живуч, но может умереть от выстрела из ружья.

Проживают Лешие в лесах. Кто-то в одиночестве, а кто-то умудряется создавать семью. Также есть поверье, что когда лешие ссорятся друг с другом, они вырывают деревья с корнями и дубасят ими своего противника.

С Лесовиком всегда можно договориться, если он не таит злобу на людей. Он может и к грибной поляне вывести, и дичь загнать в силки.

Что собой представляют домовые?

Какие еще мистические существа встречаются в сказках и преданиях? Конечно же, домовые. Следует разобраться, что же собой представляет этот «зверь». Необходимо отметить, что домовые, хоть и считаются представителями нечисти, зачастую являются добрыми и достаточно милыми. Однако подшутить способны. Разбить тарелку для домовика - легкое дело. Служить людям домовые могут достаточно долго.

Если он любит своего хозяина, то и владелец дома может не опасаться пакостей с его стороны. И пожар не будет ему грозить, и воры не заберутся. Но иногда домовые в своих шалостях теряют всякие границы.

Некоторые люди даже специально приманивают в свой дом таких помощников. Ритуалы проводят самые разные. Как вызвать мистических существ подобного рода? Делается это достаточно просто. Говорят, надо принести домой черного петуха и отрубить ему голову.

Легенды гласят, что разговоры с домовым могут стать достаточно неприятными. Хозяин дома способен онеметь или начать заикаться, увидев этого «жильца». Есть и такие легенды, которые говорят, что в домовом владелец дома видит себя, только в более заросшем состоянии.

Если вы трудолюбивы, любите детей, сохраняете свое жилье в чистоте и порядке, то ничего вам не грозит. Стоит только знать, что кошек домовой не любит. Хотя многие источники говорят обратное.

Монстр, которым пугали и продолжают пугать детей

В народных сказках, легендах, поверьях достаточно распространены мистические существа. Список с их перечислением может получиться большим. Это и русалки, и упыри, и банники, и водяные, и... всего и не перечесть. Выделить из них надо "монстра", которым в детстве пугали многих. Речь идет о бабайке. Это чудовище, согласно легендам, стращает являясь им в образе косматого старика.

Определенного облика это таинственное существо не имеет. Однако все легенды гласят, что его появление в доме нежелательно и даже опасно. Есть мифы, в которых бабай бродит по улицам в образе кривобокого старика. В руках у него обязательно должна быть палка. И наиболее опасно с ним встречаться детям.

Даже в современном мире можно услышать, как мамы и бабушки пугают им непослушных сорванцов, рассказывая, что бабайка ходит под окнами.

Страшная болотная кикимора

Страшные мистические существа всегда присутствовали в нашей жизни в рассказах и сказках. И уж кикимора известна если не всем, то многим. Она может быть болотной или домашней. В первом случае следует понимать близкую подругу Лесовика. Проживает она в болоте, наряжается в меха из мхов. В волосы у нее обязательно должны быть вплетены Что же делает кикимора? Она пугает путников, ворует детей, а особо зазевавшихся людей затаскивает в болото. Кикимора редко показывается, предпочитая оставаться невидимой. Любит покричать из трясины.

Сестра болотного монстра

Домашняя кикимора тоже является злым духом. Только обитает она домах, в отличие от своей сестры. Обычно она представлена в виде крохотной старушки или небольшой женщины. Из-за своего маленького роста она боится выходить на улицу, так как ее просто может унести ветром.

О присутствии в доме кикиморы можно узнать только ночью. Она начинает бросаться камнями или подручными предметами, бегать из комнаты в комнату, топать, стучать, греметь посудой и т. д. Есть, конечно, такие поверья, в которых кикимора представлена в виде заботливого и доброго помощника. Но их очень мало.

Какой еще вред может нанести кикимора? Она обязана путать пряжу. Иногда ворует детей. Кикиморы могут даже перекидываться фразами с владельцами дома, оставаясь при этой невидимыми. Способны оборачиваться кошкой.

Умершие духи, которые несут вред людям

Навьи - древние мистические существа. Это духи смерти, умерших людей. Считается, что они способны вызвать болезнь, наслав ее на человека или на домашнее животное. В некоторых легендах являются причиной стихийных бедствий.

Ночами навьи бегают по улицам, нанося вред абсолютно всем, кто вышел за порог своего дома. В итоге люди умирали от полученных ран. Потом появились легенды, в которых навьи вредили уже и днем, возникая внезапно на конях прямо на улицах. Но сами при этом оставались невидимыми. Для того чтобы спастись от них, достаточно просто не выходить из дома. Для защиты жилья потребуется приобрести обереги с амулетами.

Можно было умилостивить этих существ, предложив сходит им в баню или оставив на крыльце еду. Они представлялись в образе птиц или обросших существ с хвостами. Подобные представления сохранились до настоящего времени.

Заключение

Это только малая часть тех мистических существ, которые могут присутствовать в нашей жизни, сопровождая или избегая людей. Однако всех перечислить очень сложно, особенно в рамках маленькой статьи. Многими нас пугали в детстве, некоторые известны только узкому кругу людей. Верить в них или нет? Это выбор каждого отдельного человека.

По одной из легенд, нечистые силы распространились на Земле после того, как Господь, разгневавшись на строительство Вавилонской башни, смешал языки людей. «Зачинщиков же, лишив образа и подобия человеческого, Бог на вечные времена отправил сторожить воды, горы, леса. Кто в момент проклятия находился дома — стал домовым, в лесу— лешим...»

Леший стал хозяйничать в лесу; водяной, болотник, кикимора обитают в реках, болотах, озерах; домовой, угодив в открытую печную трубу, с тех пор живет рядом с людьми. Древние славяне, считавшие нежить природным духом, знали, что он мог быть по отношению к людям и добрым, и злым — все зависело от умения человека правильно вести себя по отношению к окружающему миру.

ХРАНИТЕЛЬ ДОМА

Его называют Хозяином, Дедушкой, Доброжилом, Доброхотом и даже Кормильцем. Домовой, пожалуй, единственный из всех духов, идущий к людям с добром. Он оберегает дом от всевозможных напастей: воров, пожара, стихийного бедствия и т. д., защищает самих домочадцев от болезней и злых духов. Считается, что каждый дом непременно имеет одного такого невидимого жильца, к которому с древности относились с вниманием и почтением, хотя и слегка побаивались.

Самым главным его отличием от остальных представителей нечистой силы можно назвать то, что домовой никогда не причиняет хозяевам зла по-настоящему. Да и не любит он, когда его называют нечистой силой, сердится и проказничает.

Кроме того, домовой не испытывает страха перед крестом и иконами. Это объясняется тем, что хранитель дома, хоть и был изгнан Богом, но считается раскаявшимся и частично прощенным. У него даже есть шанс получить полное прощение и попасть в Царствие Небесное, но для этого домовому нужно 70 лет прожить с одним хозяином, всячески помогать ему и защищать его.

Его происхождение объясняют по-разному. Христианские источники говорят, что домовым мог стать кто-то из умерших членов семьи, причем каждый раз со смертью хозяина он принимал образ покойного. Интересно, что возрастной отсчет у домового идет от возрастания к убыванию, рождается он мудрым и старым, живет около 700 лет, а умирает беспомощным младенцем.

Мало кто может похвастаться, что видел домового, но очевидцы описывают его практически одинаково: крепенький, приземистый мужичок, ростом с полметра, руки и ноги короткие, но при этом ступни, ладони и голова непропорционально крупные. И самое главное — это то, что он весь необыкновенно волосат— густой рыжеватой шерстью покрыты даже его ладони.

Говорят, что он становится похожим на жильцов, когда они живут вместе долгое время. Многие часто слышат его тихий плач, глухие сдержанные стоны, а иногда отрывисто краткие или, наоборот, мягкие и ласковые, но всегда неразборчивые возгласы.

Правда, если догадливые хозяева успевают при подходящем случае умело окликнуть его и задать вопрос, то могут услышать и вполне членораздельный ответ.

Когда люди переезжали на новое место, домового всегда звали с собой с помощью специального хлебосольного обряда. Многим известна традиция в новый дом первой запускать кошку, но мало кто знает, с чем это связано. Оказывается, на ней этот хранитель очага въезжает в помещение.

Известно, что домовой имеет обыкновение своеобразно выражать свое расположение к людям, а именно наваливаться во сне на грудь и давить.

Однажды ночью Екатерина Ф. проснулась в ужасе. Что-то давило ей на грудь и шею. Вспомнив рассказы бабок, что так часто делает домовой, предвещая беду или счастье, она, задыхаясь, еле выдавила из себя: «К худу или к добру?» И услышала в ответ: «К худу». Через несколько дней у нее умерла свекровь.

Биоэнергетики считают, что хозяева по знакам домового всегда могут узнать о надвигающихся неприятностях: плачет — к покойнику, воет в трубах — к судебной тяжбе, намочит во сне — к болезни, гремит посудой — к опасности от огня, ласково поглаживает — к добру. Если же вы хотите избавиться от такого внимания и ласки, то используйте древнее действенное средство: употребите самые изысканные и сложные экспрессивные выражения русского языка, какие знаете, — чем большей этажности они будут, тем лучше.

Домовые не любят ссор и беспорядка в доме. Известны случаи, когда домовой препятствовал супружеским изменам своих хозяев, наваливаясь на виновного ночью и слегка придушивая. Кроме того, они довольно ревнивы. Известен случай, когда молодые люди поженились и муж переехал к молодой жене. Но только спать на новом месте он не мог, кто-то ночами толкал его и щипал за ногу, а утром появлялись синяки. Так продолжалось, пока ему не посоветовали подружиться с домовым — оставить на ночь угощение и попросить разрешения жить в его квартире. Парень последовал совету, и со временем ситуация кардинально изменилась.

Некоторые из домовых обзаводятся семьей. Его жена — домовиха (или домовушка), а дети — домовята. И именно домовенка иногда можно было увидеть, так как он, в отличие от отца и матери, еще плохо владеет невидимостью и внепространственными перемещениями.

Домовой может чувствовать заранее приближение к дому порчи. И если в ваше жилище зашел человек с недобрыми намерениями, домовой начинает беспокоиться и подавать знаки. У лихого человека из рук может выпасть чашка, неожиданно разорваться одежда, разлиться что-нибудь на скатерть. Вам как бы сигнализируют — обратите внимание на этого человека, он намеревается навредить вам.

У домовых есть свой праздник. Это Новый год, который они отмечают в ночь с 10 на 11 февраля. В эти дни надо обязательно поздравить своего домового и его семейство. Вообще-то домовые зимой спят, в отличие от прочей святочной нечисти. Но в эту ночь просыпаются и гуляют, веселятся и шумят.

СЛУГИ ВЕЛЕСА

Даже название «леший» происходит от слова «лес» с чуть измененным на старо-русский лад произношением. В народе говорят, что увидеть лешего можно только в том облике, в котором он сам захочет предстать. Чаще всего это вполне человекообразный облик: бодрый старик или огромный мужик с котомкой и посохом, в неряшливой одежде зеленоватого оттенка либо в красном кафтане, на котором пуговицы находятся слева, а ремень застегнут наоборот, левый лапоть надет на правую ногу, а правый на левую.

Когда леший садится на пенек, то всегда кладет левую ногу на правую. Глаза у этого демона изумрудного цвета, лучатся энергией. Но больше всего он любит появляться перед людьми в образе косматого страшного старика с бородой, рогами и козлиными ногами. Одежда, если она присутствует на нем, будет обязательно наизнанку. Существует поверье, что эта нечисть обладает свойствами оборотня, поэтому иногда может предстать в виде любого животного, кроме птиц, и даже дерева.

Считается, что лешие — глаза и уши Велеса. Именно через леших этот бог зверей и хранитель стад наблюдает за лесом, при необходимости вмешиваясь в ход событий. В древности считалось, что через лешего можно общаться с Велесом, приобретая сакральные знания о мире.

На севере России лешего считали немым, но голосистым: он умел петь, но без слов, подбадривая себя хлопаньем в ладоши. Поет он иногда во все горло (так, как шумит лес в бурю) и затихает только с первым пением петуха. Леший не носит шапки, правого уха у него нет, волосы он зачесывает налево. А в карачаевских и брянских лесах его видели всегда с огромной дубиной в руках.

Известны случаи, когда леший показывал людям грибные и ягодные места и даже выводил заблудившихся в лесу путников. Но, если человек не понравился лесному духу или пришел в лес с целью навредить, леший начнет пугать его, издавая громкие и жалобные звуки, завывания ветра, треск деревьев.

Он может увести тропинку в сторону, заманить в болото или «водить» — заставить ходить кругами по одному и тому же месту. При этом он обычно не подвергает человека серьезной опасности. Люди, кому довелось повстречаться с лешим, рассказывали, что он разговаривает не открывая рта, посылая в мозг нужные образы и мысли.

В народе существует версия, что лешими становятся души проклятых и умерших людей, а также младенцев, украденных нечистой силой до крещения. Известно, что самоубийц не хоронили на кладбищах, их называли за-ложными покойниками, выносили на болота, в овраги и ни в коем случае не забрасывали землей.

Так вот, именно эти покойники и могли обращаться в леших очень злобного нрава. Если леший недоволен деятельностью людей, он идет в деревню, пугает женщин, похищает детей, которых в порыве гнева мать наградила неосторожными проклятиями.

А еще он любит обменивать своих лешачат, уродливых, злых и крикливых, на людских детей. В отличие от многих других нечистых духов, лешие социальны. У них есть изба, где они живут с женами и детьми. Полагают, что жены лешего происходят из душ загубленных им девушек, которые были прокляты своими родителями. Найти избу лешего можно только одним способом — проследить за ним. Хотя выйти из этой избы очень не просто, и если сам леший не захочет, то, куда бы ты ни шел, все одно вернешься к ней.

Несмотря на все это, леший считается персонажем больше положительным, нежели отрицательным. Особенно если человек, входя в лес, выказывает уважение к его хозяину и оставляет где-нибудь на пеньке яйцо или сыр. Именно эти продукты леший любит более остальных. По легендам, леший, как и другие духи, отмечает приход весны и ждет Пасхи, поэтому есть поверье, что лучший подарок для него — это пасхальное яйцо.

Многие рассказывали, что побывали в гостях у лешего, пили с ним, веселились, при этом полностью теряя счет времени. Им казалось, что застолье продолжалось несколько часов, а на самом деле человек отсутствовал дома несколько суток.

Я ВОДЯНОЙ

Водяного в различных местах называют водовиком, водяным дедушкой, речным барином и даже царем. Если речь заходит о нем, то непременно с такими характеристиками, как злоба, хитрость и злопамятность. Зачастую он препятствует спасению утопающих.

Внешне водяной, как и остальные духи, выглядит получеловеком-полуживотным. Интересен тот факт, что никто и никогда не описывает нижнюю часть его тела. Можно только предполагать, что он имеет либо русалочий хвост, либо у него между пальцами ног перепонки, как у водоплавающих птиц. Большинство очевидцев, которым довелось видеть водяного, утверждают, что это старик высокого роста. Он весь покрыт мхом и болотной травой, только одежда это или кожа, непонятно.

Непременно присутствует и длинная зеленая борода, которую он в полнолуние расчесывает, сидя на берегу. Отличительной чертой этого персонажа являются огромные красные глаза и большой нос. Иногда он принимает образ обнаженного юноши, бросается в сети рыбаков, проделывая в них огромные дыры.

А порой превращается в нереально большую щуку, причем если рыбак такую рыбину нечаянно заденет острогой, то жди беды: утонут и лодка, и люди. Обыкновенно он перемещается на соме, а потому в некоторых местностях рыбу эту — «чертова коня» — не советуют употреблять в пищу.

Кроме версии о том, что водяной — один из демонов, низвергнутых Богом на Землю, существует еще одна, согласно которой он произошел от детей Адама, которых тот прятал от Бога. Ну и, конечно же, вполне возможно, что водяные произошли от проклятых людей, заложных покойников, трупы которых нередко сбрасывались в воды озер и омутов. Возраст его зависит от фазы луны: при нарождении новой он молод, а в полнолуние стар.

Как настоящий хозяин, водяной следит за своими владениями. Он не переносит шума и разговоров у воды о зайцах, медведях, священнослужителях и особенно упоминаний Всевышнего. Сохранились воспоминания одного из новгородцев: «Около зимника есть заездок. Дядя Степан говорил, что в этом месте много попадает рыбы, только не надо ничего говорить. У меня из рук три раза верши вышибал. Я как увижу рыбу, каждый раз и скажу: «Ну, слава богу, много рыбы!» И каждый раз как треснет по верши, так всю рыбу и опустит. Вестимо, водяному нелюбо было, что Бога вспомнил, ну он и не давал рыбы-то».

Интересно, что, когда жена водяного должна родить, он превращается в человека, с левой полы одежды и волос которого постоянно капает вода, и идет в населенный пункт за повивальной бабкой, которой щедро платит за ее услуги.

Однажды рыбаки обнаружили в сетях младенца, который вел себя странным образом: в воде резвился, а в доме становился вялым и апатичным. Малыш оказался ребенком водяного. Рыбаки вернули его отцу с условием, что тот обеспечит им богатый улов, что и было соблюдено.

Есть поверье, что утонувший остается слугой водяного до тех пор, пока не найдет себе замену, то есть кого-нибудь не утопит. Но и тогда он не покидает подводного царства, а сам становится водяным.

ПОДНИМИТЕ МНЕ ВЕКИ

Каждый помнит повесть Н. В. Гоголя «Вий». Но мало кому известно, кто он на самом деле. Есть версия, что он служит Чернобогу и является проводником его смертоносной силы, а также тюремщиком для грешников в преисподней, которых собственноручно наказывает.

Он способен убить взглядом, и именно поэтому глаза этого существа постоянно прикрыты тяжелыми веками. Самостоятельно поднять веки он не может, веки демону поднимают слуги с помощью вил. Есть мнение, что его имя произошло от украинского вийи — «ресницы». Но вполне возможно, что оно появилось от глагола «виться», так как внешне Вий напоминает растение, его тело покрыто комьями земли, безобразными корнями и кожей, похожей на кору дуба.

Некоторые исследователи связывают этот персонаж со святым Касьяном, который тоже обладал способностью убивать взглядом. По преданию, Касьян ничего не видит из-за тяжелых длинных ресниц, доходящих до колен, и только один раз в четыре года, 29 февраля, ему позволяется поднять их и взглянуть на мир. И то живое, на что он посмотрит, мгновенно погибает.

Не потому ли считается, что високосному году всегда сопутствуют неурожаи, голод, болезни и прочие несчастья?

Галина БЕЛЫШЕВА

Ниже огромная подборка всякой нечисти.
Может и , но мне понравилось...

Анцыбал (анцыбул, анчибал, анчибил) - болотный черт.
Название анцыбал нередко относится к нечистой силе, обитающей в болоте. Это название укрепилось в бранных выражениях: "Ах ты, анцыбал этакой!" (Курская обл.), "Анчибал ты проклятый!", "Чтоб тебя подхватил анчибил!" (Орловская обл.)

Черт (по-старославянски - анчутка) живет то в воздухе,

То в воде

И, как всякая нечисть, мгновенно отзывается на упоминание своего имени.
Полевые анчутки выглядят как маленькие женщины и мужчины. Среди них есть дикушники, картофельники, конопельники, овсянники, просонники, рожники и пр.

Аука (от «Ау!») - дух леса, который любит отзываться сразу со всех сторон и может завести человека в чащу не хуже Ивана Сусанина.

Баба-яга - костяная или золотая нога, живущая «в избушке на курьих ножках» и строящая козни путешествующим.

Бабай - Таинственное существо у славян в образе страшного старика, которым пугают детей.
В поверьях северных районов России бабай - страшный кривобокий старик. Он бродит по улицам с палкой. Встреча с ним опасна, особенно для детей.

Банник - дух, живущий в бане, похож на крохотного, но очень сильного старичка с длинной и лохматой бородой, покрытой плесенью. Любимое развлечение банника - шпарить моющихся кипятком, раскалывать и «стрелять» камнями в печи-каменке, а также пугать парящихся стуком.

Барабашки встречаются в мифологиях разных народов и в частности в славянской мифологии это - хулиганистые домашние духи. Наполняют квартиру странными звуками, воруют вещи; отказываются загореться спички, зато веселым пламенем ни с того ни с сего полыхают сапоги. Значит барабашка вышел на охоту.

Боли-бошка - дух леса, большеголовый и неуклюжий старичок с хитрыми глазами. Он может выйти навстречу грибнику или ягоднику и попросить помочь-найти утерянную корзинку. Затем боли-бошка вскакивает на шею и водит человека по лесу, пока тот не заблудится.

Болотница - родная сестра русалкам, только живет на болоте, в белоснежном цветке кувшинки с котел величиной. Она красива, но прячет от человека свои гусиные ноги с черными перепонками. Завидев путника, болотница начинает горько плакать. Но стоит сделать к ней хоть шаг, чтобы утешить, как злодейка тащит человека в топь.

Болотняник - родич водяного и лешего, дух болота в виде седого старика с широким желтоватым лицом. Любит гулять по берегу и пугать идущих через болото людей резкими звуками.

Боровой - почти тоже, что леший, дух бора, рощи. Похож на громадного медведя, но без хвоста. Питается животными, хотя иногда заедает и людей.

Бука - маленькое злобное существо, которое живет в шкафу детской комнаты или под кроватью. Его видят только дети, и дети же от него страдают, так как Бука очень любит по ночам нападать на них - хватать за ноги и тащить под кровать или в шкаф (свое логово). Боится света, от которого может погибнуть и веры взрослых людей. Боится, что взрослые в него поверят.

Водяница - женский дух воды. По В. И. Далю, русские крестьяне считали, что это утопленницы из крещеных.

Водяной (водяной шут или черт, рмутник) - предстает в виде мужчины с отдельными чертами животного. В «Толковом словаре… » Даля содержится такое его описание: «Это нагой старик; весь в тине, похожий обычаями своими на лешего, но он не оброс шерстью, не так назойлив и нередко даже с ним бранится». Водяной, чтобы заманить человека к себе в воду, может превратиться в ребенка, скотину, крупную рыбу и т.п. Этот дух пугает и топит купающихся, разгоняет и выпускает из невода рыбу, разоряет плотины мельниц. Его любимое место - болото, речные омуты и водовороты. Водяной командует русалками, ундинами и прочими водными жителями.

Возила - дух-покровитель лошадей, подобие дворового. Он выглядит как человек, но с конскими ушами и копытами. Возила, живет на конюшне, оберегает лошадей от болезней и хищного зверя.

Волкодлак - воины-оборотни из свиты Ярилы и Велеса., полулюди - полуволки по верованиям древних славян. Внешним признаком волкодлака является растущая на голове волчья шерсть (длака), заметная уже при рождении. От нее и происходит данное славянское наименование.

Домовой - дух, который живет в каждом доме. Выглядит как человек, часто похож на хозяина дома. Живет в углу, под порогом, на чердаке, в печной трубе и др. Домовой покровительствует рачительным, трудолюбивым хозяевам, которые его уважают и умеют ему угодить. Перед смертью кого-нибудь из семейства дух воет, стонет, стучит и т.п. Ленивых и беспутных хозяев, которые не оказывают ему почтения, домовой не любит и может довести до разорения.

По русским поверьям, в году есть один день, посвященный домовому, - 10 февраля. Именно в ночь на 10 февраля домовому оставляют угощенье - хлеб, сало, что-то сладкое, иногда наливают вина. Все это кладут в тарелку и ставят в укромном уголке на пол.

Домовой, которого хозяева не уважили угощеньем, может натворить в доме бед: разбросать вещи, рассыпать продукты, побить посуду, шуметь по ночам.

Дрема - ночной дух в образе маленького человечка или доброй старушки с убаюкивающим голосом. Он приходит к детям, закрывает им глаза перед сном, а взрослым навевает кошмары.

Жиж (огневик) - дух огня, который постоянно расхаживает по земле, испуская из себя пламя, которым то согревает почву, то разжигает пожары.

Зюзя (Зюзик) - бог зимы.

Кикимора (шишимора) - злой дух дома в облике карлика или маленькой женщины, у которой голова с наперсток.

Иногда ее считают женой домового. Даль описывает, что кикимора - разновидность домового, днем сидит невидимкою за печью, а по ночам проказит с веретеном и прялкой, а также бросает посуду, мешает спать, путает пряжу.

Кикимора враждебна мужчинам. Она может также вредить домашним животным, в частности курам.

Кикимора болотная - Злой, болотный дух. Близкая подруга лешего - кикимора болотная. Живет в болоте. Любит наряжаться в меха из мхов и вплетает в волосы лесные и болотные растения. Но людям показывается редко, ибо предпочитает быть невидимой и только кричит из болота громким голосом. Маленькая женщина путающая пряжу и ворующая маленьких детей, затаскивает зазевавшихся путников в трясину где она и обитает.

Лесавки - Дети лешего и кикиморы. Они любят шалить, сбивают с дороги путников, путают тропы, сыплют на голову труху и обматывают паутиной.

Леший - властелин леса. Жилищем ему служат густые камыши и лесные трущобы,’ он может вырастать выше деревьев, а может быть ниже травы. Люди видят его дряхлым стариком, у которого вся одежда вывернута наизнанку. Леший любит кричать в лесу, заводить в чащобу людей, хохотать и хлопать в ладоши.

Лихо одноглазое - дух зла, несчастья, олицетворение горя. Предстает перед людьми либо как огромный одноглазый великан, либо как высокая страшная худая женщина с одним глазом. Когда рядом с человеком находится Лихо, его начинают преследовать самые разные несчастья. Появилась даже пословица: «Не буди лихо, пока оно тихо».

Навьи (навки, мавки) - враждебные духи умерших, первоначально чужеплеменников, умерших не в своем. роду-племени, позднее - души иноверцев. По украинским поверьям, мавки имеют спереди человеческое тело, но со спины у них видны все внутренности. В мавок превращаются умершие до крещения дети. Очень часто в восточнославянском фольклоре навьи отождествляются с упырями. Они вызывают стихийные бедствия, болезни или смерть людей и скота.

Жилище древних славян было защищено от мавок магической символикой. Вне пределов дома наши предки носили разные обереги, пользовались заговорами, а свою одежду в тех местах, где навьи могли проникнуть к телу (ворот, застежка, обшлага рукавов, подол), украшали вышивкой, состоящей из охранительных магических знаков. Имелся еще один способ не подвергаться воздействию навий - задобрить их, пригласив помыться в бане.

Мокруха - хулиганистый домашний дух, согласно поверью, оставляет мокрое место там, где посидит.

Овинник (гуменник, подовинник, овинный, жихарь, дедушко, подовинушко, овинный батюшка, овиннушко, царь овинный) - в славянской мифологии дух, живущий в овине (на гумне).

Овинник считался самым зловредным из всех духов, окружающих крестьянина в его повседневной жизни: если залютует, ублажить его было нелегко! Разве что принести к овину пироги и петуха: петуху у входа отрубали голову и кровью кропили по всем углам, а пирог оставляли в подлазе. Вообще угощение и почет овинник любил так же, как все его нечистые сородичи. Опытные хозяева не иначе начинали топить овин, как попросив у «хозяина» позволения. А после того, как мужик сбрасывал последний сноп, прежде чем идти домой, обращался к овину лицом, снимал шапку и с низким поклоном говорил: «Спасибо, батюшка-овинник: послужил ты нынешней осенью верой и правдой!» Именины его отмечали на Воздвиженье и на Покров (1/14 октября). Внимательным хозяевам он не вредил, а отплачивал добром за почет.

Полевик - Иногда люди встречали в поле старичка, невзрачного с виду и донельзя сопливого. Старичок просил прохожего утереть ему нос. И если не брезговал человек, в руке у него неожиданно оказывался кошель серебра, а старичок-Полевик исчезал. Таким образом наши предки выражали простую мысль, что Земля щедро одаривает лишь тех, кто не боится выпачкать рук.

Русалка - зачастую представляется в облике женщины, живущей в воде.

Иногда в полях - полуденица

Или на деревьях - древесная русалка .

У нее всегда длинные распущенные волосы светлого или зеленого цвета. Считалось, что у русалки между пальцами есть перепонка, а вместо ног - рыбий хвост.

Согласно народным поверьям, русалками становятся все младенцы женского пола, родившиеся мертвыми или умершие без крещения,

А также взрослые утопленницы. В Украине к русалкам относят и мавок (навок) .

Русалки живут на дне рек, но иногда выходит на берег. Там они могут качаться на прибрежных деревьях и петь. Голос у них такой завораживающий, что услышавший это пение человек полностью подчиняется их воле. Попавшую к ним жертву русалки могут защекотать до смерти, поэтому украинцы называют их еще лоскотухами. Иногда русалки, прежде чем щекотать, загадывают человеку загадки, и если он их не отгадает, то гибнет. Считалось, что для отпора нужно бросить мавке в лицо полынь.

Трясовицы - Русские демоны болезни, упоминаемые в заговорах.
Их представляли в виде двенадцати безобразных женщин, насылавших на людей различные болезни. В некоторых текстов заговоров подчеркивается их связь с нечистой силой, поэтому говорится о том, что Трясовицы появляются у постели больного в дьявольском обличьи. В заговорах трясовицы названы по имени: Тресея, Отпея, Гладея, Аввариуша, Храпуша, Пухлея, Желтея, Авея, Немея, Глухея, Каркуша.

Упырь (вампир) - злой дух (позднее «живой мертвец»), пьющий кровь у людей и животных. Обычно вампирами становятся люди, умершие насильственной смертью или в молодом возрасте, самоубийцы, а также связанные с нечистой силой колдуны. Чтобы упырь не встал из могилы и не пил людскую кровь, русские крестьяне еще в XIX ст. вбивали осиновый кол в место его погребения.

Вся эта нечисть боится крестного знамения, запаха ладана, освященного нательного крестика, молитвы, народных заговоров, металлических колющих и режущих предметов, четных чисел, пения петуха и др. И, конечно, на дух не переносит различных оберегов (например, в виде растений - мак, полынь, крапива и др.).

Ну, вот, собственно это - всё. Надеюсь, вам понравилось.

  • Сергей Савенков

    какой то “куцый” обзор… как будто спешили куда то