Интересные фото. Бородатая женщина Юлия Пастрана. Интересные фото Борода — признак генетической болезни

Страсти вокруг Кончиты — бородатой победительницы Евровидения — заставляют вспомнить других известных в истории женщин с густой растительностью на лице. Самая известная из них — бородатая женщина Юлия Пастрана. (Интересные фото).

Женщина-обезьяна.

Родилась Юлия около 1834 года в индейской семье, а перед публикой предстала впервые в 1854 году, в Нью-Йорке.
Жутковатого вида женщину при жизни называли «женщиной-обезьяной» из-за покрывавших всё её тело густых волос и из-за схожести её лица с мордой гориллы.

К тому же, и без того безобразное лицо Юлии «украшала» жёсткая чёрная борода. А рост Пастраны по людским меркам тоже был очень мал — всего 138 см.

Бородатые женщины на потеху публике.

Известно, что в прежние века людей с уродствами, в том числе, бородатых женщин, часто показывали в цирках, на площадях, возили по ярмаркам. Юлию постигла та же участь – она два десятилетия удивляла и ужасала своим видом толпы зевак в Европе и Америке.
Публика глазела на обделённую природой женщину как на диковинное животное, некоторые называли её «чудовищем» среди людей.

Борода — признак генетической болезни.

Много позже наука разобралась, что подобные виды уродства вызываются генетическими нарушениями, но в те времена за демонстрацию девушки, с врождённым заболеванием под названием гипертрихоз, её хозяева получали огромные деньги.

Гипертрихоз – вдвойне неприятная болезнь, потому что она приводит не только к появлению волосяного покрова на всём теле (в том числе — и лице), но и к непропорционально быстрому росту отдельных частей тела. Так у Юлии челюсти, нос и уши имели более крупные размеры, чем обычно бывает у среднего человека. Именно это придавало ей сходство с обезьяной.

Интерес для науки.

Известно, что Ю.Пастраной заинтересовался в своё время (в интересах науки) даже Чарльз Дарвин, который как раз в то время разрабатывал свою знаменитую Теорию эволюции.
Учёному посоветовали обратить внимание на необычную, заросшую шерстью, девушку, как на возможное «потерянное звено» между обезьяной и человеком. У ученого в записках остались упоминания о Юлии, как о танцовщице, имевшей мужскую бороду.

Бородатая артистка.

Надо сказать, что в свои молодые годы Юлия Пастрана, вопреки своему уродству, была хорошо сложена, прекрасно танцевала, и отличалась приятным голосом с уникальными горловыми звуками.

Благодаря этим способностям, Юлия была артисткой цирка, долго выступала в качестве танцовщицы и певицы.

Замужество женщины-обезьяны.

Популярность бородатой артистки в те времена была столь высока, что к ней сватались десятки ухажеров. Но добиться её руки удалось лишь одному импресарио, который и женился на Юлии в 1857 году.


Считается, что основная причина этой странной женитьбы весьма банальна: предприимчивый молодой человек не хотел терять источник дохода, который постоянно поступал в его карман от показов публике своей волосатой подопечной.

Бородатая артистка посетила Россию.

Юлии Пастране удалось посетить и Россию во время одних своих гастролей.
В нашей стране волосатую артистку ожидала настолько огромная известность, что даже у Льва Толстого в одном из рассказов имеется упоминание о ней.

Смерть бородатой артистки.

Жизнь Юлии Пастраны неожиданно закончилась во время тяжелых родов в 1860 году. По некоторым сведениям произошло это в России.
Младенец также скончался сразу после рождения. К тому же, врачи выяснили, что у новорожденного имелась та же болезнь, связанная с усиленным ростом волос на теле.

Юлия Пастрана приносила доход и после своей смерти.

Как же поступил импресарио, потерявший жену и сына, долго ли он горевал?
Оказалось – совсем не долго. Он понял, что и после смерти его умершие члены семьи могут приносить деньги.
Делец забальзамировал трупы жены и сына, и стал возить их мумии для демонстрации в разных странах.

Даже когда предприниматель сам умер, мумии стали использоваться то одними, то другими случайными людьми с теми же целями зарабатывания денег, пока след останков полностью не затерялся на полтора века!

Завершение истории бородатой женщины.

Но забальзамированные экспонаты не исчезли навсегда.
Их в 1990 году обнаружили в Норвегии, в столичном Институте судебной медицины.
Таким образом, только через 152 года после смерти, мумифицированные останки бородатой женщины были возвращены в Мексику, на родину Юлии Пастраны.
История «женщины-обезьяны», наконец-то, завершилась.

Юлия или Хулия Пастрана ( Julia Pastrana , Мексика — 25 марта , ) — с врождённым , в выставлявшаяся на множестве передвижных выставок в .

Биография

Хулия Пастрана относилась к коренным жителям — индейцам, родилась предположительно в , где-то в горных лесах (штат ) , вдали от населённых мест. Она страдала , то есть её лицо и тело, кроме ладоней и подошв, были полностью покрыты прямыми чёрными жёсткими плотными волосами. Её уши и нос были необычайно большими, а зубы — неровными, что делало её похожей на гориллу. Рост её был совсем небольшим — всего 138 сантиметров.

Описание её внешности и характера оставил, в частности, упомянувший, что, несмотря на уродство, Пастрана замечательно танцевала и была доброй и приветливой . Она научилась читать и писать на испанском и английском, а также готовить еду и шить.

Настоящая история Хулии Пастраны неизвестна. В брошюрах XIX века, сопровождавших её выступления, она описывается примерно следующим образом. Индейская девушка по имени Эспиноса была в 1830 году разлучена со своим племенем: соплеменники думали, что она утонула. Эспиноса впоследствии, когда её нашли, говорила, что она была захвачена в плен и заключена в пещеру группой враждебных индейцев в районе, полном хищных зверей, хотя этот факт никогда не был подтверждён. Эспиносу сопровождала девочка в возрасте примерно четырёх лет, и Эспиноса утверждала, что это не её дочь, что она нашла девочку в лесу (как она оказалась там — неизвестно) и привязалась к ней. Позднее Эспиноса вышла замуж и крестила ребёнка как Хулию Пастрану. Затем Эспиноса умерла, а Хулия переехала в соседнюю деревню. В конце концов девушка стала служанкой в семье губернатора штата Синалоа Педро Санчеса, где работала в течение многих лет, но в апреле 1854 года предпочла вернуться в родные места .

По дороге домой она встретила американца М. Райтса, который в её необычной внешности сразу увидел возможность заработка, и в том же году Хулия, согласившаяся на его предложение, отправилась в . Её первое появление в качестве экспоната на шоу уродов состоялось в Готическом зале Нью-Йорка. Затем она оказалась в Кливленде, но уже с другим менеджером (а скорее всего — хозяином) по фамилии Бич. Там она принимала участие в торжественных балах и военных парадах, и якобы солдаты выстраивались в очередь, чтобы потанцевать с ней. Затем она отправилась в , в Великобританию, с очередным менеджером — Теодором Лентом (также известный как Льюис Б. Лент), который выкупил её у прежнего хозяина. До прибытия в Лондон в газетной рекламе она описывалась как «неописуемая» .

Лент научил её танцевать, играть на музыкальных инструментах и взял в мировое турне под названием «бородатые и волосатые леди». В демонстрировалась в , в том числе в 1860 году — в . Она упоминается в первом томе романа « », повести «Поликушка», рассказе «На «Французской выставке за сто лет», водевиле «Жених из долгового отделения» И.Е. Чернышева, а также во многочисленных текстах мемуарного характера. писал жене, что граф , заплатив 200 рублей, привёз Юлию в своё имение , где её заставили вечером гулять под руку с господами из высшего общества . свидетельствовал, что даже на рубеже веков Пастрана ещё упоминалась в выкриках балаганщиков. В начале XX века в России ходила почтовая открытка с изображением усатой и бородатой женщины.

Театр

Личная жизнь

К этому времени Хулия, уже ставшая известной, получила множество предложений о браке. Тем не менее, все они были отвергнуты, так как все претенденты, по словам Хулии, не были достаточно богаты. Считается, что она давала отказы под влиянием Теодора, желавшего выдать её замуж за как можно более богатого человека, которого он старался найти. Однако к этому времени Хулия сама заработала на выступлениях много денег, и на ней решился жениться сам Теодор в 1857 году .

Мумии вскоре исчезли из поля зрения общественности. Они появились в в 1921 году у некоего господина Лунда, который демонстрировал их в своей «Комнате ужасов». В 1943 году, во время войсками , нацисты постановили уничтожить коллекцию Лунда, но он сумел убедить их, что демонстрирование «женщины-обезьяны» сможет принести в казну Рейха хорошие деньги, и в итоге мумии Хулии и её сына демонстрировались публично в оккупированной Норвегии.

Мумии были выставлены до 1970-х годов, когда начались многочисленные протесты против правительства в связи с предполагаемым туром с мумиями по , и они были выведены из поля зрения общественности. Вандалы ворвались в хранилище в августе 1976 года и изуродовали мумию ребенка. Останки её были съедены мышами. Мумия Хулии была украдена в 1979 году, но хранилась в в с тех пор, как тело было обнаружено полицией, но не опознано. Оно было обнаружено в 1990 году и находилось в запечатанном гробу на кафедре анатомии университета Осло с 1997 года. В 1994 году рекомендовал похоронить её, но решили сохранить тело, чтобы ученые могли проводить с ним исследования. Для получения доступа к останкам Хулии Пастраны требовалось специальное разрешение, выдаваемое обычно только учёным.

В апреле 2012 года согласился вернуть тело Мексике. Её изучались в Королевском колледже хирургов в . Хулию Пастрану похоронили в Мексике спустя 150 лет после её смерти. Церемония состоялась 12 февраля 2013 года в городе . Мумифицированное тело Пастраны похоронили в белом гробу, украшенном белыми розами.

Литература

  • Аверченко А. Т. Бритва в киселе. — М. , 1990. — 466 с.
  • Gylseth, Christopher Hals; Lars O. Toverud, (2003). Julia Pastrana: The Tragic Story of the Victorian Ape Woman. Sutton. . OCLC 52829869.
  • Miles, A.E.W. (febrero 1974). «Julia Pastrana: The Bearded Lady» (PDF). Proceedings of the Royal Society of Medicine 67 (2): pp. 160-164. PMID 4595237. PMC 1645262 .
  • Bondeson, Jane. «Gabinete de Curiosidades Médicas». Primera Edición en Español 1998. (Есть отрывки на Google Books)
  • Carol Birch «Orphans of the Carnival» — 2016, 352 pages

Мексиканка Юлия Пастрана младенцем была найдена в 1834 году в лесах Сьерра-Мадре. Несмотря на нормальное телосложение, у нее было лицо, похожее на морду орангутанга, которую дополняла окладистая черная борода. Она имела колоссальный успех, выступая в цирке. И поговаривают, что ей было сделано 20 предложений руки и сердца. Умерла она в возрасте 26 лет при родах.

В середине 19 века известному американскому шоумену Тейлору Барнуму пришла в голову идея получать прибыль, показывая в цирках уродов. Первым экспонатом была рабыня-негритянка, которую он демонстрировал как 161-летнюю няню самого Джорджа Вашингтона. Затем последовали лилипуты, сиамские близнецы и прочие диковинные создания – ошибки природы. Стали образовываться также музеи «курьезных редкостей» (паноптикумы), в которых выставлялись феномены, за осмотр которых обыватели выкладывали немалые деньги. Предприимчивые дельцы покупали у родителей их уродливых детей, или же приглашали на работу взрослых «феноменов» в шоу «фриков».

Но, пожалуй, наибольшего успеха у публики добилась женщина-монстр из Мексики Юлия Пастрана. Ребенком ее обнаружили крестьяне в лесах одного из хребтов Кордильер, вдали от населенных мест. Было совершенно непонятно, как она туда попала. Но, когда девочка выросла, приемные родители продали ее содержателю паноптикума, который стал демонстрировать это чудо за деньги. Многие отмечали, что в облике девочки было что-то нечеловеческое, а лицом она напоминала орангутанга. Она поражала и приводила в ужас многих. Казалось, что девушка, по выражению очевидца, « легко может укусить себя за ухо».

Вот как ее описывал современник: «Руки ее красивы, ноги стройны, но поражало лицо! Уши у нее огромные, глаза черные, быстрые и в очертании длинные и узкие. Лоб низкий и сплющенный, нос широкий и совершенно без хряща, волосы на голове, бороде и бакенбардах черные, как смоль, и вообще, все лицо покрыто ими». Вот еще одно описание: «Щеки, подбородок ее покрыты густыми волосами. Усы довольно редкие. На ушах - темные клочья волос. Затылок, грудь, руки также покрыты волосами».

Впрочем, Юлия не была умственно отсталой и могла неплохо поддерживать разговоры на любые темы, знала два языка. Она быстро освоила цирковое искусство. Впрочем, ей не надо было сильно стараться, чтобы вызвать эмоции у зевак. Номер был прост. Пастрана обходила по барьеру цирковую арену несколько раз, обольстительно улыбаясь зрителям, заговаривая с ними и посылая воздушные поцелуи галерке. Впоследствии она выучила несколько песен и даже танцевала. Впрочем, ее пение пугало зрителей странными горловыми звуками.

Проведя успешные гастроли в Германии и Англии, в 1858 году Пастрана прибыла в Москву. В газете "Ведомости московской городской полиции" было опубликовано следующее объявление: «В саду "Эрмитаж" в четверг, 3 июля, большой увеселительный и музыкальный вечер, в котором прибывший в сию столицу известнейший феномен мисс Юлия Пастрана в первый раз будет иметь честь явиться пред московскою публикой. Цена за вход 1 рубль 50 копеек серебром с персоны. Дети платят половину».

Пожалуй, в России ее ждал самый грандиозный успех. В течение июля Пастрана дала восемь представлений. Хозяин цирка Шлезак чуть не плакал от досады, ведь его балаган не мог вместить всех желающих. Более 200 человек каждый раз возвращались домой, как говорится, несолоно хлебавши, из-за невозможности приобрести билет.

Юлия постоянно меняла свои костюмы - появлялась на эстраде то в тунике греческой богини, то в костюме американского матроса. Она танцевала испанские танцы, пела. Вся Москва обсуждала ее гастроли. Позже даже вышла в свет книга «Удивленная Москва в толках и анекдотах о знаменитой мисс Юлии Пастране».

Впрочем, некоторые гуманисты писали возмущенные статьи, так как считали, что «…жертва каприза природы сделалась игрушкою жадных корыстолюбцев». Автор одной из статей признавался, что смотрел на представление с тяжелым чувством и вопрошал читателя: «Зачем же водить эту женщину по толпе, как ученого зверя?» Впрочем, нездоровое любопытство брало верх над человеколюбием, и ажиотаж вокруг Пастраны продолжался.

О ней стали даже рассказывать сплетни и было невозможно понять, где кончается правда и начинается ложь. Некто Аскоченский, известный сплетник Москвы того времени, вначале высмеивал ее представление, затем делал недвусмысленные намеки: «дикая певица, сделав обычный книксен, завыла какой-то испанский романс, говорю -- завыла, потому что в голосе ее есть ноты, сильно напоминающие вой шакала». Далее он сообщал о… сватовстве к ней, и как Пастрана "ловко отвечала искателям ее руки… "

Сплетники говорили даже о количестве воздыхателей – их было якобы 20, и называли имя одного - 53-летнего толстяка-англичанина Роджера Барка. Этот «жених» весил 240 килограммов и имел огромный живот! Но то ли он был Юлии не по нраву, то ли девушка была разборчивой невестой, но свадьба не состоялась.

Впрочем, у Пастраны все же имелся какой-то тайный возлюбленный, от которого в Германии она родила мальчика. Роды были очень тяжелыми, понадобилось кесарево сечение, и от потери крови Юлия умерла. Ее младенец также погиб и, как рассказывают врачи, был похож на мать (весь покрыт волосами).

Но тело Пастраны не оставили в покое даже после смерти. Содержатель паноптикума Гаснер забальзамировал ее и выставил в своем "музее" - под стеклянным колпаком. Ее тело демонстрировали в Пассаже Петербурга.

Как вспоминал актер Василий Далматов, «одета и причесана она была точно так же, как во времена своих выступлений. У ног ее лежала официальная бумага, удостоверявшая, что обмана тут никакого нет и экспонат подлинный. Большие черные глаза забальзамированной чудо-женщины глядели на посетителей паноптикума ласково, точно живые. И в них были грусть и укор...».

Спустя 152 года после того, как скончалась бородатая женщина Юлия Пастрана, ее мумифицированные останки будут переданы на родину, в Мексику, где их, наконец-то, ждет захоронение. Современники называли Юлию "женщиной-обезьяной" из-за того, что все ее тело было покрыто густыми волосами, а на лице, которое напоминало морду гориллы, росла борода. На протяжении почти двух десятилетий ее возили по Европе и Америке и выставляли на публику как диковинное животное, а толпы людей в просвещенных столицах валом валили, чтобы увидеть редкое "чудовище".

Лишь в XX веке стало понятно, что ее уродство было вызвано болезнью, но в XIX столетии находчивые хозяева-импрессарио перекупали Юлию друг у друга, чтобы выставлять напоказ за деньги, следуя моде на демонстрацию всевозможных уродств. Ею заинтересовался сам Чарльз Дарвин, а сторонники теории эволюции считали, что она является "потерянным звеном" между обезьяной и человеком. И все же удивительное жизнеописание этой женщины-урода говорит о том, что чудовищами на самом деле были все действующие лица этой истории, кроме нее самой. Впрочем, называть окружавших ее людей монстрами было бы все-таки преувеличением: таковы были нравы того времени, да и в XX столетии люди продолжали выставлять напоказ останки Юлии и ее умершего в младенчестве сына, собирая с публики деньги за билеты.

Лишь в августе 2012 года было принято решение о том, что университет Осло, в котором мумия хранилась на протяжении 15 лет под предлогом необходимости ее научного изучения, должен передать ее мексиканским властям для предания земле. После запроса от журналиста мексиканской газеты Reforma, Департамент образования и науки Норвегии выяснил, что останки Пастраны так и не были исследованы, и попросил университет оценить степень необходимости их изучения. Департамент постановил, что если никакие научные работы проводить не надо, мумию женщины необходимо захоронить. 4 июня Национальный комитет Норвегии по анализу исследований человеческих останков опубликовал заявление, в котором призвал власти предать земле Юлию Пастрану. Авторы ссылались на общие этические принципы уважения к человеку, а также предположили, что воспитанная в католической традиции Юлия должна быть похоронена по христианскому обряду.

В заявлении подтверждаются основные факты биографии женщины и диагноз болезней, вызвавших ее уродство. Причиной ее необычной, жутковатой внешности был гипертрихоз - заболевание, сопровождающееся ростом волос по всему телу, в том числе, на лице, а также гиперплазия (избыточный рост тканей). Следствием этой болезни стало то, что уши, нос и челюсти Юлии были очень крупными, а зубы - иррегулярными: врожденное уродство сделало ее похожей, скорее, на обезьяну, чем на человека. Рост ее составлял около 150 сантиметров, что, в принципе, является нормой для человека, и у нее было совершенно нормальное телосложение. Ученые из Осло подтвердили, что она родилась в 1834 году в семье мексиканских индейцев, однако документальные свидетельства о ее жизни появляются лишь в 1854 году - в этот момент она была впервые выставлена на всеобщее обозрение в Нью Йорке.

По словам врача и историка медицины из Университета Кардиффа Яна Боденсона, написавшего книгу о Пастране, 20-летнюю Юлию открыл миру американец М. Рейтс (M. Rates). Девушка работала прислугой в доме губернатора мексиканского штата Синалоа. Увидев ее, Рейтс понял, что на ней можно неплохо заработать. В Нью-Йорке, куда он привез ее, Юлия привлекла внимание не только зевак, но также журналистов и ученых, которые проводили научные исследования, пытаясь объяснить причины ее необычной внешности. Профессор Александр Мотт (Alexander Mott) назвал ее "самым удивительным из существующих созданий", а доктор С. Брaйнерд (S. Brainerd) даже заявил, что она являет собой отдельный новый вид. Пока ученые спорили, девушку - с нехитрой целью наживы - перекупали друг у друга "импрессарио", которых, по всей видимости, можно смело назвать "хозяевами".

Несмотря на уродство, Юлия отличалась грациозностью, кроме того, она пела и танцевала. Есть свидетельства того, что на одном из военных балов она танцевала с офицерами. Многие также отмечали, что у нее приятный мелодичный голос. Помимо своего родного языка, она владела английским и испанским, ей нравилось путешествовать, готовить и шить. Во время ее "турне" по Европе власти Германии запретили выставлять ее, и после этого она играла в театре, закрыв лицо маской, до тех пор пока обман не раскрылся. О Юлии писали, что она хорошо воспитана, дружелюбна, обладает тягой к знаниям и вполне охотно разрешает ученым проводить над ней исследования. Тем не менее, все это время продолжались дебаты относительно того, каким животным она являлась.

Эти споры получили новое развитие в Лондоне, куда ее привез новый владелец по имени Теодор Лент (Theodor Lent). В книге "Викторианское чудо: Юлия Пастрана, бородатая и волосатая женщина", ее авторы Дж. Браун (J. Browne) и С. Мессенджер (S. Messenger) утверждают, что девушка приехала в британскую столицу вскоре после публикации скандальной работы Чарлза Дарвина "Происхождение видов" и в связи с этим некоторые сторонники теории эволюции называли ее "потерянным звеном" между обезьяной и человеком. Сам Дарвин тоже обратил на нее внимание, она даже упоминается в его работе "Изменение животных и растений в домашнем состоянии" (1868) как "испанская танцовщица, у которой росла густая борода, как у мужчины".

"Замечательные из женихов Юлии Пастраны", рисунок XIX века
(Нажмите, чтобы увеличить)

Считается, что руки бородатой барышни добивались десятки поклонников, сама она утверждала, что отвергла предложения руки и сердца по меньшей мере 20 претендентов. Возможно, именно для того, чтобы снять вопрос о браке и сохранить источник дохода, ее менеджер Лент женился на ней в 1857 году. Однако, судя по всему, у Лента были и другие помыслы - через два года выяснилось, что Юлия беременна.

Перед этим она успела посетить с "гастролями" Россию, где Юлия произвела фурор. В книге "Тайны XX века" писатель Геннадий Черненко приводит слова знаменитого русского актера Василия Далматова: "Я видел ее еще в детстве, в цирке, где она появилась в качестве певицы и танцовщицы, в коротком платье с декольте. Я помню даже ее горловые звуки и английские слова. Помню, как она напугала меня, когда ее водил импресарио по барьеру огромного цирка, и она, поравнявшись с нашей ложей у барьера, вздумала приласкать меня". Писатель также приводит сообщение газеты "Ведомости московской городской полиции": "В саду "Эрмитаж" в четверг, 3 июля, большой увеселительный и музыкальный вечер, в котором прибывший в сию столицу известнейший феномен мисс Юлия Пастрана в первый раз будет иметь честь явиться пред московскою публикой. Цена за вход 1 рубль 50 копеек серебром с персоны. Дети платят половину".

Черненко также цитирует статью петербургской газеты "Северная пчела", в которой утверждалось: женщина является жертвой каприза природы, ставшей игрушкой в руках жадных корыстолюбцев. Газета также сообщала, что даже изображения ее служат источником дохода: "Портреты Пастраны так распространены, что едва ли найдется постоялый двор между двумя столицами, где бы не было вывешено ее лицо". В саду "Эрмитаж" московская публика, точно так же, как перед этим американская и европейская, толкалась и давилась, чтобы увидеть выставленную напоказ "женщину-обезьяну". Юлия Пастрана приобрела в России такую известность, что о ней даже упомянул Лев Толстой в рассказе "Поликушка".

Впрочем, вскоре ее злосчастная карьера оборвалась трагическим образом, причем именно в России. В марте 1860 года она родила ребенка, который унаследовал ее волосатость и неправильное строение лица. Она скончалась от послеродовых осложнений через пять дней после родов, ее сын умер спустя несколько часов после рождения. Однако ее муж решил, что смерть несчастной женщины не является достойным поводом для того, чтобы перестать на ней зарабатывать. Теодор Лент передал трупы жены и сына профессору Московского университета Суколову, который забальзамировал их доселе неизвестным способом: в отличие от египетских мумий, останки сохранили цвет и форму и в целом выглядели вполне натурально.

Лент продолжил "гастролировать", на этот раз выставляя мумии. К этому чудовищному турне присоединилась женщина, очень похожая на Юлию, которой он дал имя Зенора. Видимо, она страдала теми же болезнями. В 1880 году они поселились в Петербурге и открыли музей восковых фигур. В конце жизни Лент сошел с ума - он закончил свои дни в психиатрической лечебнице. Но мрачная история Юлии не прекратилась и с его смертью. Мумиями Пастраны и ее сына завладела Зенора, передавшая их в Германию, где их выставляли на множестве ярмарок. Затем они попали в Вену и на протяжении нескольких десятилетий переходили из рук в руки, пока в 1990 году не обнаружилось, что они находятся на хранении в Институте судебной медицины в Осло. Коллегия Университета Осло еще в 1994 году рекомендовала предать земле останки Пастраны, взяв образцы ДНК для дальнейших исследований. Потребовалось почти 20 лет для того, что этот призыв был наконец-то услышан.

Не так давно человеческие зоопарки и "фрики" считались приемлемой формой развлечений; сегодня они смотрятся с отвращением, поскольку этические границы нарушаются ради славы и прибыли. В 19 веке одной из таких людей была «бородатая леди». Юлия Пастрана была выставлена ​​на показ при жизни и довольно долго демонстрировалась после смерти. Только в 2013 году она наконец была похоронена в своем родном месте в Мексике с надлежащими почестями.

Юлия Пастрана родилась в горах Западной Мексики в 1834 году. Ее жизнь определялась ее внешностью. Она выросла только до 1,34 метра в высоту и 50 кг. в весе, но для большинства людей она была привлекательна тем, что все ее тело было покрыто волосами, кроме ладоней рук и подошв ступней.

Ее необычная внешность была результатом редкого врожденного заболевания, известного как синдром акромегалоидного гипертрихоза, который покрывал ее тело густыми волосами и вызывал необычные черты лица, в том числе аномально толстые губы и большую челюсть. У Пастраны также были густые изогнутые брови, ее нос был необычайно большим, зубы были неровные.

Ее мать была убеждена, что какая-то сверхъестественная сила была виновата во внешности ее дочери, в то время как местные мексиканские племена обвинили оборотней, которые, как говорили, вызывали мертворождения и уродства.

Бальзамированное тело Юлии Пастраны

Юная Юлия провела свое детство в приюте, став местной знаменитостью из-за ее необычной внешности. Узнав о ней, губернатор штата удочерил Юлию, чтобы она служила ему в качестве конферансье и горничной. Она оставалась в его доме, пока ей не исполнилось 20 лет, когда она решила вернуться в свое племя.

Однако ей так и не удалось завершить свое путешествие, потому что по дороге домой она встретила американского шоумена М. Рэйтса, который убедил ее выступить на сцене. Вскоре она начала свою карьеру в Соединенных Штатах и ​​Европе, участвуя в путешествиях и шоу-цирках.

Джулия добилась успеха как исполнительница, по-разному известная как «Женщина-обезьяна» или «Бабуин-леди». Ее дебют состоялся в Готическом зале на Бродвее в Нью-Йорке в 1854 году. Она носила красное платье и пела испанские песни, танцуя Горский флинг. Огромная аудитория стекалась на ее шоу, с нетерпением ожидая увидеть «женщину-медведя из дикой природы Мексики!», как ее рекламировали. Одна газета того времени описывала ее следующими словами: "Глаза сверкают, а челюсти, зазубренные клыки и уши ужасно отвратительны… почти вся её поверхность покрыта длинными блестящими волосами. Меж тем её голос достаточно гармоничен".

Идея Юлии как получеловека была основана врачом Александром Б. Моттом, который осмотрел ее и объявил ее гибридом человека и орангутанга. Стоит отметить, что в то время орангутанги считались самыми дикими и примитивными приматами. Продюсер Джулии также поддержала это утверждение, поделившись рекламными материалами, которые подчеркнули ее анималистичность. В ней она была описана как происходящая из племени «индейцев-корнеплодов», которые были «злобными и трудными в управлении», жили с животными и предавались близким отношениям с ними.

Юлия была на самом деле добросердечной, нежной женщиной. Она была очень умной, энергичной ученицей, которая научила себя петь и танцевать, она говорила на трех языках, включая английский. Джулия любила путешествовать, готовить и шить и была готова посвятить себя медицинскому исследованию, которое включало в себя исследование ее состояния, которое тогда озадачило многих врачей.

Прежде чем ее привезли в Европу, Юлия вышла замуж за своего следующего менеджера, мистера Теодора Лента, но их брак произошел в тайне. Многие полагали, что Джулия его очень любила и вышла замуж за любовь, а Теодор сделал это, чтобы полностью контролировать свой заработок. В одном из интервью для прессы Джулия заявила, что отклонила более 20 предложений о браке, потому что мужчины были недостаточно богаты.

В 1857 году в Лейпциге, Германия, Юлия появилась на сцене в пьесе, которая была написана специально для нее. Рекламные плакаты для шоу дали ей довольно гротескный вид, поскольку ее губы приобрели преувеличенный красный цвет, похожий на радикализированные образы афроамериканцев того времени. Когда немецкая публика увидела Пастрану, они сочли ее шоу дурным тоном и отвергли его. Ситуация быстро вышла из-под контроля, вызвав вмешательство полиции, которая должна была остановить шоу.

В январе 1860 года, когда она была в Москве, она родила мальчика, который умер через два дня. Через три дня после смерти мальчика сама Джулия скончалась, и последние слова на смертном одре были: «Я умру счастливой, я знаю, что меня любили за то, какая я есть».

Другая трагическая история рассказывает о том, как муж и менеджер Юлии продали тела ее и ребенка профессору анатомии Соколову в Москве. Соколов забальзамировал оба тела и публично показывал их. Когда муж узнал о прибыльных действиях Соколова, он попросил вернуть тела. После восстановления контроля над телом Джулии и ее сына, в течение следующих шести лет он выставлял их в стеклянных шкафах по всему миру.

Во время гастролей он встретил женщину Мари Бартел, которая очень напоминала Джулию, так как она также страдала от редкого заболевания. Он воспользовался ее положением и женился на ней, переименовав ее в Зенору Пастрану, и публично представил ее как сестру Джулии. Забальзамированные тела он спрятал, отложив их показы на какое-то время.

Трупы были похищены и позднее захоронены в Норвегии, где они были окончательно обнаружены полицией в 1967 году. Тела хранились на складе в университете в Осло, пока в 2005 году мексиканская художница Лорен Андерсон Барбата не привезла тело Джулии обратно в Мексику. Она сообщила: «Я чувствовала, что она заслужила право вернуть себе достоинство и свое место в истории и в мировой памяти». Наконец, 12 февраля 2013 года Джулию Пастрану похоронили.

  • Сергей Савенков

    какой то “куцый” обзор… как будто спешили куда то